Научная статья на тему 'Перспективы реализации экологических соглашений во внешнеэкономической деятельности предприятий для устойчивого развития'

Перспективы реализации экологических соглашений во внешнеэкономической деятельности предприятий для устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENVIRONMENTAL POLICY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ENVIRONMENTAL COMPETENCE / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERNATIONAL TRADE ACTIVITIES / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL AGREEMENTS / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ирисметов А. И., Шайхиев И. Г.

В статье дана характеристика основных проблем на пути поиска баланса между интересами торговли и защиты окружающей среды для обеспечения устойчивого развития. Раскрываются противоречия между политикой устойчивого развития экономики и торговой политикой, определены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации экологических соглашений во внешнеэкономической деятельности предприятий для устойчивого развития»

УДК 378

А. И. Ирисметов, И. Г. Шайхиев

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СОГЛАШЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: экологическая политика, экологическая компетентность, всемирная торговая организация, международная

торговая деятельность, международные экологические соглашения.

В статье дана характеристика основных проблем на пути поиска баланса между интересами торговли и защиты окружающей среды для обеспечения устойчивого развития. Раскрываются противоречия между политикой устойчивого развития экономики и торговой политикой, определены пути решения.

Key words: environmental education, environmental policy, environmental competence, the World Trade Organization, international

trade activities, international environmental agreements.

The article provides a description of the main problems in the search for a balance between the interests of trade and environmental protection for sustainable development. Reveals the contradictions between policies for sustainable economic development and trade policies, the ways of solution.

Устойчивое развитие России и её экономический рост неразрывно связаны с необходимостью сохранения природной среды и обеспечения экологической безопасности среды

жизнедеятельности человека.

Во многом решение такой проблемы обусловливается характером государственного и межгосударственного регулирования

международной торговли, которое напрямую зависит от уровня мировых цен, в том числе на экологически небезопасную продукцию. При выгодном для страны уровне цен такое регулирование, как показывает практика, может задерживать перестройку технологических основ и отраслей структуры производства, что, соответственно, увеличивает опасность вредных выбросов в окружающую среду. В частности, об этом свидетельствует рост мировой добычи и торговли нефтью, в том числе участившиеся катастрофы при перевозке нефти танкерами и перекачки по трубопроводам.

Вопросы экологизации международных торговых отношений в свете требований Всемирной торговой организации (ВТО) проанализированы в работах [1, 2].

ВТО включила в сферу своей деятельности экологические вопросы, касающиеся

международной торговли. В документах ВТО, наряду с необходимостью устойчивого экономического роста, подчеркивается важность достижения экологических целей, отвечающих потребностям устойчивого развития. Странами -участницами Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) была создана специальная группа по экологическим мерам и международной торговле («ЕМ1Т^гоир»). В рамках ВТО начал функционировать Комитет по торговле и окружающей среде (КТОС), в задачу которого входит определение взаимосвязей между торговой политикой и экологическими мероприятиями, соотношения между нормами ГАТТ/ВТО и положениями международных договоров об охране

окружающей среды, а также разработка механизма для разрешения возникающих в международных отношениях споров [3].

Комитет ВТО по торговле и окружающей среде постоянно занимается решением данных проблем. В число решений входят и предложения относительно доступа определенных товаров на внутренние рынки, экспорта товаров, запрещенных во внутренней торговле, использование

интеллектуальной собственности при разработке и реализации экологической политики и т.д.

Но многие актуальные вопросы взаимодействия торговой и экологической политики пока решить не удается. В дополнении и совершенствовании нуждаются договоренности о включении в сферу регламентации международной торговли важнейших экологических стандартов и правил.

В целом, наверное, трудно признать, что Комитет по окружающей среде и развитию достиг значительных успехов. Однако, это не должно послужить причиной ослабления предпринимаемых усилий.

Только 10 % международных экологических соглашений содержат рекомендации о соответствующей таможенной защите при осуществлении экологически опасного экспорта и импорта.

Противоречие между торговой политикой и устойчивым развитием, или между торговлей и производством - одно из самых острых противоречий мирового сообщества. В своих торговых отношениях страны ориентируются на ценовые преимущества той или иной продукции и не стремятся брать на себя бремя затрат по экологизации и модернизации производства.

