Теория и практика общественного развития. 2022. № 6. С. 101-108. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 6. P. 101-108.
Научная статья УДК 339.924
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.6.15
Роль координации стратегий устойчивого развития в расширении международной экономической интеграции ЕАЭС
Вера Валентиновна Макарова
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3293-2139
Аннотация. Предметом научных исследований в области устойчивого развития является деятельность отдельных государств, транснациональных и коммерческих организаций и их влияние на экономику и общество. Вместе с тем роль международной экономической интеграции в достижении целей устойчивого развития стран-участниц является малоизученным аспектом, что обеспечивает научную новизну данной работы. В статье приведены результаты исследования, направленного на обоснование необходимости координации стратегий устойчивого развития стран - членов ЕАЭС. В рамках исследования обозначены ключевые российские теории, определяющие динамику экономической мысли в направлении концепции устойчивого развития. На основе анализа статистической информации и добровольных отчетов по оценке исполнения целей устойчивого развития (ЦУР) выявлен текущий статус по встраиванию ЦУР в повестку обсуждения государств - членов экономической интеграции и обозначены задачи, решение которых требует координации стратегий государств - участников еАэС. Обозначены ключевые цели данного процесса, которые ведут как к повышению интеграционных процессов внутри объединения, так и к устранению препятствий для вхождения в состав союза новых стран-участниц.
Ключевые слова: устойчивое развитие, цели устойчивого развития (ЦУР), ЕАЭС, международная экономическая интеграция, трансуглеродное регулирование (ТУР), добровольный отчет по оценке исполнения ЦУР, координация стратегий устойчивого развития, расширение интеграции
Для цитирования: Макарова В.В. Роль координации стратегий устойчивого развития в расширении международной экономической интеграции ЕАЭС // Теория и практика общественного развития. 2022. № 6. С. 101-108. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.6.15.
Original article
The role of coordination sustainability development strategies in expanding the EAEU's international economic integration
Vera V. Makarova
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3293-2139
Abstract. Scientific research on sustainable development focuses on the activities of individual states, transnational and commercial organizations and their impact on the economy and society. Meanwhile, the role of international economic integration in achieving the sustainable development goals of participating countries is an understudied aspect, which provides the scientific novelty of this paper. For instance, the paper presents the results of a survey aimed at justifying the necessity for coordination of sustainability development strategies among the EAEU member states. The study outlines the key Russian theories determining the development of economic thought towards the concept of "sustainable development". Based on the analysis of statistical information and voluntary assessment reports on the implementation of the Sustainable Development Goals (SDGs), the current status of integrating the SDGs into the discussion agenda of economic integration member states is identified and the challenges that require coordination of the strategies of the EAEU member states are outlined. The key objectives of coordination of sustainable development strategies of the international organization of regional economic integration, which lead both to increased integration processes within the association, and to the reduction of barriers to the entry of new member countries, were specified.
Keywords: sustainable development, sustainable development goals (SDGs), EAEU, international economic integration, trans-carbon regulation (TCR), voluntary SDG assessment report, coordination of sustainable development strategies, integration expansion
For citation: Makarova, V.V. (2022) The role of coordination sustainability development strategies in expanding the EAEU's international economic integration. Theory and Practice of Social Development. (6), 101-108. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.6.15 (In Russian).
© Макарова В.В., 2022
Повестка дня в области устойчивого развития утвердилась в качестве ориентира как на национальном, так и на международном уровнях. На текущий момент ООН признает, что партнерство стран - членов международной и региональной экономической интеграции вносит весомый вклад в достижение целей устойчивого развития (ЦУР).
При этом стоит отметить, что современные интеграционные объединения вышли далеко за пределы создания зон свободной торговли и движения капитала, их компетенции покрывают все большее количество ЦУР, обеспечивая сбалансированное социально-экономическое развитие региона.
Основу данных для проведения исследований в области устойчивого развития составляют отчеты, формируемые международными организациями. Исходной точкой для дискуссий считается отчет «Наше общее будущее» («Our common future»), известный также как «Отчет Брундт-ланда», опубликованный в 1987 г. Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию при ОНН (WCED) (Mebratu, 1998: 496).
