Научная статья на тему 'Перспективы развития системы денежного обращения'

Перспективы развития системы денежного обращения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ФИНАНСОВЫЕ СПЕКУЛЯЦИИ / MONEY / GOLD STANDARD / ECONOMIC INSTITUTIONS / MONETARY POLICY / TRANSACTION COSTS / ECONOMIC CRISIS / FINANCIAL SPECULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенкова Вера Григорьевна

Рассматриваются существующие проблемы и возможные перспективы организации и развития системы денежного обращения, которое играет стратегически важную роль в обеспечении эффективности не только национальной, но и мировой экономики. Изучение системы денежного обращения является чрезвычайно актуальной проблемой по той причине, что как долгосрочные, так и краткосрочные цели экономических агентов и государства невозможны без осуществления денежных операций. Деньги это весьма специфический вид экономического блага. Экономические агенты совершают бесконечно большое количество сделок по купле-продаже, где наличие денег является стратегическим фактором осуществления любой сделки. Современные деньги не имеют никакой реальной стоимости. По своей сути они не более, чем знаки денег в отличие от настоящих (товарных) денег, которые имели хождение в форме золотых и серебряных монет. Золотой стандарт это высшая форма развития настоящих денег. Золотой стандарт был отменен в 1971 г. Однако в течение последних 40 лет идут дискуссии о возможности восстановления денежного обращения в форме золотого стандарта. Сторонники и противники золотого стандарта приводят собственные аргументы «за» и «против». Деньги подобны другим экономическим институтам и представляют собой воплощение человеческого опыта. В процессе своего эволюционного развития и изменения какие-то институты доказывают свою большую эффективность по сравнению с другими институтами. Менее эффективные институты постепенно гибнут. Если вести речь о перспективах развития и изменения денежной системы, то только на основании опыта, который выражает суть стихийных и в то же время эволюционных рыночных процессов, можно будет судить о возможной динамике и преобладании именно тех институтов, которые лучше обеспечивают общественное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE MONEY SYSTEM

The article discusses the existing problems and possible prospects for the organization and development of the money circulation system, which plays a strategically important role in ensuring the efficiency of not only the national but also the global economy. The study of the money circulation system is an extremely urgent problem for the reason that both long-term and short-term goals of economic agents and the state are impossible without the implementation of monetary operations. Money is a very specific type of economic good. Economic agents make an infinitely large number of sales transactions, where the availability of money is a strategic factor in the implementation of any transaction. Modern money has no real value. In essence, they are nothing more than signs of money, unlike real (commodity) money, which were circulated in the form of gold and silver coins. The gold standard is the highest form of development of real money. The gold standard was abolished in 1971. However, over the past 40 years there have been discussions about the possibility of restoring monetary circulation in the form of a gold standard. Proponents and opponents of the gold standard cite their own arguments for and against. Money is similar to other economic institutions and represents the embodiment of human experience. In the process of their evolutionary development and change, some institutions prove their greater effectiveness compared to other institutions. Less effective institutions are gradually dying. If we talk about the prospects for the development and change of the monetary system, then only on the basis of experience that expresses the essence of spontaneous and at the same time evolutionary market processes, we will be able to judge the possible dynamics and predominance of those institutions that better ensure social development.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы денежного обращения»

32

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 336.74 В.Г. Костенкова

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Рассматриваются существующие проблемы и возможные перспективы организации и развития системы денежного обращения, которое играет стратегически важную роль в обеспечении эффективности не только национальной, но и мировой экономики. Изучение системы денежного обращения является чрезвычайно актуальной проблемой по той причине, что как долгосрочные, так и краткосрочные цели экономических агентов и государства невозможны без осуществления денежных операций. Деньги - это весьма специфический вид экономического блага. Экономические агенты совершают бесконечно большое количество сделок по купле-продаже, где наличие денег является стратегическим фактором осуществления любой сделки. Современные деньги не имеют никакой реальной стоимости. По своей сути они не более, чем знаки денег в отличие от настоящих (товарных) денег, которые имели хождение в форме золотых и серебряных монет. Золотой стандарт - это высшая форма развития настоящих денег. Золотой стандарт был отменен в 1971 г. Однако в течение последних 40 лет идут дискуссии о возможности восстановления денежного обращения в форме золотого стандарта. Сторонники и противники золотого стандарта приводят собственные аргументы «за» и «против». Деньги подобны другим экономическим институтам и представляют собой воплощение человеческого опыта. В процессе своего эволюционного развития и изменения какие-то институты доказывают свою большую эффективность по сравнению с другими институтами. Менее эффективные институты постепенно гибнут. Если вести речь о перспективах развития и изменения денежной системы, то только на основании опыта, который выражает суть стихийных и в то же время эволюционных рыночных процессов, можно будет судить о возможной динамике и преобладании именно тех институтов, которые лучше обеспечивают общественное развитие.

