Научная статья на тему 'Перспективы развития цементной промышленности ЧР: стратегические аспекты'

Перспективы развития цементной промышленности ЧР: стратегические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕМЕНТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЫНОК ЦЕМЕНТА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / CEMENT INDUSTRY / CEMENT MARKET / STRATEGY OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исраилов Хусеийн Лечиевич

В статье изложены основные выводы анализа ситуации по рынку цемента СКФО в контексте формирования стратегии развития цементной промышленности ЧР. Речь, в первую очередь, идет о стратегии развития цементного завода ГУП «Чеченцемент» и обеспечивающей инфраструктуры в условиях активизации поставок цемента из-за рубежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исраилов Хусеийн Лечиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF CEMENT INDUSTRY OF THE CHECHEN REPUBLIC: STRATEGIC ASPECTS

The article describes the main conclusions of the analysis of a situation of the cement market of NCFD in the context of forming a strategy of development of cement industry of the Chechen Republic. First of all, this is about a strategy of development of State Unitary Enterprise «Chechencement» factory and supplying infrastructure in the conditions of activation of cement deliveries from abroad.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития цементной промышленности ЧР: стратегические аспекты»

Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2014_

ИСРАИЛОВ Х.Л.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕМЕНТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЧР:

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье изложены основные выводы анализа ситуации по рынку цемента СКФО в контексте формирования стратегии развития цементной промышленности ЧР. Речь, в первую очередь, идет о стратегии развития цементного завода ГУП «Чеченцемент» и обеспечивающей инфраструктуры в условиях активизации поставок цемента из-за рубежа.

Ключевые слова: цементная промышленность, рынок цемента, стратегия развития.

ВИЛНОУ кн.ь.

PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF CEMENT INDUSTRY OF THE CHECHEN REPUBLIC: STRATEGIC ASPECTS

The article describes the main conclusions of the analysis of a situation of the cement market of NCFD in the context of forming a strategy of development of cement industry of the Chechen Republic. First of all, this is about a strategy of development of State Unitary Enterprise «Chechencement» factory and supplying infrastructure in the conditions of activation of cement deliveries from abroad. Keywords: cement industry, cement market, a strategy of development.

Основой цементной промышленности ЧР является Чири-Юртовский цементный завод, построенный по проекту Харьковского проектного института «Южгипроцемент». Завод запущен в эксплуатацию в январе 1972 г. (первая очередь мощностью 600 тыс. т цемента в год). Вторая очередь была пущена в январе 1975 г. дополнительной мощностью 600 тыс. т цемента в год. Завод работает по «мокрому» способу производства. Этот способ обеспечивает более качественную гомогенизацию смеси и достаточно легкую корректировку сырьевой смеси. Эколо-гичность производства при такой технологии заметно лучше, чем при сухом способе производства. Минус этой технологии — высокая энергоемкость. Продукция ГУП «Чеченцемент» — портландцемент (М500) ДО. Государственный сертификат соответствия требованиям стандарта качества ГОСТ 10178-85 (2002).

Упрочнение позиции ГУП «Чеченцемент» происходит на динамично развивающемся российском цементном рынке, и это диктует необходимость изменения подходов к разработке собственных планов деятельности, одним из инструментов которой должна стать рыночно ориентированная программа, базирующаяся на маркетинговых исследованиях.

Программа развития должна обеспечить решение следующих задач:

1. Оптимизация объемов, условий поставок цемента в регионе и за его пределами.

2. Локализация и определение параметров платежеспособного спроса на цемент в перспективе для предприятий регионов в сегментах корпоративных и частных потребителей.

3. Определение оптимальных с позиции насыщения спроса мест расположения рознично сбытовой сети цемента, а также оптимизации сервисной структуры.

4. Определение финансовой программы на основании установленных рыночных и производственных задач и показателей.

5. Расчет инвестиционной программы предприятия.

6. Определение эффективных методов стимулирования сбыта.

Для подготовки обоснованных ответов на эти и другие вопросы основные качественные параметры внутренней и внешней среды анализируют в контрольном листе SWOT-анализа (табл. 1).

Подробный анализ внешней и внутренней среды, общая оценка потенциала предприятия и его внутренних проблем, а также прогнозы развития регионального рынка цемента позволяют сделать следующие выводы:

1. На рынке наблюдается усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей (Иран, Турция, Белоруссия и т. д.), формируются и реализуются планы по расширению производственных мощностей предприятиями-конкурентами [1]. В частности, реализация всех проектов приведет к тому, что производство в ЮФО и СКФО достигнет 28 млн т [2].

