Научная статья на тему 'Перспективы развития железнодорожного транспорта республики Армения'

Перспективы развития железнодорожного транспорта республики Армения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
200
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абрамян В.Г., Григорян В.В.

В данном исследовании осуществлена попытка определить и оценить эффективность функционирования транспортных коридоров в свете повышения эффективности и конкурентоспособности экономики Армении. Определены основные направления развития транспортных коридоров и прогнозированы ожидаемые показатели внешнеэкономического товарооборота республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития железнодорожного транспорта республики Армения»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

© Абрамян В.Г.*, Григорян В.В.*

Российско-Армянский (Славянский) университет, Консалтинговая организация ООО «Fablog Consulting», Республика Армения, г. Ереван

В данном исследовании осуществлена попытка определить и оценить эффективность функционирования транспортных коридоров в свете повышения эффективности и конкурентоспособности экономики Армении. Определены основные направления развития транспортных коридоров и прогнозированы ожидаемые показатели внешнеэкономического товарооборота республики.

Уровень эффективности экономики любого государства зависит от эффективности функционирования транспортных коридоров, которые обеспечивают оптимальные пути экспорта и импорта товаров.

В нынешних условиях эффективность функционирования транс портных коридоров во многом обеспечивается с помощью создания и использования современных логистических систем, которые позволяют координировать и гармонизировать взаимоотношения между отдельными организациями логистической сети с минимальными затратами.

Транспорт является важнейшей сферой народного хозяйства, которая обеспечивая эффективное взаимодействие между отдельными организациями способствует интеграционным процессам. Развитие транспортной инфраструктуры обеспечивает эффективное функционирование не только всей транспортной системы, но и всего народного хозяйства. Надлежащая инфраструктура и услуги в области транспорта позволяют повысить доступность, улучшить качество транспортных связей и сэкономить время и затраты при транспортировке.

Транспортная система страны является не только необходимым условием повышения эффективности экономики, но и средством более равно мерного развития территориальных единиц, как внутри стран, так и в регионе в целом. Повышение эффективности транспортной системы имеет еще более важное значение для тех стран, которые не имеют выхода к морю и имеют ограниченные возможности для участия в региональных и глобальных программах. Такие страны несут издержки неэффективности пунктов пересечения сухопутных границ и транзита через соседние страны.

* Доцент кафедры «Управление», кандидат технических наук

♦ Ведущий специалист проекта

Следует также отметить, что упрощения транспортных процедур, в частности облегчение трансграничных перевозок могут повышать эффективность транспорта и способствовать торговле и инвестициям, а также повышать производительность работ [4].

Закрытые границы Армении с Турцией (в 1993 г.) и с Азербайджаном (1991 г.) являются главной причиной, влияющей на развитие экономики Армении, а также на привлечение инвестиций в транспортный сектор страны. Армения окружена четырьмя соседними странами, однако может осуществлять международную торговлю только через территории Грузии и Ирана, как транзитных стран, вследствие чего большинство грузовых перевозок осуществляются через грузинский порт Поти. Более чем 90 % грузов Армении проходит через грузинскую территорию. В связи с этим Армения страдает от монопольного положения Грузии относительно международных грузовых перевозок, что является серьезной проблемой для торговли из-за сравнительно высоких затрат на транспортировку.

В 2008 году основными торговыми партнерами по импорту Армении являлись Россия (19 %), Китай (9 %), Украина (7 %) и Турция (6 %), а по экс порту - Россия (19.7 %), Германия (17 %), Нидерланды (12 %) и Бельгия (8.5 %). Турция, как значимый партнер по импорту занимает лишь 4-ое место, что объясняется продолжительным ростом объемов теневой торговли между Турцией и Арменией относительно турецкого импорта, посредством чего турецкие экспортные документы меняются в Грузии и грузы завозятся в Армению по грузинским документам. Грузия, граница которой с Арменией открыта, представляет не больше, чем 2. 4 % во внешней торговле Армении и занимает 12-ое место среди торговых партнеров страны.

Открытие армяно-турецкой границы приведет к более интенсивному росту торговли между странами Европы, так как осуществление грузоперевозок через территорию Турции будет намного быстрее и короче, чем по территории Грузии.

