Научная статья на тему 'Перспективы развития высшей школы через призму студенческой самооценки (социологический анализ)'

Перспективы развития высшей школы через призму студенческой самооценки (социологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
203
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ ВУЗОВ / РЕЙТИНГ МОТИВОВ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ / КОРРУПЦИЯ В ВУЗЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ ПРО ФЕССИИ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА / САМООЦЕНКА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чистяков Вячеслав Айдарович

Для разработки стратегии поведения на образовательном рынке необходимо объективное знание мотивации к обучению, без которого невозможно прогнозировать дальнейшую работу вуза. Сильная конкуренция на рынке образовательных услуг актуализировала проблему изучения, каковы ожидания студентов от получаемого ими высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Prospects of High School Development in Terms of Students Self-Assessment (Sociological Analysis)

Working out of strategy of behavior on the educational market requires objective knowledge of motivation to study, without which it is impossible to forecast future activities of higher education institution. Strong competition on the educational market has created the necessity to analyze the students’ expectations concerning their education.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития высшей школы через призму студенческой самооценки (социологический анализ)»

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 1

Социология

УДК 378.014

Перспективы развития высшей школы через призму студенческой самооценки

(социологический анализ)

Чистяков В.А.

Кандидат социологических наук,

доцент кафедры экономики производства

Казанского (Приволжского) федерального университета

Для разработки стратегии поведения на образовательном рынке необходимо объективное знание мотивации к обучению, без которого невозможно прогнозировать дальнейшую работу вуза. Сильная конкуренция на рынке образовательных услуг актуализировала изучение проблемы, каковы ожидания студентов от получаемого ими высшего образования.

Ключевые слова: кадры вузов, рейтинг мотивов поступления в вуз, коррупция в вузе, перспективы профессии, послевузовское трудоустройство, конкурентоспособность на рынке труда, самооценка студентов.

Модернизация экономики предполагает наличие достаточно высокого уровня развития производительных сил. Любые современные технологии требуют людей, чья квалификация позволяет им компетентно работать с новейшей техникой. Технику и технологии можно закупить за рубежом. К сожалению, проблема восполнения вакуума квалифицированных кадров не может быть решена одномоментным финансовым вливанием. Подготовка кадров высшей квалификации в рамках государственной образовательной политики является основной задачей вузов. Сегодня количество вузов в России больше, чем в СССР Выросло и количество обучающихся в вузах.

Информационная революция основательно ударила по тем старым кадрам, которые привыкли в рамках старой образовательной парадигмы просто транслировать студентам или слушателям книжные знания. Обучающиеся теперь с большим успехом черпают такую информацию из Интернета. Преподавательский корпус в последнее десятилетие оказался в непростом положении.

И выход здесь один - учить студентов думать, размышлять, то есть не столько получать информацию, сколько обрабатывать, систематизировать ее, тем самым превращая информацию в знания. Это тем более актуально тогда, когда человек, в частности выпускник, оказывается один на один со стремительно расширяющимся информационным пространством.

180

Выполнению этой задачи, бесспорно, способствуют вузовские систематические курсы лекций, семинарских, лабораторных и практических занятий. Их роль не только не уменьшается в эпоху компьютеризации, но, напротив, возрастает. Но это может происходить только при условии, что студент достаточно сильно мотивирован к добросовестной учебной деятельности.

В январе-феврале 2013 г. был проведен опрос студентов-первокурсников пяти казанских вузов. В условиях 2012-2013 учебного года, в связи с проведением Универсиады-2013, график учебной работы изменился, и к концу января студенты уже приступили к занятиям после зимней сессии. Таким образом, период адаптации полностью завершился и респонденты могли уже достаточно трезво оценить движущие силы своего поведения, обеспечившего им новый социальный статус.

Выборка исследования составила 480 человек.

57.7 % респондентов обучаются по бюджетной форме, 47,3 % - внебюджет. 40 % - из крупных городов, 32,5 % - из малых городов, 26,9 % - из села. 36,5 % определили материальное положение своей семьи как хорошее и очень хорошее, 55,6 % - среднее,

7.7 % - плохое и очень плохое, 0,2 % затруднились с ответом на этот вопрос.

Дифференциация по полу, возрасту, этнической и конфессиональной принадлежности не проводилась, т.к. в рамках данного исследования ставилась задача выявить связь мотивационных предпочтений

Социология

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 1

в выборе профессиональной подготовки с социальными стартовыми позициями студенчества.

