Научная статья на тему 'Перспективы развития сотрудничества в области транспорта и логистики в ЕАЭС'

Перспективы развития сотрудничества в области транспорта и логистики в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / транспортно-логистическая система / внешнеэкономическая деятельность / грузовые перевозки / эффективность сотрудничества / перспективы взаимодействия / Eurasian Economic Union / transport and logistics system / foreign economic activity / freight transport / efficiency of cooperation / prospects for cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгадарян Астхик Галустовна, Косарева Анастасия Анатольевна, Петров Антон Андреевич

Целью статьи выступает поиск перспектив развития сотрудничества в области транспорта и логистики в ЕАЭС в условиях санкций. Проведен анализ динамики, раскрывающей внешнюю и взаимную экспортную торговлю транспортными услугами, исследовано изменение объемов грузовых перевозок ЕАЭС, реализуемых автомобильными, железнодорожными и авиационными маршрутами (за исключением трубопроводных маршрутов) и определена структура грузовых перевозок по территории ЕАЭС. По результатам проведенного исследования сделан вывод, что перспективы развития сотрудничества в области транспорта и логистики в ЕАЭС в условиях санкций связаны с гармонизацией законодательства стран ЕАЭС в сфере транспортнологистической деятельности в аспектах устранения нормативных, технологических и экономических барьеров. В рамках организованного сотрудничества необходимо модернизировать транспортную и логистическую инфраструктуру ЕАЭС, развивать новые международные транспортные коридоры и проводить цифровизацию транспортной логистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for development of co-operation in transport and logistics in the EAEU

The aim of the article is to find prospects for the development of co-operation in the field of transport and logistics in the EAEU under the conditions of sanctions. The analysis of the dynamics revealing the external and mutual export trade in transport services is carried out, the change in the volume of freight traffic of the EAEU realised by road, rail and air routes (excluding pipeline routes) is studied, and the structure of freight traffic on the territory of the EAEU is determined. Based on the results of the study, the author concluded that the prospects for the development of cooperation in the field of transport and logistics in the EAEU under sanctions are associated with the harmonisation of legislation of the EAEU countries in the field of transport and logistics activities aimed at eliminating existing regulatory, technological and economic barriers and the continuation of the modernisation of transport and logistics infrastructure in the EAEU countries, the development of new international transport corridors and the strengthening of the Eurasian Economic Community.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сотрудничества в области транспорта и логистики в ЕАЭС»

Перспективы развития сотрудничества в области транспорта и логистики в ЕАЭС

Булгадарян Астхик Галустовна

старший преподаватель кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал Российской таможенной академии, bulgadaryan.ag@gmail.com

Косарева Анастасия Анатольевна

студент, Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ksrv.an.2002@gmail.com

Петров Антон Андреевич

студент, Ростовский филиал Российской таможенной академии, antonpetrovrca@gmail. com

Целью статьи выступает поиск перспектив развития сотрудничества в области транспорта и логистики в ЕАЭС в условиях санкций. Проведен анализ динамики, раскрывающей внешнюю и взаимную экспортную торговлю транспортными услугами, исследовано изменение объемов грузовых перевозок ЕАЭС, реализуемых автомобильными, железнодорожными и авиационными маршрутами (за исключением трубопроводных маршрутов) и определена структура грузовых перевозок по территории ЕАЭС. По результатам проведенного исследования сделан вывод, что перспективы развития сотрудничества в области транспорта и логистики в ЕАЭС в условиях санкций связаны с гармонизацией законодательства стран ЕАЭС в сфере транспортно-логистической деятельности в аспектах устранения нормативных, технологических и экономических барьеров. В рамках организованного сотрудничества необходимо модернизировать транспортную и логистическую инфраструктуру ЕАЭС, развивать новые международные транспортные коридоры и проводить цифровизацию транспортной логистики.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, транспортно-логисти-ческая система, внешнеэкономическая деятельность, грузовые перевозки, эффективность сотрудничества, перспективы взаимодействия

Основная часть. В.Н. Круглов., Е.В. Алексеева, А.Д. Воронина, Н.А. Хохлова отмечали, что характерные тенденции современного развития мировой экономики указывают на неуклонный рост товаров и услуг, вызванный массовым потреблением обществом материальных благ, который формирует развитие единых рынков в рамках различных объединений, в том числе и в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), государствами участниками которого являются: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан и Республика Армения [7].

