Научная статья на тему 'Перспективы реализации национальных проектов Российской Федерации на период 2025–2030 годов с учетом новой модели экономического развития'

Перспективы реализации национальных проектов Российской Федерации на период 2025–2030 годов с учетом новой модели экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
национальные проекты / национальные цели / государственные программы / проектное управление / государственное стратегическое планирование / портфель национальных проектов / новая модель экономического развития / national projects / national goals / state programs / project management / state strategic planning / portfolio of national projects / new model of economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексей Павлович Прохоров

Актуальность темы исследования обусловлена продлением реализации национальных проектов Российской Федерации (НП) с учетом новой модели экономического развития страны, предложенной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Планы развития России на ближайшие годы, включая обеспечение технологического и кадрового суверенитета, развитие инфраструктуры, создание принципиально новых отраслей, требуют обоснованных стратегий и действенных механизмов реализации. Анализ перспективных направлений (новых задач) позволит обеспечить эффективное достижение поставленных целей в соответствии с требованиями новой экономической модели и вызовами современной глобальной конъюнктуры. Целью данной статьи выступает определение перспектив и приоритетов реализации национальных проектов на период 2025–2030 гг. с учетом новой модели экономического развития Российской Федерации, ориентированной на экономику предложения. Методы. Исследование было осуществлено с использованием актуальных данных и аналитических отчетов органов государственной власти, а также теоретического анализа основных принципов и методологических подходов к реализации национальных проектов. Научная новизна. Автором, на основе проанализированных данных, предлагается ориентировочный перечень новых (переформатированных) проектов цикла 2025–2030 гг. Результаты исследования. В статье обосновываются новые задачи, которые необходимо решить в рамках продления реализации национальных проектов. По мнению автора, нацпроекты должны быть дополнены прорывными мероприятиями, нацеленными на существенный прирост добавленной стоимости, качественный рост доходной части бюджетов всех уровней, масштабное привлечение инвестиционного ресурса, создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Практическая значимость. Результаты и выводы статьи могут быть полезны для принимающих решения о разработке и реализации политики развития страны, для проектных офисов органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексей Павлович Прохоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the Implementation of National Projects of the Russian Federation for the Period 2025–2030, Taking into Account the New Model of Economic Development

The relevance of the research topic is conditioned by the prolongation of the implementation of national projects of the Russian Federation, taking into account the new model of economic development of the country proposed by the President of the Russian Federation V.V. Putin. The country’s development plans for the coming years, including ensuring technological and personnel or human resources sovereignty, infrastructure development, and the creation of fundamentally new industries, require sound strategies and effective implementation mechanisms. The analysis of promising areas (new tasks) will ensure the effective achievement of the set goals in accordance with the requirements of the new economic model and the challenges of the modern global environment. The purpose of this article is to determine the prospects and priorities for the implementation of national projects for the period 2025–2030, taking into account the new model of economic development of the Russian Federation, focused on the supply-side economy. Methods. The study was carried out using up-to-date data and analytical reports of public authorities, as well as a theoretical analysis of the basic principles and methodological approaches to the implementation of national projects. Scientific novelty. The author, based on the analyzed data, proposes an indicative list of new (reformatted) projects of the 2025-2030 cycle. Research results. The article substantiates new tasks that need to be solved within the framework of extending the implementation of national projects, the author finds that national projects should be complemented by breakthrough measures aimed at a significant increase in added value, qualitative growth of the revenue side of budgets of all levels, large-scale attraction of investment resources, creation of new high-performance jobs. Practical significance. The results and conclusions of the article can be useful for decision makers on the development and implementation of the country’s development policy, for the project offices of government authorities.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации национальных проектов Российской Федерации на период 2025–2030 годов с учетом новой модели экономического развития»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2220-6469-2024-18-1-18-26 УДК 338.2(045) JEL F63

(CC) ]

BY 4.0

Перспективы реализации национальных проектов Российской Федерации на период 2025-2030 годов с учетом новой модели экономического развития

