Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
труд / технология / предпринимательство / педагогическое образо-вание / подготовка учителей / техническое образование / педагоги / labour / handicrafts / training of teachers / technical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дульчаева Ирина Львовна

На современном этапе актуальным является вопрос подготовки инже-нерных кадров в технологическом образовании, а также развитие в школах предмета «Технология», поскольку как при изучении данного предмета обучающиеся знако-мятся с перспективными технологиями и высокотехнологичными отраслями произ-водства. Предмет имеет политехническую и практическую направленность обучения. В статье сделан обзор истории подготовки учителей труда (технологии), представле-ны педагоги, стоявшие у истоков технологического образования в вузе Бурятии, по-казано современное состояние подготовки учителей технологии и перспективы раз-вития и более подробно раскрыты этапы становления технологического образования в Бурятском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дульчаева Ирина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TECHNICAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA: HISTORY AND MODERNITY

The problem of training engineering personnel is relevant at the present stage of education development. Handicrafts plays an important role in technical education, since students when studying this discipline get acquainted with promising technologies and high-tech industries. The discipline has a polytechnical and practical direction. The article reviews the history of training teachers of Handicrafts and describes in detail the stages of the development of technical education in the higher educational institution of the Republic of Buryatia — Buryat State University. We have presented the names of teachers who stood at the origins of technical education at the university. The article also shows the current state of training handicraft teachers and prospects for its development. In the context of changes in the concept of technical training the introduction of new federal state educational standards for basic general education is of great relevance for training future handicraft teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Научная статья УДК 378.14

Б01: 10.18101/2307-3330-2022-3-4-14-18

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© Дульчаева Ирина Львовна

кандидат педагогических наук, доцент,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

dil71@mail.ru

Аннотация. На современном этапе актуальным является вопрос подготовки инженерных кадров в технологическом образовании, а также развитие в школах предмета «Технология», поскольку как при изучении данного предмета обучающиеся знакомятся с перспективными технологиями и высокотехнологичными отраслями производства. Предмет имеет политехническую и практическую направленность обучения. В статье сделан обзор истории подготовки учителей труда (технологии), представлены педагоги, стоявшие у истоков технологического образования в вузе Бурятии, показано современное состояние подготовки учителей технологии и перспективы развития и более подробно раскрыты этапы становления технологического образования в Бурятском государственном университете.

Ключевые слова: труд, технология, предпринимательство, педагогическое образование, подготовка учителей, техническое образование, педагоги.

Для цитирования

Дульчаева И. Л. Перспективы развития технологического образования в Республике Бурятия: история и современность // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2022. № 3-4. С. 14-18.

Впервые труд как учебный предмет начал вводиться в школы в Финляндии в 1866 г. В России об этом упоминается в 1884 г. в документе «Проект общего нормального плана промышленного образования в России» [1].

Рис. 1. Системы преподавания труда в Европе

Шведская система была нацелена на достижение конечного результата и взята за основу в России. Подготовкой учителей занимался Санкт-Петербургский

учительский институт. В Бурятии подготовку учителей труда начали только в 1972 г. [1].

Большую работу для открытия новой специальности провели ректор Бурятского государственного педагогического института им. Д. Банзарова И. А. Бату-даев, декан физико-математического факультета В. Д. Дылгеров, преподаватели кафедры общей и теоретической физики С. Н. Дуболазов, А. В. Ратников, Г. Н. Назаров и др. Первым заведующим кафедрой общетехнических дисциплин был назначен кандидат физико-математических наук, доцент В. В. Левенко [2; 3; 4].

В первые годы становлению новой специальности в Педагогическом институте способствовали заместители декана физико-математического факультета В. В. Кибирев, В. И. Тихоньких, Г. Н. Назаров. В 1976 г. был осуществлен первый выпуск учителей по специальности «Общетехнические дисциплины и труд» [2; 4]. В 1978 г. на кафедру ассистентом был принят Г. А. Корытов с опытом работы в сельской школе, и настоящее время продолжающий обучать техническим дисциплинам и методике преподавания технологии.

Специальность была открыта на индустриально-педагогическом факультете, деканами которого в свое время работали С. Д. Намсараев, Ю. П. Атутов, Н. П. Пешняев.

