Анализ и систематизация статистических данных, приведенных в работе, послужат основой для планирования и проектирования мероприятий по улучшению использования земельных ресурсов на перспективу, обеспечения целевого использования земель, создания территориальных условий для функционирования сельскохозяйствен-
ного и несельскохозяйственного производства, развития и совершенствования земельного законодательства, а также позволяют контролировать воздействие негативных явлений на земельные ресурсы, решать другие вопросы реформирования земельных отношений в Пензенской области.
Литература
1. Волков С.Н. Экономика землеустройства: учебник / С.Н. Волков. М.: Колос, 1996. 239 с.
2. Доклад о состоянии и использовании земель в Пензенской области / Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области. - Пенза, 2011. - 44 с.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 04.03.2013) //
http://www.consultant.ru.
4. О личном подсобном хозяйстве: Федер. закон [принят Гос.Думой 21.06.2003] // http://www.consultant.ru.
УДК 14.01.85
Н.В. Пьянкова, канд. экон. наук, доцент; И.М. Глотина, канд. экон. наук, доцент; К.В. Наугольных, аспирант, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА КАФЕДРЕ
Вопросы автоматизации управления учебным процессом в вузе всегда являлись актуальными, особенно большое количество разработок появилось в середине и конце 70-х годов прошлого столетия, когда в системах управления многих вузов стали использовать ЭВМ. В настоящее время высшие учебные заведения имеют измененные организационные и финансовые структуры, новую организационно-нормативную основу за счет внедрения в систему высшего образования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Современные реалии не позволяют в полном объеме и с запланированной эффективностью использовать устаревшие разработки. Во многих вузах решаются отдельные
частные вопросы: составление расписания учебных занятий, формирование учебных планов по специальности, расчет нагрузки и т. д., без учета их взаимосвязей, что не позволяет достигнуть эффективного решения общей задачи в целом.
В Пермской государственной сельскохозяйственной академии в отделе качества и информатизации разработаны и используются автоматизированные системы «Деканат» и «Абитуриент». Эти системы в дальнейшем станут модулями автоматизированной системы управления «ВУЗ» (табл. 1). Система «ВУЗ» должна образовать единое информационное пространство в учебном заведении, автоматизировать основные процессы, стать эффективным инструментом управления.
Таблица 1
Программные модули АСУ «ВУЗ»_______________________________
Название системы Назначение системы Степень реализации
«Абитуриент» Позволяет проводить оперативную регистрацию абитуриентов, обработку результатов вступительных испытаний, формировать отчетные формы, необходимые в работе приемной комиссии. Модуль обеспечивает предоставление данных о ходе приемной кампании в on-line режиме Реализована и используется
«Деканат» Позволяет осуществлять обработку и хранение информации о студентах, обучающихся в ВУЗе, формировать и обрабатывать документы, необходимые в учебном процессе Реализована частично. Используется
«Кафедра» Позволяет осуществлять обработку и хранение информации, связанной с планированием, составлением отчетов о деятельности кафедры В разработке. Не используется
«Рейтинг» Позволяет осуществлять обработку и хранение информации о результатах деятельности работников и структурных подразделений за отчетный период, формировать рейтинг - листы по отдельным категориям Реализована, тестирование системы
«Расписание ВУЗа» Позволяет автоматизировать планирование учебного процесса вуза, автоматизировать деятельность диспетчерской службы и ввода в эксплуатацию базовых функций электронного документооборота между субъектами планирования учебного процесса Реализована, готова к тестированию, не используется
За автоматизацию процессов, связанных с распределением и учетом выполнения учебной нагрузки, должна отвечать подсистема «Кафедра». На текущий момент данная подсистема находится в разработке и не используется, поэтому задачу распределения учебной нагрузки между преподавателями решает заведующий кафедрой. Процесс распределения нагрузки профессорско-преподавательскому составу на следующий учебный год заведующим кафедрой фактически выполняется два раза. Первый раз - в конце текущего учебного года в соответствии с плановыми цифрами приема. Преподаватели кафедры перед летним отдыхом должны подписать сформированные учебные поручения, а заведующий должен быть уверен, что нагрузка на кафедре распределена. На основе нагрузки формируется штатное расписание кафедры. В случае, когда остается нераспределенная нагрузка, необходимо до начала учебного года «закрыть» вакансии. Второй раз заведующий кафедрой занимается распределением нагрузки непосредственно перед началом нового учебного года в соответствии с результатами приемной кампании.