2. Прогнозируется рост потребления цемента 5—7% в год и ежегодный рост цен на уровне 8— 10%[2]. Кроме того, следует отметить демографический фактор в республиках СКФО, который, как правило, не отмечается аналитиками. Поскольку с начала 1990-х годов наблюдается всплеск рождаемости в ЧР, РИ, РД, то частное домостроение в регионе имеет устойчивую тенденцию к росту.

Таблица 1

SWOT-анализ привлекательности ГУП «Чеченцемент»

Сильные стороны предприятия Слабые стороны предприятия

Устойчивое положение на рынке региона Обеспеченность качественной сырьевой базой Высокий уровень качества продукции Конкурентоспособная цена продукции Отработанная технология производства цемента Возможности в области расширения сортамента продукции Большие резервы по оптимизации затрат Наличие запасов производственной мощности Финансовая независимость от кредиторов Конкурентоспособность на региональном уровне размера заработной платы основных категорий работников. Низкая текучесть кадров Высокий профессиональный уровень ключевых категорий персонала основного производства Значительный износ оборудования (физический и моральный) и слабые темпы его обновления Полная зависимость от вышестоящей организации Устаревшие технологии производства Отсутствие железнодорожного сообщения Неэффективность взаимодействия различных подразделений в достижении целей организации Относительная нехватка емкостей технологических складов Нехватка собственных средств на внедрение новейших технологий и техники Высокая сезонная зависимость реализации продукта Низкие темпы появления новых клиентов Недостаточная активность за пределами республики Отсутствие рекламной политики Относительно высокая возрастная структура кадров Недостаток резерва кадров Неконкурентоспособная (слишком низкая) заработная плата ряда категорий работников. Неразвитая система социальных льгот и компенсаций. Недостаточная эффективность системы оплаты труда и премирования Отсутствие системы подготовки и продвижения основных категорий персонала

Потенциальные возможности Потенциальные угрозы

Устойчивый рост потребления цемента в регионе и стране в целом Устойчивый рост цен на продукцию Реализация в строительной отрасли региона инфраструктурных проектов Возможности проникновения на целевой рынок в РИ, РСО, РД Усиление конкуренции, обусловленное ростом производственных мощностей ближайших конкурентов Рост поставок цемента на региональный рынок из-за рубежа

* Авторская разработка.

3. В настоящее время ГУП «Чеченцемент» может осуществлять поставки только автотранспортом, поэтому предприятие может потенциально занять основную рыночную нишу только в ЧР, РСО, РИ, западных районах РД. Для выхода на другие рынки необходим железнодорожный транспорт. Каждый производитель цемента локализован в своем районе, поэтому продуманная политика транспортировки имеет большое значение. В настоящее время завод отпускает 2400-2500 т продукции в сутки. Максимально возможный уровень реализации (автотранспортом) до 3000 т в сутки, что соответствует текущему использованию производственной мощности предприятия.

4. Отсутствие железнодорожного сообщения увеличивает затраты предприятия при поставке необходимых материалов, затрудняет доставку крупногабаритных грузов.

5. В строительной отрасли республики предполагается реализация ряда важных инфраструктурных проектов, что, безусловно, положительно скажется на динамике строительных работ и увеличит спрос на цемент.

6. Предприятие производит высококачественный портландцемент М 500 (ДО) который является наиболее востребованным в строительстве, но спрос имеет ярко выраженную сезонную зависимость. Выход на рынок Азербайджана (расстояние 370-400 км) при наличии железнодорожного сообщения позволил бы практически целиком загрузить мощности в зимний период.

7. На предприятии сравнительно низкий уровень производительности труда, но при этом имеется хороший финансовый потенциал, что позволяет заводу активно развивать производственную инфраструктуру.

8. Завод имеет мощную сырьевую базу, что снимает вопрос по основному сырью на весь срок эксплуатации технологических линий завода. Однако организация поставки сырья нуждаются в оптимизации.

Анализ все вышеперечисленных условий функционирования ГУП «Чеченцемент» позволяет сделать вывод, что основными стратегическими целями завода как базы развития цементной промышленности ЧР должны являться:

1. Максимальное освоение производственных мощностей приблизительно на уровне 1 млн

_Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2014_

т производства цемента к 2017 г. (только после этого может ставиться вопрос о строительстве дополнительной технологической линии производства цемента).

