Научная статья на тему 'О мерах защиты внутреннего рынка и поддержки экспорта в условиях преференциальной торговли ЕАЭС и Вьетнама'

О мерах защиты внутреннего рынка и поддержки экспорта в условиях преференциальной торговли ЕАЭС и Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ / ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТРИГГЕРНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ / ДВУХСТОРОННЯ ЗАЩИТНАЯ МЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллов Ю. Г., Енза Э. К.

Развитие свободной торговли Евразийского экономического союза с третьими странами не исключает создание механизма защиты внутреннего рынка для чувствительных товаров и поддержание необходимого равновесия торговых балансов взаимодействующих сторон. В статье анализируется внешнеторговое сотрудничество России и Вьетнама в развитии заключенного Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости регулирующего воздействия, направленного на защиту внутреннего рынка России, поддержания соответствующих пропорций между отечественными и импортными товарами. Рассматриваются отдельные меры защиты внутреннего рынка со стороны Евразийской экономической комиссии в условиях преференциальной торговли и национальные меры стимулирования экспорта. Полученные результаты могут быть использованы в Евразийском экономическом союзе при выстраивании преференциальных отношений с рядом государств, которые заключили или готовы в ближайшей перспективе к заключению подобных соглашений о свободной торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мерах защиты внутреннего рынка и поддержки экспорта в условиях преференциальной торговли ЕАЭС и Вьетнама»

УДК 339.54+339.9.012

РО!: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-145-151

Ю. г. КИРИЛЛОВ э. К. ЕНЭА

Омский государственный технический университет, г. Омск

О МЕРАХ защиты ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В УСЛОВИЯХ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ ЕАЭС И ВЬЕТНАМА

Развитие свободной торговли Евразийского экономического союза с третьими странами не исключает создание механизма защиты внутреннего рынка для чувствительных товаров и поддержание необходимого равновесия торговых балансов взаимодействующих сторон. В статье анализируется внешнеторговое сотрудничество России и Вьетнама в развитии заключенного Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости регулирующего воздействия, направленного на защиту внутреннего рынка России, поддержания соответствующих пропорций между отечественными и импортными товарами. Рассматриваются отдельные меры защиты внутреннего рынка со стороны Евразийской экономической комиссии в условиях преференциальной торговли и национальные меры стимулирования экспорта. Полученные результаты могут быть использованы в Евразийском экономическом союзе при выстраивании преференциальных отношений с рядом государств, которые заключили или готовы в ближайшей перспективе к заключению подобных соглашений о свободной торговле. Ключевые слова: чувствительные товары, преференциальная торговля, триг-герные защитные меры, двухстороння защитная мера.

В Евразийском экономическом союзе (далее ЕАЭС) осуществляется единая торговая политика и применяются единые меры регулирования внешней торговли, среди которых особую роль играют меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС. Мерами защиты внутреннего рынка называют комплекс временных мер регулирования торговли, применение которых позволяет устранить негативные эффекты, оказываемые поставками товаров из третьих стран на национальных производителей [1]. Указанные меры осуществляются вместе с действующими механизмами таможенно-тарифного регулирования и комплексом нетарифных ограничений. Правила осуществления мер защиты внутреннего рынка основываются на нормах ВТО и закреплены в Договоре о ЕАЭС, в частности в Протоколе о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам [2]. На начало 2020 года по данным Евразийской экономической комиссии (далее ЕЭК) в отношении третьих стран действует двадцать антидемпинговых мер, одна специальная мера и по пяти объектам антидемпинговые расследования находятся в активной стадии [3]. Среди стран-экспортеров, по отношению к которым применяются меры защиты внутреннего рынка России, заметное место занимают Китай, Украина, а также ряд других государств, использующих методы недобросовестной

ценовой конкуренции. Примерно 80 % товаров, по которым имеют место или расследуются факты демпинга, являются продуктами металлургической отрасли, т.к. указанные продукты обладают демпинговыми свойствами. Но, наряду с вышеперечисленными механизмами защиты, хорошо известными и давно признанными в международной торговле, применяются условно новые инструменты обоснованного протекционизма — триггерные защитные меры и двусторонняя защитная мера. Эти инструменты защиты, а также меры стимулирования экспорта являются предметом изучения в данной статье на примере реализации Соглашения о свободной торговле ЕАЭС, его государствами — членами и Социалистической Республикой Вьетнам (далее Соглашение) [4].

