Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОВЕСТКИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОВЕСТКИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / ПОВЕСТКА В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДО 2030 ГОДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дощатов Антон Александрович

За последние годы человечество во многом сформировало основы идеологии развития мира на ближайшие десятилетия. Очевидно, что главной концепцией будущего в XXI в. является устойчивое развитие. Это положение нашло свое отражение в концептуальных документах Организации Объединенных Наций - в данных документах удачно сочетаются как концептуальные приоритеты, так и конкретные цели, стоящие перед странами и народами. Цели и задачи в области устойчивого развития носят комплексный характер, являются глобальными по своему характеру и универсально применимыми. Предметом данного научного исследования выступает процесс реализации Повестки в области устойчивого развития до 2030 года в Евразийском экономическом союзе. Исследование направлено на формирование концептуальной модели реализации Повестки в государствах - членах Евразийского экономического союза. В ходе анализа были рассмотрены правовые, методологические и статистические способы реализации Целей устойчивого развития в евразийском экономическом пространстве и выработаны рекомендации для Евразийского экономического союза для реализации Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций на просторах экономического интеграционного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дощатов Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR IMPLEMENTING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT AGENDA IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

In recent years, humanity has largely formed the basis of the ideology of the world’s development for the coming decades. The fundamental concept of the future in the 21st century is sustainable development. This position is reflected in the conceptual documents of the United Nations. These documents successfully combine both conceptual priorities and specific goals for countries and peoples. Sustainable development goals and objectives are integrated, global and universally applicable. The subject of the study is the process of implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development in the Eurasian Economic Union. The research aims are forming a conceptual model for implementing the Agenda in the member states of the Eurasian Economic Union. The analysis considered legal, methodological and statistical ways of implementing the Sustainable Development Goals in the Eurasian economic expanse, and made recommendations for the Eurasian Economic Union to implement the United Nations Sustainable Development Goals in the economic integration field.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОВЕСТКИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ»

УДК 341.17(045) © Дощатов А. А., 2023

Перспективы реализации Повестки в области устойчивого развития в Евразийском экономическом союзе

Антон Александрович Дощатов, студент Института государственного и международного права, Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева

Anton A. Doshchatov, student, Institute of State and International Law, Ural State Law University named after V F. Yakovleva, Yekaterinburg, Russia [email protected]

АННОТАЦИЯ

За последние годы человечество во многом сформировало основы идеологии развития мира на ближайшие десятилетия. Очевидно, что главной концепцией будущего в XXI в. является устойчивое развитие. Это положение нашло свое отражение в концептуальных документах Организации Объединенных Наций - в данных документах удачно сочетаются как концептуальные приоритеты, так и конкретные цели, стоящие перед странами и народами. Цели и задачи в области устойчивого развития носят комплексный характер, являются глобальными по своему характеру и универсально применимыми. Предметом данного научного исследования выступает процесс реализации Повестки в области устойчивого развития до 2030 года в Евразийском экономическом союзе. Исследование направлено на формирование концептуальной модели реализации Повестки в государствах - членах Евразийского экономического союза. В ходе анализа были рассмотрены правовые, методологические и статистические способы реализации Целей устойчивого развития в евразийском экономическом пространстве и выработаны рекомендации для Евразийского экономического союза для реализации Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций на просторах экономического интеграционного пространства.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; Цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций; Повестка в области устойчивого развития до 2030 года

Для цитирования: Дощатов А. А. Перспективы реализации Повестки в области устойчивого развития в Евразийском экономическом союзе. Научные записки молодых исследователей. 2023;11(1):5-12.

Научный руководитель: Селькова А.А., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса, Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева, Екатеринбург, Россия /Scientific supervisor: Selkova AAA., Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Procedure, Ural State Law University named after V.F. Yakovleva, Yekaterinburg, Russia.

ORIGINAL PAPER

Prospects for Implementing the Sustainable Development Agenda in the Eurasian Economic Union

ABSTRACT

In recent years, humanity has largely formed the basis of the ideology of the world's development for the coming decades. The fundamental concept of the future in the 21st century is sustainable development. This position is reflected in the conceptual documents of the United Nations. These documents successfully combine both conceptual priorities and specific goals for countries and peoples. Sustainable development goals and objectives are integrated, global and universally applicable. The subject of the study is the process of implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development in the Eurasian Economic Union. The research aims are forming a conceptual model for implementing the Agenda in the member states of the Eurasian Economic Union. The analysis considered legal, methodological and statistical ways of implementing the Sustainable Development Goals in the Eurasian economic expanse, and made recommendations for the Eurasian Economic Union to implement the United Nations Sustainable Development Goals in the economic integration field. Keywords: Eurasian Economic Union; United Nations Sustainable Development Goals; 2030 Agenda for Sustainable Development

For citation: Doshchatov A. A. Prospects for implementing the Sustainable development agenda in the Eurasian Economic Union. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2023;11(1):5-12.

