Научная статья на тему 'Перспективы развития молочно-продуктового подкомплекса России в условиях становления цифровой экономики'

Перспективы развития молочно-продуктового подкомплекса России в условиях становления цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / DAIRY PRODUCTION SUBCOMPLEX / DIGITALIZATION OF ECONOMY / ELECTRONIC COMMERCE / ELECTRONIC VETERINARY CER-TIfi CATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонян Рузанна Размиковна

Статья посвящена проблемам молочно-продуктового подкомплекса России, возникающим в процессе развития цифровой экономики. Цель статьи отразить специфические особенности молочной отрасли и их проявление в условиях цифровизации экономики. Особое внимание уделено аспекту реализации молочных продуктов посредством интернета. Проведен мониторинг рыночной активности предприятий молочной промышленности на примере Саратовской области. Для достижения поставленной цели использованы метод экономического анализа, статистико-экономический метод. Сделаны выводы о необходимости развития информационных технологий в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самсонян Рузанна Размиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF DAIRY PRODUCTION IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF EMERGING DIGITAL ECONOMY

The article deals with the problems of the Russian dairy production complex arising in the process of digitalization of the economy. The study aims to identify specifi c aspects of the dairy industry and reveal their signifi cance in the context of digitalization of the economy. Particular attention is paid to online marketing of dairy products. The author presents the results of monitoring market activity of dairy businesses in the Saratov region. The methodology of the research in-cludes the method of economic analysis and statistical-eco-nomic method. It is concluded that it is necessary to develop information technology in the dairy industry.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития молочно-продуктового подкомплекса России в условиях становления цифровой экономики»

УДК 338.43

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF DAIRY PRODUCTION IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF EMERGING DIGITAL ECONOMY

Самсонян Рузанна Размиковна

Samsonian Ruzanna Razmikovna

аспирантка, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В.Плеханова, Саратов

postgraduate student, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected]

Статья посвящена проблемам молочно-продуктового подкомплекса России, возникающим в процессе развития цифровой экономики. Цель статьи - отразить специфические особенности молочной отрасли и их проявление в условиях цифровизации экономики. Особое внимание уделено аспекту реализации молочных продуктов посредством интернета. Проведен мониторинг рыночной активности предприятий молочной промышленности на примере Саратовской области. Для достижения поставленной цели использованы метод экономического анализа, статистико-экономический метод. Сделаны выводы о необходимости развития информационных технологий в отрасли.

Ключевые слова: молочно-продуктовый подкомплекс, цифровизация экономики, электронная торговля, электронная ветеринарная сертификация.

The article deals with the problems of the Russian dairy production complex arising in the process of digitalization of the economy. The study aims to identify specific aspects of the dairy industry and reveal their significance in the context of digitalization of the economy. Particular attention is paid to online marketing of dairy products. The author presents the results of monitoring market activity of dairy businesses in the Saratov region. The methodology of the research includes the method of economic analysis and statistical-economic method. It is concluded that it is necessary to develop information technology in the dairy industry.

Keywords: dairy production subcomplex, digitalization of economy, electronic commerce, electronic veterinary certification.

Молочно-продуктовый подкомплекс представляет собой совокупность взаимодействующих сфер производства, переработки и реализации, цель которой - обеспечить население качественным молоком и молочными продуктами, а производителей - стабильным доходом. В современных условиях цифровизации экономики его развитие является одной из ключевых задач сельскохозяйственного производства и промышленности России. Информационные технологии все глубже проникают во все сферы экономики, молочная отрасль не является исключением. Предприятия, учитывающие современные технологические достижения, системы электронной коммерции, получают возможность расширения рынков сбыта, ускорения процессов производства за счет внедрения электронных средств обработки

информации и документооборота, исключения непредвиденных ошибок ввиду человеческого фактора [8].

Однако в сфере агропромышленного ком -плекса (в частности молочно-продуктовом подкомплексе) телекоммуникационные технологии, особенно системы электронной коммерции, относятся к дополнительному конкурентному преимуществу и рассматриваются, к примеру, как один из второстепенных методов реализации, имеющий узкую сферу применения.

В рамках данного метода реализации предполагается, что потребитель, будучи пользователем персональных компьютеров и смартфонов, имеющих доступ в интернет, выбирает по каталогам в интернет-магазине необходимые ему продукты питания, а также может опла-

тить покупки кредитном картой или электронными деньгами [3, с. 267]. Такой способ покупки значительно экономит время потребителя, кроме того, для людей с ограниченными возможностями является социально значимым и удобным методом.