В основу настоящего исследования были положены нормативные правовые акты в области нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, действующие в ЕАЭС. Рассматривалось применение мер защиты внутреннего рынка в условиях преференциальной торговли. Использовались методы логической и статистической обработки информации о состоянии и динамике внешнеторговых отношений России и Вьетнама за последние пять лет. Особое внимание было уделено таможенной статистике экспорта и импорта России и Вьетнама с момента заключения Соглашения.

Тарифные обязательства по договору ЕАЭС—Вьетнам

Таблица 1

Средняя тарифная ставка государств — членов ЕАЭС на товары из Вьетнама, % Средняя ставка импортного тарифа Вьетнама для стран ЕАЭС, %

Начальный уровень Конечный уровень Начальный уровень Конечный уровень

Вся номенклатура товаров 9,8 2,5 10 1

Сельскохозяйственная продукция 9,9 5,6 16 0,2

Промышленная продукция 8,0 1,2 8,9 0,1

Источник: Составлено авторами по данным Минэкономики Республики Беларусь [17]

Дальнейшее развитие ЕАЭС предполагает его расширение за счет новых участников (Таджикистана, Узбекистана и других субъектов Союза Независимых Государств), а также создание зон свободной торговли ЕАЭС с третьими странами, близкими по геоэкономическим интересам, уровню торгово-экономического развития и не имеющими конфронтации в торгово-политической плоскости. После известных событий 2014 года с Украиной, которые привели к нарастанию конфронтационных изменений во внешнеторговой политике с рядом западных государств, обозначился вектор сближения России и ЕАЭС со странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Заключены преференциальные соглашения с Вьетнамом, Ираном, Сингапуром. Перспективы развития такого формата имеются между ЕАЭС и Египтом, Таиландом, Турцией, а также рядом других государств. Однако именно Вьетнам стал первым государством, заключившим с ЕАЭС Соглашение, которое вступило в силу с октября 2016 года. Соглашение с Вьетнамом вызвало рост научного интереса к проблемам развития форм экономического интеграционного взаимодействия ЕАЭС и Вьетнама. Вопросам стратегического, торгово-политического и экономического взаимодействия ЕАЭС — Вьетнам посвящены научные труды Глинкиной С. П. [5], Канаева Е. А. [6], Локши-на Г. М. [7], Мазырина В. М. [8], Миграняна А. А. [9], Пылина А. Г. [10], Рогожина А. А. [11], Федорова Н. В. [12]. Анализ и обоснование мер нетарифного регулирования в условиях преференциальной торговли ЕАЭС и Вьетнама представлены в работах Валовик Н. П. [13], Ратушняк Е. С. [14], Ушкало-вой Д. И. [15]. Всестороння оценка эффективности интеграции ЕАЭС и Вьетнама в новых условиях дана в монографии Перской В. В. и Ревенко Н. С. [16]. Вместе с тем развитие новых интеграционных форм ЕАЭС с третьими странами требует дополнительных исследований, которые обеспечивают государственные и надгосударственные органы управления внешнеторговой деятельностью ключевой информацией, необходимой для принятия корректирующих управленческих решений.

С принятием Соглашения о зоне свободной торговли начал существенно понижаться уровень тарифной защиты. Сразу обнулилось значительное количество таможенных пошлин, а наиболее чувствительные товарные позиции попали под поэтапное ежегодное снижение тарифа на переходный период до 2027 года. Намечено, что за 10 лет переходного периода беспошлинный ввоз товаров из Вьетнама в ЕАЭС достигнет 90 % товарных позиций ЕТТ ЕАЭС. По данным табл. 1 следует, что

страны ЕАЭС и Вьетнам на переходном периоде достигнут кардинального снижения средней ставки по ввозу на территорию ЕАЭС промышленной продукции из Вьетнама.

