Научная статья на тему 'Перспективы развития сельского туризма на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области'

Перспективы развития сельского туризма на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
29
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова А. Г., Жилкова Ю. В.

Рассматриваются проблемы в гостиничной сфере Санкт-Петербурга. Особое внимание уделяется развитию сельского туризма.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмедова А. Г., Жилкова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сельского туризма на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

ми системы. Это находит отражение в функциях рекреационной деятельности, а через нее - в функциях пространственно-временной среды.

Свободное время, являющееся как временем досуга, так и временем для осуществления более возвышенной деятельности, конечно, превращает того, кто им располагает, в иного субъекта, и как иной субъект он и вступает в непосредственный процесс производства. Используя это положение, выделяют функцию восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными занятиями, и функцию духовного и физического развития человека.

Поэтому при формировании рекреационной системы необходимо удовлетворять в первую очередь потребности, связанные с восстановлением и развитием физического и духовного потенциала личности, т.е. стремление человека к познанию ценностей культуры, к пониманию красоты природы. А если использование рекреационных территорий вызвано, прежде всего, коммерческими целями, неизбежно смешение функций и преобладание функции развлечений.

Список литературы:

1. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. - М.: Нолидж, 1996. - 312 с.

2. Веденин Ю.А. Оценка природных условий для организации отдыха. -М. Меркурий, 1969.

3. Драгачев С.П. Туризм и здоровье. - М., 2004.

4. Сенин В.С. Организация международного туризма. - М., 1999.

5. Все о национальных парках / Р. Бобров. - М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2007.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

© Ахмедова А.Г.*, Жилкова Ю.В.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва

Рассматриваются проблемы в гостиничной сфере Санкт-Петербурга. Особое внимание уделяется развитию сельского туризма.

Туристическая привлекательность Санкт-Петербурга по последним данным растет: число иностранных туристов, посетивших Петербург в первой

* Студент кафедры Туризма и сервиса.

половине 2011 года выросло на 12 % и составило 1 млн. 150 тыс. человек. Такая ситуация должна способствовать повышению доходности отдельного бизнеса и создавать предпосылки для открытия новых отелей. Однако, есть ряд проблем в гостиничной сфере:

- Высокая выраженность сезона - все стремятся посетить Петербург именно в период белых ночей, это касается и туристов и деловых людей. Значительная доля конференций, форумов и конгрессов проводится именно в конце мая - начале июня. Результатом этого являются городские пробки, сложность попасть в музеи, повышение цен на размещение и туристские услуги. В итоге туристы понимают, что поездка в Северную столицу - разорительное мероприятие и в дальнейшем туда не приезжают и другим не советуют. В этом случае, фирменный бренд Петербурга начинает работать против гостиничного бизнеса и туризма в городе в целом.

- Растущая конкуренция со стороны международных сетевых компаний. В Санкт-Петербурге в основном стремятся строить отели категории четыре и пять звезд под эгидой международных сетей. Инвестор понимает, что даже если загрузка нового пятизвездочного отеля будет 25 %, получив благодаря западному бренду кредит на 15 лет под 5 % годовых, он быстрее его окупит, чем если бы построил трехзвездочный отель под 15 % годовых на 3 года с возможностью пролонгации. Следствием этого является огромнейшая концентрация сетей в городе. Российские инвесторы, которые не хотят работать с западными сетями, изначально проигрывают.

- Отсутствие адекватной законодательной базы, как проблема в ситуации с малыми отелями. В российском законодательстве, не указаны ограничения по ценовой политике в зависимости от категории отеля, и новые брендовые отели начинают демпинговать, снижая цены. Отелям попроще приходится тоже снижать цены, чтобы выигрывать у современных отелей более высокого класса. Соответственно, их рентабельность стремится к нулю, а это значит, что через 2-3 года они еще больше упадут на рынке, не выдерживая конкуренции западным сетям.

- Несовершенство ГОСТа на гостиничные услуги. Например, требования к подготовке линейного персонала: согласно документу, горничная или швейцар теперь должны иметь профессиональное образование, что может вынудить отельеров покупать для своего персонала фиктивные дипломы, чтобы избежать возможных штрафов при проверках.

На территории Ленинградской области сегодня работает более 440 средств размещения: 25 % средств размещения находятся на Карельском перешейке в Приозерском районе, 14 % в Выборгском, оставшееся количе-

ство рассредоточено еще по 15 районам. Распределение средств размещения неравномерное, а их количество недостаточное. Результатом этого является неадекватное ценообразование. В крупных городах Ленинградской области, в основном по одной-две гостинице, это тоже создает проблемы.

Решить перечисленные выше проблемы можно развивая сельский туризм.