Другим вариантом реализации молочной продукции является торговля через автоматы -специальные стационарные автоматические устройства, установленные в местах массового сосредоточения людей. Вендинговые моло-коматы появились на нескольких рынках в Москве в экспериментальном порядке.

Электронная сбытовая деятельность может быть представлена также размещением рекламы на отраслевых порталах, к примеру http:// milknet.ru [6]. Это интернет-сайт для участников рынка молочных продуктов, разработанный с целью обеспечения полноценной информацией отраслевые и смежные с молочной отраслью компании, а также повышения эффективности работы отделов маркетинга, менеджмента предприятий АПК.

Неотъемлемым элементом вовлеченности бизнеса в электронную коммерцию является получение электронной цифровой подписи. Данное обстоятельство позволит компании принимать участие в разного рода торгах, подписывать контракты на реализацию товаров в отдаленные регионы страны; также участвовать в торгах, организуемых муниципальными учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения [1, с. 126].

Помимо промышленных предприятий к мо-лочно-продуктовому подкомплексу относятся кормопроизводство и молочное животноводство, где также проявляются достижения цифровой экономики. Например, первая очередь роботизированной фермы открылась в Калужской области в 2015 г., размер инвестиций в строительство составил 48 млн рублей (10 млн рублей от государства в рамках программы создания семейных животноводческих ферм). На эти средства была проведена реконструкция животноводческого помещения под беспривязное содержание коров, осуществлена покупка скота, а также создана необходимая инженерная инфраструктура. Кроме того, проект предполагает создание полной технологической цепочки, включая формирование кормовой базы, проведение селекционной работы по улучшению продуктивности стада, выращивание животных и реализацию молока на перерабатывающие предприятия [2, с. 10].

В селекции животных с недавних пор получили распространение компьютерные технологии, с помощью которых можно определить результативность улучшения качественного состава скота при выявлении наиболее желательных генотипов, обеспечивающих ускорение темпов генетического прогресса и повышения продуктивности. Ведется разработка программного обеспечения и создание электронных баз данных племенного скота разных пород [4, с. 1].

Одним из главных показателей рыночной активности фирмы выступает доля его присутствия на рынке, которая определяется количеством применяемых методов и способов реализации продукции, эффективностью и стабильностью каналов сбыта. В настоящее время менеджмент предприятия сталкивается с некоторыми проблемами при организации мониторинга рыночной активности в виду недостатка методической базы, содержащей в себе экономико-математические модели и методы проведения количественной оценки динамики рыночных изменений.

С целью исследования активности отечественных предприятий молочной промышленности в интернете нами был проведен мониторинг интернет-среды на примере Саратовской области (см. таблицу).

Исходя из полученных нами данных, можно сделать вывод о слабой активности предприятий молочной промышленности в интернете (43 балла из 90 возможных). Отличные показатели у первых трех рассмотренных компаний: ООО «Саратовский молочный комбинат», ООО «Молочный комбинат детского питания», ОАО «Молочный комбинат Энгель-сский» - практически все значения соответствуют единице, что говорит о большой работе по продвижению своей продукции в глобальной сети. Из таблицы видно, что практически все из рассматриваемых предприятий активно используют в работе электронную почту, зарегистрированы на отраслевом портале milknet. Следует отметить, что предприятия, набравшие небольшие суммарные коэффициенты активности, расположены в отдаленных от областного центра районах.

В настоящий момент одним из важнейших слагаемых финансового благополучия компании, в том числе в молочно-продуктовом подкомплексе, является наличие собственного сайта с узнаваемым брендом. Все игроки рынка - потенциальные потребители, оптовики и

ШяшШ

Результаты изучения активности молокоперерабатывающих предприятий Саратовской области в интернете*

Факторы активности Суммарный коэффициент Значения оценки факторов активности

ООО «Саратовский молочный комбинат» ООО «Молочный комбинат детского питания» ОАО «Молочный комбинат Энгельсский» ОАО «Гормолзавод Вольский» ООО «Пугачевские молочные продукты» ООО «Золотой альянс» ООО «Воскресенский молочный завод» ООО «Турковский молочный завод»

Наличие собственного сайта у предприятия 5 1 1 1 0 1 1 0 0

Размещение рекламы продукции в сети 4 1 1 1 0 0 1 0 0

Размещение каталога продукции в сети 5 1 1 1 0 1 1 0 0

Публикация информации о своей деятельности, продукции и акциях 3 1 1 1 0 0 0 0 0

Использование электронной почты 6 1 1 1 1 1 1 0 0

Осуществление расчетов электронными деньгами 1 0 0 1 0 0

Принятие участия в электронных торгах 3 1 1 1 0 0 0 0 0

Поиск поставщиков продукции и покупателей в интернете 5 1 1 1 0 1 1 0 0

Деятельность по выходу на международный рынок 3 1 1 1 0 0 0 0 0

Регистрация на отраслевом портале 8 1 1 1 1 1 1 1 1

Всего баллов 43 9 9 9 2 5 7 1 1

где значение «1» - наличие фактора активности у предприятия; «0» - отсутствие.

