Научная статья на тему 'Перспективы развития туризма в Байкальском регионе'

Перспективы развития туризма в Байкальском регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3066
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕГИОН / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / БИЗНЕС / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барашева Елена Викторовна, Зедгенизова Ирина Ивановна

В статье приведен SWOTанализ туристического потенциала Байкальского региона, в котором определены: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития туризма в Байкальском регионе. На основе приведенного анализа определены направления туризма в Байкальском регионе комплексно, в том числе разработаны предложения для руководства региона и муниципалитетов для развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Барашева Елена Викторовна, Зедгенизова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туризма в Байкальском регионе»

Перспективы развития туризма в Байкальском регионе Prospects for the development of tourism in the Baikal region

Барашева Елена Викторовна BarashevaElenaVictorovna К.э.н, доцент кафедры Экономика ООО «Сетевой институт дополнительного профессионального образования» barahevaev@bk. ru Зедгенизова Ирина Ивановна ZedgenizvaIrinaIvanovna К.э.н, доцент кафедры экономической теории и финансов

Иркутского национального исследовательского технического университета

[email protected]

Аннотация.В статье приведен SWOT- анализ туристического потенциала Байкальского региона, в котором определены: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития туризма в Байкальском регионе. На основе приведенного анализа определены направления туризма в Байкальском регионе комплексно, в том числе разработаны предложения для руководства региона и муниципалитетов для развития туризма.

Annotation. The article presents a SWOT- the tourist potential analysis of the Baikal region, which identified:strengths and weaknesses, opportunities and the development threats of tourism in the Baikal region. Based on the above analy-sis,identified areas of tourism in the Baikal region comprehensively, including developed proposals for the management of the region and municipalities for the development of tourism.

Ключевые слова: туризм, регион, муниципалитет, предпринимательство, туристический поток, бизнес, малый бизнес, субъект.

Keywords: tourism, region, municipality, tourist flow, business, small business, subject.

Байкальский регион богат различными красивейшими природными и историческими местами, самобытными традициями, ритуалами, обычаями. Знакомство с особенностями Байкальского региона, менталитетом местного населения - увлекательное и интересное занятие и для отечественных, и для иностранных туристов. В любом случае, тщательное знакомство со всеми вышеперечисленными факторами показывает, что это перспективный, доходный и интересный вид бизнеса, который под силу даже начинающим предпринимателям.

Представляет интерес изучение перспектив развития туризма в Байкальском регионе. Иркутская область и Республика Бурятия обладают рекреационными ресурсами мирового значения. Озеро Байкал с его уникальной природой, разнообразием ландшафтов, большим количеством эндемичных представителей флоры и фауны является привлекательным местом для туристов из России и со всего мира. Однако доля туристической отрасли в экономике Иркутской области и Республики Бурятия довольно мала. [3]

В настоящее время практически исчерпан приток новых туристов в Байкальский регион.

Самой большой проблемой для въездного туризма остается отсутствие единой комплексной программы развития. Региональный туризм варится в своей каше, пытаясь выжить на имеющиеся выделенные бюджеты, а центр работает по уже накатанной программе городского туризма. Многие структуры находится под руководством разных ведомств. Вот, например, все городские музеи подчиняются Министерству культуры, а не Агентству по туризму. И такое происходит повсеместно. Нет единой сферы влияния, нет полномочий, чтобы консолидировать усилия и структурировать работу. В результате у руководителей нет рычагов для комплексного взаимодействия на отрасль. Именно поэтому региональные центры и рады бы принимать туристов, но не имеют для этого возможностей. Вечная проблема отсутствия

размещения, хороших профессиональных услуг, заасфальтированных дорог, нормального освещения на улицах. И даже в тех российских регионах, где уже более-менее налажена основная жилая и сервисные части, не чувствуется поддержки из центра. [1]

С 2011 года начала действовать Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма регионов, рассчитанная до 2018 года. Регионы пока не успели почувствовать ее действие, но, как обещают, результаты должны уже появиться к 2014 году, когда закончится первый этап реализации плана. Общий объем финансирования - порядка 332 млрд рублей. Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются: создание в различных субъектах Российской Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса (рост инвестиций в основной капитал средств размещения), удовлетворение потребностей различных категорий граждан Российской Федерации в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям [2].

Для определения проблем, влияющих на развитие туризма в Байкальском регионе были проведены исследования.

