Научная статья на тему 'Концептуальная модель морехозяйственной деятельности в регионе как основа систем информационной поддержки морского пространственного планирования'

Концептуальная модель морехозяйственной деятельности в регионе как основа систем информационной поддержки морского пространственного планирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
188
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ / МОРСКОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / МОРЕХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Вицентий Александр Владимирович, Шишаев Максим Геннадьевич, Ершова Александра Александровна, Гогоберидзе Георгий Гививич

В работе представлена концептуальная модель морехозяйственной деятельности, учитывающая интересы заинтересованных сторон (стейкхолдеров), разработанная на примере морехозяйственного кластера Мурманской области. Предлагаемая концептуальная модель может использоваться для решения задач интеллектуальной информационной поддержки управления морским (акваториальным) пространственным планированием региональных морехозяйственных комплексов. Дана характеристика проблематики морского пространственного планирования в АЗРФ на примере Мурманской области, представлены состав и структура модели в виде теоретико-множественных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Вицентий Александр Владимирович, Шишаев Максим Геннадьевич, Ершова Александра Александровна, Гогоберидзе Георгий Гививич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF REGIONAL MARITIME ACTIVITIES AS A BASIS FOR INFORMATION SUPPORT SYSTEMS FOR MARINE SPATIAL PLANNING

The paper presents a conceptual model of maritime activities that takes into account the interests of stakeholders and is developed using the example of the Murmansk region maritime cluster. The proposed conceptual model can be used to solve problems of intellectual information support for management of marine (aquatorial) spatial planning of regional marine economic complexes. The problem of marine spatial planning in the Arctic zone of the Russian Federation is discussed using the case of the Murmansk region, and the components and structure of the model in the form of set-theoretic relations are presented

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель морехозяйственной деятельности в регионе как основа систем информационной поддержки морского пространственного планирования»

УДК 004.9

А.В. Вицентий12, М.Г. Шишаев13, А.А. Ершова4, Г.Г. Гогоберидзе34

'. Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского НЦ РАН

2 Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» в г. Апатиты

3. ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»

4. Российский государственный гидрометеорологический университет, г. С-Петербург

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ КАК ОСНОВА СИСТЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОРСКОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ*

Аннотация

В работе представлена концептуальная модель морехозяйственной деятельности, учитывающая интересы заинтересованных сторон (стейкхолдеров), разработанная на примере морехозяйственного кластера Мурманской области. Предлагаемая концептуальная модель может использоваться для решения задач интеллектуальной информационной поддержки управления морским (акваториальным) пространственным планированием региональных морехозяйственных комплексов. Дана характеристика проблематики морского пространственного планирования в АЗРФ на примере Мурманской области, представлены состав и структура модели в виде теоретико-множественных отношений.

Ключевые слова:

концептуальная модель предметной области, морское пространственное планирование, Мурманская область, морехозяйственная деятельность.

A.V. Vicentiy, M.G. Shishaev, A.A. Ershova, G.G. Gogoberidze

CONCEPTUAL MODEL OF REGIONAL MARITIME ACTIVITIES AS A BASIS FOR INFORMATION SUPPORT SYSTEMS FOR MARINE SPATIAL PLANNING

Abstract

The paper presents a conceptual model of maritime activities that takes into account the interests of stakeholders and is developed using the example of the Murmansk region maritime cluster. The proposed conceptual model can be used to solve problems of intellectual information support for management of marine (aquatorial) spatial planning of regional marine economic complexes. The problem of marine spatial planning in the Arctic zone of the Russian Federation is discussed using the case of the Murmansk region, and the components and structure of the model in the form of set-theoretic relations are presented.

Keywords:

conceptual model of the subject area, marine spatial planning, Murmansk region, maritime activities.

Введение

В последние годы значение Арктики для социально-экономического развития Российской Федерации продолжает неуклонно возрастать. Но

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Мурманской области в рамках научных проектов № 17-47-510298 р_а, № 17-45-510097 р_а.

дальнейшее развитие и исследование Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) не может осуществляться в отрыве от развития новых информационных технологий и повышения эффективности их использования в различных сферах хозяйственной деятельности. В данной статье представлена часть работ, направленных на создание подходов к решению задач разработки научно-методических основ управления морским пространственным планированием развития морехозяйственных комплексов европейской части Арктической зоны Российской Федерации на основе интеллектуальных информационных технологий (на примере морехозяйственного кластера Мурманской области).

Главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, определены в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утвержден президентом РФ в 2008 году). Этим же документом вводится и система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности России.

Арктическая зона Российской Федерации, кроме прочего, характе-ризируется значительным экономическим потенциалом, который в настоящее время еще полностью не раскрыт. В российской Арктике сосредоточены крупные разведанные запасы углеводородов, металлов и другого ценного минерального сырья. Также большое значение для экономики страны имеют биологические ресурсы и транспортные коридоры северных морей. Значительная часть военного потенциала страны также располагается в северных и арктических широтах.

В АЗРФ входят территории девяти серверных регионов России (рис. 1) [1], а её площадь, с учетом континентального шельфа и морских исключительных экономических зон, составляет не менее тридцати процентов от общей площади страны. В этой связи, учитывая то, что Российская Федерация занимает третье место по протяженности береговой линии в мире, а также чрезвычайную важность морских пространств в пределах исключительной экономической зоны России для обеспечения социально-экономического развития страны, необходимость и актуальность решения задачи систематизации проблематики морского пространственного планирования развития морехозяйственных комплексов, а также разработки подходов к ее решению на базе современных интеллектуальных информационных технологий не вызывают сомнений. Решение этой задачи позволит проводить анализ и прогноз социально-экономического развития европейской части Арктической зоны Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности региона при решении задач территориального планирования морехозяйст-венного комплекса с использованием инструментария морского пространственного планирования и интеллектуальных информационных технологий.

1 - Мурманская область 6 - Красноярский край (в составе Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района,

2 - Республика Карелия (в составе Лоухского, Кемского и Беломорского городского округа Норильск, муниципального образования гор. Игарка Туруханского муниципальных районов) муниципального района)

3 - Архангельская область (в составе Онежского, Приморского и Мезенского 7 - Республика Саха (Якутия) (в составе - Абыйского, Аллаихоеского, Анабарского, муниципальных районов, городских округов Архангельск, Северодвинск и Новодвинск, Булунского, Верхоянского, Жиганского, Оленекского, Нижнеколымского, Среднеколымского, а также административно принадлежащих ей арктических островов) Устъ-Янского и Звено-Бытанайского улусов)

4 - Ненецкий автономный округ 8 - Чукотский автономный округ

5 - Ямало-Ненецкий автономный округ 9 - Республика Коми (в составе городского округа Воркута)

О Лукин Ю.Ф.; Еремин А.Э., 2011г.

Рис. 1. Территориальный состав АЗРФ [1]

Краткая характеристика Мурманской области как объекта приложения морского пространственного планирования

Несмотря на то, что большая часть территории области находится на полуострове, который омывается Белым и Баренцевым морями, имеет несколько незамерзающих портов, базы Северного военно-морского, ледокольного и рыболовных флотов, в настоящее время, в Мурманской области не существует четкого морского пространственного плана, который мог бы лечь в основу выработки новых элементов стратегии социально-экономического развития региона. При этом экономический потенциал морехозяйственной деятельности региона используется недостаточно эффективно (рис. 2) [2].

При отсутствии системного подхода к управлению приморскими, акваториальными и морскими био- социо- экономическими системами высока вероятность увеличения количества конфликтов как между природо-пользователями различных отраслей, так и среди хозяйствующих субъектов с одинаковыми и схожими видами деятельности. Кроме того, отсутствие системы планирования морехозяйственной деятельности может пагубно сказаться на экологической ситуации и биоразнообразии региона. Для решения этих проблем можно использовать подход на основе морского пространственного планирования (МПП). Морское пространственное планирование - это процесс, позволяющий объединить множество морепользователей из различных сфер деятельности для принятия обоснованных и согласованных решений относительно того, как наилучшим образом использовать морские ресурсы. С его помощью можно учесть кумулятивный эффект, оказываемый на окружающую среду различными морепользователями, предупредить и минимизировать возможные конфликты среди морепользователей, осуществляющих свою деятельность в одном и том же районе. Результатом МПП обычно является более скоординированный и устойчивый подход к использованию

морских ресурсов и услуг с учетом экологических ограничений природопользования и основных принципов экосистемного подхода и устойчивого развития.

