Научная статья на тему 'Перспективы развития производства ламинированных древесно-стружечных плит на отечественных предприятиях'

Перспективы развития производства ламинированных древесно-стружечных плит на отечественных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАМИНИРОВАННЫЕ ДРЕВЕСНО-СТРУЖЕЧНЫЕ ПЛИТЫ (ЛДСП) / PRODUCTION OF LAMINATED WOOD CHIPBOARD (CHIPBOARD) / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ОБОРУДОВАНИЕ / DOMESTIC ENTERPRISES / INVESTMENT / EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лордкипанидзе М. Г., Честнова Л. В.

В статье исследованы проблемы и перспективы развития производства ламинированных древесно-стружечных плит отечественными предприятиями на отечественном оборудовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития производства ламинированных древесно-стружечных плит на отечественных предприятиях»

Лордкипанидзе М.Г.1 , Честнова Л.В.2 ©

'Кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, денежного обращения и кредита;

2студент финансово-экономического факультета,

Уральский финансово-юридический институт

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЛАМИНИРОВАННЫХ ДРЕВЕСНО-СТРУЖЕЧНЫХ ПЛИТ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

В статье исследованы проблемы и перспективы развития производства ламинированных древесно-стружечных плит отечественными предприятиями на отечественном оборудовании.

Ключевые слова: ламинированные древесно-стружечные плиты (ЛДСП), отечественные предприятия, инвестиции, оборудование.

Keywords: production of laminated wood chipboard (chipboard), domestic enterprises, investment, equipment.

Рассмотрим отрасль российской, экономики, такую как деревообработка и в частности ее сегмент - производство ламинированных древесно-стружечных плит (ЛДСП). ЛДСП является необходимым и основным материалом для изготовления мебели. Этот материал составляет от 70 % до 95% от всего объема использования материалов при изготовлении мебели любого назначения: для дома, для офиса, для торговли, для мест общественного пользования (аэропорты, торговые центры, медицинские и образовательные учреждения, спортзалы, и т. д.). Так как материал ЛДСП занимает необходимую и большую часть от всех используемых материалов при изготовлении мебели, то стоимость плит заметно отражается на себестоимости готовой продукции. Поэтому важно, чтобы спрос изготовителей мебели был удовлетворен обеспеченностью рынка наличием нужных объемов ЛДСП с учетом территориального масштаба России.

По перечню производителей ЛДСП в России, имеющих самые крупные мощности, первые три производственника находятся на территории Волгоградской области. Соответственно изготовители мебели в удаленных областях от производственной базы вынуждены увеличивать себестоимость своей продукции из-за дополнительных транспортных затрат.

Так как каждая российская семья и каждый российский работающий человек на рабочем месте использует мебель, сделанную преимущественно из ЛДСП, то понятно что, спрос у изготовителей мебели на ЛДСП большой. На 1 января 2013 года по оценке Росстата в России было 143 347 059 постоянных жителей, из которых городское население составляет 74,03 % [1]. Будем ориентироваться на городское население, так как именно оно является основным потребителем мебели. Вычислим более точный показатель потенциальных потребителей мебели. Учитывая возрастную группу населения от 15 до 65 лет, которая составляет 68% от всего населения, получим 97 476 000 потребителей, из которых 72 161 482 городских жителей являются потенциальными потребителями мебели [2]. По неофициальным данным каждый из них готов потратить на мебель в среднем 115 000 рублей в год (это средний показатель суммы стоимости мебели из дешевого и дорого сегмента мебели). Получаем средний показатель дохода от реализации мебели по России, который составляет 11 209,74 миллионов рублей в год, плюс доход от реализации мебели для общественного пользования - это офисы и общественные места.

Так как часть этого дохода приходится на производителей ЛДСП, важно чтобы они имели: первое - российскую регистрацию, что обеспечивает налоговые отчисления в бюджет

© Лордкипанидзе М.Г., Честнова Л.В., 2014 г.

РФ; второе - российские инвестиции и наличие отечественной материально - технической базы (производственное оборудование). Как результат, появится импульс для развития станкостроения для деревообрабатывающей отрасли и апробирования модернизаций оборудования и технологического процесса, что увеличит независимость данной отрасли российской экономики от иностранных инвестиций.

Чтобы понять, на каком уровне находится производство ЛДСП в России, рассмотрим в таблице 1 список 38 действующих в 2013 году предприятий с выпуском продукции не менее 100 тысяч кубометров в год [3].

