Научная статья на тему 'Перспективы развития саморегулируемых институтов в транспортной отрасли в России'

Перспективы развития саморегулируемых институтов в транспортной отрасли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУРИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЫНОЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ТРАНСПОРТ / АССОЦИАЦИИ / АВТОПЕРЕВОЗЧИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Елена Владимировна

В статье автор раскрывает основные задачи и функции саморегулируемых институтов в рыночной экономике, дает анализ действующих отраслевых саморегулируемых организаций и обосновывает необходимость создания и перспективные направления деятельности саморегулиреемых организаций в транспортной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития саморегулируемых институтов в транспортной отрасли в России»

УДК 338.47

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ИНСТИТУТОВ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ

Е.В. Исаева

Аннотация. В статье автор раскрывает основные задачи и функции саморегу-лируемых институтов в рыночной экономике, дает анализ действующих отраслевых саморегулируемых организаций и обосновывает необходимость создания и перспективные направления деятельности саморегулиреемых организаций в транспортной отрасли.

Ключевые слов: саморегурируемые организации, рыночные институты, транспорт, ассоциации, автоперевозчики.

Саморегулирование и самоуправление в России было сформировано несколько столетий тому назад. Первоначально деятельность самоуправления опиралась на правовые институты, такие как адвокатура и объединение адвокатов. Организованная в 1870 году Московская биржа, которой поручалась оберегать интересы биржевого общества перед государственными и социальными корпорациями, стала прототипом саморегулируемого института.

Начиная с 1990-х годов основы саморегулирования применялись в управлении деятельности профессиональных членов рынка ценных бумаг и профессиональных таксаторов.

С этого момента, саморегулирование в России стало широко известным почти во всех только появившихся сферах социальной жизни. «В указе Федеральной комиссии ценных бумаг и рынка акционерного капитала от 12 июля 1995 года, где было ратифицировано положение о ведении таблицы обладателей личных ценных бумаг, был упомянут термин «са-морегулируемые институты». Тем самым был укреплен законное положение саморегулируемого института» [1]. Добровольные неторговые предприятия, образованные профессиональными членами биржи ценных бумаг и работающие согласно законам Российской Федерации о ценных бумагах назывались саморегу-лируемыми институтами. В начале в сознание россиян понятие «саморегулируемый институт» применялось к рынку акционерных капиталов. Саморегулируемые институты формировались специалистами рынка ценных бумаг и учреждениями, осуществляющими эмиссию. Руководство саморегулируемых институтов создавали нормы деятельности по ведению реестров, отправляли в Федеральную комиссию запросы о предоставлении разрешений на право реализовывать профессиональную деятельность участниками организации.

В этой связи, усовершенствование деятельности саморегулируемых институтов можно разделить на два этапа. 1995 по 1998 год период первого этапа - укрепление понятия «саморегулируемый институт». В этот период законный статус саморегулируемого института был установлен во всех нормативных актах, учитывая только рынок ценных бумаг. Начиная с 1998 года настал второй этап, вершиной которого оказался 2002 год. На втором этапе осуществлялось образование саморегулируе-мых институтов в разных областях предпринимательской деятельности, участие в которых обязывало некоторые индивидуальные группы предпринимателей.

По статистическим данным Минэкономразвития, пик создания СРИ пришелся на последние десять лет и процесс активно продолжается по мере «созревания» рынка. За это время появился целый ряд абсолютно новых СРИ в форме добровольных объединений участников рынка (СРИ химиков, лифтовиков, кадастровых инженеров, управляющих компаний и проч.) и в форме организаций, за которыми законодательно закрепилось исполнение изначально государственных функций, - членство в СРИ такого рода становится уже обязательным условием работы на рынке (СРИ строителей, архитекторов и проектировщиков, инженерных изыскателей, оценщиков, аудиторов, арбитражных управляющих).