Рис. 2. Социально-экономическое развитие Мурманской области [2]

Разработка концептуальной модели предметной области

Большое количество субъектов экономической и иной деятельности в морских акваториях и прибрежных зонах (стейкхолдеров), а также сложность затрагиваемых морехозяйственной деятельностью био-социо-экономических систем делает актуальной задачу системного представления состава и отношений разнородных объектов, так или иначе ассоциированных с рассматриваемой деятельностью. В качестве инструмента подобного представления в работе предлагается использовать сформулированную в терминах теоретико-множественных отношений концептуальную модель предметной области.

При разработке концептуальной модели предметной области (КМПО), учитывающей интересы стейкхолдеров, осуществляющих морехозяйственную и смежные виды деятельности авторы руководствуются основными положениями системного подхода и системного анализа, рассматривая объект управления как систему [3]. Предлагаемая КМПО необходима для обеспечения технологической основы решения задач интеллектуальной информационной поддержки по управлению морским (акваториальным) пространственным планированием развития морехозяйственных комплексов Мурманской области. Существующие сегодня решения в области информационной поддержки по управлению морским пространственным планированием в большинстве своем ориентированы на решение частных задач, носят несистемный или локальный характер и не обеспечивают достижение комплексного эффекта при управлении

территориями, акваториями и морскими пространствами [4 - 6]. Кроме того, многие из них не учитывают специфику АЗРФ, что затрудняет их адаптацию и применение в специфических условиях Арктики. Таким образом, возникает актуальная научная проблема разработки научно-методических основ МПП уровня региона, как сложной социально-экономической системы, существующей в быстро меняющейся внешней среде.

Возможность использования различных видов ресурсов, сосредоточенных на одной территории потенциально ведет к появлению противоречий (конфликтов) стейкхолдеров, что, в свою очередь, пагубно влияет на общее социально-экономическое развитие области.

Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года [7] в качестве приоритетных направлений развития указывает развитие рыбопромыслового и аквакультурного кластеров, технологического кластера обеспечения шельфовой добычи в Арктике, технологического и материального обеспечения морской деятельности, туристического кластера и развитие морского круизного туризма.

В данной ситуации, эффективное решение задач морского (аквато-риального) пространственного планирования, обеспечивающего планомерное и согласованное развитие кластеров как цельных социально-экономических систем, связано с необходимостью оперативной обработки огромного количества разнородной информации экспертами из различных предметных областей. Эффективность процессов управления сложными социально-экономическими объектами, такими как морехозяйственный кластер Мурманской области, часто связана не только с необходимостью сбора и переработки больших объемов разнородной информации, но и с построением и реализацией прогнозных моделей, обеспечением оперативной и адекватной реакции системы управления на изменения во всех составляющих объекта управления и во внешней среде.

Для обеспечения адекватного решаемым задачам уровня обработки информации необходимо использовать новейшие интеллектуальные информационные системы и технологии. Таким образом, информационное обеспечение управления морской деятельностью, основанное на принципах морского пространственного планирования, является важной практической задачей, требующей научного обоснования и методологического обеспечения.

В данной работе под морехозяйственным кластером Мурманской области понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций, представляющий собой непосредственных участников кластера, и связанных с их деятельностью организаций, которая характеризуется наличием объединяющей их деятельности в одной или нескольких отраслях (видах экономической деятельности), механизма координации этой деятельности и кооперации участников кластера, синергетического эффекта, выражающегося в повышении экономической эффективности и результативности деятельности участников кластера за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

В данном контексте непосредственные участники кластера, и связанные с их деятельностью организации можно назвать совокупностью стейкхолдеров кластера. К важным характеристикам кластера относятся географическая концентрация и(или) функциональная взаимосвязанность стейкхолдеров,

конкуренция и кооперация стейкхолдеров, ведение совместной деятельности, встроенность в социально-экономическую систему.

С точки зрения моделирования, морехозяйственный кластер Мурманской области можно воспринимать как большую и сложную систему, в рамках которой осуществляют взаимодействие объекты различной природы. Важно отметить, что ни типы взаимодействия, ни природу объектов, ни их количество в такой системе нельзя установить заранее полно, точно и однозначно. Другими словами, система моделирования и, соответственно, модель, могут меняться в процессе моделирования.

При этом, различные эксперты, участвующие в процессе моделирования такой системы, могут давать несовпадающие или противоречивые данные о системе. Это является следствием того, что каждый эксперт рассматривает систему сквозь призму собственного профессионального опыта и, свойственного только ему, уникального индивидуального информационного бэкграунда. Естественно, что при попытке объединить, интегрировать для целей моделирования данные, полученные от экспертов из разных предметных областей, возникает несогласованность элементов модели и связей между ними.

