Научная статья на тему 'Перспективы развития транспортировки нефти и газа'

Перспективы развития транспортировки нефти и газа Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1218
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СИСТЕМА МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕ- И ГАЗОПРОВОДОВ / ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОЙ СИСТЕМЫ / ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Акимочкин И. В.

Роль трубопроводного транспорта в стратегических поставках российской нефти и газа очевидна и является предметом не только экономических, но и политических исследований. Нефтяной экспорт рассматривается как важнейший фактор влияния на другие страны и одновременно - как один из главных источников получения средств для дальнейшего развития экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития транспортировки нефти и газа»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

И.В. Акимочкин, МГИМО (У) МИД РОССИИ, e-mail: Seeluft@rambler.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И ГАЗА

Роль трубопроводного транспорта в стратегических поставках российской нефти и газа очевидна и является предметом не только экономических, но и политических исследований. Нефтяной экспорт рассматривается как важнейший фактор влияния на другие страны и одновременно - как один из главных источников получения средств для дальнейшего развития экономики страны.

Немаловажное влияние на экспортную политику России будут оказывать пропускная способность ее транспортных коммуникаций, стоимость и качество транспортного обслуживания возрастающих по объему и числу направлений перемещения нефтяных грузов. Россия является крупнейшим в мире экспортером нефти, однако нехватка трубопроводов приводит к тому, что она может экспортировать менее двух третей из десяти миллионов баррелей нефти, добываемых ею ежедневно. В этой связи повышается актуальность дальнейшего развития транспортной инфраструктуры.

В транспортировке нефти на перспективу обозначены следующие направления:

• реконструкция объектов нефтепроводов и системная организация технологических режимов их работы;

• сокращение потерь нефти;

• внедрение автоматизированных систем управления и телемеханики;

• улучшение технического состояния нефтеперекачивающих агрегатов;

• широкое внедрение резервуаров с плавающей крышей1.

В целях реконструкции объектов нефтепроводов в январе 2012 г. на заседании Совета директоров АК «Транснефть» была утверждена Программа стратегического развития ОАО «АК «Траснефть» на период до 2020 года.

Цель Программы - развитие системы магистрального трубопроводного

1 http://www.energystrategy.ru/projects/docs/ ES-2030_(utv._N1715-p_13.11.09).doc.

2 http://www.transneft.ru/projects/310./

3 http://www.transneft.ru/projects/310/.

транспорта Российской Федерации для полного обеспечения потребностей в транспортировке нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке и экспортных поставок на основе применения современных передовых отраслевых технологий, обеспечивающих высокий уровень надежности, промышленной и экологической безопасности, а также оптимальный уровень затрат для компании и потребителей услуг2. Достижение цели Программы осуществляется за счет выполнения следующих мероприятий:

• увеличение мощности системы магистральных нефтепроводов для обеспечения транспортировки нефти в 2020 г. в соответствии с планируемыми объемами добычи нефти на эксплуатируемых месторождениях и объемами с новых месторождений, которые разрабатываются нефтяными компаниями;

• повышение производительности труда, с обеспечением роста на 5% в год;

• инновационное развитие производственной деятельности;

• обеспечение надежности эксплуатируемой системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на основе результатов диагностики, реконструкции и модернизации основных фондов;

• повышение экологической и промышленной безопасности производственных объектов компании3.

Для обеспечения растущей потребности в развитии сети магистральных нефтепроводов в период с 2012 по 2020 г. потребуется строительство около 1500 км линейной части, строительство и реконструкция 43 НПС, строительство около 800 тыс. м3 резервуарной емкости. Инвестиционные затраты на развитие системы магистральных нефтепроводов составят до 356 млрд руб.4 Развитие трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов будет осуществляться адекватно росту

260 255 250 2+5 240 235

2006 2007 200П ZO09 2010 2011

Рис. 1. Объемы экспорта сырой нефти с 2006 по 2011 г., млн т Источник: составлено автором на основе данных, опубликованных ЦБ РФ «Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000-2011 годы (по данным ФТС России и Росстата)» (http://www.cbr.ru/statistics)