Данный документ критически важен для дальнейшего анализа литературы, так как в нем содержится первое определение «устойчивого развития», основывающееся на трех основных аспектах (Longyu et al., 2019):
- энергетический кризис и кризис развития не могут рассматриваться отдельно друг от
друга;
- существующих на планете ресурсов и энергии недостаточно для обеспечения потребностей, связанных с развитием человечества;
- модели развития человеческого общества должны быть изменены в интересах текущих и будущих поколений.
Последующие аналитические материалы ООН и иных международных организаций основывались на целевых ориентирах, указанных в институциональном определении отчета «Наше будущее».
Наибольшее распространение в научном и практическом анализе концепция устойчивого развития получила с 2015 г. - с момента формирования общих целей устойчивого развития ООН. Анализ базируется на добровольных отчетах государств и интеграционных объединений по достижению ЦУР и на научных работах исследователей в данном направлении. Последние могут быть осуществлены в рамках анализа концепции устойчивого развития, а также в рамках анализа международной интеграции в Евразийском регионе и ее перспектив в контексте устойчивого развития.
Обращаясь к анализу интеграционных процессов внутри ЕАЭС и расширению международной базы союза, стоит отметить работы таких авторов, как С.Ю. Глазьев, С.А. Караганов, Б.А. Хейфец, М.И. Гельвановский, Е.Ю. Винокуров.
Так, С.Ю. Глазьев (2014) и М.И. Гельвановский (2012) в своих исследованиях признают ключевую роль перехода к новому этапу научно-технического развития и заявляют о необходимости структурной перестройки союза на основе высокотехнологичного комплекса. При этом М.И. Гельвановским отмечается, что интенсификация интеграционных процессов ЕАЭС должна строиться на общих целях объединения, включать конкурентную стратегию и реализовываться в рамках общих программ и проектов сотрудничества (Гельвановский, 2012).
Вопросы развития интеграции и расширения границ ЕАЭС являются предметом исследования Б.А. Хейфеца (2019) и С.А. Караганова1. Так, Б.А. Хейфец предлагает направления развития интеграции путем решения национальных вопросов внутри ЕАЭС и их распространения на наднациональный уровень, что во многом сходно с идеей создания общей стратегии устойчивого развития на основании уже сформированных национальных стратегических документов (Хейфец, 2019). В то же время С.А. Караганов исследует вопросы расширения экономического пространства путем реализации концепции Большой Евразии и налаживания взаимодействия между государствами - членами ШОС, ЕАЭС и ЕС. Отмечается, что в основу дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС должны быть положены вопросы модернизации политики развития, в том числе координация подходов к концепции «устойчивого развития»2.
Наиболее актуальные исследования по дальнейшей международной интеграции в рамках ЕАЭС и в рамках Евразийского региона представлены в работах А. Либмана (2016) и Е. Винокурова (Vinokurov et al., 2021).
Целью данной статьи является выявление задач, решение которых сопряжено с формированием общей стратегии устойчивого развития стран - членов ЕАЭС, а также определение целей
1 Караганов С.А. ЕАЭС: от замедления к углублению. Интеграция в рамках Евразийского экономического союза приносит огромные политические выгоды, о которых почти не говорят // Российская газета. 2018. 04 декабря.
2 Там же.
формирования общей стратегии устойчивого развития при расширении международной экономической интеграции ЕАЭС.
ЕАЭС прилагает существенные усилия по встраиванию целей устойчивого развития (ЦУР) в повестку обсуждения государствами - членами экономической интеграции. В частности, союз в 2017 году явился первым региональным интеграционным объединением, представившим добровольный отчет по оценке исполнения ЦУР. Актуализация данных проводилась в 2019 и 2020 гг., результатом ее стало издание соответствующих материалов. Однако их анализ (табл. 1) демонстрирует, что ни один из сборников не содержит полную оценку всех 12 ЦУР, в частности, за рамками анализа остаются «Ответственное потребление и производство» и «Борьба с изменением климата».