Анализ данеых исследования показал, что развитие семейного бизнеса не характерно для жителей региона, поскольку наименьшая доля опрошенных имеет среди своих родственников - предпринимателей.

Можно выделить четыре основные проблемы, которые, по мнению жителей региона, являются сдерживающим фактором для начала предпринимательской деятельности: отсутствие первоначального капитала; отсутствие природной склонности заниматься предпринимательством; отсутствие потребности в смене рода деятельности; отсутствие знаний и практических умений. Существуют определенные зависимости между возрастом респондента и указываемыми проблемами вовлечения в малый бизнес. Гипотеза о том, что граждане одной возрастной категории испытывают схожие пробле-

мы вовлечения населения в малый бизнес - подтверждается частично. Результаты исследования показали, что граждане разных возрастных категорий (в возрасте от 16 до 50 лет) отмечают схожие ключевые проблемы вовлечения в предпринимательство. В то время как жители в возрасте старше 50 лет отмечают другие наиболее важные для них проблемы.

Среди проблем вовлечения населения Байкальского региона в малый бизнес можно выделить проблему развития личностных качеств граждан (прежде всего готовности идти на риск, уверенности в себе, а также изобретательности и творческого подхода).

1. Можно выделить три основных группы социально-экономических препятствий к предпринимательской деятельности:

1) экономическая нестабильность (неустойчивость рынка и сезонность туристического бизнеса, высокие процентные платежи и их колебания);

2) организационные трудности при создании и развитии своего бизнеса и административные барьеры;

3) недостаток знаний, опыта и идей для бизнеса.

В исследовании было рассмотрено влияние возрастной категории респондента и территории, на которой он проживает, на отмеченные им социально-экономические препятствия в качестве наиболее важных. Все респонденты, независимо от возрастной группы в качестве самого значимого социально-экономического препятствия выделили страх потерять свое имущество. Также мнение граждан схоже и по следующим по значимости факторам: жителям препятствует страх задолженности и несоразмерный уровень риска и доходности. Если рассматривать препятствия, отмеченные респондентами как наименьшие по значимости, то там уже видно, что мнения респондентов разных возрастных групп и проживающих на разных территориях - расходятся. Гипотеза о том, что граждане разных возрастных категорий, проживающие на разных территориях (город или район) видят разные социально-экономические препятствия к участию в нем - подтвердилась частично.

В качестве социального препятствия к участию в малом бизнесе можно отнести низкую осведомленность граждан о мерах поддержки предпринимателей, которые существуют в Иркутской области значительная часть респондентов не владеют данной информацией.

2. В целом, следует отметить, что сегодня в Иркутской области формируется положительное отношение к предпринимательству, как роду деятельности, и к самим предпринимателям. По мнению жителей большая часть их знакомых и они сами положительно относятся к данному виду деятельности и в перспективе хотели бы стать предпринимателями. Значительная часть респондентов позитивно относятся к тому, чтобы их дети занялись собственным бизнесом. Следует отметить, что желание заняться предпринимательской деятельностью зависит от возраста респондента. Гипотеза о том, что стремление к созданию своего бизнеса у граждан в возрасте от 16 до 23 лет выше, чем у граждан других возрастных категорий - подтвердилась. Кроме того, следует отметить, что чем старше граждане области, тем их желание стать предпринимателем становится меньше.

3. Большинство граждан Байкальского региона хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью в крупном городе либо на той территории, где проживают. Выбирая сферу предпринимательской деятельности, большинство респондентов остановилось бы на потребительских услугах (в частности, сфере отдыха и развлечений, здоровья и красоты, общественного питания). Вторая по величине доля респондентов остановила свой выбор на торговле (по большей части - розничной торговле). Наименьшая часть опрошенных жителей хотела бы заняться предпринимательской деятельностью в сфере промышленности (при этом самая низкая заинтересованность граждан наблюдается в наукоемком производстве).

4. По мнению большинства опрошенных предпринимательская деятельность обеспечивает высокий уровень доходов, и данный фактор может в наибольшей степени сегодня привлечь человека заняться предпринимательской деятельностью. Также мотивом к предпринимательству для

жителей области может послужить стремление к самостоятельности и независимости. При этом гипотеза о том, что возраст респондента влияет на его мотивы к предпринимательской деятельности - не подтвердилась.