Ключевые слова: деньги, золотой стандарт, экономические институты, денежно-кредитная политика, трансак-ционные издержки, экономический кризис, финансовые спекуляции.

Б01: 10.35634/2412-9593-2020-30-1-32-40

Проблемы организации системы денежного обращения и банковского дела составляют стратегически важную и в то же время чрезвычайно интересную область экономических исследований и экономической практики. Изучение этих проблем является актуальным ещё и по той причине, что как повседневная жизнь человека, так и долгосрочные цели экономических агентов и государства требуют осуществления денежных операций и формирование, либо получение в кредит, необходимого объема денежных средств для осуществления инвестиций.

Деньги представляют собой весьма специфический вид экономического блага. Экономические агенты совершают огромное количество сделок по купле-продаже товаров и услуг. Причём современные деньги не имеют никакой реальной стоимости, они не более, чем знаки денег в отличие от настоящих (товарных) денег, которые имели хождение в форме золотых и серебряных монет. Действительно, современные деньги - это красивые бумажные кусочки бумаги, хотя сравнительно недавно появились наличные пластиковые деньги, счетоводческие записи в конторских книгах, блоки информации, передаваемые от одного компьютера к другому. Последняя форма денег приобретает всю большую популярность. Обывателям она хорошо известна в форме пластиковых карт.

Хорошо известно, что современная система разменных денег существует сравнительно недавно. Р.Л. Миллер (сотрудник Центра политических исследований университета Клемсона, преподает в Вашингтонском университете (г. Сиэтл) и университете Майами, где является одним из создателей Центра права и экономики)) и Д.Д. Ван-Хуз (работал консультантом в аппарате Совета управляющих Федеральной резервной системы в 1988 г., имеет большой опыт работы внештатным консультантом Федерального резервного банка Канзас-Сити) отмечают: «Пока еще нет полной уверенности, чем этот эксперимент закончится - удачей или провалом» [1. С. 22].

Здесь необходимо обратить внимание на то, что данные авторы допускают с определенной долей вероятности возможность коллапса существующей в настоящее время модели организации денежной системы.

Р.Л. Миллер и Д.Д. Ван-Хуз отмечают, что «история денег представляет собой движение от бартера к товарным деньгам, таким, как золотые и серебряные монеты, и далее от товарных денег к

товарному стандарту, а затем к неразмерным деньгам» [1. С. 22]. Эти авторы различают чистый бартер, организованный бартер, товарные деньги, товарный стандарт и неразменные деньги.

Л. фон Мизес различает товарные, кредитные и декретные деньги [2. С. 55].

В качестве стратегического фактора процесса развития денег выступают расходы, которые несут общество и его граждане при совершении купли-продажи.

Во-первых, это издержки времени, которые несет экономический агент, ожидая возможность совершить выгодную для него сделку по купле-продаже товара или услуги. Издержки ожидания находятся в прямой зависимости от затрат времени.

Во-вторых, это трансакционные издержки, которые по своей сути представляют издержки, возникающие в процессе купли-продажи. Величина этих издержек определяется моделью поведения покупателя. Например, стремление совершить покупку в минимально короткое время в подавляющем большинстве случаев сопровождается ростом величины трансакционных издержек. Таким образом, величина трансакционных издержек тем выше, чем меньше времени для совершения покупки, и -наоборот, их величина уменьшается с возрастанием количества времени для совершения покупки.

Принимая участие в процессе купли-продажи, экономические агенты несут оба вида издержек, что вынуждает их к поиску наиболее оптимального для них варианта совершения сделки. Поэтому можно утверждать, что трансакционные издержки, которые приходится нести экономическим агентам в процессе совершения купли-продажи, существенно различаются по своей величине в зависимости от используемой системы торговли. При системе чистого бартера, для которого необходимо совпадение двойного совпадения потребностей продавца и покупателя, эти издержки очень велики при любом времени ожидания. В системе организованного бартера уровень трансакционных издержек ниже благодаря тому, что участники сделки обладают большей информацией о взаимных интересах. Экономия на тран-сакционных издержках будет все больше и больше возрастать при переходе к системе товарных денег, а затем товарного стандарта. В конечном итоге переход к системе неразменных денег позволяет исключить необходимость хранения товарных запасов с целью обеспечения используемых в данной модели денег.