объемов и диверсификации внешних и внутренних поставок жидких углеводородов. При этом планируется решать задачи дальнейшего увеличения доли трубопроводной транспортировки жидких углеводородов в общем объеме транспортировки нефти и особенно нефтепродуктов, обеспечения условий для формирования новых нефтедобывающих регионов страны, обеспечения баланса между необходимыми объемами транспортировки нефти и пропускной способностью транспортной системы, а также уменьшения зависимости России от транзита нефти и нефтепродуктов по территориям сопредельных государств.

Основными в сфере развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов являются следующие проекты:

• завершение строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан пропускной способностью 80 млн т нефти в год;

• строительство нефтепровода Унеча

- Усть-Луга (вторая нитка Балтийской трубопроводной системы);

• развитие экспортных нефтяных и нефтепродуктовых терминалов в портах Приморск, Усть-Луга, Находка;

• развитие системы нефтепродукто-проводов страны (вывод на проектную мощность нефтепродуктопровода «Север», строительство нефтепродуктопровода Андреевка - Уфа - Субханкулово

- Альметьевск - Кстово, строительство нефтепродуктопровода «Юг»)5. Помимо трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов будет развиваться и морская транспортировка жидких углеводородов, в том числе из прибрежных районов российской части Арктики.

На первом этапе реализации Энергетической стратегии России (2008-2015 гг.) российский нефтяной комплекс обеспечит необходимые объемы добычи и экспорта нефти в соответствии с динамикой внутреннего и внешнего спроса в условиях выхода страны из экономического кризиса, а также необходимый прирост пропускной способности магистральных трубопроводов и экспортных терминалов. Будет завершен ряд ключевых неотложных инфраструктурных проектов внутрироссийского и экспортного значения, включая нефтепровод Бургас - Александруполис,вторую нитку

Балтийской трубопроводной системы, нефтепродуктопроводы «Север» и «Юг», морские нефтяные терминалы в гг. Приморске, Усть-Луге и Находке.

Развитие экспортной инфраструктуры транспорта нефти позволит России диверсифицировать направления экспортных поставок и снизить транзитные риски на западном направлении. Строительство российских морских нефтяных терминалов и портовой инфраструктуры для экспорта нефти обеспечит Россию собственной полноценной экспортной инфраструктурой (от скважины до порта) и снизит зависимость России от других стран в этом вопросе.

По экспорту газа Россия также занимает лидирующие позиции, сохранение которых в будущем сильно зависят от перспектив развития транспортной инфраструктуры.

В этой связи стратегическими целями развития газовой промышленности являются развитие единой системы газоснабжения и ее расширение на восток России.

Перспективными направлениями в сфере транспортировке газа будут являться следующие:

• реконструкция газотранспортных объектов и системная организация технологических режимов работы магистральных газопроводов;

• сокращение потерь газа;

• внедрение автоматизированных систем управления и телемеханики;

• улучшение технического состояния газоперекачивающих агрегатов;

• внедрение высокоэффективных газотурбинных приводов для газоперекачивающих агрегатов с высоким коэффициентом полезного действия;

• расширение использования газоперекачивающих агрегатов с регулируемым электроприводом6.

В целях поддержания высокого уровня надежности газотранспортной системы ОАО «Газпром» на системной основе реализует комплексные программы реконструкции и технического перевооружения газотранспортных объектов. Основные задачами реконструкции объектов газотранспортной системы следующие:

• ликвидация узких мест в газотранспортной системе с учетом существующей и перспективной загрузки газопроводов;

• поддержание достигнутого уровня технически возможной производительности газотранспортной системы путем проведения комплексной реконструкции компрессорных станций и линейной части газопроводов;

• повышение производительности участков газотранспортной системы для создания запаса, необходимого для проведения работ по капитальному ремонту газопроводов в оптимальных объемах;

• повышение гибкости и маневренности работы газотранспортной системы путем строительства межсистемных перемычек;

• подготовка газопроводов к проведению внутритрубной диагностики;

• повышение надежности газоснабжения потребителей путем реконструкции газопроводов-отводов и газораспределительных станций;

• поддержание достигнутых показателей подземных хранилищ газа (ПХГ) с высокой степенью их надежности на базе высокоэффективного оборудования;

• дальнейшее наращивание показателей эффективности ПХГ7.

