Научная статья на тему 'Перспективы роста ресурсного потенциала гостиниц города Москвы, с учетом развития международного гостиничного бизнеса'

Перспективы роста ресурсного потенциала гостиниц города Москвы, с учетом развития международного гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ГОСТИНИЧНЫЕ ЦЕПИ / RESOURCE POTENTIAL / INTERNATIONAL HOTEL BUSINESS / INTERNAL TOURISM / HOTEL CHAINS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяйнов К.

В данной статье автор рассматривает перспективы роста рынка гостиничных услуг г. Москвы, повышения их ресурсного потенциала, а также тенденции развития международного гостиничного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF GROWTH OF RESOURCE CAPACITY OF HOTELS OF THE CITY OF MOSCOW, TAKING INTO ACCOUNT DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL HOTEL BUSINESS

In this article the author considers prospects of growth of the market of hotel services of Moscow, increase of their resource potential, and also a tendency of development of the international hotel business.

Текст научной работы на тему «Перспективы роста ресурсного потенциала гостиниц города Москвы, с учетом развития международного гостиничного бизнеса»

Признаки выявления нецелевого расходования ресурсов при осуществлении инновационного проекта

Признаки зависимости от контрагента Признаки кадровых злоупотреблений Признаки периодичности сделок

Дисбаланс операций с контрагентом, не имеющим прямой связи с проектом Использование заведомо непрофессиональных сотрудников при реализации проекта Избыточная частота сделок по конкретному ресурсу, имеющему критический или дефицитный характер

Избыток операций с компаниями, не - осуществляющими инновационную деятельность Частая ротация состава исполнителей

Плавающая регулярность запросов на ресурсы, - большие доверительные интервалы нормативов расходования ресурса

Избыточная концентрация - полномочий по ресурсным сделкам в руках одного работника

Наличие операций с сервисными компаниями, которые оказывают замещающие услуги

Регулярное превышение норматива по ресурсу, обусловленное частыми сменами нормативов

Большой удельный вес соисполнителей и “ привлеченных сторонних работников

Наличие операций по _ разовым договорам на аналогичные услуги

Рис. 1. Ключевые косвенные признаки нецелевого расходования ресурсов при реализации инновационного проекта

недобросовестных ресурсных операций строятся на основе значений экономических показателей реализации инновационных проектов с учетом определения их отклонений от эталонных значений. Эталонные значения рассчитываются в отношении рассматривае-

мого вида деятельности на основе значений показателей экономической деятельности, которые прошли проверку государственными контролирующими органами без выявления недобросовестных ресурсных операций соответствующим субъектом контроля.

ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСТИНИЦ ГОРОДА МОСКВЫ, С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Горяинов К., преподаватель кафедры гостиничного дела «Московского государственного института индустрии туризма имени

Ю.А. Сенкевича»

В данной статье автор рассматривает перспективы роста рынка гостиничных услуг г. Москвы, повышения их ресурсного потенциала, а также тенденции развития международного гостиничного бизнеса.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, международный гостиничный бизнес, внутренний туризм, гостиничные цепи.

PROSPECTS OF GROWTH OF RESOURCE CAPACITY OF HOTELS OF THE CITY OF MOSCOW, TAKING INTO ACCOUNT DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL HOTEL BUSINESS

Goryainov K., Lecturer of the Hospitality Management chair, Moscow State Institute of the tourism industry after Yu.A. Sienkiewicz

In this article the author considers prospects of growth of the market of hotel services of Moscow, increase of their resource potential, and also a tendency of development of the international hotel business.

Keywords: resource potential, international hotel business, internal tourism, hotel chains.

Развитию национального гостиничного хозяйства, особенно через подключение его к международному гостиничному бизнесу, придается огромное значение во многих странах мира, так как это хозяйство играет важную роль в обеспечении занятости местного населения, оказывая позитивное влияние на другие сектора национальной экономики. В ряде стран международный гостиничный бизнес является важнейшим (если не единственным) источником валютных поступлений в государственный бюджет. Кроме того, его активность в отдельно взятой стране содействует ее доступу к международному инвестиционному капиталу и более глубокой интеграции в мировую экономику.

Таким образом, международный гостиничный бизнес может сыграть важную роль в решении проблем интегрирования отечественной экономики в мировую, инвестирования в реальный сектор экономики, способствуя ее структурной перестройке, что в настоящее время имеет исключительное значение для России, в которой, несмотря на огромный рекреационный потенциал и рост при-

тока иностранных туристов, гостиничная индустрия весьма далека от международных стандартов.