Уругвайский раунд переговоров привнес в международную торговую систему определенное признание концепции устойчивого развития, а значит, и важности защиты окружающей среды. Соглашение об учреждении ВТО включило торговые аспекты политики по охране окружающей среды в компетенцию ВТО. В преамбуле

Соглашения сказано, что целью ВТО является повышение жизненного уровня населения путем развития производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов и стремлении к охране и сохранению окружающей среды. Главные правовые положения, касающиеся торговых мер, связанных с охраной окружающей среды, содержатся в ГАТТ-1994. Однако, в силу того, что при образовании ГАТТ использовалась иная терминология, отличная от современной в этой области, положения об охране окружающей среды сформулированы как исключения из правил ГАТТ-1994, дающие возможность применять запреты и ограничения, использование которых в целом не разрешено правилами ГАТТ-1994. Названные исключения касаются применения мер для защиты жизни и здоровья людей, животных и растений (статья ХХ(а)) и для сохранения истощаемых природных ресурсов (статья ХХ^)). Значительно позже в решении по одному из спорных дел Апелляционный орган ВТО указал на то, что термин «истощаемые природные ресурсы» относится не только к полезным ископаемым, но и к живой природе. Эти положения ГАТТ-1994 по существу разрешили использовать запреты и ограничения в экологических целях. При этом из всех соглашений пакета ВТО, как отмечает Н.А. Соколова, наиболее близкими к экологической теме являются Соглашение по техническим барьерам в торговле (Соглашение по ТБТ) и Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение по СФМ).

Таким образом, хотя прямо понятие «окружающая среда» не используется, тем не менее, очевидно, что отдельные статьи могут быть применены для оправдания введения экологических мер, пусть и воздействующих на свободу торговли.

Основным принципом перспективной экологической политики должен быть принцип «за загрязнение окружающей среды несет ответственность, прежде всего, производитель». Соответственно, на последнего государство воздействует с помощью платы за природные ресурсы (почву, воду, воздух), за превышение норм выбросов, посредством эконалогов. Это регулирование - первое условие рационального сочетания экологической и внешнеторговой политики государства.

Вместе с тем, поскольку экологические затраты влияют на конкурентные позиции отдельных производителей и стран, многие исследователи с

основанием считают, что эффективно координировать экологическую и внешнеторговую политику возможно только на макроэкономическом уровне с учетом международных соглашений [4]. Такие соглашения в рамках ВТО должны препятствовать экологическому демпингу -ограничивать экспорт из стран, не осуществляющих активной экологической политики, экономящих на затратах по защите окружающей среды.

В сфере производства анализ эффективности экологического инвестирования предполагает 3 вида оценок: инвестирования в «грязные» отрасли; инвестирования в экологически чистые производства; экологических инвестиций в лидирующих компаниях в отдельных отраслях экономики.

От снижения уровня конкурентоспособности в современном мировом хозяйстве могут пострадать экологически грязные производства в химической и нефтехимической промышленности, в которых очистные комплексы на данный момент мало эффективны. В таких производствах актуальной задачей становится формирование новой экологической культуры, разработка безотходных технологий и новых способов переработки отходов, в том числе путем развития международного сотрудничества, международной производственной, научно-технической и образовательной интеграции.

Таким образом, без новой системы взглядов на мировое развитие и место человека в нем, будущие поколения, как биологический вид, обречены на физическое и духовное уничтожение. Решение экологических и социальных проблем, как глобального, так и регионального масштаба возможно только при условии правильной организации экономики, что может способствовать развитию человеческого потенциала.

Литература

1. Е.А. Есина, Экология производства, 7, 20-25 (2012).

2. О.И. Сергиенко, А.С. Трофимова, Сборник научных трудов молодых специалистов, преподавателей и аспирантов по результатам проведения Третьего молодежного экологического Конгресса «Северная Пальмира», НИЦЭБ РАН, Санкт-Петербург, 2011. С. 243-248.

3. А.И. Ирисметов, И.И. Ирисметова, И.Г. Шайхиев, Вестник Казанского технологического университета, 6, 315-321 (2014).

4. D. Laxhuber, E. .Kelnhofer, H. Schlemminger, Mabge schneiderte Umweltmanagmentsysteme, Mueller Verlag, Huethig GmbH, Heidelberg, 1998.

© А. И. Ирисметов - к.п.н., асс. каф. инженерной экологии КНИТУ, [email protected]; И. Г. Шайхиев - д.т.н., зав. каф. инженерной экологии КНИТУ, [email protected].

© A. 1 Irismetov - PhD, ass. dep. Environmental Engineering KNRTU, [email protected]; I.G. Shaikhiev - PhD, Head. dep. Environmental Engineering KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.