Научная статья на тему 'Перспективы развития устойчивого лесопользования в многолесных районах'

Перспективы развития устойчивого лесопользования в многолесных районах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рунова Е. М., Гребенюк А. Л.

Рассматриваются вопросы лесной сертификации. По итогам предварительной проверки по критериям и индикаторам ЛПС на соответствие устойчивого лесопользования предложены рекомендации для всех лесозаготовительных предприятий лесной отрасли Иркутской области в рамках внедрения добровольной лесной сертификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития устойчивого лесопользования в многолесных районах»

масличных культур модели АСТ-3-10 сертифицирована. Сертификат соответствия № РОСС RU.AE58. В74698 от 10.08.2006 г. Производительность для зерна 10 т/ч (можно увеличить до 30 т/ч за счет увеличения секций). Съем влаги по зерну с 20 до 15,5 (4,5%). Максимальная влажность продукта сушки - 35%. Потребляемая мощность - 58 кВт. Стоимость переработки 1 т продукта (при съеме 1% влаги) для пшеницы, при стоимости 1 кВт/час электроэнергии - 1 руб. 63 коп., составляет 2,1 руб.

Установка разработана ООО «АСТ» г. Таганрог, может использоваться как для предпосевной, так и для послеуборочной обработки семян.

Предлагается с 2007 по 2010 г. устанавливать по 2 установки, а с 2010 по 2015 г. 20 установок. Общие затраты составят 42000 тыс. руб.

Внедрение систем лучистого обогрева (типа «Теплофон») для производственных и коммунально-бытовых потребителей. На основании проведенного анализа современного состояния вопроса по лучистому обогреву и технико-экономических расчетов рекомендуется ежегодно внедрять порядка 2000 штук «Теплофонов». Стоимость одного прибора мощностью 700 Вт 1380 руб.

Объем внедрения по программе развития на 10 лет составит 20000 штук на общую сумму 27600 тыс. руб. Экономия электроэнергии по сравнению с котельной системой отопления составит 15%, или 4140 тыс. руб.

Внедрение энергоэффективных источников освещения и облучения. Осветительные установки применяются в производственных, бытовых помещениях, административных зданиях и промышленных сооружениях. Потребность в них будет определяться необходимостью замены устаревших осветительных приборов по окончании срока службы светильника и будет составлять в среднем по краю 5000 штук в год. При средней стоимости осветительной установки 0,8 тыс. рублей затраты составят 4000 тыс. рублей. Возможная экономия электроэнергии от внедрения современных осветительных установок с экономичными источниками света, средней мощностью 0,08.. .0,125 (в газоразрядном эквиваленте) оценивается в 15...20%, от общего потребления электроэнергии 1,6 млн кВт/год, что в натуральном выражении при среднем числе часов работы в год осветительной установки 4000 часов составит 0,38 млн руб/год.

Облучательные установки применяют в овощеводстве защищенного грунта для досветки рассады и выращивания ранних овощей тепличных культур, на фермах - ультрафиолетовые излучатели для оббез-араживания воздуха, воды и профилактики заболеваний животных. Потребность в них составляет около 1000 штук. При средней стоимости облучательной установки 1000 руб. затраты составят 1000 тыс. руб. Применение облучательных установок позволит получать сельскохозяйственную продукцию более высокого качества при сокращении сроков выращивания и снижений заболеваний и этим сэкономить до 10.15% энергетических ресурсов.

----------♦'-------------

УДК 630*22 ЕМ Рунова, А.Л. Гребенюк

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В МНОГОЛЕСНЫХ РАЙОНАХ

Рассматриваются вопросы лесной сертификации. По итогам предварительной проверки по критериям и индикаторам ЛПС на соответствие устойчивого лесопользования предложены рекомендации для всех лесозаготовительных предприятий лесной отрасли Иркутской области в рамках внедрения добровольной лесной сертификации.