Увеличение расстояния и транспортных расходов приводят к торговому эффекту искажения, ввиду большего отрицательного воздействия на тяжелые товары (например, строительные материалы) и товары со специальными транспортными требованиями. Армения, таким образом, вынуждена специализироваться только в экспорте легких продуктов высокой ценности, такие как алмаз, драгоценные металлы, драгоценности, информационные технологии и т.д.

Анализ структуры транспортной отрасли Армении показывает, что транспортировка грузов в основном осуществлялась железнодорожным транспортом (56 %), что свидетельствует о важном значении и потенциале армянских железных дорог. Географическое расположение, а также автодорожная и железнодорожная системы, унаследованные от СССР, придают Армении позицию связующего звена по сухопутным и железнодорожным коммуникациям между Турцией, Кавказом, Россией и Средней Азией.

В период советского правления, Армения имела несколько железно дорожных сообщений с Азербайджаном. Из Еревана в Баку (через Нахичевань и Мегри), а из Иджевана в Баку работали грузовые и пассажирские поезда. По этим линиям перевозили 80 % грузов предназначенных для Армении.

На сегодняшний день развернутая протяженность железнодорожных путей Армении составляет 1328,6 км из которых 780 км - главные пути.

В 2008 г. в городе Ереване между ОАО «Российские железные дороги» и Республикой Армения был подписан Концессионный договор о передаче государственного ЗАО «Армянская железная дорога» в управление ЗАО «Южно-Кавказские железные дороги». Согласно договору, срок концессионного управления составляет 30 лет.

Для Армении, не имеющей прямого выхода к морю, железнодорожный транспорт имеет важное стратегическое значение в обеспечении надежной транспортной связи, способствующей экономическому и социальному развитию республики.

В 2008 году объем товаров, экспортируемых по железной дороге Армении, составлял 636,0 тыс. т. В том же году объем товаров, импортируемых в Армению по железной дороге, составлял 1374,3 тыс. т.

Закрытые границы не дают возможности Армении стать связующим звеном (транзитной страной) для торговли как по северо-южному направлению (Россия-Иран), так и по восточно-западному направлению (Турция - Армения - Азербайджан - Центральная Азия). Последний маршрут является единственным железнодорожным сообщением в рамках коридора ТРАСЕКА, соединяющий Турцию с Южным Кавказом и Центральной Азией. Армения на данный момент находится в блокаде, и железные дороги работают на 15 % их мощности.

Проведенное исследование позволяет оценить влияние открытия армяно-турецкой границы на внешнеторговый оборот Армении. В частности было рассчитано изменение объемов грузопотоков по территории Армении, перевозимых по железной дороге. В основе расчета была положена модель эквивалентности, которая теоретически обоснована моделью Хекшер-Оклина. В основе исследования лежит предположение о том, что Армения и Грузия имеют одинаковые предпочтения по отношению к турецким продуктам. С другой стороны предполагается, что Турция и Иран имеют одинаковые предпочтения к армянским продуктам. Сравнение структуры текущей торговли этих стран друг с другом позволяет прогнозировать будущие потоки экспорта и импорта Армении - Турции [1-3].

Для оценки объем экспорта из Армении в Турцию предполагается, что Турция и Иран имеют одинаковые предпочтения к армянским продуктам. Исходя из этого предполагается, что после открытия границы, объем и структура армянского экспорта в Турцию будет подобна текущему объему

и структуре экспорта Армении-Ирана, скорректированному по коэффициенту численности населения. Чтобы показать сравнительные преимущества и недостатки Армении, мы сравниваем торговую структуру Армении и Турции с Грузией и Ираном, что позволит нам сделать прогнозы о будущих торговых отношениях между Арменией и Турцией. Даже при том, что граница между Арменией и Турцией закрыта и нет никакой официально зарегистрированной торговли с Арменией в статистических данных Турции, Армения и Турция торгуют через территорию Грузии и используют зарегистрированные там компании, для операций экспорта и импорта.

Расчеты показывают, что армянский экспорт в Турцию по железной дороге после открытия границ составит около 65,0 тыс. т.