1. Мотивы поступления в вуз1

Рейтинг мотивов поступления в вузы выглядит следующим образом:

а) интерес к профессии - 34,4 %; б) привлекла перспектива найти хорошую работу после окончания вуза - 34,4 %; в) желание получить диплом (неважно где) - 26,5 %; г) привлек престиж, авторитет вуза

- 24,6 %; д) повлияла семейная традиция, родители

- 16,1 %; е) считал(а), что наилучшие способности у меня именно в этой области - 11,1 %; ж) не хотелось идти в армию - 4,8 %; з) совет учителей, специалистов по профориентации - 2,1 %; и) хотелось продлить более или менее беззаботный период жизни - 1,7 %.

Рейтинг главных мотивов поступления в вуз не зависит от места проживания студентов: интерес к профессии и перспектива найти хорошую работу после окончания вуза являются доминирующими мотивами получения высшего образования.

Мотивы поступления в вуз студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе, несколько отличаются: «бюджетники» мотивированы в основном перспективой найти хорошую работу после окончания вуза (39,1 %) и интересом к профессии (33,3 %), а «внебюджетники» после «интереса к профессии» (36 %) на второе место выводят «желание получить диплом (неважно где)» (29,1 %) (см.: табл. 1).

Таблица 1

Мотивы поступления в вуз (по форме обучения), %

Мотивы Форма обучения

Бюджет Внебюджет

Желание получить диплом (неважно где) 24,6 29,1

Интерес к профессии 33,3 36,0

Повлияла семейная традиция, родители 13,4 19,7

Привлек престиж, авторитет вуза 29,0 18,7

Привлекла перспектива найти хорошую работу после окончания вуза 39,1 28,1

Не хотелось идти в армию 4,0 5,9

Совет учителей, специалистов по профориентации 1,8 2,5

Считал(а), что наилучшие способности у меня именно в этой области 9,8 12,8

Хотелось продлить более или менее беззаботный период жизни 2,2 1,0

2. Трудности, с которыми студенты столкнулись при поступлении в вуз

1 Респондентам было предложено выбрать до двух вариантов ответов, поэтому суммарный процент ответов превышает 100 %.

На вопрос о трудностях, с которыми студенты столкнулись при поступлении в вуз, самым популярным был ответ «не было никаких трудностей» (33,6 %). Рейтинг трудностей, которые всё же имели место быть, выглядит следующим образом:

а) недостаток знаний, полученных в школе -26,9 %; б) трудности, связанные с выбором специальности - 18,2 %; в) дороговизна обучения - 13,8 %; г) взяточничество - 7,1 %; д) другие (высокий конкурс, поиск места жительства) - 0,4 %.

Проанализировав ответы на этот вопрос в зависимости от материального положения семей респондентов, мы пришли к выводу, что количество ответов «не было никаких трудностей» убывает прямо пропорционально ухудшению материального положения: чем лучше материальное положение семьи, тем меньше трудностей возникло при поступлении в вуз.

Респонденты, оценившие свой материальный достаток как «хороший» и «средний», отметили, что основные трудности были связаны с недостатком знаний, полученных в школе (29,1 % и 28,2 % соответственно), а студенты из семей с «плохим» материальным положением отметили «дороговизну обучения» (27,3 %) (см.: табл. 2).

Таблица 2

Трудности, с которыми студенты столкнулись при поступлении в вуз (по материальному положению), %

Варианты ответов Материальное положение

Очень хорошее Хорошее Среднее Плохое Очень плохое

Трудности, связанные с выбором специальности 29,4 18,4 18,0 3,0 25,0

Недостаток знаний, полученных в школе 11,8 29,1 28,2 24,2 25,0

Взяточничество 8,8 2,1 8,6 15,2 0,0

Дороговизна обучения 5,9 12,8 13,5 27,3 25,0

Не было никаких трудностей 44,1 36,9 31,2 30,3 25,0

Трудности, связанные с недостатком знаний, полученных в школе, и с выбором специальности, занимают первые места в рейтинге трудностей, с которыми столкнулись студенты при поступлении в вуз независимо от места их проживания. Заметна также устойчивая тенденция роста количества респондентов, выбравших ответ «дороговизна обучения», от столичных жителей к сельским (табл. 3).

3. Были ли за время Вашей учёбы случаи, когда преподаватель ставил Вам зачёт или экзамен за деньги или иную оплату?

