Научная статья на тему 'Перспективы решения задачи автоматизации распределения и учета выполнения учебной нагрузки на кафедре'

Перспективы решения задачи автоматизации распределения и учета выполнения учебной нагрузки на кафедре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / ПОРУЧЕНИЕ / ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / DFD-ДИАГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянкова Н. В., Глотина И. М., Наугольных К. В.

Проблема сокращения времени и трудоемкости процесса распределения и учета выполнения учебной нагрузки профессорско-педагогического состава, составления отчетов на каждой кафедре решается индивидуально. Для более глубокого анализа процесса построена его модель и сформулированы основные требования. Автоматизированная система «Учебная нагрузка» позволит избежать ручного ввода и проверки данных, что сократит трудозатраты и время на процесс распределения и учета выполнения учебной нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUTION PERSPECTIVES FOR COMPUTER-AIDED ALLOCATION AND TRACKING OF ACADEMIC LOAD AT A DEPARTMENT

The problem of time reduction and the labour intensity of the allocation process and accounting of academic load accomplishment by the higher-education teaching personnel is solved individually. It is decided to model this process for the astute analysis and to define its main requirements. The Academic load computer-aided system will let avoid manual input and data check, which will reduce the labour intensity and time for the allocation process and accounting of academic load accomplishment.

Текст научной работы на тему «Перспективы решения задачи автоматизации распределения и учета выполнения учебной нагрузки на кафедре»

Анализ и систематизация статистических данных, приведенных в работе, послужат основой для планирования и проектирования мероприятий по улучшению использования земельных ресурсов на перспективу, обеспечения целевого использования земель, создания территориальных условий для функционирования сельскохозяйствен-

ного и несельскохозяйственного производства, развития и совершенствования земельного законодательства, а также позволяют контролировать воздействие негативных явлений на земельные ресурсы, решать другие вопросы реформирования земельных отношений в Пензенской области.

Литература

1. Волков С.Н. Экономика землеустройства: учебник / С.Н. Волков. М.: Колос, 1996. 239 с.

2. Доклад о состоянии и использовании земель в Пензенской области / Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области. - Пенза, 2011. - 44 с.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 04.03.2013) //

http://www.consultant.ru.

4. О личном подсобном хозяйстве: Федер. закон [принят Гос.Думой 21.06.2003] // http://www.consultant.ru.

УДК 14.01.85

Н.В. Пьянкова, канд. экон. наук, доцент; И.М. Глотина, канд. экон. наук, доцент; К.В. Наугольных, аспирант, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА КАФЕДРЕ

Вопросы автоматизации управления учебным процессом в вузе всегда являлись актуальными, особенно большое количество разработок появилось в середине и конце 70-х годов прошлого столетия, когда в системах управления многих вузов стали использовать ЭВМ. В настоящее время высшие учебные заведения имеют измененные организационные и финансовые структуры, новую организационно-нормативную основу за счет внедрения в систему высшего образования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Современные реалии не позволяют в полном объеме и с запланированной эффективностью использовать устаревшие разработки. Во многих вузах решаются отдельные

частные вопросы: составление расписания учебных занятий, формирование учебных планов по специальности, расчет нагрузки и т. д., без учета их взаимосвязей, что не позволяет достигнуть эффективного решения общей задачи в целом.

В Пермской государственной сельскохозяйственной академии в отделе качества и информатизации разработаны и используются автоматизированные системы «Деканат» и «Абитуриент». Эти системы в дальнейшем станут модулями автоматизированной системы управления «ВУЗ» (табл. 1). Система «ВУЗ» должна образовать единое информационное пространство в учебном заведении, автоматизировать основные процессы, стать эффективным инструментом управления.

Таблица 1

Программные модули АСУ «ВУЗ»_______________________________

Название системы Назначение системы Степень реализации

«Абитуриент» Позволяет проводить оперативную регистрацию абитуриентов, обработку результатов вступительных испытаний, формировать отчетные формы, необходимые в работе приемной комиссии. Модуль обеспечивает предоставление данных о ходе приемной кампании в on-line режиме Реализована и используется

«Деканат» Позволяет осуществлять обработку и хранение информации о студентах, обучающихся в ВУЗе, формировать и обрабатывать документы, необходимые в учебном процессе Реализована частично. Используется

«Кафедра» Позволяет осуществлять обработку и хранение информации, связанной с планированием, составлением отчетов о деятельности кафедры В разработке. Не используется

«Рейтинг» Позволяет осуществлять обработку и хранение информации о результатах деятельности работников и структурных подразделений за отчетный период, формировать рейтинг - листы по отдельным категориям Реализована, тестирование системы

«Расписание ВУЗа» Позволяет автоматизировать планирование учебного процесса вуза, автоматизировать деятельность диспетчерской службы и ввода в эксплуатацию базовых функций электронного документооборота между субъектами планирования учебного процесса Реализована, готова к тестированию, не используется