Таблица 1

Список предприятий-производителей ЛДСП в России

№ п/п 2 Наименование предприятия Тип оборудования Источник инвестиций Сбытовые рынки предприятия

1 ООО “Монзенский ДОК” Вологодская область Rauma-Repola смешанный ближнее зарубежье, российский рынок

2 ЗАО “Череповецкий ФМК” Вологодская область СП-25 смешанный ближнее зарубежье, российский рынок

3 ООО “Шекснинский КДП” Вологодская область Rauma-Repola смешанный российский рынок

4 Завод “Pfleiderer” Российское подразделение немецкого концерна Pfleiderer AG Новгородская область Simpelkamp Иностранные 100% ближнее зарубежье, российский рынок

5 ОАО “Жешартский ФЗ” Республика Коми СП-25 местный российский рынок

6 ООО “Сыктывкарский ФЗ Республика Коми Rauma-Repola смешанный российский рынок

7 ООО “Интраст” Ленинградская область Bizon смешанный ближнее зарубежье, российский рынок

8 ОАО “Карелия ДСП” Республика Карелия Bizon смешанный российский рынок

9 ОАО МК “Шатура” Московская область СП-25 смешанный российский рынок

1 0 ОАО “МЭЗ ДСП и Д” Московская область СП-25, Bizon смешанный российский рынок

1 1 ЗАО “Сходня-плитпром” Московская область Bizon смешанный российский рынок

1 2 ЗАО “ЭЗ ДСП” Московская область Bizon местный российский рынок

1 3 ООО “ДСП” г. Москва Bizon местный российский рынок

1 4 ОАО “Дятьково ДОЗ” Брянская область СП-25 местный российский рынок

1 5 ЗАО “Муром” Владимирская область СП-25 местный российский рынок

1 6 ОАО “Фанплит” Костромская область СП-25 смешанный российский рынок

1 7 ООО “Кроностар” г. Шарья Костромская область Diffenbaher Иностранные 100% российский рынок

1 8 ОАО “МДОК” Тверская область СП-25 местный российский рынок

1 9 ООО «Кроношпан» в Московская область Simpelkamp Иностранные 100% российский рынок

2 0 ЗАО “ЮГ” Краснодарский край СП-25 местный российский рынок

2 ЗАО РНП “Волгоградмебель” СП-25 местный российский рынок

1 Волгоградская область

2 2 ОАО “Волгодонский КДП” Ростовская область Bizon смешанный российский рынок

2 3 ЗАО “Нижегородский ДОЗ” Нижегородская область СП-25 местный российский рынок

2 4 ОАО “Нововятский ЛК” Кировская область Bekker Van Hyllen смешанный российский рынок

2 5 ОАО “Уфимский ФПК” Республика Башкортостан Bekker Van Hyllen смешанный российский рынок

2 6 ООО “Увадрев” Удмуртская республика Bizon смешанный российский рынок

2 7 Завод ДСП п. Трехгорный Пермская область Bizon смешанный российский рынок

2 8 ЗАО “Пермский ФК” Пермская область СП-25, СП-35 местный российский рынок

2 9 ОАО “Тавдинский ФК” Свердловская область СП-25 местный российский рынок

3 0 ЗАО “Фанком” Свердловская область Simpelkamp смешанный российский рынок

3 1 ОАО ДОК “Красный Октябрь” Тюменская область СП-25 смешанный российский рынок

3 2 ЗАО “Красноярский ДОК” Красноярский край СП-25 смешанный российский рынок

3 3 ОАО “Уст-Илимский ДЗ” Иркутская область Raute смешанный российский рынок

3 4 ОАО “Томский завод ДСП” Томская область Rauma-Repola смешанный российский рынок

3 5 ОАО “Амурский МДК” Хабаровский край Raute смешанный российский рынок

3 6 Компания "Русский Ламинат" Ростовская область Bizon, Javor, Wemhonner смешанный российский рынок

3 7 ЗАО “Игоревский завод дсп Смоленская область Rauma-Repola смешанный российский рынок

3 8 ЗАО “Плитспичпром” Калужская область Bizon смешанный российский рынок

Из 38 действующих предприятий, из которых 3 предприятия имеют 100% иностранного инвестирования с использованием в производстве иностранного оборудования и являются филиалами иностранных компаний на территории России. 19 предприятий имеют смешанный тип инвестиций и используют в производстве иностранное оборудование, а 5 предприятий смешанного типа инвестирования используют для производства отечественную линию. 9 предприятий имеют российские инвестиции и выпускают продукцию на отечественных линиях. 2 предприятия имеют российские инвестиции и выпускают продукцию на иностранном оборудовании.

Итак, основные составляющие для производства отечественного ЛДСП: наличие древесины и наличие оборудования, позволяющего производить ЛДСП в нужных объемах и качества. Первое условие выполняется - в России на сегодняшний день достаточное количество лесного массива для деревообрабатывающей отрасли. Здесь, конечно, важно поддержание условий биогеоценоза в местах лесовырубки. Второе условие выполняется частично: 24 предприятия из 38 основных производителей ЛДСП на территории России используют оборудование иностранного производителя.

