Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С БАЗЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ'

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С БАЗЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ / БАЗЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ / РОССИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕРСПЕКТИВЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КОНТРАГЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глебова Анна Геннадьевна

Формирование системы банковского надзора и регулирования в Российской Федерации во многом обусловлено рекомендациями Базельского соглашения. Целью исследования является определение целесообразности и перспектив сотрудничества Центрального Банка Российской Федерации с Банком международных расчетов по вопросам банковского надзора и регулирования в рамках Базельского соглашения. Объектом исследования является Центральный Банк Российской Федерации, предметом - сотрудничество Центрального Банка Российской Федерации с Базельским комитетом по банковскому надзору. При проведении исследования применялись следующие методы: комплексный подход, системный и логический анализ экономических явлений, метод сравнительного анализа. В исследовании рассмотрены направления совершенствования Базельского соглашения, предложенные Базельским комитетом по банковскому надзору - обновленное Базельское соглашение рассчитано на пять лет. Члены Базельского комитета планируют начать его реализацию 1 января 2023 г. Проведен анализ целесообразности реализации Банком России новых требований Базельского соглашения при условии, что доступ Центрального банка Российской Федерации ко всем услугам, встречам и другим мероприятиям Банка международных расчетов приостановлен с конца февраля 2022 г. Результаты исследования показали, что выполнение Банком России рекомендаций Базельского соглашения целесообразно и необходимо - из 28 юрисдикций-членов Базельского комитета 17 включены в «Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации...», 10 стран являются дружественными по отношению к Российской Федерации. Соблюдение стандартов Базельского комитета по банковскому надзору позволит Российской Федерации гарантировать своим контрагентам из дружественных стран безопасность международных расчетов и стабильность международных экономических отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR RUSSIA’S MEMBERSHIP IN THE BASEL COMMITTEE ON BANKING SUPERVISION

The formation of the banking supervision and regulation system in the Russian Federation is largely due to the recommendations of the Basel Accord. The purpose of the presented study is to determine the feasibility and prospects of cooperation between the Central Bank of the Russian Federation and the Bank for International Settlements on banking supervision and regulation within the framework of the Basel Agreement. The object of the study is the Central Bank of the Russian Federation; the subject is the cooperation of the Central Bank of the Russian Federation with the Basel Committee on Banking Supervision. The research methods are presented by an integrated approach, a systematic and logical analysis of economic phenomena, a method of comparative analysis. The study examines the directions for improving the Basel Accord proposed by the Basel Committee on Banking Supervision - the updated Basel Accord is designed for 5 years, the members of the Basel Committee plan to begin its implementation on January 1, 2023. The analysis of the feasibility of the Bank of Russia implementing the new requirements of the Basel Accord was carried out, provided that the access of the Central Bank of the Russian Federation to all services, meetings and other events of the Bank for International Settlements has been suspended since end-February 2022. The results of the study showed that the Bank of Russia's implementation of the recommendations of the Basel Accord is expedient and necessary - of the 28 member jurisdictions of the Basel Committee, the17 are included in the «List of foreign states and territories committing unfriendly acts against the Russian Federation...» and the 10 countries are friendly towards the Russian Federation. The 3 countries with observer status were also not included in the specified list. Compliance with the standards of the Basel Committee on Banking Supervision will allow the Russian Federation to guarantee its counterparties from friendly countries the security of international settlements and the stability of international economic relations

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С БАЗЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ»

УДК 339.94:346.34

DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-8-105-113

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С БАЗЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ

ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ

PROSPECTS FOR RUSSIA'S MEMBERSHIP IN THE BASEL COMMITTEE

ON BANKING SUPERVISION

А. Г. Глебова, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва

AGGlebova@fa.ru

А. Glebova, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Формирование системы банковского надзора и регулирования в Российской Федерации во многом обусловлено рекомендациями Базельского соглашения. Целью исследования является определение целесообразности и перспектив сотрудничества Центрального Банка Российской Федерации с Банком международных расчетов по вопросам банковского надзора и регулирования в рамках Базельского соглашения. Объектом исследования является Центральный Банк Российской Федерации, предметом - сотрудничество Центрального Банка Российской Федерации с Базельским комитетом по банковскому надзору. При проведении исследования применялись следующие методы: комплексный подход, системный и логический анализ экономических явлений, метод сравнительного анализа. В исследовании рассмотрены направления совершенствования Базельского соглашения, предложенные Базельским комитетом по банковскому надзору - обновленное Базельское соглашение рассчитано на пять лет. Члены Базельского комитета планируют начать его реализацию 1 января 2023 г. Проведен анализ целесообразности реализации Банком России новых требований Базельского соглашения при условии, что доступ Центрального банка Российской Федерации ко всем услугам, встречам и другим мероприятиям Банка международных расчетов приостановлен с конца февраля 2022 г. Результаты исследования показали, что выполнение Банком России рекомендаций Базельского соглашения целесообразно и необходимо - из 28 юрисдикций-членов Базельского комитета 17 включены в «Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации...», 10 стран являются дружественными по отношению к Российской Федерации. Соблюдение стандартов Базельского комитета по банковскому надзору позволит Российской Федерации гарантировать своим контрагентам из дружественных стран безопасность международных расчетов и стабильность международных экономических отношений

Ключевые слова: банковский надзор, банковское регулирование, Центральный Банк Российской Федерации, Банк международных расчетов, Базельский комитет по банковскому надзору, Россия, сотрудничество, перспективы, совершенствование, контрагенты

The formation of the banking supervision and regulation system in the Russian Federation is largely due to the recommendations of the Basel Accord. The purpose of the presented study is to determine the feasibility and prospects of cooperation between the Central Bank of the Russian Federation and the Bank for International Settlements on banking supervision and regulation within the framework of the Basel Agreement. The object of the study is the Central Bank of the Russian Federation; the subject is the cooperation of the Central Bank of the Russian Federation with the Basel Committee on Banking Supervision. The research methods are presented by an integrated approach, a systematic and logical analysis of economic phenomena, a method of comparative analysis. The study examines the directions for improving the Basel Accord proposed by the Basel Committee on Banking Supervision - the updated Basel Accord is designed for 5 years, the members of the Basel Committee plan to begin its implementation on January 1, 2023. The analysis of the feasibility of the Bank of Russia implementing

105

© А. Г. Глебова, 2022

the new requirements of the Basel Accord was carried out, provided that the access of the Central Bank of the Russian Federation to all services, meetings and other events of the Bank for International Settlements has been suspended since end-February 2022. The results of the study showed that the Bank of Russia's implementation of the recommendations of the Basel Accord is expedient and necessary - of the 28 member jurisdictions of the Basel Committee, the17 are included in the «List of foreign states and territories committing unfriendly acts against the Russian Federation...» and the 10 countries are friendly towards the Russian Federation. The 3 countries with observer status were also not included in the specified list. Compliance with the standards of the Basel Committee on Banking Supervision will allow the Russian Federation to guarantee its counterparties from friendly countries the security of international settlements and the stability of international economic relations

Key words: banking supervision, banking regulation, Central Bank of the Russian Federation, Bank for International Settlements, Basel Committee on Banking Supervision, Russia, cooperation, prospects, improvement, contractors

Введение. Одним из самых важных критериев выбора банка, особенно для международных расчетов, является его надежность - способность выполнять свои обязательства перед контрагентами практически в любых внешнеэкономических и политических условиях. Базовую систему функционирования банковского сектора задает национальное законодательство, регламентирующее деятельность кредитно-денежной системы в конкретной стране. На международном уровне функции регулятора межбанковских отношений выполняет Ба-зельский комитет по банковскому надзору, созданный Банком международных расчетов. В настоящее время к основным документам, регламентирующим системы международного регулирования деятельности банков, можно отнести «Стандарты банковской деятельности», разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору (Committee on Banking Supervision of the Bank for International Settlements), основанным при Банке международных расчетов и известные как «Базельские соглашения» («Basel I», «Basel II», «Basel II.5» и «Basel III»). На данный период актуально применение правил «Basel III».

Выполнение национальными банковскими системами Базельского соглашения гарантирует установленный регулятором уровень надежности банков. Таким образом, исследование перспектив сотрудничества России с Базельским комитетом по банковскому надзору является актуальным, так как, с одной стороны, соблюдение Центральным Банков РФ условий Базельского соглашения улучшит привлекательность российских банков в системе международных расчетов, с другой стороны. повлечет значительные изменения всей национальной банковской системы России.