В этой связи, для осуществления корректного моделирования, важно иметь возможность интеграции разнородных и, возможно даже противоречивых данных, полученных из различных источников. Обеспечить такую возможность могут формальные методы представления информации, ограничивающие возможные интерпретации знаний и данных, полученных от экспертов из разных предметных областей. Одним из широко применяемых методов для создания формализованных спецификаций предметной области является метод концептуального моделирования [8].

Рассмотренные выше проблемы делают разработку и совершенствование методов построения, инструментальных средств и самих концептуальных моделей предметной области крайне важной задачей, решение которой необходимо для последующего создания технологических и научно-методических основ и инструментария решения задач интеллектуальной информационной поддержки по управлению МПП для развития море-хозяйственных комплексов европейской части АЗРФ. Причем, разрабатываемые методы и средства должны обеспечивать широкому кругу пользователей поддержку как при разработке моделей, так и при дальнейшем их использовании и модификации.

Концептуальная модель предметной области (КМПО) задана следующим кортежем множеств:

СМ = <St, Area, Res, Attr, Rel>, (1)

где St - множество стейкхолдеров, осуществляющих, или заинтересованных в осуществлении морехозяйственной и другой деятельности в море-хозяйственном кластере Мурманской области. Элементы этого множества представляют основных морепользователей и другие заинтересованные стороны (например, региональные и федеральные органы власти, экологические организации и др.).

Area - множество морехозяйственных областей (ограниченных пространств, районов, зон, в которых осуществляется или может осуществляться морехозяйственная деятельность). Элементам этого множества соответствуют некоторые определенные, ограниченные пространства в прибрежной зоне, акваториях и открытом море для ведения хозяйственной или иной деятельности.

Эти пространства характеризуются различными параметрами, основными из которых являются их координаты (границы) и располагающиеся в их пределах ресурсы.

Res - множество ресурсов, располагающихся в пределах рассматриваемых морехозяйственных областей. Под ресурсом понимается любые объекты хозяйственной или иной деятельности на рассматриваемой территории, а также объекты, на которые данная деятельность оказывает прямое или опосредованное воздействие. Прежде всего, это природные ресурсы, определяемые как совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, используемые в процессе деятельности и их производные. Частным примером таких ресурсов могут служить биологические ресурсы (рыба и прочие гидробионты), газовые и нефтяные месторождения, рекреационные ресурсы и др.).

Attr - множество атрибутов объектов КМПО. Атрибуты позволяют идентифицировать конкретный элемент множества, его тип, пространственное расположение, и другие важные свойства. Множество атрибутов задано для всех элементов множеств St, Агеа и Res.

Rel - отношения на множествах КМПО. Элементами этого множества являются отношения на множествах концептуальной модели предметной области, имеющие существенное значение в контексте задач морского пространственного планирования:

Rel = {SS, ББа, ББг, SA, БАи, БАит, БАШ, БАр, БАрт, БАр1, SR, БЯи, БЯит, БЯм, БЯр, БЯрт, БШ, AAk , AS, АБи, АБит, АБш, АБг, АБгт, АБп, Л^ Шт, Ш, RS, ЯБи, ЯБит , ЯБм, ЯБг, ЯБгт, ЯБп, ЯЛ, ЯЛт, ЯА}

где ББ с Б( х Б( - отношение «конфликт» - показывает наличие прямого или опосредованного конфликта между стейкхолдерами, обусловленного их деятельностью в одной морехозяйственной области. Конфликты могут быть вызваны различными причинами, но два основных класса конфликтов связаны с правом монопольного использования территории или ресурса:

ББа сБ( хБ( - отношение «конфликт по территории»; показывает наличие конфликта между стейкхолдерами, связанного с правом монопольного использования некоторой территории.

ББг сБ( хБ( - отношение «конфликт по ресурсу»; показывает наличие конфликта между стейкхолдерами, связанного с правом монопольного использования ресурса.

БА сБ( хАгеа - отношение «имеет интерес в морехозяйственной области» - показывает связь стейкхолдера с определенной областью море-хозяйственной деятельности. Эти связи могут быть различными, но два основных типа такой связи можно описать как «использует» и «претендует». И то и другое может быть «монопольным» и «совместным»:

Баи сБ( хАгеа - отношение «ведет деятельность в»; показывает, что стейкхолдер использует определенную область морехозяйственной деятельности.