М.В. Непарко и Н.А. Галстян [8], Е.В. Алексеева и С.П. Пуглеев [1], отмечали что непрерывное развитие экономик стран-участниц ЕАЭС зависит от эффективного функционирования их транспортно-логистической системы, участвующей в сфере распределения экспортно-импортного потока товаров и услуг при ведении внешнеэкономической деятельности как между государствами-участниками интеграционной структуры, так и между третьими странами и странами-участницами ЕАЭС.

Е.В. Алексеева, Н.Ю. Трутнева и А.К. Кучерявенко, отмечали что взаимодействие транспортно-логистических систем стран ЕАЭС возможно отследить при помощи анализа динамики, раскрывающей внешнюю и взаимную экспортную торговлю транспортными услугами, при помощи анализа изменений в объемах грузовых перевозок ЕАЭС, реализуемых автомобильными, железнодорожными и авиационными маршрутами (за исключением трубопроводных маршрутов) и при помощи анализа структуры грузовых перевозок по территории ЕАЭС [2].

По результатам разрыва интеграционных экспортно-импортных торговых, финансовых и кооперационных связей в посреднических звеньях произошла значительная трансформация географии экспортно-импортных торговых потоков во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (см. рис. 1.).

2019 2020 2021 2022 2023

■ Экпорт всего ■ Взаимный экспорт

Источник: составлено автором на основании материалов [9] Рис. 1. Суммарный экспорт транспортных услуг государствами ЕАЭС ($ млрд)

Суммарный экспорт транспортных услуг по итогам 2019/2023 годов сократился на $8,9 млрд (29,56%), этому способствовало введение различного рода транспортно-логистических автомобильных и авиационных ограничений со стороны стран Европейского Союза, между тем объем суммарного взаимного экспорта транспортных услуг увеличился на $2 млрд (83,33%) в связи с тем фактором, что

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м ■р»

сч о сч

оэ

о ш Ш X

<

т о х

X

Республика Армения, Республика Казахстан и Республика Кыргызстан предоставили Российской Федерации услуги своих авиационных, железнодорожных и автомобильных транспортных секторов.

Развитие конфликта на Украине и введение широкого спектра санкций со стороны стран ЕС, G7, США и их союзников против экономики Российской Федерации способствовали фрагментации значительной части мировой экономики и укрепили значение функционирования транспортно-логистической системы ЕАЭС [5; 6].

Перевозки грузов в ЕАЭС железнодорожным видом транспорта, представлены рисунком 2.

¡1

Источник: составлено автором на основании материалов [9] Рис. 3. Перевозки грузов в ЕАЭС автомобильным видом транспорта (млн тонн)

По итогам 2019/2023 годов объем российских грузоперевозок сократился на 1 521 млн тонн (26,51%), ввиду переориентации товарных потоков государств-участников ЕАЭС на азиатско-тихоокеанский регион, произошедшей из-за введения транспортно-логисти-ческих ограничений со стороны стран ЕС против транспортной отрасли Российской Федерации; объем белорусских грузоперевозок сократился на 37,1 млн тонн (22,94%), ввиду запрета со стороны стран ЕС использовать белорусские грузовые автомобили для перевозки товаров на Европейский рынок и для перевозки товаров из Европейского Союза; объем казахстанских грузоперевозок увеличился на 880 млн тонн (24,78%), по итогам создания обходных автомобильных транспортных маршрутов; объем армянских грузоперевозок увеличился на 6,7 млн тонн (69,79%) и объем киргизских грузоперевозок увеличился на 5,7 млн тонн (17,98%).

Перевозки грузов в ЕАЭС воздушным видом транспорта, представлены рисунком 4.