На этот вопрос были получены следующие ответы:

181

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 1

Социология

Таблица 3

Трудности, с которыми студенты столкнулись при поступлении в вуз (по месту жительства до поступления в вуз), %

Варианты ответов Место жительства

Казань Средний/ малый город Село/ пгт

Трудности, связанные с выбором специальности 16,7 19,2 19,5

Недостаток знаний, полученных в школе 26,0 27,6 26,6

Взяточничество 6,3 6,4 9,4

Дороговизна обучения 10,9 14,7 17,2

Не было никаких трудностей 40,1 30,8 27,3

а) нет, лично у меня не было - 78,1 %; б) да, один или несколько раз - 18,5 %; в) да, часто - 2,7 %; г) нет ответа - 0,6 %.

Данные исследования показывают, что коррупционная составляющая вузовского образования излишне акцентируется рядом СМИ.

Положительные ответы на данный вопрос в зависимости от материального положения семьи, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Варианты ответов Материальное положение

Очень хорошее, % Хорошее, % Среднее, % Плохое, %

Да, один или несколько раз 9,1 1,4 1,5 9,1

Да, часто 18,2 15,8 19,5 21,2

Данные таблицы показывают, что утверждение о стремлении преподавателей вузов решать свои материальные проблемы за счет «богатых» студентов безосновательно.

4. Оценка перспектив получаемой профессии

На вопрос о перспективах получаемой профессии были получены следующие ответы:

а) получаемая специальность позволит мне добиться относительно высокого статусного положения и адекватно высоких заработков - 46,5 %;

б) затрудняюсь ответить - 21,9 %;

в) получаемая специальность позволит мне добиться относительно высокого статусного положения - 12,3 %;

г) получаемая специальность позволит мне добиться высоких заработков - 11,9 %;

д) работая по приобретаемой профессии, я не смогу добиться ни высокого заработка, ни положения в обществе - 7,5 %.

С оптимизмом смотрят в будущее студенты, которые оценили материальное положение своей семьи 182

как «хорошее» и «очень хорошее» (77,3 % и 76,4 % соответственно). Среди респондентов из семей со «средним» и «плохим» достатком оптимистов несколько меньше: 67,4 % и 63,7 % соответственно. Такое соотношение позволяет утверждать, что студенты с разными стартовыми возможностями одинаково уверены в своей социальной перспективе и считают, что их будущая успешность зависит от их собственных знаний и способностей.

Наибольшее количество респондентов, полагающих, что, работая по приобретаемой профессии, они не смогу добиться ни высокого заработка, ни положения в обществе, среди тех, кто хотел продлить беззаботный период жизни (50 %) либо руководствовался нежеланием идти в армию (30,4 %).

Ответы респондентов относительно перспектив получаемой профессии не зависят от их места проживания до поступления в вуз: 70 % студентов выпускных курсов рассчитывают на то, что получаемая специальность позволит им добиться либо относительно высокого статусного положения, либо адекватно высоких заработков, либо и того и другого вместе. Однако среди респондентов, обучающихся на внебюджетной основе, оптимистов меньше, чем среди бюджетников: 67,9 % и 72,6 % соответственно.

5. Чем студенты планируют заняться после окончания вуза?

На этот вопрос опрошенные студенты дали такие ответы: а) пойти работать по своей или близкой специальности - 54,4 %; б) работать и получать дополнительное профессиональное образование - 27,1 %; в) пойти работать, но не по своей специальности -8,5 %; г) получить дополнительное профессиональное образование - 4,8 %; д) затрудняюсь ответить

- 3,8 %; е) пока не буду ни учиться и ни работать

- 1,5 %.

В ходе проведённого исследования было выявлено, что пойти работать по своей или близкой специальности планируют студенты, которые в качестве мотивов поступления в вуз указали:

а) хотелось продлить более или менее беззаботный период жизни - 62,5 %; б) считал(а), что наилучшие способности у меня именно в этой области

- 62,3 %; в) интерес к профессии - 58,8 %; г) привлек престиж, авторитет вуза - 56,8 %; д) привлекла перспектива найти хорошую работу после окончания вуза - 55,2 %; е) совет учителей, специалистов по профориентации - 50 %; ж) желание получить диплом (неважно где) - 49,6 %; з) повлияла семейная традиция, родители - 49,4 %; и) не хотелось идти в армию - 43,5 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не планируют работать по получаемой в вузе специальности студенты, которые при поступлении руководствовались нежеланием идти в армию (21,7 %), желанием получить диплом (неважно где) (18,1 %), семейной традицией (10,4 %).