БАит сБ( хАгеа - отношение «ведет монопольную деятельность в»; показывает, что стейкхолдер использует определенную область море-хозяйственной деятельности, причем, эта область может быть использована только в монопольном режиме.

SAut с St xArea - отношение «ведет не монопольную деятельность в»; показывает, что стейкхолдер использует определенную область море-хозяйственной деятельности, причем, эта область может быть использована совместно.

Sap с St xArea - отношение «претендует на деятельность в»; показывает, что стейкхолдер не использует область морехозяйственной деятельности в данный момент, но претендует на её использование.

SApm с St xArea - отношение «претендует на монопольную деятельность в»; показывает, что стейкхолдер претендует на монопольное использование области морехозяйственной деятельности. То есть, стейкхолдера интересует только право монопольного использования области морехозяйственной деятельности в случае удовлетворения его претензий.

SApt с St xArea - отношение «претендует на не монопольную деятельность в»; показывает, что стейкхолдер претендует на совместное использование области морехозяйственной деятельности. То есть, стейкхолдер удовлетворится правом совместного использования области морехозяйственной деятельности в случае удовлетворения его претензий.

SR с St x Res - отношение «имеет объектом деятельности» - показывает связь стейкхолдера с определенным ресурсом (безотносительно к территории его расположения). Эти связи могут быть различными, но два основных класса могут быть определены как «использует» и «претендует». И то и другое может быть «монопольным» и «совместным».

SRu с St xRes - отношение «использует ресурс», которое включает в себя следующие подвиды отношений:

SRum с St xRes - отношение «использует ресурс монопольно».

SRut с St xRes - отношение «использует ресурс не монопольно»; показывает, что стейкхолдер использует определенный ресурс (безотносительно к территории его расположения), причем этот ресурс может быть использован совместно.

SRp с St xRes - отношение «претендует на ресурс»; показывает, что стейкхолдер не использует определенный ресурс в данный момент, но претендует на его использование. Отношение включает в себя следующие подвиды отношений:

SRpm с St xRes - отношение «претендует на ресурс монопольно».

SRpt с St x Res - отношение «претендует на ресурс не монопольно». То есть, стейкхолдер удовлетворится правом совместного использования ресурса в случае удовлетворения его претензий.

AAk с Area x Area - семейство отношений к-включения (ке$Н); отражает степень включения (к) площади территории одной морехозяйственной области в площадь территории другой. Для двух элементов at, aj eArea, aiAAkaj («üt к-включает aj») если ai n aj /aj = к . При к = 0, ai n aj = 0, а при к = 1, площадь области at полностью включает в себя площадь aj. В данном контексте, под площадью морехозяйственной области понимается множество всех точек этой области, ограниченное в географическом пространстве.

AS с Area x St - отношение ««является областью интересов стейк-холдера»»; показывает связь морехозяйственной области с определенным стейкхолдером. Эти связи могут быть различными, но два основных типа такой

связи можно описать как «используется» и «запрашивается». И то и другое может быть «монопольным» и «совместным».

ASu с Area xSt - отношение «является областью деятельности стейк-холдера».

ASum с Area xSt - отношение «является областью монопольной деятельности стейкхолдера»; показывает, что морехозяйственная область монопольно используется определенным стейкхолдером. То есть в данной области морехозяйственной деятельности никакой другой стейкхолдер не может осуществлять никакой деятельности.

ASut с Area xSt - отношение «является областью не монопольной деятельности стейкхолдера»; показывает, что область морехозяйственной деятельности используется определенным стейкхолдером, причем допускается совместное использование данной области морехозяйственной деятельности.

ASr с Area xSt - отношение «запрашивается для деятельности стейк-холдером»; показывает, что данная область морехозяйственной деятельности запрашивается определенным стейкхолдером для ведения деятельности.

ASrm с Area x St - отношение «запрашивается для монопольной деятельности стейкхолдером».

ASrt с Area x St - отношение «запрашивается для не монопольной деятельности стейкхолдером».

RR с Res xRes - отношение «совместим» - определяет возможность совместного (друг с другом) использования ресурсов. Использование может быть «монопольным» и «совместным».

RRm с Res xRes - отношение показывает, что при использовании одного ресурса, использование других ресурсов становится невозможным.