SWOT-анализ туристского потенциала Байкальского региона

1. Сильные стороны

- Выгодное географическое расположение;

- Средняя транспортная доступность;

- Относительно стабильная политическая и социально-экономическая ситуация в г. Байкальске;

- Кадровый потенциал в туристической сфере: 2университета готовят специалистов туристической сферы;

- Высокий рекреационный потенциал: хорошие природно-климатические условия, особенно привлекательные для жителей восточных и северных районов, уникальное разнообразие природного комплекса.

2. Слабые стороны

- Неразвитость туристической инфраструктуры: недостаточное количество гостиничных предприятий и низкий уровень их услуг, отсутствие оборудованных пляжей;

- Проблемы транспортного обслуживания туристов;

- Плохое состояние дорог, улиц, парков, низкий уровень благоустройства территирий;

- Отсутствие информационной базы данных об объектах и субъектах туриндустрии;

- Отсутствие инвестиций и инвестиционных предложений развития сферы туризма в регионе;

- Отсутствие единого сформированного туристического имиджа Байкальского региона в России и за рубежом;

- Недостаточно эффективное распространение рекламных информационных материалов о туристском потенциале области в России и за рубежом;

- Слабая информированность населения о туристском наполнении региона.

3. Возможности

- Развитие туризма может инициировать экономическое развитие территории;

- Сотрудничество с соседними территориями в развитии туризма;

- Участие субъектом малого и среднего бизнеса и администрации муниципалитетов в разнообразных проектах в сфере туризма на российском и международном уровнях;

- Участие администрации муниципалитетов в конкурсах по организации и развитию отдельных перспективных для территории видов туризма: культурно-познавательный, экологический, сельский, военный, этнический;

- Участие в туристических выставках, ярмарках, мероприятиях на российском и международном уровнях;

- Проведение фестивалей, ярмарок, конференций и спортивных мероприятий;

- Привлечение инвестиций малого и среднего бизнеса в туристскую индустрию города;

- Развитие инфраструктуры и улучшение объектов показа города;

- Внедрение системы государственной поддержки развития туризма;

- Включение в федеральные программы и проекты.

4.Угрозы

- Высокий уровень конкуренции с другими территориями региона;

- Недостаток информации о территории приводит к отвлечению внимания потенциальных туристов от региона;

- Недостаток собственных финансовых ресурсов, направляемых на поддержание, реконструкцию субъектов тур;

- Разрушение природных ресурсов;

- Изменения предпочтений потребителей (увеличение спроса на отдых за рубежом в азиатско-тихоокеанском регионе);

- Конкурентное преимущество других субъектов Российской Федерации в сфере развития туризма и в области привлечения федеральных средств на инвестиционные проекты;

- Экономическая и социальная дестабилизация;

- Экологические катастрофы и катаклизмы;

- Непредсказуемость климата;

- Отток туристов на горнолыжный курорт «Гора Бычья».

По результатам проведенного анализа разработанырекомендации по стимулированию развития малого и среднего бизнеса в Байкальском регионе, адресованные следующим целевым группам: руководителям органов федеральной, региональной и муниципальной власти; Иркутскому областному фонду поддержки малого предпринимательства, объединениям предпринимателей и территориальных торгово-промышленных палат, а также владельцам/ руководителям малых и средних предприятий.

Результаты исследования позволили выделить ряд рекомендаций, адресованных всем целевым группам:

- провести анализ причин возникновения выявленных в результате исследования проблем предпринимателей, а также причин недостаточной вовлеченности населения в малый бизнес;

- усилить работу коллегиальных и совещательных структур, в рамках которых будут обсуждены результаты проведенного анализа. Результатом обсуждения будет разработка предложений по усилению поддержки предпринимателей и повышению уровня вовлеченности жителей области в малый бизнес. Это позволит скорректировать и усовершенствовать программы, направленные на решение указанных вопросов;

- повысить эффективность системы информирования предпринимателей и граждан о реализуемых мерах поддержки. При этом более активно использовать современные интернет-технологии (он-лайн консультирование, проведение вебинаров, создание групп в социальных сетях). Поддерживать деятельность средств массовой информации, обеспечивающих наиболее

полное информирование. В целях повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий целесообразно рекомендовать создание сети центров телефонного обслуживания граждан и предпринимателей. Необходимо обеспечить использование единой экспертной системы центров телефонного обслуживания, предназначенной для подготовки ответов на вопросы граждан, поступившие в центр телефонного обслуживания или на «горячую линию».