Кроме того, невозможен динамический анализ достижения отдельных задач в рамках ЦУР, что связано с включением в каждый из подготовленных отчетов различного числа и видов оцениваемых задач и соответствующих показателей их достижения.
Таблица 1 - Оценка ЦУР в рамках специальных отчетов
Евразийской экономической комиссии, количество показателей, ед.1
ЦУР ООН Отчет ЕЭК «Достижение целей устойчивого развития в регионе ЕАЭС» Статистический сборник ЕЭК «Достижение целей устойчивого развития в регионе ЕАЭС»
2019 г. 2020 г.
1 3 4 3
2 3 3 4
3 2 29 11
4 2 2 -
5 2 4 4
6 - 3 -
7 - 3 3
8 3 17 5
9 5 18 8
10 1 3 -
11 - 3 -
12 - - -
13 - - -
14 - 1 -
15 - 3 -
16 - 2 -
17 1 14 11
Стоит отметить, что приведенные аналитические материалы легли в основу формирования стратегических документов по дальнейшему наращиванию интеграции внутри ЕАЭС. Так, доклад Евразийской экономической комиссии «Показатели достижения целей в области устойчивого развития в регионе ЕАЭС»2 стал ключевым источником для декларации «О дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС»3, разработанной в 2018 г.; данные статистического сборника Евразийской экономической комиссии «Достижение целей устойчивого развития в регионе ЕАЭС» 2019 г.4 составили базу для «Совместного заявления членов Высшего Евразийского экономического совета по случаю пятилетия подписания Договора о ЕАЭС»5 от 29 мая 2019 г. Цели и задачи указанных стратегических документов во многом сформулированы в терминах ЦУР и касаются не только экономических, но и социальных вопросов в рамках интеграционного объединения.
1 Составлено автором по данным ЕЭК: Достижение целей в области устойчивого развития в регионе Евразийского экономического союза : статистический буклет. М., 2020. 40 с. ; Достижение целей в области устойчивого развития в регионе Евразийского экономического союза : статистический сборник. М., 2019. 95 с. ; Показатели достижения целей в области устойчивого развития в регионе ЕАЭС : доклад Евразийской экономической комиссии. М., 2017. 56 с. .
2 Показатели достижения целей в области устойчивого развития в регионе ЕАЭС ...
3 О дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза : Декларация Евразийского экономического союза (Санкт-Петербург, 6 декабря 2018 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
4 Достижение целей в области устойчивого развития в регионе Евразийского экономического союза ...
5 Совместное заявление членов Высшего Евразийского экономического совета по случаю 5-летия подписания Договора о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5410 (дата обращения: 26.05.2022).
Важным аспектом является то, что все страны - участницы ЕАЭС на текущий момент производят собственную независимую оценку достижения ЦУР в рамках подготовки добровольных отчетов и формируют индивидуальные стратегии по достижению целей и задач. Однако при этом не существует утвержденной карты по обеспечению общей стратегии устойчивого развития ЕАЭС.
Отдельные ЦУР закреплены в декларации «О дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС»1 (2018 г.) и «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года»2 (2020 г., далее - Стратегия 2025)). Указанные документы охватывают все 17 ЦУР и 108 из 169 задач, сформулированных ООН в рамках достижения устойчивого развития. В то же время отсутствуют утвержденные стратегические документы, устанавливающие целевые показатели и меры контроля за их соблюдением, направленные на достижение ЦУР и реализацию Стратегии 2025.
В соответствии с «Договором о Евразийском экономическом союзе» в рамках союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Вышеназванные стратегические документы как раз распределяют достижение ЦУР по блокам соответствующих направлений интеграции, а именно: единства рынков товаров, услуг, рабочей силы и капитала.
При этом Евразийская комиссия на текущий момент заявляет об интересе к разработке общей стратегии ЕАЭС по достижению ЦУР и оценивает ее как важный инструмент повышения интеграции стран-членов, а эксперты Евразийского банка развития в рамках анализа региональных организаций оценивают риторику в области устойчивого развития как достаточное условие для поддержания регионального объединения в статусе активного (Либман, 2016: 22).