Введение

Процессу интеграции национальных экономик в рамках какого-либо интеграционного союза во многом способствует процесс формирования единого экономического пространства, который в своем развитии проходит определенные этапы становления и развития.

Одним из наиболее перспективных форм экономической интеграции на постсоветском пространстве, несомненно, может быть признано объединение экономик государств - членов Евразийского экономического союза. Экономический потенциал нового интеграционного объединения достаточно высок и будет расти по мере расширения его участников. Например, территория Евразийского экономического союза - свыше 20 млн км2, население - около 183,2 млн человек. На долю государств - членов данного экономического пространства приходится более 4% мирового и более 80% валового внутреннего продукта (далее - ВВП) стран Содружества Независимых Государств [1, с. 10].

Интеграционные процессы в рамках евразийского экономического пространства осуществля-

ются в соответствии с подписанным в мае 2014 г. Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор). В соответствии со ст. 1 Договора определено, что Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. В рамках данного экономического пространства обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Следует сказать о том, что положения Повестки в области устойчивого развития нашли свое отражение и в самом Договоре - в ст. 4 говорится о том, что основной целью экономического союза является создание условий для стабильного устойчивого развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения1. Реализация Целей устойчивого

1 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 28.10.2021). Официальный

развития возможна и в границах региональных экономических интеграционных объединений -главным условием для их реализации является всемирное сотрудничество и кооперирование государств - участников данного интеграционного пространства в Повестку в области устойчивого развития.

Примером подобного взаимодействия является Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, выступает за реализацию Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года на евразийском пространстве. Реализация Целей в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций на евразийском экономическом пространстве осуществляется на уровне отдельных государств и интеграционного объединения в рамках Евразийского экономического союза.

Основная часть

Совместное достижение Целей устойчивого развития государств - членов Евразийского экономического союза способствует углублению сотрудничества между странами и обеспечению их устойчивого экономического роста. «Например, во многом благодаря тесному сотрудничеству в агропромышленной сфере в Евразийского экономического союза обеспечен исключительно высокий уровень продовольственной безопасности. Даже в кризисный 2020 г. производство продукции сельского хозяйства продемонстрировало прирост более чем 2%»,- пояснил Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии М.В. Мясникович. В Евразийском экономическом союзе позитивная динамика показателей развития экономики, предусмотренная Целями устойчивого развития Организации Объединенных Наций. На протяжении нескольких лет подряд темпы роста ВВП на душу населения во всех государствах-членах находились в области положительных значений и даже в сложном из-за COVID-19 в 2020 г. не допущено падения [2, с. 117].

Государства - члены Евразийского экономического союза активно оказывают поддержку

сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://eec.

eaeunion.org/ (дата обновления: 05.06.2014).

как на национальном,так и на региональном уровне, направленную на реализацию Повестки в области устойчивого развития в рамках общих евразийских интеграционных процессов [3, с. 10].

Следует сказать о том, что деятельность Евразийской экономической комиссии по вопросу достижения количественных и качественных индикаторов при реализации Повестки в области устойчивого развития до 2030 года осуществляется по нескольким очень важным направлениям:

1. Определение основных направлений экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 г.; определение стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 г.; координация в сфере промышленного и научно-технического сотрудничества (Цель устойчивого развития 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура»); создание Евразийского стабилизационного механизма и Евразийского механизма поддержки развития регионов Евразийского экономического союза с малой экономикой (Цель устойчивого развития 1 «Ликвидация нищеты» и Цель устойчивого развития 8 «Достойная работа и экономический рост»).

2. Формирование постоянного мониторинга более чем 200 показателей, включая показатели достижения Целей устойчивого развития (статистическая база Евразийской экономической комиссии и статистический сборник «Показатели достижения Целей устойчивого развития», который формируется как на национальном, так и на региональном уровне); оценка эффективности национальных и наднациональных мер регулирования с точки зрения устойчивого развития.