«Было отмечено, что законодательная база обеспечения саморегулирования имеет свои изъяны, которые в той или иной степени препятствуют развитию институтов».[2]

сРи в России - еще очень молодой институт, даже Основной закон, закрепляющий базовые определения и полномочия СРИ (ФЗ N 315-Ф3 «О саморегулируемых институтах»), был принят совсем недавно - в 2007 году. При этом правоприменение, которое в значитель-

ной степени и является свидетельством успеха или неудачи работы института, часто выносится за скобки. Например, в законе может быть прописан механизм передачи СРИ определенных государственных функций как фиксированная последовательность действий создания системы СРИ в отрасли. Но при этом недостаточно внимания уделяется функционированию СРИ как виду института, которому присущи определенные принципы управления и эффективность деятельности которого может и должна оцениваться.

Помимо основного закона о СРИ, в каждой новой сфере деятельности, готовящейся к переходу на саморегулирование, «права и обязанности» создаваемых СРИ прописываются также в отдельных отраслевых законах, поправки в которые могут вноситься на протяжении нескольких лет, затягивая процесс. Это не лучшим образом сказывается на переходе бизнеса к саморегулированию. И пример строительной отрасли, перешедшей от лицензирования к обязательному членству в СРИ, и сопровождающий этот переход широкий общественный резонанс - яркое тому подтверждение.

Становится понятно, что в данной ситуации для дальнейшего развития саморегулирования необходим некий компромисс со стороны госструктур и самими участниками СРИ.

«Хотя понимание значимости проблемы саморегулирования среди чиновников уже довольно высокое, готовность на уровне исполнения перехода к саморегулированию объективно низкая».[3] Достаточно отметить такой факт, как отсутствие по сей день государственного органа, ответственного за ведение единого реестра СРИ. Сводную информацию о существующих в России СРИ приходится собирать по отдельным интернет-ресурсам. Необходимо также четко определить те государственные ведомства, которые будут не только следить за соблюдением формальных признаков СРИ (количество членов, размер компенсационного фонда), но и выполнять функции по надзору за качеством работы СРИ в различных сферах деятельности, реагировать на запросы со стороны СРИ по поводу внесения правок в нормативно-правовые акты. Особенно это актуально для тех отраслей, где членство в СРИ - необходимое условие работы на рынке. Зачастую этот аспект не рассматривается совсем, превращая тем самым СРИ в автономный субъект с собственной структурой управления и иерархией подчинения организаций разного уровня или территориального охвата.

Вот показательный пример. «В ходе подготовки конференции Ассоциации Менеджеров

«СРИ в России: организационная структура, принципы функционирования, эффективность» мы обращались во все федеральные министерства и ведомства, которые могли быть связаны с СРИ в различных отраслях, и не получили практически ни одного положительного отклика или хотя бы подтверждения их причастности к СРИ».[4] Практически такая же реакция была со стороны госорганов на позицию «Совершенствование института саморегулирования в России: актуальные проблемы и рекомендации», которая была написана по итогам проведенных в Ассоциации Менеджеров мероприятий при участии нескольких десятков СРИ из различных отраслей экономики. Так, например, Росреестр - орган, пожалуй, в наибольшей степени вовлеченный в вопросы саморегулирования, отметил, что занимается вопросами контроля (надзора) за деятельностью исключительно СРИ арбитражных управляющих и оценщиков, поэтому не готов делать обобщенные выводы относительно СРИ в целом.

Крайне важно рассматривать не только проблемы регулирования СРИ соответствующих профессиональных сообществ, но и вырабатывать внутри СРИ стандарты профессионального поведения и контроля за их соблюдением, но и эффективно решать проблему взаимодействия СРИ с органами государственной власти. В частности, речь идет о создании независимой постоянно действующей площадки, на которой будут подниматься вопросы, общие для всех СРИ, и в работе которой будут принимать участие представители СРИ и органов власти.

Специалисты делились своим мнением насчет необходимых мер по развитию СРИ в России.

