УДК 303.446.2:39(571.53) В. В. ТИХОНОВ
Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», г. Иркутск
ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОЛЬСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ПРЕДБАЙКАЛЬЕ ПЕРИОДА СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ______________________________________
В статье обосновывается необходимость и анализируются перспективы сохранения материальных носителей культуры польских переселенцев в Предбайкалье периода Столыпинской аграрной реформы. Рассматриваются варианты сохранения объектов традиционной культуры польской этнической группы посредством создания этнографического музейного комплекса под открытым небом резервационного типа в пос. Вершина Боханского района Иркутской области и экспозиции-реконструкции в Региональном этнографическом музейном комплексе под открытым небом транс-лоцированного типа «Тальцы», расположенном в 47 км от г. Иркутска.
Ключевые слова: «Тальцы», поселок Вершина, усадьба Зелинского, польские переселенцы.
Проводимая в конце ХХ —начале XXI в. работа по историко-культурному зонированию Предбай-калья позволила выделить помимо восьми историкокультурных зон (ангаро-илимской, бодайбинской, трактовой, верхоленской, городской, тофаларской, эвенкийской и бурятской), определенных ранее в регионе по резкоотличительным элементам в материальных носителях культуры девятую — переселенческую. Несмотря на то что процесс миграции в Предбайкалье проходил постоянно с XVII в., начала колонизации русскими данного региона, по этно-экономическим, географическим и хозяйственнобытовым признакам переселенческая историкокультурная зона формировалась в конце XIX — начале ХХ в. благодаря Столыпинской аграрной реформе, организовавшей за короткий промежуток времени значительное переселение с западных территорий Российской империи, в том числе и в Предбайкалье. По Столыпинской аграрной реформе сюда мигрировало порядка 200 тыс. человек. Большая часть этносов, переселяемых в Предбайкалье по железной дороге, расселялась вдоль нее на удалении до 80 км. Часть переселенцев, приезжавших в Пред-байкалье также по железной дороге, в связи с занятостью основных пригодных для земледелия участков вдоль дороги расселялась в иных районах региона, главным образом вдоль рек и Якутского тракта.
Выделение переселенческой историко-культурной зоны оказалось возможным вследствие того, что переселенческая политика периода Столыпинской аграрной реформы определяла островное (компактное) переселение в один переселенческий участок представителей одного этноса или этнической группы из одной волости или из нескольких рядом расположенных деревень. Это способствовало более адекватной адаптации мигрантов на новом месте. К этносам и этническим группам, сохранившим до нашего времени традиционную культуру, привезенную в
Предбайкалье из мест прежнего проживания, в особенности материальные носители культуры, относятся украинцы, голендры, татары, белорусы и поляки.
Основные места расселения белорусов — Тулун-ский, Нижнеудинский, Баяндаевский районы, татар — Тайшетский, Нижнеудинский, Жигаловский районы, голендров — Заларинский район, украинцев — Зиминский, Тулунский районы, поляков — Боханский район. В хозяйственно-экономическом отношении эти этнические группы главным образом занимались земледелием, до конца ХХ в. у них были развиты домашние промыслы: ткачество, бондарство, изготовление телег и саней и т.д. [1, с. 26]. Одна из этнических групп, сохранивших до настоящего времени свой язык и культуру, — поляки.
Тяжелая социальная обстановка очень часто является толчком к миграции населения на новые земли, где чаще всего в результате целевой пропаганды или слухов, по мнению будущих переселенцев, формируются гораздо лучшие условия для реализации их возможностей, работы и быта, чем в местах, откуда они уезжают [2, с. 129]. Стремление правительства Российской империи, с одной стороны, заселить громадную практически безлюдную азиатскую часть страны, а с другой — снизить социально-экономическое напряжение в европейской ее части, возникшее в результате мелкоземелья и безработицы в некоторых регионах, обусловило проведение переселенческой политики в рамках Столыпинской аграрной реформы. Эта политика подтолкнула часть безработных польских шахтеров из населенных пунктов Блэндув, Олькуш, Чубро-вице, Сосновец и Хрущобруд Домбровского угольного района Царства Польского, входившего в состав Российской империи до 1918 г., начать переселение в Сибирь, в том числе в Иркутскую губернию [3, с. 5].