Процесс распределения учебной нагрузки - это не простое механическое выделение нужного количества часов на ставку. В данном процессе необходимо учитывать нормы времени на ставку, профессиональное мастерство преподавателя и его пожелания, опыт, долю ставки и многое другое.
Способ формирования учебных поручений в академии существует один - вручную. Учебно-методическим отделом на кафедры выдается бумажный документ «Расчет нагрузки на кафедру». Используя эту информацию, заведующий кафедрой заполняет бумажные бланки поручений или электронные документы. Электронный вид подразумевает заполнение и распечатку учебного поручения с помощью программы, например, М8ЕХСЕЬ. Созданные документы - учебные поручения -
сохраняются в виде файлов, которые можно использовать при формировании отчетности. При таком способе формирования учебных поручений создание любого отчета - это неизбежно рутинная работа. В результате, ежемесячное формирование отчетов о выполнении нагрузки осуществляется исключительно вручную. Каждый преподаватель отчитывается о количестве проведенных в течение месяца часов по видам занятий в документе «Карточка учета выполнения учебной работы по кафедре». Лаборант кафедры использует эту информацию для формирования отчетов за каждый семестр и учебный год в целом.
Проблема сокращения времени и трудоемкости процессов распределения и учета выполнения учебной нагрузки профессорско-педагогического состава, составления отчетов на каждой кафедре решается индивидуально.
Для более глубокого анализа процесса распределения и учета выполнения учебной нагрузки на кафедре нами была построена его модель. В качестве нотации при построении модели была выбрана методология БРБ (диаграммы потоков данных). На БРБ-диаграмме показано движение данных от источника к потребителям через преобразующие процессы. Моделирование позволило выделить подпроцессы, определить потоки и хранилища данных, выявить недостатки и предложить варианты/пути совершенствования процесса.
На наш взгляд, при реализации процесса распределения и учета выполнения учебной нагрузки должны быть учтены следующие требования:
1. Сокращение времени на ввод информации с первичных документов: из учебного отдела должен поступать электронный вариант документа «Расчет нагрузки на кафедру».
2. Автоматизация процесса распределения дисциплин между преподавателями в соответствии с должностью, перечнем читаемых дисциплин, действующими нормами.
3. Возможность редактирования документа «Учебное поручение» вручную в соответствии с предпочтениями и пожеланиями преподавателей.
4. Возможность автоматического контроля правильности распределения нагрузки.
5. Автоматическое формирование выходных документов и отчетов.
6. Интеграция с АСУ «ВУЗ».
Модель усовершенствованного процесса представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель процесса «Распределить иучесть выполнение учебной нагрузки
на кафедре»
В проектном варианте документ «Расчет нагрузки на кафедру» должен поступать из учебно-методического отдела на кафедру в электронном виде в формате БВБ, где он будет импортирован в автоматизированную систему «Учебная нагрузка». Для заполнения справочников заведующий кафедрой должен запустить импорт данных из документа «Расчет нагрузки на кафедру». После этого образуются валидные справочники, с помощью которых формируются карточки учебных поручений.
Учебная нагрузка для каждого преподавателя определяется автоматически в соответст-
вии с должностью, объемом учебной нагрузки и долей ставки. Контроль за распределением данных - функция автоматизированной системы.
Таким образом, автоматизированная система «Учебная нагрузка» позволит избежать ручного ввода и проверки данных, что сократит трудозатраты и время на процесс распределения и учета выполнения учебной нагрузки. Автоматизация любой системы только тогда целесообразна и дает практический результат, когда будут автоматизированы наиболее сложные и трудоемкие процессы этой системы.
Литература
1. Соловьев, И.В., Майоров А.А. Проектирование информационных систем: фундаментальный курс. - М.: Академический проект, 2009. - 398 с.
2. Сборник нормативно-правовых документов. Учебная работа.ч.2 ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. - Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2012. - 33 с.