Таким образом, эволюция системы обмена от простого бартера к неразменным деньгам приводит к удешевлению процесса обмена и сокращению времени на осуществление купли-продажи. При этом в выигрыше оказываются не только те экономические агенты, которые принимают непосредственное участие в сделке, но и общество в целом. Именно этим объясняется исторический процесс перехода к существующей в настоящее время системе неразменных денег.

В настоящее время во всех странах мира используется система неразменных денег. Однако это совсем не означает, что нет необходимости изучать денежные системы, которые существовали ранее. Делать это необходимо по двум причинам:

Первая. Не исключен вариант, что в будущем может произойти возврат к системе товарных

денег.

15 августа 1971 г. президент США Р. Никсон объявил о временной приостановке конвертируемости доллара в золото. Причина отмены «золотого стандарта» - это несоответствие реальной покупательной способности доллара относительно декларируемого золотого паритета. Согласно Бреттон-Вудской системе цена золота была жестко фиксирована и составляла 35 долларов за тройскую унцию. Причиной для принятия данного решения была сложившаяся в экономике США ситуация, которая определяется термином «стагфляция» - сочетание отсутствия экономического роста с высоким уровнем безработицы и высокими темпами инфляции. Хорошо известно, что в рыночной экономике медленный экономический рост препятствует инфляции по той причине, что снижение потребительского спроса сдерживает рост цен. Стагфляция может возникнуть только в том случае, если государственная экономическая политика нарушает нормальное функционирование рыночной экономики.

Стагфляция возникает, когда правительство или центральные банки расширяют предложение денег одновременно с ограничением предложения товаров и услуг. Главные причины возникновения и развития данной ситуации определяются либо политикой правительства, которое начинает «накачивать» национальную экономику денежными ресурсами, либо, когда кредитно-денежная политика Центрального банка создает благоприятные условия для получения кредитов на весьма льготных условиях. В обоих случаях увеличивается предложение денег, тем самым создаются благоприятные условия для инфляции.

2020. Т. 30, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Одновременно происходит замедление экономического роста по той причине, что правительство увеличивает налоги, либо Центральный банк повышает процентные ставки. Это оказывает негативное влияние на динамику объема совокупного предложения.

Именно такая ситуация сложилась в США в начале 1970-х гг. В течение трех кварталов 1970 г. объем ВВП имел отрицательную динамику. Это привело к увеличению уровня безработицы до 6,1 %. В этот же период времени президент США Р. Никсон собрался баллотироваться на новый срок. Для создания благоприятной оценки проводимой государством экономической политики он намеревался создать необходимые условия для экономического роста, не вызывая инфляцию. Для достижения необходимого результата были приняты решения, которые известны как «Шок Никсона»:

- во-первых, устанавливалось 90-дневное замораживание всех зарплат и цен. Была создана специальная комиссия по заработной плате и ценам, которая должна была одобрить любое повышение после 90 дней. Удобно, что он будет контролировать цены до окончания президентской кампании 1972 г. Тем самым он планировал контролировать инфляцию;

- во-вторых, вводился 10 % импортный тариф. Предполагалось, что это позволит сократить объемы импорта и защитить отечественную промышленность. Вместо этого новый тариф спровоцировал рост цен на импорт [3];

- в-третьих, США официально отказывались от политики «золотого стандарта». 15 августа 1971 г. президент Р. Никсон объявил о временном запрете конвертации доллара в золото по официальному курсу для центральных банков. Цена тройской унции золота была повышена с $35 до $38, а затем до $42. В 1973 г. жесткая зависимость между долларом и ценой золота была ликвидирована окончательно. В результате цена золота на свободном рынке быстро выросла до $120 долларов. Брет-тон-вудская система была ликвидирована [4].

Американские компании не могли повышать цены, чтобы оставаться прибыльными. В то же время они не могли снизить заработную плату. Единственный способ сокращения расходов - это увольнение работников, что провоцировало рост безработицы, которая в свою очередь снижала потребительский спрос и замедляла экономический рост. Попытки ФРС бороться со стагфляцией только усугубили ситуацию. В период 1971-1978 гг. монетарная политика ФРС привела к росту инфляции до 13,3 % к 1979 г. В 1980 г. Председатель ФРС П. Волкер положил конец стагфляции, подняв ставку рефинансирования до 20 %. Однако это решение во многом спровоцировало появление и развитие кризиса 1980-82 гг. [3].

Allan H. Meitzer в качестве главной причины краха Бреттон-Вудской системы называет проводимую США денежно-кредитную политику, которая оказалась неспособной предотвратить инфляцию, что в конечном итоге не соответствовало политике поддержания фиксированного обменного курса [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что крах системы «золотого стандарта» невозможно объяснить, если не учитывать фактор неэффективной государственной экономической политики.

