Транспортно-логистический комплекс ЕАЭС после введения ограничительных мер со стороны Европейского союза
со см о см
Аллахвердиев Эмиль Мисир оглы
магистр кафедры интеграционных процессов Евразийского учебного института, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, [email protected]
Мустафаев Тофиг Гюндуз оглы
магистр кафедры интеграционных процессов Евразийского учебного института, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, [email protected]
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время ЕАЭС является главным логистическим хабом, соединяющим Западную и Восточную части материка. Транспортно-логистический комплекс ЕАЭС играет ключевую роль в развитии глобальных цепочек поставок. Развитие транспортного сектора в ЕАЭС занимает главное место. Выгодное географическое положение стран-участниц интеграционного объединения делает этот процесс более интенсивным. С момента создания ЕАЭС стал ключевым игроком в развитии международного транспортного коридора между Европой и Азией. Увеличение значимости данного региона в мировом масштабе позволяет странам-участницам участвовать во многих международных проектах. Расположение Российской Федерации на стыке Европы и Азии дает преимущества, так как через страну одновременно проходят два международных транспортных коридора: «Восток-Запад», «Север-Юг», а также другие транспортные коридоры. Введение ограничительных мер со стороны стран ЕС в отношении таких стран Евразийского экономического союза как Российская Федерация и Республика Беларусь оказало существенное влияние на функционирование транспортно-логи-стического комплекса в этом регионе. Практическая значимость работы заключается в том, что анализ транспортно-логистического комплекса ЕАЭС позволяет выявить проблемы и новые направления развития транспортного комплекса интеграционного объединения после введения санкций.
Предмет исследования: актуальное состояние транспортно-логисти-ческого комплекса ЕАЭС после введения ограничительных мер со стороны Европейского союза в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь. Объектом исследования выступает транспортно-логистический комплекс ЕАЭС в целом. Цель исследования заключается в оценке влияния введения ограничительных мер со стороны стран Европейского Союза на транспортно-логистический комплекс ЕАЭС и разработке предложений для повышения эффективности работы транспортно-логистического комплекса ЕАЭС в данных условиях.
Ключевые слова: ЕАЭС, ЕС, транспортно-логистический комплекс, логистика, санкции, мировая экономика, транспортный коридор
По состоянию на 2022 г. транспортно-логистический комплекс ЕАЭС характеризовался разветвленной сетью автомобильных и железнодорожных путей, значительными морскими операциями (в первую очередь через российские порты) и множеством объектов воздушного транспорта. Поскольку большинство государств-членов не имеют выхода к морю, автомобильный и железнодорожный транспорт являются основным средством транспортировки грузов. Согласно данным Евразийской экономической комиссии за 2021 г., примерно 72% грузов внутри ЕАЭС перевозилось автомобильным транспортом, а 26% - железнодорожным, в то время как остальные 2% перевозились воздушным и морским путями.
Протяженность дорожной сети региона составляет более 1,4 млн км, из которых около 1,2 млн км приходится на Россию. Железнодорожная сеть, между тем, насчитывает более 200 000 км путей, причем заметными компонентами были российская Транссибирская магистраль и Казахстанская Туркестано-Сибирская железная дорога.
Морской сегмент, хотя и не является доминирующим видом транспорта, играет значительную роль в транспортном секторе ЕАЭС, главным образом благодаря доступу России к Балтийскому морю, Северному Ледовитому и Тихому океанам. По состоянию на 2022 г. в России насчитывалось около 50 морских портов, при этом значительный грузооборот приходился на порт Новороссийск, порт Владивосток и порт Санкт-Петербург.
Сектор воздушного транспорта, хотя и не так активно используется для перевозки грузов по сравнению с пассажирскими перевозками, по-прежнему играет решающую роль в логистическом комплексе ЕАЭС. Также в 2022 г. в странах ЕАЭС насчитывалось более 500 аэропортов, среди которых московский аэропорт «Шереметьево», казахстанский международный аэропорт Алматы и белорусский национальный аэропорт «Минск» являются известными транспортными узлами. Интермодальная логистика также приобрела важное значение в рамках ЕАЭС, обеспечивая гибкость при транспортировке товаров и повышая эффективность цепочек поставок. Ключевыми интермодальными транспортными узлами были ворота Хоргос на казахстанско-китайской границе и грузовые поселки Ворсино и Логистика-Терминал в России.
