Научная статья на тему 'Перспективы развития угольной промышленности при вступлении Украины в ЕС'

Перспективы развития угольной промышленности при вступлении Украины в ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5508
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ГОСПОДДЕРЖКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС / ВУГіЛЬНА ПРОМИСЛОВіСТЬ / ЄВРОПЕЙСЬКИЙ СОЮЗ / ДЕРЖПіДТРИМКА / ЕНЕРГЕТИЧНИЙ БАЛАНС / COAL INDUSTRY / THE EUROPEAN UNION / GOVERNMENT SUPPORT / ENERGY BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булеев И. П., Рассуждай Л. Н., Шестакова О. С.

Аргументирована необходимость процессов международной интеграции как высшей формы мирохозяйственных связей. Выявлены тенденции развития угольной промышленности стран ЕС; произведено сопоставление критериев ЕС в энергетических стандартах; определены ключевые факторы, которые будут способствовать развитию угольной промышленности ЕС. На основе обобщения исторического опыта и новых тенденций развития угольной промышленности в Европе определены реальные последствия для угольной промышленности при вступлении Украины в Европейский Союз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of the coal industry under Ukraine’sentry to the EU

The coal industry takes an important place in the national economy. It provides energy security, raw materials for many industries. Ukraine's integration into the EU will require radical measures to improve the competitiveness of the domestic coal industry by accelerating its restructuring, technological upgrading and financial recovery. We need to improve the mechanism of redistribution of budget financing for the enterprises in the industry that on the threshold of joining the EU, they can function properly, and further reduce its financial dependence on the state budget. The paper argues the need for the international integration processes as the highest form of the world economic relations. Tendencies of development of the coal industry in the EU are displayed, a comparison of criteria in the EU energy standards is made, the key factors that will contribute to the development of the coal industry of the EU are identified. On the basis of summing up the historical experience and new trends in the development of the coal industry in Europe the real consequences for the coal industry after Ukraine's accession to the European Union are shown. One of the negative aspects of entering Ukraine to the EU can be a reduction in commodity markets and, consequently, in the coal industry, as evidenced by the experience of those countries that have joined recently the rigid standards. In addition, the EU has no right to maintain an individual producer in its endeavors to reorganize and modernize production.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития угольной промышленности при вступлении Украины в ЕС»

И.П. Булеев, д.э.н., проф., Л.Н. Рассуждай, к.э.н., О.С. Шестакова

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ УКРАИНЫ В ЕС

В течение последних лет накопилось значительное количество аналитических материалов, касающихся адаптации стран с переходной экономикой к процессам европейской интеграции. В связи с проблемами вступления Украины в ЕС появилась необходимость осмыслить и научно обосновать этот опыт, особенно опыт Польши, так как она обладала значительной угольной промышленностью с такими же проблемами, что и Украина.

Украине необходим устойчивый рост экономики и повышение благосостояния народа, и достичь этой цели она может на пути интеграции.

Угольная промышленность занимает важное место в национальной экономике. Она обеспечивает энергетическую безопасность, предоставляет сырье для многих отраслей промышленности. Интеграция Украины в ЕС потребует проведения радикальных мер по повышению конкурентоспособности отечественной угольной промышленности путем ускорения ее реструктуризации, технической модернизации и финансового оздоровления. Для чего необходимо усовершенствовать механизм перераспределения бюджетного финансирования для предприятий отрасли, чтобы на пороге вступления в ЕС они могли нормально функционировать, а в дальнейшем уменьшить свою финансовую зависимость от госбюджета. Было бы нежелательно, чтобы, интегрируясь в ЕС, Украина вынуждена была отказаться от намеченного наращивания объемов добычи угля, и сокращались объемы производства, так как это создало бы определенные угрозы для ее энергетической безопасности.

Направление реформ в угольной отрасли постоянно меняет свой курс. Основная цель этих реформ заключается в приватизации угледобывающих предприятий, привлечении в отрасль частных инвестиций и снятии с государственного бюджета значительных затрат. Однако, отсутствие законодательной базы и значительные финансовые потоки, которые поступают в отрасль, привели к тому, что цель не достигнута. В результате государство сохраняет контроль над большей частью предприятий отрасли.

Главная цель статьи заключается в том, чтобы на основе обобщения исторического опыта и новых тенденций развития угольной промышленности в Европе определить реальные последствия для угольной промышленности при вступлении Украины в Европейский союз.