Здесь следует напомнить о чрезвычайно сложной экономической ситуации 1933 г., которая была результатом мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда Президент США Ф.Д. Рузвельт, решая дилемму выбора между внутренними и международными целями, однозначно предпочел решать внутренние проблемы. Шестого марта 1933 г. в США был объявлен банковский выходной: приостановлена конвертируемость золота и экспорт золота. Это решение означало, что «золотой стандарт» оказывался в «подвешенном» состоянии.

В период с 13 по 15 марта почти 70 % коммерческих банков были вновь открыты, но им по-прежнему запрещалась выплата золотых монет, слитков или сертификатов, а также экспорт золота. Это позволило восстановить коэффициент золотого запаса до 61 % по сравнению с докризисным уровнем. Запрет на накопление золота освободил США от проблем, связанных с обращением золота в качестве средства обмена. Простое возобновление конвертируемости восстановило бы золотой стандарт, хотя бы в форме золотых слитков. Как утверждает L. Crabbe: «Восстановление золотого стандарта не было связано с непреодолимыми проблемами: законодательные инициативы восстанавливали доверие к банковской системе; коэффициент золотого запаса восстанавливался. Если бы это было так желательно, то администрация Рузвельта могла бы сохранить «золотой стандарт» [6].

В конечном итоге в США с января 1934 г. золото начинает играть явно подчиненную роль в проводимой денежно-кредитной политике. Еще 15 января администрация Рузвельта направила в Конгресс законопроект, в соответствии с которым президент получал полномочия снизить содержание золота в

долларах на 50-60 % по сравнению с докризисным уровнем, а также изменять по своему усмотрению стоимость доллара по отношению к золоту в пределах этого диапазона в любое время.

Своим решением от 30 января 1934 г. Конгресс предоставил Рузвельту то, что он хотел: Закон о золотом запасе (Gold Reserve Act), согласно которому полномочия Федеральной резервной системы передавались Казначейству США. Кроме того, запрещались чеканка золотых монет и обращение золота. Была установлена новая цена на золото: $35 долл. за унцию, что означало девальвацию доллара на 59,06 % от номинала, учрежденного в 1879 г. Эти решения позволили увеличить официальную стоимость монетарного золотого запаса с $4,033 млрд до $7,438 млрд [7].

Существенные изменения в дискуссию о причинах Великой депрессии связаны с книгой M. Friedman и A.J. Schwartz A Monetary History of the United States, 1867-1960, в которой очень подробно рассматривается связь между изменениями денежной массы в стране (как в результате сознательной политики, так и в результате других сил) и изменениями в национальном доходе и ценах. Главная цель книги в том, чтобы понять, как денежные силы повлияли на экономику США в течение почти ста лет.

M. Friedman и A.J.Schwartz предложили собственные важные новые доказательства и аргументы о роли монетарных факторов в Великой депрессии. В отличие от превалирующих в то время взглядов, говорящих, что деньги и денежная политика играли исключительно пассивную роль, эти авторы утверждали, что «[экономический] спад на самом деле является трагическим доказательством стратегической важности монетарной политики» [8. С. 300].

По мнению M. Friedman и A.J. Schwartz, политика, которую проводила ФРС в период после Великой депрессии, также не может быть признана эффективной: «В рассматриваемом периоде (19331941) Федеральная резервная система, по сути, не предпринимала никаких попыток изменить ситуацию в лучшую сторону». Таким образом, попытки государства в лице ФРС влиять на экономическую ситуацию не привело к желаемым результатам, что еще раз позволяет задаться вопросом о пределах государственного вмешательства в экономику [8. С. 300].

Здесь уместно напомнить слова Л. фон Мизеса, который в крайней жесткой форме утверждает: «Возникновение золотого стандарта стало проявлением сокрушительного поражения государства и дорогих его сердцу доктрин» [9. С. 440]. Именно золотой стандарт позволил увеличить благосостояние и обеспечить политическую и экономическую свободу и демократию. Для сторонников свободной торговли его основное достоинство было то, что золотой стандарт по своей сути представлял общепризнанный мировой стандарт, который существенным образом облегчал совершение международных торговых сделок, а также на международных рынках капитала. Мизес не отрицает несовершенство золотого стандарта, однако, как он справедливо отмечает: «В человеческих делах нет совершенства. Никто не в состоянии предложить вместо золотого стандарта что-либо более удовлетворительное». Но в то же время «золотой стандарт делает процесс определения покупательной способности денег независимым от амбиций и доктрин политических партий и групп давления [9. С. 440-442].