А.П. Прохоров

Минэкономразвития России, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Актуальность темы исследования обусловлена продлением реализации национальных проектов Российской Федерации (НП) с учетом новой модели экономического развития страны, предложенной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Планы развития России на ближайшие годы, включая обеспечение технологического и кадрового суверенитета, развитие инфраструктуры, создание принципиально новых отраслей, требуют обоснованных стратегий и действенных механизмов реализации. Анализ перспективных направлений (новых задач) позволит обеспечить эффективное достижение поставленных целей в соответствии с требованиями новой экономической модели и вызовами современной глобальной конъюнктуры. Целью данной статьи выступает определение перспектив и приоритетов реализации национальных проектов на период 2025-2030 гг. с учетом новой модели экономического развития Российской Федерации, ориентированной на экономику предложения. Методы. Исследование было осуществлено с использованием актуальных данных и аналитических отчетов органов государственной власти, а также теоретического анализа основных принципов и методологических подходов к реализации национальных проектов. Научная новизна. Автором, на основе проанализированных данных, предлагается ориентировочный перечень новых (переформатированных) проектов цикла 2025-2030 гг. Результаты исследования. В статье обосновываются новые задачи, которые необходимо решить в рамках продления реализации национальных проектов. По мнению автора, нацпроекты должны быть дополнены прорывными мероприятиями, нацеленными на существенный прирост добавленной стоимости, качественный рост доходной части бюджетов всех уровней, масштабное привлечение инвестиционного ресурса, создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Практическая значимость. Результаты и выводы статьи могут быть полезны для принимающих решения о разработке и реализации политики развития страны, для проектных офисов органов власти. Ключевые слова: национальные проекты; национальные цели; государственные программы; проектное управление; государственное стратегическое планирование; портфель национальных проектов; новая модель экономического развития

Для цитирования: Прохоров А.П. Перспективы реализации национальных проектов Российской Федерации на период 2025-2030 годов с учетом новой модели экономического развития. Мир новой экономики. 2024;18(1):18-26. DOI: 10.26794/2220-6469-2024-18-1-18-26

ORIGINAL PAPER

Prospects for the Implementation of National Projects of the Russian Federation for the Period 2025-2030, Taking into Account the New Model of Economic Development

A.P. Prokhorov

Ministry of economic development of the Russian Federation, Moscow, Russia ABSTRACT

The relevance of the research topic is conditioned by the prolongation of the implementation of national projects of the Russian Federation, taking into account the new model of economic development of the country proposed by the President of the Russian Federation VV. Putin. The country's development plans for the coming years, including ensuring technological

© Прохоров А.П., 2024

and personnel or human resources sovereignty, infrastructure development, and the creation of fundamentally new industries, require sound strategies and effective implementation mechanisms. The analysis of promising areas (new tasks) will ensure the effective achievement of the set goals in accordance with the requirements of the new economic model and the challenges of the modern global environment. The purpose of this article is to determine the prospects and priorities for the implementation of national projects for the period 2025-2030, taking into account the new model of economic development of the Russian Federation, focused on the supply-side economy. Methods. The study was carried out using up-to-date data and analytical reports of public authorities, as well as a theoretical analysis of the basic principles and methodological approaches to the implementation of national projects. Scientific novelty. The author, based on the analyzed data, proposes an indicative list of new (reformatted) projects of the 2025-2030 cycle. Research results. The article substantiates new tasks that need to be solved within the framework of extending the implementation of national projects, the author finds that national projects should be complemented by breakthrough measures aimed at a significant increase in added value, qualitative growth of the revenue side of budgets of all levels, large-scale attraction of investment resources, creation of new high-performance jobs. Practical significance. The results and conclusions of the article can be useful for decision makers on the development and implementation of the country's development policy, for the project offices of government authorities. Keywords: national projects; national goals; state programs; project management; state strategic planning; portfolio of national projects; new model of economic development

For citation: Prokhorov A.P. Prospects for the implementation of national projects of the Russian Federation for the period 2025-2030, taking into account the new model of economic development. The World of New Economy. 2024;18(1):18-26. DOI: 10.26794/2220-6469-2024-18-1-18-26

ВВЕДЕНИЕ

В 2018 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин обозначил ключевые задачи по национальным проектам на следующие 6 лет, которые были зафиксированы в Указе Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1 (далее — Указ № 204). Действующий и по сей день Указ включает в себя 47 показателей (параметров) национальных проектов, направленных на социально-экономическое развитие страны и затрагивает все ключевые сферы жизни граждан — от образования и здравоохранения до повышения производительности труда и развития цифровой экономики [1, 2].