Целью исследования является определение целесообразности и перспектив сотрудни-

чества Центрального Банка Российской Федерации с Банком международных расчетов по вопросам банковского надзора и регулирования в рамках Базельского соглашения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть направления совершенствования Базельского соглашения, предложенные Базельским комитетом по банковскому надзору («Базель IV»);

- проанализировать новые условия доступа Центрального банка Российской Федерации ко всем услугам, встречам и другим мероприятиям Банка международных расчетов;

- оценить влияние положений обновленного Базельского соглашения на банковскую систему России в случае выполнения Центральным банком Российской Федерации «Базеля IV» с 1 января 2023 г.

Объектом исследования является Центральный Банк Российской Федерации.

Предметом исследования является сотрудничество Центрального Банка Российской Федерации с Базельским комитетом по банковскому надзору. На разных стадиях исследования применялись следующие методы: комплексный подход, системный и логический анализ экономических явлений, метод сравнительного анализа.

Разработанность проблемы. Проблемам регулирования банковской деятельности на национальном и наднациональном уровнях посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Так, необходимость государственного банковского регулирования и обоснование выбора политики банковского регулирования на национальном уровне, а также исследование эффективности Базельского соглашения разных периодов с соответствующими рекомендациями проведено в работах [13; 14]. Российские ученые активно исследу-

ют проблемы национального и наднационального банковского регулирования, а также анализируют направления и проблемы адаптации российской банковской системы к условиям Базельского соглашения [1; 4]. Необходимые изменения российской банковской системы в случае соблюдения Базельского соглашения, а также проблемы, возникающие при этом, исследованы в работах [2; 3; 5; 6].

Очевидный вывод о необходимости и целесообразности выполнения Базельского соглашения, особенно в условиях кризиса, а также для профилактики кризиса, подчеркивается авторами в работах [12; 16; 17; 18].

Однако 2022 г. характеризуется преломлением всех трендов развития мировой экономики и финансовых институтов, изменением места и роли Российской Федерации в системе международных экономических отношений. Сложившаяся ситуация обусловлена изменившейся геополитикой России и стран-партнеров, а также наложением беспрецедентных санкций на российскую экономику. Российская Федерация исключена из состава многих международных экономических организаций, в том числе с конца февраля 2022 г. приостановлен доступ Центрального банка Российской Федерации ко всем услугам, встречам и другим мероприятиям Банка международных расчетов, включая Базельский комитет по банковскому надзору. В сложившихся условиях становится очевидной необходимость исследования целесообразности и перспектив сотрудничества Центрального Банка Российской Федерации с Банком международных расчетов по вопросам банковского надзора и регулирования в рамках Базельского соглашения.

Сущность Базельского соглашения. Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН, англ. Basel Committee on Banking Supervision, BCBS) - международный комитет, созданный для разработки стандартов банковского регулирования. Базельский комитет по банковскому надзору сформирован в 1974 г. руководителями центральных банков стран G10, которые в то время работали над созданием новых международных финансовых структур взамен недавно рухнувшей Бреттон-Вудской системы. Штаб-квартира комитета находится в офисе Банка международных расчетов (БМР) в Базеле, Швейцария.

БКБН создан для решения проблем, возникающих в связи с глобализацией финансовых и банковских рынков в эпоху, когда бан-

ковское регулирование остается в основном в компетенции национальных регулирующих органов. Прежде всего, Базельский комитет помогает национальным органам надзора за банковскими и финансовыми рынками перейти к единому, более глобальному подходу к решению вопросов регулирования этой сферы.

Базельский комитет по банковскому надзору создавался без учредительного договора, как площадка, на которой национальные органы банковского регулирования и надзора могут сотрудничать для повышения качества банковского регулирования во всем мире и улучшения понимания важных вопросов в сфере банковского надзора.

Базельский комитет разработал ряд весьма влиятельных политических рекомендаций, известных как Базельские соглашения. Они не имеют обязательной силы и должны быть приняты национальными политиками для обеспечения их соблюдения, но обычно они составляют основу требований к капиталу банков в странах, представленных комитетом, и за его пределами.