Евразийской комиссией отмечается ряд задач, решение которых возможно лишь в рамках общей стратегии устойчивого развития и которые будут способствовать дальнейшим интеграционным процессам в ЕАЭС. В рамках данного исследования обратимся к следующим из них:
- формирование единой статистической базы данных для последующей оценки эффективности политики в рамках ЕАЭС в части реализации устойчивой повестки и принятия решений на основе данного анализа;
- формирование единого рынка капитала и использование его инструментов для достижения ЦУР ЕАЭС;
- разработка единой стратегии в отношении трансуглеродного регулирования (ТУР) как основного фактора, влияющего на существенную долю промышленного производства региона.
Рассмотрим каждую из указанных задач подробнее.
Департамент статистики Евразийской комиссии утвердил порядок предоставления статистической информации только в декабре 2021 г. На текущий момент отсутствуют актуальные данные по социально-экономическим показателям стран - членов ЕАЭС за предшествующие периоды, позволяющие обеспечить консистентность, сравнимость у разных стран-членов. Согласованность и непротиворечивость информации выступают обязательными условиями для оценки социально-экономических эффектов интеграции, так как к макроэкономическим показателям применяются требования обеспечения их сравнимости.
Кроме того, информация по странам-наблюдателям, потенциальным будущим членам союза не агрегируется уполномоченным органом ЕАЭС, что делает затруднительной оценку эффекта от интеграции других стран, являющихся на текущий момент наблюдателями ЕАЭС.
Второй задачей, выделяемой Евразийской экономической комиссией, является создание новых и развитие действующих единых финансовых институтов для обеспечения свободы движения капитала.
В последние несколько лет наблюдается постепенное увеличение интереса к качественному росту накопленных взаимных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ЕАЭС (табл. 2). Изменения в структуре ПИИ стран - членов ЕАЭС демонстрируют рост интереса инвесторов к наукоемким отраслям, проектам «с нуля», а также характеризующихся низкой капиталоемкостью, что способствует модернизации и диверсификации экономик ЕАЭС.
Евразийским банком развития отмечается формирование новой тенденции: рост взаимных ПИИ в производство автомобилей, машин и электрооборудования. За последние три года объем их в ЕАЭС вырос в 1,6 раза, однако в абсолютном выражении данный запас остается скромным в сравнении с иными, в первую очередь, сырьевыми отраслями3.
1 О дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза ...
2 О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года : решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР : доклады и рабочие документы [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. URL: https://clck.ru/kT3eM (дата обращения: 26.05.2022).
Таблица 2 - Отраслевая структура взаимных накоплений ПИИ государств-членов ЕАЭС, %1
Отрасль 2016 2020
Добыча металлической руды 13,8 19,8
Транспортная инфраструктура, в т. ч. газопровод 11,8 14,0
Финансовые услуги 10,6 11,4
Добыча нефти и газа 9,4 9,5
Химическая промышленность 7,8 7,7
Розничная торговля 6,2 7,1
Электроэнергетика 5,4 5,2
Прочие отрасли 35,0 25,3
Итого 100,0 100,0
Отмечается, что на конец 2020 г. частные национальные инвесторы имели 55 % собственности в структуре компаний, инвестирующих в рамках ЕАЭС2. Этот факт свидетельствует о необходимости разработки специальных инструментов для увеличения капитальных вложений, таких как национальные программы поддержки экспорта в рамках ЕАЭС; цифровое развитие, позволяющее работать в рамках единого электронного пространства; рыночная интеграция3.
Как результат указанных мер ожидается увеличение импульса роста небольших инвестиционных проектов стоимостью от 1 до 5 млн долл. США; за счет прозрачности и единого подхода в части законодательства на территории стран - участниц ЕАЭС - рост числа дгееп-ИеМ-проектов, в том числе в технологической сфере, что будет способствовать модернизации экономик стран - получателей ППИ.
