Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ООН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ООН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологические права / изменение климата / ЮНЕП / экологическое здоровье / окружающая среда / качество воздуха / охрана природы. / environmental rights / climate change / UNEP / environmental health / environment / air quality / nature conservation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арзиев, Алишер Бахритдинович

В данной статье раскрываются основные аспекты направления сотрудничества Республики Узбекистан и ООН в обеспечении экологических прав человека. Рассмотрена и проанализирована деятельность государства в реализации международных проектов и нормативно-правовой активности, направленных на сохранение окружающей среды, экологического климата и здоровья граждан. Определны основные проблемы, являющиеся наиболее актуальными на сегодняшний день в сфере защиты экологических прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF COOPERATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN AND THE UN IN ENVIRONMENTAL HUMAN RIGHTS

This article reveals the main aspects of the direction of cooperation between the Republic of Uzbekistan and the UN in ensuring environmental human rights. Also, the activities of the state in the implementation of international projects and regulatory activities aimed at preserving the environment, the ecological climate and the health of citizens are given. Including disclosed the main problems that are the most relevant today in the field of protection of environmental human rights.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ООН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И ООН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ

ЧЕЛОВЕКА

Арзиев Алишер Бахритдинович,

специалист Администрации Президента Республики Узбекистан

alikam2008@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье раскрываются основные аспекты направления сотрудничества Республики Узбекистан и ООН в обеспечении экологических прав человека. Рассмотрена и проанализирована деятельность государства в реализации международных проектов и нормативно-правовой активности, направленных на сохранение окружающей среды, экологического климата и здоровья граждан. Определны основные проблемы, являющиеся наиболее актуальными на сегодняшний день в сфере защиты экологических прав человека.

Ключевые слова: экологические права, изменение климата, ЮНЕП, экологическое здоровье, окружающая среда, качество воздуха, охрана природы.

This article reveals the main aspects of the direction of cooperation between the Republic of Uzbekistan and the UN in ensuring environmental human rights. Also, the activities of the state in the implementation of international projects and regulatory activities aimed at preserving the environment, the ecological climate and the health of citizens are given. Including disclosed the main problems that are the most relevant today in the field ofprotection of environmental human rights.

Key words: environmental rights, climate change, UNEP, environmental health, environment, air quality, nature conservation.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день проблема защиты экологических прав и свобод человека становится все более глобальной и неотъемлемой частью развития демократического общества. Ухудшение качества воздуха, изменение климата, а также загрязнение окружающей среды пагубно влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и его физическое здоровье. Тем временем, процесс глобализации экономики, в том числе интенсивная урбанизация и развитие промышленности происходит пятимильными шагами. Согласно данным ЮНЕП (программа Организации Объединенных Наций по

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

окружающей среде) примерно 92% населения планеты проживает в местах, где уровень загрязнения воздуха превышает нормы, установленные Всемирной организацией здравоохранения.

В таких условиях государству необходимо обеспечить гарантии экологических прав и свобод граждан. На сегодняшний день Узбекистан ведет сотрудничество с рядом авторитетных организаций, в том числе с ЮНЕП.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании особую роль сыграло применение анализа действующего экологического законодательства, обобщение правового материала с формулировкой выводов, а также системный анализ, метод сравнения.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

С момента своего создания в 1972 году Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) является всемирной авторитетной организацией, которая определяет экологическую повестку дня, способствует последовательному осуществлению экологического аспекта устойчивого развития в рамках системы Организации Объединенных Наций и выступает в качестве авторитетного защитника природы всего мира.

Основной задачей ЮНЕП является поддержка и поощрение сотрудничества с государствами-партнерами в целях защиты окружающей среды посредством созидательных мотивирующих идей, предоставление информации, а также возможности улучшения качества жизни с отсутствием какого-либо ущерба для жизни будущих поколений.

Следует отметить, что ЮНЕП высоко оценил закон «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях», подписанный 8 мая 2019 года Президентом Ш.М.Мирзиёевым, в следствии чего со стороны функционеров ООН была выражена готовность оказать содействие в эффективной реализации природоохранной политики Узбекистана посредством организации и совместной реализации национальных и региональных проектов, в том числе в области снижения негативных последствий изменения климата.

В период 2012-2015 годов Узбекистан был среди стран, охваченных глобальной инициативой по оснащению медицинского персонала и широких слоев населения необходимыми инструментами и знаниями для предотвращения пагубного воздействия изменения климата на здоровье. Эта инициатива совместно осуществлялась ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и ПРООН (Программа развития Организации Объединенных

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

Наций) при софинансировании со стороны ГЭФ (Глобальный экологический фонд).

Закон Республики Узбекистан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятый 2015 года устанавливает общие права и обязанности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по охране здоровья и эпидемиологической безопасности. В нем определяется содержание санитарно-эпидемиологического надзора за здоровьем населения как широкой области деятельности, включающей также меры по укреплению здоровья, профилактике и контролю заболеваний и проведению санитарно-гигиенической экспертизы. Также охвачены вопросы предоставления информации общественности и право людей на безопасную окружающую среду. Закон предусматривает необходимость санитарно-эпидемиологического мониторинга и контроля качества воздуха и воды, безопасности пищевых продуктов и деятельности по обращению с отходами.