Таким образом, транспортно-логистический комплекс ЕАЭС по состоянию на 2022 г. обеспечивал обширную, разнообразную и неотъемлемую основу экономик Союза.
О ш т х
<
т о х
X
Введение
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в состав которого входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия, обладает обширной транспортно-логистической сетью, играющей центральную роль в экономической интеграции его стран-участниц [1]. Эта сеть играет важную роль в облегчении трансграничного перемещения товаров и значительно помогает странам как внутри ЕАЭС, так и в международных торговых операциях.
Влияние ограничительных мер на транспортно-логи-стический комплекс ЕАЭС
Санкции, введенные западными странами, в первую очередь Соединенными Штатами и Европейским союзом, стали ответом на Крымские события в 2014 г. Эти санкции были направлены против конкретных секторов, в частности финансов, энергетики и обороны, а также отдельных лиц, связанных с российским правительством.
Несмотря на то, что сектор транспорта и логистики не подвергся прямому влиянию, на него существенно повлияли побочные эффекты санкций. Введенные ограничения нарушили
13125,10
свободный поток финансовых операций, тем самым сдерживая торговлю. Эти экономические ограничения ограничили рост сектора транспорта и логистики и, следовательно, привели к снижению спроса на грузовые услуги.
Перевозки грузов ЕАЭС, 2014-2021 гг.
13400,00 13200,00 13000,00 12800,00 12 600,00
12400,00 122И40 12200,00 ■ 12119,70 12000,00 11800,00 11600,00
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Рисунок 1 - Перевозки грузов ЕАЭС, 2014-2021 гг., млн тонн. Источник: составлено автором на основе статистических данных Евразийской Экономической Комиссии [7]
В 2014 г., до введения санкций, общий грузооборот внутри ЕАЭС составлял 12,262 млрд тонн. К 2015 г. произошло снижение примерно на 1%, составив 12,119, что отражает непосредственное воздействие санкций. Ранее общий грузооборот сокращался лишь в 2008-2009 гг., тогда упадок составил порядка 15%. Видно, что на самом деле эти проценты несопоставимы и санкции подействовали на этот сектор значительно слабее, чем кризис. На самом деле уровень перевезенных грузов восстановился и превысил уже к 2017 г. (рис. 1).
Железнодорожный и автомобильный транспорт, основные виды грузовых перевозок в рамках ЕАЭС, испытали небольшое сокращения. Например, грузооборот железнодорожных перевозок в России снизился примерно с 1,375 млрд тонн в 2014 г. до примерно 1,284 млрд тонн в 2021 г., что означает снижение примерно на 6,6%. Аналогичная тенденция наблюдалась в грузообороте автомобильным транспортом, который за тот же период снизился примерно на 6%.
Что касается международного грузооборота, то санкции привели к заметному снижению объема торговли, особенно между ЕАЭС и западными странами. Например, согласно данным Евростата, объем торговли между ЕС и Россией сократился примерно на 40% в период с 2013 по 2016 год, с 280 млрд евро до 191 млрд евро. Это снижение нашло отражение в сокращении объемов перевозок всеми видами транспорта.
14000 12000 10000
7 898,00 7 953,90
8 072,60 8145,70
7 959,70 8 044,60
2Ю0 3 733,80 3 729,20 3 946,10 4103,80 4 222,70 3 944,80 3 999,40 0 447'2 417,6 439,5 455,5 427,8 398,7 384,9
2017 2018 2019
■ Беларусь ■ Казахстан Россия
Рисунок 2 - Грузооборот 3 крупнейших экономик ЕАЭС, 2014-2021 гг., млрд тонно-километров.