«Поскольку развитие института СРИ в значительной степени сдерживается его новизной и недостаточной определенностью выполняемой им роли, необходимо, в первую очередь, развернуть финансируемую из госбюджета информационную кампанию федерального уровня. В ходе нее нужно дать разъяснение сути СРИ, сформировать ожидания относительно функционирования этих организаций у населения и бизнеса».[5[ Следует отметить другой важный момент - это создание специализированного федерального ресурсного центра, на базе которого, помимо сбора релевантных материалов о создании и работе СРИ, необходимо проводить обучение руководителей СРИ, организовывать обмен лучшим опытом между СРИ.

Не последнюю роль в совершенствовании работы института СРИ играет нивелирование существующих противоречий в законах. В частности, речь идет о проблеме применения отраслевого законодательства к СРИ смежных

или взаимосвязанных отраслей. Отдельного внимания требует разработка корпоративных моделей и стандартов работы СРИ, ведь СРИ -это институт со своей структурой, принципами принятия решения, контроля, наложения санкций и т.д. И в условиях создания новых и новых СРИ решение этого вопроса с внесением соответствующих поправок в законы нельзя откладывать в долгий ящик.

Такая неразбериха вокруг саморегулируе-мых институтов объясняется их новизной. Что же касается будущего развития саморегулирования в России, то оно представляется весьма перспективным. К таким выводам можно прийти на основании успешного опыта повсеместного создания саморегулируемых организаций в западной Европе и США и Канаде. Создание са-морегулируемых институтов практически во всех отраслях привели к тому, что конечный потребитель получил качественный продукт, а бизнес - упрощенную систему сертификации и лицензирования. В общем, как показывает практика - в выигрыше остаются все.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности - эффективный механизм регулирования профессионального рынка, внедряемый в Российской Федерации.

«Саморегулируемые институты возникают в различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности в результате роста самосознания участников экономических отношений, что позволяет вытеснить государство из тех сфер регулирования, где его присутствие представляется излишним и неоправданным» [6].

По замыслу пионеров создания СРИ - это инструмент против чиновничьего произвола и коррупции, бюрократизации российской экономики и создание основ для формирования гражданского-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности. Во многих развитых странах мира механизмы саморегулирования профессиональной деятельности и соответствующие частные институты сложились естественным образом в ходе исторического развития уже давно и на сегодняшний день эффективно используются в качестве альтернативы государственного регулирования (государственного лицензирования). Основная идея СРИ - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимались бы явно избыточные функции и, как следствие, снижались бы бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещал-

ся бы с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. В связи с внедрением института СРИ постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.

Саморегулируемые институты (далее СРИ) - некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида, созданные в целях снижения чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую сферу путем разработки и установления стандартов и правил указанной деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование - регулирование (правоустановление и применение) посредством общего (свободного) и институционального (в форме СРИ) права рынка.

В России порядок образования и деятельности саморегулируемого института, основные цели и задачи регулируются Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегу-лируемых институтах», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

СРИ в соответствии с ч. 1 статьи 6 Закона о СРИ осуществляет следующие основные функции:

• разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРИ;

• применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные названным Законом и внутренними документами СРИ, в отношении своих членов;

• образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СРИ, а также между ними и потребителями произведенных членами СРИ товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

• осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРИ в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов СРИ;

• представляет интересы членов СРИ в их отношениях с органами государственной власти России, органами государственной вла-

сти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

• организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СРО или сертификацию произведенных членами СРИ товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

• обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном названным Законом и внутренними документами СРИ;

• осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРИ, условий членства в СРИ;

• рассматривает жалобы на действия членов СРИ и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРИ.

На данный момент в России оформилось большое количество саморегулируемых институтов, рассмотрим лишь некоторые из них:

1. саморегулируемый институт строителей - объединяет строительные компании, ведущие строительство, реконструкцию, капремонт капитальных зданий и сооружений:

2. саморегулируемый институт проектировщиков - СРИ в области проектирования занимаются архитектурно-строительными работами;

3. саморегулируемый институт изыскательские - представляют собой некоммерческие объединения, участники которых работают в области инженерных изысканий.

