Научная статья на тему 'Перспективы развития приграничных сельских территорий Оренбургской области в условиях функционирования Таможенного союза (Россия-Белоруссия-Казахстан)'

Перспективы развития приграничных сельских территорий Оренбургской области в условиях функционирования Таможенного союза (Россия-Белоруссия-Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
187
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНАЯ СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ДЕМОГРАФИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДСТВА / RURAL FRONTIER AREA / DEMOGRAPHY / INFRASTRUCTURE / FARM PRODUCTION / PROFITABILITY OF FARM PRODUCE / STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ларина Татьяна Николаевна

Статья посвящена актуальным вопросам социальноэкономического развития приграничных сельских муниципальных районов Оренбургской области. Автор анализирует статистические показатели за период с 2003 по 2008 гг. в разрезе приграничных территорий, а также в сравнении со среднеобластными данными. В заключении статьи представлены результаты SWOT-анализа, определены перспективы развития приграничных сельских территорий Оренбуржья в условиях функционирования Таможенного союза (РБК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ларина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF RURAL FRONTIER AREAS DEVELOPMENT IN THE ORENBURG REGION UNDER THE CONDITIONS OF CUSTOMS UNION (RUSSIA BELORUSSIA KAZAKHSTAN) FUNCTIONING

The paper is concerned with actual problems of social and economic development of rural frontier municipal districts of the Orenburg region. The author has analyzed statistical data for the period of 2003-2008 y. from the viewpoint of frontier territories and as compared with average data for the region. The results of SWOTanalysis and prospects of rural frontier areas of the Orenburg region under the conditions of the Customs Union functioning are submitted.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития приграничных сельских территорий Оренбургской области в условиях функционирования Таможенного союза (Россия-Белоруссия-Казахстан)»

Перспективы развития приграничных сельских территорий Оренбургской области в условиях функционирования Таможенного союза (Россия - Белоруссия - Казахстан)

Т.Н. Ларина, к.э.н., Оренбургский ГАУ

С 1 июля 2010 г. начал функционировать Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном, в рамках которого действуют единые таможенные тарифы по более чем 11 тысячам товаров. Эксперты прогнозируют к 2015 г. увеличение ВВП стран-участниц Союза почти на 15% благодаря снятию экономических ограничений и отмене таможенных пошлин.

Вместе с тем государственные границы нашей страны по-прежнему должны выполнять барьерные функции для защиты национальных интересов России.

Оренбургская область — приграничный субъект Российской Федерации, на который прихо-

дится самый протяжённый участок российско-казахстанской границы, длиной 1876 км (45% от общей протяжённости границы области). Через Оренбург проходит кратчайший сухопутный маршрут, по которому направляется основной грузопоток из Азии в Европу. В будущем планируется строительство современной автомобильной трассы Москва — Пекин через Оренбуржье, что, безусловно, изменит экономическое (в том числе и таможенное) положение области. Особый интерес в этой связи представляет изучение перспектив развития сельских территорий ввиду ряда объективных причин: низкого уровня жизни сельских жителей, неразвитой инфраструктуры жизнеобеспечения, безработицы, контрабанды, нелегальной миграции и т.д., что способствует

обострению социальной напряжённости в приграничном регионе [1].

В настоящее время 13 (из 35) сельских районов области непосредственно граничат с Казахстаном (Акбулакский, Беляевский, Гайский, Домбаров-ский, Илекский, Кваркенский, Кувандыкский, Новоорский, Первомайский, Светлинский, Соль-Илецкий, Ташлинский, Ясненский). По данным государственной статистики, на 1 января 2008 г. на этих территориях проживало 289,9 тыс. чел. (13,7% численности населения всей области, в том числе 32,1% численности сельского населения) [2].

Особые проблемы, на наш взгляд, представляют низкая плотность населения в приграничных районах, сохраняющийся на протяжении последних 5 лет миграционный отток населения в большинстве районов, высокая смертность детей до 1 года. Во всех 13 районах уровень начисленной зарплаты ниже среднеобластного показателя. В то же время положительным фактом во всех изучаемых муниципальных районах является увеличение доли населения в трудоспособном возрасте (табл. 1).

Отметим, что между изучаемыми районами наблюдаются существенные различия по ряду показателей. Так, разрыв в уровне младенческой смертности между максимальным и мини-

мальным значениями составляет 23 промилле (в Гайском районе — 23 промилле, в Ясненском районе не зарегистрированы факты младенческой смертности в 2008 г.), в уровне средней зарплаты — 2,0 раза (Ташлинский район — 6223 руб., Новоорский район — 12340 руб.). Это объясняется, в частности, различиями в степени доступности современного медицинского обслуживания в сельских районах, в степени решения проблемы занятости населения, уровня развития промышленного производства.