Стоит отметить, что непосредственно национальные цели развития теперь определены в Указе Президента от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»2, при этом национальные проекты являются не единственным инструментом их достижения. На достижение национальных целей направлены все государственные программы и инициативы социально-экономического развития.

Оценивая текущее состояние исполнения Указа № 204 в части национальных проектов, стоит отметить, что 8 из 47 показателей исполнены досрочно, 9 — на завершающей стадии (исполнены более чем на 80%), 17 находятся в реализации, а 13 не погружены в нацпроекты/госпрограммы. Реше-

1 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

2 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

ние задач национальных проектов, поставленных Президентом в рамках Указа, требовало комплексного подхода ввиду того, что целевые показатели, несмотря на свою конкретность и измеримость, сформулированы масштабно и требовали включения дополнительных показателей, способных сформировать логические цепочки бизнес-процессов по достижению задач. В результате по всем направлениям были сформированы комплексные инструменты, способные стать локомотивом развития отрасли — национальные проекты.

Благодаря преимуществам проектного подхода, заключающимся в целенаправленном и рациональном использовании выделенных ресурсов, стало возможным в ограниченные сроки обеспечить реализацию масштабных социальных и инвестиционных проектов, повысив достижение показателей, включенных в проекты [3-5], в среднем более чем на 40 п.п. относительно 2018 г. Эти изменения значительно ускорили социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и страны в целом.

В ходе разработки национальных проектов выяснилось, что достижение показателей, выбранных в качестве ориентира социально-экономического развития, невозможно без повышения качества инфраструктуры и социальной сферы, развитие которой находится в области полномочий субъектов Российской Федерации [6-8]. Именно поэтому из 11,1 трлн руб., израсходованных к середине 2023 г., более 30% средств федерального бюджета были направлены на финансирование субъектов Российской Федерации, что составило 3,7 трлн руб. в виде

межбюджетных трансфертов. На текущий момент эти объемы превысили собственные расходы регионально бюджета на реализацию мероприятий в рамках национальных проектов более, чем на 10% (3,7 трлн руб. федерального финансирования против 3,4 трлн руб. собственных региональных средств).

Таким образом, благодаря национальным проектам, мероприятия которых были реализованы на территории более чем 70% муниципалитетов, в субъектах Российской Федерации обеспечено ускоренное развитие социальной сферы, созданы новые рабочие места, реализованы масштабные проекты в области транспорта, жилищного строительства, образования, здравоохранения и демографии, направленные на обеспечение благополучия и повышения уровня жизни граждан, а также предоставление широких возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека [9, 10].

В представленной статье используются тезисы выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме 2023 г.3, аналитические годовые отчеты Минэкономразвития России4, аналитические годовые отчеты Минфина России5, отчеты Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации6, а также публикации российских исследователей и экономистов, ориентированные на региональное социально-экономическое развитие страны.

КАКИМИ БУДУТ ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ЦИКЛА 2025-2030 ГГ.?

