Научная статья на тему 'Перспективы сотрудничества Евразийского экономического союза с третьими сторонами (на примере Китайской Народной Республики) в области правового регулирования инвестиционных отношений'

Перспективы сотрудничества Евразийского экономического союза с третьими сторонами (на примере Китайской Народной Республики) в области правового регулирования инвестиционных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
инвестиции / инвестиционные отношения / торгово-экономические отношения / экономическая интеграция / зона свободной торговли / Евразийский экономический союз / международные соглашения / investments / investment relations / trade and economic relations / economic integration / free trade zone / Eurasian Economic Union / international agreements

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елизавета Владимировна Вишневская

В статье проанализированы международные соглашения Евразийского экономического союза с третьими сторонами, в частности, рассмотрено Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой с целью определить основные направления сотрудничества и перспективы развития инвестиционных отношений в рамках Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елизавета Владимировна Вишневская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of cooperation of the Eurasian Economic Union with third parties (on the example of the People’s Republic of China) in the field of legal regulation of investment relations

The article analyzes the international agreements of the Eurasian Economic Union with third parties, in particular, the Agreement on Trade and Economic Cooperation between the EAEU and the People's Republic of China, in order to determine the main areas of cooperation and prospects for the development of investment relations within the framework of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Перспективы сотрудничества Евразийского экономического союза с третьими сторонами (на примере Китайской Народной Республики) в области правового регулирования инвестиционных отношений»

Закон и право. 2022. № 3. С. 103-106. Law and legislation. 2022;(3):103-106. Научная статья УДК 339.9; 341.1

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-103-106

NIION: 1997-0063-3/22-144 MOSURED: 77/27-001-2022-3-344

Перспективы сотрудничества Евразийского экономического союза с третьими сторонами (на примере Китайской Народной Республики) в области правового регулирования инвестиционных отношений

Елизавета Владимировна Вишневская

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва,

Россия, al_t91@mail.ru

Аннотация. В статье проанализированы международные соглашения Евразийского экономического союза с третьими сторонами, в частности, рассмотрено Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой с целью определить основные направления сотрудничества и перспективы развития инвестиционных отношений в рамках Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные отношения, торгово-экономические отношения, экономическая интеграция, зона свободной торговли, Евразийский экономический союз, международные соглашения.

Для цитирования: Вишневская Е.В. Перспективы сотрудничества Евразийского экономического союза с третьими сторонами (на примере Китайской Народной Республики) в области правового регулирования инвестиционных отношений // Закон и право. 2022. № 3. С. 103—106. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2022-3-103-106.

Original article

Prospects of cooperation of the Eurasian Economic Union with third parties (on the example of the People's Republic of China) in the field of legal regulation of investment relations

Elizaveta V. Vishnevskaya

Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russia, al_t91@mail.ru

Abstract. The article analyzes the international agreements of the Eurasian Economic Union with third parties, in particular, the Agreement on Trade and Economic Cooperation between the EAEU and the People's Republic of China, in order to determine the main areas of cooperation and prospects for the development of investment relations within the framework of the Eurasian Economic Union.

Keywords: investments, investment relations, trade and economic relations, economic integration, free trade zone, Eurasian Economic Union, international agreements.

For citation: Vishnevskaya E.V. Prospects of cooperation of the Eurasian Economic Union with third parties (on the example of the People's Republic of China) in the field of legal regulation of investment relations // Law and legislation. 2022;(3):103—106. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-103-106.

© Вишневская Е.В. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 03-2022

В связи со стремительным развитием процессов региональной интеграции характер международных правовых связей усложняется и приобретает новые качества. Региональные интеграционные объединения, обладая международной правосубъектностью и являясь более крупными субъектами международного права, выходят на первый план в вопросах заключения соглашений в сфере торгово-экономических отношений и тем самым вытесняют двустороннее сотрудничество между государствами в данной сфере. Безусловно, указанные процессы на сегодняшний день затрагивают и евразийскую интеграцию.

В последнее время с момента существования Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) заметно активизировалась работа по заключению соглашений в сфере торгово-экономических отношений со стороны ЕАЭС с третьими сторонами.

Международные соглашения ЕАЭС с различными субъектами международного права играют существенную роль в решении вопросов привлечения инвестиций в ЕАЭС.

В целях упорядочения условий прохождения договорных процедур регистрации и оформления международных отношений государства — члены ЕАЭС 14 мая 2018 г. подписали Соглашение [2, с. 12], определяющее порядок заключения, приостановления и прекращения действия международных договоров ЕАЭС с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями (далее — Соглашение).