В 2010 г. ОАО «Газпром» разработало проект программы «Комплексного капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов ОАО «Газпром» на 2011-2015 гг.» и проект «Комплексной программы реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа и компрессорных станций подземных хранилищ на 2011-2015 гг.».

Осуществляется строительство новых газопроводных систем. Построен газопровод «Голубой поток», введен в эксплуатацию завод по производству сжиженного природного газа на острове Сахалин,начато строительство газопроводов «Северный поток» и «Северные районы Тюменской области - Торжок», приняты решения о начале строительства Прикаспийского газопровода и газопровода «Южный поток».

В сфере транспортировки газа дальнейшее развитие получит единая система газоснабжения путем подключения к

4 Там же.

5 http://www.energystrategy.ru/projects/docs/ ES-2030_(utv._N1715-p_13.11.09).doc.

6 http://www.energystrategy.ru/projects/docs/ ES-2030_(utv._N1715-p_13.11.09).doc.

7 http://www.gazprom.ru/production/ transportation/reliability/.

WWW.NEFTEGAS.INFO

\\ экономика и управление \\ 75

экономика и управление

ней новых объектов любых форм собственности (в том числе на основе долевого участия). Будет происходить ее экономически целесообразное постепенное расширение на восток страны. Согласно Энергетической стратегии России до 2030 г., протяженность магистральных газопроводов возрастет на 20-22 тыс. км к концу 2020 г. и на 30-35 тыс. км - к концу 2030 г., в том числе за счет новых экспортных направлений. Будут реконструированы и модернизированы действующие магистральные газопроводы общей протяженностью 20 тыс. км к 2020 г. и 40 тыс. км - к концу 2030-го8.

В области развития новых экспортных маршрутов приоритетная роль отводится реализации проекта «Северный поток». Российский газ по этому газопроводу будет поступать на европейский рынок, минуя территории третьих стран.

Большое значение будет также иметь создание газопровода «Южный поток», замыкающего Южно-Европейское газотранспортное кольцо.

Для подачи газа Штокмановского месторождения в северо-западную часть России планируется строительство газопровода из северных районов Мурманской области с подключением к единой системе газоснабжения в районе г. Волхова.

Важнейшим проектом после 2010 г. станет строительство многониточной газотранспортной системы протяженностью 2400 км для транспортировки газа с месторождений полуострова Ямал в район компрессорной станции Ухта и далее до г. Торжка.

В рамках реализации программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы газоснабжения будет проводиться поэтапное формирование системы газопроводов в этих регионах России для поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь в Республику Корея и Китай, с возможным в случае экономической эффективности подключением к единой системе газоснабжения.

8 http://www.energystrategy.ru/projects/docs/ ES-2030_(utv._N1715-p_13.11.09).doc.

9 Транспортировка и хранение газа / официальный интернет-сайт компании «Газпром» (www.gazprom.ru).

Наряду с трубопроводной транспортировкой газа в России будут активно развиваться проекты в сфере производства и транспортировки сжиженного природного газа в первую очередь для усиления экспортных позиций Российской Федерации на внешнем рынке. Сочетание поставок сжиженного природного газа с хорошо развитой газотранспортной инфраструктурой даст мощный импульс для повышения эффективности экспорта газа с одновременной диверсификацией рынков сбыта. Это позволит выйти на совершенно новые для России рынки, в частности США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Согласно Энергетической стратегии России до 2030 г., в период 2008-2015 гг. будет завершен ряд важнейших неотложных инфраструктурных проектов международного и национального значения, в том числе газопровод «Северный поток», газопровод «Северные районы Тюменской области - Торжок». Реализация указанных инфраструктурных проектов позволит подготовить транспортную инфраструктуру для начала масштабного освоения полуострова Ямал, снизить транзитные риски в отношении экспорта газа на европейском направлении и обеспечить возможность расширения транзита центральноазиатского газа в Европу с использованием российской газотранспортной системы.