Масштаб и значимость задач по обеспечению в ограниченные сроки прорывного социально-

3 URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/ 06/19/981092-kak-budet-rabotat-predstavlennaya-putinim-novaya-model-razvitiya-rossii

4 URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/f5ef8f3012ce 0e063013de4ddf52011a/otchet_o_realizacii_gos_programmy_rf_ ekonomicheskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika_za_2022_ god.pdf; https://www.economy.gov.ru/material/file/9b0832344 7cd1956c463979e0dab96a2/itogi_deyatelnosti_za_2022_god_i_ zadachi_na_2023_god.pdf; https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/nacionalnye-proekty-2023-itogi-i-ozhidanija

5 URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/10/ main/0749_Budget_2024-2026_corr.pdf.

6 URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/2022/ _%D 1%87.2_web.pdf; https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/ analitika/2022/_2021_short.pdf; https://ac.gov.ru/news/page/ novosti-prosedsej-nedeli-glazami-ekspertov-ac-5-11-fevrala-2024-27719

экономического развития Российской Федерации потребовали высокой концентрации управленческих ресурсов, привлечение средств из федеральных, региональных и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, с одновременной координацией действий в субъектах РФ, соответствующих отраслях и сферах экономической деятельности.

Нацпроекты, определенные Указом № 204, произвели ощутимые перемены как в крупных, так и преимущественно в малых городах и селах; в субъектах РФ произошел вывод сфер и отраслей на новый уровень. Построены современные школы, учреждения культуры, учреждения здравоохранения разного уровня, оказывающие качественную медицинскую помощь, создана комфортная городская среда.

Анализ успешности нацпроектов показывает, что, несмотря на их позитивный вклад в развитие страны, по-прежнему существует огромный потенциал не только для поддержания уже достигнутых результатов, но и для дальнейшего развития. В данной связи институт нацпроектов целесообразно сохранить и продолжить работу в рамках существующего состава проектов. При этом важно не просто продлить сроки действующих проектов, а сформировать новый состав мероприятий, переориентировать приоритетные задачи, достижение которых на начальной стадии невозможно обеспечить частным финансированием на 100%.

С начала реализации нацпроектов изменилась политическая и экономическая конъюнктура, в связи с чем текущий набор мероприятий уже не в полной мере отвечает актуальным вызовам. Считаем, что в новом цикле (2025-2030 гг.) в рамках нацпроектов необходимо сфокусироваться на направлениях и мероприятиях, обеспечивающих создание новой модели экономического развития (НМЭР) [11-14]. Она предполагает масштабное наращивание производственной сферы и сферы услуг, укрепление инфраструктурной сети, создание новейших отраслей и мощностей, внедрение и освоение современных технологий (на основе данных и искусственного интеллекта) с использованием научных возможностей и творческого потенциала [14].

Основным приоритетом при формировании нового портфеля нацпроектов должна стать их непосредственная (прямая) направленность на решение 6 ключевых задач, определенных Президентом в ходе заседания Совета при Президенте

Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 15 декабря 2022 г.7, а также в ходе Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 21 февраля 2023 г.8 (рис. 1).

КРИТЕРИИ И ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ПОРТФЕЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

1. Мероприятия нацпроекта должны быть преимущественно направлены на решение в краткосрочной и среднесрочной перспективе (до 2030 г.) системных проблем (что на первоначальном этапе невозможно только за счет частных инвестиций) в сферах, соответствующих 6 ключевым задачам.

2. Нацпроект должен решать задачи развития нескольких сфер и отраслей экономики при межведомственном взаимодействии с единым центром управления проектом; особое внимание следует уделить вопросам взаимосвязи межотраслевых мероприятий, обеспечивающей максимальный синергетический эффект.

3. Цели и задачи нацпроекта должны измеряться конкретными и понятными социально-экономическими эффектами. Мероприятия нацпроектов можно разделить на три группы: пролонгированные процессные

7 URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70412

8 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010

мероприятия, уже содержащиеся в национальных проектах (в пределах базовых ассигнований); длящиеся проектные мероприятия текущих национальных проектов (например, строительство и реконструкция объектов питьевого водоснабжения, строительство атомных ледоколов и др.); новые проектные мероприятия. При этом не допускается внесение в проект новых мероприятий процессного характера, которые ранее не были включены в состав нацпроектов [содержание органов власти и бюджетных учреждений, исполнение публичных обязательств постоянного характера (социальные выплаты, пособия)].

НОВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕЗИДЕНТА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОСТАВА НОВОГО ПОРТФЕЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Новую модель экономического развития предлагается сосредоточить на внутреннем спросе: усилить инвестиции и развивать собственный капитал, поддерживать национальные технологии. При этом экономика должна остаться открытой для международной торговли товарами и услугами.

Модель подразумевает переход на новый уровень развития экономики, которая не только реагирует на рыночные условия, но и активно формирует спрос. Такой подход предполагает расширение

О Расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств и развитие необходимых для такого сотрудничества инфраструктур

' ^ Укрепление технологического суверенитета

-

] Обеспечение финансового суверенитета

О Опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур

-

j Повышение благосостояния граждан

О Обеспечение народосбережения, зашита материнства и детства, поддержка семей, имеющих детей

Рис. 1 /Fig. 1. Ключевые задачи формирования нового портфеля нацпроектов / Key tasks of forming a new portfolio of national projects

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

Рис 2/Fig. 2. Предлагаемый перечень новых нацпроектов цикла 2025-2030 гг. / The proposed list of new national projects of the 2025-2030 cycle

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

производства и услуг, укрепление инфраструктуры, внедрение современных технологий и развитие новых отраслей экономики даже в тех областях, где пока нет значительного присутствия, но есть потенциал для развития. Модель проста и логична: с одной стороны — стремление к экономическому росту через расширение производства высококачественных товаров и услуг, а с другой — стимулирование спроса на эти качественные продукты. Для достижения последнего необходимо обеспечить наличие квалифицированных специалистов на рынке труда и повысить уровень благосостояния населения страны в целом.

Таким образом, весьма логичным представляется переформатирование текущих нацпроектов и дополнение перечня теми, которые соответствуют новым приоритетам и критериям, включая 6 ключевых задач. Ниже представлен ориентировочный, предлагаемый автором на основе проанализированных данных перечень новых (переформатированных) проектов цикла 2025-2030 гг. (без учета нацпроектов, реализация которых будет продлена, о чем упоминалось на совещании Председателя Правительства Российской Федерации М. В. Ми-шустина9), которые в том числе будут работать на развитие экономики предложения10 (рис. 2).

По итогам совещания, проведенного в конце 2023 г. под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А. Р. Белоусова, Минэкономразвития России должно создать межведомственную рабочую группу во главе с министром экономического разви-

9 URL: http://government.ru/news/50527/

10 URL: https://tass.ru/ekonomika/18038125

тия Российской Федерации, которая летом 2024 г. сформирует базовый состав мероприятий новых национальных проектов.

Рассмотрим возможные, с точки зрения автора, направления и задачи нацпроектов, нацеленных на развитие экономики предложения.

НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ НАЦПРОЕКТОВ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Направление «Технологический суверенитет». В рамках этого приоритета предусматривается реализация нацпроектов, решающих задачи создания/ внедрения новых технологических решений, позволяющих формировать целостные технологические и производственные цепочки в различных сферах и отраслях экономики, повсеместно внедрять управление на основе больших данных и в итоге создать основу для перехода на следующий технологический уклад [13, 14].

1.1. НП «Экономика данных» («Цифровая экономика Российской Федерации»).

Цель проекта — перевод экономики страны, социальной сферы и государственного управления на современные принципы работы на основе управления данными.

Новые задачи: внедрение систем управления на основе данных; формирование необходимых и качественных данных.

1.2. НП «Новые технологии».

Цель проекта заключается в обеспечении технологического суверенитета, что предполагает как национальный контроль над критическими и сквозными технологиями, так и их полноценное включение в экономическую сферу страны.

Новые задачи: формирование технологического прогноза (форсайт) и на базе него — настройка и приоритизация государственного технологического заказа; реализация технологических проек-тов-«маяков»; донастройка институциональных условий.

В рамках проекта также должен быть создан организационный каркас научно-технологической деятельности, обеспечивающий заказ на научные исследования с последующим производством конкурентоспособной готовой продукции на базе этих разработок [13, 14]. Следует отметить, что федеральными органами исполнительной власти сформированы мегапроекты11 для развития экономики предложения, которые реализуются дополнительно к национальному проекту.