2. Занять устойчивое положение на рынке цемента не только в ЧР, но и РИ, РСО, РД, КБР, с тем чтобы иметь плацдарм для расширения рыночного сегмента в будущем (в случае строительства дополнительной технологической линии).

3. Получить возможность поставлять цемент в Закавказье, что обеспечит загрузку производственных мощностей в зимний период.

4. Создание системы подготовки и продвижения основных категорий персонала.

Для этого необходимо обеспечить комплекс мер стратегического характера. Так, согласно прогнозам в 2015 г. производство цемента на линиях ГУП «Чеченцемент» превысит потребности внутри республики, следовательно, принципиальным вопросом становится развитие транспортной инфраструктуры, снижение транспортных издержек, что позволит расширить географию поставок. Учитывая расположение завода, оптимальным является строительство железнодорожной линии «Цементный завод — ст. Аргун» (оценочная стоимость строительства — 1 200 млн руб.).

Уже сейчас необходимо обеспечить рост производительности труда и снижение непроизводительных потерь времени, для этого необходимы мероприятия в кадровой и производственной сферах.

В первом случае необходимо обеспечить эффективное обучение производственного персонала, использовать совмещение функций для опытных сотрудников, использовать методы нормирования труда для анализа и оптимизации трудовых процессов.

Во втором случае необходимо ликвидировать узкие места в технологическом процессе производства. В частности: замена оборудования РУ-1, РУ-2, восстановление внутриплощадоч-ных коммуникаций, замена холодильника печи № 1 и т. п.

В дальнейшем целесообразно рассмотреть вопрос о строительстве технологической линии по транспортировке известняка. Ввиду дороговизны данного проекта (оценка — 1 800 млн руб.) его следует рассматривать сугубо с финансово-экономической точки зрения. В отличие от предыдущих, данный проект преследует снижение транспортных расходов, но не расширяет рыночных возможностей в смысле реализации продукции. Проект следует реализовывать, если инвестиции окупаются снижением затрат.

В табл. 2 представлены основные стратегические цели и их параметры.

Таким образом, все обозначенные цели являются инвестиционными проектами (за исключением оптимизации кадровой политики). Сроки достижения целей согласованы с прогнозом финансовых возможностей завода.

Таблица 2

Инвестиционные проекты ГУП «Чеченцемент» на период 2013-2018 гг. обеспечивающих достижение стратегических целей развития*

№ п/ п Цели развития Срок реализации, года Объем инвестиций (оценка), млн руб. Основной эффект

1 Замена физически устаревшего оборудования РУ-1, РУ-2 2013—2014 30,0 1. Обеспечение бесперебойности технологических процессов 2. Снижение затрат на ремонт оборудования 3. Повышение производительности труда (экономия численности)

2 Замена холодильника печи № 1 2013—2014 75,0

3 Восстановление внутриплощадочных коммуникаций 2013—2014 130,0

4 Строительство железнодорожной линии Цементный завод — ст. Аргун 2014—2016 1 200,0 1. Использование производственного потенциала завода на полную мощность за счет расширения географии поставок 2. Снижение затрат на доставку грузов (особенно крупногабаритных)

5 Строительство технологической линии по транспортировке известняка 2016—2018 1 800,0 Значительное снижение транспортных расходов на доставку сырья

6 Внедрение системы обучения и наставничества с 2014 5,0 (ежегодно) 1. Экономия рабочего времени, снижение непроизводительных потерь 2. Повышение культуры производства

* Авторская разработка.

Для более эффективного функционирования ГУП «Чеченцемент» в будущем, расширения его рынков сбыта, в рамках глобальной стратегии развития предприятия, направленных на достижение досрочных задач и целей, можно предложить разные варианты дальнейшего развития предприятия:

1. Снижение затрат и себестоимости на определенный вид продукции — ценовая стратегия.

2. Усиление предприятием использования рекламы и промоушен в качестве основных средств маркетинговых коммуникаций — рыночная стратегия.

3. Определение вида посредников в различных географических регионах и расширение канала распределения — сбытовая стратегия.

Разумеется, речь идет о комбинации в использовании этих подходов. Эти стратегии предполагают наиболее полное использование имеющихся возможностей предприятия: маркетинговых, технологических, организационных. Они основываются на устранении слабых мест в маркетинговой и производственной деятельности, что позволит увеличить долю на рынках, где реализовывается продукция фирмы.

