Научная статья на тему 'Перспективы развития финансово-правового регулирования деятельности банков с базовой лицензией'

Перспективы развития финансово-правового регулирования деятельности банков с базовой лицензией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый рынок / банки с базовой лицензией / медиация / правовое регулирование / придунциальный надзор / мероприятия / financial market / banks with a basic license / mediation / legal regulation / pre-provincial supervision / events.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бишель Алексей Олегович

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время на территории Российской Федерации происходят экономические преобразования, которые в свою очередь сопровождаются глубокой трансформацией всей финансово-кредитной системы. При продолжающемся внедрении международных стандартов управления банковскими рисками, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБС), основными тенденциями в банковском надзоре в 2019 г. являются стимулирование и пропорциональный надзор. Изменения и меры, принятые за прошедший год, были в целом одобрены банковским сообществом. Банк России стремится обеспечить прозрачность своей регуляторной деятельности путем организации заседаний рабочих групп и тематических дискуссий с банками. При продолжающемся внедрении международных стандартов управления банковскими рисками, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБС), основными тенденциями в банковском надзоре в 2019 г. являются стимулирование и пропорциональный надзор. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые изучены масштабные изменения, затрагивающие практически все нормативные требования: от процедуры оценки кредитных и рыночных рисков до раскрытия информации и страхования вкладов. Банковская система в целом является элементом всей финансовой системы, к тому же оказывает значительное влияние на развитие других финансово-правовых институтов. В настоящее время колоссальное значение приобретает финансово-правовая политика в отношении российских банков в целом, и совершенствование финансово-правового регулирования деятельности банков с базовой лицензией, в частности. Автором исследованы теоретические и практические аспекты особенностей банков, а результаты применения полученных знаний будут способствовать совершенствованию организационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF BANKS WITH A BASIC LICENSE

The relevance of the topic lies in the fact that economic transformations are currently taking place on the territory of the Russian Federation, which in turn are accompanied by a deep transformation of the entire financial and credit system. With the continued implementation of international standards for banking risk management established by the Basel Committee on banking supervision (BCBS), the main trends in banking supervision in 2019 are incentives and proportional supervision. The changes and measures taken over the past year were generally approved by the banking community. The Bank of Russia seeks to ensure transparency in its regulatory activities by organizing working group meetings and thematic discussions with banks. With the continued implementation of international standards for banking risk management established by the Basel Committee on banking supervision (BCBS), the main trends in banking supervision in 2019 are incentives and proportional supervision. The scientific novelty of the research consists in the fact that for the first time we have studied large-scale changes affecting almost all regulatory requirements: from the procedure for assessing credit and market risks to disclosure of information and deposit insurance. The banking system as a whole is an element of the entire financial system, and it also has a significant impact on the development of other financial and legal institutions. Currently, the financial and legal policy in relation to Russian banks in general, and the improvement of financial and legal regulation of banks with a basic license, in particular, is of great importance. The author has studied the theoretical and practical aspects of banking features, and the results of applying the knowledge obtained will contribute to improving the organizational process.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития финансово-правового регулирования деятельности банков с базовой лицензией»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336

А. О. Бишель

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С БАЗОВОЙ ЛИЦЕНЗИЕЙ

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время на территории Российской Федерации происходят экономические преобразования, которые в свою очередь сопровождаются глубокой трансформацией всей финансово-кредитной системы. При продолжающемся внедрении международных стандартов управления банковскими рисками, установленных Ба-зельским комитетом по банковскому надзору (БКБС), основными тенденциями в банковском надзоре в 2019 г являются стимулирование и пропорциональный надзор. Изменения и меры, принятые за прошедший год, были в целом одобрены банковским сообществом. Банк России стремится обеспечить прозрачность своей ре-гуляторной деятельности путем организации заседаний рабочих групп и тематических дискуссий с банками.

При продолжающемся внедрении международных стандартов управления банковскими рисками, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБС), основными тенденциями в банковском надзоре в 2019 г. являются стимулирование и пропорциональный надзор.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые изучены масштабные изменения, затрагивающие практически все нормативные требования: от процедуры оценки кредитных и рыночных рисков до раскрытия информации и страхования вкладов.