Споры о возможности возвращения к золотому стандарту возобновились с новой силой во второй половине прошлого столетия.

Избрание Президентом США представителя республиканской партии Р. Рейгана в 1980 г. вдохновило представителей монетарных консерваторов. Они увидели возможность изменения денежной политики и стали выступать за возвращение к золотому стандарту, который они рассматривали как инструмент для борьбы с валютной экспансией и инфляцией. В июне 1981 г. была создана специальная Комиссия для изучения этого вопроса. В марте следующего года Комиссия рекомендует воздержаться от «выпуска казначейских облигаций или облигаций, обеспеченных золотом». Утверждалось, что «восстановление золотого стандарта, похоже, не является плодотворным методом решения сохраняющейся проблемы инфляции» [10].

Однако мнение Комиссии не было единодушным. Меньшинство комиссии пришло к выводу, что «единственный способ обеспечить стабильность цен ... это сделать доллар (и другие национальные валюты) конвертируемым в золото. Связывание денег с золотом внутри страны и за рубежом решит проблему инфляции, высоких процентных ставок и дефицита бюджета [10]». Хотя возвращение к золотому стандарту было отклонено, Комиссия рекомендовала министерству финансов США начать производство золотых слитков для продажи населению. В декабре 1985 г. Президент Рейган подписал Закон о золотых слитках, который впервые за 50 лет разрешал выпускать золотые монеты США, отчеканенные Казначейством.

2020. Т. 30, вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Во время президентской компании 2012 г. снова возникли дебаты о золотом стандарте. Одним из участников гонки кандидатов от республиканской партии был Ron Paul, который был одним из членов вышеназванной Комиссии, и выступал за возвращение к золотому стандарту. В своей президентской компании он делает эту цель основным направлением своей кампании. Республиканская платформа 2012 г. призывала создать новую комиссию, аналогичную Комиссии 1982 г., для изучения роли золота и «изучения возможных способов установления фиксированной стоимости доллара». В частности, в этой программе говорится: «Правильная денежно-кредитная политика имеет решающее значение для поддержания сильной экономики. Инфляция снижает покупательную способность доллара в стране и за рубежом. Инфляция - это скрытый налог на американский народ, последствия которого наиболее тяжелые для пенсионеров». Далее программа утверждает, что ФРС должна быть свободна от политического давления, поэтому ее решения должны быть основаны на разумных экономических принципах. Население США должно быть уверено в долларе. Отмечается, что Президент Рейган вскоре после своей инаугурации создал комиссию для рассмотрения возможности использования металлической основы для валюты США. Комиссия выступила против такого предложения. Теперь, спустя три десятилетия, республиканской партии приходиться снова решать проблему высоких темпов инфляции. Поэтому республиканская партия вновь предлагает создать аналогичную комиссию для изучения возможных способов установления фиксированного значения для доллара [11. С. 4].

В марте 2012 г. проблему возможного возвращения к политике золотого стандарта рассматривает в своей лекции в Университете им. Джорджа Вашингтона тогдашний глава ФРС B. Bernanke. По его мнению, политика золотого стандарта станет препятствием для центральных банков в реализации мер по поддержанию занятости, что в настоящее время является одной из ключевых целей монетарной политики. По мнению B. Bernanke, использование золотого стандарта создает множество не только практических, но и политических проблем, которые делают невозможным возвращение политики золотого стандарта.

Практические трудности реализации политики золотого стандарта потребуют очень больших затрат на организации логистических процессов по транспортировке золота в хранилища Федеральной резервной системы.

Политические трудности реализации золотого стандарта связаны с тем, что монетарные власти не смогут оперативно реагировать на изменения в экономике с целью ее стабилизации.

Кроме того, в бытность использования золотого стандарта также происходили финансовые паники и кризисы. Во времена Великой депрессии ошибки, допущенные американским правительством, распространились и на другие страны, применяющие золотой стандарт.

B. Bernanke утверждал, что одной из главных причин Великой депрессии стала необходимость поддержания фиксированных валютных курсов. Экономические трудности в одной стране оказывали очень быстрое негативное влияние на экономику других стран. Кроме того, золотой стандарт не является гарантией недопущения инфляции или дефляции. При этом он признает, что в странах, применявших золотой стандарт, цены были более стабильны на протяжении десятилетий. Однако при возникновении даже незначительных экономических трудностей население могло поддаться паническим настроениям и начать обменивать бумажные деньги на золото, что еще более ухудшало ситуацию. Если паника приобретала всеобщий характер, то это могло закончиться коллапсом всей экономической системы страны. В завершении своего выступления B. Bernanke в качестве одной из основных причин неудачной монетарной политики ФРС называет именно золотой стандарт [12].

