Научная статья на тему 'Перспективы регулирования цифровой экономики'

Перспективы регулирования цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

CC BY
225
57
Поделиться
Ключевые слова
регулятор / криптовалюта / денежные суррогаты / законопроекты / платежное средство / ответственность

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Биккинин Ирек Анасович, Шайхутдинов Тимур Валиянович

в представленном исследовании даётся характеристика состояния регулирования цифровых технологий в Российской экономике. Приводятся возможные варианты развития Российского законодательства, формулируются предложения его оптимизации.

PROSPECTS FOR THE REGULATION OF THE DIGITAL ECONOMY

in the present study, the characteristic of state regulation of digital technologies in the Russian economy. The possible options for the development of the Russian legislation, proposals for its optimization.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Перспективы регулирования цифровой экономики»

Section 12. Economic security

Bikkinin Irek Anasovich, Ufa state aviation technical University, Ufa, Russia,

E-mail: bikkinin@mail.ru Shaikhutdinov Timur Valiyanovich, Bashkir state pedagogical University, Ufa, Russia E-mail: vasilyvasilewscky@yandex.ru

PROSPECTS FOR THE REGULATION OF THE DIGITAL ECONOMY

Abstract: in the present study, the characteristic of state regulation of digital technologies in the Russian economy. The possible options for the development of the Russian legislation, proposals for its optimization.

Keywords: controller, cryptocurrency, cash equivalents, bills, means of payment responsibility.

Биккинин Ирек Анасович, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, Россия, E-mail: bikkinin@mail.ru Шайхутдинов Тимур Валиянович, Башкирский государственный педагогический университет, г. Уфа, Россия E-mail: vasilyvasilewscky@yandex.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: в представленном исследовании даётся характеристика состояния регулирования цифровых технологий в Российской экономике. Приводятся возможные варианты развития Российского законодательства, формулируются предложения его оптимизации.

Ключевые слова: регулятор, криптовалюта, денежные суррогаты, законопроекты, платежное средство, ответственность.

Современные цифровые технологии откры- риски, заявил Президент России В. Путин, поэто-вают новые возможности, Криптовалюты в ряде му нужно выстроить их регулирование. Президент стран стали полноценным платежным средством. России поручил правительству совместно с ЦБ Вместе с тем их использование несет и серьезные РФ до 1 июля 2018 года подготовить поправки

о процедуре размещения криптовалют [1]. Сегодня уже почти не остаётся сомнений, что в какой-то момент вопрос с криптовалютами будет решен во все большем количестве государств: где-то путем запрета, где-то через частичную или полную легализацию [2]. Между тем, майнинг и торговля криптовалютой нашли определенное распространение среди населения нашей страны. На территории России возможен прием как средства платежа только рублей и денежные суррогаты запрещены. Тем не менее, в стране функционируют крупные биржи, занимающиеся обменом криптовалюты. С помощью таких бирж можно приобрести бит-коины, например. В последние годы особенно актуальным в международных расчетах и их регулировании стал вопрос о правовом статусе криптовалют. Центробанк России не раз заявлял о своем отношении к криптовалюте. Регулятор предостерегал граждан и юридических лиц от обмена криптовалюты на товары или иную валюту в связи с ее спекулятивным характером и необеспеченностью. Также ЦБ напомнили о запрете выпуска денежных суррогатов на территории РФ. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина против введения криптовалюты в регулирование в качестве денежного средства и приравнивания криптовалют к иностранным валютам. По мнению главы ЦБ, криптовалюта близка к финансовым пирамидам, в то время как операции с ней рискованны в связи со значительными колебаниями обменного курса [3]. В то же время цифровые деньги потенциально способны оказать позитивное влияние на экономику. В 1944 году Доллар США был выбран в качестве международной резервной валюты. С тех пор прошло немногим более семидесяти лет, и появились страны, ставящие под сомнение необходимость зависимости от доллара. Получение мировой валюты для всех государств возможно путем производства, экспорта материальных благ и услуг. Что касается США, то они получают мировые деньги их эмиссией. Однако раздача ФРС не обеспеченных долларов негативным образом сказывается, прежде всего,

на странах-держателях номинированных в долларах активов, которые получают от США инфляцию. Более того, эмиссионный доход (сеньораж) -прибыль ФРС как разница между номиналом денег (наличных и безналичных) и стоимостью выпуска их в обращение - идет на выплату девиндентов акционерам, а также зачисляется в доходную часть бюджета США. Иными словами США присваивает мировой сеньораж. Появление криптовалют можно рассматривать как одну из возможностей выхода из-под гегемонии США. Например, Финансовый комитет стран БРИКС ведет обсуждения относительно использования криптовалюты в качестве расчетного механизма внутри блока БРИКС [4]. Однако подобное станет потенциально возможным только в случае признания цифровых денег валютой, и предпосылки для этого появляются. Так, Россия столкнется с необходимостью борьбы с нелегальными операциями, например, с биткоином. На данный момент это, может быть, не представляет значительной угрозы относительно отрасли в целом, что подтверждается статистикой ЕЦБ: 69000 транзакций в день с биткоином при общем количестве 274 000 000 безналичных платежных операций в сутки только в странах ЕС [5]. Цифры говорят лишь о растущем интересе к криптовалюте. Но с экспоненциальным ростом криптовалют вырастет количество финансовых махинаций. Например, в сентябре текущего года заведено первое уголовное дело в РФ за незаконное обналичивание 500 млн. руб. Лица нелегально получали доход от вывода и продажи биткоинов [6].