В связи с этим предполагается решить следующие задачи:

показать и аргументировать необходимость процессов международной интеграции как высшей формы мирохозяйственных связей;

выявить тенденции развития угольной промышленности стран ЕС;

сопоставить критерии ЕС в энергетических стандартах;

определить ключевые факторы, которые будут способствовать развитию угольной промышленности ЕС.

Запасов твердого топлива в мире в 4-5 раз больше, чем нефти и газа и хватит лет на 200. 80% полезных ископаемых в Европе составляет твердое топливо (включая уголь, лигнит, торф и нефтяной сланец). Однако его качество видоизменяется от месторождения, а добыча стоит дорого.

В настоящее время в ЕС добывается 1,2 млн т у.т., 50 млн т.у.т. лигнита и 60 млн т у.т. угля (что составляет 5 % мировой добычи). С расширением ЕС объемы добычи возрастут почти вдвое. Однако, если добыча лигнита и торфа - это прибыльный бизнес, то сложные горно-геологические условия и требования правительства ЕС в области социального страхования делает европейский уголь неконкурентоспособным по сравнению с его импортом из таких стран, как США, Австралия, Южная Африка или Колумбия. Средняя цена

© И.П. Булеев, Л.Н. Рассуждай, О.С. Шестакова, 2012

производимого в ЕС угля в 3-4 раза превышает цену на мировом рынке (150 дол. США за у.т. по сравнению с 40 долларами), что заставляет производителей либо сворачивать производство (Португалия, Бельгия, Франция, Германия и Испания), либо внедрять новые технологии для повышения конкурентоспособности этой отрасли (например, Велико британия).

Конкурентные позиции угольной промышленности Евросоюза возросли после вступления в ЕС стран с развитой угледобычей - Польши и Чехии. Однако, в целом ситуация существенно не изменилась. Новые члены ЕС, скорее не выдержат конкуренции с импортным углем и будут проводить политику Евросоюза, направленную на сокращение нерентабельной добычи угля.

Возобновляемые источники энергии (солнечная, геотермальная, энергия ветра, биомасса) занимают скромное место в энергообеспечении. Однако их роль может существенно вырасти. Увеличение в энергопотреблении доли возобновляемых источников является частью стратегии безопасности энергоснабжения ЕС.

Несмотря на относительно небольшие запасы энергоносителей, Евросоюз наряду с Японией, США и Китаем является крупнейшим потребителем и импортером энергоресурсов. Доля ЕС в мировом энергопотреблении составляет 16%. За счет импорта обеспечивается около 80% потребностей нефти, 50% газа, почти 60% угля [1]. Импорт обеспечивается, в основном, из стран Ближнего и Среднего Востока, некоторых стран Африки и России.

Энергетическая стратегия Евросоюза направлена на достижение двух основных целей:

обеспечение энергетической безопасности;

снижение энергетического компонента в стоимости продукции для усиления своих конкурентных позиций на мировых рынках.

Высокая зависимость Евросоюза от импорта энергоносителей, которая доходит до 70%, ставит в центр внимания вопросы обеспечения энергетической безопасности ЕС. Энергетическая безопасность - это состояние защищенности потребителей топлива от угроз надежному энергообеспечению.

Одной из важных задач энергетической стратегии является обеспечение рационального баланса между источниками энергоснабжения, а также их диверсификация (по видам энергоносителей и географическим регионам). Для обеспечения энергетической безопасности Евросоюз предполагает диверсифицировать источники энергоснабжения (расширить круг иностранных поставщиков, использовать возобновляемые виды энергии), осуществлять энергоснабжение, укреплять сотрудничество с традиционными поставщиками энергоносителей. Одним из важнейших механизмов обеспечения безопасности и снижения энергетической компоненты в стоимости продукции является либерализация рынков топлива и энергоресурсов. Рынки угля уже открыты для конкуренции. О важности угля в энергобалансе говорит его доля - 26,7% (рис. 1).

другие;

Рис. 1. Структура энергетического баланса ЕС О роли угля в ЕС говорят следующие обстоятельства:

ЕС является четвертым по величине потребителем после Китая, США и Индии; уголь представляет 17 % от общего потребления энергии в ЕС - 27 % производства электроэнергии осуществляется на основе угля;

угольная промышленность является важным работодателем (260 000 тыс. рабочих мест) и выступает основным компонентом в структуре ряда региональных экономик;

угольная промышленность оценивается высоко по безопасности поставок, однако экологическая устойчивость использования угля остается проблемной.