Противоположной точки зрения придерживается Хесус Уэрта де Сото - один из ведущих представителей современной австрийской экономической школы (профессор кафедры политической экономии в университете Короля Хуана Карлоса, испанский политический философ). В своем фундаментальном труде «Деньги, банковский кредит и экономические циклы» он обосновывает следующие предложения по реформе банковской системы:

1. Полная свобода выбора валюты. Для этого необходимо приватизировать деньги и прекратить вмешательство со стороны государства или центрального банка в вопросы их эмиссии или контроля за их покупательной способностью. Эта задача предполагает упразднение законодательства об узаконенном средстве платежа, которое принуждает всех граждан, даже против их воли, во всех случаях принимать денежные единицы, эмитируемые государством, в качестве средств добровольного платежа.

2. Система полной свободы банковской деятельности. Необходимо отменить банковское законодательство как таковое и ликвидировать Центральный банк. Это означает ликвидацию любых го-

сударственных ведомств, которые под предлогом контроля вмешиваются в финансовый и банковский рынки. В то же время защита свободы банковской деятельности не предполагает, что банкам разрешается вести операции с частичным резервированием. Всем экономическим агентам должно быть совершенно ясно: банковская деятельность должна быть подчинена традиционным принципам права, что предполагает поддержание в любой момент времени 100 %-го коэффициента резервирования по вкладам до востребования, хранящимся в банке.

3. Обязательства всех участников системы свободной банковской деятельности: а) соблюдать традиционные принципы права и юридические правила, в частности, поддерживать 100 % коэффициент резервирования по вкладам до востребования; б) возобновление использования той формы частных денег, которая эволюционным путем возникла в истории (золото). Более того, экономика свободного рынка может действовать только в рамках, обеспечиваемых правилами материального права. Применительно к банковской системе эти правила требуют установления полной свободы банковской деятельности, но такой, при которой банкиры последовательно соблюдают принцип поддержания 100 % резервов против договоров о вкладе до востребования [13. С. 560-565].

По мнению де Сото, предлагаемая им система отличается наличием следующих преимуществ:

- во-первых, предлагаемая система предотвращает банковские кризисы. Действительно, банковские кризисы проистекают от свойственной банкам [при частичном резервировании] нехватки ликвидности. Эти институты используют для выдачи кредитов большую часть средств, которые клиенты банков разместили в них до востребования;

- во-вторых, предлагаемая система предотвращает экономические кризисы. Следующие один за другим циклы искусственных экономических бумов и спадов начинали поражать рыночную экономику с тех пор, как банки начали использовать частичное резервирование. Последствия этих циклов стали более разрушительными, когда государства наделили банки привилегией вести такие операции легально. Разрушения стали еще более масштабными и болезненными с появлением центрального банка с его функцией кредитора последней инстанции, учрежденного для того чтобы снабжать систему необходимой ликвидностью во время затруднений;

- в-третьих, предлагаемая система в наибольшей мере соответствует частной собственности. Установление требования 100 %-го резерва для договоров банковского вклада до востребования способно исправить и искоренить правовую порочность, которой банковское дело поражено с момента своего появления. Де Сото утверждает, что по ряду причин государство не распознало мошеннической природы частичного резервирования. Затем, когда последствия, порождаемые этой системой, проявились более наглядно, вместо адекватного определения и защиты традиционных принципов прав собственности государство стало соучастником, а затем и движущей силой соответствующих процессов кредитной экспансии. В итоге следует вывод о том, что в конечном итоге эта система позволила получить удобный источник финансирования политических проектов за счет вкладчиков;

- в-четвертых, предложенная модель способствует стабильному и устойчивому экономическому росту, тем самым значительно снижая рыночные трансакционные издержки, которые осложняют переговоры на рынке труда. Сто лет хронической всемирной инфляции и длительный период полностью бесконтрольной кредитной экспансии извратили стереотипы и привычки экономических агентов. Сегодня большинство из них считают, что для стимулирования экономического развития необходимы инфляция и кредитная экспансия. Более того, стало весьма распространенным заблуждение, согласно которому экономика, не находящаяся в состоянии бума, считается пораженной «стагнацией». Люди не могут понять, что слишком быстрое расширение экономики практически всегда имеет искусственную причину. Этот процесс обречен на то, чтобы повернуть вспять в форме спада;

- в-пятых, предлагаемая система покончит с лихорадочными финансовыми спекуляциями и их разрушительными последствиями. Для их недопущения необходимо исключить все стимулы, которые побуждают людей потворствовать всяким разновидностям бесчестного и мошеннического поведения. Подобные стимулы приносят огромный вред, так как они развращают людей, отучая их от привычки к сбережениям и добросовестному труду, то есть от привычки прилагать постоянные, честные, ответственные и долгосрочные экономические усилия.