Разумеется, если бы существовал регулирующий оборот криптовалют нормативно-правовой акт, то есть стало бы возможным легально совершать переводы криптовалюты в обычную валюту, то покупатели биткоина с меньшей вероятностью обратились бы к лицам, ныне задержанным по статье «Незаконная банковская деятельность». В 2016 году Министерство финансов подготовило законопроект, основной лейтмотив которого - привлечение к уголовной ответственности

за обмен биткоинов на рубли и наоборот. Однако внесенный в Госдуму РФ проект закона не был принят в связи с его недоработкой. Общие ожидания от законопроекта о криптовалютах — это введение определения криптовалюты, установление правового статуса виртуальных денег, обозначение механизмов регуляции за их оборотом, то есть правил совершения транзакций и правил контроля. Трудно представить в качестве результатов такой законотворческой деятельности признание виртуальных денег в нашей стране легальным платёжным средством, как в случае с электронными деньгами в России.

Поставив задачу зарегулировать криптовалю-ту, можно обратиться к передовому опыту Японии. В данной стране на законодательном уровне признали цифровые деньги платежным средством, при этом в тексте закона подчеркивается, что крип-товалюта обладает функцией валюты, однако роль официальной денежной единицей выполняет лишь иена. Введена регистрация компаний, занимающихся обменом виртуальных денег на реальные. Те, кто осуществляет обмен криптовалют, должны мониторить операции, предоставлять информацию о подозрительных сделках. Регулятор защитил права продавцов и покупателей виртуальных денег, разделив управление денежными средствами и криптовалютой и обязав проводить аудит для этого. Что касается других стран, то законодатели остальных стран явно не спешат признавать в качестве платежного средства криптовалюту, однако определенные меры по контролю за ее оборотом приняты. Так, в США с 2013 года продажа и покупка цифровых денег осуществляется на основе закона о банковской тайне. Так, поставщики услуг по обмену криптовалют на реальные деньги должны проверять операции и информировать о тех, что вызывают подозрение [7].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В целом перспективы криптовалют в России носят неопределенный характер, как и во множестве других государств. В нынешних условиях имеются основания для появления закона, накла-

дывающего определенные ограничения на оборот подобных денег, особенно для физических лиц, для которых транзакции с криптовалютой могут сделать аналогичными операциям с облигациями федерального займа. Или вполне вероятен сценарий появления лишь точечных поправок к действующему законодательству. В целом, перед регуляторами стоит выбор по какому пути пойдет законодательство в этой сфере: разрешительному или запретительному. Последний вариант Министерство финансов уже пыталось реализовать, подготовив законопроект об уголовной ответственности за обмен биткоинов. Запретительный путь был реализован на практике в Китае. С недавних пор в данной стране под запретом проведение первичного размещения криптовалют - ICO (Initial Coin Offering). Также китайским биржам, занимающимся операциями на рынке цифровых денег, запрещается регистрировать новых пользователей. В Китае криптова-люта рассматривалась как товар [8]. Подобным образом, возможно, квалифицируют цифровые деньги в России, что потребует, например, включения соответствующих изменений или дополнений в налоговое законодательство, но также осложнит использование криптовалюты как платежного средства.

С другой стороны Банк России может стать разработчиком национальной системы криптова-лют, взяв на себя функции эмиссионного центра данных денег. Тогда контроль за финансовыми операциями можно будет выстроить по аналогии с банковскими транзакциями. Однако уместно ли создание подобной системы при текущей жесткой денежно-кредитной политике, проводимой ЦБ?

Наиболее логичным выглядит отсрочка формирования пакета законодательных инициатив по интеграции в российский рынок криптовалют, учитывая их риски [9]. Такой поворот событий позволил бы аккумулировать соответствующую экспертизу в области перспективных финансовых технологий. С появлением общих правил

использования цифровых денег можно будет го- ты при Государственной думе начала обсуждение

ворить об организованном рынке, который ста- о внесении поправок в гражданское законода-

нет возможно и необходимо регулировать. тельство, так что до конца текущего года может

Так или иначе, Межведомственная рабочая быть принят закон о регулировании рынка крип-

группа по оценкам рисков оборота криптовалю- товалют.

Список литературы:

1. Замахина Т. Путин поручил подготовить поправки для регулирования криптовалют // Российская газета. - 2017. - 24 октября.

2. Bikkinin I. A., Poezzhalov V. B. Corruption counteraction // In the World of Scientific Discoveries, Series A. - 2013. - Volume 1. - Number 1. - P. 21-28.

3. ЦБ выступает против приравнивания криптовалют к иностранным валютам удастся [Электронный ресурс] / - Режим доступа: свободный - [Адрес]: URL: http://tass.ru/ekonomika/4561311

4. Финансовый комитет стран БРИКС обсудил возможность создания криптовалюты организации [Электронный ресурс] / - Режим доступа: свободный - [Адрес]: URL: http://tass. ru/ekonomika/4529651

5. European Central Bank: Digital Currencies 'Inherently Unstable' [Электронный ресурс] / - Режим доступа: свободный - [Адрес]: http://www.coindesk.com/european-central-bank-digital-currencies-inherently-unstable/

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

6. Биткоинам нашли статью [Электронный ресурс] / - Режим доступа: свободный - [Адрес]: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3401649

7. Как нам зарегулировать биткойн Электронный ресурс] / - Режим доступа: свободный - [Адрес]: URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/08/29/731367-zaregulirovat-bitkoin

8. Китай убивает биткоин [Электронный ресурс] / - Режим доступа: свободный - [Адрес]: URL: https://lenta.ru/articles/2017/09/15/chinabit/

9. Биккинин И. А. Проблемы государственного управления в сфере противодействия преступности // Вестник Северо Кавказского гуманитарного института. - 2014. - № 1 (9). - С. 16-20.