В свою очередь, Вьетнам для стран ЕАЭС обязался понизить среднюю ставку импортного тарифа по всей номенклатуре товаров на 9 %, а наиболее значимые преференции предусмотрены для экспорта сельскохозяйственной продукции из стран ЕАЭС во Вьетнам. Для подтверждения страны происхождения товара в целях получения тарифных преференций во взаимной торговле специально была разработана форма сертификата БЛУ, которая выдается уполномоченными органами и исключает поставки товаров «под видом вьетнамских». Все перечисленное должно было способствовать увеличению взаимной внешнеторговой активности сторон.

Динамика внешней торговли России и Вьетнама за последние ряд лет свидетельствовала о том, что Соглашение явилось катализатором роста внешнеторгового оборота. Доля Вьетнама во внешней торговле России выросла с 29 места в 2016 году до 23 места по итогам 2018 года. Политическим руководством государств ставилась задача достижения к 2020 году внешнеторгового оборота в сумме 10 млрд. долл. Это не являлось недостижимым пределом, поскольку товарооборот Вьетнама с Китаем уже достиг 100 млрд долл., а с США примерно 65 млрд долл. Однако данные таможенной статистики за 2019 год свидетельствуют о падении объемов внешнеторгового оборота России и Вьетнама (рис. 1).

Как видно по данным рис. 1, существенное падение внешнеторгового оборота произошло в результате более чем двукратного сокращения экспорта России во Вьетнам. Импорт из Вьетнама в Россию продолжил рост устойчивыми темпами. Такое положение требует выравнивания в направлении поддержки экспорта во Вьетнам и регулирования импорта из Вьетнама в условиях действия Соглашения. Для более детальной проработки выбранных направлений, был проведен анализ динамики и структуры экспорта и импорта.

На рис. 2 представлена динамика наиболее значимых товарных групп в структуре экспорта России во Вьетнам за последние два года. Характерен факт, что структура экспорта во Вьетнам похожа на общую структуру экспорта из России, где заметное место занимают нефть, нефтепродукты, черные металлы и изделия из них. Несырьевой экспорт из России во Вьетнам представлен средствами наземного транспорта, в основном спецтехникой, доля которой от общего объема экспорта снизилась

Рис. 1. Основные показатели внешней торговли России и Вьетнама за 2015-2019 гг., млн долл. Источник: Составлено авторами по данным https://russian-trade.com [18]

Рис. 2. Динамика экспорта основных товарных позиций России во Вьетнам за 2018-2019 гг., млн долл. Источник: составлено авторами по данным https://russian-trade.com [18]

Рис. 3. Динамика импорта основных товарных позиций России из Вьетнама за 2018-2019 гг., млн долл. Источник: Составлено авторами по данным https://russian-trade.com [18]

с 25 % в 2018 году до 4 % в 2019 году в результате замещения указанной продукции конкурентами. Произошло четырехкратное уменьшение поставок зерна в абсолютных значениях, а его доля сократилась с 19,4 % до 9,5 %. Это обусловлено приостановлением поставок пшеницы с октября 2018 по сентябрь 2019 года в результате повышения фитосанитарных требований в отношении российского зерна. Под секретный код ББ подпадают предметы военно-технического сотрудничества и товары двойного назначения, доля которых в 2019 году сошла на нет, что требует дополнительных мер стимулирования и продвижения.

За рамками приведенных данных остались экспортные позиции России, которые снизились в объемах в результате ухудшения рыночной конъюнктуры либо в результате государственного регулирования внешнеторговой деятельности Вьетнама. Вьетнам существенно сократил экспорт из России по товарной позиции 89 — суда, лодки и плавучие конструкции, приостановил строительство АЭС «Ниньтхуан-1» с участием Госкорпорации «Росатом».