M. Allais (лауреат Нобелевской премии по экономике 1988 г.) дает следующую оценку этой ситуации: «Спекуляция, исступленная и лихорадочная, сегодня вызывается, питается и усиливается кредитом» [14. С. 326];

- в-шестых, предлагаемая система уменьшает число экономических функций государства до минимума, позволяя ликвидировать Центральный банк. К сожалению, ход исторического процесса

неоднократно доказывал, что привилегированные заинтересованные группы и политики всегда будут стремиться использовать к собственной выгоде любую систему фидуциарных средств обращения, базирующуюся на монополии государства на выпуск денег.

В действительности политики всегда стоят перед непреодолимым искушением постараться купить голоса с помощью средств, созданных из ничего. Это явление проанализировано среди прочего в рамках теории политического цикла [15]. Более того, возможность расширять деньги и кредит позволяет политикам финансировать государственные расходы, не обращаясь к налогам, этой непопулярной и болезненной мере. При этом снижение покупательной способности денег работает в пользу политиков, поскольку подоходный налог обычно всегда имеет прогрессивную шкалу. По этим причинам особенно важно, что денежная система, подобная предложенной нами, позволяет прервать вмешательство государства в денежно-финансовую сферу [13. С. 567-576].

Противники возрождения золотого стандарта выставляют собственные аргументы «против»:

1. Стоимость золота колеблется в широких пределах и не обеспечивает стабильности цен, необходимой для функционирования эффективной экономики [16].

2. Правильно управляемая денежная система - это лучший способ сдержать инфляцию, не возвращаясь к золотому стандарту. Конгресс уполномочил Комиссию по золоту США изучить возможность возвращения к золотому стандарту как способ снизить инфляцию. Комиссия пришла к выводу, что «восстановление золотого стандарта не является плодотворным методом решения сохраняющейся проблемы инфляции».

3. Система золотого стандарта регулярно создает необходимые условия для экономического кризиса, которые дестабилизируют экономику. В условиях золотого стандарта экономический рост может опережать рост денежной массы, поскольку больше денег не может быть создано и обращено, пока сначала не будет получено больше золота для его поддержки. Все это провоцирует дефляцию и экономический спад.

4. Золотой стандарт ограничивает способность ФРС оказывать помощь экономике для выхода из кризиса. В соответствии с существующей системой фиатных денег ФРС может использовать денежно-кредитную политику для реагирования на финансовые кризисы путем снижения процентных ставок во время рецессии, повышения их в период инфляции и при необходимости вводить деньги в экономику [18].

5. Возвращение к золотому стандарту ограничит возможности правительства по борьбе с безработицей.

6. Валюта, обеспеченная золотом, не в состоянии поддерживать быстрые темпы развития международной торговли и экономического роста.

Как видим, взгляды сторонников и противников золотого стандарта являются принципиально противоположными друг другу.

Можно бесконечно долго рассуждать и теоретизировать о будущей эволюции денег на основании уже имеющегося опыта. Однако все теоретические исследования ограничиваются констатацией того факта, что деньги являются стихийно возникающим институтом. В этом плане деньги подобны многим другим юридическим и экономическим институтам и представляют собой воплощение человеческого опыта и гигантских объемов информации. Такие институты возникают и формируются очень медленно на протяжении длительных периодов времени и с участием многих поколений людей. В процессе своего эволюционного развития и изменения какие-то институты доказывают свою большую эффективность по сравнению с другими институтами, что приводит к их преобладанию. Менее эффективные институты постепенно гибнут.

Если вести речь о перспективах развития и изменения денежной системы, то только на основании опыта, который выражает суть стихийных и в то же время эволюционных рыночных процессов, можно будет судить о возможной динамике и преобладании именно тех институтов, которые лучше обеспечивают общественное развитие.

Ни один человек или группа изначально не располагает прозорливостью и информацией, необходимой для создания таких институтов ex novo.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело: учебник для вузов / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. XXIV, 856 с.

2. Мизес Л. фон. Теория денег и кредита / пер. с англ. и нем. под ред. и с комм. Гр. Сапова. Челябинск: Социум, 2012. 808 с.

3. Amadeo K. Stagflation and Its Causes. Why Stagflation (Probably) Won't Reoccur. URL: https://www.thebalance.com/ what-is-stagflation-3305964.