RRt с Res x Res - отношение показывает, что использование одного из ресурсов не накладывает ограничений на использование других ресурсов.

RS с Res xSt - отношение «является объектом интересов»; показывает связь ресурса с определенным стейкхолдером. Эти связи могут быть различными, но два основных типа такой связи можно описать как «используется» и «запрашивается». И то и другое может быть «монопольным» и «совместным»:

RSu с Res x St - отношение «используется».

RSum с Res x St - отношение «монопольно используется».

RSut с Res xSt - отношение «не монопольно используется».

RSr с Res x St - отношение «запрашивается для использования».

RSrm с Res x St - отношение «запрашивается для монопольного использования».

RSrt с Res x St - отношение «запрашивается для не монопольного использования».

AR с Area x Res - отношение «имеет ресурс»; указывает, что на территории данной морехозяйственной области имеется соответствующий ресурс.

RA с Res x Area - отношение «доступен для использования в», обратное предыдущему; указывает на возможность использования ресурса на территории заданной морехозяйственной области. Использование ресурса при этом может быть «исключительным» и «неисключительным». В первом случае при использовании ресурса в некоторой морехозяйственной области использование

других ресурсов в данной области исключается. Во втором случае подобного ограничения нет.

Яаш сRes хЛгва - отношение «доступен для исключительного использования в».

Rat сRes хЛгеа - отношение «доступен для неисключительного использования в».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с приведенными определениями, отношения образуют иерархию с корневым объектом в виде множества Rel, в пределах которой справедливы следующие соотношения:

^ сRel, ЯЛ с Rel, SR с Rel, ЛЛк с Rel, ЛЯ с Rel, ЛR с Rel, RR сRel, RS сRel, М сRel, SSa с SS, SSr сSS, SЛu с SЛ, SЛum с SЛu, SЛut сSЛu, SЛpс SЛ, SЛpm с SЛp, SЛpt сSЛp, SRu сSR, SRum сSRu, SRut сSRu, SRp с ¿Я, SRpmсSRp, SRpt с SRp, ЛSu сЛS, ЛSum сЛSu, ЛSut сЛSu, ЛSrсЛS, ЛSrm сЛЬ'г, ЛSrt сЛЬ'г, RRm с Ш, Ш с Ш, RSu сRS, RSum с RSu, RSut сRSu, RSr с Щ RSrm сRSr, RSrt сRSr, RЛm сМ, RЛt сМ.

Таким образом, полученная КМПО представляет собой логическую систему, обеспечивающую возможность вывода заключений на основе имеющихся фактов. В табл. представлены свойства определенных в КМПО отношений, потенциально значимые в контексте процедур логического вывода.

Свойства отношений

№ Отно- Тран- Сим- Реф- № Отно- Тран- Сим- Реф-

шение зитив метрич- лексив- шение зитив- метрич- лексив-

ность ность ность ность ность ность

1 SS - - - 21 ASum - - -

2 SSa + - - 22 ASut - - -

3 SSr + - - 23 ЛБГ - - -

4 SA - - - 24 ASrm - - -

5 SAu - - - 25 ЛБГГ - - -

6 SAum - - - 26 ЛЯ - - -

7 SAut - - - 27 яя - - +

8 Sap - - - 28 RRm - - -

9 SApm - - - 29 Ш - - +

10 SApt - - - 30 ЯЯ - + -

11 SR - - - 31 RSu - - -

12 SRu - - - 32 RSum - - -

13 SRum - - - 33 RSut - - -

14 SRut - - - 34 ИБГ - - -

15 SRp - - - 35 RSrm - - -

16 SRpm - - - 36 RSrt - - -

17 SRt - - - 37 ЯЛ - - -

18 AAk - - + 38 RЛm - - -

19 AS - - - 39 Ш - - +

20 ASu - - -

В концептуальной модели описаны состав и структура субъектов и объектов морехозяйственной деятельности в регионе, что обеспечивает возможность ее использования в качестве формальной основы решения задач интеллектуальной информационной поддержки управления морским (акваториальным) пространственным планированием развития морехозяйст-венных комплексов.