В связи с реорганизацией БГПИ им. Д. Банзарова в Бурятский государственный университет в 1996 г. на базе физико-математического и индустриально-педагогического факультета был организован физико-технический факультет, деканом был назначен В. М. Сандаков. Выпускающими были кафедры технологии и предпринимательства (В. И. Дарханов, заведующий кафедрой) и машиноведения (П. А. Болоев, заведующий кафедрой). Также происходили изменения в названии специальности: «Общетехнические дисциплины и труд» «Технология и предпринимательсво» и «Педагогическое образование (Технология)».

В 1993 г. в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» был утвержден базисный учебный план общеобразовательной школы, в котором трудовая подготовка представлена образовательной областью «Технология», целью которой являлась — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. В связи с появлением данной образовательной области с 1993 г. началась подготовка учителей технологии и предпринимательства. Учебный план и вся система подготовки студентов специальности «Технология и предпринимательство» были нацелены на то, чтобы его выпускники стали конкурентоспособны, востребованы на современном рынке труда — в сфере образования, художественного и технического творчества, дизайна, обслуживания, малом и среднем бизнесе [2].

С 2003 г. деканом физико-технического факультета являлся А. В. Номоев, также большой вклад в подготовку учителей технологии и предпринимательства и развитие данного направления внесла Н. С. Хитерхеева, заместитель декана по учебной работе. Летом 2009 г. кафедра технологии и предпринимательства вошла в состав Педагогического института БГУ (директор Н. Ж. Дагбаева). В эти годы кафедру возглавляли В. И. Дарханов, Б. Б. Нимаев, И. Г. Моргунова, на высоком уровне велась учебно-методическая и научно-исследовательская работа, развивалось международное сотрудничество.

Студенты специальности «Технология и предпринимательство» активно принимают участие в олимпиадах, конференциях и различных конкурсах. Команда студентов занимала призовые места по компьютерной графике в г. Новокузнецк (руководители: Н. С. Хитерхеева, И. Л. Дульчаева) и по методике обучения (руководители: Г. А. Корытов, С. Г. Чойдонова).

С 2003 г. активно развивается международное сотрудничество в области технологического образования с Монгольским государственным университетом образования, начавшееся с визита делегации с участием О. Улзийхутага, заведующего кафедрой методики обучения технологии, продолжили эту работу директо-ры института дизайна и технологии МГУО Л. Цэренсодном, А. Энхмаа. В рамках договора о сотрудничестве проведены совместные международные конференции, выездные практики студентов, обмен опытом преподавателями, изданы учебные пособия. В настоящее время заключен договор о сотрудничестве с Павлодарским педагогическим университетом (Казахстан), в рамках которого проведен круглый стол на тему «Подготовка учителей технологии и художественного труда: опыт, проблемы и перспективы».

С целью объединения учителей технологии, повышения качества обучения технологии в общеобразовательных учреждениях и вузе создана секция учителей технологии и черчения в РОО с «Ассоциация педагогов-исследователей». Педагогический институт совместно Ассоциацией педагогов-исследователей для повышения имиджа предмета «Технология», выявления и поддержки талантливых учащихся проводят выставки-конкурсы по изобразительному искусству, декоративно-прикладному и техническому творчеству, олимпиады по черчению и компьютерной графике, обучающие семинары для учителей, круглые столы и конференции.

В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты подготовка будущих учителей технологии ведется по направлениям подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (Технологическое образование), 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Перспективным направлением является подготовка учителей технологии по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (технология и информатика). В связи с изменениями в Концепции преподавания предметной области «Технология», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта выпускнику необходимы знания по информационным технологиям.

В предметную область «Технология» вошли разделы:

- робототехника;

- 3Б-моделирование, прототипирование и макетирование;

- компьютерная графика.

Вместе с тем преподаватели кафедры являются педагогами ключевого центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. М. П. Хабаева» и обучают школьников по направлениям: «Робототехника», «Промышленный дизайн» и «Виртуальная и дополненная реальность», наши студенты здесь проходят различные практики по получению первичных профессиональных умений по данным направлениям, урочной и внеурочной деятельности, организации воспитательных мероприятий с учащимися.