Качественные изменения демографических показателей во многом определяются развитием инфраструктуры и условий жизнеобеспечения приграничных районов (табл. 2).

Выбор показателей обусловлен необходимостью дать характеристику удовлетворения первоочередных потребностей человека в качественном жилище, чистой воде, здоровой экологии. По таким показателям инфраструктуры и условий жизнеобеспечения, как обеспеченность населения жильем, благоустройство жилья газом и процент дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности асфальтовых дорог, средние величины по 13 приграничным районам и по области отличаются незначительно. Но в совокупности приграничных районов по этим же показателям имеются диспропорции.

1. Основные социально-демографические показатели приграничных сельских районов Оренбургской области (в среднем по 13 районам)

Показатель 2003 г. 2005 г. 2007 г 2008 г.

в среднем по 13 районам в среднем по области

Плотность населения, чел./тыс. км2 5,5 5,3 5,2 5,2 17,1

Коэффициент миграционной убыли, на 1000 чел. населения -6,8 -5,0 -6,6 -7,8 -1,7

Коэффициент младенческой смертности, промилле, % 13,8 16,8 12,4 23,0 8,4

Доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения (на конец года), % 55,2 60,1 61,2 61,1 63,3

Средняя номинальная начисленная зарплата работников, руб. 2707,5 3588,0 5792,1 8477,5 12087,2

2. Показатели развития инфраструктуры и условий жизнеобеспечения в среднем по 13 приграничным районам Оренбургской области

Показатель 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г.

в среднем по 13 районам в среднем по области

Обеспеченность населения жильем, м2/чел. 18,3 18,8 19,1 19,8 20,9

Благоустройство жилья газом, % к общей площади 96,7 95,6 96,8 97,4 95,0

Благоустройство жилья водопроводом, % к общей площади 47,4 52,1 55,6 56,1 78,0

Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. т 32,2 74,4 57,5 55,6 272,0

Удельный вес дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости дорог, % 96,1 96,3 96,7 96,5 92,5

Так, разрыв в уровне благоустройства водопроводом составляет от 36% в Гайском районе до 80,8% в Светлинском районе. Однако уровень благоустройства водопроводом в районах области по сравнению с 2003 г. вырос на 8,7 процентных пункта. Экологическое состояние атмосферного воздуха сельских территорий в целом по области благоприятно. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ по 13 приграничным районам составляют 20% (в 2007 г. — 7%) от объёма выбросов в целом по области. Неблагополучным по данному показателю является Первомайский район (6% от объёма выбросов в целом по области). Это обусловлено наличием в районе газодобывающих установок.

Одним из условий развития любой территории является политика в отношении занятости населения. В связи с этим необходимо уделить внимание состоянию сельскохозяйственного производства в приграничных сельских районах Оренбуржья (табл. 3).

Сельскохозяйственное производство в экономике приграничных районов играет значительную роль. В 2008 г. из общего числа действующих в районах организаций в среднем 47% занимались сельскохозяйственным производством, в том числе в Ташлинском районе — 69%, в Соль-Илецком районе — 71%. В сельскохозяйственном производстве приграничных районов занято более 30% от общей численности занятых в экономике районов, что существенно выше, чем в среднем по области. Высока доля занятых в сельскохозяйственном производстве в таких районах, как Кувандыкский (57%), Ясненский (61%).

2008 г. был удачным для сельхозтоваропроизводителей Оренбургской области. В среднем по области рентабельность реализации всей

продукции, произведённой сельскохозяйственными организациями, составила 26,2%, причём рентабельным было как растениеводство, так и животноводство. Однако эффективность сельскохозяйственного производства по административным территориям значительно различается. В районах, где традиционно развито растениеводство, как правило, рентабельность хозяйственной деятельности несколько выше (Акбулакский, Ташлинский и др. районы).

Сравнивая данные в таблицах 1 и 3, можно сделать вывод о низком уровне социальнодемографического развития в тех приграничных районах, где основу экономики составляет сельское хозяйство. Это обстоятельство указывает на низкую цену сельскохозяйственного труда. В условиях отсутствия альтернативной занятости население покидает территорию даже при высоких показателях развития инфраструктуры жизнеобеспечения.

Изучив основные параметры приграничных сельских районов области, мы сформировали SWOT-матрицу (табл. 4). SWOT-анализ — одно из современных направлений исследования потенциала и эффективности предприятия, отрасли, региона с целью стратегического планирования (S (strength) — сильные стороны, W (weakness) — слабые стороны, O (opportunity) — возможности, T (treatment) — угрозы) [3].

Подводя итоги , можно сформулировать цели развития приграничных сельских муниципальных районов:

1. Создание условий для закрепления и увеличения численности постоянного населения в приграничных районах.