Банковская система в целом является элементом всей финансовой системы, к тому же оказывает значительное влияние на развитие других финансово-правовых институтов. В настоящее время колоссальное значение приобретает финансово-правовая политика в отношении российских банков в целом, и совершенствование финансово-правового регулирования деятельности банков с базовой лицензией, в частности. Автором исследованы теоретические и практические аспекты особенностей банков, а результаты применения полученных знаний будут способствовать совершенствованию организационного процесса.

Ключевые слова: финансовый рынок, банки с базовой лицензией, медиация, правовое регулирование, придунциальный надзор, мероприятия.

Alexey Bishel'

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL AND LEGAL REGULATION

OF BANKS WITH A BASIC LICENSE

The relevance of the topic lies in the fact that economic transformations are currently taking place on the territory of the Russian Federation, which in turn are accompanied by a deep transformation of the entire financial and credit system. With the continued implementation of international standards for banking risk management established by the Basel Committee on banking supervision (BCBS), the main trends in banking supervision in 2019 are incentives and proportional supervision. The changes and measures taken over the past year were generally approved by the banking community. The Bank of Russia seeks to ensure transparency in its regulatory activities by organizing working group meetings and thematic discussions with banks.

With the continued implementation of international standards for banking risk management established by the Basel Committee on banking supervision (BCBS), the main trends in banking supervision in 2019 are incentives and proportional supervision.

The scientific novelty of the research consists in the fact that for the first time we have studied large-scale changes affecting almost all regulatory requirements: from the procedure for assessing credit and market risks to disclosure of information and deposit insurance.

The banking system as a whole is an element of the entire financial system, and it also has a significant impact on the development of other financial and legal institutions. Currently, the financial and legal policy in relation to Russian banks in general, and the improvement of financial and legal regulation of banks with a basic license, in particular, is of great importance. The author has studied the theoretical and practical aspects of banking features, and the results of applying the knowledge obtained will contribute to improving the organizational process.

Key words: financial market, banks with a basic license, mediation, legal regulation, pre-provincial supervision, events.

Для того, чтобы реализовать задачи, которые направлены на модернизацию управления финансовых рынков необходимо, в первую очередь приложить усилия к повышению с помощью создания системы придунциального надзора, который в свою очередь, будет осуществляться за непосредственными участниками финансового рынка, при этом необходимо согласовывать стандарты взаимодействия, а также их принципы с саморегулируемыми организациями.

Также необходимо упростить саму процедуру государственной регистрации ценных бумаг, тем самым снизить административные барьеры, которые возникают на финансовых рынках.

Обеспечив эффективную систему информационного обмена, также можно повысить уровень регулирования финансового сектора, при этом необходимо постоянно развивать корпоративное управления в данном секторе, путем принятия эффективных мер по устранению и пресечению неправильных действий участников финансового рынка.

Для того чтобы увеличить эффективность контрольно-надзорной деятельности, которая осуществляется непосредственно Федеральной службой, помимо решения вышеназванных задач, также необходимо постоянно анализировать как происходит реализация законодательства Российской Федерации в сфере усовершенствования нормативно-правовой базы в данной сфере [3].

В настоящее время на финансовом рынке происходит увеличение роста определенных трудностей, в связи с чем возникает конкретная задача, заключающаяся в развитии саморегулирующих функций, которая, в свою очередь, требует наиболее эффективных взаимоотношений между саморегулируемыми организациями и органами государственной власти.

Национальные нормативные акты дополняются и усовершенствуются наличием локальных актов, которые заключаются саморегулируемыми органами, тем самым происходит побуждение этих органов к ужесточению рекламации участников финансового рынка.

В настоящее время активно создаются и развиваются многоотраслевые финансовые парти-ципации, на основе этого появляется необходимость в их комплексном регулировании, в связи с чем, в координации фондового рынка необходимо разработать комплексные меры не только по усилению профессиональной роли, но и снижению инвестиционных рисков.

При таких условиях на первый план выходит не только потребность в стандартизации требований в деятельности финансового рынка, но и в углублении равных функций государства, что в настоящее время, является весьма актуальной проблемой.

Вышеназванные цели будут достигнуты путем консолидированного управления требованиями к обороту ценными бумагами, а также закрепления порядка их государственной регистрации. Также необходимо разработать метод к управлению

рисками финансового сектора, который будет основан на принципах, установленных Базельским комитетом, эффективного банковского надзора [1, с.122-134].

