Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В АФГАНИСТАНЕ В УСЛОВИЯХ НОВОГО РЕЖИМА ТАЛИБОВ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В АФГАНИСТАНЕ В УСЛОВИЯХ НОВОГО РЕЖИМА ТАЛИБОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
695
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОППОЗИЦИЯ / СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ / АФГАНИСТАН / ПЛЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ПАКИСТАН / ПУШТУНЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шафак Исаак Мухамед

В статье анализируются причины возвращения и захвата власти Талибаном (запрещённая в РФ террористическая организация) в Афганистане в 2021 году и перспективы развития его политической системы. Актуальность темы заключается в том, что ситуация в Афганистане после прихода во власть талибов ухудшилась ситуация, поскольку разрушены все прежние политические институты власти и приостановлены исполнение социальных обязанностей государственных органов власти перед жителями страны и, следовательно, наступил всеобъемлющий кризис. Афганистан из конституционной страны с институтами власти президентской формой правления перешел под «режим талибов» и переименована в Исламский Эмират Афганистан. Талибан образца 2021 года стремится легитимизироваться и для этого пытается принимать требования международных организаций. Многие страны участвуют в переговорных процессах. В статье сделан анализ внутренней ситуации в стране и множество факторов, оказывавших воздействие на процессы легитимизации талибов, и попытка сконструировать возможной политической системы Афганистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE POLITICAL SYSTEM IN AFGHANISTAN IN THE CONDITIONS OF THE NEW TALIBAN REGIMEN

The article analyzes the reasons for the return and seizure of power by the Taliban (a terrorist organization banned in the Russian Federation) in Afghanistan in 2021 and the prospects for the development of its political system. The relevance of the topic lies in the fact that the situation in Afghanistan after the Taliban came to power worsened the situation, since all the previous political institutions of power were destroyed and the execution of social obligations of state authorities to the inhabitants of the country was suspended and, consequently, a comprehensive crisis ensued. Afghanistan from a constitutional country with presidential institutions of government came under the "Taliban regime" and was renamed the Islamic Emirate of Afghanistan. The Taliban of 2021 seeks to legitimize and for this it tries to accept the demands of international organizations. Many countries are participating in the negotiation processes. The article analyzes the internal situation in the country and many factors that influenced the processes of legitimization of the Taliban, and an attempt to construct a possible political system in Afghanistan.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В АФГАНИСТАНЕ В УСЛОВИЯХ НОВОГО РЕЖИМА ТАЛИБОВ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В АФГАНИСТАНЕ В УСЛОВИЯХ НОВОГО РЕЖИМА ТАЛИБОВ

Исаак Мухамед Шафак, аспирант

Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-1-169-174

Аннотация. В статье анализируются причины возвращения и захвата власти Талибаном (запрещённая в РФ террористическая организация) в Афганистане в 2021 году и перспективы развития его политической системы. Актуальность темы заключается в том, что ситуация в Афганистане после прихода во власть талибов ухудшилась ситуация, поскольку разрушены все прежние политические институты власти и приостановлены исполнение социальных обязанностей государственных органов власти перед жителями страны и, следовательно, наступил всеобъемлющий кризис. Афганистан из конституционной страны с институтами власти президентской формой правления перешел под «режим талибов» и переименована в Исламский Эмират Афганистан. Талибан образца 2021 года стремится легитимизироваться и для этого пытается принимать требования международных организаций. Многие страны участвуют в переговорных процессах. В статье сделан анализ внутренней ситуации в стране и множество факторов, оказывавших воздействие на процессы легитимизации талибов, и попытка сконструировать возможной политической системы Афганистана.

Ключевые слова: оппозиция, сопредельные страны, Афганистан, племенное общество, этнические группы, сопредельные страны, Пакистан, пуштуны.

Официальная власть Афганистане за двадцать лет не смогла построить институты власти, несмотря на помощь и усилия внешних игроков в политическом обустройстве страны. Что было обусловлено многими факторами, прежде всего, исторически сложившейся племенным обустройством и несговорчивостью их лидеров и как следствие, отсутствием сильной центральной власти способной объединить лидеров племен. Политические партии, существовавшие в стране, не смогли получить поддержку граждан, представляли фрагментировано интересы определённых групп. Поэтому власть Афганистана, зависевших полностью материально и морально от сил Коалиции, пала сразу же после ухода США и союзников по НАТО, которые находились в последние двадцать лет с 2001 года по 2021 гг. Захват власти террористской организация «Талибан» (запрещённая в РФ террористическая организация) показало, что политика, проводимая внешними силами, была ошибочной в своей проводимой стратегии относительно политического обустройства Афганистана.

