Научная статья на тему 'Перспективы развития российского рынка услуг, основанных на знаниях'

Перспективы развития российского рынка услуг, основанных на знаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1087
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ / ИННОВАЦИИ / МАРКЕТИНГ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / СФЕРА СЕРВИСА / ТЕХНОЛОГИИ / KNOWLEDGE-BASED SERVICES / INNOVATION / MARKETING / TECHNOLOGY PLATFORMS / THE SCOPE OF SERVICE / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабурин В. А., Яненко М. Е.

Проведен анализ перспектив развития рынка услуг, основанных на знаниях. Показана возможность применения технологических платформ и европейского опыта для поддержки инновационного развития сферы услуг России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабурин В. А., Яненко М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MARKET OF SERVICES BASED ON KNOWLEDGE

The analysis of the prospects for market development services based on knowledge. The possibility of using technology platforms and European expertise to support the development of innovative services in Russia.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития российского рынка услуг, основанных на знаниях»

УДК 339.138

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА УСЛУГ, ОСНОВАННЫХ НА ЗНАНИЯХ

В.А. Бабурин1, М.Е. Яненко2

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Проведен анализ перспектив развития рынка услуг, основанных на знаниях. Показана возможность применения технологических платформ и европейского опыта для поддержки инновационного развития сферы услуг России.

Ключевые слова: услуги, основанные на знаниях, инновации, маркетинг, технологические платформы, сфера сервиса, технологии

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MARKET OF SERVICES BASED ON

KNOWLEDGE

V.A. Baburin, M.E. Yanenko

St. -Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7 A. The analysis of the prospects for market development services based on knowledge. The possibility of using technology platforms and European expertise to support the development of innovative services in Russia.

Keywords: knowledge-based services, innovation, marketing, technology platforms, the scope of service, technology

В условиях глобализации сфера услуг становится одной из важнейших составляющих, определяющих конкурентоспособность национальной экономики. Все большую роль играют услуги, основанные на применении знаний, высоких технологий. Такие услуги создают новые рынки, новые потребности, новые возможности для развития бизнеса. В свою очередь коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, их превращение в инновационные продукты и услуги стимулируют развитие научных исследований и разработок.

Цель статьи - проанализировать перспективы развития российского рынка услуг, основанных на знаниях, показать возможность применения технологических платформ и европейского опыта для поддержки инновационного развития сферы услуг России.

Расширение высокотехнологичного сектора экономики тесно связано с ростом расходов на НИОКР и их доли в ВВП страны. Как отмечается в [1] в настоящее время доминирующее положение на рынке высокотехнологичной продукции занимают страны «большой семерки»: примерно две трети производства и торговли находится под их контролем. Из них США контролирует свыше 20 %, Япония -около 12^14 %, Германия - более 10%. На долю России приходится 0,2 % в этом торговом обороте. При этом доля высокотехнологичной продукции в экспорте РФ не превышает 4^5%, в то время как для Китая этот показатель со-

ставляет около 23%, Южной Кореи - 38%, Венгрии - 25%.

Под высокотехнологичными понимаются услуги, основанные на результатах НИОКР, применении современного оборудования и труда высококвалифицированных специалистов. К ним в первую очередь относятся производственные услуги, связанные с ремонтом, наладкой, прокатом, модернизацией, обслуживанием и утилизацией высокотехнологичного оборудования, а также инжиниринговые, информационные, консультационно-управленческие услуги [2].

Бендиков М.А., Фролов И.Э. [3] к категории наукоемкой относят продукцию, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или в объеме продаж составляет не менее 3,5^4,5%. Другой показатель наукоемкости продукции — наукоотдача, под которым понимается отношение объема продаж наукоемкой продукции к расходам на НИОКР за определенный период времени (как правило - год). Критерием эффективности наукоотдачи является относительный рост продаж новой высокотехнологичной продукции с высокими потребительскими качествами на рынке по сравнению с ростом всего наукоемкого рынка.