Рекомендации руководителям органов федеральной, региональной и муниципальной власти:

1) На основе проведенного анализа было установлено, что в поддержке со стороны государственных и муниципальных органов в большей степени нуждаются предприниматели г. Байкальска Иркутской области с опытом работы менее года. Исходя из этого, руководителям органов федеральной, региональной и муниципальной власти особое внимание рекомендуется уделять данному сегменту предпринимателей;

2) Результаты исследования показали, что большинство респондентов из г. Байкальска оценивают роль государственных органов в поддержке предпринимательства как незначительную. Учитывая выявленные тенденции, следует рекомендовать усилить поддержку предпринимателей со стороны государственных органов в вышеназванных городах и городских округах. Такими мерами поддержки могут быть специальные налоговые режимы и упрощенные правила ведения налогового учета, льготы предпринимателям, участвующим в государственных заказах;

3) Эффективность функционирования налоговой системы является важным фактором для развития предпринимательской деятельности в стране. Результаты исследования показали, что большинство предпринимателей г. Байкальска считают данную систему недостаточно эффективной. При этом большинство респондентов в качестве причины такой оценки указали высокий уровень налогообложения. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что предприниматели не в полной мере понимают сущность налоговой сис-

темы и дают оценку ее эффективности с точки зрения одного ее элемента. Таким образом, следует рекомендовать проведение разъяснительных бесед с предпринимателями по данному вопросу;

4) В связи с увеличением конкуренции между горнолыжным курортом «Гора Соболинная» в г. Байкальске и горнолыжным курортом в республике Бурятия «Гора Бычья» происходит отток туристов и по прогнозу, составленному трендовым методом можно отметить, что он в течение трех лет может составить до 50 % от общей численности. В связи с этим на территории г. Байкальска необходимо создавать объекты федерального или международного уровня - например, это международный детский лагерь типа «Артек», бизнес-центр для проведения различный конференций и симпозиумов или различный развлекательных мероприятий - таких как кино и фото фестивали; Кроме того, на территории г. Байкальска возможно создание реабилитационного центра для инвалидов либо образовательного центра для инвалидов, а также создание оздоровительного круглогодичного санатории для детей или взрослых при долевом участии инвестиций предпринимателей и Иркутской области. Также для занятости населения возможно созданием информационных или сервисных центров для обработки какой либо информации.

5) В результате исследования было выявлено, что 12 % респондентов оценивают эффективность действующего законодательства в сфере малого бизнеса в Иркутской областикак недостаточную. Исходя из результатов анкетирования, можно сделать предположение о том, что такая оценка вызвана наличием административных барьеров. В соответствии с этим в качестве мероприятий по повышению эффективности законодательства может быть предложено снижение административных барьеров, более тщательное соблюдение выполнения правовых норм;

6) Результаты исследования показали недостаточно высокий уровень вовлечения населения в предпринимательскую деятельность в виду наличия ряда проблем и социально-экономических препятствий к участию в нем. С

целью повышения уровня вовлеченности населения в малый бизнес целесообразно рекомендовать:

- В программах развития предпринимательства необходимо уделить особое внимание вопросам финансовой поддержки при создании малого бизнеса, а также обучающим и консалтинговым проектам, т.к. отсутствие первоначального капитала и недостаток знаний и практических навыков являются главными сдерживающими факторами для начала предпринимательской деятельности;

- Следует уделить особое внимание формированию условий для минимизации организационных трудностей при создании и развитии своего бизнеса, например, введение режима «одного окна». Режим «одного окна» предполагает однократное обращение заявителя с соответствующим запросом в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

- Обеспечить доступ населения к базе данных об успешно реализованных бизнес-проектах. Создать базу данных «лучших практик» организации бизнеса гражданами РФ, доступную для предпринимателей г. Байкальска Иркутской области.

Использование предложенных рекомендаций позволит повысить качество деятельности руководителей органов федеральной, региональной и муниципальной власти в части развития предпринимательства в г. Байкальске Иркутской области.