2019 2020 2021 2022 2023

■ Армения ■ Кыргызстан "Беларусь Казахстан "Россия

Источник: составлено автором на основании материалов [9] Рис. 2. Перевозки грузов в ЕАЭС железнодорожным видом транспорта (млн тонн)

Подводя результаты анализа транспортных перевозок в ЕАЭС железнодорожными маршрутами, следует отметить тот факт, что по итогам 2019/2023 годов объем российских грузоперевозок сократился на 221 млн тонн (15,8%), ввиду переориентации товарных потоков государств-участников ЕАЭС на азиатско-тихоокеанский регион, произошедшей из-за введения экспортно-импортных санкций со стороны стран ЕС против экономики Российской Федерации; объем белорусских грузоперевозок сократился на 39 млн тонн (26,89%); объем казахстанских грузоперевозок увеличился на 110 млн тонн (27,7%), по итогам создания обходных железнодорожных транспортных маршрутов, связанных с переориентацией товарных потоков; объем армянских грузоперевозок увеличился на 1 млн тонн (31,25%) и объем киргизских грузоперевозок увеличился на 0,4 млн тонн (17,39%) по итогам создания обходных железнодорожных транспортных маршрутов, связанных с переориентацией товарных потоков Российской Федерации.

Перевозки грузов в ЕАЭС автомобильным видом транспорта, представлены рисунком 3.

"г ~ 1

£ :

2019 2020 2021 2022 2023

■ Армения ■ Кыргызстан в Беларусь Казахстан ■ Россия

Источник: составлено автором на основании материалов [9] Рис. 4. Перевозки грузов в ЕАЭС воздушным видом транспорта (млн тонн)

Подводя результаты анализа транспортных перевозок в ЕАЭС авиационными маршрутами, следует отметить тот факт, что по итогам 2019/2023 годов объем российских грузоперевозок сократился на 309 млн тонн (23,89%) из-за введения транспортно-логистических ограничений со стороны стран ЕС против авиационной отрасли Российской Федерации и закрытия неба над территорией Европейского Союза для российских авиакомпаний; объем белорусских грузоперевозок сократился на 9,6 млн тонн (34,04%), ввиду закрытия неба над территорией Европейского Союза для белорусских и российских авиакомпаний; объем казахстанских грузоперевозок увеличился на 20,1 млн тонн (75,28%); объем армянских грузоперевозок увеличился на 3,5 млн тонн (16,90%) и объем киргизских грузоперевозок увеличился на 2,1 млн тонн (700%) по итогам создания обходных авиационных транспортных маршрутов, связанных с переориентацией товарных потоков Российской Федерации.

Структура перевозки грузов по ЕАЭС, представлена рисунком 5.

Воздушный транспорт Автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт

Источник: составлено автором на основании материалов [9] Рис. 5. Структура перевозки грузов по ЕАЭС (%)

Подводя результаты анализа структуры перевозки грузов государствами-участниками по ЕАЭС, следует отметить тот факт, что автомобильным транспортом было перевезено 8 824,3 млн тонн груза (76% от общего объема), железнодорожным транспортом было перевезено 1 796,9 млн тонн груза (15% от общего объема) и воздушным транспортом было перевезено 1 076 млн тонн груза (9% от общего объема). Следует отметить ключевое значение развития автомобильных маршрутов на территории ЕАЭС.

Развитие сотрудничества в области транспорта и логистики в ЕАЭС является чрезвычайно важным для укрепления торгового посредничества, которое выступает экономической категорией, охватывающей выполнение хозяйствующими субъектами ЕАЭС широкого спектра функций в рамках купли-продажи товаров и услуг на основании заключенных соглашений или отдельных поручений между торговыми посредниками с одной стороны и поставщиками, производителями или экспортерами/импортерами и независимыми от них торговыми посредниками, с другой стороны.

По результатам разрыва интеграционных экспортно-импортных торговых, финансовых и кооперационных связей в посреднических звеньях произошла значительная трансформация географии экспортно-импортных торговых потоков во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Потеря стратегических рынков Европейского Союза, привела к переориентации поставок сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, машин и оборудования на азиатско-тихоокеанских регион.

