Научная статья на тему 'Перспективы развития рынка транспортно-логистических услуг'

Перспективы развития рынка транспортно-логистических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1846
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / ПРОВАЙДЕРЫ / LOGISTIC APPROACH / FORWARDING SERVICES / LOGISTICS SERVICES MARKET / PROVIDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Елена Анатольевна

В статье рассмотрены вопросы логистических подходов к организации транспортно-экспедиционной деятельности, перспективы развития транспортно-логистических услуг в условиях рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of transport and logistics services

The questions of logistics approaches to freight forwarding activities, the prospects for the development of transportation and logistics services in the marketplace.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития рынка транспортно-логистических услуг»

I

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES Ponomareva Elena Anatolyevna, PhD, Associate Professor, Chair of Economics and Management, North-Caucasus State Technical University, Stavropol E-mail: [email protected]

The questions of logistics approaches to freight forwarding activities, the prospects for the development of transportation and logistics services in the marketplace.

Keywords: logistic approach; forwarding services; logistics services market; providers.

УДК 338.47

© Пономарева Е.А., 2012

ПОНОМАРЕВА Елена Анатольевна,

кандидат

экономических наук,

доцент, кафедра

Экономики

и управления,

Северо-Кавказский

государственный

технический

университет,

Ставрополь

[email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

В статье рассмотрены вопросы логистических подходов к организации транспортно-экспедиционной деятельности, перспективы развития транспортно-логистических услуг в условиях рынка.

Ключевые слова: логистический подход; транспортно-экспедиционные услуги; рынок логистических услуг; провайдеры.

В условиях расширения международного товарообмена происходит изменение структуры транспортных рынков как нашей страны, так и мировых. Это проявляется прежде всего в необходимости координации действий различных видов транспорта для ускорения доставки грузов от производителя к потребителю. Система распределения товара охватывает наряду с транспортировкой операции по ее сопровождению и ускорению, т. е. совокупность процессов, не входящих в сферу непосредственно производства и потребления, но имеющих к ним прямое отношение. Акцент на этой особенности экспедиционной деятельности обусловлен развивающимися потребностями клиентуры. Очевидно, деятельность транспортных предприятий будет направлена в еще большей мере на максимальное удовлетворение требований грузовладельцев. Однако основная задача заключается не просто в перевозке грузов: клиент желает получить полный комплекс услуг по транспортному обслуживанию, и в первую очередь экспедиционные услуги. Развитие международных перевозок в соответствии с мировыми стандартами и новейшими технологиями усилило заинтересованность российских производителей в развитии экспедиционных услуг Традиционная роль грузового экспедитора состояла в поддержании и исполнении обременительных для грузовладельцев функций и операций, сопровождающих транспортировку, доставкугру-за [1]. Осуществление этих функций экспедитором определяло роль последнего как посредника в процессе перемещения, хранения, составления партий и других операций с грузом. Однако роль экспедитора существенно изменялась по мере того, как изменялись масштабы и формы торговли товарами. Все большее количество функций при развитии массового производства и форм торговли перекладывалось на плечи экспедитора. И сейчас экспедиторы принимают на себя широкий спектр ответственности, а иногда выступают как распорядители-грузовладельцы, приобретая права на груз. Развитие транспортно-эксплуатационных предприятий (ТЭП) неразрывно связано с преобразованиями, происходящими на мировом товарном и транспортном рынках.

Логистический подход к организации транспортно-экспедиционной деятельности, реализуемый при реформировании экономической системы России, предопределил необходимость координации деятельности ТЭП.

Основная регулирующая функция экспедиторов заключается в управлении спросом на транспортные услуги. Концентрация спроса на транспортно-экспедиционные услуги в руках экспедиторов позволяет поддерживать его на уровне чуть ниже предложения, умело перераспределяя между видами транспорта. Ассоциации и другие объе-

динения экспедиторов решают серьезные для транспортной сферы проблемы: способствуют стабилизации тарифных ставок; совершенству-юттехнологии транспортировки грузов, обеспечивая экономию времени и денег; ограничивают деятельность естественных монополий, регулируя тарифы и разрабатывая наиболее экономичные для клиента маршруты движения товарных потоков; способствуют стандартизации, компьютеризации технологической базы, автоматизации движения документов, созданию единой сети страхования, развитию концепции транспортных коридоров и узлов [1]. Пристальное внимание к сущности, особенностям и проблемам экспедиционной деятельности объясняется важностью роли экспедиторов в развитии совершенных логистических систем. В свою очередь, типология видов ТЭП предопределяется множественностью и многообразием отношений, коммерческих контактов, выполняемых операций по обслуживанию клиентуры.