Наряду с развитием трубопроводной инфраструктуры будет развиваться система подземного хранения газа, которая позволит создать оперативные резервы газа в главных регионах его потребления с целью минимизации рисков топливоснабжения в пиковые периоды спроса.

На сегодняшний день на территории России эксплуатируются 25 объектов ПХГ. Помимо этого, Газпром использует и зарубежные ПХГ, в частности в Европе (Австрия, Сербия, Германия, Великобритания), которые позволяют компенсировать пики спроса в 3 млрд куб. м9. Кроме перспектив расширения географии поставок российской нефти хотелось бы отметить потенциал внедрения новых технологий в процесс транспортировки.

В настоящее время многие из российских инновационных компаний ведут активный научный поиск в этом направ-

лении, пытаясь найти пути внедрения новых технологий в практической плоскости.

Главные направления этого движения

- удешевление трубной продукции, сокращение затрат на строительномонтажные работы, а также издержек, связанных с дальнейшей эксплуатацией трубопровода.

В последнее время решение многих из перечисленных задач с успехом решают полимерные трубопроводные системы, которые в силу свойств материала позволяют экономить немалые средства не только во время их сооружения, но и в период эксплуатации трубопроводов.

Успех проложенных полимерных трубопроводов для транспортировки газа, воды и нефтепродуктов это подтверждает. Рынок применения стабильно и хорошо растет с каждым годом, давая дополнительный стимул к модернизации и увеличению производственных мощностей, стимулируя производителей сырья к производству более современных марок полимеров, создает условия для импортозамещения и повышения конкурентоспособности отрасли.

В настоящее время активно идет поиск оптимальных решений для полимерных трубопроводных систем в области транспортировки углеводородов. Здесь основной задачей является проблема устойчивости к высоким давлениям на внутреннюю поверхность трубы.

Эту задачу во многом решают различные инновационные компании. Создано и запущено в опытную и промышленную эксплуатацию несколько различных полимерных трубопроводов - полиэтиленовые и стеклопластиковые. Все эти трубы имеют композитную структуру, состоящую из самого полимерного материала и армирующего слоя, удерживающего трубу от разрушения большими давлениями или гидроударами. Для решения проблемы давления эти трубы обычно имеют армирующий слой, не всегда совпадающий по своим физико-химическим характеристикам с основным материалом, из которого изготовлены трубы. Тем не менее уже существуют решения, берущие начало в ракетно-космической отрасли, позволяющие говорить о целостной армированной конструкции, удерживающей давление до 200 атмосфер.

Но полимеры не смогут полностью вытеснить сталь. Есть сферы, где применение стальных трубопроводов оправданно со всех точек зрения. Тем не менее заставить трубу работать более эффективно можно. Существует проблема пропускной способности и коррозии трубы, которая решается, например, с помощью новейших технологий покрытия внутренней поверхности специальными составами.

К одной из них следует отнести технологию нанесения защитных антикоррозийных металлизированных покрытий на металлопрокат, в том числе алюминиевых покрытий на внешнюю и внутреннюю поверхности магистральных стальных труб путем газотермического напыления сверхзвуковым «плазмотроном», позволяющая повысить срок эксплуатации изделий до 50 лет. Также существуют технологии покрытия внутренних поверхностей труб специальными лакокрасочными материалами, стеклоэмалями, фторопластами и др. Есть также и очень узкие отрасли применения новых технологий в трубопроводных системах. Использование новых технологий лазерной закалки в обсадных муфтах исключает высокие экономические потери и позволяет добиться высокой износостойкости и долговечности муфт. Не секрет, что экономические потери от механических повреждений обсадных муфт весьма и весьма велики, особенно на участке резьбовых соединений. Тем не менее лазерная закалка позволяет добиться существенной экономии вследствие повышения износостойкости и устойчивости к механическими повреждениям. Наряду с танкерными перевозками нефти и газового конденсата от перевалочных и береговых терминалов перспективным видом транспорта углеводородов считается использование