Лесной комплекс России, оставаясь длительное время невостребованным, существовал преимущественно на основе собственных, весьма ограниченных ресурсов и лишен был не только инвестиций, но и рычагов для эффективного лоббирования своих интересов во властных структурах. Все это не позволяло в полной мере наращивать экономическую отдачу в отрасли. В последнее десятилетие пришедший малый и средний бизнес в лесной сектор немного улучшил отношение к этой сфере производства, но при этом стала

возникать угроза нерационального лесопользования. К тому же лесная отрасль на современном этапе подошла к вопросу разработки экономически малодоступных лесных районов. Связано это в основном с тем, что происходит смена хвойных и твердолиственных пород на низкотоварные мягколиственные породы. Имеются факты, как в нашем регионе, так и в других, нелегальной заготовки древесины, при которой забирается бессучковая зона, а остальная древесина бросается на лесосеке. При этом происходит захламление лесопокрытых площадей, тем самым осложняя пожарную обстановку лесных районов. Бытует коррупция среди работников лесного сектора. Увеличиваются рубки в заказниках, национальных парках и на других охраняемых территориях. Из лесов, как следствие, исчезают редкие виды животных и растений, то есть нарушается не только жизнеспособность коренной лесной среды и ее биологическое разнообразие, но и почвозащитные, водорегулирующие функции леса, а также экологически безопасное существование второстепенных лесных ресурсов.

Пользование лесом затрагивает лесные ресурсы и процесс их извлечения из леса. Лесные ресурсы, имея потребительскую ценность, включают в себя и потребительскую ценность лесных экосистем. До конференции ООН по охране окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро эти потребительские ценности не рассматривались, а механизм возмещения издержек затрагивал только процесс их извлечения.

В связи с глобализацией экономики и анализом прогнозов возникла идея экологически безопасного устойчивого развития общества, которая пришла на смену идеи индустриальному развитию. Устойчивое развитие подразумевает сбалансированность социальных, экономических и экологических интересов при строгом и устойчивом управлении ресурсами. Идея устойчивого развития предполагает совместный экономический рост стран и сохранение окружающей природной среды. В идее устойчивого развития лежат три утверждения: первое - рыночная экономическая система обладает саморегуляцией; второе - естественные экосистемы, из которых извлекаются природные ресурсы, обладают саморегуляцией; третье - заключается в том, что возможно создать платный механизм обратимости деградации и разрушения естественных экосистем в результате пользования природными ресурсами и загрязнения отходами [1, 3, 7, 10, 11].

В последнее время в мире активнее стал развиваться лесной комплекс, в связи с этим все острее встают вопросы устойчивого природопользования, экономика и организация которого должны учитывать противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы и природных ресурсов, а также зависимость между состоянием окружающей среды и темпами экономического роста. Такое взаимодействие позволило дать расширенное толкование категории экологических издержек производства, экономического ущерба от загрязнения как особых счетов, по которым в итоге обществу придется платить, если не сейчас, так в будущем, вне зависимости от его желания. Одним из направлений устойчивого управления лесными ресурсами является сертификация лесопользования, начиная от воспроизводства лесов до готовой продукции.

При рассмотрении экологически направленных потребительских рынков, куда лесопромышленный комплекс поставляет свою продукцию, можно прийти к заключению, что сертифицированная продукция, соответствующая требованиям устойчивого лесопользования, реализуется по наилучшей цене, которая окупает процесс сертификации, к тому же рынки Европы и Японии требуют высококачественную продукцию с сертификатом, а при отсутствии таковой предлагают демпинговую цену. Япония в свою очередь в связи с известным постановлением решила использовать только экологически безопасно заготовленные лесные ресурсы, которые поддерживают концепцию устойчивого развития и подтвержденные сертификатом соответствия. Сертификат соответствия - это документ, выданный согласно правилам системы сертификации и указывающий, что данная продукция, технологический процесс или услуга находятся в соответствии с определенными стандартами или другими документами, устанавливающими требования к ним [2].

Лесная сертификация может быть как добровольной, так и обязательной, согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» (в редакции Федерального закона от 27.12.95 №211-Ф3), к тому же она может возникать при необходимости сертификации ресурсов: древесные (виды лесопродукции: пиломатериалы, целлюлоза, бумага и т.д.); технические (подсочка леса (скипидар, канифоль, каучук и другое), заготовка коры (танниды, красители, пробки и т.д.); кормовые (сенаж, пастбищный корм, хвойновитаминная мука); пищевые (фрукты, ягоды, грибы, орехи, соки, воск, мед, прополис, мясо дичи, животных, рыба); лекарственные (заготовка лекарств, растений, плодов, хвои, кореньев).