В соответствии с мнением автора статьи, применительно к контексту темы исследования, связанного с поиском направлений повышения сотрудничества в области транспорта и логистики в ЕАЭС в условиях санкций - состояние транспортно-логистической инфраструктуры влияет на сумму затрат посреднических организаций, участвующих в сфере распределения экспортно-импортных торговых потоков. Группы показателей рентабельности грузоперевозок многочисленны и каждая из них характеризует отдачу результата внешнеэкономической деятельности посреднического звена в соответствии с интересами собственников бизнеса, инвесторов, контрольно-надзорных государственных органов и менеджмента управленческого звена [8].

В контексте темы исследования автор приходит к выводу, что показатели затрат на грузоперевозки отражают эффективность деятельности, эффективность управления, правильность и рациональность принимаемых управленческих решений руководством организаций торговых посредников в аспектах получения высоких уровней прибыли и доходности, позволяющих посредническому звену в условиях санкций решать целый комплекс задач, обеспечивающих достижение эффективности ведения внешнеэкономической деятельности при воздействии целого ряда негативных внешних факторов со стороны товарных и сырьевых рынков, рынков финансового капитала и рынков интеллектуальной инновационной собственности, со стороны недобросовестной конкуренции транснациональных корпоративных коммерческих структур и деструктивных действий со стороны заинтересованных недружественных государств.

Автор отмечает, что показатели затрат на грузоперевозки выступают в качестве основополагающей базы относительных величин, которые позволяют сопоставить результирующие показатели, выраженные прибылью от продаж перемещенных товаров с ресурсными и прочими затратами, израсходованными в процессе ведения производственно-хозяйственной деятельности, обеспечившими достижение данных результатов.

Санкции ЕС, G7, США и их союзников были направлены и на подрыв деятельности грузовых операторов, задействованных при перевозке грузов из Российской Федерации на территорию данных стран и в Российскую Федерацию с территорий данных стран автомобильными, железнодорожными, авиационными и морскими путями [4]. Тем самым была разрушена заготовительная, снабженче-ско-сбытовая и торговая интеграционная деятельность российского и зарубежного посреднического звена, и грузовых операторов,

участвующих в распределении экспортно-импортных внешнеторговых оборотов.

Д.С. Бартенев и А.А. Мигел указывали на тот факт, что ключевое значение Российской Федерации в аспектах экспорта и импорта транспортных услуг в ЕАЭС выражено тем фактором, что все страны ЕАЭС оказывают данные услуги Российской Федерации [3].

Выводы. Основная цель использования транспортно-логистиче-ских систем стран ЕАЭС в сфере экспортно-импортного распределения товаров и услуг, связана с повышением экономической целесообразности и эффективности внешнеторговых операций производителей и торгового посреднического звена. Между тем, из-за трансформации, которую испытала на себе внешнеэкономическая деятельность стран ЕАЭС в условиях санкций значительно снизился внешнеторговый оборот, транспортно-логистические структуры оказались не в состоянии экономически эффективно реализовать свои функции, связанные с транспортно-экспедиторским обслуживанием и страхованием грузов при их транспортировке. Сокращение срока сбыта товаров при выходе на новые рынки возможно осуществить без оказания государственной поддержки на основе кооперации бизнес-структур стран ЕАЭС, позволяющей создать промежуточные совместные отраслевые складские логистические распределительные центры, расположенные в непосредственной близости к целевой группе потребителей. Перспективы развития сотрудничества в области транспорта и логистики в ЕАЭС в условиях санкций связаны с гармонизацией законодательства стран ЕАЭС в сфере транспортно-логистической деятельности в аспектах устранения нормативных, технологических и экономических барьеров. В рамках организованного сотрудничества необходимо модернизировать транспортную и логистическую инфраструктуру ЕАЭС, развивать новые международные транспортные коридоры и проводить цифро-визацию транспортной логистики.

Литература

1. Алексеева Е.В., Пуглеев С.П. Некоторые особенности логистической деятельности в таможенном деле // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5 (1). С. 38-40.

2. Алексеева Е.В., Трутнева Н.Ю., Кучерявенко А.К. Транс-портно-логистическое сотрудничество в ЕАЭС: условия и перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 38 (6). С. 39-46.

3. Бартенев Д.С., Мигел А.А. Сравнительный анализ и разработка предложений по развитию транспортно-логистической инфраструктуры предприятий нефтяной отрасли // Russian Economic Bulletin. 2020. № 1. С. 75-79.