К наукоемким рынкам относят рынки продукции пятого и более высоких технологических укладов. Ядро пятого технологического уклада составляют электронная промышленность, вычислительная, оптиковолоконная тех-

ника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги. Ядро шестого технологического уклада включает наноэлектронику, генную инженерию, мультимедийные интерактивные информационные системы, высокотемпературную сверхпроводимость, космическую технику, тонкую химию и т.п.

Рост рынков наукоемкой продукции и услуг обеспечивается появлением новых продуктов и услуг, ростом продаж продукции и услуг, соответствующих уровню передовой техники и технологии, а также увеличением доли населения и бизнес-структур, ориентированных на потребление высокотехнологичной продукции.

В некоторых исследованиях критерием отнесения продуктов и услуг к высокотехнологичным является их создание в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, перечисленных в указе Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 [4].

Нам представляется интересным и перспективным подход к классификации продук-

ции и услуг по уровню используемых технологий, используемый в Европейском Союзе.

По уровню технологий Евростат подразделяет виды деятельности обрабатывающей промышленности на высокотехнологичные, средние высокотехнологичные, средние низкотехнологичные и низкотехнологичные. Так, например, к высокотехнологичным видам деятельности относят виды деятельности обрабатывающей промышленности в ЕС по КДЕК 1.1 (и соответственно по российскому ОКВЭД) 30, 32 и 33, к средне-высокотехнологичным - 24, 29, 31, 34 и 35, средне-низкотехнологичным 23 и 25 до 28 и к низкотехнологичным от 15 до 22 и от 36 до 37 [5].

В сфере услуг Евростат выделяет в отдельную группу услуги, основанные на знаниях (Knowledge based services), которые в свою очередь подразделяются на группы наукоемких (knowledge intensive) (KIS), высокотехнологичных (High-tech KIS) и менее наукоемких ^КК)услуг.

Соответствующие им виды деятельности согласно КДЕС 1.1 и ОКВЭД приведены в таблице 1.

Таблица 1. Европейская классификация услуг, основанных на знаниях, и соответствующие виды деятельности согласно российскому ОКВЭД

Услуги, основанные на знаниях Knowledge based services Виды деятельности согласно КДЕС 1,1 Виды деятельности согласно ОКВЭД

1 2 3

Наукоемкие услуги (Knowledge-intensive services - KIS) 61 Water transport; 62 Air transport; 64 Post and telecommunications; 65 to 67 Financial intermediation; 70 to 74 Real estate, renting and business activities; 80 Education; 85 Health and social work; 92 Recreational, cultural and sporting activities 61 - Деятельность водного транспорта 62 - Деятельность воздушного и космического транспорта 64 - Связь 65 - Финансовое посредничество 66 - Страхование 67 - Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования 70 - Операции с недвижимым имуществом 71 - Аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования 72 - Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 73 - Научные исследования и разработки 74 - Предоставление прочих видов услуг 80 - Образование 85 - Здравоохранение и предоставление социальных услуг 92 - Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

Высокотехнологичные KIS High-tech KIS 64 Post and telecommunications; 72 Computer and related activities; 73 Research and development. 64 - Связь 72 - Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 73 - Научные исследования и разработки

Рыночные KIS (кроме финансового посредничества и высокотехнологичные услуг) Market KIS (excl. Financial intermediation and high-tech services) 61 Water transport; 62 Air transport; 70 Real estate activities; 71 Renting of machinery and equipment without operator and of personal and household goods; 74 Other business activities. 61 - Деятельность водного транспорта 62 - Деятельность воздушного и космического транспорта 70 - Операции с недвижимым имуществом 71 - Аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования 74 - Предоставление прочих видов услуг

Продолжение таблицы 1.