Первое Базельское соглашение, или Базель I, завершено в 1988 г. и реализовано в странах G10, по крайней мере, в некоторой степени, к 1992 г. В нем разработаны методологии оценки кредитного риска банков на основе активов, взвешенных с учетом риска, и опубликованы рекомендуемые минимальные требования к капиталу для поддержания платежеспособности банков в периоды финансового стресса. Его целью было решить то, что центральные банки считали необходимостью «многонационального соглашения для укрепления стабильности международной банковской системы и устранения источников конкурентного неравенства, возникающего из-за различий в национальных требованиях к капиталу» [8. С. 3]. Требования к капиталу относятся к сумме ликвидных активов, которые банк должен иметь в наличии для выполнения своих потенциальных обязательств. Базель I призвал банки поддерживать минимальное отношение капитала к активам, взвешенным с учетом риска (RWA), на уровне 8 % к концу 1992 г.

В 2004 г., примерно через полтора десятилетия после первого Базельского соглашения, комитет выпустил обновленную версию Базель II. Базель II уточнил метод Базеля I для расчета минимального отношения капитала к RWA, разделив банковские активы на уровни в зависимости от уровня ликвидности

и риска (уровень 1 - это акционерный капитал и объявленные резервы; уровень 2 - это дополнительный капитал, к которому относят капитал низкого качества, скрытые резервы, доступные для банка в соответствии с законодательством страны и т. д.). В соответствии с Базелем II банки по-прежнему должны были поддерживать резерв в размере 8 %, но, по крайней мере, половина этого (4 %) теперь должна была приходиться на капитал 1-го уровня [15. С. 3-4].

После того, как крах ипотечного кредитования и мировой финансовый кризис 2007-2008 гг. показали, что меры по снижению рисков Базелей I и II неадекватны, комитет приступил к работе над Базелем III. Базель III попытался исправить просчеты риска, которые, как считалось, способствовали кризису, потребовав от банков держать более высокие проценты своих активов в более ликвидных формах и финансировать себя, используя больше собственного капитала, а не долга. Первоначальная версия соглашения одобрена в 2011 г. и готовилась к реализации в 2015 г., но переговоры по нескольким спорным вопросам все еще продолжались. Одним из них является степень, в которой собственные оценки банками риска их активов могут отличаться от оценок регулирующих органов. В декабре 2017 г. Группа управляющих центральных банков и руководителей надзора, являющаяся надзорным органом Базельского комитета, одобрила завершение концепции Базеля III, срок полного соблюдения всех требований Базеля III перенесен на 1 января 2023 г., хотя некоторые положения уже действуют в ряде стран.

Поскольку Базель III реализуется в странах-участницах поэтапно, Базельский комитет продолжает корректировать свои положения. В некоторых финансовых кругах эти предложения стали известны под неофициальным названием Базель IV. Однако Уильям Коэн, генеральный секретарь Базельского комитета того периода, заявил в своей речи в 2016 г., что, по его мнению, изменения не были достаточно существенными, чтобы заслужить собственную римскую цифру [2].

Новации Базельского соглашения «Базель IV». Базель IV (или Базель 3.1) - это неофициальное название ряда предлагаемых банковских реформ, основанных на международных банковских соглашениях Базель I, Базель II и Базель III. Независимо от того, являются ли эти изменения заключительной фазой

Базеля III или новым Базелем IV, обновление Базельского соглашения должно было начаться 1 января 2022 г. [8]. После отсрочки на один год для повышения операционных возможностей банков и надзорных органов по реагированию на COVID-19 эти реформы вступят в силу с 1 января 2023 г. и будут проводиться поэтапно в течение пяти лет [14].