Рекомендации Иркутскому областном фонду поддержки малого предпринимательства и администрации г. Байкальска и Слюдяскогорайона:

1) В результате исследования было выявлено, что предприниматели, работающие на территории г. Байкальска, оценивают эффективность функционирования фондов как низкую. Значительная часть субъектов малого предпринимательства г. Байкальска затрудняется оценить деятельность администрации г. Байкальска и Слюдянского района в части поддержки малого предпринимательства. Можно предположить, что трудности в оценке вызва-

ны низкой степенью осведомленности предпринимателей о деятельности данных фондов. В связи с этим рекомендуется наладить систему коммуникаций с предпринимателями г. Байкальска с целью повышения степени их информированности о реализуемых способах поддержки. Для этого целесообразно рекомендовать следующие меры: распространение информации через социальные сети, поддержка специальных тематических разделов для субъектов малого предпринимательства на официальном сайте Иркутского областного фонда поддержки малого предпринимательства, а также пополнение информации на сайтах администрации г. Байкальск и Слюдянского района о программах и мероприятиях поддержки малого предпринимательства; онлайн консультирование субъектов малого и среднего бизнеса по организации и ведению предпринимательской деятельности, а также формах реализуемой поддержки. Консультирование должно осуществляться на постоянной основе, а также во время проведения выставочных и конгрессных мероприятий, проводимых на территории Иркутской области. Следует активизировать проведение информационных встреч, форумов, круглых столов для предпринимателей; информирование о мерах реализуемой поддержки через СМИ, распространение информационных материалов в налоговых инспекциях, пенсионном фонде и других организациях.

2) В исследовании было выявлено наличие большого количества проблем, с которыми сталкиваются жители г. Байкальска при создании своего бизнеса, а также социально-экономических препятствий к участию в нем. Для минимизации действия данных препятствий Иркутскому областному фонду поддержки малого предпринимательства рекомендуется:

- проводить на регулярной основе обучающие и консалтинговые мероприятия (в том числе тренинги личностного роста, начиная со школьников старших классов, в целях формирования личностных качеств предпринимателя);

- активно реализовывать программы льготного финансирования субъектов малого предпринимательства, программы микрокредитования для

предпринимателей с опытом работы до 5 лет, а также программ предоставления финансирования на выполнение стратегических планов развития для бизнеса, функционирующего на рынке более 5 лет;

- организовывать обмен опытом и встречи с успешными предпринимателями как Иркутской области, так и других регионов России, а также других стран.

Рекомендации объединениям предпринимателей

В ходе исследования было выявлено, что большинство предпринимателей, занимающихся бизнесом более года, не испытывают существенной потребности в поддержке со стороны общественных организаций Иркутской области. В то время как начинающие предприниматели (с опытом ведения бизнеса менее года) нуждаются в такой поддержке в значительной степени.

Также было выявлено, что значительная часть предпринимателей г. Байкальска отметили низкую эффективность деятельности общественных организаций и отраслевых ассоциаций. Можно сделать предположение, что это связано со слабым выполнением данными организациями своей ключевой функции - определение интересов предпринимательского сообщества, их лоббирование и защита в органах государственной и муниципальной власти. Таким образом, общественным организациям предпринимателей рекомендуется:

- изучить лучшие практики поддержки предпринимателей со стороны общественных организаций в других регионах России и за рубежом с целью повышения эффективности выполнения данной функции;

- проанализировать возможные способы повышения мотивации предпринимателей к активному участию в деятельности таких организаций.

Рекомендации владельцам/ руководителям малого и среднего бизнеса

Проведенное исследование показало низкую степень осведомленности владельцев малого и среднего бизнеса о мерах поддержки со стороны внешних организаций. В связи с этим рекомендуется:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- более активно участвовать в организуемых данными организациями мероприятиях (форумах, круглых столах, выставках), отслеживать информацию на их официальных сайтах и доводить полученную информацию о мерах поддержки до руководителей своих предприятий;

- инициировать обсуждения проблем предпринимательства, создавая диалоговые площадки с властью;

- вносить предложения по совершенствованию мер поддержки через ассоциации предпринимателей.

Библиографический список:

1. Ковальчук А.П. Анализ направлений развития внутреннего туризма в России // Экономика, предпринимательство и право. — 2014. — № 3 (24). — а 24-29. — https://creativeconomy.ru/articles/60343/

2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 N 644 (ред. от 11.06.2016) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»

3. Чистякова О.В. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа на Байкале: направления развития, специализации // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 3. - с. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.