Однако данное Соглашение применимо только в том случае, если предмет договора относится к компетенции Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) в регулируемой сфере. Указанное Соглашение вступило в силу 16 декабря 2019 г.

На сегодняшний день ЕАЭС Соглашение о зонах свободной торговли подписано с Вьетнамом (в 2015 г.) и Сингапуром (в 2019 г.), заключено также Временное соглашение с Ираном (в 2018 г.). Также со стороны Евразийской экономической комиссии ведутся переговоры с Израилем и Индией.

В качестве примера международного соглашения между ЕАЭС и третьей стороной целесообразно проанализировать Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой (далее — Китай, КНР) [3, с. 81], подписанное 17 мая 2018 г.

(далее — Соглашение о сотрудничестве, Соглашение) в связи с тем, что Китай на сегодняшний день является передовым азиатским государством исходя из объемов имеющихся прямых иностранных инвестиций в регионе.

Кроме того, необходимо обратить внимание на постоянный рост прямых капиталовложений, из чего можно сделать вывод о намерении Китая поступательно наращивать свое экономическое присутствие в странах ЕАЭС.

По сообщению директора Департамента развития интеграции ЕЭК Сергея Шухно от 19 июня 2018 г., «Китай по итогам 2017 года достиг 102,7 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 30,7%. Удельный вес Китая во внешней торговле Союза составляет 16,2%, а суммарный объем прямых инвестиций китайских компании в ЕАЭС с 2008 по 2016 возрос более чем двукратно — до 25,7 млрд долл.» [7].

Некоторые факторы неоднозначно определяют перспективы развития такого торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и Китаем.

С одной стороны, Соглашение между ЕАЭС и КНР является достаточно рамочным. Отсутствие более серьезных договоренностей и обязательств может ограничить потенциальные возможности более тесного торгового и экономического взаимодействия между сторонами. Результаты сотрудничества в таком случае зависят от круга полномочий и эффективности работы консультативных комитетов и рабочих групп, и от воли лидеров Китая и стран ЕАЭС.

С другой стороны, в условиях западных санкций одностороннее сотрудничество ЕАЭС с Китаем, особенно в сфере кредитования инвестиционных проектов, потенциально может привести к дисбалансу в виде чрезмерной экономической зависимости государств — членов ЕАЭС от Пекина.

Вместе с тем секторы экономики, являющиеся приоритетными для договаривающихся сторон, также определены Соглашением о сотрудничестве, что позволяет спрогнозировать дальнейшую линию развития отношений ЕАЭС и Китайской Народной Республики.

Помимо этого, следует подробно рассмотреть характеристику, раскрывающую факт того, что рассматриваемое Соглашение о сотрудничестве не предусматривает ожидаемых мер по созданию привлекательных условий для увеличения взаимных инвестиций или для облегчения

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

доступа на рынки государственных закупок друг друга, предусматривая при этом только лишь информационное взаимодействие по указанным секторам экономики. Соглашение охватывает множество сфер взаимодействия, однако при их изучении становится очевидным, что вместо раздела, регламентирующего взаимодействие в вопросах инвестиций, в Соглашение включен такой раздел, как «Секторальное сотрудничество».

Так, ст. 1.2 Соглашения закреплена цель его заключения, которая состоит в «создании основы для дальнейшего развития экономических отношений и упрощения взаимодействия» [6].

Вызывают интерес и положения Соглашения о сотрудничестве, касающиеся соотношения его норм с нормами других соглашений.

Данные положения нашли свое отражение в ст. 1.4 Соглашения, из которой следует, что стороны подтверждают свои права и обязанности в отношении друг друга по Марракешскому соглашению о создании Всемирной торговой организации (далее — Соглашение о ВТО) [4, с. 10], а также по двусторонним соглашениям, участниками которых являются государство — член ЕАЭС и Китай, а также, что в случае расхождения между положением Соглашения и положением Соглашения о ВТО положение Соглашения о ВТО будет иметь преимущественную силу в части такого расхождения, а стороны при возникновении такого расхождения будут незамедлительно проводить консультации с целью выработки взаимоприемлемого решения.

Таким образом, приходим к выводу, что Соглашение о сотрудничестве содержит ряд отсылочных норм к положениям Соглашения о Всемирной торговой организации и тем самым распространяет их действие на права и обязанности сторон.

Многими авторами справедливо отмечено, что фактически данные положения распространяют свое действие на все государства — члены ЕАЭС, в том числе и на те, которые не являются членами Всемирной торговой организации (в частности, это касается Республики Беларусь).

Также в этой части следует сделать вывод, что указанными положениями ст. 1.4 Соглашения фактически установлен приоритет норм универсального права над нормами регионального. Однако в этой же статье можно наблюдать и обратную ситуацию.