Основная цель нового Базеля, по словам комитета, состоит в том, чтобы «восстановить доверие к расчету RWA и улучшить сопоставимость коэффициентов достаточности капитала банков» [9. С. 1]. С этой целью предлагается ряд изменений, в том числе сугубо технических. Они включают:

- улучшение стандартизированных подходов предыдущих соглашений к кредитному риску, риску корректировки кредитной оценки (CVA) и операционному риску. Эти правила устанавливают новые рейтинги риска для различных видов активов, включая облигации и недвижимость. Риск кредитной оценки относится к ценообразованию производных инструментов;

- ограничения использования подходов внутренней модели, применяемых некоторыми банками для расчета требований к капиталу. Банки, как правило, должны будут следовать стандартизированному подходу соглашений, если только они не получат одобрение регулирующего органа на использование альтернативы. Внутренние модели обвиняют в том, что они позволяют банкам недооценивать степень риска своих портфелей и размер капитала, который они должны держать в резерве;

- введение буфера коэффициента леве-риджа для дальнейшего ограничения леве-риджа глобальных системно значимых банков (банки считаются настолько крупными и важными, что их банкротство может поставить под угрозу мировую финансовую систему). Новый коэффициент кредитного плеча требует от них держать дополнительный капитал в резерве;

- замена существующего порогового уровня Базеля II на более чувствительный к риску уровень (output floor). Это положение относится к разнице между объемом капитала, который банк должен будет держать в резерве на основе своей внутренней модели, в отличие от стандартизированной модели. Новые правила потребуют от банков наличия капитала в размере не менее 72,5 % от суммы, указанной в стандартизированной модели, независимо от того, что предлагает их внутренняя модель [9. С. 1-11].

Россия в новых условиях Базельского соглашения. По состоянию на 01.07.2022 г. в состав Базельского комитета по банковскому надзору входят центральные банки и другие органы банковского регулирования из 28 юрис-дикций и 45 членов (см. таблицу). При этом,

как уже отмечалось, доступ Центрального банка Российской Федерации ко всем услугам, встречам и другим мероприятиям Банка международных расчетов, включая Базельский комитет по банковскому надзору, приостановлен с конца февраля 2022 г. [7. С. 128].

Учреждения, представленные в Базельском комитете по банковскому надзору / Institutions represented on the Basel Committee on Banking Supervision

Юрисдикция / Jurisdiction Перечень недружествен ных государств* / List of unfriendly states Институциональный представитель / Institutional representative

Члены / Members

1.Аргентина / Argentina Нет / Not Центральный банк Аргентины / Central Bank of Argentina

2. Австралия / Australia Да / Yes Резервный банк Австралии / Reserve Bank of Australia

Австралийское управление пруденциального регулирования / Australian Prudential Regulation Authority

3. Бельгия / Belgium Да / Yes Национальный банк Бельгии / National Bank of Belgium

4. Бразилия / Brazil Нет / Not Центральный банк Бразилии / Central Bank of Brazil

5. Канада / Canada Да / Yes Банк Канады / Bank of Canada

Управление управляющего финансовыми учреждениями / Office of the Superintendent of Financial Institutions

6. Китай / China Нет / Not Народный банк Китая / People's Bank of China

Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая / China Banking Regulatory Commission

7. Европейский Союз / European Union Да / Yes Европейский центральный банк / European Central Bank

Единый надзорный механизм Европейского центрального банка / European Central Bank Single Supervisory Mechanism

8. Франция / France Да / Yes Банк Франции / Bank of France

Управление пруденциального надзора и урегулирования споров / Prudential Supervision and Resolution Authority

9. Германия / Germany Да / Yes Немецкий федеральный банк / German Federal bank

Федеральное управление финансового надзора / Federal Financial Supervisory Authority (BaFin)

10. Гонконг / Hong Kong SAR Нет / Not Валютное управление Гонконга / Hong Kong Monetary Authority

11. Индия / India Нет / Not Резервный банк Индии / Reserve Bank of India

12. Индонезия / Indonesia Нет / Not Банк Индонезии / Bank of Indonesia

Управление финансовых услуг Индонезии / Indonesia Financial Services Authority

13. Италия / Italy Да / Yes Банк Италии / Bank of Italy

14. Япония / Japan Да / Yes Банк Японии / Bank of Japan

Агентство финансовых услуг / Financial Services Agency

15. Корея / Korea Да / Yes Банк Кореи / Bank of Korea

Служба финансового надзора / Financial Supervisory Service

16. Люксембург / Luxembourg Да / Yes Комиссия по надзору за финансовым сектором / Surveillance Commission for the Financial Sector

