Научная статья на тему 'Перспективы развития мировой и Российской автомобильной промышленности'

Перспективы развития мировой и Российской автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилов К. Ю.

В статье представлена методика построения прогнозов мирового производства автомобильных транспортных средств до 2026 г. на основе средних показателей динамики производства и экстраполяции полиномиального тренда второй степени. Составлены прогнозы (оптимистический, умеренно-пессимистический, пессимистический варианты) изменения объемов продаж и производства автомобильных транспортных средств с применением методики технического анализа. Аналогичный прогноз построен для РФ до 2026 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития мировой и Российской автомобильной промышленности»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье представлена методика построения прогнозов мирового производства автомобильных транспортных средств до 2026 г. на основе средних показателей динамики производства и экстраполяции полиномиального тренда второй степени. Составлены прогнозы (оптимистический, умеренно-пессимистический, пессимистический варианты) изменения объемов продаж и производства автомобильных транспортных средств с применением методики технического анализа. Аналогичный прогноз построен для РФ до 2026 г.

Автомобильная промышленность - одна из наиболее пострадавших отраслей мировой экономики от последствий финансового кризиса 2008-2009 гг. Снижение объема продаж автомобилей во всем мире в 2009 г. составило 50% максимальных значений, достигнутых в 2008 г. Большинство предприятий автомобильной промышленности в условиях падения объемов продаж продукции, роста процентных ставок, колебаний валютных курсов и цен на сырье и комплектующие оказалось в тяжелом финансовом положении - некоторые из них, такие как «Дженерал мо-торс» и «Крайслер», пережили процедуру банкротства. Стабилизация финансового состояния большинства предприятий автомобильной промышленности произошла после реализации мер, принятых национальными правительствами, которые в основном заключались в предоставлении беспроцентных займов и осуществлении программ поддержки покупательского спроса. Антикризисные меры позволили уже в 2010 г. увеличить рост объемов продаж и объемов производства мировой автомобильной промышленности. Тем не менее дальнейший рост указанных показателей в условиях значительной волатильности финансовых рынков и нестабильности доходов покупателей автомобилей может оказаться под вопросом.

Для автомобилестроительных предприятий в сложившихся условиях актуально формирование программ повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности, основой которых должен стать прогноз развития мирового производства автомобильных транспортных средств1. Следовательно, актуальным является и формирование прогноза продаж таких средств на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Для целей прогнозирования необходим ряд данных, характеризующий динамику продаж автомобильных транспортных средств на достаточно длинном временном отрезке. Между тем доступные данные о продажах указанных транспортных средств во всем мире не удовлетворяют этому требованию, так как характеризуют динамику показателя за три последних года. При этом Международная организация автопроизводителей (ОІСА) [1] и Автомобильная группа Вардз (^ш^АШо) с 1950 г. регулярно публикуют данные о производстве автомобильных транспортных средств. Поскольку показатели производства и продаж взаимосвязаны, возможно использование прогнозных данных об объемах производства указанных транспортных средств для получения прогноза продаж. Прогноз объемов производства, скорректированный на величину остатков, позволит спрогнозировать будущий объем продаж:

Объем продаж = Объем производства - Объем остатков продукции. (1)

1 Легковые автомобили, легкий коммерческий транспорт, грузовики и автобусы.

Прогноз объемов производства может быть получен на основе2:

1) абсолютных средних значений прироста производства автомобильных транспортных средств;

2) уравнений тренда;

3) анализа изменений объемов производства автомобильных транспортных средств;

4) анализа влияния на объем производства автомобильных транспортных средств различных факторов (корреляции) и построения регрессионного уравнения [2].

Прогнозы на основе средних показателей динамики и линии тренда. Динамика предполагаемого объема мирового производства автомобильных транспортных средств с 2010 по 2026 г. на основе средних показателей динамики за 1950-2010 гг., показана на рис. 15. Согласно графику, мировой объем данного производства к 2026 г. будет находиться на уровне 88424 тыс. шт.

Тыс. шт

Рис. 1. Прогноз (—О—) мирового производства автомобильных транспортных средств на период с 2010 по 2026 г. на основе средних показателей динамики производства —♦— за 1950-2009 гг.

Выполним оценку прогноза объема мирового производства автомобильных транспортных средств на период с 2010 по 2026 г. на основе экстраполяции уравнения тренда по данным о производстве транспортных средств за период 1950-2009 гг.

Отсутствующие данные о производстве данных средств за периоды с 1950 по 1955 г., с 1955 по 1960 г., с 1965 по 1970 г. восполнялись путем интерполяции [4], на основе уравнения тренда, полученного по неполным данным об объемах производства автомобильных транспортных средств за период 1950-2009 гг. Наиболее объективным и с наибольшим значением Я2 (величиной достоверности аппроксимации), близким к единице, является уравнение полиномиального тренда шестой степени со средней ошибкой аппроксимации 5,6%:

у =-0,0009х6+0,1175х5-6,0486х4+154,52х3-2062,3х2+14421х-6531,3. (2)

По имеющимся данным о производстве автомобильных транспортных средств за период 1950-2009 гг. и данным, полученным на основе интерполяции тренда (2), было определено уравнение полиномиального тренда второй степени с наибольшим значением Я2 = 0,9741, наиболее близким к единице:

2 Более подробно методология формирования объемов производства раскрыта в работе [3].