3. Оценка влияния интеграции на достижение странами Евразийского экономического союза Повестки в области устойчивого развития до 2030 года: доклады о влиянии интеграции на достижение Целей устойчивого развития ООН.

4. Развитие новых сфер и технологий, которые позволят интенсировать достижение Целей в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций: безопасность и конфиденциальность при управлении данными (Цель устойчивого развития 4 «Качественное образование»); электронная валюта для защиты окружающей среды (Цель устойчивого развития 15 «Сохранение экосистем суши»); цифровизация логистических процессов и таможенных формальностей

(Цель устойчивого развития 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития»).

Похвально, что в 2017 г. Евразийский экономический союз стал первым интеграционным объединением, подготовившим Доклад о достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций в рамках интеграционного объединения. В Докладе Евразийского экономического союза отмечается очень важный тезис о том, что «каждое государство - член Союза предпринимает конкретные шаги по достижению Целей в области устойчивого развития, опираясь на национальные программные документы стратегического планирования, стратегии и концепции развития, в то время как экономическая интеграция в рамках Союза является дополнительным фактором, способствующим достижению государствами - членами Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года2.

Говоря о национальных способах регулирования реализации Повестки в области устойчивого развития, следует сказать о том, что летом 2021 г. в целях развития инвестиционной деятельности, направленной на реализацию национальных целей развития Российской Федерации: цифровая трансформация; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; комфортная и безопасная среда для жизни; возможности для самореализации и развития талантов; сохранение населения, здоровье и благополучие населения, Правительством Российской Федерации были определены основные направления гармоничного устойчивого развития Российский Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1912-р): энергетика; строительство; промышленность; устойчивая инфраструктура3, а в сентябре 2021 г. Правительством Российской Федерации были определены критерии проектов устойчивого развития и требования к системе верификации проектов устойчи-

2 Доклад Евразийской экономической комиссии «Показатели достижения Целей в области устойчивого развития в регионе ЕАЭС». URL: http://www.eurasiancommission.org/ act/integr-i-makroec/Documents/ OON_Rus.pdf (дата обращения: 18.12.2022).

3 Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1912-р. Собрание законодательства РФ. 2021. № 30. 26 июля. Ст. 5814.

вого развития в Российской Федерации4. В целях создания условий для профессионального и экспертного обсуждения с российским бизнес-сообществом методов и инструментов достижения Целей устойчивого развития при Министерстве экономического развития Российской Федерации в декабре 2021 г. был сформирован Экспертный совет по устойчивому развитию, задачей которого является обмен опытом и распространение эффективных практик в реализации проектов по достижению Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций5.

Российская повестка устойчивого развития, в том числе вопросы охраны окружающей среды, достижения углеродной нейтральности, адаптации к изменению климата, развития социальной сферы, не теряет своей актуальности в условиях происходящей структурной трансформации отечественной экономики. Продолжается работа по развитию рынка устойчивого финансирования в части инструментов и инфраструктуры рынка, внедрения вопросов устойчивого развития и учета факторов, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением (ESG-факторов), в корпоративное управление как компаний реального сектора экономики, так и финансовых организаций.

Нормативная база и основные направления деятельности Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу приведены в соответствии с положениями Повестки в области устойчивого развития до 2030 года. Договор о Евразийском экономическом союзе является эффективным инструментом, способствующий достижению государствами - членами евразийского экономического пространства Целей в области устойчивого развития. Определенные Евразийской экономической комиссией приори-

4 Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587. Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 40. 04 октября. Ст. 6818.

5 О создании Экспертного совета по устойчивому развитию. Приказ Министерства экономического развития РФ от 03.12.2020 № 802. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/ material/file/f03a2880d55e2b88bd08d19f775e649a/802_03 122020.pdf (дата обращения: 10.12.2022).

теты развития Евразийского экономического союза соответствуют Целям в области устойчивого развития [4, с. 400].

Переходя к методам оценки реализации Повестки в области устойчивого развития в Евразийском экономическом союзе, следует обратить внимание на четыре основных шага: определение показателей и целевых значений, сбор данных и их анализ (формирование доклада о достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций в рамках интеграционного объединения). Кроме того, каждый показатель оценивается через призму нормативно-правовой базы Евразийского экономического союза. В результате анализа эксперты пришли к выводу, что из 169 задач Целей устойчивого развития 107 отражены в действующих либо разрабатывающихся нормативно-правовых актах регионального интеграционного пространства.