До сих пор не существует четкой, понятной и фиксированной терминологии, характеризующей многие основные параметры данной отрасли с точки зрения международной практики и принятых стандартов. Все это неизбежно затрудняет деятельность профессиональных российских компаний, создает проблемы для грамотной организации гостиничного бизнеса, усложняет контакты с родственными международными и национальными структурами.

До сих пор междунарожные гостиничные корпорации в первую очередь развивали в своих линейках бренды категории люкс. Тенденции последних лет показали, что бюджетный продукт будет особенно востребован в связи с развитием внутреннего туризма. По статистике около 40% потенциальных туристов-это средний класс. А средний класс нуждается в отелях своего уровня, как комфорта, так и ценового. Данные отели уже обрели и специальный термин, который звучит как «Life-style hotels» (отели для жизни).

Бренды «среднего класса» вынуждены идти по пути продвижения простых и в то же время комплексных продуктов, расчитан-ных на удовлетворение потребностей широкого круга потребителей. Программы лояльности при этом должны значительно укрепить свои позиции, как инструмент привлечения и удержания постоянных клиентов.

Индекс удовлетворения гостей будет во многом зависеть от качества предоставляемых услуг. Персонал отелей будет играть основную роль в удержании клиентов. Подбор, обучение, мотивация и удержание персонала имеет ключевое значение в индустрии гос-тепреимства, где текучесть кадров достигает 30 %.

Продвижение брендов через СМИ преобретает максимальное значение. Особенно это касается интернет продвижения. Такие сайты , как ТпрА^БОг, например, являются уникальными каналами общения потребителя и производителя гостиничных услуг.

В целом, не смотря на то, что технологический «прорыв» коснулся гостиничную индустрию в меньшей степени, корпорации, которые придают данному вопросу большее значение и инвестируют средства в их развитие, получат значительные преимущества уже в недалеком будущем.

Гостиничный номер будущего-это номер высокотехнологоич-ный, с одной стороны, а с другой, простой в эксплуатации.

Для того, чтобы успешно развиваться и идти в ногу со временем, гостиничная индустрия г. Москвы все больше внимания должна обращать на развитие 1Т технологий и их применение для повышения своей прибыльности.

Гостиничные операторы Москвы вынуждены будут в ближайшие 5 лет концептуально обновить компьютерные системы управления отелем, которые должны больше концентрироваться на системе бронированя, сокращению расходов и рекомендациях по закупкам еды и напитков.

В связи с уже широким использованием смарт-фонов для бронирования гостиниц, управляющие компании инвестируют серьезные средства в адаптацию своих веб-сайтов. Одновременно необходимо дополнительно разрабатывать систему защиты персональных данных.

По статистике в 2011 году уже более 400 миллионов абонентов зарегестрированны в различных социальных сетях. Для отелей это уникальная возможность продвигать свои бренды, повышать их узнаваемость и получать заявки от потенциальных гостей с еще большей скоростью.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат в 2009 г. в столице функционировало 198 средств коллективного размещения, в том числе 175 гостиниц.

Гостиничный комплекс Москвы выделяется на фоне других городов Российской Федерации не только по количественным параметрам (объем номерного фонда столицы составляет более 13% номерного фонда гостиниц страны и 3% гостиничных объектов РФ), но и по более высоким качественным характеристикам. Удельный вес коллективных средств размещения, аттестованных на 3, 4 и 5 звезд, в столице составляет более 40% от общего числа гостиниц страны, тогда как в среднем по России этот показатель не превышает 15%.

Пока в России остается самый низкий в Европе показатель количества гостиничных номеров на тысячу жителей. В Москве он составляет 3,7 номера. Для сравнения, в Берлине и Мадриде — 11,4 и 11,2 на тысячу жителей, а в Париже, Лондоне и Риме — 18,6, 15,3 и 19,5 жителей соответственно.

Менее 15% гостиниц России работают под узнаваемыми брендами, из них 50 гостиниц - под международными и лишь 12 — вне Москвы и Санкт-Петербурга. В странах Азии и Европы более 30% отелей работают под маркой известного бренда, а в США таких гостиниц свыше 70%. Таким образом, в настоящий момент инвестиции в гостиничную отрасль столицы имеют высокую привлекательность и высокий потенциал роста.

Лидерство по количеству объектов по прежнему принадлежит Центральному административному округу, на его территории расположено более 66% всех гостиниц города, причем большая часть из них относится к категории 4—5 звезд. Следующим следует Северо-Восточный административный округ, в котором функционируют 29% всех гостиниц города, здесь большая часть гостиниц имеет категорию З звезды. Оставшаяся часть гостиниц распределена более равномерно по остальным округам города.