Для оценки возможного изменения объема импорта товаров и услуг из Турции в Армению, в первую очередь необходимо учитывать, что Армения и Грузия имеют одинаковые предпочтения, и после открытия границы поток импорта в Армению из Турции, при отсутствии любых искусственных барьеров, будет иметь структуру, подобную структуре торговли Грузии-Турции, скорректированному по коэффициенту численности населения.

После открытия границ с Турцией ожидаемый объем импорта составит около 130,0 тыс. т.

Открытие границ с Турцией и Азербайджаном может иметь существенное влияние на изменение движения товаропотоков. Ниже представ лены четыре железнодорожных транспортных коридора Армении с соседними странами, которые могут функционировать в результате открытия границ с Турцией и Азербайджаном.

Азербайджан не имеет прямой железнодорожной связи с Турцией и при открытии армяно-турецкой и армяно-азербайджанской границы товары из Азербайджана могут экспортироваться в Турцию через железные дороги Армении (Минджеван (Азербайджан) - Мегри (Армения) - Иран). Это - альтернативный маршрут для Азербайджана с Ираном, проходящий 47 км по южной части территории Армении в г. Нахичевань и далее в Иран. Азербайджан и Иран также имеют железнодорожное сообщение (коридор Мегри (Армения) - Нахичевань (Азербайджан) - Ерасх (Армения) - Гюмри (Армения) - Айрум (Армения) - Грузия). Использование этого коридора положительно повлияет на конкурентоспособность мед-номолибденовой индустрии Армении, а также облегчит торговлю с Ираном, Грузией и другими странами (коридор Карс (Турция) - Ахурян (Армения) - Гюмри (Армения) - Айрум - Грузия). Использование этого коридора существенно повлияет на увеличение транзитных потоков через Армению в Грузию, Азербайджан и Среднюю Азию.

Армения является участницей программы ТРАСЕКА, однако закрытые границы не позволяют ей получать транзитные доходы железных до рог, проходящих по линиям ТРАСЕКА.

Одним из проектов ТРАСЕКА является строительство железнодорожной линии Баку (Азербайджан) - Тбилиси (Грузия) - Карс (Турция), который является конкурентом линии Турция - Армения - Грузия - Азербайджан. Железнодорожная линия Баку - Тбилиси - Карс(БТК) может стать региональным железнодорожным сообщением. Полная предполагаемая стоимость проекта - 600 млн. долл. Протяженность строительства железной дороги от Карса до действующей железной дороги (г. Ахалкалаки Грузия) составит 105 км.

Немаловажным проектом, в котором участвует Армения, является международный транспортный коридор «Север-Юг», который предусматривает транзитное транспортное сообщение от Балтийского до Аравийского моря и индийских портов (через территорию России, Каспийское мо ре, Иран и Персидский залив - по суше и по воде). Этот коридор рассчитан на перевалку 15-20 млн. т грузов в год, однако эксперты утверждают, что его грузооборот можно довести и до 100 млн. т. Этот коридор сокращает время транспортировки грузов из Северной Европы в Южную Азию, как минимум, на 10 дней: путь морем через Суэцкий канал занимает 35 дней, а по МТК «Север-Юг» - 20-25 дней.

Одним из проектов МТК «Север-Юг» является строительство новой железной дороги между Арменией и Ираном. Новый участок железной дороги составит 496.6 км, со скоростью движения поездов 40 км/ч. Планируется закончить проект через 5 лет.

Стратегическое значение для Армении имеет восстановление железной дороги Абхазии, что позволит возобновить железнодорожные связи с Россией.

В Армении затраты на транспортировку более чем в два раза выше, чем средние международные затраты. Причиной этого является то, что Армения зависит от Грузии, как транзитной страны. Турция как транзитная страна для Армении, в отличие от Грузии, имеет доступ к Средиземному морю и может обеспечить международные грузовые перевозки с более доступными ценами.

Список литературы:

1. Национальная статистическая служба Республики Армения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.armstat.am.

2. Департамент Статистики Министерства экономического развития Грузии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.statistics.ge.

3. Статистический институт Турции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.turkstat.gov.tr.

4. Международный торговый центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.intracen.org/tradstat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.