3. Установлено, что разминка общая и специальная должна включать в себя специальные упражнения, которые позволили бы уменьшить разрыв между психофизиологическим состоянием биатлониста от начала разминки (которая ведется по правилам соревнований, от 30 до 45 мин) до момента ее окончания за 10-15 мин до начала старта. Это состояние определяется такими показателями, как ЧСС, артериальное давление, частота и глубина дыхания, МВЛ, ПАНО, нервно-мышечная координация, устойчивость системы стрелок-оружие, а также фон тремора как показатель состояния ЦНС, реакции, восприятия, ощущения, скорости обработки полученной информации, внимания.
4. Определена последовательность идеомоторной тренировки в первой части разминки с мысленным воспроизведением ритмо-структурных комплексов (РСК), а во второй части - практическое применение РСК, начиная с 3-й зоны интенсивности.
5. Выявлена значимость перехода в оптимальное эмоциональное состояние на первом огневом рубеже, особенно при выполнении первого и пятого выстрелов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корх, А.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания / А.Я. Корх. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 144 с.
2. Романин, А.Н. Психологическое обеспечение подготовки биатлонистов. (Ч. 1 : Психологические исследования) : метод. рекомендации / А.Н. Романин, Всесоюзн. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1977. - 21 с.
3. Фарбей, В. В. Отбор и подготовка биатлонистов 13 - 16-летнего возраста : учебное пособие / В.В. Фарбей, Г.В. Скорохватова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 119 с.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОГО ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
Сергей Александрович Цветков, доктор экономических наук, профессор,
Ольга Александровна Сатаненко, кандидат экономических наук, старший преподаватель,
Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, старший преподаватель,
Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени
П.Ф. Лесгафта
Аннотация
В статье рассматривается специфика реализации Генерального соглашения по торговле услугами в России, которая предопределяет необходимость принятия государственных решений как на уровне образовательной сферы, так на народнохозяйственном уровне в целом. Речь идет, прежде всего, о четком определении приоритетных задач и функций образовательной системы, а также способов их реализации на основе стимулирующего государственного регулирования разноуровневых интеграционных процессов.
Ключевые слова: Генеральное соглашение по торговле услугами в России, образовательная сфера, интеграционные процессы, ВТО.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF FORMATION IN RUSSIA IN CONDITIONS OF THE POSSIBLE INTRODUCTION INTO WTO
Sergey Aleksandrovich Tsvetkov, doctor of economical sciences, professor,
Olga Aleksandrovna Satanenko, candidate of economical sciences, senior teacher, Alexander Vladimirovich Tajmazov, candidate of economical sciences, senior teacher, St.-Petersburg state university ofphysical culture of a name of P.F.Lesgaft
Abstract
In clause is considered specificity of realization of the General agreement on trade in services
in Russia which predetermines necessity of acceptance of the state decisions as at a level of educational sphere so at an economic level as a whole. It is a question, first of all, of precise definition of priority problems and functions of educational system, and also ways of their realization on the basis of stimulating state regulation integration processes of a different levels.
Keywords: the General agreement on trade in services in Russia, educational sphere, integration processes, WTO.
Мировой экспорт услуг в настоящее время составляет примерно один триллион долларов, что составляет 20% всего мирового экспорта. Благодаря стремительному развитию информационных технологий международная торговля услугами активно развивается, и ее уровень может превысить уровень торговли товарами уже в ближайшее десятилетие.
Вступление России в ВТО предполагает принципиальные изменения в сфере образования. Чтобы свести к минимуму возможные при этом потери, необходимо уже сегодня приводить российское законодательство в соответствии с теми стандартами, которые приняты в ВТО. В ходе этого процесса важно сохранить лучшие традиции российской образовательной школы, а это потребует значительного расширения образовательных услуг.
В связи с этим для дальнейшего развития образовательной сферы имеет большое значение Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое является частью правовой структуры ВТО и состоит из:
• основных принципов, применяемых к тем мерам, которые влияют на торговлю услугами;
• обязательств стран по либерализации доступа на их рынки иностранных поставщиков услуг.
ГАТС является одним из ключевых документов, регламентирующих различные аспекты международной коммерческой деятельности в сфере торговли услугами. Это соглашение регулирует, в том числе, и рынок услуг в сфере образования.
Реализация данного соглашения предполагает либерализацию торговли услугами и последовательное уничтожение правительственных барьеров международной конкуренции в сфере образования. С помощью данного соглашения страны - участники предпринимают шаги по полному или частичному открытию внутренних рынков образовательных услуг для международной конкуренции.
Таким образом, первое, с чем могут столкнуться российские учебные заведения после того, как требования ВТО будут полностью восприняты российским законодательством, - это конкуренция с зарубежными учебными заведениями на внутреннем российском рынке образовательных услуг.