Основное оборудование представляет собой конвейерную линию по подготовке и формовке плит. На 15 отечественных предприятиях используется оборудование линии СП-25 российского производства. На 13 предприятиях применяется оборудование Bizon, Bekker Van Hyllen, Diffenbaher немецкого производства. На 10 предприятиях применяется оборудование

Simpelkamp, Raute, Rauma-Repola финского производства. Все остальное оборудование на российских предприятиях, в том числе и сама декоративная пленка, наносимая на ДСП, немецкого, шведского, австрийского, китайского, корейского и польского производства.

Почему российский производитель ЛДСП выбирает не отечественного производителя оборудования? Кроме технологических причин есть и важная организационная причина, заставляющая предприятия закупать импортные линии. Дело в том, что в России нет и никогда не было единого отечественного поставщика комплектного оборудования для производства древесно-стружечных плит. Каждый поставщик отвечал за свой участок технологической цепочки. А предприятия-изготовители мебели предпочитают работать с ЛДСП, выпускаемыми на предприятиях с иностранным оборудованием по следующим причинам:

- имеется возможность закупать ЛДСП разной толщины на одном предприятии, таким образом формируя выгодные условия для покупки, зависящие от количества закупаемого материала;

- качество нанесения ламинирующий пленки, широкая декоративная гамма, разнообразие фактур, рисунков и цветов гораздо шире;

- соблюдение требований по токсичности. Во многих случаях нельзя делать мебель из ДСП с классом эмиссии формальдегида выше, чем Е-1. Отечественные производители ДСП часто нарушают ограничения по эмиссии формальдегида;

- плита, изготовленная на импортном оборудовании по немецкой технологии, имеет меньше плотность при одинаковых физико-механических параметрах в сравнении с отечественной плитой. Это приводит к меньшему износу режущего инструмента при раскрое, что существенно сокращает расходы на заточку или приобретение новых пил.

Итак, какие перспективы развития отечественных предприятий по производству ЛДСП? Основной спрос на ДСП и ЛДСП плиты обеспечивают строительные компании и особенно производители мебели, вклад которых в потребление плит составляет порядка 90% от общего объема произведенных плит. Производство древесно-стружечных материалов - один из наиболее динамично развивающихся сегментов лесной промышленности в России, лидером по их изготовлению является Центральный федеральный округ, в котором производится около 46% всех плит, выпускаемых в РФ [4].

Согласно прогнозу развития лесного сектора России, озвученному на 21-й сессии Комитета по лесному хозяйству, объем производства ДСП должен вырасти к 2030 году в 1,62,1 раза.

Каково состояние рынка ЛДСП в Свердловской области? Мебельные компании используют преимущественно ЛДСП следующих производителей: одна треть спроса

приходится на ООО «Кроностар» , ООО «Кроношпан», ООО «Флайдерер» , предприятия с иностранными инвестициями и использующие иностранное оборудование , представителями которых на территории Свердловской области являются десятки компаний . Основная доля спроса на ЛДСП приходится на предприятия смешанного инвестирования: «Сыктывкарский ФЗ», ОАО «Дятьково ДОЗ», ОАО «Томский завод ДСП», ЗАО «Пермский ФК», ЗАО «Череповецкий ФМК».

Как следует из комментария руководителя направления ДСП Группы СВЕЗА С. Коротова, мебельная отрасль демонстрирует положительную динамику в регионе, рост сегмента по прогнозам должен составить 10-15% ежегодно, что вызовет увеличение спроса на древесно-стружечные плиты [4]. В июле 2013 года было подписано соглашение о намерении создать новое производство по выпуску древесно-стружечных плит Группой СВЕЗА и Правительством Свердловской области. Новый завод разместится на площадке действующего фанерного комбината «Фанком», входящего в состав группы и расположенного в поселке Верхняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области. Мощность нового предприятия должна составить 500 тысяч кубометров ДСП и ЛДСП евроформатов: 2750х1830 мм и 2440х1830 мм, которые будут поставляться на рынки Урала, Поволжья и Сибири. Начать работу завод должен в 2015 году. Министр промышленности и науки Свердловской области В. Пинаев сообщил, что подписание соглашения о намерениях стало очередным шагом на пути развития государственно-частного партнерства, в том числе в лесопромышленной отрасли.

Реализация данного инвестиционного проекта позволит создать до трехсот новых высокопроизводительных рабочих мест и будет содействовать увеличению потока инвестиций в развитие экономики Свердловской области. Предполагается, что на вновь созданном производстве будет установлено не отечественное оборудование, а тип инвестиций будет смешанный. Положительная экономическая динамика в Свердловской области позволяет выразить оптимизм о возможности отечественного производства ЛДСП на всех его этапах.

Литература

1. http://ru.wikipedia.org

2. http://www.voronova-on.ru/demogr/vozrast_nasel/index.html

3. http://www.mebelnavoi.com

4. Интерактивный лесопромышленный портал FORESTEC. http://forestec.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.