1 2 3

Менее наукоемкие услуги Less Knowledge-intensive Services (LKIS) 50 to 52 Motor trade; 55 Hotels and restaurants; 60 Land transport; transport via pipelines; 63 Supporting and auxiliary transport activities; activities of travel agencies; 75 Public administration and defence; compulsory social security; 90 Sewage and refuse disposal, sanitation and similar activities; 91 Activities of membership organization n.e.c.; 93 Other service activities; 95 to 97 Activities of households; 99 Extra-territorial organizations and bodies 50 - Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 51 - Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 52 - Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 55 - Деятельность гостиниц и ресторанов 60 - Деятельность сухопутного транспорта 63 - Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность 75 - Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 90 - Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность 91 - Деятельность общественных объединений 93 - Предоставление персональных услуг 95 - Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками 96 - Деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров для собственного потребления 97 - Деятельность частных домашних хозяйств по предоставлению услуг для собственного пользования 99 - Деятельность экстерриториальных организаций

Рыночные менее наукоемкие услуги Market services less KIS 50 to 52 Wholesale and retail trade; repair of motor vehicles, motorcycles and personal and household goods; 55 Hotels and restaurants; 60 Land transport; transport via pipelines; 63 Supporting and auxiliary transport activities; activities of travel agencies. 50 - Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 51 - Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 52 - Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 55 - Деятельность гостиниц и ресторанов 60 - Деятельность сухопутного транспорта 63 - Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность

Приведенное в таблице 1 сравнение Европейской классификации услуг, основанных на знаниях, с классификацией видов деятельности согласно российскому ОКВЭД демонстрирует, что при проведении исследований рынка услуг, основанных на знаниях, могут с определенными ограничениями использоваться для анализа инновационной деятельности в сфере услуг.

Приведенная классификация показывает, что к услугам, основанным на знаниях, относится значительное количество видов услуг, каждый из которых потенциально может быть выбран в качестве возможного направления коммерциализации знаний и результатов НИОКР.

В связи с этим интересно проанализировать отраслевую структуру затрат на НИОКР некоторых стран, представленную в таблице 2.

Так, например, по доле затрат на НИОКР в автомобилестроении (32,2%) лидирует Германия; около 50% всех расходов на НИОКР в Южной Корее и Финляндии приходится на телекоммуникационное оборудование, доля расходов на разработку фармацевтических препаратов высока в Великобритании (24,0%), Дании (24,4%).

Примечательно, что в ряде стран значительная доля затрат на НИОКР приходится на сферу услуг: в Канаде (37,9%), Австралии (41,1%), Дании (33,3%), Норвегии (35,2%), Чешской Республике (36,9%), Ирландии (38,7%).

Тем самым отраслевая структура затрат на НИОКР усиливает специализацию стран на рынках высокотехнологичной продукции и услуг, а также тесно связана с возможностями коммерциализации результатов интеллектуаль-

ной деятельности в развивающихся отраслях экономики.

Таблица 2. Отраслевая структура затрат на НИОКР некоторых стран, %

№TO4Hrn:OECD Factbook 2008: Economic, Environmental and Social Statistics.OECD 2o08

Наряду с значительными затратами на НИОКР, поддержка инновационного развития сферы услуг в Европейском Союзе осуществляется еще по нескольким направлениям. В первую очередь относятся:

• Европейская инновационная платформа наукоемких услуг;

• Европейский институт инноваций в сфере услуг;

• Сеть обмена информацией по инновационными услугам;

• Инициатива поддержки рисковых инновационных проектов в сфере услуг [5].

С точки зрения поддержки инновационного развития российской сферы услуг наибольший интерес представляет Европейская инновационная платформа наукоемких услуг (European innovation platform for knowledge intensive services - KIS-IP [6]. Она объединяет государственные и частные организации из разных стран, готовые сотрудничать в разработке новых форм поддержки инновационной деятельности в сфере сервиса. KIS-IP нацелена не только на разработку и тестирование механизмов поддержки инновационных малых и средних предприятий (МСП), но и на эксперименты с новыми формами предоставления услуг, созданными специально для усиления рыночной ориентации сервисных компаний.

В рамках KIS-IP можно выделить несколько направлений поддержки и инновационных сервисных компаний. Приведем краткие сведения об этих направлениях.

Направление «ACHIEVE MORE» («Достичь большего») нацелено на устранение барьеров на пути развития предприятий KIS в секторе ИКТ (программное обеспечение) путем разработки нового, интегрированного инструментария, который поставляется через сеть бизнес-инкубаторов, ИКТ кластеров и финансовых организаций. Основная задача заключалась в создании структуры комплексной поддержки сектора ИКТ через бизнес- инкубаторы, кластеры и инвесторов.