Заключены договоры о сотрудничестве и проводятся совместные мероприятия со средними общеобразовательными школами, ресурсным центром художественного и технического творчества «Созвездие», республиканским реабилитационным центром и другими образовательными организациями. Вместе с центром «Созвездие» Педагогический институт проводит республиканские соревнования по авиамоделированию, запуску воздушных змей и ракет. Педагоги центра «Созвездие» обучают наших студентов, в свою очередь, студенты проводят мастер-классы для учителей и школьников, где получают опыт в будущей профессиональной деятельности. Также студенты по профилю «Технология» оказывают помощь в организации соревнований и авиамоделированию и сами участвуют в своих возрастных категориях и получают призовые места.

На протяжении многих лет кафедра активно сотрудничает с лицеем № 27 г. Улан-Удэ, совместно проводит республиканские мероприятия: олимпиаду для школьников по черчению и компьютерной графике, научно-практическую конференцию «Секреты мастеров» и др. Студенты и преподаватели кафедры являются членами жюри конкурсов в лицее № 27 и регулярно проводят со школьниками профориентационную работу.

Отметим, что работа в сотрудничестве с различными образовательными организациями, где студенты получают хороший профессиональный опыт, является одним из перспективных направлений по подготовке будущих учителей технологии.

За эти пятьдесят лет было подготовлено большое количество учителей трудового обучения и технологии, которые в настоящее время трудятся в сфере образования нашей республики учителями технологии, педагогами дополнительного образования, мастерами производственного обучения и преподавателями в учреждениях среднего профессионального образования. Среди наших выпускников есть успешные бизнесмены, менеджеры, директора средних школ, лицеев, работники университетов и Министерства образования и науки республики.

Литература

1. Бабина Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания. Ч. I. URL: https://educ.wikireading.ru/23239 (дата обращения: 20.09.2022).Текст: электронный.

2. История становления высшего профессионального технологического образования в Республике Бурятия и перспективы развития / И. Л. Дульчаева, Г. А. Корытов, Ж. Г. Цыдыпов, А. Энхмаа // Банзаровские чтения: материалы международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ-БГУ: в 2 частях / научный редактор В. В. Номогоева; ответственный редактор О. Н. Полянская. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2022. 356 с. Текст: непосредственный.

3. От трудового обучения к технологическому образованию / А. В. Номоев, В. И. Дарханов, С. Н. Шуханов [и др.]. Улан-Удэ, 2007. Ч. 1. 34 с. Текст: непосредственный.

4. Дарханов В. И., Корытов Г. А., Дульчаева И. Л. От трудового обучения к технологическому образованию. История становления специальности «Общетехнические дисциплины и труд» — «Технология и предпринимательство» в БГПИ-БГУ (к 40-летию специальности) / ответственный редактор Н. Ж. Дагбаева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. Ч. 2. 68 с. Текст: непосредственный.

5. Технологическое образование: вчера, сегодня, завтра: материалы регионального круглого стола / ответственный редактор Н. Ж. Дагбаева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. 160 с. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 07.09.2022; одобрена после рецензирования 15.10.2022; принята к публикации 01.11.2022.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TECHNICAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA: HISTORY AND MODERNITY

Irina L. Dulchaeva

Cand. Sci. (Education), A/Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

dil71@mail.ru

Abstract. The problem of training engineering personnel is relevant at the present stage of education development. Handicrafts plays an important role in technical education, since students when studying this discipline get acquainted with promising technologies and hightech industries. The discipline has a polytechnical and practical direction. The article reviews the history of training teachers of Handicrafts and describes in detail the stages of the development of technical education in the higher educational institution of the Republic of Buryatia — Buryat State University. We have presented the names of teachers who stood at the origins of technical education at the university.

The article also shows the current state of training handicraft teachers and prospects for its development. In the context of changes in the concept of technical training the introduction of new federal state educational standards for basic general education is of great relevance for training future handicraft teachers.

Keywords: labour, handicrafts, training of teachers, technical education.

For citation

Dulchaeva I. L. Prospects for the Development of Technical Education in the Republic of Buryatia: History and Modernity. Bulletin of Buryat State University. Education. Person. Society. 2022; 3-4: 14-18 (In Russ.).

The article was submitted 07.09.2022; approved after reviewing 15.10.2022; accepted for publication 01.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.