Самая сильная страна в мире США потратив на вооруженную борьбу с террористами Талибана триллионы долларов, не смогла изменить кардинально ситуацию в Афганистане. Хотя мировую общественность они уверовали, что уничтожат терроризм и построят демократическое государство. Но те политические преобразования, которые внедряла через своих ставленников во власть Афганистана не выдержала испытания после ухода политических кураторов из США, сдалась сразу после ухода войск и произошла действительна политическая катастрофа: Талибан захватил власть, а вся политическая верхушка Афганистана во главе с президентом Ашраф Гани бросили страну, погрузив в хаос. Сейчас очень трудно возложить вину на кого-либо, как личную ответственность

- Президенту А. Гани, администрации США или Пакистану, который всегда поддерживал талибов морально или материально. Провалена программа по-западному

- модернизация политической системы Афганистана [1].

Причины которой постараемся разобрать в данной статье.

После прихода во власть в Афганистане, Талибан разрушил политическую систему, выстроенную с 2001 года - начиная с 2004 года по 2019 в стране прошли три выбора в президенты. Начинали работать демократические политические институты власти: представительские судебные и исполнительные. Также работали муниципальные власти. Талибан захватил власть в 2021 году после выхода войск США путем государственного переворота. Победа Талибана в Афганистане после падения ИГИЛ (запрещённая в РФ террористическая организация) доказала, что террористическая организация может захватить власть в государстве стал реальностью для мирового сообщества. Сейчас никто не может предположить - в ближайшей перспективе смогут ли Талибы привести к политической стабильности страну, так как - это не политическая организация, Талибан состоит из радикальных группировок, отвергающие демократические ценности и нормы, не имеющие ничего общего с принятыми понятиями и стандартами нормального общества, но захватившая политическую власть государства. Тем более после их прихода во власть Афганистан, экономически зависевшая до этого от финансовых вливаний США, лишилась такой поддержки, и к тому же все международные счета государства заморожены. Поэтому новая власть

будет искать выходы для поддержания своей экономики и решать социальные вопросы, от этого будет зависеть, удержится ли Талибан.

Ситуация в Афганистане доказывает всю сложность осуществления на практике установления политической системы по западным меркам. Если мы определяем, что под политической системой мы подразумеваем совокупность институтов и органов, формулирующих и воплощающих в жизнь коллективные цели общества и его групп [2]. На примере, Афганистана уже не можем утверждать, так как такая стандартная понятная схема не работает, а только фрагментарно существуют определенные номинальные институты власти. Поскольку новая власть осознает нелегитимность своего положения и им предстоит не только делать шаги по самосохранению, но нужно определить форму правления государства, объяснить организацию государственной власти и способы его осуществления [3]. Имеющиеся источники научной литературы не предполагают данной темой исследований о современном состоянии политической системы Афганистана. Да, действительно, если теория политических систем гласит о том, что политическая система состоит из 3х элементов (рис):

1. Форма правления;

2. Форма государственного управления;

3. Политический режим [4].

Рис. Политическая система Афганистана 2001 по 2021 гг. [5]

До прихода Талибана во власть, все 20 лет власть в Афганистане была сформирована по западной светской модели, как президентская форма правления, и через всенародные выборы и являлись легитим-

ными, признавались международными организациями. Исламская Республика Афганистан являлся членов ряда международных организаций, как ООН и региональных, то теперь еще неизвестно, как

пройдет образование политической системы при режиме талибов и будут ли признаваться его легитимность зависит как поведет новая власть в современных реалиях. Какова будет новая конфигурация политических институтов новой власти?

Если новые власти будут учитывать все имеющиеся проблемы в стране социально-экономического положения Афганистана, плюс необходимость легитимизация власти в глазах мирового сообщества, то возможно им придет понимание того, что имеющиеся положение вещей внутри страны неадекватно для понимания внешним миром. И в кратчайшие сроки требуется восстановления институтов власти для осуществления государственных функций, иначе нынешняя власть может даже не справиться имеющимися внутренними угрозами, как политический и экономический кризисы.

Сейчас многие страны заинтересованы восстановить дипломатические отношения с новым режимом. Прошедший в третий раз прошедшие с 30 по 31 марта 2022 года на уровне министров иностранных дел Пакистана, Китая, Ирана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и России в КНР г. Туньси есть доказательство тому, что для обеспечения региональной безопасности, также из гуманитарных соображений сопредельные страны хотят наладить партнёрские отношения с талибской властью [6].

Главной целью встречи министров иностранных дел Туньси, представитель МИД КНР Ван Вэньбинь обозначил, что необходимо призвать международное сообщество «оказать более значительную поддержку Афганистану». Первый дипломат нового правительства Афганистана аккредитован в России, сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров. Также другие страны готовы аккредитовать не уровня послов, а как специальных посланников. Кроме того, в программу конференции была включена встреча расширенной «тройки» по Афганистану (Россия, Китай, США и Пакистан). Ее модератором назначен спецпосланник МИД КНР по делам Афганистана Юэ Сяоюн [7].