Лесная сертификация на современном этапе требует сертификации лесоуправления, которая затрагивает весь спектр ресурсов и продуктов при многоцелевом использовании. В настоящее время можно выделить следующие виды сертификации (рис.1).

Техническая сертификация основана на стандартах ISO различных серий, то есть данная продукция должна соответствовать определенным требованиям ГОСТов. Данная система широко применяется, так как характеризует технические параметры и товарные качества самой продукции. В последнее время возникла радиоэкологическая сертификация лесных ресурсов в связи с запросами таможенных органов при экспорте лесных продуктов.

Добровольная лесная сертификация лесоуправления (экологическая сертификация) - это относительно новый шаг, который возник в связи с требованиями международной общественности в сторону усиления экологической направленности развития общества на пути к устойчивому развитию. В Иркутской области процесс добровольной лесной сертификации в полной мере стал рассматриваться на предприятиях Илим-Палп Энтер-прайз в 2004 г. при прохождении предварительной оценки деятельности предприятия по международным требованиям, общепринятым мировой общественностью сертификационной системы FSC (Forest Stewardship Council, Сертификация по системе Лесного попечительского совета). В частности, предприятия лесного комплекса области, выходящие и поставляющие свою продукцию (целлюлозу) на европейский рынок, встречаются с требованием предоставления сертификата соответствия, подтверждающего соблюдение всех правил рубок главного пользования, организации лесовосстановления ценных пород, соблюдение экологического баланса, охрану окружающей среды, сохранение биоразнообразия и т.д. Для решения этих вопросов и ряда других возникла необходимость внедрения систем сертификации на производстве.

Рис. 1. Виды сертификации

В мире существуют национальные и международные сертификационные системы, которые сертифицируют и маркируют продукцию лесного комплекса, проводят сертификацию устойчивого управления лесами, сертифицируют цепочки от заготовителя до потребителя.

Рассматривая экологически ориентированные потребительские рынки и их требования к сертификатам соответствия, выделяют наиболее развитые и конкурирующие между собой системы: ISO (Система международных стандартов); Международная организация тропической древесины ITTO, PEFC (Pan-European Forest Certification, Пан-Европейская лесная сертификация); FSC (Forest Stewardship Council, Сертификация по системе Лесного попечительского совета) [6-8, 11, 12].

Сертификат соответствия стандартам ISO серий 9000 и 14000 указывает на использование компанией эффективных систем управления качеством, в т.ч. окружающей средой. Система ISO 14001 Международной организации по стандартизации является негосударственной федерацией национальных структур по стандартам. Стандарт ISO 14001 разрабатывается с 1993 г. и предназначен для оценки устойчивого управления

лесным хозяйством и проведения сертификации (часто меняется и дополняется с целью оценки и улучшения охраны природы). Дополнения к стандарту 14061 по управлению лесными землями. По схеме ISO сертифицируются не площади, а только системы управления компаний.

Минусы этой системы: ISO не является товарным знаком (не может применяться в торговле лесными ресурсами); нет четких требований к экологическому и социальному качеству лесопродукции; не принимают участия в разработке стандартов все заинтересованные стороны (участвуют только лесопромышленники и государство).

Пан-Европейская система сертификации создана в 1999 г. по инициативе частных владельцев леса, недовольных системой FSC, которая была мало приспособлена для оценки мелких участков лесного фонда. Начало разработки Пан-Европейской системы связано с Конференцией министров европейских стран по охране лесов, состоявшейся в Хельсинки в 1993 г. Этой конференцией было положено начало так называемому Хельсинскому процессу в области лесной сертификации. На Хельсинской конференции были приняты следующие критерии устойчивого лесоуправления (СФМ), положенные в основу Пан-Европейской системы лесной сертификации: поддержание и надлежащее увеличение лесных ресурсов и их вклада в глобальный углеродный цикл; поддержка здоровья и жизнестойкости лесных экосистем; поддержание и стимулирование продуктивных функций леса (как по производству древесных, так и недревесных продуктов); поддержание и сохранение биологического разнообразия лесных экосистем; поддержание и необходимое усиление защитных (в том числе водозащитных и водоохранных) функций леса; обеспечение социально-экономических условий и функций леса.