1. Снижение затрат и себестоимости портландцемента, тарированного в мешки по 50 кг — ПЦ 500 ДО.

Расходы при этом виде маркетингового планирования будут содержать текущие и единовременные затраты, связанные с увеличением мощности предприятия и модернизации технологического оборудования, при:

— реконструкции цеха помола путем модернизации мельниц. При этом будут производиться высокомарочные цементы, которые усилят конкуренцию;

— использовании при обжиге клинкера альтернативных видов топлива для частичной замены природного газа;

— в целях снижения удельного расхода электроэнергии и сжатого воздуха при помоле и транспортировке цемента для повышения производительности цементных мельниц на предприятии можно предложить расширение использования замкнутого цикла помола с новыми сепараторами, внедрить оригинальные внутри мельничные устройства, применить новые ин-тенсификаторы помола. Это позволит улучшить физико-химические свойства цемента, сократить время производства, получить цементы с высокой удельной поверхностью.

Снижение текущих затрат и себестоимости товара в целом обуславливает возможность снижения его отпускной цены (ценовая конкуренция), а значит, возможность роста объема продаж соответственно ценовой эластичности спроса на данный товар. В этом случае эффективность маркетингового мероприятия выразится в увеличении выручки от реализации продукции.

2. Расширение рекламной деятельности.

Реклама не только позволяет информировать потребителей о товаре, на который есть спрос на рынке, но и создать этот спрос, в особенности на развивающихся рынках.

С целью наиболее эффективного решения стратегических задач в области рекламы необходимо четкое представление о бизнесе и особенностях товара, знать сильные и слабые стороны предприятия, обладать информацией о рынке, знать возможности, которые он предлагает, и представлять себе проблемы деятельности на этом рынке.

Реклама оказывает влияние на маркетинг, которое трудно уловить и конкретизировать. Необходимо четко спланировать рекламную кампанию в отношении сроков, средств рекламы, задействованных в кампании, рекламного бюджета и т. д.

Создание рекламной кампании должно быть направлено, в основном, на такой растущий сегмент рынка цемента, как население, с целью информирования данных потенциальных покупателей о существовании специализированных магазинов ГУП «Чеченцемент», созданных именно для работы с данными лицами.

Данная рекламная кампания будет включать в себя:

- создание рекламных щитов по Чеченской Республике;

- выпуск буклетов с описанием свойств различных марок и видов цементов и также сфер их использования, по которым любой покупатель сможет самостоятельно определиться с выбором необходимой ему марки. Данные буклеты будут предлагаться в фирменных магазинах предприятия;

- увеличение выручки предприятия от проведения рекламной кампании произойдет из-за:

а) увеличения объемов от продаж от 3 до 10%;

б) более высоких цен на тарированный цемент.

3. Определение вида посредников, расширение канала распределения в различных географических регионах

Решение о выборе канала распределения — одно из самых важных и сложных решений, которые необходимо принять руководству.

Каналом нулевого уровня является канал, по которому товар напрямую попадает от производителя к потребителю. Канал первого уровня — канал, при котором товар попадает от про-

_Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2014_

изводителя к потребителю через розничного торговца; канал второго уровня — канал с использованием еще и оптового торговца, и т. д.

Наиболее приемлемым является вариант, когда канал распределения состоит из независимого производителя и нескольких представителей.

Одной из проблем цементного производства в России являются сезонные колебания спроса. Зимой объем спроса падает более чем в 2,5 раза. В мировой практике при нерегулярном спросе используется синхромаркетинг, задача которого поиск способов сглаживания спроса с помощью гибких цен, методов продвижения и других инструментов маркетинга. Для ГУП «Чеченцемент» было бы целесообразно разработать гибкую систему скидок для потребителей, желающих приобрести товар и в зимнее время.

Одним из вариантов сглаживания является заранее спланированный переход на зимнее время на другой рынок (Закавказье). Существенную помощь в этом должны оказать созданные в этих регионах представительства и дилеры.

Литература

1. Россия в цифрах. 2012 : крат. стат. сб. — M. : 2012.

2. Прогнозы развития рынка цемента регионов южной России до 2020 г. — М. : Аналитическое агентство «Амикрон консалтинг», 2011.

References

1. Russia in Numbers. 2012 : A short collection of articles. — M. : 2012.

2. Forecasts of the Development of the Cement Market of Southern Russian Regions by 2020. — M. : «Amicron consulting» analytical agency, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.