Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / KEYWORD. CUSTOMS CONTROL / EFFICIENCY ASSESSMENT / QUALITY MANAGEMENT / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Е.В., Федорова О.Ю.

Аннатация. Таможенные органы предоставляют таможенные услуги не только участникам ВЭД, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также защите экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды. В статье рассмотрено понятие качества таможенных услуг, действия таможенных органов по оказанию таможенных услуг, рассмотрены проблемы и перспективные развития управления качеством таможенных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF QUALITY MANAGEMENT OF CUSTOMS SERVICES

Customs authorities provide customs services not only to traders, but also to the state, performing the function of regulation and protection of the economy, public health and the environment. The article deals with the concept of quality of customs services, the actions of customs authorities to provide customs services, the problems and future development of quality management of customs services.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ»

отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2012 № 283-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7608.

3. ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кухарчук Н.А., Непарко М.В. Форум молодых ученых. 2018. № 4 (20). С. 794-796.

4. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Мамедов В.Р., Непарко М.В. Форум молодых ученых. 2018. № 5-2 (21). С. 602-605.

5. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ Мамедов В.Р., Непарко М.В. Форум молодых ученых. 2018. № 5-2 (21). С. 606-609.

УДК 339.543.

Алексеева Е.В. доцент, к. э. н.

Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского Россия, г. Калуга Федорова О.Ю. студентка

5 курса, Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского Россия, г. Калуга ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ Аннатация. Таможенные органы предоставляют таможенные услуги не только участникам ВЭД, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также защите экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды. В статье рассмотрено понятие качества таможенных услуг, действия таможенных органов по оказанию таможенных услуг, рассмотрены проблемы и перспективные развития управления качеством таможенных услуг.

Ключевые слова. Таможенный контроль, оценка эффективности, управление качеством, таможенные органы, таможенные услуги.

Alekseeva E. V. associate Professor, Ph. D. Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky Russia, Kaluga Fedorova O. Yu. student

5th year, Kaluga state University they. K. E. Tsiolkovsky Russia, Kaluga

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF QUALITY MANAGEMENT OF

CUSTOMS SERVICES

Annotation. Customs authorities provide customs services not only to traders, but also to the state, performing the function of regulation and protection of the economy, public health and the environment. The article deals with the concept of quality of customs services, the actions of customs authorities to provide customs services, the problems and future development of quality management of customs services.

Keyword. Customs control, efficiency assessment, quality management, customs authorities, customs services.

Стратегическим документом развития таможенной службы Российской Федерации (далее - ТС РФ) является Стратегия развития ТС РФ до 2020 года, одним из направлений которой является совершенствование управления качеством таможенных услуг. Под качеством таможенных услуг понимается степень удовлетворения требований потребителей - участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) и выполнения функций таможенных органов в рамках реализации государственной политики. Соответственно, под управлением качеством таможенных услуг понимается совокупность действий оказания таможенной услуги, осуществляемые в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного уровня качества услуги.

Качество таможенных услуг рассматривается в совокупности интересов общества, государства и участников ВЭД и оценивается по ряду факторов и управленческих решений.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенного органа в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Интенсивность товаропотоков на таможенную территорию создает различную нагрузку на должностных лиц таможенных органов и содержит потенциал для повышения качества таможенных услуг. Повышение качества таможенных услуг определяется многими факторами, такими как оптимизация численности аппарата управления, его функций и организационной структуры, внедрение автоматизированных систем управления, разработку систем принятия решений.

Таможенный контроль является продуктом труда персонала таможенных органов и в этом смысле имеет определенные показатели качества, в том числе:

- уровень соблюдения таможенного законодательства;

- количество времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств;

- сывоевременность и полнота выполнения таможенных функций;

- объективность и конфиденциальность;

- наличие претензий, жалоб и исковых заявлений участников ВЭД и т.д.

Некачественное выполнение таможенных функций или таможенных услуг, пропуск на территорию России опасной и некачественной продукции и услуг, коррупция персонала все это в совокупности характеризует уровень качества таможенных услуг. Для государства - это серьезный негатив, так как страдает репутации таможенных органов, возникает риск снижения объемов таможенных платежей, поступает на таможенную территорию России контрабанда, вредные, опасные и некачественные товары и услуги, снижается уровень экономической и экологической безопасности страны, ухудшается здоровье нации.

Некачественное выполнение таможенных функций или таможенных услуг негативно сказывается и на участниках ВЭД, так как они несут потери в результате простоев, подрыв деловой репутации, рост рисков в коммерческой деятельности.

В последнее время вопросы качества таможенных услуг становятся злободневными, в связи с чем, Гупанова Ю.Е. в монографии «Разработка системы основ управления качеством таможенных услуг» разрабатывает и предлагает внедрение «Концепции развития системы управления качеством таможенных услуг до 2020 года».

Гупанова Ю.Е. предлагает определить три стратегические задачи, такие

как:

а) повышение качества условий и факторов, влияющих на управление качеством таможенных услуг и снижающих их эффективность. Повышение качества возможно, за счет: повышения качества нормативно -законодательного обеспечения ТО, повышения уровня информационного обеспечения, материально - технического обеспечения; организации деятельности таможенных органов; качества труда персонала таможенных органов и уровень контроля качества оказаниятаможенной услуги;

б) обеспечение мониторинга таможенных услуг;

в) организационное обеспечение функционирования системы управления качеством таможенных услуг в соответствии с «Методическими рекомендациями по созданию перспективной системы управления качеством таможенных услуг таможенными органами».

Перечисленные задачи предполагают разработку следующих мероприятий по совершенствованию качества таможенных услуг:

— разработку мер по устранению негативного влияния факторов, снижающих эффективность управления качеством таможенных услуг;

— создание и развитие системы мониторинга таможенных услуг;

— определение порядка и этапов создания перспективной системы управления качеством таможенных услуг, ее организационного и методического обеспечения.

В целом развитие системы управления качеством таможенных услуг позволит определить современный подход к организации обслуживания участников ВЭД, повысит скорость и прозрачность совершения таможенных

операций и проведения таможенного контроля; более полно удовлетворить интересы общества за счет оказания качественных услуг таможенными органами, которые связаны с защитой национальных интересов.

Также, комплекс мероприятий позволит сократить расходы федерального бюджета за счет оптимизации численности персонала таможенных органов, внедрить новую идеологию, разработать модели позволяющие проводить оценку влияния факторов на управленческие решения, накапливать эмпирические данные для определения зависимостей между различными блоками оценки, для оценки адекватности применяемой модели, ее адаптации к условиям неопределенности и риска и т.д.

Данные мероприятия позволят решить проблемы в управлении качеством таможенных услуг, улучшить качество предоставляемых таможенными органами услуг, устранить не понимание между участниками ВЭД и сотрудниками ТО, повысить удовлетворенность участников ВЭД, что положительно скажется на внешнеторговом обороте.

Используемые источники: 1.О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 109.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). -URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=215315&f ld=134&dst=1000000001,0&^d=0.827186650312977#08795318340690164

3.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ ПОСТУПАЮЩИХ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК Непарко М.В., Кузнецова С.В., Панчохина Ю.С. Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 5 (22). С. 490-492

4.Самолаев Ю. Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации. -М.: Альфа-М, 2015.

5.Семенова, И.В. Рассмотрение дел о нарушениях норм таможенного законодательства. Судебная практика и комментарии / И.В. Семенова, Г.В. Матвиенко, И.А. Цинделиани. - М.: Эксмо, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.