Для перехода к устойчивому развитию государствам - членам Евразийского экономического союза необходимо менять экономическую модель в пользу «зеленой» и ресурсосберегающей. Наиболее подходящими для оценки антропогенной нагрузки на экологическую составляющую национальных экономик является система показателей «зеленого» роста по методологии Организации экономического сотрудничества и развития. Согласно рекомендациям данной организации для оценки «зеленого» роста целесообразно использовать от 25 до 30 индикаторов, объединенных в 5 групп: экологическая и ресурсная эффективность экономики; экологические аспекты качества жизни; природные активы; социально-экономические аспекты «зеленого» рост; экономические возможности в области «зеленого» роста - для достижения долгосрочного устойчивого социально-экономического развития необходимо переходить на ресурсосберегающую, «зеленую» экономику и улучшать показатели экологической устойчивости (Цель устойчивого развития 13 «Борьба с изменением климата», что сделает Евразийский экономический союз интеграционным регионом с конкурентоспособной региональной экономикой с такими интеграционными пространствами, как: Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и Содружества Независимых Государств.

Переход предприятий и организаций на удаленную работу, требования по самоизоляции в 2020 г. привели к ускоренной цифровизации

как в государственном, так и в частном секторе. Сложившаяся ситуация показала прямую зависимость широкого внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере и скорости адаптации к новым вызовам как системы управления, так и реального сектора. Цифровизация должна стать драйвером улучшения качества жизни каждого человека, технологического прорыва, роста производительности труда в экономике, повышения эффективности государственного сектора, обеспечения сервисного характера государства. Помимо цифровизации критически необходимым является развитие сквозных технологий, а также инфраструктурное обеспечение технологического развития. Обеспечение технологического развития - условие принципиально нового качества устойчивого экономического роста за пределами периода восстановления. Развитие фундаментальной и прикладной науки, кадрового потенциала сферы научных исследований и разработок, повышение результативности научной деятельности - необходимое условие долгосрочного технологического развития [5, с. 61].

В ноябре 2022 г. Департамент статистики Евразийской экономической комиссии опубликовал ежегодный сборник «Достижение Целей в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций в регионе Евразийского экономического союза». В сборнике впервые представлены статистические данные по достижению показателей регионального перечня Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций в Евразийском экономическом союзе за четырехлетний период (2017-2021 годы). В региональный перечень вошли 130 индикаторов, в том числе 63 предложенных для мониторинга на мировом уровне, а также 67 индикаторов, отражающих приоритеты интеграционного развития в Евразийском экономическом союзе. Так, в 2021 г. во всех государствах - членах Евразийского экономического союза доля населения, живущего за международной чертой бедности, составила 0%, при этом за национальной чертой бедности в государствах - членах Евразийского экономического союза живут от 4,1% населения в Республики Беларусь до 33,3% в Республике Киргизия. Доля бедных по сравнению с 2017 г. снизилась в Республики Беларусь и Российской Федерации,увеличилась в Республике Армения, Казахстан и Кыргызстан.

Понимая неотвратимость изменений, а также в целях реализации планов по устойчивому развитию большинством стран в настоящее время на всех уровнях управления предпринимаются различные меры по внедрению и одновременному контролю цифровых технологий. Российская Федерации не является исключением, поэтому в 2017 г. были разработаны и приняты «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы» и национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», отражающие наиболее существенные положения будущей модернизации, ее прикладные аспекты и механизмы, такие как совершенствование нормативно-правовой базы, кибербезопасность, взаимодействие с бизнесом и научным сообществом (эти задачи необходимо решить специально созданному АНО «Цифровая экономика»), а также конкретные цели - повышение доли населения Российской Федерации, обладающего цифровыми навыками до 40% [6, с. 195].

Во всех странах Евразийского экономического союза выросли реальные денежные доходы населения. В большинстве государствах-членах, за исключением Кыргызстана, выросла реальная заработная плата. Доля расходов на продукты питания и безалкогольные напитки в общей сумме потребительских расходов домашних хозяйств в 2021 г. составила от 32,2% в Российской Федерации до 53% в Республике Казахстан.

Успешный переход Евразийского экономического союза на путь реализации всех 17 Целей устойчивого развития сможет повлиять на решение важной интеграционной задачи - формирование евразийской стратегии устойчивого развития (проще говоря, разработка Евразийской концепции в области устойчивого развития и определение ключевого набора мероприятий, способствующих реализации региональной концепции)6 [7, с. 150].