Вследствие мощного влияния на экономику, уголь и сталь рассматривались как основа стабильности в Европе. После подписания Парижского Соглашения 1951 г. на восстановление Европы требовались значительные энергоресурсы. Спрос намного превышал предложение, что не могло не отразиться на принимаемых в этом секторе решениях, в частности поощрялось увеличение объема поставок за счет разработки новых шахт и заключения долгосрочных контрактов.

Однако спад в угольной промышленности начался уже с 1960-х годов, когда внутреннее сырье начало проигрывать импортному, а также вследствие появления новых ресурсов для производства тепла и электричества. После серии структурных преобразований угольной отрасли производство в 15 государствах-членах ЕС снизилось с 600 млн т в начале 1960-х до 86 млн т в 2000 г.

Конкуренция со стороны других энергоресурсов, ослабление с 1996 г. ограничений на добычу нефти и проблемы окружающей среды позволили раскрыть все недостатки использования твердого топлива.

Уголь имеет некоторые характерные особенности, которые ставят его в невыгодное положение по отношению к его прямым конкурентам - нефти и газу. Для хранения угля требуются большие площади. По сравнению с нефтью и газом, уголь обладает более низкой теплоемкостью. Его использование влечет за собой сильное загрязнение окружающей среды. Среди положительных моментов можно отметить, что его перевозки морским и речным транспортом (90% угля на мировом рынке транспортируется морским путем) не несут опасности окружающей среде, как и в странах с нефтью и газом.

Естественные недостатки угля ограничивают расширение рынка сбыта. В странах, где уголь не является преобладающим энергоресурсом, как, например, в Дании, Германии, Греции, Ирландии и Великобритании (более 45% электричества производится за счет угля), он часто используется в качестве дублирующего топлива. В частности, колебания производства электричества в недроэнергетике имеют значительное влияние на потребление

угля в таких странах, как Австрия, Швеция, Португалия, Финляндия, Италия, Франция и Испания (рис. 2). млн т 500 -,

400

300

200 -

100 -

0 -I-,-,-,-,

1990 2000 2010 2020 2030

годы

Рис. 2. Потребление твердого топлива ЕС, млн т у.т.

Целесообразность использования угля в Европе необходимо рассматривать исходя из условий отдельного региона и решения социальных проблем. Стоимость импортируемого угля, разнообразие внешних поставщиков и относительной стабильности цен по сравнению с нефтью и газом - это факторы, сглаживающие недостатки использования угля.

Гибкость контрактов и развитие рыночной конкуренции позволяет быстро приспосабливаться к ситуации на угольном рынке. Незначительные экономические и политические риски и открытость рынка для новых поставщиков делают ценовые колебания в этом сегменте незначительными по сравнению с нефтью и природным газом.

Будущее угля в Европе будет определяться необходимостью поставок энергоресурсов, поскольку говорить о конкурентоспособности этой отрасли не только в ЕС, но и странах-претендентах не приходится. В сложившейся ситуации вопрос стоит в целесообразности поддержания в рабочем состоянии части шахт, которые могли бы обеспечить топливом в случае кризиса, и одновременно внедрение прогрессивных технологий в этом секторе с целью либерализации рынка и таким образом, обеспечение надежности поставок топлива. Возможно, вопрос будет рассматриваться о введении системы контроля над субсидиями в угольную отрасль с целью обеспечения надежности поставок топлива, учитывая поддержку минимально необходимого количества угля и социальные и региональные перспективы.

При правильной политике и инновационных технологиях уголь может сохранять важную роль в европейской структуре и энергии будущего.

Европейский Союз с каждым годом становится все более зависимым от импорта энергетического сырья: в настоящее время его зависимость от поставок угля составляет 48 %. Согласно оценочным данным, до 2030 года зависимость ЕС от угля возрастает до 60 %, одновременно продвигается климатический пакет, предусматривающий сокращение эмиссии двуокиси угля.

Следует отметить, что в Европу громогласно возвращается каменный уголь, и уже идут разговоры о его ренессансе [2]. Мировой энергетический отчет 2012 г. показал, что в 2011 г. потребление каменного угля в Европе было больше, чем в США и по сравнению с 2010 г. увеличилось на 3,3 %, а в 2012 г. - еще на 3 %. Кроме того, в некоторых странах ЕС количество произведенной с его помощью энергии за год возросло на 50 %. Главная причина - падение цены на каменный уголь в мире после того, как в Америке популярным стал сланцевый газ. К этому добавилось падение спроса на уголь в Китае, и американские производители предложили подешевевший товар европейцам. Многим странам ЕС выгоднее стало использовать «грязный», но дешевый уголь, а не «чистый», но дорогой российский газ (рис. 3).