партнеры - могут получить информацию о предприятии на сайте, о выпускаемой продукции, могут участвовать в интернет-конференциях, получить ответы на часто задаваемые вопросы.

Основываясь на проведенном мониторинге, можно также сделать предположение, что в будущем большая часть предприятий молочной промышленности региона будет активно пользоваться ресурсами интернета для реализации товаров и услуг. Вероятно, бюджет на рекламу в сети будет расти в ближайшие годы. Однако чтобы названные инструменты продвижения товаров и услуг работали эффективно, необходимо вести разработку правовой, технической, экономической и социальной базы на научной основе с учетом российского законодательства [5, с. 192].

Еще одним результатом перехода молочно-продуктового подкомплекса на ступень развития цифровой экономики является внедрение электронной ветеринарной сертификации в молочном животноводстве.

Закон о переходе всей ветсертификации в электронный вид был принят в 2015 г. и вступает в силу с 2018 г. [7]. Цель данного закона состоит в том, чтобы оформление электронных ветеринарных сертификатов осуществлялось не только государственными ветврачами, но и аттестованными частными ветеринарами и представителями производителей. Данные электронные сертификаты должны быть оформлены в федеральной системе ГИС «Меркурий», оператором которой определен Рос-сельхознадзор. В настоящий момент электронная система действует в добровольном поряд-

* Составлено автором по результатам мониторинга предприятий молочного комплекса Саратовской области в интернете, 2017 г.

ке, и только лишь 3-5 % от всего оборота продукции проходит через эту систему.

По нашему мнению, данный способ сертификации, будучи весьма прогрессивным, вероятно, позволит уменьшить количество фальсифицированного товара на рынке, усилив при этом контроль над качеством продукции и сырья. Думается, электронная сертификация даст возможность исключить бюрократические проволочки и влияние человеческого фактора на процесс получения сертификатов. Однако существуют проблемы финансового, организационного, экономического и технического характера, особенно для мелких товаропроизводителей, а также сложности для крупных мо-локоперерабатывающих заводов при учете и сертификации поставок сырого молока от большого числа фермеров, поскольку для каждой партии необходимо наличие сертификатов.

Таким образом, изменение хода экономического развития, трансформация требований потребителя к качеству продукции и динамика рыночных процессов создают предпосылки для применения в животноводстве, хозяйственной и сбытовой деятельности предприятий молочно-продуктового подкомплекса со-

временных достижений цифровой экономики. Незаменимыми инструментами в данном случае могут стать компьютерные и цифровые технологии, реализованные через интернет, новейшее программное обеспечение, электронные базы данных и т. д. [9, с. 77].

Своевременный переход всех сфер подкомплекса на ступень развития цифровой экономики обеспечит их ускоренный рост и развитие. Цифровизация экономики диктует новые условия функционирования предприятий в конкурентной среде. Сегодня уже каждый второй конечный потребитель в России пользуется услугами интернет-магазинов, в том числе через приложения на смартфонах. Не за горами создание умных животноводческих ферм, где большая часть технологических процессов будет компьютеризирована. Однако, как показывает практика, большая часть этих технологий и программного обеспечения проникает к нам из-за рубежа. Чтобы полностью обеспечить промышленность своими электронными продуктами должны пройти годы, а также необходимы условия для поступательного развития смежных сфер производства, приборо- и машиностроения.

Библиографический список

1. Алетдинова А. А., Кравченко М.С. От внедрения прорывных технологий к устойчивому развитию агропромышленного комплекса // Формирование новой экономики и кластерные инициативы: теория и практика : монография. СПб : Изд-во Политехн. ун-та. 2016. С. 126-153.

2. Боговиз А.В., Бурмистрова И.К., Кублин И.М., Санинский С.А., Тинякова В.И. Мотивация отечественных производителей сельскохозяйственной техники в условиях импортозамещения // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 10. С. 10-17.

3. Заболотная Н.В., Гатилова И.Н. Приоритетные направления и инструменты развития предприятий молочной промышленности // Вестник БУКЭП. 2011. № 4. С. 267-274.