Положениями Закона Республики Узбекистан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливается сфера компетенции и полномочия центральных органов государственной власти и органов власти на местах, в частности, обязанности, полномочия и организация деятельности Госсанэпиднадзора. Меры по борьбе с нарушением законодательства в первую очередь сосредоточены на приостановке, ограничении и запрете деятельности физических и юридических лиц, в то время как принятие мер по устранению причин нарушений, направленных на минимизацию риска несоблюдения законодательства, остается вне поля зрения. Кроме того, меры по профилактике заболеваний и борьбе с ними прямо предусматривают необходимость иммунизации, вакцинации и дезинфекции, а не мероприятия по воздействию на связанные с окружающей средой детерминанты здоровья населения с целью снижения рисков для здоровья от загрязнения воздуха, воды и т.д. Закон также определяет меры, которые должны приниматься в случае чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения.

Узбекистан является участником Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. В 2018 году, используя инструмент «Преимущества сокращения выбросов углерода для здоровья (СаКВопН)», Европейское региональное бюро ВОЗ оценило потенциальные выгоды для окружающей среды и здоровья, которые должны быть достигнуты за счет сокращения внутренних выбросов углерода, в частности, посредством обязательств, заявленных в (П)ОНУВ, представленных государствами-членами

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

Европейского региона ВОЗ в РКИК ООН. По оценкам, в Узбекистане сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2030 году и в последующий период приведет к предотвращению 807 случаев смерти и получению дополнительных 12 710 лет жизни ежегодно. Улучшение качества воздуха приведет к предотвращению заболеваемости в стране, в частности, к предотвращению 18 625 приступов астмы и 4 200 случаев хронического бронхита среди детей и к предотвращению 242 125 случаев потери рабочих дней ежегодно.

Узбекистан предпринимает значительные усилия по стабилизации и улучшению состояния земель в Приаралье, в том числе меры по созданию защитных лесных насаждений на осушенном дне Аральского моря, улучшению состояния и повышению плодородия земель, восстановлению деградированных экосистем. В сотрудничестве с международными организациями подготовлен и реализуется ряд программ и проектов. Проделана большая работа по минимизации последствий деградации почв, в частности в результате катастрофы Аральского моря.

Подтверждением служит ряд проектов по устойчивому управлению земельными ресурсами и улучшению качества земель, в реализации которых Узбекистан принимает всестороннее участие:

• Проект ГЭФ/ПРООН/Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру «Снижение нагрузки на использование природных ресурсов в результате конкурирующей эксплуатации неорошаемых засушливых земель в горных, полупустынных и пустынных ландшафтах Узбекистана», 2013-2018 гг.;

• Проект ГЭФ/ПРООН/Госкомэкологии «Устойчивое использование природных ресурсов и лесного хозяйства в ключевых горных регионах, важных для глобально значимых видов биоразнообразия», 2017-2021 гг.;

• Проект ГЭФ/ФАО/Государственного комитета по лесному хозяйству «Устойчивое управление горными и долинными лесами», 2018-2021 гг.;

• Программа «Комплексное управление природными ресурсами в подверженных засухе и засолению сельскохозяйственных производственных системах в Центральной Азии и Турции», 2018-2021 годах в рамках Инициативы стран Центральной Азии по управлению земельными ресурсами.

ВЫВОДЫ

В 1993 году Узбекистан присоединился к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) 1992

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

года, в 1999 году ратифицировал Киотский протокол 1997 года и в 2018 году -Парижское соглашение 2015 года.

Узбекистан тесно сотрудничает с Зеленым климатическим фондом (ЗКФ) и Адаптационным фондом (АФ) в рамках РКИК ООН. Проект ПРООН/АФ/Узгидромета «Обеспечение климатической устойчивости фермерских и дехканских хозяйств, расположенных в засушливых районах Республики Узбекистан» предоставляет примеры хорошей практики по адаптации для распространения в стране. Узбекистаном подана проектная заявка в ЗК¥ для подготовки национального адаптационного плана.

В 2018 году создан по инициативе Президента Республики Узбекистан Многопартнерский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья, который в последствии был одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества для обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в регионе Центральной Азии» (A/RES/72/283). Трастовый фонд является беспрецедентной попыткой улучшить координацию донорской помощи региону Приаралья в Узбекистане и повысить эффективность и результативность государственных и донорских проектов в регионе Приаралья. Взносы в Фонд поступают от двусторонних и многосторонних доноров, а также от Правительства Узбекистана. Управление фондом осуществляет руководящий комитет, сопредседателем которого является постоянный координатор Организации Объединенных Наций в Узбекистане.

Таким образом, сегодня Узбекистан проводит активную политику в сфере защиты экологических прав человека и тесно сотрудничает со всемирными организациями, предоставляющими возможность и информацию по усовершенствованию экологической повестки.

REFERENCES

1. Бешко Н. и другие. Рекомендации по расширению системы охраняемых природных территорий в Узбекистане. Проект ПРООН-ГЭФ и Правительства Республики Узбекистан «Укрепление устойчивости национальной системы охраняемых природных территорий путём фокусирования на заповедниках». Baktria Press, Tashkent;

2. Sokolov V. (2019). New Impulse for Solutions of the Aral Sea Crisis (presentation). Agency of IFAS for Aral Sea Program and GEF Projects. Tashkent;

3. Узбекистан, Узгидромет (2016). Третье национальное сообщение Республики Узбекистан по Рамочной конвенции ООН об изменении климата;

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

4. Uzbekistan - Country partnership framework for the period FY16-20 (English). Washington, D.C.: World Bank Group;

5. World Health Organization and United Nations Development Programme (2018). Prevention and control of noncommunicable diseases in Uzbekistan - the case for investment.

1. https : //www.unep. org

2. https://uzbekistan.un.org

3. https ://www.un. org

4. www.gazeta.uz/ru

5. uzdaily.uz

6. parliament.gov.uz

Интернет ресурсы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.