Финансовые системы стран Евразийского экономического союза развиваются по неконтинентальной модели, характерные признаки которой

6 Доклад Евразийской экономической комиссии «Достижение Целей в области устойчивого развития в регионе Евразийского экономического союза». URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ econstat/Documents/SDG_2022_rus.pdf (дата обращения: 18.12.2022).

в последние годы усиливаются. Учитывая пропорции финансового пространства Евразийского экономического союза, значение устойчивого развития общего финансового рынка должно в первую очередь получить поддержку крупнейших российских банков, которые на данный момент не демонстрируют в этом активной заинтересованности, не присоединяясь, как и другие банки Евразийского экономического союза, к профильным международным объединениям. По мнению экспертного сообщества, в этой ситуации востребована региональная альтернатива под эгидой региональных банков развития. В завершение еще раз подчеркнем, что признание значимости целей устойчивого развития актуализирует вопрос об устойчивых финансах. Справедливо и обратное: игнорируя данный вопрос, мы ставим под сомнение достижение Целей устойчивого развития. Поэтому значимость устойчивого развития общего финансового рынка Евразийского экономического союза должна получить заслуженное внимание [8, с. 73].

В феврале 2023 г. в Баку (Азербайджанская Республика) состоялся Международный круглый стол на тему «Азербайджан - место стыковки интеграционных инициатив в Евразии». В ходе обсуждения рядом экспертов были высказаны следующие тезисы: реализующиеся в Евразийском экономическом союзе интеграционные проекты при активной роли Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Индии и Турции основаны на сопряжении потенциалов суверенных государств, мирном и устойчивом развитии при уважении национальных моделей развития, невмешательстве во внутренние дела друг друга; пришло время писать историю Евразии на основе «Формулы Пути», предложенной казахстанским философом Олжасом Сулейменовым: «От веков зависимости через период независимости к эпохе осознанной взаимозависимости». Далее начальник отдела международного сотрудничества Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Д. П. Ежов поделился экономическими достижениями Евразийского экономического союза. Так, за период с 2015 по 2022 г. взаимная торговля внутри интеграционного пространства выросла на 77% и в 2022 г. составила 80,6 млрд долл. Рост в 2022 г. по сравнению с 2021 г. составил 10,3% - исторический рекорд. В структуре взаимной торговли сокращается

доля минеральной продукции (с 33,3 до 21,6%) при стабильном росте значимости машин, оборудования, транспортных средств, продовольствия, химической промышленности. Активно используются национальные валюты во взаимных расчетах (их доля доходит до 75%).

Выводы

Следует отметить, что в 2018 и 2019 гг. частично использован экономический потенциал Договора о Евразийском экономическом союзе - были определены перспективные направления взаимодействия стран-партнеров в различных сферах экономической деятельности. Среди наиболее важных и перспективных направлений взаимодействия - это формирование единого энергетического и финансового рынков, реализация цифровой повестки, улучшение взаимодействия между странами-партнерами, направленные на повышение дисциплины выполнения договорных обязательств.

Подводя итоги вышесказанного, следует обратить внимание на рекомендации для Евразийского экономического союза для реализации Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций на просторах экономического интеграционного пространства:

1. Расширение координирующей роли Евразийской экономической комиссии в ускорении достижения государствами - членами Евразийского экономического союза Повестки в области устойчивого развития: формирование дискуссионных площадок; сближение подходов к оценке и мониторингу достижения Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций.

2. Разработка и реализация наднациональных мер и действий: разработка дорожной карты по

достижению Целей устойчивого развития в Евразийском экономическом союзе; внедрение инструментов привлечения инвестиций в проекты «зеленой» экономики и в проекты, направленные на реализацию Повестки в области устойчивого развития до 2030 года.

3. Просветительская работа в сфере повышения внимания к вопросам устойчивого развития: создание информационного ресурса по достижению Повестки в области устойчивого развития в Евразийском экономическом союзе; продвижение Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций в Евразийском экономическом союзе (проведение научно-практических конференций, форумов и форсайт-сессий по тематике устойчивого развития).

Основными целями экономической интеграции в Евразийском экономическом союзе должно стать: создание условий для экономического развития стран интеграционного сообщества; увеличение уровня конкурентоспособности стран, входящих в объединение; увеличение доли высокотехнологичных отраслей в ВВП и повышение производительности труда предприятий реального сектора экономики; поощрение и поддержка экспортоориентированных отраслей экономики.