За автоматизацию процессов, связанных с распределением и учетом выполнения учебной нагрузки, должна отвечать подсистема «Кафедра». На текущий момент данная подсистема находится в разработке и не используется, поэтому задачу распределения учебной нагрузки между преподавателями решает заведующий кафедрой. Процесс распределения нагрузки профессорско-преподавательскому составу на следующий учебный год заведующим кафедрой фактически выполняется два раза. Первый раз - в конце текущего учебного года в соответствии с плановыми цифрами приема. Преподаватели кафедры перед летним отдыхом должны подписать сформированные учебные поручения, а заведующий должен быть уверен, что нагрузка на кафедре распределена. На основе нагрузки формируется штатное расписание кафедры. В случае, когда остается нераспределенная нагрузка, необходимо до начала учебного года «закрыть» вакансии. Второй раз заведующий кафедрой занимается распределением нагрузки непосредственно перед началом нового учебного года в соответствии с результатами приемной кампании.

Процесс распределения учебной нагрузки - это не простое механическое выделение нужного количества часов на ставку. В данном процессе необходимо учитывать нормы времени на ставку, профессиональное мастерство преподавателя и его пожелания, опыт, долю ставки и многое другое.

Способ формирования учебных поручений в академии существует один - вручную. Учебно-методическим отделом на кафедры выдается бумажный документ «Расчет нагрузки на кафедру». Используя эту информацию, заведующий кафедрой заполняет бумажные бланки поручений или электронные документы. Электронный вид подразумевает заполнение и распечатку учебного поручения с помощью программы, например, М8ЕХСЕЬ. Созданные документы - учебные поручения -

сохраняются в виде файлов, которые можно использовать при формировании отчетности. При таком способе формирования учебных поручений создание любого отчета - это неизбежно рутинная работа. В результате, ежемесячное формирование отчетов о выполнении нагрузки осуществляется исключительно вручную. Каждый преподаватель отчитывается о количестве проведенных в течение месяца часов по видам занятий в документе «Карточка учета выполнения учебной работы по кафедре». Лаборант кафедры использует эту информацию для формирования отчетов за каждый семестр и учебный год в целом.

Проблема сокращения времени и трудоемкости процессов распределения и учета выполнения учебной нагрузки профессорско-педагогического состава, составления отчетов на каждой кафедре решается индивидуально.

Для более глубокого анализа процесса распределения и учета выполнения учебной нагрузки на кафедре нами была построена его модель. В качестве нотации при построении модели была выбрана методология БРБ (диаграммы потоков данных). На БРБ-диаграмме показано движение данных от источника к потребителям через преобразующие процессы. Моделирование позволило выделить подпроцессы, определить потоки и хранилища данных, выявить недостатки и предложить варианты/пути совершенствования процесса.

На наш взгляд, при реализации процесса распределения и учета выполнения учебной нагрузки должны быть учтены следующие требования:

1. Сокращение времени на ввод информации с первичных документов: из учебного отдела должен поступать электронный вариант документа «Расчет нагрузки на кафедру».

2. Автоматизация процесса распределения дисциплин между преподавателями в соответствии с должностью, перечнем читаемых дисциплин, действующими нормами.

3. Возможность редактирования документа «Учебное поручение» вручную в соответствии с предпочтениями и пожеланиями преподавателей.

4. Возможность автоматического контроля правильности распределения нагрузки.

5. Автоматическое формирование выходных документов и отчетов.

6. Интеграция с АСУ «ВУЗ».

Модель усовершенствованного процесса представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель процесса «Распределить иучесть выполнение учебной нагрузки

на кафедре»

В проектном варианте документ «Расчет нагрузки на кафедру» должен поступать из учебно-методического отдела на кафедру в электронном виде в формате БВБ, где он будет импортирован в автоматизированную систему «Учебная нагрузка». Для заполнения справочников заведующий кафедрой должен запустить импорт данных из документа «Расчет нагрузки на кафедру». После этого образуются валидные справочники, с помощью которых формируются карточки учебных поручений.

Учебная нагрузка для каждого преподавателя определяется автоматически в соответст-

вии с должностью, объемом учебной нагрузки и долей ставки. Контроль за распределением данных - функция автоматизированной системы.

Таким образом, автоматизированная система «Учебная нагрузка» позволит избежать ручного ввода и проверки данных, что сократит трудозатраты и время на процесс распределения и учета выполнения учебной нагрузки. Автоматизация любой системы только тогда целесообразна и дает практический результат, когда будут автоматизированы наиболее сложные и трудоемкие процессы этой системы.

Литература

1. Соловьев, И.В., Майоров А.А. Проектирование информационных систем: фундаментальный курс. - М.: Академический проект, 2009. - 398 с.

2. Сборник нормативно-правовых документов. Учебная работа.ч.2 ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. - Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2012. - 33 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.