Рынок логистических услуг России состоит из трех сегментов: перевозок и экспедирования всеми видами транспорта - около 80%; складских услуг - 15%; услуг по интеграции и управлению цепями поставок - не более 5%. В предыдущие годы развитие российского рынка логистических услуг шло, преимущественно, по экстенсивному пути. Влияние на рынок оказывало увеличение спроса на транспортировку и складирование грузов в условиях становления производства в различных отраслях и развития торговли. Но в последнее время все больше организаций осознает, что их логистическая деятельность непосредственно влияет на конкурентоспособность компании на рынке. Отечественный рынок логистических услуг встает на новый, интенсивный путь развития.

Оптимизацию логистических процессов можно проводить самостоятельно или обратиться к услугам профессионального логистического оператора. Выбор того или иного метода зависит от множества факторов: стратегии фирмы, конъюнктуры рынка и т. д. Степень передачи логистических функций третьим лицам может колебаться от отдельных операций до участия аутсорсинговой компании в принятии стратегических решений. В зависимости от уровня выполняемых операций логистических операторов разделяют на три группы: 2РЦ ЗРЦ 4РЬ-про-вайдеры [2].

В настоящее время на российском рынке логистических услуг доминируют узкоспециализированные логистические посредники (2РЬ), которые оказывают традиционные виды услуг, носящие явно операционный характер: транспортировка, складирование, грузопереработка, страхование грузов и т. д. В настоящее время на российском рынке работают около 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги. Именно на этом уровне логистических операторов наблюдается наибольшая

конкуренция. Многие логистические посредники ставят своей стратегической целью развитие качества и сложности предоставляемых услуг до уровня ЗРЦ что позволит построить с компанией-клиентом среднесрочные и долгосрочные партнерские отношения.

На западных рынках доминируют операторы, оказывающие комплексный логистический сервис, - это и есть упомянутые выше ЗРЬпро-вайдеры. Они берут на себя выполнение основных видов операционной логистики, обрабатывают заказы, разрабатывают контракты и другую документацию, осуществляют складирование, доставку до конечного потребителя и др. ЗРЬ-провайдеры несут ответственность по условиям контракта за выполняемые операции. Российский рынок ЗРЬ-компаний находится в зачаточном состоянии, т. к. создание такой компании требует масштабных инвестиций в складскую инфраструктуру и транспортный парк; необходимо расширение спектра оказываемых услуг и повышение их качества.

•* •* Л*т»рн<(г>& л,.

На еще более высоком уровне действуют 4РЬ-провайдеры, они осуществляют управление цепями поставок компании. 4РЬ-провайде- ^ ры - это системные логистические интеграторы, которые занимаются проектированием и управлением бизнес-процессами в цепях поставок, в том числе осуществляют координацию 53 действий клиента с основными контрагентами, обмен данными в логистической цепи в масштабе реального времени и т. д. с учетом долгосрочных стратегических целей компании-клиента. Практически таких операторов на российском логистическом рынке нет.

Основные выгоды, которые получает компания, отказавшись от контрактной логистики, решив заниматься логистикой самостоятельно, заключается в следующем: компания независима от внешних поставщиков услуг; предприятие не раскрывает хозяйственные связи и ноу-хау; собственное подразделение по логистике повышает устойчивость бизнеса и его капитализацию; у компании накапливается опыт в осуществлении логистическихопераций, что в дальнейшем может привести к диверсификации бизнеса в эту сферу.

Основным недостатком создания собственного логистического подразделения является инвестирование значительных сумм в непрофильные активы - складскую и транспортную инфраструктуру. Замораживание значительных оборотных средств при вероятности того, что построенные склады окажутся невостребованными, - это рискованное преобразование, и риск должен быть просчитанным и оправданным.