Переселенческая политика российского правительства подразумевала переезд части необустроен-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
ного в достаточной степени населения европейских регионов России в Сибирь и на Дальний Восток. Переселенцам обеспечивались скидки на проезд по железной дороге от мест их проживания до переселенческих контор на местах нового жительства. В переселенческих пунктах им определяли земельные наделы в 15 десятин (примерно 15 га) на вновь создаваемых переселенческих участках, выдавали единовременную материальную помощь — 100 рублей. При переселенческих пунктах существовали склады с сельхозинвентарем и оборудованием, продаваемыми переселенцам часто с большой скидкой. Главной проблемой была необжитость территории. Нередко это были такие участки тайги, где можно было вести посевные работы только после полной раскорчевки.
Территория для польских переселенцев была определена в Иркутской губернии по долине р. Иды в 1908 г. Весной 1910 г. для осмотра земель прибыли представители польских безработных шахтеров — ходоки. На оплату проезда ходоков в Сибирь и обратно собирали средства среди тех, кто в будущем мечтал переехать сюда. После выбора участка ходоки записывали его за собой и возвращались домой собираться в дорогу всей семьей. Очень часто от их рассказов на родине зависело количество семей или отдельных граждан, решавшихся на переезд.
Историк Н. Г. Галеткина приводит часть записанной ею беседы со старожилом пос. Вершина Магдалиной Юзефовной Мычко, приехавшей в Сибирь с матерью и остальными детьми в 1912 г. «Наши поляки тогда троих ходоков заслали первых. Ходоки приехали смотреть. Приехали, нахвалили, как тут вон орехов много, ягод много, всего много. И скота сколько ходит... Я помню это, — говорит она, — потому что в нашей деревне один ходок был, Пет-шик. Он продал дом, а жену свою и двоих детей у моих родителей оставил, покамест в Сибирь ездил. А как приехал, я помню, что он говорил. Рассказывал, как там им давали попервости землю в Кутулике, ближе к дороге железной. А он не хотел, а хотел дальше в лес, потому что здесь много ягод. Здесь им понравилось. Здесь и выбрали. Помню, он рассказывал, как скот ходит сам по себе у бурятов по лесам. Много, говорил, там всего — и кони, и коровы, и овцы. Всего полно, всегда будем с мясом» [4, с. 15].
Ходоками, приехавшими в Сибирь, были Петшик, Лабуда и Фасиньский. Гигантские неосвоенные земли, значительные массивы строевого леса и благоприятные климатические условия летом побудили их принять решение о целесообразности переезда.
Для расселения польских мигрантов был определен Трубачеевский участок, заселение которого началось ранней осенью 1910 г. Из Польши в Сибирь переселенцы добирались по железной дороге. Конечным пунктом для них была ст. Черемхово Транссибирской железной дороги. От ст. Черемхово до Трубачеевского переселенческого участка было 120 верст, которые мигранты проезжали на арендованных телегах. На них они размещали привезенное с собой с родины в так называемых столыпинских вагонах (обыкновенные товарные вагоны, в которых находились вместе люди, скот и инвентарь) имущество, а также полученное в Черемхово для будущей посевной зерно.
На конец 1910 г. на Трубачеевском участке уже имелось 59 дворов. Приехавшим осенью новоселам необходимо было подготовиться к зиме: построить хотя бы временное жилье, завести скот, обеспечить на зиму его кормом, начать вырубку леса и раскор-
чевку земли под будущие посевы. В первый год житья строили землянки, в которых жили кто год, а кто победнее — и два. Землянки рыли в горе. Землянка представляла собой чаще всего сруб из тонкомерных бревен (хорошие бревна оставляли для будущего дома) с одним или двумя маленькими оконцами и дверью на противоположной от горы стороне строения. Иногда стену со стороны горы не делали. Потолок служил и крышей. Его тоже делали из тонкомерных бревен 12—17 см диаметром, с небольшим уклоном. Бревна покрывали лиственничной корой и присыпали глиной или просто землей. Печь была у входа, с железной плитой или русская, в зависимости от достатка. На следующий год строили дома, амбары, стайки, навесы и т.д. Общеизвестно, что носителями строительных традиций являются крестьяне. Переселившиеся шахтеры таковыми не были, поэтому при строительстве использовали опыт местных жителей, живущих по соседству, — бурят.