17. Мексика / Mexico Нет / Not Банк Мексики / Bank of Mexico

Национальная комиссия по банковским и ценным бумагам / National Banking and Securities Commission

Окончание таблицы

Юрисдикция / Jurisdiction Перечень недружествен ных государств*/ List of unfriendly states Институциональный представитель / Institutional representative

18. Нидерланды / Netherlands Да / Yes Банк Нидерландов / Bank of Netherlands

19. Россия / Russia - Центральный банк Российской Федерации / Central Bank of the Russian Federation

20. Саудовская Аравия / Saudi Arabia Нет / Not Центральный банк Саудовской Аравии / Saudi Central Bank

21. Сингапур / Singapore Да / Yes Валютное управление Сингапура / Monetary Authority of Singapore

22. Южная Африка / South Africa Нет / Not Южноафриканский резервный банк / South African Reserve Bank

23. Испания / Spain Да / Yes Банк Испании / Bank of Spain

24. Швеция / Sweden Да / Yes Банк Швеции (Риксбанк) / Bank of Sweden (Riksbank)

Финансовая инспекция / Financial Inspectorate

25. Швейцария / Switzerland Да / Yes Швейцарский национальный банк / Swiss National Bank

Управление надзора за операциями финансового рынка Швейцарии / Swiss Financial Market Supervisory Authority FINMA

26. Турция / Turkey Нет / Not Центральный банк Республики Турция / Central Bank of the Republic of Turkey

Агентство банковского регулирования и надзора / Banking Regulation and Supervision Agency

27. Соединенное Королевство/ United Kingdom Да / Yes Банк Англии / Bank of England

Управление пруденциального регулирования / Prudential Regulation Authority

28. Соединенные Штаты / United States Да / Yes Совет управляющих Федеральной резервной системы / Board of Governors of the Federal Reserve System

Федеральный резервный банк Нью-Йорка / Federal Reserve Bank of New York

Управление контролера денежного обращения / Office of the Comptroller of the Currency

Федеральная корпорация по страхованию вкладов / Federal Deposit Insurance Corporation

Наблюдатели / Observers

Чили / Chile Нет / Not Центральный банк Чили / Central Bank of Chile

Агентство по надзору за банковскими и финансовыми учреждениями / Banking and Financial Institutions Supervisory Agency

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малайзия / Malaysia Нет / Not Центральный банк Малайзии / Central Bank of Malaysia

Объединенные Арабские Эмираты / United Arab Emirates Нет / Not Центральный банк Объединенных Арабских Эмиратов / Central Bank of the United Arab Emirates

* В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 №430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц»

Из 28 юрисдикций-членов Базельского комитета 17 включены в «Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» (Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 №430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц») и 10 стран являются дружественными по отношению к Российской Федерации. Не попали в указанный перечень и три страны со статусом наблюдателя. В таких условиях, как никогда, российская банковская система должна проявить себя на международной арене как надежная, стабильная, вызывающая доверие.

Несмотря на значительные ограничения в международных экономических отношениях и снижение количества и объема экспортно-импортных операций с недружественными странами, по подсчетам экспертов Bloomberg, Россия получит около $ 285 млрд за экспорт энергоносителей в 2022 г. (что примерно на 20 % больше показателей прошлого года), c учетом экспорта металлов эта сумма превысит $ 300 млрд [цит. по: 11]. Кроме того, наблюдается рост абсолютных и относительных показателей экспортно-импортных операций с дружественными странами. Эта информация свидетельствует о том, что международные финансовые расчеты с Российской Федера-

Список литературы

цией осуществляются в огромных масштабах. Следовательно банковская система страны должна соответствовать всем международным требованиям, чтобы гарантировать своим контрагентам безопасность международных расчетов и стабильность международных экономических отношений.