Потребление угля стимулирует еще и то, что загрязнять атмосферу в ЕС финансово выгодно, так как цены на соответствующие разрешения в Евросоюзе достаточно низкие. Он планирует их увеличить, но отдельные страны-члены противятся этим планом. Например, Польша в настоящее время не только производит 92% электроэнергии, сжигая уголь, но и

планирует инвестировать в строительство угольной электростанции 42 млрд дол. О постройке таких электростанций думают и в Германии, что сделает уголь в Европе еще более популярным.

Другие страны;

Россия - 52,119 тыс т;

Колумбия - 45,507 тыс т;

США - 34,869 тыс т;

Австралия - 16,749 тыс т;

Южная Африка - 15,730 тыс т;

Индонезия - 9,673 тыс т;

Другие страны - 14,341 тыс т.

по странам-экспортерам

При этом следует отметить, что ЕС планирует стать лидером в области чистых угольных технологий, которые должны помочь сократить объемы выбросов на 90 %. В то же время в 2016 году вступает в силу директива ЕС, которая несоответствующие новым стандартам угольные станции требует закрыть или установить на них дорогостоящие очистные агрегаты

[3].

Украине необходимо развивать свою угольную промышленность. Именно развитие угольной промышленности позволит снизить потребление дорогого российского газа. В связи с этим Министерство энергетики и угольной промышленности создало межведомственную рабочую группу по вопросу замещения природного газа углем внутренней добычи. Основными задачами группы являются организация работы по подготовке соглашений по реализации проектов замещения газа углем и внедрения технологий конверсии угля (водоугольное топливо, газификация угля). Программой развития угольной промышленности Украины на период до 2030 года намечены основные показатели развития отрасли (см. таблицу).

Таблица

Основные показатели развития угольной промышленности Украины до 2030 г._

Показатели Прогноз по годам

2012 2015 2020 2030

1. Производственная мощность на первое января соответствующего года, млн т 87,6 107,2 115,6 128,4

2. Добыча рядового угля, всего, млн т 85,31 96,94 108,52 125,45

в т.ч. для коксования 20,37 21,80 23,36 30,93

для энергетики 64,94 75,14 85,16 94,53

3. Среднемесячная производительность труда работников по добыче угля 41,07 43,66 46,56 51,61

Исходя из того, что угольная промышленность выступает гарантом энергетической безопасности, Украина при любых интеграционных процессах должна сохранить эту отрасль.

При этом следует отметить, что ЕС поддерживает угольный сектор Украины. В 2009 году Еврокомиссия выделила 9 млн евро на программу поддержки угольного сектора Украины. Целью программы является развитие и реструктуризация угледобывающей отрасли. Проект состоит из следующих компонентов:

институциональное усиление угольной отрасли;

стратегия развития отрасли;

социальная политика (оценка социально-экономических последствий реструктуризации);

безопасность труда (анализ текущей системы безопасности на шахтах и рекомендации по ее улучшению);

экономические вопросы.

Однако при вступлении Украины в ЕС для угольной промышленности имеет место ряд отрицательных моментов. Об этом свидетельствует опыт тех стран ЕС, которые имеют свою угольную промышленность. Так экономика Польши при вхождении в ЕС с мая 2004 года лишилась своей угольной промышленности, было закрыто 90 % угольных предприятий, на которых работало 300 тыс. человек. В области энергетической политики Украина должна использовать опыт Польши, свою энергетическую стратегию она должна строить на использовании местных энергетических ресурсов, а именно каменного угля.

В настоящее время угольная промышленность Украины находится в глубоком финансовом кризисе. Убытки угледобывающих предприятий от производства товарной продукции за 6 месяцев 2013 года составили 7 млрд 236,6 млн грн, что на 38,1% больше, чем за аналогичный период 2012 года. Средняя цена товарной угольной продукции составила 503,4 грн/т и снизилась на 17,8% (109,4 грн/т). В то же время фактическая себестоимость одной тонны товарной угольной продукции составила 1 тыс 400,1 грн, рост себестоимости составил 9,8% (на 124,4 грн). На частичное покрытие расходов по себестоимости угольной продукции из госбюджета текущего года поступило 6 млрд 684,2 млн грн. Дополнительно отрасли из бюджета в 2013 году будет выделено 6,4 млрд грн.