Переезд из Польши на новые земли также можно представить по рассказу М. Ю. Мычко (записанному Н. Г. Галеткиной). «Две недели ехали с Польши на поезде, — вспоминала она. — Ехали вместе с русскими в поезде, одна наша семья. Как мама только решилась, она же ни слова по-русски не знала? Но как-то она с этими людьми сговорилась, даже хлеб ходила нам покупать по дороге, печенья всякого. Хорошие люди были. Если бы не хорошие — не доехали бы. Они дальше еще там куда-то ехали на восток. Мама в Черемхово сошла, а они дальше поехали. Вещи наши отдельно в багаже шли. Что с собой брали? Подушки, перины, иконы, одежду. Пока мы жили в Черемхово две недели, багаж наш пришел. Потом отец за нами на коне приехал и повез нас на место» [4, с. 17].
К 1912 г. на Трубачеевском участке образовался пос. Вершина, состоявший из 76 домов с населением 377 душ, коим было выделено 203 доли земли, составлявшие 3045 десятин. В 1912 г. была открыта трехлетняя школа для 36 мальчиков и 31 девочки возрастом от 7 до 12 лет [4, с. 19, 20]. В 1914 г. началось строительство деревянного костела во имя Святого Станислава. Открытие храма состоялось 15 мая 1915 г. [4, с. 21].
Не все переселенцы прижились на сибирской земле. Остались только самые стойкие, работящие, способные даже в этом суровом и вместе с тем богатом природными ресурсами крае создать крепкие хозяйства [4, с. 23 — 24]. Назад в Польшу уехало около 30% переселенцев.
Революция, Гражданская война и, в последующем, «железный занавес» в стране прервали связи польских переселенцев пос. Вершина с родственниками в Польше. В 90-х гг. ХХ в. связи возобновились, при этом стало ясно, что польские переселенцы создали в Вершине уникальную историко-культурную среду польского этноса, сохранив за счет компактного проживания не только родной язык, но и культуру, обогатив ее при этом элементами культуры местных жителей, с которыми они интенсивно общались. К 100-летию создания пос. Вершина и начала миграции поляков в Иркутскую губернию встал вопрос о необходимости музеефикации сохранившихся и дошедших до нас с реконструкцией элементов материальной культуры первых польских переселенцев. В ходе научных исследований было выявлено, что единственной усадьбой, дошедшей до нас с 1912 г., является усадьба переселенца Зелинского. Она уже в период политики укрупнения деревень, проводимой государством в начале 60-х гг. ХХ в., перено-
силась. В апреле 2010 г. было принято решение о музеефикации этой усадьбы с еще одним ее переносом — на земли польского культурного центра пос. Вершина.
10 июля 2010 г. в торжественной обстановке в Вершине отмечалось 100-летие переселения польских шахтеров в Иркутскую губернию и образования поселка. Кульминацией этого события стало открытие музеефицированной мемориальной усадьбы польского переселенца периода столыпинской аграрной реформы Зелинского. Инициатором, автором и непосредственным исполнителем музеефи-кации усадьбы стал иркутский культуролог Владимир Викторович Тихонов.
Усадьба Зелинского к настоящему времени практически полностью воссоздана. На новом месте расположение усадьбы соответствует ее первоначальному расположению как по инсталляции, так и по рельефу — на берегу реки.
Усадьба состоит из дома, рубленного «в лапу», с двускатной кровлей и пристроенными сенями, а также из амбара, стайки, навеса и колодца. В доме воссоздан интерьер первых лет проживания в нем переселенцев. Рядом с домом располагается амбар, который был построен хозяевами усадьбы и в последующем превращен в летнюю кухню. О том, что первоначально это был именно амбар, говорят врубки внутри строения, предназначенные под бревна сусек (отделов) для хранения зерна. Из хозяйственных построек сохранились стайка, навес и колодец с журавлем (приспособлением для подъема воды). Усадьба огорожена забором (поскотиной), исключающим возможность проникновения в нее крупных домашних животных. Ограда имеет двое ворот и калитку. Одни ворота — для выпуска скота, вторые ворота и калитка с парадной стороны (улицы) — главные. Главные ворота являются уникальными, так как в них шарнирами служат деревянные детали. Вначале в усадьбе на первом месте ее расположения была землянка, в первые два года служившая жильем, а в последующем использовавшаяся как холодный погреб. До нашего времени она не дошла, тем не менее ее можно реконструировать в будущем.