Наконец, обратимся к вопросу формирования повестки дня в области климата. Указанное направление становится все более актуальным, объем взаимных ПИИ в проекты «зеленой» экономики будет увеличиваться.
Формирование политики в части зеленого регулирования критически важно ввиду высокой доли отраслей, попадающих под потенциальное регулирование ЕС в ближайшей перспективе, а также ввиду последующего распространения регулирования на экспортные направления стран-участниц. В частности, страны - члены ЕАЭС являются крупнейшими игроками мирового энергетического рынка и по итогам 2021 г., они обеспечили 14,4 % объемов мировой добычи нефти и 19,5 % - газа. В глобальном промышленном производстве страны - участницы рассматриваемого объединения характеризуются следующими показателями: на них приходится 4,2 % мирового производства стали, 30 % - удобрений и 4,1% - чугуна4.
Экспортный потенциал указанных направлений экономик находится под риском введения трансуглеродного регулирования со стороны стран - партнеров ЕАЭС (табл. 3), то есть может понести дополнительные издержки в результате уплаты пошлин странам-импортерам или сокращения экспорта на указанных направлениях. Особого внимания заслуживают поставки в страны ЕС, так как торговля с европейскими странами на текущий момент, несмотря на неопределенность в будущем, обусловленную санкциями, обеспечивает основной объем экспорта стран - членов ЕАЭС.
Ввиду высокой доли высокоуглеродной отрасли в структуре ВВП стран - членов ЕАЭС целесообразным видится развитие единой политики в области развития «зеленых» источников энергии, а также формирования единой политики по трансуглеродному регулированию по отношению к третьим странам и применительно к внутреннему рынку международной интеграции.
Принимая во внимание, что по состоянию на 2022 г. Казахстан является единственным участником ЕАЭС, который ввел в 2013 г. систему торговли квотами на выброс (ETS)5, видится возможным распространение существующей системы. Введение ETS на территории Казахстана стимулировало развитие «зеленой» энергетики страны. В частности, за период с 2019 г. объем взаимных ПИИ в экологические проекты вырос на 56 %, в первую очередь, за счет развития системы возобновляемых источников энергии в Казахстане6.
1 Составлено автором по: Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР...
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Dahan L., Alberola E. Kazakhstan: An Emissions Trading Case Study [Электронный ресурс] // EDF. URL: https://www.edf.org/sites/default/files/kazakhstan-case-study-may2015.pdf (дата обращения: 11.05.2022).
6 Сапаргалиева А., Горбачев С. Объем рассчитанных по новой методологии взаимных инвестиций в Евразийском регионе достиг 46 млрд долл. США. ПИИ устойчиво растут с 2016 года [Электронный ресурс] // ЕАБР. URL: https://eabr.org/press/releases/obem-rasschitannykh-po-novoy-metodologii-vzaimnykh-investitsiy-v-evraziyskom-regione-dostig-46-mlrd-/ (дата обращения: 11.05.2022).
Таблица 3 - Структура экспорта стран - членов ЕАЭС
по статусу систем углеродного ценообразования, млрд долл. США, 2021 г.1
Уровень риска Страны-импортеры Объем экспорта, млрд долл. США
Россия Казахстан Белоруссия Армения Киргизия
Реализованный риск ЕС - БТБ 113,8 23,3 9,5 0,66 0,047
Высокий/ умеренный риск Китай, ик, Германия -БТБ, Аргентина, Мексика, Колумбия, Нидерланды, Украина, Франция, Испания, Португалия -углеродный налог 122 19,3 107,7 706 0,083
Низкий риск Обсуждаемые юрисдикции: Турция, Бразилия, Пакистан, Таиланд, Индонезия, Япония, Чили 25 3,8 1,4 0,003 0,093
Риск отсутствует Прочие страны, в которых не планируется введение ТУРов 76 15,1 4,9 1,4 0,645
Несмотря на то, что нефтегазовая отрасль не попадает под регулирование ТУР ЕС, Евро-комиссия оставляет за собой право о возможной корректировке периметра регулирования и включения дополнительных товаров в список ТУР. Она может обратиться с соответствующим предложением не позднее 2025 г. Вероятность реализации указанного риска оценивается как растущая ввиду имеющейся тенденции к введению ограничительных барьеров на пути экспорта из РФ в странах ЕС.