Заключение. Центральный Банк РФ в настоящее время не планирует отказываться от выполнения условий Базельского соглашения. Базельские стандарты применяют не только страны, которые ввели санкции против России, поэтому их соблюдение остается важным для банков, в частности для развития бизнеса на азиатских рынках. В условиях недоступности международных рынков финансирования целесообразность соблюдения Базельского соглашения Россией снижается, но международные банки, с которыми кредитные организации имеют корреспондентские отношения, все равно заинтересованы в стандартизации данных и условий для оценки экономического положения банков-корреспондентов. Кроме того, если Россия начнет активно развивать сферу расчетов в национальных валютах, то для того, чтобы оценить российского партнера, иностранный финансовый институт должен понимать, насколько в стране соблюдаются Базельские принципы, гарантирующие, что участники мирового банковского сообщества работают в единой или хотя бы близкой системе координат.

1. Загалова З. А. Влияние глобальных макрорегуляторов на конкурентные позиции национальных экономик // Финансы, деньги, инвестиции. 2022. № 1. С. 3-9.

2. Зубкова С. В. Проблемы внедрения рекомендаций «Базель IV» в России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2021. № 7. С. 44-47.

3. Клек А. В. Минимизация негативных последствий от реализации кредитных рисков в национальном банковском секторе // Научное обозрение. Экономические науки. 2021. № 2. С. 23-28.

4. Коростиев А. А. Базельский комитет по банковскому надзору: правотворчество и ответственность // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-6. С. 51-57.

5. Смирнов В. Д. Изменения в бизнес-моделях деятельности коммерческих банков // Экономика. Налоги. Право. 2021. Т. 14, № 1. С. 81-90.

6. Юсупова Е. Р. Система управления операционным риском в кредитной организации: как привести ее в соответствие требованиям регулятора // Управление финансовыми рисками. 2021. № 4. С. 296-300.

7. Annual Report BIS 2021/22. Текст: электронный // Promoting global monetary and financial stability. URL: https://www.bis.org/about/areport/areport2022.pdf (дата обращения: 15.08.2022).

8. Bank for International Settlements. Текст: электронный // History of the Basel Committee and Its Membership. URL: https://www.bis.org/publ/bcbsc101.pdf (дата обращения: 15.08.2022).

9. Basel Committee on Banking Supervision. Текст: электронный // High-Level Summary of Basel III Reforms. URL: https://www.bis.org/bcbs/publ/d424_hlsummary.pdf (дата обращения: 15.08.2022). Текст: электронный.

10. Basel III - Implementation. Financial Stability Board. URL: https://www.fsb.org/work-of-the-fsb/implemen-tation-monitoring/monitoring-of-priority-areas/basel-iii (дата обращения: 15.08.2022). Текст: электронный.

11. Bloomberg: Россия получит около $285 млрд за экспорт энергоносителей в 2022 году. Текст: электронный // Ведомости. https://www.vedomosti.ru/economics/news/2022/06/01/924683-rossiya-poluchit-okolo-285-mlrd-za-eksport (дата обращения: 15.08.2022).

12. Cabane L., Lodge M. Banking Regulation in and for Crisis. URL: https://oxfordre.com/politics/view/10.1093/ acrefore/9780190228637.001.0001 /acrefore-9780190228637-e-1599 (дата обращения: 15.08.2022). Текст: электронный.

13. Freixas X., Santomero A. M. An Overall Perspective on Banking Regulation // Economics and Business Working Paper. 2003. No. 664. Pp. 5-26.

14. Mitchell C. The Power of Delay: Banking System Structure and Implementation of the Basel Accords // Business and Politics. 2022. No. 24. Pp. 1-17.

15. Moody's Analytics. «Regulation Guide: An Introduction». URL: https://www.moodysanalytics.com/-/me-dia/whitepaper/2011/11-01-03-Regulation-Guide-Introduction.pdf (дата обращения: 15.08.2022). Текст: электронный.

16. Nayak R. Banking regulations: do they matter for performance? Journal of Banking Regulation. 2021. Vol. 22. Pp. 261-274.

17. Pagliari S., Wilf M. Regulatory novelty after financial crises: Evidence from international banking and securities standards, 1975-2016 // Regulation & Governance. 2021. No. 15. Pp. 933-951.

18. Rizk A. Banking Regulation After The Financial Crisis Has Made Banks. Текст: электронный // Safer. 2022. URL: https://deliverypdf.ssrn.com/delivery.php ? ID=59100809200206809011411 20830300750240570830 47011093057124024024005121013070083122076006012033059126097 0000291271250701260040100190370 9104108607606710002406709709209105806100211609802806508012111901612011212302510600510102809 8087103114092110109092026094&EXT=pdf&INDEX=TRUE (дата обращения: 15.08.2022).