Данные рис. 3 свидетельствуют о том, что Вьетнам по отношению к России выступает страной с развитым промышленным, в том числе текстильным производством. Главной товарной позицией импорта из Вьетнама в Россию явились электрические машины и оборудование, их части, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и другие товарные позиции ТН ВЭД ЕАЭС по группе 85. Их доля в 2018 — 2019 годах в среднем составила 48 % от общего объема импорта. Это, прежде всего, мобильные телефоны, компьютеры, бытовая электротехника и электроника под брендами мировых корпораций.

Кроме этого, довольно устойчиво возрастают позиции традиционного импорта из Вьетнама. Среди них выделяются товарные позиции ТН ВЭД ЕАЭС по группам 61,62 — предметы одежды и принадлежности к одежде и по группе 64 — обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали. На четвертом месте различные машины и оборудование по группе 84. Высокую пятую позицию в импорте показывают товары по группе 09: кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности.

В торговле с вьетнамскими производителями и поставщиками выделяется группа особо чувствительных товаров (мебель, обувь, товары легкой промышленности), происходящих из Вьетнама, в отношении которых в рамках ЕАЭС разрешается применение «триггерного» механизма защиты внутренних производителей [19]. «Триггерный» механизм предполагает установление пороговых годовых объемов импорта товаров из Вьетнама (триггерный уровень), в пределах которых импорт из Вьетнама осуществляется без применения пошлин. Триггерный (пороговый) уровень импорта вьетнамских товаров устанавливается по каждому году в рамках Соглашения. Мониторинг ввоза чувствительных товаров позволяет отслеживать превышение фактического объема импорта по сравнению с триггерным уровнем. Превышение триггерно-го уровня дает основание ЕЭК ввести в действие на сроки от 6 до 9 месяцев ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС. По своей сути триггерный механизм является мягким вариантом механизма квотирования с его преобразованием в меры тарифного регулирования. В 2018 году были задействованы триггерные меры по отношению к импорту детской одежды код ТН ВЭД ЕАЭС 6111 20, 6111 30 с 14.03.2018 по 13.09.2018 сроком на 6 месяцев и нижнего белья код ТН ВЭД ЕАЭС 6107, 6108, 6207, 6208 с 14.03.2018 по 13.12.2018 сроком на 9 месяцев [20]. В 2019 году триггерные меры не применялись, как следствие, в 2019 по сравнению с 2018 годом поставки вьетнамской одежды на российский рынок возросли примерно на одну треть.

В Соглашении был заложен механизм двухсторонней защитной меры специального характера, предусматривающий приостановление снижения ввозной таможенной пошлины по отдельным чувствительным товарам, либо ее повышения до уровня базовой ставки ЕТТ ЕАЭС. Мера рассчитана до трех лет, вводится ЕЭК на основании проведенного расследования, инициаторами которого являются производители ЕАЭС. Основанием для введения двухсторонней меры является факт нанесенного ущерба отечественным производителям и наличие причинно-следственной связи между возросшим импортом из Вьетнама и нанесенным ущербом. Важным условием данной регуляторной меры является предоставление Вьетнаму возможности эквивалентной компенсации, что соответствует режиму благоприятствования в торговле.

Другим результатом исследования явилось выявление факторов, которые обусловили падение экспорта России во Вьетнам и ухудшение его структуры. Становится очевидным, что потенциал наращивания экспорта, заложенный Соглашением, исчерпал себя на данном этапе и требует мер поддержки и стимулирования. Необходимо определить приоритеты экспорта России во Вьетнам и сосредоточить на них меры государственного внимания. Это сотрудничество в энергетике, лицензионное производство и обслуживание продукции военно-технического назначения на территории Вьетнама. Для развития данного направления Россия обладает, прежде всего, ценовой конкурентоспособностью. Экспорт продукции гражданского машиностроения получит дополнительный импульс в результате снижения торговых барьеров в 2020 году. Снятие технических барьеров позволит восстановить позиции России в экспорте зерновых и животноводческих видов продукции. Однако основной резерв заложен в продвижении инновационной продукции в

сфере услуг, производственной кооперации, трансфере технологий, инвестиционных связей среднего и малого бизнеса.