Эти 6 критериев в последующем были подтверждены на Лиссабонской конференции в 1998 г. Критерии дополняются 27 количественными и описательными индикаторами для мониторинга и оценки на национальном уровне. Каждая страна имеет возможность вести их дальнейшую разработку. Российская система добровольной сертификации (РОСС) разрабатывает национальный стандарт по данной системе.

Наиболее популярной и общественно признанной, как уже отмечалось, является добровольная лесная сертификация по системе FSC. Система FSC (Лесной попечительский совет) создана в 1993 г. как международная некоммерческая организация, в Торонто (штаб квартира в Мексике) при создании ее поддержал Всемирный фонд дикой природы (WWF). В данное время поддерживается многими экологическими и лесоторговыми организациями. В состав входят три сектора: экологического, социального и экономического направления (членами ее являются экологические институты, организации, продающие древесину и ведущие лесное хозяйство, группы по защите прав человека, общественные, а также занимающиеся сертификацией). Вступление в нее возможно как индивидуальных, так и коллективных членов. В основе структуры устойчивого управления лесными ресурсами по FSC лежат 10 общих и универсальных принципов, базирующихся на Хельсинском и Монреальском процессах. К ним относятся следующие: соответствие региональному, национальному и международному законодательству и принципам системы FSC; права и обязанности по владению и пользованию; права коренных народов; отношение с местным населением и права работников; использование леса; воздействие на окружающую среду; план мероприятий по ведению лесного хозяйства; мониторинг и оценка; сохранение лесов, имеющих высокое природоохранное значение; лесные плантации (культуры).

Каждый принцип разбит на критерии, показывающие те условия и способы, с помощью которых можно добиться ответственного управления лесными ресурсами. Критерии, в свою очередь, разбиваются на показатели, с помощью которых можно отслеживать всю изменяющуюся динамику происходящих процессов в системе. Показатели могут быть как относительные, так и абсолютные, которые регулярно проверяются и с помощью которых проводят контроль за всей системой в целом, что не позволяет лесопользователю отходить от существующих норм и стандартов системы.

Процесс сертификации состоит из разработки и утверждения стандартов и аудита, при помощи которых сертифицируются ведение лесного хозяйства, продукция лесозаготовительной и перерабатывающих отраслей, а также недревесные продукты леса. Процедуру добровольной сертификации по схеме FSC составляют следующие моменты, которые представлены на рисунке 2.

Организация по сертификации

Процедура сертификации

Собеседование, посещение предприятия для оценки работ и их вида. Подбор группы экспертов, определение методов и формы работы, составление плана, информирование о процедуре сертификации и необходимых документов

Подача заявки

Проверка соответствия стандартам лесоуправления

Предварительная

проверка

Консультации сторон

Проверка документов (с предоставлением отчета)

Ревизионная проверка всех основных показателей и замечаний при предварительной проверки. Собеседование с представителями всех заинтересованных сторон, утверждение системы управления

Аудит, рецензирование результатов

Выдача сертификата и инструктаж его применения

Организация маркировки продукции и контроль за его применением

Плановый и внеплановый контроль на подтверждение соблюдений стандартов, в случае необходимости приостановка действия сертификата

' Г

Сертификационная аудиторская проверка

1 Г

Подготовка документов

Г

Выдача сертификата

і Г

Маркировка продукции

' г

Последующие аудиторские проверки

Лесопользователь

Предоставление информации, описание участка и методов лесоуправления, хозяйствования

Предоставление требуемой документации и сведений, совместный обход, пояснение к мероприятиям лесоуправления и хозяйствования, обеспечение возможности беседы с сотрудниками

Устранение замечаний, разработка требуемых документов, мероприятий

Комментирование

документов

Совместный обход участка с пояснением, обеспечением возможности собеседования с сотрудниками

Обсуждение

результатов

Получение сертификата, принятие условий его применения

Принятие условий по маркировке только сертифицированной продукции (недопущение отклонений)

Обеспечение доступа и открытости информации для проведения проверок

Рис. 2. Процедура сертификации по нормам FSC

Европейские рынки неоднозначно относятся к системам сертификации, в одних государствах Европы преобладает сертификация по схеме FSC (пример, Швеция), в других прослеживается ориентация к сертификации PEFC (примером может служить Франция), в некоторых хорошо уживаются разные международные и национальные сертификационные системы (примером может служить Германия). Такой неоднозначный подход потребителей к сертификационным системам и требованиям, которым должна удовлетворять про-

дукция, ставит предприятия-экспортеры в сложную ситуацию, которая может изменяться в любой момент. Так, при выборе одной сертификационной системы и действия в рамках ее критериев и принципов может возникнуть ситуация ее несостоятельности и перехода ориентированности потребителя на другую, более значимую сертификационную систему, которая завоюет потребителя в данный период времени. Это означает, что производитель заведомо ставит себя в возможность частичной или полной утраты рынка сбыта своей продукции на данном рынке.