Сегодня процесс проникновения на российский рынок образовательных услуг осложняется трудностью лицензирования и другими организационными вопросами, которые должны быть разрешены. Это означает, что на следующий день после подписания Россией пакета документов по вступлению в ВТО можно ожидать притока зарубежных образовательных учреждений. Это будут филиалы европейских и американских вузов, средние школы и дошкольные учреждения с иностранным капиталом, менеджментом и персоналом.
При всех сложностях, связанных с последствиями присоединения к ВТО в сфере образования, необходимо выделить и положительные моменты.
Во-первых, присоединение к ВТО может стать толчком к качественному развитию российских технических вузов.
Не нужно забывать, что те же правила «свободного доступа» будут действовать и для российских товаров и услуг, в том числе и образовательных. Поэтому не следует воспринимать как утопию открытие филиалов ведущих университетов России в крупнейших столицах мира. Это тем более вероятно, учитывая огромный дефицит специалистов в различных областях, который стал уже обсуждаемой в Европе проблемой.
Во-вторых, огромным шагом в развитии российского образования станет фак-
тически гарантированное успешное завершение «Болонского процесса» и повсеместное признание дипломов российских вузов.
Очевидно, что проблема российского рынка образовательных услуг требует дальнейшего обсуждения и должна войти в актуальную повестку дня страны, поскольку от будущего отечественного образования во многом зависит образ России в XXI веке.
По нашему мнению, специфика реализации ГАТС в России предопределяет необходимость принятия государственных решений как на уровне образовательной сферы, так на народнохозяйственном уровне в целом. Речь идет, прежде всего, о четком определении приоритетных задач и функций образовательной системы, а также способов их реализации на основе стимулирующего государственного регулирования разноуровневых интеграционных процессов.
По нашему мнению, интеграционные процессы должны стимулироваться федеральными правовыми актами как в отношении развития самой образовательной отрасли, так и в отношении социально-экономического развития страны. Кроме того, необходимо разработать конкретную нормативную документацию, призванную обеспечить как достижение сбалансированности между потребностями экономики, в квалифицированных кадрах и соответствующим предложением со стороны системы профессионального образования, так и функционирование организационно-правовых и экономических механизмов взаимодействия между заказчиками образовательных услуг и производителями этих услуг.
В современной России действие федеральных законов в основном нацелено на маркетизацию российского профессионального образования, предполагающую абсолютно рыночную «автономизацию» образовательных организаций, а потому «по определению» не могущих способствовать решению практически назревших задач развертывания интеграции.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграцию профессионального образования и экономики еще предстоит сформировать.
Исходя из возможности и необходимости государственного регулирования рассматриваемых интеграционных процессов на разных уровнях управления народным хозяйством, следует признать, что каждый из уровней имеет свои специфические приоритеты, свой круг регулируемых субъектов, на интересы которых надлежит воздействовать. Если рассматривать интерес федерального центра на уровне народного хозяйства в целом, он состоит, прежде всего, в концентрации ресурсов образования, науки и производства в относительно узком спектре промышленно-инновационных приоритетов.
В этой связи объективной предпосылкой развертывания эффективных интеграционных процессов с участием образовательной сферы представляется принятие государством взаимоувязанных регламентов промышленной, инновационной и образовательной политики. Имеются в виду регламенты, определяющие цели и средства федеральных властей в соответствующих сферах и ориентирующие профессиональное образование как на аккумулирование передовых достижений науки, так и на удовлетворение приоритетных перспективных потребностей развития экономики.
Предлагаемый точечный механизм государственного стимулирования интеграции производства, науки и профобразования очевидно согласуется с принципами государственного программирования, реализуемыми в развитых странах современного капитализма.
Региональный подход к профессиональному образованию является следствием как общего федеративного устройства страны, так и специфики проводимой в последнее время региональной политики — передачи все большего объема государственных социальных обязательств и функций государственного регулирования социальной сферы на региональный уровень. Это означает, что региональные органы управления образованием вынуждены вырабатывать эффективные формы воздействия на большое
количество образовательных организаций, взаимодействующих как друг с другом, так и с потребителями их услуг.
Таким образом, для того, чтобы региону выжить и развиваться в новых условиях, на смену устаревшим подходам должны прийти новые технологии управления региональным развитием, адаптированные под использование в обществе, основанном на знаниях и последних достижениях экономики и гуманитарных наук.
Отраслевая логика управления экономическим развитием в определенной мере устаревает. Отрасль все более становится понятием виртуальным, т. к. размываются понятия объект и субъект отрасли.
Новые подходы предполагают косвенное воздействие на промышленное развитие через создание условий для развития бизнеса и образования. Кластерный подход является одним из них.