Формализация КМПО обеспечивает возможность автоматизации работы с моделью - от реализации процедур анализа полноты и непротиворечивости коллективных знаний, представленных экспертами, до проектирования и формирования исполнительной программной среды моделирования. Декларативный характер КМПО позволяет использовать для обработки этих знаний различные методы моделирования: аналитические, статистические, логические и имитационные. В системы моделирования могут быть интегрированы как уже существующие и хорошо зарекомендовавшие себя, так и относительно новые решения. Выбор конкретного метода и средств моделирования зависит от глубины, полноты и природы представленных в концептуальной модели знаний [9].

Заключение

В ходе проведенных работ были получены следующие основные результаты:

1. Рассмотрена задача разработки научно-методических основ управления МПП для интеллектуальной информационной поддержки развития море-хозяйственных комплексов европейской части АЗРФ (на примере море-хозяйственного кластера Мурманской области).

2. Обоснована необходимость создания концептуальной модели предметной области для обеспечения технологической основы решения задач интеллектуальной информационной поддержки по управлению морским (акваториальным) пространственным планированием развития морехозяйст-венных комплексов Мурманской области.

3. Разработана концептуальная модель предметной области, учитывающая интересы заинтересованных сторон (стейкхолдеров), осуществляющих морехозяйственную и иные виды деятельности в морехозяйственном кластере Мурманской области. Модель представляет собой формализованное описание качественного состава субъектов и объектов морехозяйственной деятельности региона и отношений между ними. Концептуальная модель предметной области может быть использована для прогнозирования и моделирования процессов управления социально-экономического развития био-социо-экономических систем морехозяйственного кластера Мурманской области с целью синтеза приемлемых для всех заинтересованных сторон пространственных планов морепользования и обеспечения оперативной и адекватной реакции системы управления на изменения составляющих объекта управления и внешней среды.

Литература

1. Лукин, Ю. Ф. Концептуальные подходы к определению внутренних границ и развитию Российской Арктики в изменяющемся мире / Ю.Ф. Лукин // АиС.

- 2012. -№6. -С.94-109.

2. Паспорта регионов Арктической зоны РФ. - Режим доступа: http://arctic.labourmarket.ru/region-passport.

3. Вицентий, А.В. Разработка модели единого информационного пространства для оценки надежности его функционирования / А.В. Вицентий // Труды Кольского научного центра. Информационные технологии. - Вып.3. -4/2011(7). -Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2011. -С.65-70.

4. Технологии структурного комплексирования средств мониторинга для арктического пространственного планирования /Н.С. Зимин и др. // Электронный научный журнал. Инженерный вестник Дона. -2015. -№4-2. -С.36.

- Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2015/3486

5. Воробьёв, В. Н. Пути реализации принципов морского пространственного планирования в технологической платформе «Освоение океана» / В.Н. Воробьев, В.Б. Митько // Известия ЮФУ. Технические науки. -2013. -№9 (146). -С.9-14.

6. Волкогон, В.А. Возвращение России в мировой океан и проблемы рыболовства / В.А. Волкогон, Н.А. Кострикова, А.Я. Яфасов // Управленческое консультирование. -2013. -№3 (51). - С.36-42.

7. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. N 768-ПП/20.

8. Олейник, А.Г. Технология представления знаний для информационной поддержки управления региональными системами /А.Г. Олейник // Известия вузов. Приборостроение. -Ч.1. -2005.- Т.48. - № 10. - С.3-6.

9. Фридман, А.Я. Модели и методы координации решений по управлению региональным промышленно-природным комплексом / А.Я. Фридман, О.В. Фридман // Вестник КНЦ. - Апатиты: КНЦ РАН, 2012. - Вып.2. - С.65-78.

Сведения об авторах

Вицентий Александр Владимирович - к.т.н., старший научный сотрудник, доцент, e-mail: alx [email protected]

Vicentiy Alexander - PhD (Tech. Sci.), senior researcher, associate professor

Шишаев Максим Геннадьевич - д.т.н, доцент, профессор РАН, главный научный сотрудник ИИММ КНЦ РАН, проректор по стратегическому развитию ФГБОУ ВО МАГУ, е-mail: [email protected]

Maxim G. Shishaev - Dr. Sci. (Tech.), lead researcher of IIMM KSC RAS, vice-rector for strategic development of MAGU

Ершова Александра Александровна - к.г.н., доцент,

е-mail: [email protected]

Ershova Alexandra - PhD, associate professor

Гогоберидзе Георгий Гививич - д.э.н., доцент, е-mail: [email protected]

Gogoberidze Georgii - Dr. of Sci., associate professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.