Проведенные исследования позволяют сделать определенные обобщения и выводы. Проводимые политические и экономические меры в области евразийской интеграции направлены на либерализацию и содействие торговле товарами между странами, в том числе и за счет снижения тарифных и нетарифных барьеров. Одним из приоритетных направлений развития ЕАЭС является создание преференциальных соглашений ЕАЭС с третьими странами, которые близки не только по территориальному местоположению и уровню экономического развития, но и готовы к сближению в торгово-политическом направлении, не поддерживают санкции со стороны США и ЕС. Вьетнам стал первым государством, заключившим соглашение о свободной торговле с ЕАЭС. Анализ взаимной торговли России и Вьетнама в рамках действия указанных договоренностей показал неустойчивую динамику внешнеторговых объемов, а также изменение структуры экспортно-импортных поставок, которое не следует оценивать положительно. Вместе с тем появился новый опыт защиты внутреннего рынка стран ЕАЭС и России в условиях преференциальной торговли. Он заключается в использовании триггерных мер, а также двухсторонних мер. Указанные меры не направлены на ограничение или ущемление интересов производителей из Вьетнама, а рассматриваются как необходимость выравнивания условий торговли участвующих сторон. Преференциальная торговля должна носить взаимовыгодный характер и сопровождаться мерами, способствующими выравниванию торговых балансов. На современном этапе необходим комплекс мер, стимулирующих российский экспорт во Вьетнам по приоритетным направлениям. Анализ эффективности новых мер защиты внутреннего рынка ЕАЭС в торговле с Вьетнамом требует дальнейшего исследования, а его результаты будут использоваться в реализации последующих соглашений о создании зон свободной торговли ЕАЭС с третьими странами.

Библиографический список

1. Общая информация о мерах защиты внутреннего рынка. Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/info/Pages/default. aspx (дата обращения: 05.02.2020).

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 05.02.2020).

3. Меры защиты внутреннего рынка, действующие в ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ trade/podm/investigations/Measures.aspx (дата обращения: 05.02.2020).

4. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами — членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/EAEU-VN_FTA.pdf (дата обращения: 07.08.2019).

5. Глинкина С. П., Мигранян А. А., Пылин А. Г. О совместном научном проекте института экономики РАН и Вьетнамской академии общественных наук // Вьетнамские исследования. 2018. № 4. С. 84-95. DOI: 10.24411/2618-9453-2018-10040.

6. Канаев Е. А. Всеобъемлющее стратегическое партнерство РФ и Социалистической Республики Вьетнам: Взгляд

из России // Россия и АТР. 2019. № 1. С. 154-164. DOI: 10.24411/1026-8804-2019-10012.

7. Локшин Г. М. Российско-вьетнамские отношения и фактор Китая // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 36. С. 146-159.

8. Мазырин В. М. Вьетнам: Зоны свободной торговли // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60, № 3. С. 72-82.

9. Мигранян А. А. Перспективы развития торговых отношений ЕАЭС и Вьетнама // Россия и современный мир. 2019. № 2. С. 92-111. DOI: 10.31249/rsm/2019.02.0.

10. Пылин А. Г. К вопросу об оценках торговых эффектов соглашения между ЕАЭС и Вьетнамом // Вестник института экономики Российской академии наук. 2018. № 1. С. 144-155.

11. Рогожин А. А., Канаев Е. А. Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом: материалы круглого стола в ИДВ РАН / А. В. Островский, В. М. Мазырин, А. А. Рогожин, Е. А. Канаев, Фам Кунг Ниема [и др.] // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 5. С. 71-82.

12. Федоров Н. В. Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом как фактор российско-вьетнамских отношений // Сравнительная политика. 2018. № 1. С. 74-90.

13. Воловик Н. П. Начало функционирования зоны свободной торговли Евразийского экономического союза и Социалистической Республики Вьетнам // Экономическое развитие России. 2016. № 10. С. 23-27.