1 Росстат, Мосгорстат, HCD Group

В рейтинге административных округов города по величине номерного фонда гостиничных объектов в 2009 году лидирующие позиции занимали Северо-восточный (5696 номеров), Северный (2455 номеров), Южный (2760 номеров) и Центральньй (2375 номеров) административные округа столицы. На их долю приходилось более 68% всего номерного фонда города.

В соответствии с действующим законодательством коллективные средства размещения России классифицируются по пяти категориям — от одной до пяти звезд.

На диаграмме 1 представлена сегментация московских гостиниц по уровню комфортности на конец 2009 года. Необходимо отметить, что по сравнению с 2002 годом (начало проведения регулярных исследований гостиничного комплекса столицы) количество аттестованных объектов в категории 3—5 звезд увеличилось почти на 22%.

Диаграмма 1.

Распределение гостиниц г. Москвы по уровню комфортности1 1-11.6%

■ н/а ■ 2 звезды ■ 3 звезды 4 звезды

■ 5 звезд ■ 1 звезда ■ Прочие

Помимо категорий, принадлежность к которым характеризуется звездами, гостиницы Москвы можно разбить на З больших сегмента по уровню обслуживания: бюджетный (гостиницы 2 звезды и ниже, в зависимости от уровня конкретного объекта); средний (гостиницы З звезды) и высокий (отели 4—5 звезд). В соответствии с этим выделяются соответствующие рыночные сегменты: нижний (гостиницы экономического уровня), средний (3—4 звезды) и верхний (4—5 звезд).

Рост потока в период до 2015 года в целом будет составлять 8— 10% в год. Наибольшие темпы роста прибытий в этот период прогнозируются с деловыми целями. В период 2012—2015 гг. также ожидаются более высокие темпы роста прибытий с туристскими целями, на что направлены усилия Правительства Москвы по совершенствованию туристской и гостиничной инфраструктуры города.

В целях дальнейшего развития гостиничного фонда столицы Правительство города приняло постановление от 14.04.2009 г. № 305-ПП “О генеральной схеме размещения гостиниц городе Москве», в соответствии с которым увеличение вместимости номерного фонда столицы планируется осуществить за счет масштабного строительства новых гостиниц, реконструкции и модернизации гостиниц, построенных в 50— 60—х гг. и реконструкции существующих общежитий.

В целом Генеральной схемой предусмотрено строительство и реконструкция 289 объектов гостиничного хозяйства и доведение вместимости номерного фонда г. Москвы до 153 856 мест.

Для контроля за строительством гостиниц городским правительством еже годно утверждаются программы ввода новых объектов, которые также позволяют прогнозировать изменение ситуации на рынке услуг размещения на кратко срочную перспективу.

В 2012—2014 годах строительство и ввод гостиниц предусматривается осуществлять в объемах, намеченных в постановлении Правительства Москвы от 19.05.2009 г. Т 462-ПП “О проекте размещения жилищного и других видов строительства в городе Москве на период 2011—2015 гг.”

Данным постановлением определены земельные участки и подготовлена проектно-строительная документация, позволяющая ввести в московское гостиничное хозяйство около 48 отелей общим

объемом не менее 10600 мест. А стимулирующие мероприятия городских властей будут способствовать привлечению инвесторов, методологической.

Раньше международные гостиничные сети интересовала возможность управления только отелями верхнего сегмента рынка (4— 5 звезд), то с 2009 года многие из них стали рассматривать экспансию как в столицу, так и в российские регионы в среднем сегменте (З—4 звезды).

Большой интерес со стороны иностранных гостиничных операторов к работе на московском рынке диктуется, с одной стороны, возрастающим объемом делового и туристского потоков, а с другой, сохраняющимся до настоящего времени несоответствием существующего спроса имеющемуся предложению качественных услуг размещения. Это делает Москву одним из наиболее инвестиционно привлекательных и перспективных рынков для развития гостиничного бизнеса.

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСАХ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Селькин Д.М., доцент кафедры экономики и менеджмента МГАКХис

В статье рассмотрены теоретические основы прогнозной оценки потребности в производственных ресурсах капитального строительства в регионах и крупных мегаполисах.

Ключевые слова: региональный рынок, капитальное строительство, производственные ресурсы, прогнозная оценка, производственная мощность.