4. Все санкции США и ЕС против России [Электронный ресурс]. URL: https://focus.kontur.ru/site/news/48136vse_sankcii_ssha_i_es_protiv_ro ssii (дата обращения 07.06.2024).

5. Едронова В.Н. Внешняя торговля России в условиях санкций 2014-2022 гг. // Экономический анализ: теория и практика. -2023. - Т. 22, № 3 (534). - С. 445-464.

6. Ивуть Р.Б., Зиневич А.С. Состояние и перспективы развития транспортно-логистических систем стран ЕАЭС // АТФ БНТУ. 2022. № 7.С. 173-179.

7. Круглов В.Н., Алексеева Е.В., Воронина А.Д., Хохлова Н.А Проблемы интеграции России в международные транспортно-логи-стические системы // Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 137-142.

8. Непарко М.В., Галстян Н.А. Перспективы и тенденции развития таможенно-логистических кластеров в России // Вестник Академии знаний. 2021. № 1 (42). С. 232-236.

9. О работе транспорта в Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/curre nt_stat/transport/analytical_reviews/ (дата обращения 07.06.2024).

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м ■р»

Prospects for development of co-operation in transport and logistics in the EAEU Bulgadarian A.G., Kosareva A.A., Petrov A.A.

Rostov branch of the Russian Customs Academy JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49

The aim of the article is to find prospects for the development of co-operation in the field of transport and logistics in the EAEU under the conditions of sanctions. The analysis of the dynamics revealing the external and mutual export trade in transport services is carried out, the change in the volume of freight traffic of the EAEU realised by road, rail and air routes (excluding pipeline routes) is studied, and the structure of freight traffic on the territory of the EAEU is determined. Based on the results of the study, the author concluded that the prospects for the development of cooperation in the field of transport and logistics in the EAEU under sanctions are associated with the harmonisation of legislation of the EAEU countries in the field of transport and logistics activities aimed at eliminating existing regulatory, technological and economic barriers and the continuation of the modernisation of transport and logistics infrastructure in the EAEU countries, the development of new international transport corridors and the strengthening of the Eurasian Economic Community.

Keywords: Eurasian Economic Union, transport and logistics system, foreign economic activity, freight transport, efficiency of cooperation, prospects for cooperation

References

1. Alekseeva E.V., Pugleev S.P. Some features of logistics activity in customs // Economics and Business: Theory and Practice. 2019. № 5 (1). C. 38-40.

2. Alekseeva, E.V.; Trutneva, N.Y.; Kucheryavenko, A.K. Transport and logistics cooperation in the EAEU: conditions and prospects // Natural-humanitarian research. 2021. № 38 (6). C. 39-46.

3. Bartenev, D.S.; Miguel, A.A. Comparative analysis and development of proposals for the development of transport and logistics infrastructure of the oil industry enterprises // Russian Economic Bulletin. 2020. № 1. C. 75-79.

4. All US and EU sanctions against Russia [Electronic resource]. URL: https://focus.kontur.ru/site/news/48136vse_sankcii_ssha_i_es_protiv_rossii (date of address 07.06.2024).

5. Yedronova V.N. Foreign trade of Russia under sanctions 2014-2022 // Economic analysis: theory and practice. - 2023. - T. 22, № 3 (534). - C. 445-464.

6. Ivut R.B., Zinevich A.S. State and prospects of development of transport and logistics systems of the EAEU countries // ATF BNTU. 2022. № 7. C. 173-179.

7. Kruglov V.N., Alekseeva E.V., Voronina A.D., Khokhlova N.A. Problems of Russia's integration into international transport and logistics systems // Vestnik of the Academy of Knowledge. 2021. № 45 (4). C. 137-142.

8. Neparko M.V., Galstyan N.A. Prospects and tendencies of development of customs-logistic clusters in Russia // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. № 1 (42). C. 232-236.

9. On the work of transport in the Eurasian Economic Union [Electronic resource]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/current_stat/transpor t/analytical_reviews/ (date of address 07.06.2024).

o

CD

o m ÛÛ X

J

<

ÛÛ o

X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.