2. Направление «Инфраструктура».

В данное направление предлагается включить два нацпроекта: «Безопасные качественные дороги» и транспортную часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Новые задачи: развитие транспортно-логистиче-ских коридоров под новые потребности экспорта и импорта; увеличение грузопотоков по международным транспортным коридорам (в том числе по направлениям: Север-Юг, Россия-Китай, Северный морской путь, Азово-Черноморское); реализация мероприятий по ликвидации инфраструктурных ограничений, строительству новой магистральной инфраструктуры; расширение сети аэропортов.

3. Направление «Кадровый суверенитет». В рамках этого приоритета необходимо решить вопросы совершенствования структуры занятости населения и роста его экономической активности и мобильности, создания высокопроизводительных и высокотехнологичных рабочих мест. Требуется также донастройка системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на потребности отраслей экономики в будущем.

3.1. НП «Производительность труда».

Цель проекта — развитие производственных систем предприятий, в том числе с применением технологий бережливого производства; запуск экосистемы цифровых решений и переподготовка рабочих кадров.

Новые задачи: обеспечить опережающий рост производительности труда за счет увеличения охвата предприятий и расширения перечня отраслей;

11 URL: http://government.ru/news/48571/

сформировать отраслевые центры компетенций по внедрению бережливых технологий на предприятиях конкретной отрасли по заказу ответственного федерального органа исполнительной власти; создать корпоративные центры компетенций на базе государственных компаний с целью повышения их эффективности.

3.2. НП «Подготовка и привлечение кадров».

Цель проекта — ввиду изменения структуры экономики, наложенного на долгосрочные демографические тенденции, требуется максимально облегчить как территориальную мобильность населения, так и межотраслевое перераспределение рабочей силы (снижение географического и социального неравенства).

Новые задачи: подстройка системы образования под новые потребности: развитие среднего профессионального (инициатива «Профессиона-литет») и дополнительного образования; обеспечение системы среднего специального и высшего образования необходимым отечественным оборудованием; государственная поддержка создания высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест; решение вопросов, связанных, в том числе, с трудовой и образовательной миграцией (инициатива «Россия — привлекательная для учебы и работы страна»).

4. Направление «Новые отрасли». Нацпроекты данной группы должны быть ориентированы на стимулирование роста производительных сил, развитие бизнеса и инструментов поддержки внешнеэкономической деятельности, содействие системным инвестиционным проектам, и в итоге — на создание новых отраслей и рынков будущего.

4.1. НП «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Цель проекта — ориентация на структурные изменения как сектора малого и среднего предпринимательства (за счет стимулирования роста удельных показателей субъектов), так и экономики в целом; повышение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслях, ориентированных на внутренний спрос.

Это позволит увеличить объем инвестиций, стимулировать рост производительных сил и уровень заработных плат, а также создать благоприятные условия для освоения новых отраслей и развития собственного производства.

Новые задачи: определить показатели, которые будут характеризовать устранение выявленных

барьеров для качественного роста субъектов малого и среднего предпринимательства.

4.2. НП «Международная кооперация и экспорт».

Цель проекта: в условиях кризиса, распада глобальных производственных цепочек и ограничений международной кооперации акцент должен сместиться на углубление интеграции с дружественными странами (особенно с участниками объединений: «ЕврАзЭс», «БРИКС» и «ШОС»), разнонаправленное и разноскоростное развитие интеграционных процессов.

Новые задачи: переформатирование механизмов льготного кредитования и страхования экспортных поставок и адаптация их под усложняющиеся для российской продукции и российских компаний условия; расширение программ кредитования и страхования поставок критического импорта с учетом усиления вторичных санкций; формирование навыков и компетенций персонала экспортно ориентированных компаний; развитие цифровых сервисов поддержки экспортеров.

4.3. НП «Туризм и индустрия гостеприимства».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель проекта — решение вопросов удовлетворения спроса, превышающего предложение, за счет внутреннего туризма и развития смежных отраслей и сфер (торговля, общественное питание, транспорт, культура, строительство и др.; мультипликативный эффект).