4. Камышенков В.Ю. Повышение устойчивости предприятий АПК на основе внедрения электронной коммерции / В.Ю. Камышенков, Ю.В. Ткачева // Актуальные проблемы гуманитарных и естеств. наук. 2010. № 4. С. 1-7.

5. Курчеева Г.И. Особенности перехода к седьмому технологическому укладу // Инновационное развитие и реализация стратегии формирования экономики знаний в России : матер. Всерос. конф. Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2016. С. 192-197.

6. Молочная промышленность в России. URL: http:// milknet.ru.

References

1. Aletdinova A.A., Kravchenko M.S. (2016) Ot vne-dreniya proryvnykh tekhnologiy k ustoychivomu razvitiyu agropromyshlennogo kompleksa [From the introduction of breakthrough technology to sustainable development of the agro-industrial complex] // Formirovaniye novoy ekonomiki i klasternyye initsiativy: teoriya i praktika : monografiya. SPb : Izd-vo Politekhn. un-ta. P. 126-153.

2. Bogoviz A.V., Burmistrova I.K., Kublin I.M., San-inskiy S.A., Tinyakova V.I. (2016) Motivatsiya otechest-vennykh proizvoditeley sel'skokhozyaystvennoy tekhniki v usloviyakh importozameshcheniya [Incentivization of Russian producers of agricultural machinery in the context of import substitution ] // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. № 10. P. 10-17.

3. Zabolotnaya N.V., Gatilova IN. (2011) Prioritetnyye napravleniya i instrumenty razvitiya predpriyatiy molochnoy promyshlennosti [Priority areas and and tools for the development of dairy enterprises] // Vestnik BUKEP. № 4. P. 267-274.

4. Kamyshenkov V.Yu. (2010) Povysheniye ustoychivo-sti predpriyatiy APK na osnove vnedreniya elektronnoy kommertsii / V.Yu. Kamyshenkov, Yu.V. Tkacheva [Improving the sustainability of agro-industrial enterprises through the introduction of electronic commerce] // Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestv. nauk. № 4. P. 1-7.

5. Kurcheyeva G.I. (2016) Osobennosti perekhoda k sed'momu tekhnologicheskomu ukladu [Specific aspects of transition to the seventh technological order] // Innovatsion-noye razvitiye i realizatsiya strategii formirovaniya eko-nomiki znaniy v Rossii : mater. Vseros. konf. Novosibirsk: NGASU (Sibstrin). P. 192-197.

6. Molochnaya promyshlennost' v Rossii [Dairy industry in Russia]. URL: http://milknet.ru.

7. Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях : Приказ Минсель-хоза России от 27.12.2016 № 589 // СПС «Консультант-Плюс». URL: https://minjust.consultant.ru/documents/21996.

8. Об утверждении Прогноза научно-технологического развития АПК РФ на период до 2030 г. : Приказ Минсельхоза РФ от 12.01.2017 № 3 // СПС «Гарант».

9. Прущак О. В. Управление риском как фактор устойчивого развития инновационных предприятий // Вестник СГСЭУ 2014. № 2 (51). С. 77-81.

7. Ob utverzhdenii Veterinamykh pravil organizatsii raboty po oformleniyu veterinarnykh soprovoditel'nykh do-kumentov, poryadka oformleniya veterinarnykh soprovoditel'nykh dokumentov v elektronnoy forme i poryadka oform-leniya veterinarnykh soprovoditel'nykh dokumentov na bumazhnykh nositelyakh : Prikaz Minsel'khoza Rossii ot 27.12.2016 № 589 [On the approval of the Veterinary Guidelines for organizing the process of registration of veterinary accompanying documents, the procedure for issuing veterinary accompanying documents in electronic form and the procedure for issuing veterinary accompanying documents on paper: Order of the Ministry of Agriculture of Russia № 589 of December 27, 2016] // SPS «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system «Konsul'tantPlyus»]. URL: https://minjust. consultant.ru/documents/21996.

8. Ob utverzhdenii Prognoza nauchno-tekhnologichesk-ogo razvitiya APK RF na period do 2030 g. : Prikaz Minsel'khoza RF ot 12.01.2017 № 3 [On the approval of the Official forecast for scientific and technological development of the agro-industrial complex of the Russian Federation for the period up to 2030: Order of the Ministry of Agriculture of Russia № 3 of January 12, 2017] // SPS «Garant» [Legal reference system "Garant"].

9. Prushchak O.V. (2014) Upravleniye riskom kak faktor ustoychivogo razvitiya innovatsionnykh predpriyatiy [Risk management as a factor of sustainable development of innovative enterprises] // Vestnik SGSEU. № 2 (51). P. 77-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.