Стоит отметить, что возможность запуска ТУР становится все более реальной по мере взросления национальных систем торговли, роста климатических амбиций государств и необходимости защиты интересов внутренних производителей.
В этой связи актуален вопрос о подготовке скоординированной стратегии в области социально-экономического развития единого экономического пространства.
Россией и странами - участницами ЕАЭС на текущий момент, несмотря на динамично меняющийся глобальный ландшафт, активно анонсируется приверженность реализации ЦУР, сформулированных ООН.
Однако исследователями отмечается, что требуется поиск новых источников экономического роста в среднесрочном и долгосрочном периоде. Подобная задача может быть решена при помощи выработки положений общей стратегии развития ЕАЭС. В качестве таковых могут использоваться следующие.
Во-первых, такая стратегия должна рассматриваться как один из элементов развития каждого государства - члена ЕАЭС на основе имеющихся внутренних ресурсов.
На текущий момент подобные инициативы возникают со стороны уже не только государственных органов, но и корпоративных организаций. Например, Сбербанк в рамках круглого стола «Международное сотрудничество для достижения ЦУР в период пандемии COVID-19: текущие вызовы и перспективы», организованного Евразийской экономической комиссией, выступил с инициативой, направленной на утверждение понятия «зеленого проекта» на территории ЕАЭС. Для достижения озвученной цели предлагается унифицировать стандарты и методологии верификации «зеленых» проектов, создать единую таксономию «зеленых» финансов, выработать общую систему БТБ (возможно распространение опыта Казахстана), а также сформировать единую базу «зеленых» проектов для информирования и привлечения потенциальных инвесторов.
Во-вторых, к целям единой стратегии ЕАЭС относится определение экономических векторов развития стран - членов объединения и развитие тех сфер экономики, которые обеспечиваются их внутренними ресурсами и обладают максимальным интеграционным потенциалом.
В-третьих, для реализации инициативы, озвученной Сбербанком, на текущий момент требуется учитывать уже принятые национальные стратегии государств - членов ЕАЭС с целью использования результатов уже проделанной работы.
В-четвертых, стратегия должна учитывать экономические интересы всех участников. В частности, ТУР должно быть направлено не на ограничение экспорта нефтегазовой отрасли,
1 Составлено автором по данным Всемирного Банка и Евразийской комиссии: Внешняя торговля с третьими странами - Статистика ЕАЭС [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Pages/2021/12.aspx (дата обращения 11.05.2022) ; Carbon Pricing Dashboard [Электронный ресурс] // World Bank. URL: https://car-bonpricingdashboard.worldbank.org/ (дата обращения: 11.05.2022).
формирующей основу экспортного потенциала стран ЕАЭС, а на повышение эффективности ее функционирования и снижение выбросов.
Наконец, применение целей устойчивого развития, сформулированных ООН, в качестве стратегии социально-экономического развития регионального объединения позволит сделать прозрачным включение новых членов в союз.
Таким образом, роль координации стратегий устойчивого развития заключается в учете экономических интересов стран-участниц, сохранении и развитии партнерских отношений, форсировании единого транспортного и экономического пространства, позволяющего снизить издержки на внутреннее взаимодействие между государствами, и повышении эффективности выстраивания политики с внешними партнерами.
Важным условием успеха является открытость целей и задач ЕАЭС, понятная и транспа-рантная его структура. Речь идет не только о прозрачности процедур Евразийской экономической комиссии, но и о спросе со стороны бизнес-сообщества на механизмы и институты ЕАЭС (например, судебные). Глобальная повестка дня может использоваться для привлечения новых партнеров в рамках интеграционного объединения.