Так, в п. 4 ст. 1.4. Соглашения указано, что в случае если каким-либо двусторонним соглашением, участниками которого являются государ-

ство — член ЕАЭС и Китай, в отношении вопросов, охватываемых настоящим Соглашением, предоставляется режим более благоприятный, чем тот, который предоставляется по настоящему Соглашению, предоставление такого более благоприятного режима будет иметь преимущественную силу.

В связи с этим следует отметить тот факт, что стороны не готовы отказаться от преимуществ, предоставляемых в рамках двусторонних отношений. Рассматриваемое отраслевое сотрудничество основывается на принципах равноправия и учета национальных интересов, взаимовыгодности, добросовестной конкуренции, недискриминации и транспарентности.

Отмечается, что стороны развивают отраслевое сотрудничество с учетом их стратегий и программ развития различных отраслей экономики без ущерба для действующих или планируемых двусторонних инициатив сотрудничества государств — членов ЕАЭС и Китайской Народной Республики. Перечень сфер рассматриваемого отраслевого сотрудничества является исчерпывающим. В данный перечень входят такие сферы сотрудничества, как: сельское хозяйство, энергетика, транспорт, промышленная кооперация, информационно-коммуникационная инфраструктура, технологии и инновации, финансы и окружающая среда.

Вышеуказанные обстоятельства в части, касающейся ограничительного характера закрепленных в Соглашении сфер и направлений отраслевого сотрудничества, позволяют обозначить проблему, заключающуюся в том, что фактически заключенное Соглашение не дает возможности выбора приоритетных сфер сотрудничества, не позволяет учесть все имеющиеся интересы каждого государства — члена ЕАЭС, что может, в свою очередь, в дальнейшем способствовать переходу к двустороннему формату сотрудничества по вопросам регулирования экономических отношений, в частности инвестиционных.

В качестве позитивного момента в дальнейшем успешном развитии экономического сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой следует отметить, что в документе воплотилось общее намерение государств ЕАЭС и Китая по совместному строительству отношений торгово-экономического партнерства, характеризующихся открытостью, взаимным доверием, сотрудничеством по достижению общих выгод.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 03-2022

Таким образом, закладывается прочная база для дальнейшего практического формирования концепции Большой Евразии. Вместе с тем с учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что на сегодняшний момент крупные ближайшие партнеры на примере Китая не готовы к тесному сотрудничеству по развитию инвестиционного взаимодействия в том формате, который предлагается Евразийским экономическим союзом.

Список источников

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) // URL: http:// www.consultant.ru (Дата обращения: 10.03.2019)

2. Соглашение о международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями (Сочи, 14.05.2018) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/ (Дата обращения: 17.08.2019)

3. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны (Астана, 17.05.2018) // http://www.eurasiancommission (Дата обращения: 20.09.2019)

4. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15.04.1994) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959/ (Дата обращения: 20.09.2019)

5. Шумилов В.М. Международное экономическое право. М.: Юрайт, 2011. С. 25—26.

6. Сайт Евразийского экономического союза: https://docs.eaeunion.org (Дата обращения: 20.02.2020)

7. Сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission (Дата обращения: 20.12.2021)

References

1. The Treaty on the Eurasian Economic Union (Astana, May 29, 2014) // URL: http://www.con-sultant.ru (Accessed: 10.03.2019)

2. Agreement on International Treaties of the Eurasian Economic Union with third states, international organizations or international integration associations (Sochi, May 14, 2018) // http: / / www. c onsultant. ru / document/cons_doc_ LAW_82959/ (Accessed: 17.08.2019)

3. Agreement on Trade and Economic Cooperation between the Eurasian Economic Union and its member States, on the one hand, and the People's Republic of China, on the other hand (Astana, May 17, 2018) // http://www.eurasian-commission (Accessed: 20.09.2019)

4. The Marrakesh Agreement on the Establishment of the World Trade Organization (Marrakesh, April 15, 1994) // http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (Accessed: 20.09.2019)

5. Shumilov V.M. International Economic Law. Moscow: Yurayt, 2011. Pp. 25—26.

6. Website of the Eurasian Economic Union: // https://docs.eaeunion.org (Accessed: 20.02.2020)

7. Website of the Eurasian Economic Commission // http://www.eurasiancommission (Accessed: 20.12.2021)

Информация об авторе

Вишневская Е.В. — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров

Information about the author

Vishnevskaya E.V. — adjunct of the faculty of training of scientific, pedagogical and scientific personnel

Статья поступила в редакцию 06.01.2021; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 06.01.2021; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.