Другое направление «KIS PIMS» поддерживает инновации в услугах, которые охватывают весь жизненный цикл новых технологий использования возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, гидроэлектростанций, биомасса, геотермальные), в том числе планирование новых систем, монтаж и ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание/ремонт и замену старых систем. Новые механизмы поддержки были протестированы через инновационные ваучеры, 3 национальных органа (Текес, OSEO и Лев) и кластеры в Австрии, Финляндии и Франции.

Поддержка инноваций в области спутниковых технологий, путем стимулирования передачи опыта между 20 региональными кластерами, поощрения взаимодействия и партнерства исследовательских центров, космической промышленности, финансовых и региональных организаций осуществляется в рамках направления «KIS4SAT».

По направлению «GreenConServe» разрабатывается ряд инструментов поддержки инновационных компаний в области строительства.

Создание инновационной платформы, направленной на поддержку инновационных

Страны е и н е о рот с е 4 5 б о м о т в <С Телекоммуникационное оборудование Медицинские приборы, точные и оптические инструменты Фармацевтические препараты Офисное и компьютерное оборудование Сектор услуг

США 7,5 4,0 7,3 15,1 2,8 28,5

Япония 15,1 13,1 4,3 7,5 12,7 9,1

Г ермания 32,2 9,2 7,0 8,4 1,4 8,3

Франция 14,7 12,8 6,6 13,8 1,0 9,4

Южная Корея 14,7 47,4 1,6 1,8 1,0 6,9

Велико- британия 6,5 6,0 2,7 24,0 0,4 21,1

Канада 3,8 17,4 2,0 8,3 2,9 37,9

Италия 11,1 9,8 7,1 8,0 0,6 24,4

Швеция 18,9 22,1 5,5 19,5 1,0 10,4

Испания 10,0 2,8 2,1 12,1 1,1 25,6

Нидерлан- ды 2,2 1,8 2,6 10,0 23,8 18,3

Австралия 10,0 3,1 4,6 3,7 0,7 41,1

Бельгия 2,2 11,5 2,3 22,5 0,4 17,8

Финляндия 0,2 49,5 2,8 2,4 0,1 14,5

Дания 0,1 3,6 9,2 24,4 0,8 33,3

Норвегия 1,6 6,2 5,4 3,6 0,1 35,2

Чешская Республика 26,2 3,4 1,6 4,4 0,2 36,9

Ирландия 0,3 6,1 10,2 17,4 4,4 38,7

Польша 8,8 2,6 2,6 9,3 0,4 24,7

предприятий в области мобильных технологий является основной целью направления «МОВ1Р». Оно опирается на сеть кластеров и лабораторий, организованных mClusters в области мобильных технологий и будет тесно сотрудничать с сетью кластеров ENCADRE в области спутниковых технологий. МОВ1Р разрабатывает ряд инструментов бизнес-моделирования, инновационного менеджмента, планирования, инвестиций и тп.

«ImMediaTe» направлено на поддержку МСП в секторе цифровых средств массовой информации и творческих индустрий. Объединяет опыт пяти основных европейских мультимедиа кластеров и важных международных кластеров (от Юго-Восточной Азии, Японии и Аргентины). Оно ориентировано на выявление новых успешных бизнес-моделей, поиск наиболее перспективных предприятий ЕС в сфере цифровых средств массовой информации, выработку новых путей распространения цифровых средств массовой информации и расширение партнерства МСП в рамках ЕС и за его пределами.

Направление «ВСгеайуе» обеспечивает механизмы поддержки различных инноваций для МСП в творческом секторе. ВСгеайуе разрабатывает онлайновую платформу для творческих предприятий, создания европейской сети и предоставления набора инструментов для облегчения доступа к венчурному капиталу, совершенствования предпринимательских навыков, обмена информацией о защите интеллектуальной собственности и юридические консультации

В целом, реализация КК-1Р позволила ускорить инновационное развитие услуг, включая разработку и тестирование новых услуг, новых форм оказания наукоемких услуг в области ИКТ, возобновляемых источников энергии, космических услуг, творческих индустрий, цифровых средств массовой информации, мобильной связи и строительства.