В достижении целей, направленных на решение проблемы, связанной с стандартизацией требований и усилением таких же функций государства поможет сочетание регулирования аналогичных финансовых институтов.

К тому же возникает необходимость в решении проблемы, связанной с отчуждением от функционального регулирования рисков финансового сектора к переходу принципов государственного контроля рисками, которые могут возникнуть, такие как, например, финансовая неустойчивость, убытки, нарушение прав не только инвесторов, но иных участников рынка.

Банки, которые имеют базовую лицензию, сталкиваются с различного рода проблемами, которые не так просто решить. У них зачастую возникает дилемма между снижением требований предосторожности и повышением своего рода «аппетита к рискам».

Чтобы упростить регулирование данного банковского сектора, необходимо внести некоторые изменения, которые могут быть выражены в первую очередь в том, чтобы в портфель однородных требований элементов расчетной базы от величины собственного капитала банка с базовой лицензией увеличить до 1,5% (отметим, что в настоящее время - 0,5%). Расчет полной стоимости кредита или вклада необходимо произвести по сегментам, в каждой группе банков с базовой лицензией, что будет способствовать упрощенному регулированию банков с базовой лицензией.

Упрощенное регулирование также возможно путем введения новых требований, но при этом, эти требования необходимо вводить в конкретном порядке: первоначально для банков, которые имеют системное значение, затем через один год ввести банкам с универсальной лицензией, в конце уже путем упрощенного формата банкам с базовой лицензией

В соответствии с МСФО 9, при подготовке отчета, необходимо разработать методические рекомендации, которые будут сочетать в себе два метода: первый метод заключается в моделировании кредитного риска, второй метод включает в себя разнообразные кредитные потери, которые могут возникнуть при отсутствии статистических данных. К тому же, разработка нормативных-правовых актов даст возможность банкам с базовой лицензией выдавать кредиты заемщикам не по профилю, то есть тем, которые уже достаточно много времени обслуживаются непосредственно в конкретном банке с базовой лицензией, и к которым не применяется повышенный коэффициент риска, поскольку их кредиты относятся по качеству к первой или второй категории.

В качестве профильных заемщиков банкам с базовой лицензией также необходимо привлечь не только компании, в которых 100% государственное участие, но и муниципальные и государ-

ственные унитарные предприятия, однако, при этом, необходимо учитывать, чтобы масштабы их деятельности были в соответствии с параметрами, относящимися к деятельности малого и среднего бизнеса.

Также, чтобы упростить регулирование банков с базовой лицензией необходимо через различные бюджеты компаний с государственным участием банкам с базовой лицензией расширить доступ к банковским средствам банков, дать возможность осуществлять кредитование физических лиц, которые относятся к непрофильным заемщикам; создать облачные сервисы для автоматизации процессов банков с базовой лицензией; данному сектору также необходимо обеспечить киберзащиту и внедрить биометрические данные, также необходимо данному сектору взаимодействовать с рейтинговыми агентствами и внедрить банковский надзор.

Пруденциальное система регулирования дает возможность достаточно быстро не только обнаруживать нарушения на фондовом рынке, но и предотвращать эти нарушения.

Надзор включает в себя несколько уровней: первый уровень заключается в контроле непосредственно со стороны участников финансового рынка, который осуществляется на основе требований, которые устанавливается законодательством Российской Федерации; второй уровень осуществляется в непосредственном контроле над саморегулируемыми организациями, и третий уровень надзора выражается в осуществлении контроля со стороны государственных органов [4].

Достаточному снижению издержек и повышению эффективности рыночных институтов, а также обмену информационными операциями на финансовом рынке будут способствовать определенные цели надзора, для осуществления которых необходимо не только предусмотреть возможность интеримарного руководства в организациях, которые в свою очередь, оказываются непосредственными профессиональными участниками рынка ценных бумаг, но и реализовать программы в совершенствовании комплекса методик для профессиональных участников , при этом необходимо учитывать требования, предъявляемые к нормативам банковской системы.

Также в качестве целей надзора можно определить внедрение единых требований к расчету собственных средств, которые должны соответствовать моделям внешнего экономического роста, предъявляемых не только для абсолютно всех участников рынка ценных бумаг, но и к управляющим компаниям и инвестиционным фондам, а также необходимо модернизировать существующие правила бухгалтерского учета финансовых продуктов.