ASSESSMENT OF REQUIREMENT OF THE REGIONAL MARKET IN PRODUCTION RESOURCES AT CAPITAL CONSTRUCTION

Selskin D., Associate Professor of Economics and Management MGAKHis

In article theoretical bases of a look-ahead assessment of requirement for production resources of capital construction in regions and large megalopolises are considered.

Keywords: regional market, capital construction, production resources, look-ahead assessment, capacity.

Методология оценки производственной мощности региональных отраслевых производственных комплексов в первую очередь, определяется количественным составом производственных ресурсов в данных организациях. На практике, на этапе формирования планов (программ) капитального строительства и технико-экономического обоснования инвестиционных строительных проектов, зачастую возникает задача, обратная расчету производственной мощности. Т.е., в зависимости от структуры и объема производственной программы работ регионального отраслевого производственного комплекса или инвестиционного проекта необходимо определить прогнозируемое количество основных производственных ресурсов, требуемое для их реализации, и произвести сравнительный анализ с имеющимися в наличии ресурсами.

В случае превышения расчетных величин количества производственных ресурсов, необходимых для выполнения планируемых объемов работ, над имеющимися в организации ресурсами, необходимо планировать и проводить организационно-технические мероприятия по их наращиванию или планировать увеличение объемов СМР, передаваемых на субподряд. Если расчетная потребность производственных ресурсов меньше фактической, следует искать дополнительные объемы СМР или проводить организационно-технические мероприятия по сокращению ресурсов.

Для решения вышеуказанной проблемы, разработана соответствующая система экономико-математических моделей, устанавливающих зависимость между потребностью в трудовых, машинных и материальных ресурсах на строительство и мощностными или стоимостными параметрами объектов недвижимости, входящих в производственную программу регионального отраслевого производственного комплекса или инвестиционный строительный проект, и соответствующая методика, при помощи которой можно оценить реальную загруженность ресурсов комплексов, определить их потребность под конкретные объемы СМР или конкретные объекты. Такая оценка необходима также и при участии региональных отраслевых производственных комплексов в подрядных торгах (конкурсах). Данные система и методика будет особенно актуальна в условиях отсутствия проектно-сметной документации по объектам строительства на этапе формирования планов капитального строительства и технико-экономического обоснования инвестиционных строительных проектов.

Система экономико-математических моделей и разработанная на ее основе методика также необходима для определения численности рабочих и количественного состава парка строительной техники при формировании организационных структур региональных отраслевых производственных комплексов, создаваемых под конкретные инвестиционные программы, где известны предварительные объемы стро-

ительства.

Рассмотрим основные теоретические аспекты, используемые для создания отмеченной системы экономико-математических моделей. Для прогнозной оценки потребности в ресурсах, необходимых для выполнения программы работ или реализации инвестиционного проекта, формируемых из конкретных объектов, возможно использование следующего методического подхода:

Первый случай. Производственная программа формируется в стоимостных показателях объектов строительства. Для получения расчетной потребности в производственных ресурсах под намечаемую программу работ предлагается разработать экономико-математические модели, устанавливающие зависимости между потребностью в основных ресурсах и сметной стоимостью объектов строительства. В качестве исходных данных для построения экономико-математических моделей (ЭММ) принимаются показатели трудоемкости, затрат машинного времени, потребности в строительных материалах и сметной стоимости строительства типовых, повторно применяемых и индивидуальных проектов зданий и сооружений различного назначения. Общий вид рассматриваемых моделей следующий:

Тр,=Щ>, (1)

З

-,, = f(Q),

маш-ik

Мп=f(Qi),

(2)

(3)

где Тр, - базовая трудоемкость строительства ьго объекта, чел.-

смен; З •, - базовые затраты машинного времени техники к-го маш.1к

вида на строительство ьго объекта, маш.-смен; М. - потребность в материальных ресурсах п-го вида на строительство ьго объекта, ед. физ. объема; Q. - стоимость СМР по >му объекту, планируемого к строительству в текущем году, млн. руб. 1=1, ... ,1 - число объектов строительства, составляющих формируемую программу работ (инвестиционный проект); к = 1, ... , К - число видов строительной техники; п = 1, .., N - число видов основных материальных ресурсов.

Во втором случае, когда производственная программа работ (или инвестиционный строительный проект) формируется в натуральных показателях, при построении экономико-математических моделей в качестве аргумента используются мощностные характеристики объектов строительства (общая площадь здания ^), строительный объем здания (V), протяженность инженерных сетей ^) и др.). Общий вид разрабатываемых моделей приведен ниже:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.