В заключение необходимо отметить, что общая стратегия устойчивого развития на уровне объединения должна обеспечивать координацию действий стран-участниц, а также способствовать развитию интеграционных процессов в рамках союза. Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в результате достижения целей, требующих координации стратегий устойчивого развития государств - членов ЕАЭС, происходит гармонизация подходов к концепции устойчивого развития в интересах всех партнеров международной экономической интеграции, тем самым сохраняются социально-экономические связи внутри объединения и реализуется разработка общих подходов в рамках выработки стратегии поведения по отношению к третьим странам.
Список источников:
Гельвановский М.И. Методологические подходы к обеспечению конкурентоспособности международных интеграционных группировок в условиях глобализации // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 1 (14). С. 44-56.
Глазьев С.Ю. Евразийская интеграция как ключевое направление современной политики России // Изборский клуб. 2014. № 2 (14). С. 44-58.
Либман А.М., Винокуров Е.Ю. Региональные организации: типы и логика развития. СПб., 2016. 88 с.
Хейфец Б.А. Евразийский экономический союз - время для модернизации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т. 12, № 2. С. 29-50. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2019-12-2-29-50
Longyu Sh., Linwei H., Fengmei Y., Lijie G. The Evolution of Sustainable Development Theory: Types, Goals and Research Prospects // Sustainability. 2019. Vol. 11, iss. 24. Р. 7158. https://doi.org/10.3390/su11247158
Mebratu D. Sustainability and Sustainable Development: Historical and Conseptuanal Review // Environmental Impact Assessment Review. 1998. Vol. 18, iss. 6. P. 493-520. https://doi.org/10.1016/s0195-9255(98)00019-5
Vinokurov E., Kuznetsov A., Berdigulova A., Fedorov K., Kharitonchik A., Babajanyan V. EDB Macroeconomic Forecast: Strong Recovery Growth in 2021. M., 2021. 76 р.
References:
Gel'vanovskii, M. I. (2012) Metodologicheskie podkhody k obespecheniyu konkurentosposobnosti mezhdunarodnykh inte-gratsionnykh gruppirovok v usloviyakh globalizatsii [Methodological Approaches to Ensuring the Competitiveness of International Integration Clusters in the Context of Globalization]. Evraziiskaya ekonomicheskaya integratsiya. (1 (14)), 44-56 (in Russian).
Glaz'ev, S. Yu. (2014) Evraziiskaya integratsiya kak klyuchevoe napravlenie sovremennoi politiki Rossii [Eurasian Integration as a Key Direction of Russia's Modern Policy]. Izborskii klub. (2 (14)), 44-58 (in Russian).
Kheifets, B. A. (2019) Evraziiskii ekonomicheskii soyuz - vremya dlya modernizatsii [Eurasian Economic Union - Time for Modernization]. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo. 12 (2), 29-50. Available from: doi:10.23932/2542-0240-2019-12-2-29-50 (in Russian).
Libman, A. M. & Vinokurov, E. Yu. (2016) Regional'nye organizatsii: tipy i logika razvitiya [Regional Organizations: Types and Logic of Development]. Saint-Petersburg. 88 р. (in Russian).
Longyu, Sh., Linwei, H., Fengmei, Y. & Lijie, G. (2019) The Evolution of Sustainable Development Theory: Types, Goals and Research Prospects. Sustainability. 11 (24), 7158. Available from: doi:10.3390/su11247158.
Mebratu, D. (1998) Sustainability and Sustainable Development: Historical and Conseptuanal Review. Environmental Impact Assessment Review. 18 (6), 493-520. Available from: doi:10.1016/s0195-9255(98)00019-5.
Vinokurov, E., Kuznetsov, A., Berdigulova, A., Fedorov, K., Kharitonchik, A. & Babajanyan, V. (2021) EDB Macroeconomic Forecast: Strong Recovery Growth in 2021. Moscow. 76 р.
Информация об авторе
В.В. Макарова - аспирант департамента мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1111951.
Information about the author V.V. Makarova - PhD student, Department of World Economy and International Business, School of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1111951.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.04.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.05.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 31.05.2022.