Новые задачи: комплексное развитие туристической инфраструктуры на территориях; подготовка кадров для отрасли; увеличение номерного фонда (льготное кредитование строительства новых и реконструкция действующих средств размещения,

развитие малых средств размещения) и обеспечение его загрузки в межсезонье.

4.4. НП «Беспилотные авиационные системы».

Цель проекта — реализация в отчетном периоде ключевых федеральных проектов, направленных на развитие таких систем.

Новые задачи: развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем; подготовка кадров; разработка перспективных технологий; стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы; комплексная разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих.

ВЫВОДЫ

На основании проанализированных данных можно заключить, что национальные проекты внесли значительный вклад в программу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года. Благодаря комплексному подходу и целенаправленному использованию ресурсов удалось обеспечить ускоренное развитие социальной сферы, создать новые рабочие места и реализовать масштабные проекты. Однако, учитывая изменения в модели экономического развития, необходимо пересмотреть текущие национальные проекты и дополнить их новыми, соответствующими актуальным задачам и критериям. Предложенный автором перечень проектов (задач) нового цикла (2025-2030 гг.) учитывает 6 ключевых задач Президента и направлен на всеобъемлющее развитие экономики предложения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Национальные проекты России: региональное измерение. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019;(1):37-53. DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10067

2. Мирошниченко М. А. Цифровая трансформация: российские приоритеты формирования цифровой экономики. Краснодар: КубГУ; 2021. 224 с.

3. Якимова М. Н. Возможности и ограничения проектного подхода в контексте реализации нового государственного менеджмента. Ars Administrandi (Искусство управления). 2015;(1):16-27.

4. Комарова В. В., Некрасова О. И., Зорькина Ю. И. Управление проектами. Хабаровск: ДВГУПС; 2020. 158 с.

5. Кожевников С. А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти. Вопросы территориального развития. 2016;(5):2.

6. Шпакова Р. Н. Генеральные цели стратегического развития регионов Российской Федерации. Государственное управление. Электронный вестник. 2019;(77):311-336. DOI: 10.24411/2070-1381-201910030

7. Андрианов В. Д. Национальные цели развития России до 2030 г. и совершенствование системы страте гического управления. Россия: тенденции и перспективы развития. 2021;16(2):17-29.

8. Ваниева А. Р., Зиляев Н. Э. Управление социально-экономическим развитием государственных субъектов на основе системы стратегического планирования. Современный менеджмент и управление: тенденции и перспективы развития: сб. науч. тр. Симферополь: ИП Хотеева Л. В.; 2021:113-117.

9. Минакир П. А., Прокапало О. М. Национальные проекты на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы развития. Регионалистика. 2021;8(1):39-55. DOI: 10.14530/reg.2021.1.39

10. Markwart E., Trunova N. A. Spatial aspects of Campus-City interaction in the context of the national project "Science and Universities". London Journal of Research in Humanities and Social Sciences. 2023;23(3):41-47. URL: https://journalspress.com/lJRHSS_Volume23/Spatial-Aspects-of-Campus-City-Interaction-in-the-Context-of-the-National-Project-Science-and-Universities.pdf

11. Krupnov Y. A., Yankovskaya V. V., Semenova E. I., Semenov A. V. The institutional approach to the development of education in the social and investment model of Russia's economic growth. Frontiers in Education. 2023;8:1128574. DOI: 10.3389/feduc.2023.1128574

12. Ahmed D. A., Ibrahim M. A., Saeed Y. J. The role of information management systems in the implementation of the digital economy development strategy. International Journal of Professional Business Review. 2023;8(5): e01419.