14. Ратушняк Е. С. Современные меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. 2018. № 4. URL: http://uecs.ru/ uecs-110-1102018/item/4857-2018-04-16-08-54-10.

15. Ушкалова Д. И. Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом: механизмы торговой интеграции // Вестник ИЭ РАН. 2018. № 6. С. 24-34.

16. Зона свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам: первичный анализ эффектов торговой интеграции: моногр. / Под ред. В. В. Перской, Н. С. Ревенко. М.: ИНФРА-М, 2019. 209 с.

17. Зона свободной торговли ЕАЭС Вьетнам. URL: http:// www.economy.gov.by/ru/zst-vietnam-ru/ (дата обращения: 05.02.2020).

18. Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade. com/ (дата обращения: 17.02.2020).

19. О применении триггерных защитных мер и двусторонних защитных мер в рамках Соглашения о свободной

торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 года: решение Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года № 115. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16sr0115/ (дата обращения: 17.02.2020).

20. О применении триггерной защитной меры в отношении некоторых видов нижнего белья, детской одежды и принадлежностей к детской одежде, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза: решение Коллегии ЕЭК от 07.02.2018 г. № 20. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/18kr0020/ (дата обращения: 17.02.2020).

КИРИЛЛОВ Юрий Генрихович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело». SPIN-код: 4907-9427 AuthorlD (РИНЦ): 342307 ORCID: 0000-0001-7217-8869 AuthorlD (SCOPUS): 57189311405 ResearcherlD: E-1561-2014

Адрес для переписки: Yg.Kirillov@yandex.ru ЕНЗА Эдуард Константинович, старший преподаватель кафедры «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело». SPIN-код: 5573-1293 AuthorlD (РИНЦ): 1023556

Для цитирования

Кириллов Ю. Г., Енза Э. К. О мерах защиты внутреннего рынка и поддержки экспорта в условиях преференциальной торговли ЕАЭС и Вьетнама // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2020. Т. 5, № 2. С. 145 — 151. DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-145-151.

Статья поступила в редакцию 02.03.2020 г. © Ю. Г. Кириллов, Э. К. Енза

UDC 339.54+339.9.012

DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-145-151

YU. G. KIRILLOV E. K. ENZA

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ON MEASURES TO PROTECT THE DOMESTIC MARKET AND EXPORT SUPPORT IN CONDITIONS OF PREFERENTIAL TRADE OF THE EAEU AND VIETNAM

The development of free trade of the Eurasian Economic Union with third countries does not exclude the creation of a mechanism to protect the domestic market for sensitive goods and maintaining the necessary balance of trade balances of the parties involved. The article analyzes the foreign trade cooperation between Russia and Vietnam in the development of the concluded Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and its member states, on the one hand, and the Socialist Republic of Vietnam, on the other hand. The data presented indicate the need for regulatory influence aimed at protecting the domestic market of Russia maintaining appropriate proportions between domestic and imported goods. Certain measures for protecting the domestic market by the Eurasian Economic Commission in the context of preferential trade and national export stimulation measures are considered. The results can be used in the Eurasian Economic Union when building preferential relations with a number of states that have concluded or are ready in the near future to conclude such free trade agreements. Keywords: sensitive goods, preferential trade, trigger protective measures, two-way protective measure.

References

1. Obshchaya informatsiya o merakh zashchity vnutrennego rynka. Evraziyskaya ekonomicheskaya komissiya [General information on measures to protect the domestic market. Eurasian Economic Commission]. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/trade/podm/info/Pages/default.aspx (accessed: 05.02. 2020). (In Russ.).

2. Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze (podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 15.03.2018) [Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana on 05.29.2014) (revised on 03.15.2018)]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_163855/ (accessed: 05.02.2020). (In Russ.).

3. Mery zashchity vnutrennego rynka, deystvuyushchiye v EAES [EAEU Domestic Market Protection Measures]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/investigations/ Measures.aspx (accessed: 05.02.2020). (In Russ.).