Разрабатывая требования строгого мониторинга, необходимо применять принцип пропорциональности, который включает в себя определенные требования к участникам надзора, при этом учитывается размер и масштаб их деятельности, а также характер работы и неотъемлемые риски.

Кроме того, необходимо применять особый подход, производя оценку рисков или активов участников финансового рынка, при производстве пруденциального регулирования, при этом в описании участников пруденциального регулирования финансового рынка, осуществляющегося с целью согласования методов, необходимо совершенствовать законодательство Российской Федерации в области банкротства финансовых организаций, которое необходимо осуществлять, учитывая нормы о банкротстве в отношении кредитных организаций.

За последнее время для улучшения качества управления бизнесом сделано достаточно много, в частности, процедуры и правила, которые разрабатываются непосредственно государством, органами власти, а также участниками финансового рынка и заинтересованными организациями на добровольной основе, включаются в систему раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Несмотря на улучшения качества, возникает ряд вопросов, связанных с корпоративным управлением, которые необходимо решить. В частности, чтобы развивать и совершенствовать корпоративное управление необходимо создать такой механизм, который будет эффективным в побуждении членов совета директоров нести ответственность за поведение, которое может являться необоснованным, а также за установление несправедливых стандартов. Необходимо предусмотреть ответственность государства в наблюдательном совете коммерческих компаний, а также обеспечить страхование данной ответственности членов совета директоров по корпоративному управлению.

Для реализации развития корпоративного управления важно разъяснять процессуальное положение каждого акционера, который в своей деятельности преследует интересы общества.

Совершенствование корпоративного управления также возможно путем разработки требований к самому корпоративному управлению, применяемых к самим участникам рынка ценных бумаг, к инвестиционным фондам управляющих компаний, к пенсионным фондам негосударственных организаций, а также путем разработки определенных рекомендаций по реформированию их в нормативных правовых актах.

В развитии корпоративного управления также поможет улучшение способов приобретения обществом пакета акций при помощи установки предварительного государственного контроля над ценными бумагами общества, в случае их публичного размещения, при помощи устранения недостатков между акциями, антимонопольным законодательством Российской Федерации и банковским законодательством, путем выяснения обстоятельств возникновения у общества обязательств.

Для того, чтобы исключить нарушения прав акционеров, находящихся в уставном капитале, непропорционально большим количеством голосов, необходимо установить одинаковую номи-

нальную стоимость акций всех типов. К тому же обновление проекта Кодекса поведения фондов также будет способствовать совершенствованию корпоративного управления.

Еще одной целью является повышение роли независимых директоров в публичных компаниях, выражающееся в независимом участии в реализации возможности принятия независимого и объективного решения по корпоративным вопросам. Данный принцип корпоративного управления является одним из важнейших принципов, который был разработан Организацией экономического сотрудничества. Названные решения в основном касаются участия независимых директоров в совете директоров, которые как раз и обеспечивают видение и цели бизнеса, и непосредственное управление компании.

Помимо этого, в случаях разногласий между интересами компании и непосредственным ее руководством акционеров, которые могут выражаться в вознаграждении руководителя, при смене контроля над компанией, в случае проведения аудита - здесь неоценимую роль играют как раз независимые директора.

Необходимо усилить роль независимых директоров не только в компаниях, но и между ведущими экспертами фондового рынка, особенно между фондовыми биржами и зарегистрированными агентами, при этом, усиливая роль независимых директоров, будет не лишним изучить возможность объединить их непосредственно в самой организации, в которой основной задачей является разработка Кодекса поведения и правил работы тех самых независимых директоров.

Поскольку долговременные судебные тяжбы не только приводят к росту стоимости российских компаний, причиняют различный ущерб инвесторам, а также приводят к минимизации инвестиционного вклада в российскую экономику, просто необходимым является усиление модели внесудебного урегулирования и разрешения этих споров - медиации, путем создания саморегулируемых организаций и принятии новых методов, способствующих разрешению таких вопросов, или же стимулированию разрешения споров в Арбитражном суде.