Еще одной территорией, где предполагается реконструировать традиционную культуру польских переселенцев Предбайкалья периода столыпинской аграрной реформы, является этнографический музей под открытым небом «Тальцы», расположенный в 47 км от г. Иркутска по Байкальскому тракту. Здесь реконструкция традиционной культуры польских переселенцев периода столыпинской аграрной реформы предполагается в виде отдельной экспозиции в переселенческой зоне.
В состав экспозиции должны войти усадьба польского переселенца и костел. Это два элемента тради-
ционной культуры сибирских поляков, резко отличающих их от других этносов и этнических групп, проживающих в Предбайкалье. При постройке экспозиции транслоцированным методом костел предполагается привезти из г. Усолье-Сибирское. Там, по адресу: ул. Ленина, 3, сохранились остатки польского деревянного костела. История костела начинается с 1883 г., когда построили здание. В 1984 г. здание купили для приспособления его под костел. Надстроили остроконечную главку [5, с. 36]. Службы в костеле проходили до 1931 г., когда его закрыли и сделали в нем трехквартирный дом. Дом находится в аварийном состоянии, в ближайшие годы жильцов предполагается отселить, а здание передать музею «Тальцы». С размещением в музее «Тальцы» усадьбы польского переселенца дела идут сложнее. До сегодняшнего дня в пос. Вершина сотрудниками музея не выявлено другой оригинальной усадьбы подобного типа того времени. Поиски продолжаются.
Таким образом, чтобы уникальный историкокультурный пласт, созданный польскими переселенцами периода Столыпинской аграрной реформы и их потомками и составляющий сформировавшийся в Предбайкалье яркий, хоть и небольшой, элемент мирового культурного наследия, бесследно не исчез, требуется интенсификация процесса музеефи-кации его материальных носителей.
Библиографический список
1. Тихонов, В. В. Основные направления развития Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»: (программа) / В. В. Тихонов, А. К. Нефедьева. — Иркутск, 2006. — 216 с.
2. Тихонов, В. В. О музеефикации традиционной культуры польских переселенцев Предбайкалья / В. В. Тихонов // Тальцы. — 2005. - № 4(27). - С. 126-131.
3. Вишневская, А. История Вершины, или Как поляки оказались в Сибири / А. Вишневская // Тальцы. — 2005. — № 4(27). - С. 5-13.
4. Галеткина, Н. Г. Вершина: возникновение и начальный этап истории польского сибирского села / Н. Г Галеткина // Тальцы. - 2005. - № 4(27). - С. 14-26.
5. Галеткина, Н. Г. Из истории католического прихода / Н. Г. Галеткина // Земля Иркутская. - 2000. - № 13. - С. 36.
ТИХОНОВ Владимир Викторович, кандидат культурологии, директор Архитектурно-этнографического музея «Тальцы».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.11.2012 г.
© В. В. Тихонов
Книжная полка
Гуменюк, А. Н. Музейная практика магистрантов : учеб. пособие / А. Н. Гуменюк, И. Г. Пен-дикова ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 91 с. - ISBN 978-5-8149-1336-4.
Представлена информация, необходимая магистранту-дизайнеру для прохождения музейной практики и выполнения отчетной работы после ее завершения. Приведены различные варианты творческих заданий, которые магистрант выполняет во время практики. Описан порядок выполнения отчетной работы, ее оформления и подготовки к защите. Учебное пособие предназначено для магистрантов направления подготовки магистратуры 072500.68 «Графический дизайн» и полностью соответствует программе учебной дисциплины «Музейная практика». Может быть полезно также преподавателям, осуществляющим руководство музейной практикой магистрантов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