Изучение европейского опыта показывает, что возможны два следующих варианта поддержки инновационного развития сферы услуг на основе создания и реализации технологических платформ (ТП).

1. Участие предприятий сферы сервиса в реализации существующих ТП.

2. Формирование ТП развития высокотехнологичных услуг.

Проведенный авторами анализ процессов реализации ТП показал, что среди утвержденных правительством России 30 ТП можно выделить группу платформ, которые в ближайшие годы окажут значительное влияние на модернизацию сферы сервиса. Эти ТП должны внимательно отслеживаться сервисными компаниями при разработке инновационных маркетинговых стратегий [7, 8].

Несомненным достоинством ТП является их открытость и простота вступления для компаний сферы сервиса. Становясь участни-

ками ТП, компании получают доступ к информационно-коммуникационному пространству платформы, могут участвовать в коммерциализации результатов НИОКР, использовать их в своих маркетинговых стратегиях инновационного развития [9].

При этом расширяющееся применение ТП как нового коммуникационного инструмента инновационного развития требует создания научной и методологической базы формирования конкурентных маркетинговых стратегий коммерциализации результатов в сфере сервиса.

Выбор второго варианта обусловлен тем, что в сфере услуг, использующей самые передовые технологии, пока не созданы эффективные механизмы объединения усилий науки, бизнеса, промышленности, образования для развития инновационных сервисных направлений. Поэтому есть необходимость проработать вопрос о формировании ТП «Сервис-2030», в которой особая роль отводилась бы коммерциализации результатов НИОКР в сфере сервиса, развитию сектора высокотехнологичных услуг в условиях модернизации экономики.

Инициатором и координатором ТП «Сервис-2030» должен стать Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГУСЭ). Это позволило бы ему войти в число ведущих ВУЗов, выступивших инициаторами и координаторами большинства ТП (МГУ им. М.В. Ломоносова, МИФИ, МАИ, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, НИУ «МИСиС», Казанский национальный исследовательский технологический университет и др.).

В список участников ТП «Сервис-2030» могли бы войти предприятия и организации, работающие в сфере инновационных услуг, в том числе:

• предприятия оптовой и розничной торговли, торговые сети, развивающие интернет-торговлю и высокотехнологичные сервисы (интернет-аукционы, электронные торговые площадки, интернет-магазины, он-лайн заказы и тп);

• гостиницы и рестораны, развивающие интернет-услуги, электронное бронирование, заказ столиков через интернет и с использованием мобильных устройств, геолокационные сервисы (ближайший ресторан, магазин и тп), системы автоматизации гостиничного и ресторанного бизнеса;

• организации, работающие в сфере государственного управления, обеспечения военной безопасности; социального страхования, оказывающие электронные госуслуги (G2B, G2C), госуслуги с использованием УЭК, услуги online наблюдения за местами скопления людей, городскими магистралями, пограничными переходами, строящимися и другими объектами и тп;

• предприятия, оказывающие услуги связи, включая услуги мобильной связи, интернет-провайдеров, мобильный интернет, Smart-TV, IPTV, WiFi, мобильной передачи данных, гео-локационные сервисы;

• предприятия, связанные с использованием вычислительной техники и информационных технологий (услуги по разработке программного обеспечения, аппаратных и программных комплексов; облачные вычисления; SaaS; социальные сети; услуги ГЛОНАСС/GPS систем мониторинга транспорта, людей и стационарных объектов и тп);

• банки, финансовые посредники, развивающие интернет-банкинг, мобильный банкинг (В2С, В2В , В2G,), сервисы онлайн-платежей , услуги платежных приложений УЭК; брокерские on-line услуги итп.);

• организации и предприятия здравоохранения и предоставления социальных услуг, развивающие услуги телемедицины, дистанционное диагностирование, видео- и on-line консультации специалистов; электронная запись к врачу через интернет и мобильные устройства; электронная медицинская библиотека; электронные медицинские карты; личный кабинет пациента, электронные рецепты и тп);

• учреждения образования, развивающие дистанционное и мобильное обучение; услуги проведения вэбинаров, электронные дневники, электронные библиотеки; сетевые университеты и др).