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 1

Полученные результаты свидетельствуют о том, что 90 % респондентов, оценивших материальное положение своей семьи как «среднее», «хорошее» и «очень хорошее», планируют после окончания работать (по своей или не по своей специальности либо получая при этом дополнительное образование).

Ответы респондентов относительно планов на ближайшее будущее не зависят от формы обучения (табл. 5).

Таблица 5

Чем студенты планируют заняться после окончания вуза (по форме обучения), %

Варианты ответов Форма обучения

Бюджет Внебюджет

Пойти работать по своей или близкой специальности 54,2 54,7

Пойти работать, но не по своей специальности 8,3 8,9

Получить дополнительное профессиональное образование 5,1 4,4

Работать и получать дополнительное профессиональное образование 27,1 27,1

Пока не буду ни учиться и ни работать 1,4 1,5

Затрудняюсь ответить 4,0 3,4

Среди студентов из семей с «плохим», по их мнению, материальным положением процент планирующих работать меньше - 69,6 %: 15,2 % из них ещё пока не определились, чем будут заниматься, 9,1 % планируют получать дополнительное образование, не работая, а 6,1 % ответили, что «пока не будут ни учиться и ни работать».

6. Оценка студентами своей конкурентоспособности на рынке труда среди других выпускников такой же специальности

Результаты, полученные в ходе проведённого исследования, свидетельствуют о том, что большинство опрошенных студентов (72,8 %) считают себя конкурентоспособными специалистами на рынке труда среди других выпускников такой же специальности (суммарный процент ответов «да» и «скорее да, чем нет»).

14,8 % респондентов не уверены в этом (суммарный процент ответов «нет» и «скорее нет, чем да»), а 12,3 % затруднились ответить на этот вопрос.

Причём студенты, обучающиеся на бюджетной основе, чувствуют себя несколько увереннее, чем «внебюджетники» (табл. 6).

7. Что более всего необходимо сегодня молодому человеку для жизненного успеха?

По мнению опрошенных студентов, для жизненного успеха молодому человеку сегодня более всего необходимы:

а) предприимчивость, умение устраивать свои дела - 50,6 %; б) трудолюбие, добросовестность -

___________________________Социология

Таблица 6

Оценка студентами своей конкурентоспособности на рынке труда среди других выпускников такой же специальности (по форме обучения), %

Ответы Форма обучения

Бюджет Внебюджет

Положительные («да»/«скорее да, чем нет») 76,2 68,3

Отрицательные («нет»/«скорее нет, чем да») 13,0 17,4

Затрудняюсь ответить 10,8 14,4

50,4 %; в) знакомства, поддержка влиятельных лиц

- 38,1 %; г) качественное образование - 35,8 %;

д) природная одарённость, способности - 30,4 %;

е) положение, связи и материальная помощь родителей - 28,3 %; ж) везение, удачное стечение обстоятельств - 20,6 %; з) перспективная специальность

- 14,6 %.

8. Кто или что в российском обществе сильнее влияет на гражданскую культуру молодых людей?

Ответы в порядке убывания выстроились в следующий ряд: а) семья - 69,9 %; б) сверстники - 39,3 %; в) СМИ - 31,4 %; г) школа - 27,8 %; д) интернет - 23 %; е) общественное мнение -22,6 %; ж) вуз - 22 %; з) криминальные структуры

- 10,3 %; и) молодёжные общественные организации - 5,2 %; к) властные структуры разного уровня

- 3,3 %; л) изнес - 3,1 %; м) политические партии и движения - 2,1 %; н) религиозные организации

- 1,7 %.

Ответы респондентов в зависимости от места проживания до поступления в вуз принципиальных отличий не имеют: семья, сверстники и СМИ - вот те субъекты, которые, по мнению студентов, в первую очередь влияют на гражданскую культуру молодых людей (табл. 7).

Таким образом, желание поступить в вуз связано более чем у трети респондентов с интересом к профессии и у стольких же - с перспективой получения хорошей работы после окончания вуза. Расхожее мнение, что современному студенту важен диплом, а не то, что за ним стоит, только отчасти подтверждается в отношении студентов, обучающихся по внебюджетной форме. Но и у них лидирует интерес к профессии.

Следует отметить, что в условиях, когда идет борьба за абитуриентов, вузам следует усилить внимание к профориентационной работе, не ограничиваясь разовыми мероприятиями типа рассылки буклетов и выступлений родителей-преподавателей перед учениками школ.