Данный метод хорош тем, что в нем заключена конфиденциальность информации, короткое время трансформации конфликта, а также полностью отсутствует необходимость принудительного исполнения решения, поскольку в процессе информационного согласия участники сами выбирают решение, которое будет их полностью удовлетворять, именно поэтому сами участники заинтересованы в его реализации.

Для реализации самого метода медиации в корпоративных спорах, необходимо подготовить комплекс мероприятий, которые бы способствовали его применению, а также наделяли бы соответствующими полномочиями орган, который имеет непосредственное отношение к организации данного процесса. А также самих посредников, участвующих в данной деятельности - медиаторов.

Процесс медиации, в качестве обязательного метода, необходимо применять в наиболее жестких случаях корпоративных споров, когда, например, споры затрагивают вопросы ценных бумаг, вопросы распределения активов, слияний или поглощений, а также иных вопросов, которые непосредственно затрагивают самих акционеров.

В настоящее время подготовлен проект федерального закона о противодействии с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынка, поскольку основной задачей, при создании эффективной нормативно-правовой базы для предотвращения ценовых манипуляций и инсайдерской торговли, как раз и является разработка общепринятых стандартов поведения участников финансового рынка и контролирующих их органов.

Данный проект предусматривает различные пункты, которые регламентируют и определяют введение понятие внутренней информации; в сфере финансового рынка предусматривает доступ к информации о банковских счетах непосредственных участников данного сегмента, а также уполномоченных лиц органа исполнительной власти; устанавливает внутренний контроль, устанавливает требования не только ко всем участникам, но и к должностным лицам контролирующих органов, что, в свою очередь, снижает вероятность допуска нарушений; в сфере рынка капитала данный проект закрепляет полномочия органов исполнительной власти совместно с правоохранительными органами в деятельности по выявлению и расследованию случаев незаконной деятельности на финансовом рынке.

Полагаем необходимым усилить как административную ответственность, так и уголовную ответственность за незаконные операции на рынке ценных бумаг, а также за манипуляции с ценовым сегментом [6].

Также предлагаем, с целью поощрения участников финансового рынка, внести изменения в кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части снижения штрафных санкций при обнаружении нарушений, уведомить органы исполнительной власти в сфере финансов и добровольно предоставить сведения о мерах по устранению выявленных нарушений, что будет лишь способствовать выявлению и устранению рисков нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности непосредственно участников финансового рынка.

Необходимо разработать кодекс поведения участников финансового рынка, который будет способствовать предотвращению манипуляциям с ценами и инсайдерской торговли, при этом закрепленные в нем требования будут носить только лишь рекомендательный характер.

Контроль за исполнением кодекса распределить между органами исполнительной власти в области финансового рынка, саморегулируемыми организациями и биржевыми брокерами.

Банк России планирует и дальше развивать пропорциональное регулирование деятельности

кредитных организаций. В частности, планируется сократить объем информации, раскрываемой небанковскими кредитными организациями, отменить отчетность в соответствии с МСФО и предоставить им возможность выполнять функции руководителя Службы внутреннего контроля руководителем службы управления рисками, как это предусмотрено для банков с базовой лицензией.

Для банков, имеющих базовую лицензию, также планируется предусмотреть право осуществления операций и сделок, направленных на отчуждение или распоряжение ценными бумагами, не отвечающими требованиям статьи 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Банки, имеющие базовую лицензию, будут иметь право осуществлять эти операции и операции с приобретенными ценными бумагами до получения статуса банка, имеющего базовую лицензию [7].

Также планируется запретить банкам, имеющим базовую лицензию, заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и осуществлять операции с производными финансовыми инструментами. Это связано с тем, что такая деятельность не соответствует бизнес-модели банка с базовой лицензией, которая базируется на предоставлении финансовых услуг гражданам и субъектам малого и среднего предпринимательства [6].

В 2020 г. Банк России планирует установить требования к кредитным организациям по раскрытию информации о кредитном риске при применении стандартизированного подхода в соответствии с положениями компонента 3 «рыночная дисциплина» Базеля II (Фаза III).

В этом году планируется ввести ограничения по кредитам для слияний (поглощений )путем установления минимального размера резерва, равного 5% по кредитам, используемым для осуществления инвестиций в уставный капитал других юридических лиц, когда уполномоченный орган управления кредитной организацией принимает решение об увеличении (не более чем на один) категории качества такого кредита, если показатели операционной деятельности заемщика свидетельствуют о том, что выплаты по основному долгу и процентам будут производиться своевременно и в полном объеме, с возможностью его постепенного формирования.