Источник: составлено автором на основе статистических данных Евразийской Экономической Комиссии [7]
Касательно морских перевозок, то в морских портах России наблюдалось снижение грузооборота из-за снижения международной торговой активности. С 2014 по 2021 год морской грузооборот в российских портах снизился примерно с 740 млн тонн до примерно 680 млн тонн, что означает снижение примерно на 8%.
Важно подчеркнуть, что последствия санкций были неравномерно распределены по государствам-членам ЕАЭС. Россия, будучи основной мишенью, приняла на себя основную тяжесть воздействия, в то время как другие страны ЕАЭС испытали косвенные последствия из-за своих экономических связей с Россией. В частности, Казахстан, вторая по величине экономика в ЕАЭС, столкнулся с замедлением роста своего транспортно-логистического сектора, в основном из-за снижения торговой активности с Россией (рис. 2).
Прогнозы на период 2024-2026 гг. предполагают, что, если санкции останутся в силе, транспортно-логистический сектор ЕАЭС, вероятно, продолжит сталкиваться с проблемами [2]. Дальнейшие ограничения на торговую активность и доступ к иностранному капиталу, наряду с потенциалом усиления геополитической нестабильности, могут способствовать такому прогнозу. Однако, как уже стало очевидно, предыдущие пакеты санкций, оказали достаточно слабое значение на транс-портно-логистический комплекс ЕАЭС.
Помимо непосредственного воздействия на грузооборот, санкции затронули транспортно-логистический сектор ЕАЭС и другими способами. Например, ограничения на доступ к западным финансовым рынкам и технологиям ограничили способность сектора модернизировать инфраструктуру и услуги, которые имеют решающее значение для повышения эффективности и конкурентоспособности.
Кроме того, санкции косвенно повлияли на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в транспортно-логистический сектор ЕАЭС. Учитывая возросший экономический риск и неопределенность, инвесторы проявили большую осторожность, что привело к сокращению прямых иностранных инвестиций. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, приток прямых иностранных инвестиций в Россию в 2014 г. сократился на 70%, с 69 млрд долл. США до 21 млрд долл. США [3]. Это сокращение инвестиций затормозило развитие и расширение инфраструктуры в транспортно-логистическом секторе.
С точки зрения торговли санкции привели к значительной переориентации внешнеторговых связей ЕАЭС. В связи с введением санкций Европейским союзом Россия и другие члены ЕАЭС стремились наладить более прочные торговые отношения с азиатскими странами, в частности с Китаем. Этот сдвиг отражается в изменении структуры грузовых перевозок с заметным увеличением грузопотоков в восточном направлении, особенно на трансконтинентальных железнодорожных маршрутах. Так, например, экспорт стран ЕАЭС в Китай в 2015 г. составлял 35 млрд долл. США, а к 2021 г. почти 60 млрд долл. США [4].
Наконец, экономические последствия санкций имели социально-экономические последствия для государств-членов ЕАЭС. Поскольку сектор транспорта и логистики является значительным источником занятости в этих странах, экономический спад потенциально привел к потере рабочих мест и снижению доходов тех, кто занят в этом секторе.
Таким образом, санкции оказали глубокое влияние на транспортно-логистический сектор ЕАЭС, затронув не только грузооборот, но и другие аспекты, такие как развитие инфраструктуры, инвестиции, торговые отношения и занятость. Несмотря на эти проблемы, сектор продемонстрировал устойчивость и адаптивность, предпринимаются усилия по смягчению последствий санкций и поиску новых возможностей для роста.
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
Сл>
со см о см
о ш т
X
<
т О X X
В то время как санкции, в первую очередь, были направлены против России, взаимосвязанность экономик ЕАЭС означала, что волновой эффект ощущался по всему Союзу. Эти последствия по-разному проявляются в секторе транспорта и логистики:
• Сбои в цепочках поставок: санкции привели к сбоям в цепочках поставок как внутри ЕАЭС, так и с его торговыми партнерами. Эти сбои возникли из-за сокращения объемов торговли, переориентации торговых маршрутов и возросшей неопределенности в международных торговых отношениях. Такие сбои оказывают непосредственное влияние на транс-портно-логистический сектор, приводя к снижению спроса на транспортные услуги, усложнению эксплуатации и потенциально более высоким затратам из-за изменения маршрута или необходимости дополнительного хранения и обработки грузов.