4. саморегулируемый институт в области энергетического обследования - занимается вопросами энергосбережения, повышения энергоэффективности, развития возобновляемых источников энергии, регулированием деятельности предприятий и организаций (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведению энергетического обследования, нормированию топливно-энергетических ресурсов;

5. саморегулируемый институт арбитражных управляющих - некоммерческий институт, целями деятельности которого являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

6. саморегулируемый институт оценщиков контролирует качество оценочной деятельности своих членов в рамках установленных норм и правил, защищает интересы оценщи-

ков, содействует повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков, участвует в разработке собственных стандартов и правил оценочной деятельности;

7. саморегулируемый институт аудиторов;

8. саморегулируемый институт в сфере рекламы создан в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.

9. саморегулируемый институт профессиональных участников рынка ценных бумаг.

«Главная цель существования саморегули-руемого института - взять на себя стандартизацию той или иной профессиональной или предпринимательской деятельности»[7]. В первую очередь это должно произойти в тех видах предпринимательской деятельности, которые регулируются государством. Во вторую очередь речь пойдет о становлении стандартов для тех институтов, отношения которых государство не считает нужным регулировать. Практика показывает, что механизмы госрегу-лирования через лицензирование совершенно безответственны и неэффективны.

Что касается транспортной сферы, до настоящего время СРО существовали пока исключительно на уроне отдельных регионов (например, действующая на территории г. Омска Ассоциация автоперевозчиков). В силу ограниченного территориального воздействия эти организации создаются пока только с целью «организованной обороны» против не всегда правомерных действий чиновников относительно регулирования данной сферы деятельности. Вместе с тем, расширение географии деятельности СРО в транспортной сфере или консолидация деятельности отдельных региональных организаций позволили бы решить целый ряд задач как организаций-членов этих СРО и транспортной отрасли в целом:

1. расширение конкуренции на рынке транспортных услуг за счет . настоящего время СРО существовали пока исклюичтельно на уроне отдельных регионов (например, действующая на територии участия СРО в принятии отдельных законов или нормативных актов (например, путем участия в обсуждении и внесении поправок в федеральный закон «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации» и другие нормативные акты, регулирующих данную сферу деятельности).

2. снижение неоправданного административного и иного регулирования транспортной отрасли;

3. введение отраслевых стандартов деятельности в целях защиты от недобросовестных участников рынка и др.

По замыслу инициаторов создания СРИ в России механизм саморегулируемых институтов создаст инструмент репутационного, материального воздействия самого СРИ на его членов, который в любом случае гораздо эффективнее, чем надзор со стороны чиновников^].

Библиографический список

1. Кирдина С.Г. Позволяют ли новые институциональные теории понять и объяснить процессы преобразований в современной России? - М.: ТЕ-ИС,2001.

2. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С. 76.

3. Сидоров С. О потенциале развития СРИ в России. - М.: Новое обозрение. - 2008. - 12 апреля.

4. Литовченко С. Современная динамика развития СРИ. - М.: Экономика: ЮНИТИ, 2010. - 10 с.

5. Российская Бизнес-газета. №762 (29) от

10 августа 2010 г.

6. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.: Прогресс, 2008. - 204 с.

7. Шалин К.М. Вниманию членов СРО // Новое образование. - 2010. - 25 сентября.

8. Кирдина С.Г. Позволяют ли новые институциональные теории понять и объяснить процессы преобразований в современной России? - М.: ТЕ-ИС,2001.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SELF-REGULATORY INSTITUTIONS IN THE TRANSPORT SECTOR IN RUSSIA

E.V. Isaeva

The author reveals the main tasks and functions of self-regulatoryinstitutions in a market economy provides an analysis

of current industry self-regulatory organizations, and substantiates the need for and future directionssamoregulireemyh organizations in the transportation industry.

Исаева Елена Владимировна - доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Основные направления научной деятельности - маркетинг-менеджмент в предпринимательских структурах. Общее количество опубликованных работ: 108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.