Кластер - это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости. Данный подход основывается на учете положительных эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса.
В кластере отсутствуют границы между секторами и видами деятельности, и все они рассматриваются во взаимосвязи.
Таким образом, с учетом результатов комплексного стратегического анализа социально-экономической ситуации в регионе решения по поводу таких преобразований могут приниматься в отношении отдельных кластеров. Так, на первом этапе реструктурирования системы профобразования принимается решение о создании договорного или имущественного кластера по подготовке квалифицированных рабочих кадров приоритетного для регионального бизнеса профиля, а в последующем (после проведения необходимых подготовительных мероприятий) — о вхождении данного образовательного кластера, скажем, в состав региональной финансово-промышленной группы (ФПГ) или формирование ФПГ на основе кластера.
Интеграционные решения в регулировании развития кластеров не могут не учитывать такие важнейшие факторы, как источники финансирования и отношения собственности в сфере профессионального образования.
В результате такого подхода деятельность профильных учреждений профобразования логично отражать в общем бизнес-плане реализации соответствующих программ. Концентрация человеческого (образовательного) капитала идет в русле обеспечения создания, производства и тиражирования приоритетных для социальноэкономического развития региона сложных технико-технологических систем. В данном случае оптимальными формами интеграции профобразования, науки и промышленности представляются региональные учебно-научно-производственные комплексы стратегического типа, основанные на четкой взаимной ответственности договоров о совместной деятельности.
Различные целевые ориентации интеграции региональных систем профобразования должны реализовываться при наличии ясных (и поддающихся определению количественных значений) показателей совместной деятельности. Так, интеграция организаций профобразования и промышленности в регионе необходима тогда, когда потенциал образовательного учреждения однозначно пригоден для удовлетворения кадровых потребностей предприятия-заказчика, а руководство последнего готово развивать стратегическое сотрудничество с учебной организацией, в том числе в вопросах финансирования, предоставления баз практики, участия специалистов в учебном процессе
Если рассматривать необходимость интеграционных преобразований внутри кластеров, то их целесообразно связывать с такими обстоятельствами, как: 1) общая многочисленность сети организаций и их неуправляемость в финансово-
экономическом плане; 2) значительная доля маломощных, не имеющих должного спроса на свои услуги учреждений со слабым менеджментом; 3) наличие явно лидирующих по качеству подготовки кадров учреждений, способных передавать свои учебные и управленческие «ноу-хау» без потери приоритета в кластере (иначе говоря, способных обеспечивать «эффект масштаба» не просто путем большей наполняемости аудиторий, а посредством распространения инноваций).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: модернизации образования в России нет альтернативы. Она есть в отношении вариантов обновления. Либо рассматриваемая сфера станет планомерно охватываться ключевыми направлениями активизирующейся федеральной и региональной промышленной и инновационной политики, в органическом соединении с которыми и выстраивается образовательная политика Российской Федерации в ВТО, либо рынок образовательных услуг подвергнется жесткому воздействию иностранных образовательных сообществ, и в результате того, что российское образование, например, в экономической сфере, существенно отстает от тех программ, которые могут предложить известные зарубежные университеты, поэтому российским вузам, обучающим экономическим специальностям, будет трудно что-либо предложить в качестве конкурентных преимуществ, за исключением более-менее доступных цен.
ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Надежда Викторовна Чекалева, доктор педагогических наук, профессор.
Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ),
г. Омск
Аннотация
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки в высшем учебном заведении с учетом кардинальных (направленных и системных) изменениях в современной жизни, определяемых новым этапом развития общества.
Ключевые слова: инновационное развитие, профессионально-компетентностный подход.
THE CHANGES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN UNIVERSITY
Nadezda Viktorovna Chekaleva, the doctor of pedagogical sciences, the professor.
Omsk state pedagogical university,
Omsk
Abstract
The problem of professional preparation at the higher educational institution with due regard to cardinal (directed and systematic) changes in modern life, determining the new stage in the development of society is discussed in the article.
Keywords: innovational development, professional competent approach.
Изменения, происходящие в современном российском и европейском обществе, существенно влияют на все сферы жизни человека, в том числе на цели, содержание и организацию образовательного процесса при подготовке будущего педагога. Современное высшее учебное заведение должно реагировать на новые процессы в образовании: «трансграничное» образование, которое подразумевает размывание существующих границ между миром труда и миром образования, университетом и предприятием, географических границ; «непрерывное» образование, которое подразумевает понимание университетского образования как ступени в системе непрерывного образования человека.
Условия неопределенности современного информационного общества требуют ориентации профессиональной подготовки не столько на усвоение знаний определенного предмета, сколько междисциплинарного подхода, требуется подготовка к реше-