Сельский туризм - одно из самых молодых направлений туризма в мире. Само понятие «сельский туризм» подразумевает комплекс услуг по проживанию, питанию, организации досуга гостя выбравшего отдых на природе. В Европе такой вид туризма получил развитие около 40 лет назад. Сегодня по некоторым оценкам агротуризм приносит Европе от 10 до 20 % общего дохода туриндустрии. В России первые гостевые дома появились в середине 90-х прошлого века. Развиваться сельский туризм начал в Калининградской области, которая успешно перенимала опыт европейских соседей. Чуть позже сельский туризм получил активное развитие на Алтае. Сегодня успехи в развитии сельского туризма показали многие центральные регионы России и Северо-Запада. Сельский туризм для Ленинградской области явление относительно новое, хотя первые гостевые дома стали появляться тут еще в 1990-х годах. Со временем «туристических» хуторов становилось все больше. На данный момент развивается российско-финский проект «Дорога к дому», который направлен на развитие сельского туризма и создание особенного туристического продукта под названием «Отдых в сельской местности». На территории Ленинградской области находятся более 3 000 объектов культурного и исторического наследия, проживают представители коренных народностей: вепсы, водь, ижоры, ингерманланны с традиционным и самобытным укладом и ремесленным мастерством. Городские жители с каждым годом все больше желают приобщиться к своим корням и познакомиться с особенностями деревенского быта. В рамках проекта открыта Школа сельского туризма для хозяев гостевых домов, работников администраций и информационно-туристских центров.

Гостевые дома - хорошая альтернатива недорогим отелям. Гостевой дом - это малое, часто семейное гостиничное предприятие.

В рамках проекта развития сельского туризма в Ленинградской области экспертами по стандартизации и классификации гостиничных услуг АНО «Тест-Санкт-Петербург» был разработан стандарт, определяющий общие требования к сельским гостевым домам. Есть несколько основных требований к гостевым домам. Так, рекомендуемая площадь жилой комнаты (спальни) должна быть не менее 9 квадратных метров, норма на одного проживающего - 6 квадратных метров в помещениях круглогодичного функционирования и 4,5 квадратных метров в сезонных (летних). В оснащение жилой комнаты должны входить кровать, тумбочка (комод), стулья (по числу проживающих), шкаф или оборудованное место с плечиками для одежды, зеркало, прикроватные и потолочные светильники. Рекомендуется включить

прикроватный коврик, плотную занавеску, сетка от комаров и мошкары. Каждому проживающему предоставляется комплект постельного белья и 2 полотенца. В гостевом, доме желательно предусмотреть санузел, помещение для питания или самостоятельного приготовления гостем пищи, с соответствующим оборудованием, место для стирки и сушки одежды с необходимым оборудованием, помещение для водных процедур (душ или баня), место для отдыха просмотра телепередач и кладовку или другое место для хранения вещей гостя. Среди обязательных требований к оснащению гостевого дома - наличие связи (стационарный, мобильный телефон, рация) аварийное освещение (фонари, свечи, аккумуляторы, дизельный генератор), холодное водоснабжение с запасом не менее, чем на сутки, горячее водоснабжение. Владелец гостевого дома должен предоставить гостю возможность пользоваться баней или душем не реже 1 раза в 3дня. Существуют так же требования по смене белья (не реже раза в неделю) и полотенец (как минимум раз в 3 дня). Генеральная уборка должна осуществляться не реже, чем раз в 7-10 дней. В стандарте также прописаны требования безопасности. В частности, дом должен быть оборудован первичными средствами пожаротушения (огнетушители внутри здания) и наружными средствами пожаротушения (пожарный щит, инвентарь, бочка с водой, песок). Важно чтобы все приборы печного отопления проходили освидетельствование на предмет пригодности к эксплуатации, а электрическое оборудование соответствовало требованиям ПЭУУ ПТБ. Мясо и молоко, предоставляемые хозяевами со своего фермерского хозяйства должны иметь заключение ветеринарной службы о безопасности, а питьевая вода соответствовать ГОСТ 2874. Персонал гостевых домов проходит медицинское освидетельствование в соответствии с требованиями СЭС.

Сельские гостевые дома - это и не сезонные дачи в аренду, и не многолюдные базы отдыха. Располагаются они, как правило, в деревнях, на отдаленных хуторах либо рядом с фермерскими хозяйствами. Это может быть и один-единственный дом на двоих, и десяток коттеджей (часто стилизованных под традиционное сельское жилье) с мини-гостиницей максимум на 15-20 человек.

Самый простой и дешевый вариант - старый деревянный дом в деревне с печным отоплением, водой из колодца и удобствами во дворе. От дач, которые хозяева сдают в наем с весны по осень, они отличаются нарочито деревенским интерьером (тканые половики, мебель и убранство начала XX века). Кроме того, гостевые дома, как правило, сдают на короткое время. Минимальная стоимость такого по-настоящему сельского проживания - 200250 рублей с человека в сутки.