Планируется ввести ограничения по кредитам на слияния и поглощения путем установления минимального резерва в размере 5% по кредитам, используемым для осуществления инвестиций в уставный капитал других юридических лиц, с возможностью его постепенного формирования.

Кроме того, с 1 января 2020 г. для кредитов, выданных (реструктурированных) после этой даты и направленных заемщиками на инвестирование в уставный капитал других юридических лиц, коэффициент риска для расчета нормативов достаточности капитала банка был увеличен со 150% до 200% [5].

В соответствии с рекомендациями Совета по финансовой стабильности и лучшими между-

народными практиками выплаты работникам, принимающим на себя риски при расторжении трудового договора, считаются переменной составляющей вознаграждения и учитывают финансовый результат организации, а также реализованные риски.

Банк России рассматривает возможность установления требования об отсрочке, а затем корректировке порядка выплаты компенсаций членам исполнительных органов кредитных организаций, связанных с расторжением трудового договора, с учетом результатов их деятельности. Согласно предлагаемому подходу, любая компенсация, причитающаяся работнику при прекращении трудовой деятельности, будет выплачена не ранее чем через два года со дня расторжения трудового договора.

В этом году ожидается, что несколько крупных банков направят в Банк России заявки на валида-цию внутренних методов и моделей с целью получения разрешения Банка России на их использование для расчета коэффициента достаточности капитала для новых долговых сегментов (ранее не охваченных РРР).

В целях осуществления надзора за банками, получившими разрешение Банка России на применение ПРР, Банк России планирует издать нормативный акт, включающий определение основных инструментов контроля за соответствием внутренних методов и моделей нормативным требованиям.

Кроме того, считается возможным сделать применение ИЦП обязательным для всех системно значимых кредитных организаций (далее-ССК) с целью расчета коэффициентов достаточности капитала. В то же время планируется обеспечить НКО достаточный переходный период для приведения внутренних методов и моделей в соответствие с требованиями нормативных актов Банка России. Одновременно будет рассмотрен вопрос о снижении минимального порогового значения размера активов банков, необходимого для рассмотрения заявки на добровольное применение ИЦП.

В предстоящем 2020 г. работа по совершенствованию и дальнейшему развитию банковского регулирования будет продолжена по нескольким ключевым направлениям [8]. Таким образом, уже есть вполне обоснованные запросы банковского сообщества и планы Банка России по внедрению на практике большего количества элементов стимулирования и пропорционального регулирования. В этом процессе будут задействованы все сегменты рынка: от системно значимых банков до банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций. Продолжают обсуждать варианты расширения сферы страхования вкладов и искать оптимальные пути достижения этой цели. В то же время планируется продолжить внедрение стандартов Базельского комитета по банковскому надзору, что, в частности, позволит повысить чувствительность минимальных стандартов достаточности капитала к рискам, принимаемым банками при сохранении стабильности

банковского сектора. Новый этап этой работы будет включать внедрение Базельских подходов к оценке кредитного, рыночного и операционного рисков, а также подготовку к введению нового стандарта по максимальному размеру общего ри-

ска на одного заемщика или группу связанных заемщиков для банковских групп, сформированных системно значимыми кредитными организациями [2, с. 155-161].

Литература

1. Борисов О. С. Практика внедрения Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III) в Российской Федерации // Правовое поле современной экономики. 2016. №3. С. 122-134.

2. Гончарова М. В. Международное соглашение Базель II: четыре принципа надзорного процесса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2016. Т.15. №4 (33). С. 155-161.

3. Инструкция Банка России от 06.12.2017 № 183-И (ред. от 18.07.2019) «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией» (вместе с «Методикой расчета кредитного риска по ПФИ») (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2018 № 50206) // Официальный сайт Банка России URL: http://www.cbr.ru/ (Дата обращения 13.04.2020).

4. Информационное сообщение Минфина России от 15.01.2019 // СПС «Консультант-плюс» URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315790/ (Дата обращения 13.04.2020).

5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов (утв. Банком России) // Вестник Банка России. № 89 - 90. URL: http://www.cbr.ru/about_br/publ/ondkp/ (Дата обращения 14.04.2020).