Для успешного формирования ТП «Сервис-2030» необходимо провести следующие первоочередные мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Создать рабочую группу ТП «Сервис-2030».

2. Провести маркетинговые исследования утвержденных российских ТП и европейского опыта реализации ТП.

3. Подготовить проект Меморандума ТП «Сервис-2030». и предложений по формированию списка потенциальных участников ТП «Сервис-2030».

4. Обсудить проект Меморандума с предприятиями и организациями, заинтересованными в участии в ТП.

5. Провести консультации с органами государственной власти (департаментом инновационного развития Министерства экономического развития РФ, Рабочей группой по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере, Комиссией по высоким технологиям и инновациям и др.).

Таким образом, к основным перспективным направлениям развития российского

рынка услуг, основанных на знаниях, следует отнести участие предприятий сферы сервиса в реализации существующих T^ а также формирование технологической платформы «Сервис-2030», объединяющей усилия бизнеса, науки и государства для инновационного развития сферы услуг. Инициатором и координатором TП «Сервис-2030» может стать СПбГЭУ (СПбГУ-СЭ), что позволит войти в число ведущих ВУЗов, выступивших инициаторами и координаторами российских TH

Литература

1. Рысина А. Б. Международное разделение труда в высокотехнологичном секторе экономики [Tекст] I А. Б. Рысина, С. А. Абрамов II Молодой ученый. — 2012. - №5. - С. 207-210. URL: http:llwww.moluch.rul archive/40I4815I (дата обращения 26.08.2013).

2. Залятов М. М. Развитие сферы высокотехнологичных услуг в современной экономике. Проблемы современной экономики, N 4 (12), 2004.

3. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотех-

нологичной продукции: тенденции и перспективы развития Маркетинг в России и за рубежом» №2 2001. URL: http:llwww.cfm.rulpresslmarketingl2001-

2I02.shtml (дата обращения 26.08.2013).

4. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899) URL: http:llwww.kremlin.mlactsl11861 (дата обращения 26.08.2013).

5. Aggregations of manufacturing based on NACE Rev

1.1 URL: http:llepp.eurostat.ec.europa.eul cache/

ITY_SDDSI Annexeslhtec_ esms_an2.pdf (дата обращения 26.08.2013).

6. Заиченко C.A. Развитие инноваций в сфере услуг

Форсайт №1 (і) 2007. С.30-33 URL: http://

ecsocman.hse.ru/ data/2011/05I 06/1268031629/ 04.pdf (дата обращения 26.08.2013).

7. Еш-opean innovation platform for knowledge intensive services KIS-IP URL: http:llec.europa.eul enter-priseI policiesIinnovationI supportI europe-innovaIkis-ip_en.htm (дата обращения 26.08.2013).

8. Бабурин В.А., Яненко М.Е. Tехнологические платформы: проблемы и перспективы коммерциализации в сфере сервиса. Tеория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии № 4(10) I 2011. с. 53 - 62.

9. Бабурин В.А., Яненко М.Е. Сфера сервиса в условиях реализации технологических платформ: проблемы и перспективы инновационного развития. Tехнико-технологические проблемы сервиса № 3(21) 2012. -с. 94 - 98.

10.Яненко М.Е. Концептуальная модель формирования стратегии инновационного роста сервисной компании на рынках высокотехнологичных услуг. III Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в сервисе» 18 - 19 октября 2012 г. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ.

1 Бабурин Владимир Александрович - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой "Маркетинг" СПбГУСЭ, тел.: (812) 528-96-70, e-mail: [email protected];

2 Яненко Михаил Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры "Маркетинг" СПбГУСЭ, тел.: (812) 528-96-70, моб. +7(921) 957 66 58 e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.