References _

1. Zagalova Z. A. Finansy, dengi, investitsii (Finance, money, investments), 2022, no. 1, pp. 3-9.

2. Zubkova S. V. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo (Modern Science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law), 2021, no. 7, pp. 44-47.

3. Klek A.V. Nauchnoe obozrenie. Ekonomicheskie nauki (Scientific Review. Economic sciences), 2021, no. 2, pp. 23-28.

4. Korostiev A. A. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya (Trends in the development of science and education), 2021, no. 70-6, pp. 51-57.

5. Smirnov V. D. Ekonomika. Nalogi. Pravo (Economy. Taxes. Right), 2021, vol. 14, no. 1, pp. 81-90.

6. Yusupova, E. R. Upravlenie finansovymi riskami (Financial risk Management), 2021, no. 4, pp. 296-300.

7. Promoting global monetary and financial stability. Available at: https://www.bis.org/about/areport/ areport2022.pdf (date of access: 15.08.2022). Text: electronic.

8. History of the Basel Committee and Its Membership. Available at: https://www.bis.org/publ/bcbsc101.pdf (date of access: 15.08.2022). Text: electronic.

9. Basel Committee on Banking Supervision. Available at: https://www.bis.org/bcbs/publ/d424_hlsummary.pdf (date of access: 15.08.2022). Text: electronic.

10. Financial Stability Board. Available at: https://www.fsb.org/work-of-the-fsb/implementation-monitoring/ monitoring-of-priority-areas/basel-iii (date of access: 15.08.2022). Text: electronic.

11. Vedomosty (Statements). Available at: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2022/06/01/924683-rossiya-poluchit-okolo-285-mlrd-za-eksport (date of access: 15.08.2022). Text: electronic.

12. Cabane L., Lodge M. Banking Regulation in and for Crisis. Available at: https://oxfordre.com/politics/ view/10.1093/acrefore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-1599 (date of access: 15.08.2022). Text: electronic.

13. Freixas X., Santomero A. M. Economics and Business Working Paper, 2003, No. 664, pp. 5-26.

14. Mitchell C. Business and Politics, 2022, no. 24, pp. 1-17.

15. Moody's Analytics. Available at: https://www.moodysanalytics.com/-/media/whitepaper/2011/11-01-03-Regulation-Guide-Introduction.pdf (date of access 15.08.2022). Text: electronic.

16. Nayak R. Journal of Banking Regulation, 2021, vol. 22, pp. 261-274.

17. Pagliari S., Wilf M. Regulation & Governance, 2021, no. 15, pp. 933-951.

18. Rizk A. Safer. 2022. Available at: https://deliverypdf.ssrn.com/delivery.php? ID=5910080920020680901 1411208303007502405708304701109305712402402400512101307008312207600601203305912609700002 91 27125070126004010019037091041086076067100024067097092091058061002116098028065080121119016 120112123025106005101028098087103114092110109092026094&EXT=pdf&INDEX=TRUE (date of access: 15.08.2022). Text: electronic.

Благодарности _

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

Информация об авторе_Information about the author

Глебова Анна Геннадьевна, д-р экон. наук, доцент ВАК, профессор Департамента мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия. Область научных интересов: мировая экономика; мировые финансы; финансовые технологии (финтех); национальная и международная экономическая безопасность AGGlebova@fa.ru

Anna Glebova, doctor of economic sciences, associate professor, professor, World Finance department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow Russia. Scientific interests: world economy; world finance; financial technologies (fintech); national and international economic security

Для цитирования_

Глебова А. Г. Перспективы сотрудничества России с Базельским комитетом по банковскому надзору // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 8. С. 105-113. DOI: 10.21209/22279245-2022-28-8-105-113.

Glebova А. Prospects for Russia's membership in the Basel Committee on Banking Supervision // Transbaikal State University Journal, 2022, vol. 28, no. 8, pp. 105-113. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-8-105-113.

Статья поступила в редакцию: Статья принята к публикации:

23.08.2022 г. 09.09.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.