6. Указание Банка России от 27.11.2018 № 4979-У «О требованиях к ценным бумагам, с которыми банки с базовой лицензией вправе совершать операции и сделки при осуществлении деятельности на рынке ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2018 № 53056) // Официальный сайт Банка России URL: http://www.cbr.ru/ (Дата обращения 26.04.2020).

7. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2019) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 28.04.2020).

8. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 26.04.2020).

References

1. Borisov O. S. Praktika vnedreniya Bazel'skogo komiteta po bankovskomu nadzoru (Bazel' III) v Rossijskoj Federacii (Practice of implementing the Basel Committee on banking supervision (Basel III) in the Russian Federation) // Pravovoe pole sovremennoj ekonomiki. 2016. No. 3. P. 122-134.

2. Goncharova M. V. Mezhdunarodnoe soglashenie Bazel' II: chetyre principa nadzornogo processa (Goncharova M. V. International agreement Basel II: four principles of the Supervisory process) // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Series 5. Yurisprudenciya. 2016. Vol. 15. No. 4 (33). P. 155-161.

3. Instrukciya Banka Rossii ot 06.12.2017 № 183-I (red. ot 18.07.2019) «Ob obyazatel'nyh normativah bankov s bazovoj licenziej» (vmeste s «Metodikoj rascheta kreditnogo riska po PFI») (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 02.03.2018 № 50206) (Instruction of the Bank of Russia dated 06.12.2017 No. 183-I (ed. from 18.07.2019) "On mandatory standards of banks with a basic license" (together with the «methodology for calculating credit risk for PFI") (Registered with the Ministry of justice of Russia 02.03.2018 No. 50206) URL: http://www.cbr.ru/ (Accessed: 13.04.2020).

4. Informacionnoe soobshchenie Minfina Rossii ot 15.01.2019 № IS-uchet 14 «Novoe v buhgalterskom zakonodatel'stve: fakty i kommentarii» (Information message of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 15.01.2019 no. IS-uchet 14 «(New in accounting legislation: facts and comments») URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315790/ (Accessed: 13.04.2020).

5. Osnovnye napravleniya edinoj gosudarstvennoj denezhno-kreditnoj politiki na 2019 god i period 2020 i 2021 godov (utv. Bankom Rossii) (Main directions of the unified state monetary policy for 2019 and the period 2020 and 2021 (approved by the Bank of Russia) URL: http://www.cbr.ru/about_br/publ/ondkp/ (Accessed:14.04.2020).

6. Ukazanie Banka Rossii ot 27.11.2018 № 4979-U «O trebovaniyah k cennym bumagam, s kotorymi banki s bazovoj licenziej vprave sovershat' operacii i sdelki pri osushchestvlenii deyatel'nosti na rynke cennyh bumag» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.12.2018 № 53056) (Instruction of the Bank of Russia dated 27.11.2018 No. 4979-U «(On requirements for securities with which banks with a basic license are entitled to perform operations and transactions in the securities market» (Registered in the Ministry of justice of the Russian Federation on 19.12.2018 No. 53056) URL: http://www.cbr.ru/ (Accessed: 26.04.2020).

7. Federal'nyj zakon ot 02.12.1990 № 395-1 (red. ot 27.12.2019) «O bankah i bankovskoj deyatel'nosti» (s izm. i dop., vstup. v silu s 08.01.2020) (Federal law No. 395-1 of 02.12.1990 (ed. of 27.12.2019) «(On banks and banking activities» (with ed. and add., effective from 08.01.2020) URL: http://www.pravo.gov.ru (Accessed: 28.04.2020).

8. Federal'nyj zakon ot 10.07.2002 № 86-FZ (red. ot 27.12.2019) «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» (s izm. i dop., vstup. v silu s 23.01.2020) (Federal law No. 86-FZ of 10.07.2002 (ed. from 27.12.2019) «About the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» (with ed. and add., Intro. effective from 23.01.2020) URL: http:// www.pravo.gov.ru (Accessed: 26.04.2020).

Сведения об авторе

Бишель Алексей Олегович - аспирант кафедры административного и финансового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / Bishelwork@mail.ru

Information about the author

Bishel Alexey - post-graduate student, Chair of Administrative and Financial Law, Law Institute, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / Bishelwork@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.