4. Soglasheniye o svobodnoy torgovle mezhdu Evraziyskim ekonomicheskim soyuzom i ego gosudarstvami — chlenami, s odnoy storony, i Sotsialisticheskoy Respublikoy V'yetnam, s drugoy storony [A free trade agreement between the Eurasian Economic Union and its member states, on the one hand, and the Socialist Republic of Vietnam, on the other hand]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/ Documents/EAEU-VN_FTA.pdf (accessed:07.08.2019). (In Russ.).

5. Glinkina S. P., Migranyan A. A., Pylin A. G. O sovmestnom nauchnom proyekte instituta ekonomiki RAN i V'yetnamskoy akademii obshchestvennykh nauk [On the collective scientific project of the Institute of Economics, RAS with the Vietnamese Academy of Social Sciences] // V'yetnamskiye issledovaniya.

Russian Journal of Vietnamese Studies. 2018. No. 4. P. 84 — 95. DOI: 10.24411/2618-9453-2018-10040. (In Russ.).

6. Kanayev E. A. Vseob"yemlyushcheye strategicheskoye partnerstvo RF i Sotsialisticheskoy Respubliki V'yetnam: Vzglyad iz Rossii [Comprehensive Strategic Partnership between the RF and the SRV: a View from Russia] // Rossiya i ATR. Russia and the Pacific. 2019. No. 1. P. 154-164. DOI: 10.24411/1026-88042019-10012. (In Russ.).

7. Lokshin G. M. Rossiysko-V'yetnamskiye otnosheniya i faktor Kitaya [Russian-Vietnamese relations and the factor of China] // Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya. South East Asia: Actual Problems of Development. 2017. No. 36. P. 146-159. (In Russ.).

8. Mazyrin V. M. V'yetnam: Zony svobodnoy torgovli [Vietnam: Free Trade Areas] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. World Eсonomy and International Relations. 2016. Vol. 60, no. 3. P. 72-82. (In Russ.).

9. Migranyan A. A. Perspektivy razvitiya torgovykh otnosheniy EAES i V'yetnama [Prospects for the Development of Trade Relations Between the EEU and Vietnam] // Rossiya i sovremennyy mir. Russia and the Contemporary World. 2019. No. 2. P. 92-111. DOI: 10.31249/rsm/2019.02.0. (In Russ.).

10. Pylin A. G. K voprosu ob otsenkakh torgovykh effektov soglasheniya mezhdu EAES i V'yetnamom [On the Evaluation of the Trade Effects of the Free Trade Agreement Between the EAEU (The Eurasian Economic Union) and the SRV (The Socialist Republic of Vietnam)] // Vestnik instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk. The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2018. No. 1. P. 144-155. (In Russ.).

11. Rogozhin A. A., Kanayev E. A. Soglasheniye o sozdanii zony svobodnoy torgovli mezhdu EAES i V'yetnamom: materialy kruglogo stola v IDV RAN [Agreement on Establishing Free Trade Zone between Eurasian Economic Union and Vietnam] / A. V. Ostrovskiy, V. M. Mazyrin, A. A. Rogozhin, E. A. Kanayev, Fam Kung Niyema [et al.] // Problemy Dal'nego Vostoka. The Far Eastern Affairs. 2015. No. 5. P. 71-82. (In Russ.).

12. Fedorov N. V. Soglasheniye o zone svobodnoy torgovli mezhdu EAES i V'yetnamom kak faktor rossiysko-v'yetnamskikh otnosheniy: materialy kruglogo stola v IDV RAN [The free trade agreement between the EAEU and Vietnam as a factor of Russian-Vietnamese relations:] // Sravnitel'naya politika. Comparative Politics Russia. 2018. No. 1. P. 74-90. (In Russ.).

13. Volovik N. P. Nachalo funktsionirovaniya zony svobodnoy torgovli Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i Sotsialisticheskoy Respubliki V'yetnam [Launching of the Free Trade Zone of the Eurasian Economic Union and the Socialist Republic of Vietnam] // Ekonomicheskoye razvitiye Rossii. The Journal Russian Economic Developments. 2016. No. 10. P. 23-27. (In Russ.).