Из всего вышесказанного возникает необходимость или использовать несколько сертификационных систем так, чтобы некоторые были в запасе, или необходимо разработать такую гибкую систему сертификации, которая могла бы удовлетворять жесткие рамки основных сертификационных систем, но вместе с тем могла видоизменяться и ориентироваться на потребителя с его запросами и потребностями, но не истощала, а приумножала свои лесные ресурсы и удовлетворяла концепции устойчивого развития.

При внедрении добровольной сертификации на предприятиях лесной отрасли на базе международного опыта сформулированы основные проблемы проведения сертификации в России: отсутствие экологической политики; экономически необоснованное определение расчетной лесосеки; применение нерациональных схем технологии лесозаготовок; отсутствие нормальных социальных условий для работников лесных предприятий; отсутствие учета урегулированных отношений с местным населением, включая коренные народы.

Рассматривая все вышеперечисленное, можно выделить основные критерии, на которые необходимо обратить внимание.

Первый критерий - политический, т.е. необходимость совершенствования лесного законодательства на всех уровнях власти. Здесь можно выделить основные проблемы: деление лесов, закрепление функций управления, повышение воспроизводства лесов с гарантированными финансовыми затратами, переход к рентным платежам за пользование лесными ресурсами, повышение ответственности и контрольных функций, улучшение транспортной инфраструктуры лесного фонда, совершенствование налогооблагаемой базы, увеличение мощностей с участием государственного капитала и т.д. Отсутствие государственной поддержки и отсутствие единой политики во взаимодействии всего сектора в целом привели к почти полному отсутствию инвестиций, которые в структуре предприятий занимают более 80%, из собственных источников, примерно 10% приходится на долю кредиторов и около 1% - бюджетные средства.

Другим критерием в лесном секторе можно выделить социальный. Так, предприятия лесного комплекса являются градообразующими в более чем 40 субъектах Российской Федерации, и в нем функционируют более 30 тысяч крупных средних и мелких предприятий, которые поддерживают существующие лесные поселки, причем в населенных пунктах с падением производства численность работающих в лесозаготовительной промышленности сократилась в 1,5 раза и уровень оплаты труда в лесном комплексе ниже на 20%, чем в целом по промышленности, и в 2-3 раза, чем в добывающих отраслях. Основными направлениями являются: создание и сохранение рабочих мест, повышение качества жизни работников лесного сектора, развитие социально-культурной инфраструктуры лесных поселков, эффективная занятость и социальное партнерство работников, предпринимателей и государства, увеличение притока высококвалифицированных кадров, повышение требований к качеству рабочих мест и их соответствие мировому уровню, устранение диспропорций в оплате труда в отрасли и т.д.

При проведении предварительной добровольной лесной сертификации на соответствие ведения лесопользования принципам и критериям FSC на территории Братского района выявлены определенные положительные и отрицательные стороны, которые характерны большинству предприятий области [12].

К таким положительным сторонам можно отнести следующее: согласно плану санэпидстанции все рабочие предприятия проходят обязательный медицинский осмотр; каждый год проводится вакцинация против клещевого энцефалита; заработная плата выплачивается без задержек; работники на валке леса обеспечены спецодеждой, которая заказывается заранее и по размерам; для предупреждения травматизма вальщики и сучкорубы обеспечены специальной обувью с усиленным носком; все бригады имеют на делянках средства оказания первой медицинской помощи; медицинские аптечки укомплектованы полностью и по истечении срока годности производится их замена; дежурный транспорт практически всегда находится на месте заготовки; регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности с отметкой в журнале; работникам на лесосплаве выдаются спасательные жилеты; все работники лесозаготовительного участка являют-

ся членами профсоюза и пользуются льготами; при покупке дров работникам участка и вышедшим на пенсию работникам предоставляются значительные льготы.