13. Прохоров А. П. Стратегическое становление развивающихся отраслей промышленности Российской Федерации с учетом цифровой трансформации, определяющей новую модель экономического развития. Научный журнал НИУИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2023;(4):100-108. DOI: 10.17586/2310-1172-2023-16-4-100-108

14. Прохоров А. П., Прохорова С. В. Роль технологии Больших данных в переходе от финансового к управленческому учету в условиях промышленных предприятий. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2023;(1):34-42. DOI: 10.17586/2310-1172-2023-16-1-34-42

REFERENCES

1. Ivanov O. B., Bucwald E. M. National projects of Russia: Regional dimension. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice. 2019;(1):37-53. (In Russ.). DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10067

2. Miroshnichenko M. A. Digital transformation: Russian priorities for creating a digital economy. Krasnodar: Kuban State University; 2021. 224 p. (In Russ.).

3. Yakimova M. N. Opportunities and limitations of project-based approach in the context of new public management implementation. Ars Administrandi (Iskusstvo upravleniya) = Ars Administrandi (The Art of Management). 2015;(1):16-27. (In Russ.).

4. Komarova V. V., Nekrasova O. I., Zor'kina Yu. I. Project management. Khabarovsk: Far Eastern State Transport University; 2020. 158 p. (In Russ.).

5. Kozhevnikov S. A. Project management as a tool for enhancing the performance of government executive bodies. Voprosy territorial'nogo razvitiya = Territorial Development Issues. 2016;(5):2. (In Russ.).

6. Shpakova R. N. General targets for strategic development of Russian Federation regions. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik = Public Administration. E-Journal. 2019;(77):311-336. (In Russ.). DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10030

7. Andrianov V. D. National development goals of Russia up to 2030 and improvement of the strategic management system. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya = Russia: trends and prospects for development. 2021;16(2):17-29. (In Russ.).

8. Vanieva A. R., Zilyaev N. E. Management of socio-economic development of state entities based on a strategic planning system. In: Modern management and control: Trends and development prospects: Collection of scientific papers. Simferopol: IE Khoteeva L. V.; 2021:113-117. (In Russ.).

9. Minakir P. A., Prokapalo O. M. National projects in the Far East: Problems and prospects for development. Regionalistika = Regionalistics. 2021;8(1):39-55. (In Russ.). DOI: 10.14530/reg.2021.1.39

10. Markwart E., Trunova N. A. Spatial aspects of Campus-City interaction in the context of the national project "Science and Universities". London Journal of Research in Humanities and Social Sciences. 2023;23(3):41-47. URL: https://journalspress.com/LJRHSS_Volume23/Spatial-Aspects-of-Campus-City-Interaction-in-the-Context-of-the-National-Project-Science-and-Universities.pdf

11. Krupnov Y. A., Yankovskaya V. V., Semenova E. I., Semenov A. V. The institutional approach to the development of education in the social and investment model of Russia's economic growth. Frontiers in Education. 2023;8:1128574. DOI: 10.3389/feduc.2023.1128574

12. Ahmed D. A., Ibrahim M. A., Saeed Y. J. The role of information management systems in the implementation of the digital economy development strategy. International Journal of Professional Business Review. 2023;8(5): e01419.

13. Prokhorov A. P. Strategic formation of developing industries of the Russian Federation taking into account the digital transformation that defines a new model of economic development. Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment = Scientific Journal NRUITMO. Series: Economics and Environmental Management. 2023;(4):100-108. (In Russ.). DOI: 10.17586/2310-1172-2023-16-4-100-108

14. Prokhorov A. P., Prokhorova S. V. The role of Big Data technology in the transition from financial to management accounting in industrial enterprises. Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment = Scientific Journal NRU ITMO. Series: Economics and Environmental Management. 2023;(1):34-42. (In Russ.). DOI: 10.17586/2310-1172-2023-16-1-34-42

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Алексей Павлович Прохоров — ведущий консультант департамента бюджетного планирования, государственных программ и национальных проектов, Минэкономразвития России, Москва, Россия

Alexey P. Prokhorov — Lead Consultant, Department of Budget Planning, Government Programs and National Projects, Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0001-7504-0363 alek.pro2014@gmail.com

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 10.02.2024; после рецензирования 28.02.2024; принята к публикации 10.03.2024.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was received on 10.02.2024; revised on 28.02.2024 and accepted for publication on 10.03.2024.

The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.