14. Ratushnyak E. S. Sovremennyye mery zashchity vnutrennego rynka EAES [The current domestic market safeguard measures in EAEU] // Upravleniye ekonomicheskimi sistemami. Elektronnyy nauchnyy zhurnal. Management of Economic Systems. 2018. No. 4. URL: http://uecs.ru/uecs-110-1102018/item/4857-2018-04-16-08-54-10. (accessed: 07.08.2019). (In Russ.).

15. Ushkalova D. I. Soglasheniye o zone svobodnoy torgovli mezhdu EAES i V'yetnamom: mekhanizmy torgovoy integratsii [Agreement on a Free Trade Zone between the EAEU and Vietnam: Mechanisms of Trade Integration] // Vestnik IE RAN. The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2018. No. 6. P. 24-34. (In Russ.).

16. Zona svobodnoy torgovli EAES - V'yetnam: pervichnyy analiz effektov torgovoy integratsii [EAEU-Vietnam Free Trade Zone: Initial Analysis of the Effects of Trade Integration] / Eds.: V. V. Perskay, N. S. Revenko. Moscow: INFRA-Publ., 2019. 209 p. (In Russ.).

17. Zona svobodnoy torgovli EAES V'yetnam [EAEU Free Trade Zone Vietnam]. URL: http://www.economy.gov.by/ru/zst-vietnam-ru/ (accessed: 05.02.2020). (In Russ.).

18. Vneshnyaya torgovlya Rossii [Russia Foreign Trade]. URL: http://russian-trade.com/ (accessed: 17.02.2020). (In Russ.).

19. O primenenii triggernykh zashchitnykh mer i dvustoronnikh zashchitnykh mer v ramkakh Soglasheniya o svobodnoy torgovle mezhdu Evraziyskim ekonomicheskim soyuzom i ego gosudarstvami-chlenami, s odnoy storony, i Sotsialisticheskoy Respublikoy V'yetnam, s drugoy storony, ot

29 maya 2015 goda: resheniye Soveta EEK ot 18 oktyabrya 2016 goda № 115 [On application of trigger protective measures and bilateral protective measures under the Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and its member states, on the one hand, and the Socialist Republic of Vietnam, on the other hand, May 29, 2015: Resolution of the ECE Council of October 18, 2016, No. 115]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16sr0115/ (accessed: 17.02.2020). (In Russ.).

20. O primenenii triggernoy zashchitnoy mery v otnoshenii nekotorykh vidov nizhnego bel'ya, detskoy odezhdy i prinadlezhnostey k detskoy odezhde, proiskhodyashchikh iz Sotsialisticheskoy Respubliki V'yetnam i vvozimykh na tamozhennuyu territoriyu Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: pesheniye Kollegii EEK ot 07.02.2018 g. № 20 [Identical trigger protective measures for certain types of underwear, children's clothes and accessories for children's clothes originating from the Socialist Republic of Vietnam and the customs territory of the Eurasian Economic Union: Resolution of the EEC Board of February 7, 2018, no. 20]. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/18kr0020/ (accessed: 17.02.2020). (In Russ.).

KIRILLOV Yuriy Genrikhovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Government and Municipal Control, Customs Affairs Department. SPIN-code: 4907-9427, AuthorlD (RSCI): 342307 ORCID: 0000-0001-7217-8869 AuthorlD (SC0PUS):57189311405 ResearcherlD: E-1561-2014

Address for correspondence: Yg.Kirillov@yandex.ru

ENZA Eduard Konstantinovich, Senior Lecturer of

Government and Municipal Control, Customs Affairs

Department.

SPIN-code: 5573-1293

AuthorlD (RSCI): 1023556

For citations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kirillov Yu. G., Enza E. K. On measures to protect the domestic market and export support in conditions of preferential trade of the EAEU and Vietnam // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2020. Vol. 5, no. 2. P. 145-151. DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-145-151.

Received March 02, 2020. © Yu. G. Kirillov, E. K. Enza

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.