Следует отметить, что по норам ЕС государство не имеет право поддерживать отдельно взятого производителя. Государство может оказывать помощь предприятиям только в трех случаях: в программах защиты природы; в инновационных программах; для закрытия предприятий. В итоге многие угледобывающие предприятия, которые нуждаются в господдержке, могут быть закрыты. Об этом говорит опыт Польши, Германии, Бельгии, Чехии и других стран.

Исходя из мнений многих украинских экспертов, наша угольная промышленность будет переживать аналогичные проблемы, так как мы не готовы конкурировать с европейским бизнесом. Прежде всего, у нас несовершенна система регулирования угольного бизнеса и не является целостной системой, несовершенна система господдержки отрасли, отрасль получает огромные дотации из бюджета.

Надо понимать, что вопрос европейской интеграции - это вхождение в более развитую экономическую систему, что требует соответствующих ограничений. Возможны и положительные моменты для развития угольной промышленности.

Прежде всего, перед вступлением в ЕС все страны-кандидаты подписывают обязательства придерживаться единой общеевропейской политики, иметь функциональную рыночную экономику, быть достаточно конкурентоспособными. Поэтому при интеграции Украины в ЕС потребуется проведение радикальных мер по повышению конкурентоспособности угольной промышленности путем ускорения ее реструктуризации, технической модернизации и финансового оздоровления. Необходимо усовершенствовать механизм перераспределения бюджетного финансирования отрасли, чтобы при вступлении в ЕС она могла нормально функционировать, а в дальнейшем уменьшить свою финансовую зависимость от госбюджета. Было бы нежелательно отказаться от намеченного наращивания объемов добычи угля и сокращения объемов производства.

Выводы. Одним из отрицательных моментов при вхождении Украины в ЕС может быть сокращение рынков сбыта, а, следовательно, и угольной промышленности, об этом говорит опыт тех стран, которые вступили сравнительно недавно за счет жестких стандартов. Кроме того, по нормам ЕС государство не имеет право поддерживать отдельно взятого производителя в его начинаниях по реорганизации и модернизации производства. В итоге, как

показывает практика, угольную промышленность ждет закрытие, об этом свидетельствует опыт Польши.

Можно предположить, что наша угольная промышленность будет переживать аналогичные проблемы, и в первую очередь потому, что мы не готовы к конкуренции с европейским бизнесом. Наша система регулирования угольного бизнеса несовершенна и не является целостной системой, а также у нас несовершенна система господдержки отрасли, отрасль в настоящее время получает колоссальные дотации из госбюджета. Следует понимать, что вопрос европейской интеграции - это вопрос возможности вхождения в более развитую экономическую систему, но это вхождение не является безопасным.

В настоящее время добыча угля в Украине опережает объемы выработки электроэнергии, которые упали из-за кризиса в мире и ухудшения экономической ситуации в стране, поэтому энергетика не может потребить весь добытый уголь.

По оценкам экспертов, в 2013 г. профицит угля составит 6 млн т., этот объем соответствует добычи из так называемых «копанок». Владельцы «копанок» используют различные схемы легализации и продажи угля. Например, это осуществляется посредством государственных шахт, через ТЭС, с которыми договариваются непосредственно владельцы «копанок», а также везут на экспорт (1 млн т идет на экспорт, 4,8 млн т - на ТЭС и ТЭЦ). Поэтому вступление в ЕС и наличие «копанок» - несовместимые вещи, в связи с чем должна быть проявлена политическая воля, чтобы их закрыть.

Европа движется в сторону альтернативной энергетики, поэтому новые шахты ей не нужны.

Литература

1. Меден Н. ЕС: перемены в энергетической политике [Электронный ресурс] / Н. Меден // Фонд стратегической культуры. - Электронное издание. - Режим доступа: http://www.fondsk.ru/news/2013/05/27/es-peremeny-v-energeticheskoj-politike-20710.html.

2. Мартин Вединг. Тенденции развития международных рынков каменного угля [Электронный ресурс] / Вединг Мартин // вШскаи£ - 2009. - №11. - Режим доступа: http://www.rosugol.ru/news/articles.php?ELEMENT_ID=6058.

3. ЕС выбрал приоритетом развитие возобновляемой энергии - решение Саммита [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://podrobnosti.ua/economy/2013/05/24/906739.html.

Представлена в редакцию 25.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.