Надо также иметь в виду в целом довольно критическое отношение первокурсников к школе как источнику знаний. Недостаток знаний, полученных в школе, оказался самой популярной из трудностей,

183

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 1

Таблица 7

Кто или что в российском обществе сильнее влияет на гражданскую культуру молодых людей?, %

Варианты ответов Место жительства

Казань Средний/ малый город Село/пгт

Семья 67,0 71,2 72,9

Школа 28,8 27,6 26,4

Вуз 22,0 19,9 24,0

СМИ 34,0 28,8 31,0

Общественное мнение 24,1 25,6 16,3

Сверстники 38,2 40,4 39,5

Властные структуры разного уровня 2,6 3,8 3,9

Религиозные организации 1,0 2,6 1,6

Интернет 23,6 25,0 20,2

Политические партии и движения 4,2 0,6 0,8

Молодёжные общественные организации 4,2 5,8 6,2

Бизнес 2,6 1,3 6,2

Криминальные структуры 10,5 10,3 10,1

с которыми респонденты столкнулись при поступлении в вуз.

В то же время не все безоблачно и в вузах. Более 20 % первокурсников уже столкнулись с фактами (хотя бы единичными) коррупции. Значит, работать надо не только со студентами, но и с преподавателями. Трудно, конечно, обеспечить систематическую воспитательную работу с кадрами, постоянный контроль за их профессиональной деятельностью в условиях, когда преподаватели не только предельно загружены аудиторной работой, но и вследствие низкой оплаты труда вынуждены еще и подрабатывать на стороне.

Но эта проблема особенно важна, если учесть, что ответы на вопросы, направленные на выявление ценностных ориентаций первокурсников, доказывают прогрессирующую индивидуализацию мировосприятия современной молодежи. Вряд ли вуз может непосредственно повлиять на гражданскую позицию родителей, ровесников студентов, СМИ, оказывающих наибольшее влияние на молодежь. Однако влияние примера преподавателя нельзя преуменьшать. Студент может и не осознавать этого влияния, а между тем преподаватель в силу своего статуса всегда является для студентов «значимым другим», или, иначе говоря, своеобразной матрицей гражданских качеств.

Тем не менее то, что студенты всех обследованных вузов высоко оценивают свою потенциальную

184

Социология

конкурентоспособность на рынке труда после окончания вуза, говорит о том, что в целом первокурсники удовлетворены своим положением и позитивно относятся своим перспективам. То есть с такими студентами возможна качественная работа по формированию высококвалифицированных кадров современных специалистов. Их настрой вполне конструктивный.

Сложившиеся социально-экономические отношения в современном российском обществе изменили характер высококвалифицированного труда, который все в большей степени становится интеллектуальным, творческим, внутренне мотивированным. В процессе подготовки специалиста растет роль социальных контактов, доверия между студентом и преподавателем, взаимной солидарности и поддержки, культуры межличностных взаимодействий. Данное исследование, как и другие исследования российских социологов, показывает, что мировые тенденции возрастания роли постматериальных ценностей идут в разрез с усилением индивидуалистических ориентаций и в этой дилемме перспективы модернизации отечественной экономики напрямую зависят от вектора модернизации отечественной высшей школы.

Литература:

1. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Рапацевич Е.С. - Минск: Современное слово, 2005. - 318 с.

2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2006.

- 336 с.

3. Калашникова С.М. Иерархия жизненных ценностей современных студентов // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе: проблемы и перспективы: Материалы межд. научно-практ. конф. (Воронеж, 24-25 сентября 2004 г.). - Воронеж: ОАО Центр.-Черноземное книжн. изд-во, 2004. - С. 15-17.

4. Маралов В.Г. Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности. - М.: Мир Проект, 2011. - 32 с.

5. Сенашенко В.С. Социальный облик российской молодежи в начале XXI века. - М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2009. - 235 с.

6. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психологическая наука и образование. - 2006. -№ 4. - С. 76-81.

7. Шаронова С.А. Компетентностный подхожд и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социол. исслед. - 2008.

- № 1. - С. 138-145.

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 1

Социология

The Prospects of High School Development in Terms of Students Self-Assessment

(Sociological Analysis)

V.A. Chistyakov

Kazan (Volga Region) Federal University

Working out of strategy of behavior on the educational market requires objective knowledge of motivation to study, without which it is impossible to forecast future activities of higher education institution. Strong competition on the educational market has created the necessity to analyze the students ’ expectations concerning their education.

Key words: universities personnel, rating of motives of entering university, corruption in higher education institution, professional prospects, employment of graduates, competitiveness on the labour market, students ’ selfassessment.

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.