Варианты дороже - по 800-1000 рублей с персоны - это уже, как правило, небольшие каркасно-щитовые домики с туалетом, душем и сауной. По-соседству с домами хозяева иногда расчищают места для кемпинга, палаток - молодежный вариант сельского отдыха.

Самые дорогие предложения - 1200-1400 рублей в сутки за проживающего - современные 2-3-этажные коттеджи с евроремонтом и всеми городскими удобствами.

Питание в гостевых домах постояльцам предлагают редко (в номерах всегда имеется отдельная либо общая кухня). Часто это семейный бизнес, и хозяева либо обслуживают гостей сами, либо нанимают одного или нескольких работников. Столы накрывают обычно только для больших групп или по предварительному заказу. Практически всегда продукты - со своего огорода или из ближайших фермерских хозяйств.

По мере увеличения конкуренции на рынке сельского туризма отельерам приходится придумывать как можно больше причин удержать у себя гостя, в том числе за счет расширения спектра услуг. Одна из самых востребованных -питание. Опыт европейских стран показывает, что зачастую фирменные блюда хозяек становятся визитной карточкой того или иного гостевого дома, не говоря о том, что слава хорошей кухни способна привлечь дополнительных гостей. Второй востребованной услугой является традиционная русская баня. В некоторых случаях владельцы гостевых домов идут дальше, создавая на базе объектов импровизированные СПА-центры.

Вне зависимости от масштабов гостевого подворья его хозяин всегда проживает поблизости и готов за дополнительную плату развлекать постояльцев охотой, рыбалкой, походами за грибами и ягодами.

Постояльцы ферм могут принять самое непосредственное участие в уходе за животными, подоить коров, ощипать гуся к обеду, покататься на лошадях, покопаться в огороде и т.п. Для групп некоторые хозяева готовы устроить автобусные путешествия по местным историческим достопримечательностям и 2-4-дневные походы по лесам, сплавы по рекам. Почти везде отдыхающие могут приобрести продукты у местных фермеров.

По словам владельцев таких комплексов, спрос на сельский отдых растет год от года, даже, несмотря на кризис (70 % клиентов приходят по рекомендациям, остальные - из турфирм). Если считать только доход от проживания владелец гостевого дома за год может заработать 100 тыс. руб. Дополнительный заработок можно получить за счет большого числа оказываемых услуг.

В Ленинградской области сельский туризм получил активное развитие в последние 5-6 лет. Сельским туризмом сегодня интересуется разные категории гостей: семьи, организаторы корпоративных мероприятий, любители активного отдыха.

Эксперты в сфере туризма прогнозируют дальнейший рост спроса на сельский туризм со стороны горожан. Однако успех сельских домов того или иного района во многом будет зависеть не только от усилий самих предпринимателей, но и от создания качественной туристической инфраструктуры: ремонта дорог и наличия необходимых указателей, появление новых

турпродуктов, расширение возможностей для активного отдыха, увеличение спектра услуг.

Развивая сельский туризм в Ленинградской области, можно будет привлечь большую часть индивидуальных молодых туристов, приезжающих в Санкт-Петербург и предпочитающих селиться в хостелах и отелях эконом-класса, самих петербуржцев и туристов из стран Европы. А так же сельский туризм - это хорошая возможность решить вопрос занятости сельских жителей, где ситуация с рабочими местами проблематичная. Для повышения же качества предоставляемых гостиничных услуг готовить кадры для работы в гостиничной сфере в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

Список литературы:

1. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Р.Я. Ва-куленко, Е.А. Кочкурова. - М.: Университетская книга; Логос, 2008. - 320 с.

2. Введение в гостеприимство: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 10103 «Социально-культурный сервис и туризм», 10102 «Туризм» / Джон Р. Уокер; пер. с англ. [В.Н. Егорова]. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 735 с.

3. Современный отель. - 2011. - № 9 (44).

ИМИДЖ РЕГИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

© Баранова Т.А.*

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

В статье рассматривается один из важных инструментов развития регионального туризма - имидж территории как маркетинговая стратегия, нацеленная привлечение посетителей и резидентов туристической индустрии региона.

«Не существует объективной реальности. Не существует лучших продуктов. Не существует фактов. Единственное, что существует - это восприятия в сознании потребителей или потенциальных клиентов. Восприятие - вот реальность. Все остальное - иллюзия».

Джек Траут

Цель настоящего исследования состояла в получении эмпирических данных о восприятии молодыми людьми имиджа Нижегородского региона.

* Доцент кафедры Международно-политических коммуникаций, связей с общественностью и рекламы, кандидат филологических наук, доцент.