4. Amadeo K. Bretton Woods System and 1944 Agreement. How Bretton Woods Introduced a New World Order. URL: https://www.thebalance.com/bretton-woods-system-and-1944-agreement-3306133#citation-3.

5. Meltzer Allan H. U.S. Policy in the Bretton Woods Era. Federal Reserve Bank of St. Louis Review 73, no. 3 (May/ June 1991): 54-83. URL: https://files.stlouisfed.org/files/htdocs/publications/review/91/05/Bretton_May_ Jun1991.pdf

6. Crabbe L. The International Gold Standard and U.S. Monetary Policy from World War I to the New Deal. URL: https://fraser.stlouisfed.org/files/docs/meltzer/craint89.pdf .

7. Romer C.D. What Ended the Great Depression? The Journal of Economic History. Vol. 52, Iss. 4. December 1992. P. 757-784 // URL: https://web.archive.org/web/20130117093624/Depression.pdf .

8. Friedman M., Schwartz A.J. A Monetary History of the United States, 1867-1960 (Princeton, 1963).

9. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / пер. с 3-го испр. англ. изд. А.В. Куряева. Челябинск: Социум, 2012. 878 с.

10. Report to the Congress of the Commission on the Role of Gold in the Domestic and International Monetary Systems. URL: https://images.procon.org/wp-content/uploads/sites/23/gold_comission_report_1982.pdf

11. 2012 We Believe in America. Republican Platform. URL: https://www.shusterman.com/pdf/ goponimmigration2012.pdf

12. Appelbaum I. Bernanke, as Professor, Tries to Buff Fed's Image. URL: https://www.nytimes.com/2012/03/21/business/ bernanke-the-professor-debunks-the-gold-standard.html

13. Сото Хесус Уэрта де. Деньги, банковский кредит и экономические циклы / пер. с англ. под ред. А. В. Куряева. Челябинск: Социум, 2008. 663 с.

14. Allais M. Les conditions monétairs d'une économie de marchés, 1987.

15. Шлезингер-мл. А.М. Циклы американской истории: пер. с англ., закл. ст. В.И. Терехова. М: Издат. группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 688 с.

16. URL: https://www.inflationdata.com/

17. Donald T. Regan, et al. Report to the Congress of the Commission on the Role of Gold in the Domestic and International Monetary Systems, Mar. 31, 1982. URL: https://images.procon.org/wp-content/uploads/sites/23/ gold_comission_report_1982.pdf .

18. Bernanke В. The Federal Reserve and the Financial Crisis: Origins and Mission of the Federal Reserve, federalreserve.gov, Mar. 20, 2012. URL: https://images.procon.org/wp-content/uploads/sites/23/chairman-bernanke-lecture.pdf .

Поступила в редакцию 14.12.2020

Костенкова Вера Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов,

учета и математических методов в экономике

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E-mail: vgk971@yandex.ru

V.G. Kostenkova

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE MONEY SYSTEM

DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-1-32-40

The article discusses the existing problems and possible prospects for the organization and development of the money circulation system, which plays a strategically important role in ensuring the efficiency of not only the national but also the global economy. The study of the money circulation system is an extremely urgent problem for the reason that both long-term and short-term goals of economic agents and the state are impossible without the implementation of monetary operations. Money is a very specific type of economic good. Economic agents make an infinitely large number of sales transactions, where the availability of money is a strategic factor in the implementation of any transaction. Modern money has no real value. In essence, they are nothing more than signs of money, unlike real (commodity) money, which were circulated in the form of gold and silver coins. The gold standard is the highest form of development of real money. The gold standard was abolished in 1971. However, over the past 40 years there have been discussions about the possibility of restoring monetary circulation in the form of a gold standard. Proponents and opponents of the gold standard cite their own arguments for and against. Money is similar to other economic institutions and represents the embodiment of human experience. In the process of their evolutionary development and change, some institutions prove their

2020. Т. 30, Bbm. 1 ЭКОНОМHКА H nPABO

greater effectiveness compared to other institutions. Less effective institutions are gradually dying. If we talk about the prospects for the development and change of the monetary system, then only on the basis of experience that expresses the essence of spontaneous and at the same time evolutionary market processes, we will be able to judge the possible dynamics and predominance of those institutions that better ensure social development.

Keywords: money, gold standard, economic institutions, monetary policy, transaction costs, economic crisis, financial speculation.

Received 14.12.2020

Kostenkova V.G., Candidate of Economics, Associate Professor at Department of Finance Accounting and Mathematical Methods in Economics Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: vgk971@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.