Остро стоит вопрос, как повлияет развитие страны при переходе с одной модели политического устройства на другую традиционалистскую и насколько пойдет социально-экономическое развитие при наличии внутренних противоречий в обществе также непредсказуемо. И какие могут быть угрозы для соседних сопредельных стран. Поэтому отрабатываются всевозможные прогнозы в связи с событиями в соседнем Афганистане подверглась тщательному анализу и оценке военно- политическая ситуация данной страны.

Прежняя официальная проамериканская власть в Афганистане не исправила свое хрупкое положение, а легитимность долгое время поддерживалась иностранным военным присутствием. с одной стороны, западные коалиционные силы боролись с Талибаном и другими террористическими вооруженными группировками, помогали обеспечивать порядок и относительную политическую стабильность, а с другой стороны, они выступали в качестве катализатора беспорядков и дестабилиза-тора обстановки, так как Талибан использовали их как внешнего врага, что против которого необходимо бороться.

Есть попытки властей исполнять требования международных организаций от талибов во власти.

Например, Хайбатулла Ахунзаде верховый лидер талибов запретил выращивать опиумный мак, производство и транспортировку других наркотиков. Указаны меры ответственности и наказание в соответствии с законами шариата. Эти меры указывают на попытку смягчить отношение международных организаций и стран и желание получить доступ к замороженным финансам Афганистана оставшихся на зарубежных счетах от прежней власти. Эти заверения новой власти вызывают недоверие лидеров других стран. «Несмотря на обещания бороться с наркопроизводством, в реальности талибам, не знаю, удастся ли, хотят ли они этим заниматься», - продолжил Путин, подчеркнув, что раньше, когда талибы «были в прежней итерации во власти», им удавалось успешно бороться с наркотрафиком, однако сегодня, учитывая кризисную ситуацию в афганской эконо-

мике, им «будет непросто отказаться от такого источника доходов», предположил российский президент [8].

Власти Талибана должна легитимизироваться для установления дипломатических отношений с внешним миром и международными организациями, для чего придется выполнять условия для этого выполняя требования международного сообщества - это установление гражданских институтов в обществе, соблюдение прав человека, гендерных прав, прав нацменьшинств и другие. Талибану предстоит еще консолидировать все слои общества в стране, а пока власть Талибана фрагмен-тирована - некоторые районы в Афганистане еще не полностью контролируются и не подчиняются, есть разрозненнее боевые группировки и политические группировки. Созданы оппозиционные силы, как Антиталибский Фронт национального сопротивления (ФНС) Афганистана, «Высший совет сопротивления Исламской республики Афганистан», группировка «Безымянные солдаты Хазарестана», "Фронт свободы Афганистана" и также еще создаются еще мелкие группировки. Кроме «Высшего совета сопротивления Исламской республики Афганистан», которая состоит из прежней власти, остальные считают виновным во всей трагедии и падении власти Кабула Ашрафа Гани обвиняя в предательстве и сговоре с пуштунами. Талибы не все афганское общество, для получения власти в полной мере придется выстраивать нормальные отношения со всеми, независимо от принадлежности к религиозным конфессиям или национальностям. Это только часть задачи - стабилизация политической ситуации.

Также новой власти Талибов необходимо выстраивать отношения с соседними сопредельными странами. Но, тем не менее несмотря на отрицание легитимности власти некоторые страны ведут переговоры с Талибаном. Активно обсуждают проблемы в Афганистана сопредельные страны, Узбекистан, Пакистан, Туркменистан, Китай с участием России. Со времени прихода во власть талибов с 15 августа 2021 году трижды происходил встречи министров иностранных дел этих стран с

властью талибов. Первая встреча министров иностранных дел соседних с Афганистаном стран прошла 20 октября прошлого года в Москве, вторая - спустя неделю в Тегеране, и третья 30 и 31 марта этого года в городе Туньси, КНР. Стран сопредельных с Афганистаном волнуют угрозы распространения терроризма и наркотрафика, также установления мира и стабильности в центральноазиатской стране, сталкивающейся с острейшими гуманитарными и социально-экономическими проблемами. На территории присутствуют группировки, не подчиняющиеся Талибам, в том числе, ИГИЛ.

В противовес Талибану оппозиционные силы также ведут переговоры с внешними игроками и находят поддержку. Пока эти обстоятельства делают политическую ситуацию в Афганистане крайне нестабильной. Но объединение антиталибского движения и тем более его военная победа будут возможны только в случае массированной военно-технической и финансовой поддержки извне. А пока такая перспектива не просматривается.