• Влияние на отечественную промышленность: Отечественные отрасли, которые в значительной степени зависели от сектора транспорта и логистики, также испытали на себе волновые последствия санкций. Например, такие отрасли, как обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и розничная торговля, столкнулись с проблемами, связанными с увеличением транспортных расходов, задержками и снижением доступности транспортных услуг. Это косвенно привело к дальнейшему сокращению объемов грузоперевозок, поскольку сказалось на производстве и торговой деятельности в этих секторах.
• Воздействие на малые и средние предприятия (МСП): Значительное, но часто упускаемое из виду последствие санкций связано с воздействием на МСП, задействованные в секторе транспорта и логистики. Многие из этих предприятий, особенно те, которые зависят от международной торговли, столкнулись со значительными проблемами из-за сокращения объемов торговли и возросшей неопределенности. Например, экспедиторы грузов, таможенные брокеры и поставщики логистических услуг пережили спад в бизнесе. Эти последствия усугублялись финансовыми ограничениями, возникшими в результате санкций, поскольку малые и средние предприятия, как правило, имеют меньший доступ к капиталу и меньше ресурсов для преодоления экономических спадов по сравнению с более крупными корпорациями.
• Влияние на авиаперевозки: санкции также оказали влияние на сектор авиаперевозок в рамках ЕАЭС, особенно в России. Хотя авиаперевозки составляют меньшую долю от общего объема перевозок по сравнению с морским, железнодорожным и автомобильным транспортом, они жизненно важны для конкретных отраслей промышленности и типов грузов, особенно для товаров высокой стоимости и требующих срочных перевозок. Влияние санкций на российскую экономику привело к снижению спроса на грузовые авиаперевозки как внутри страны, так и за рубежом. Это сказалось на снижении объемов перевозок в крупных аэропортах и снижении спроса на такие услуги, как обработка авиагрузов и логистика.
Переориентация торговых отношений после введения санкций привела к появлению новых торговых партнерств. Однако установление таких партнерских отношений часто включает в себя переговоры по новым торговым соглашениям, налаживание логистических и транспортных связей, а также адаптацию к различным методам ведения бизнеса и нормативно-правовой среде. Для сектора транспорта и логистики это означало адаптацию к новым маршрутам, видам транспорта и логистическим задачам. Например, увеличение объема торговли со странами Азии потребовало более широкого использования трансконтинентальных железнодорожных маршрутов и морских маршрутов в Тихом океане, которые представляют
собой иные логистические аспекты по сравнению с традиционными торговыми маршрутами с западными странами [5].
Санкции оказали влияние на развитие и функционирование транснациональных транспортных коридоров с участием стран ЕАЭС. Эти коридоры, которые имеют жизненно важное значение для облегчения международной торговли, столкнулись с проблемами из-за сокращения объемов торговли и переориентации торговых маршрутов. Это повлияло на различные проекты, такие как развитие транспортного коридора Север-Юг и расширение Транссибирской магистрали, которые имеют решающее значение для связи ЕАЭС с другими регионами. Еще одним сектором, затронутым санкциями, стал морской транспорт и внутренние водные пути. В связи с изменениями в торговых маршрутах и типах продаваемых товаров объем товаров, перевозимых этими видами транспорта, сократился. Санкции также сдерживают инвестиции в этот сектор, оказывая влияние на развитие портов и модернизацию флота.
Санкции косвенно способствовали возникновению экологических проблем, связанных с сектором транспорта и логистики. С уменьшением иностранных инвестиций и доступа к западным технологиям для ЕАЭС становится все сложнее внедрять «зеленые» технологии и практики в транспортно-логисти-ческом секторе. Это имеет последствия для воздействия сектора на окружающую среду и его способности вносить вклад в достижение глобальных целей в области устойчивого развития. Спад в транспортно-логистическом секторе также имеет более широкие макроэкономические последствия для экономик стран ЕАЭС. Являясь значительным фактором экономического роста и занятости, спад в секторе способствует снижению темпов экономического роста, росту безработицы и сокращению государственных доходов от налогов и сборов. Эти макроэкономические эффекты, в свою очередь, оказывают дальнейшее косвенное воздействие на транспортно-логисти-ческий сектор, создавая цикл экономических проблем.