Передавая выполнение логистическихопераций профессионалам, компания-клиент получает следующие выгоды: компания сосредотачивается на развитии своего основного бизнеса, освоении новых технологий, завоевании рынка и т. д.; разделение труда, специализация, явля-

гч

о

гч

0

I---------

о

о

г

о

с

о

<0

VO

IF— □

У

о

(0

1~

X

о

г

о

У

гт\

54

ется важным принципом эффективности организации экономической системы (наличие у логистических провайдеров специального опыта, инфраструктуры (склады, транспортный парк и т. д.) позволяет им выполнять логистические функции эффективнее и на значительно более высоком уровне качества); одной из важнейших функций логистических операторов является возможность передачи им ответственности за форс-мажор, т. е. все убытки, связанные с утерей товаров в результате криминального воздействия, несчастных случаев, стихийных бедствий и т. п., несет провайдер.

Однако найти хорошего логистического партнера на российском рынке - задача не из легких. Некоторые крупные компании используют практику развития собственной логистической инфраструктуры с последующей ее передачей в доверительное управление. Развитию логистических услуг препятствует отсутствие современной инфраструктуры в необходимом объеме. У предприятий, которые могли бы стать клиентами логистических провайдеров, суще-

ствуют определенные предубеждения, многие не доверяют качеству предлагаемых услуг, сомневаются в надежности поставок и т. д. Другим фактором является хаотичность бизнес-процессов на самих предприятиях-клиентах. Из-за этого компании не могут объективно оценить свои логистические затраты.

Российскому рынку логистики требуются специалисты в различныхтоварных категориях, так как не каждая компания-клиент в состоянии обучить сотрудника аутсорсинговой компании работе с его товаром.

Развитию рынка логистических услуг будет способствовать увеличение объемов экспортно-импортных операций, развитие розничной торговли, положительная динамика промышленного производства, экономический подъем в стране.

Примечания:

1. Левиков Г.А. Управление транспортно-логистическим бизнесом :

учебное пособие / Г.А. Левиков. - М.: ТрансЛит, 2007. -224 с.

2. Модели и методы теории логистики: учебное пособие / под ред.

B.C. Лукинского. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

THE EVOLUTION OF UNDERSTANDING OF NATIONAL ECONOMIC SECURITY

Agarkov Andrey Viktorovich, Post-graduate Student, Stavropol State University, Stavropol

The article investigates the institutional foundations of economic security. Current research objectives are: detection and diagnosis of internal and external threats, and developing tools to ensure the appropriate forces and means of measures to address existing and potential threats, and on this basis, the formation of an adaptive policy in the sphere of economic security.

Keywords: economic security; food security; institutional system; threats; normative and legal regulation.

УДК 338.26+364.2:613.2

© Агарков А.В., 2012

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНИМАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья посвящена исследованию институциональных основ обеспечения экономической безопасности. Актуальными научными задачами являются: выявление и диагностика внутренних и внешних угроз и разработка инструментария обеспечения соответствующими силами и средствами комплекса мер по устранению существующих и потенциальных угроз и формирование на этой основе адаптивной политики в сфере экономической безопасности. Ключевые слова: экономическая безопасность; продовольственная безопасность; институциональная система; угрозы; нормативно-правовое регулирование.

АГАРКОВ

Андрей Викторович,

аспирант,

Ставропольский

государственный

университет,

Ставрополь

Институциональными императивами современного этапа формирования системы обеспечения экономической безопасности России, на наш взгляд, являются: идентификация экономических приоритетов на основе ментально сложившихся потребностей граждан; выявление и диагностика внутренних и внешних угроз; разработка инструментария обеспечения соответствующими силами и средствами комплекса мер по устранению существующих и потенциальных угроз и формирование на этой основе адаптивной политики в сфере экономической безопасности; реализация планов и решений с учетом их тактической корректировки в зависимости от ситуации.

Миссия системы национальной экономической безопасности состоит в обеспечении продолжительной, качественно насыщенной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.