Еще есть так же безотлагательные задачи социальной, гуманитарной сфере - нехватка продовольствия, товаров первой необходимости и в здравоохранении, которые зависят от экономической ситуации в стране. А экономически страна зависит от внешней помощи на 80 процентов, а сейчас еще больше, так как разрушены производства, а коронавирусная пандемия с 2020-2021 гг. затронула сильно и без того беспомощную экономику страны. С 2001 года вся экономика в Афганистане зависела от США и стран НАТО, которые вливали в экономику страны миллиарды долларов до 2021 года, а после 2021 года эти вливания прекратились, что стало причиной серьезного социально-экономического кризиса.

Какие шаги прежде всего нужны новой власти это принятие или изменение Конституции от 2004 года, проведение выборов и выбор органов представительной ветви власти, формирование дееспособного коалиционного правительства, как заверили новые власти. Прежняя Конституция страны была принята 2004 году, она была

приемлемым вариантом консенсуса светского законодательства и законов Шариата, вполне может быть применена и в нынешних реалиях новой властью, поскольку она сыграла серьезную роль в создании политических институтов Афганистана. Только таким образом можно надеяться, что может установиться в ближайшее время стабильность в стране. А пока Афганистан остается пока в том состоянии турбулентности, который беспокоит мировое сообщество и сопредельные государства.

Пока говорить какая модель политического устройства приемлемая для Афганистана является проблематичным, но ясно одно, что режим будет основан если даже на светские политические институты, но под контролем исламских шариатских канонов. Какие политические силы появятся способных работать в коалиции с нынеш-

ней властью покажет время, но сейчас происходит, только то, что власть Талибов пытается наладить внешнеполитические отношения, находясь в переходном периоде для установления легитимной власти в стране. Вектор развития Афганистана и в какой модели политической системы и обустройства страны, каким будет в ближайшие годы идти политические процессы развития, требует глубокого политического анализа исследователей - политологов.

Происходящее политические процессы в Афганистане в самом деле выходят за рамки традиционных принятых типологий политических систем, также сложно использование принятых трактовок политических процессов в данной статье не представляется возможным, только остается предлагать гипотезы.

Библиографический список

1. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 74.

2. Форма государства // Большая российская энциклопедия. Том 33. Москва, 2017. -481 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bigenc.ru/law/text/4731936 (Дата обращения: 06.03.2022).

3. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 38.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: кйр8://1о§1карго§ге88а.сош/ро1111ка/8181ешу.к1ш1_(дата обращения 17.04.2020)

5. Белокреницкий В.Я., Сикоев Р.Р. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана. - М.: Институт востоковедения РАН, 2014. - 216 с. https://book.ivran.rU/f/dvizhenie-ta1iban-i-perspektivy-afganistana-i-pakistana.pdf (Дата обращения: 20.04.2022).

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1ogikaprogressa.com/po1itika/sistemy.htm1 _(дата обращения 17.04.2020)

7. Александр Матвеев. Мир готов признать талибов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mssiancounci1.rn/ana1ytics-and-comments/co1umns/asian-ka1eidoscope/mir-gotov-pгiznat-ta1ibov/ (дата обращения 20.04.2020)

8. Строкань С. Незабаненный «Талибан». Афганистан обустраивают его соседи. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://centrasia.org/newsA.php?st=1648678380 (дата обращения 20.04.2020)

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/62499b4e9a7947895bc0cd89 (дата обращения 17.04.2020)

- ПомитомогиR -

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE POLITICAL SYSTEM IN AFGHANISTAN IN THE CONDITIONS OF THE NEW TALIBAN REGIMEN

Isaac Muhamed Shafak, Postgraduate Student Bishkek State University named after K. Karasaeva (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article analyzes the reasons for the return and seizure of power by the Taliban (a terrorist organization banned in the Russian Federation) in Afghanistan in 2021 and the prospects for the development of its political system. The relevance of the topic lies in the fact that the situation in Afghanistan after the Taliban came to power worsened the situation, since all the previous political institutions ofpower were destroyed and the execution of social obligations of state authorities to the inhabitants of the country was suspended and, consequently, a comprehensive crisis ensued. Afghanistan from a constitutional country with presidential institutions of government came under the "Taliban regime" and was renamed the Islamic Emirate of Afghanistan. The Taliban of 2021 seeks to legitimize and for this it tries to accept the demands of international organizations. Many countries are participating in the negotiation processes. The article analyzes the internal situation in the country and many factors that influenced the processes of legitimization of the Taliban, and an attempt to construct a possible political system in Afghanistan.

Keywords: opposition, neighboring countries, Afghanistan, tribal society, ethnic groups, neighboring countries, Pakistan, Pashtuns.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.