Анализ задач и мероприятий по реализации Повестки в области устойчивого развития до 2030 года, отраженных в национальных и региональных документах стратегического планирования, показывает, что есть существенный ресурс повышения эффективности достижения Целей устойчивого развития на основе реализации комплексного подхода, обеспечивающего единство и сбалансированность социальных, экономических и экологических аспектов устойчивого развития [9, с. 65].

Список источников

1. Алисенов А. С. Оценка налоговой конкурентноспособности стран ЕАЭС. Монография. М.: Проспект; 2021. 128 с.

2. Сопилко Н. Ю., Кубасова Е. И., Мясникова О. Ю. Развитие интеграции Евразийского экономического союза для достижения целей устойчивого развития в контексте роста качества жизни населения. Вестник РГГУ. Серия Экономика. Управление. Право. 2022;(1):115-125.

3. Мясникович М., Глазьев С. Методологические подходы к разработке стратегии развития ЕАЭС в условиях мирового кризиса. Наука и инновации. 2020:7(209):4-15.

4. Давыденко Е. Л. Интеграционные процессы в ЕАЭС в контексте устойчивого развития. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022;(5-1):399-403.

5. Смирнова Т. С., Камышников И. Н. Проблемы реализации целей устойчивого развития в России. Московский экономический журнал. 2019;(8):241-249.

6. Сахаров А. Г., Колмар О. И. Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019;14(1):189-206.

7. Шугуров М. В. Международное измерение научно-технологической интеграции ЕАЭС в контексте стратегии устойчивого развития: политико-правовые основы. Lex russica (Русский закон). 2019;(8):148-163.

8. Львова Н.А., Воронова Н. С. Модальность устойчивого развития финансового рынка ЕАЭС. Проблемы современной экономики. 2019;3(71):69-74.

9. Дощатов А. А., Сергеев Д. Н. Цели устойчивого развития в контексте применения современных цифровых технологий: правовые вызовы современности. Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2022;22(3):61-67.

REFERENCES

1. ALisenov A. S. Assessment of the tax competitiveness of the EAEU countries. Monograph. Moscow: Prospect; 2021. 128 p. (In Russ.).

2. SopiLko N. Yu., Kubasova E. I., Myasnikova O. Yu. Development of integration of the Eurasian Economic Union to reach the goals of sustainable development in the context of improving the quality of Life of the population. Vestnik Rossijskogo Gosudarstvennogo Gumanitarnogo Universiteta. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo = Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series Economics. Control. Law. 2022;(1):115-125. (In Russ.).

3. Myasnikovich M., GLazyev S. Methodological approaches to the development of the EAEU development strategy in the context of the global crisis. Nauka i innovacii = Science and innovation. 2020:7(209):4-15. (In Russ.).

4. Davydenko E. L. Integration processes in the EAEU in the context of sustainable development. Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost, sotrudnichestvo = Greater Eurasia: Development, security, cooperation. 2022;(5-1):399-403. (In Russ.).

5. Smirnova T. S., Kamyshnikov I. N. Problems of implementation of sustainable development goals in Russia. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal = Moscow Economic Journal. 2019;(8):241-249. (In Russ.).

6. Sakharov A. G., KoLmar O. I. Prospects for the implementation of the UN Sustainable Development Goals in Russia. Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika = Bulletin of international organizations: Education, science, new economy. 2019;14(1):189-206. (In Russ.).

7. Shugurov M. V. InternationaL Dimension of Scientific and TechnoLogicaL Integration of the EAEU in the Context of the SustainabLe DeveLopment Strategy: PoLiticaL and LegaL Framework. Lex russica (Russkij zakon) = Lex russica (Russian law). 2019;(8):148-163. (In Russ.).

8. Lvova N. A., Voronova N. S. ModaLity of sustainabLe deveLopment of the EAEU financiaL market. Problemy sovremennoj ekonomiki = Problems of modern economy. 2019;3(71):69-74. (In Russ.).

9. Doschatov A. A., Sergeev D. N. SustainabLe deveLopment goaLs in the context of the use of modern digitaL technoLogies: LegaL chaLLenges of our time. VestnikKyrgyzsko-Rossijskogo Slavyanskogo universiteta = Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2022;22(3):61-67. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.