Отрицательные стороны: для большинства персонала предприятий не доведено содержание и не разъяснены тексты Конвенций 87 и 98 Международной организации труда и не обеспечен доступ к ним; отсутствуют знания краснокнижных видов, места их нахождения, способов их выявления, сохранения и защиты; рабочие зачастую не обеспечены необходимыми материалами и безопасным оборудованием на лесосечных и других работах, спецодеждой и обувью хорошего качества, средствами оказания первой медицинской помощи пострадавшим; низкие знания техники безопасности и отсутствие журналов регистрации первичного и повторного инструктажей на рабочем месте. При проведении лесозаготовительной деятельности предприятиями допускаются следующие виды нарушений: неочистка мест рубок, брошенная древесина, уничтожение подроста, уничтожение деловых столбов, недоруб, высокие пни, уничтожение семенных деревьев, завизирная рубка. Деляночные столбы установлены, но сделаны не по стандарту. В местах заправки горючим нет средств предотвращения последствий пролива на лесную подстилку, некоторые емкости с ГСМ протекают. Не всегда используются защитные каски.

В то же время отсутствие утвержденных стандартов создает возможность интерпретаций определенных требований и отказ от других.

По итогам предварительной проверки по критериям и индикаторам ЛПС на соответствие устойчивого лесопользования можно предложить рекомендации для всех лесозаготовительных предприятий лесной отрасли Иркутской области в рамках внедрения добровольной лесной сертификации:

Обеспечить предприятия нормативно-технической документацией по охране окружающей среды. Определить наличие лесов, имеющих высокую природоохранную ценность на территории арендной базы, предприятиям быть готовыми к сотрудничеству с природоохранными организациями в целях сохранения и защиты.

Создать рабочие места и предоставить социальные гарантии для населения, проживающего в районах деятельности предприятия.

Заниматься вопросами улучшения технического состояния лесозаготовительной техники. Организовать экологическую экспертизу «Проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства».

Легализовать деятельность предприятия, его открытость для общественности.

Литература

1. Лукьянчиков, Н.Н. Экономика и организация природопользования: учеб. для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Н. Лукьянчиков, И.М. Потравный. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 454 с.

2. ИСО/МЭК 2.

3. Голуб, А.А. Экономика окружающей среды и природных ресурсов. Вводный курс: учеб. пособие / А.А. Голуб, Г.В. Сафонов. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2003. - 268 с.

4. Москаленко, А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: учеб. пособие / А.П. Москаленко. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003, - 224 с.

5. Дмитриев, В. Экологическая политика лесопромышленных компаний в области лесопользования и ле-сообеспечения / В. Дмитриев, А. Кинзе, А. Котлобай. - М., 2003. - 90 с.

6. Птичников, А.В. Рекомендации WWF по выбору системы сертификации для крупной российской лесопромышленной компании, экспортирующей материалы на различные рынки / А.В. Птичников // Устойчивое лесопользование. - 2003. - № 1. - С. 36-38.

7. Писаренко, А.И. Лесное хозяйство России: от пользования - к управлению / А.И. Писаренко, В.В. Страхов. - М.: ИД «Юриспруденция», 2004. - 552 с.

8. II Международная конференция по сертификации лесоуправления: мат-лы конф. [Электронный ресурс].

- М.: Изд-во МГУЛ, 2002.

9. Карпачевский, М.Л. Хозяева российского леса / М.Л. Карпачевский. - М.: Изд. центр охраны дикой природы, 2001. - 115 с.

10. Антонова, Н.Е. Управление лесным комплексом многолесного региона / Н.Е. Антонова, А.С. Шейнгауз.

- Владивосток: Дальнаука, 2002. - 192 с.

11. Актуальные проблемы лесного комплекса: сб. науч. тр. по итогам 5-й междунар. науч.-техн. конф. -Брянск: Изд-во БГИТА, 2004. - 267 с.

12. Оценка системы лесоуправления ЗАО «Управление Лесозаготовок и Лесосплава» на соответствие принципам и критериям Лесного попечительского совета: отчет ООО «ЕвроПартнер». - СПб., 2004. -210 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-----------♦'-------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.