2. Повышение степени удовлетворения потребностей населения, в том числе за счёт сокращения дифференциации в потреблении благ

3. Показатели развития сельскохозяйственного производства по приграничным районам

(по крупным и средним организациям)

Показатель 2003 г 2005 г. 2007 г. 2008 г.

в среднем по приграничным районам в среднем по области

Рентабельность (убыточность) реализации сельхозпродукции с учётом субсидий, % 18,0і 10,13 33,7 24,2 26,2

Рентабельность реализации продукции растениеводства с учётом субсидий, % 36,0і 17,73 54,7 47,5 49,9

Рентабельность реализации продукции животноводства с учётом субсидий, % 6,72 10,92 10,94 14,5 14,7

Урожайность зерновых с 1 га, ц1 9,8 6,5 9,7 11,4 12,8

Надой на одну молочную корову, кг 1 1981,4 1830,2 2036,85 2301,9 2880,0

Примечания.

1 Показатель рассчитан в среднем по 13 приграничным районам.

2 Показатель рассчитан в среднем по 3 районам с положительными финансовыми результатами.

3 Показатель рассчитан в среднем по 9 районам с положительными финансовыми результатами.

4 Показатель рассчитан в среднем по 7 районам с положительными финансовыми результатами.

5 Без Светлинского района

4. SWOT-матрица социально-экономических параметров приграничных сельских

районов Оренбургской области

Сильные стороны Слабые стороны

1. Снижение уровня младенческой смертности. 2. Высокий уровень развития инфраструктуры жизнеобеспечения. 3. Значительные площади сельскохозяйственных угодий. 4. Наличие туристско-рекреационных объектов. 5. Добрососедские отношения с Республикой Казахстан, создание Таможенного союза (Россия-Белоруссия-Казах-стан) 1. Низкая плотность населения. 2. Отрицательное сальдо миграции. 3. Низкий уровень доходов населения. 4. Значительные диспропорции в социальноэкономическом развитии районов. 5. Низкая эффективность сельскохозяйственного производства в большинстве районов

Возможности Угрозы

1. Приграничное сотрудничество. 2. Создание рекреационных центров регионального, всероссийского и международного значения 3. В сельском хозяйстве: 3.1 Переход к интенсивному и точному (инновационному) земледелию; 3.2 Развитие семеноводства; 3.3 Развитие предпринимательства в АПК 1. Исчезновение крупного сельскохозяйственного производства. 2. Потеря кадрового потенциала. 3. Демографический кризис. 4. Технологическая отсталость. 5. Контрабанда, незаконный оборот наркотиков и т.п. 6. Утрата культурного наследия

и услуг между населением городской и сельской местности.

3. Создание рациональной структуры экономики региона на основе приоритетного развития отраслей жизнеобеспечения населения.

На наш взгляд, инструментами достижения целей должны стать:

1. Социальная поддержка семей, стимулирование рождаемости.

2. Улучшение качества жизни населения за счёт повышения качества и доступности медицинского обслуживания.

3. Социальная поддержка мигрантов, в первую очередь стимулирование семейной миграции на постоянное жительство в сельскую местность.

4. Сохранение и создание новых рабочих мест, в том числе за счёт развития индустрии туризма, рекреации и развития других несельскохозяйственных видов деятельности.

5. Целевое инвестирование в развитие инновационных видов деятельности.

6. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в приграничных районах с целью сохранения кадрового потенциала и культуры сельскохозяйственного труда.

7. Развитие приграничной инфраструктуры (гостиницы, таможенные терминалы).

8. Формирование зоны беспошлинной торговли товарами, производимыми в приграничных территориях.

9. Развитие приграничного сотрудничества на уровне муниципального и местного самоуправления.

10. Эффективное использование возможности транзита людей и грузов по территории области (экологический сбор, платные участки дороги). При этом значительная часть платежей оставалась бы в распоряжении территорий, так как приграничная территория — «лицо» России.

В настоящее время в России разрабатывается проект Федерального закона «О приграничном сотрудничестве», цель которого заключается в развитии российских приграничных территорий, улучшении их социально-экономического состояния. При этом разработчики законопроекта понимают, что в нашей стране не может быть универсальных инструментов развития приграничного сотрудничества в разных регионах ввиду различий их экономического потенциала, хозяйственной специализации, культуры, степени открытости межгосударственных связей и т.п.

Литература

1. Сивелькин В.А., Кузнецова В.Е. Особенности развития Оренбургской области как приграничной зоны России // Вопросы статистики. 2004. №6. С. 45—50.

2. Города и районы Оренбургской области: стат. сб./ Территориальный орган ФСГС по Оренбургской области. Оренбург, 2009.

3. Ларина Т.Н. Статистическое исследование социальной конвергенции сельских муниципальных районов региона. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. 9,8 п.л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.