подводных морских трубопроводов. Как показал опыт канадских и американских нефтегазодобывающих компаний, именно отсутствие морских трубопроводов стало одним из негативных факторов, сдерживающих дальнейшее развитие добычи углеводородов. Анализ накопленного в России и мире опыта проектирования, строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов, новые знания, полученные фундаментальной и прикладной наукой, позволяют представить на концептуальном уровне черты трубопроводов нового столетия.

Магистрали XXI в. будут, вне всякого сомнения, высокоэффективными трубопроводами нового поколения, наделенными высоким уровнем обеспечения надежности и безопасности, чистыми в экологическом отношении. Значительно снизятся энергоемкость и энерговооруженность транспорта нефти и газа, причем само энергосбережение рассматривается как новый источник энергии.

В дальнейшем, без сомнения, получат признание стеклопластиковые и металлостеклопластиковые трубы.Это в немалой степени будет связано с тем фактом, что в магистральном транспорте на первый план выдвинутся принципы его оптимальности: по взаимосвязанному технологическому и экономическому режиму, по растущей значимости экологической безопасности и мониторинга.

Новое развитие получат строительные технологии. Помимо совершенствования контактной и газоэлектрической сварки с автоматическим самоконтролем процессов широкое применение найдет и лазерная сварка. Принципиально по-новому будут строиться подводные переходы, повышенная надежность и безопасность которых

станет достигаться с помощью использования метода наклонно-направленного бурения. На российском рынке уже появились специализированные компании для выполнения подобных работ. Трубопроводный транспорт представляет собой главный канал сбыта российских углеводородов как на внутреннем, так и на внешних рынках. Безусловно, качественное развитие трубопроводной экспортной сети позволит России занять более серьезные позиции и еще более укрепиться в системе поставок нефти и газа на международной арене.

В этой связи возникает необходимость в осуществлении капиталовложений в развитие трубопроводов и их пропускной способности. Помимо этого, важно также осуществлять реконструкцию объектов нефтепроводов и системную организацию технологических режимов их работы, сократить потери нефти, внедрить автоматизированные системы управления и телемеханики и т.п. Важно также осуществлять строительство качественно новых трубопроводов, способных экспортировать крупные объемы нефти и газа в такие регионы, как Европа и Азия. Основными проектами в газовой сфере на сегодняшний день являются «Южный и Северный потоки», развитие месторождения «Штокман» и строительство завода по сжижению газа в рамках данного проекта.

В нефтяной сфере к важнейшим проектам можно отнести «Восточная Сибирь

- Тихий Океан - 2», «Бургас - Александрополис».

Несомненно, первостепенной задачей является выход на рынок АТР, что позволит диверсифицировать направления экспорта и снизить зависимость от Европы, тем самым увеличив доходы бюджета и укрепив позиции России на одном из наиболее динамично развивающихся региональном рынке.

Литература:

1. ЦБ РФ «Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000-2011 годы (по данным ФТС России и Росстата)» (http:// www.cbr.ru/statistics).

2. http://www.energystrategy.ru/projects/docs/ES-2030_(utv._N1715-p_13.11.09).doc.

3. http://www. transneft. ru/projects/310/.

4. http://www.energystrategy.ru/projects/docs/ES-2030_(utv._N1715-p_13.11.09).doc.

5. http://www.gazprom.ru/production/transportation/reliability/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Транспортировка и хранение газа/ официальный интернет-сайт компании «Газпром» (www.gazprom.ru).

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, система магистральных нефте- и газопроводов, проблемы экспортной инфраструктуры, развитие трубопроводной системы, основные проекты транспортной инфраструктуры.

WWW.NEFTEGAS.INFO

\\ ЭКОНОМИКА и управление \\ 77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.