Заключение
Расположение интеграционного объединения на таких транспортных коридорах как «Восток-Запад», «Север-Юг» открывает большие возможности в сфере экономического развития и позволяет осуществлять транзитные перевозки между Европой и Азией. В случае удачного воплощения в жизнь всех проектов ЕАЭС сможет укрепить внешнеэкономическую роль ЕАЭС на мировом рынке. Именно данные проекты дадут возможность ЕАЭС приобрести конкурентное преимущество как в сроках поставки грузов, так и минимизации логистических расходов.
Введение ограничительных мер со стороны Европейского союза оказало значительное влияние на транспортно-логисти-ческий комплекс ЕАЭС. В связи с этим, была необходима адаптация и поиск новых рынков сбыта для товаров, а также поиск альтернативных маршрутов доставки. Благодаря взаимодействию стран-членов ЕАЭС и укреплению торговых связей с другими регионами мира, удалось смягчить воздействие ограничительных мер на транспортно-логистический комплекс региона. В целом, транспортно-логистический комплекс ЕАЭС продолжает развиваться и совершенствоваться, что позволяет региону быть конкурентоспособным на мировом рынке.
Сейчас наиболее перспективными направлениями для транспортно-логистического комплекса ЕАЭС являются Восточная Азия, Юго-Восточная Азия и Ближний Восток. Одним из ключевых направлений развития транспортной отрасли в регионе является укрепление сотрудничества с другими регионами мира [6]. Китай является одним из наиболее перспективных рынков для транспортно-логистического комплекса ЕАЭС, и сотрудничество в этом направлении уже началось.
Строительство железнодорожного моста через Амур между Китаем и Россией, а также расширение транспортной инфраструктуры на границе между Китаем и Казахстаном, позволят сократить время доставки грузов и увеличить объем транзитных перевозок.
Важным шагом в развитии транспортно-логистической отрасли ЕАЭС является создание единой информационной платформы мониторинга и управления грузопотоками в регионе. Это ускорит процесс таможенного оформления, оптимизирует логистические процессы и улучшит качество обслуживания.
Также стоит отметить, что для эффективной работы транс-портно-логистического комплекса необходимо укреплять сотрудничество между государствами-членами ЕАЭС. Это создаст благоприятные условия для развития транспортной отрасли, обеспечит синхронизацию нормативно-правовой базы и улучшит координацию действий в сфере транспортной политики.
Таким образом, введение Евросоюзом ограничительных мер стало вызовом для транспортно-логистического комплекса ЕАЭС, но в то же время стимулировало развитие новых направлений и маршрутов. Для обеспечения эффективной работы транспортной отрасли региона необходимо совершенствовать инфраструктуру, повышать качество услуг и компетентность персонала, а также укреплять сотрудничество между государствами-членами ЕАЭС.
Литература
1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023). Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 15.05.2023)
2. О. Д. Покровская Логистические транспортные системы России в условиях новых санкций // БРНИ. 2022. №1. Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logisticheskie-transportnye-sistemy-rossii-v-usloviyah-novyh-sanktsiy (дата обращения: 13.07.2023)
3. Официальный сайт Конференции ООН по торговле и развитию. Электронный ресурс. URL: unctad.org (дата обращения: 15.06.2023)
4. Оценки влияния ЕАЭС на ВВП и торговлю государств — членов / Экспорт ЕАЭС, топ-10 по стоимостному объему. Электронный ресурс. URL: https://eaeu.economy.gov.ru/trade_in_goods?ysclid=liek8j876c79 1172472 (дата обращения: 16.06.2023)
5. Куренков Петр Владимирович, Сафронова Анастасия Анатольевна, Герасимова Елена Анатольевна, Харитонова Марина Николаевна Влияние экономических санкций на транспортную логистику российской федерации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2022. №4 (26). Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekonomicheskih-sanktsiy-na-transportnuyu-logistiku-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 26.06.2023)
6. Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике от 24 мая 2014 г. Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/8cc 85be79e7c5e8d5fb87c9224d3713f38495bf7/ (дата обращения: 30.06.2023)
7. Транспорт // Перевозки грузов по видам транспорта. Электронный ресурс. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/econstat/ dynamic/transport.php?ysclid=liefs6c98y304623074 (дата обращения: 30.05.2023)
Transport and logistics complex of the EAEU after the introduction of restrictive measures by the European Union
Allahverdiyev E.M., Mustafayev T.G.
Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
The relevance of the research topic is due to the fact that the EAEU is currently the main logistics hub connecting the Western and Eastern parts of the continent. The EAEU transport and logistics complex plays a key role in the development of global supply chains. The development of the transportation sector in the EAEU occupies the main place. The favorable geographical location of the member countries of the integration association makes this process more intensive. Since its establishment, the EAEU has become a key player in the development of an international transportation corridor between Europe and Asia. The increasing importance of this region on a global scale allows the member countries to participate in many international projects. The location of the Russian Federation at the junction of Europe and Asia offers advantages, as two international transport corridors pass through the country simultaneously: "East-West", "North-South", as well as other transport corridors. The introduction of restrictive measures by the EU countries in relation to such countries of the Eurasian Economic Union as the Russian Federation and the Republic of Belarus has had a significant impact on the functioning of the transport and logistics complex in this region. The practical significance of the work lies in the fact that the analysis of the transport and logistics complex of the EAEU allows to identify problems and new directions of development of the transport complex of the integration association after the introduction of sanctions.
Subject of the study: the current state of the transport and logistics complex of the EAEU after the introduction of restrictive measures by the European Union against the Russian Federation and the Republic of Belarus. The object of the study is the transport and logistics complex of the EAEU as a whole. The purpose of the study is to assess the impact of the introduction of restrictive measures by the European Union on the transport and logistics complex of the EAEU and to develop proposals to improve the efficiency of the EAEU transport and logistics complex under these conditions.
Keywords: EAEU, EU, transport and logistics complex, logistics, sanctions, world economy, transport corridor
References
1. "Treaty on the Eurasian Economic Union" (Signed in Astana 29.05.2014) (ed. of
24.03.2022) (with amendments and additions, effective from 03.04.2023). Electronic resource. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (date of access:
15.05.2023).
2. O. D. Pokrovskaya Logistic transportation systems of Russia under the new sanctions // BRNI. 2022. №1. Electronic resource. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logisticheskie-transportnye-sistemy-rossii-v-usloviyah-novyh-sanktsiy (date of access: 13.07.2023)
3. Official website of the UN Conference on Trade and Development. Electronic resource. URL: unctad.org (date of access: 15.06.2023)
4. Estimates of the EAEU impact on GDP and trade of member states / EAEU exports, top 10 by value. Electronic resource. URL: https://eaeu.economy.gov.ru/trade_in_goods?ysclid=liek8j876c791172472 (date of access: 16.06.2023)
5. Kurenkov Petr Vladimirovich, Safronova Anastasia Anatolievna, Gerasimova Elena Anatolievna, Kharitonova Marina Nikolaevna Influence of economic sanctions on transport logistics of the Russian Federation // Socio-economic and humanitarian journal of Krasnoyarsk GAU. 2022. №4 (26). Electronic resource. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekonomicheskih-sanktsiy-na-transportnuyu-logistiku-rossiyskoy-federatsii (date of access: 26.06.2023)
6. Protocol on coordinated (agreed) transport policy from May 24, 2014. Electronic resource. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/8cc85be79e7c5e 8d5fb87c9224d3713f38495bf7/ (date of access: 30.06.2023)
7. Transport // Cargo transportation by mode of transportation. Electronic resource. URL:
https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/econstat/dynamic/tran sport. php?ysclid=liefs6c98y304623074 (date of access: 30.05.2023)
X X О го А С.
X
го m
о
м о м
CJ