3 Прогнозы и графики, представленные на рис. 1-9, 11, 12, подготовлены автором по данным [1], на рис. 10 —

по данным [7], на рис. 13-18 по данным [9].

у = -0,7367х2 + 1002,1х + 9044,8. (3)

Прогноз производства автомобильных транспортных средств в мире на 2010-2026 гг., полученный на основе экстраполяции тренда (3), показан на рис. 2. В соответствии с ним к 2026 г. объем производства автомобильных транспортных средств в мире будет находиться на уровне 88708 тыс. шт. в год. Средняя ошибка аппроксимации составляет 7,065%. Полученный прогноз более оптимистичный, чем прогноз на основе средних показателей динамики [5].

Тыс. шт

Год

Рис. 2. Прогноз (—О—) мирового производства автомобильных транспортных средств на период с 2010 по 2026 г. на основе экстраполяции полиномиального тренда второй степени:

—♦— производство транспортных средств; нижняя (—) и верхняя (------) границы достоверности прогноза

Можно уточнить прогнозные результаты путем изучения достаточно продолжительного временного ряда данных, характеризующих изменение объемов мирового производства автомобильных транспортных средств, в том числе спадов (снижений) объемов производства за период 1970-2009 гг. (рис. 3).

Тыс. шт.

Год

Рис. 3. Динамика изменения объемов мирового производства автомобильных транспортных средств за 1970-2009 гг.

Для всего исследуемого периода 1970-2009 гг. характерна тенденция постоянного повышения объемов мирового производства автомобильных транспортных средств, которая прерывалась снижением объемов производства в отдельные годы (таблица).

Таблица

Сводные данные об изменении объемов мирового производства автомобильных транспортных средств за период с 1974 по 2009 г.

Год Абсолютное значение (величина снижения), тыс. шт. Относительное значение величины снижения, %

1974 -4 169,51 -10,69

1975 -1 715,74 -4,93

1979 -787,04 -1,86

1980 -3 026,56 -7,28

1981 -1 287,21 -3,34

1982 -1 106,25 -2,97

1990 -693,84 -1,41

1991 -1 625,97 -3,35

1993 -1 303,00 -2,71

1998 -1 477,00 -2,66

2001 -1 992,19 -3,38

2008 -2 918,42 -4,04

2009 -7 685,31 -11,07

Среднее арифметическое значение -2 291,39 -4,59

Среднее взвешенное значение - -6,76

* Составлено по данным [1].

Рассмотрим снижение объемов данного производства в течение указанного периода. Падение объемов длительностью в четыре года происходило с 1979 по 1982 г.; длительностью в два года трижды - в 1974-1975 гг.; 1990-1991 гг.; в 2008-2009 гг.; длительностью в один год - три раза - в 1993, 1998, 2001 г. В результате снижения объемов данного производства в 2008 и 2009 гг., был достигнут максимум отрицательных темпов изменения объемов производства за период 1970-2009 гг. как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Снижения объемов мирового производства автомобильных транспортных средств, которые происходили за период 1950-2009 гг. (см. таблицу) можно подразделить на следующие виды.

1. Краткосрочные длительностью в год (в 1993, 1998, 2001 г.), которые происходили в соответствии с повторяющейся моделью - снижение объемов производства в течение года затем сменялось последующим ростом объемов производства. При этом темп изменения объемов производства был примерно одинаковым (см. таблица).

2. Краткосрочные длительностью в два года, например, понижающая тенденция имела место в 1974-1975 гг. Вследствие этой тенденции самые высокие темпы снижения объемов производства автомобильных транспортных средств за период 1970-2009 гг. пришлись на 1974 г. (-10,69%).

3. Среднесрочные длительностью в четыре года - коррекция за период 19791982 гг. (рис. 4).

4. Среднесрочное снижение объемов производства, состоящее из двух краткосрочных снижений объемов разной длительности: в два года (1990-1991 гг.) и в один год (1993 г.) (коррекция тенденции).

Оценить снижение объемов производства можно также с помощью теории Ч. Доу, используемой для анализа изменения цен на финансовых рынках4. Так, графическое отображение случаев снижения объемов производства автомобильных транспортных средств в период с 1989 по 1993 г., показывает, что линия «под-

4 Технический анализ финансовых рынков выделяет понятия «поддержка» и «сопротивление». При этом «поддержкой» называется уровень предыдущих спадов, а «сопротивлением» — уровень предыдущих «пиков». Причем уровни «поддержки» и «сопротивления» меняются местами, т.е. при снижении объемов производства уровень «сопротивления» становится уровнем «поддержки» и наоборот.

держки» фиксировалась на уровне 46928 (1991 г.) - 46785 (1993 г.) тыс. шт., а «сопротивления» - 48088 тыс. шт. (рис. 5)

Тыс. шт.

Рис. 4. Динамика изменения объемов мирового производства автомобильных транспортных средств в период с 1977 по 1986 г.

Тыс. шт.

Рис. 5. Динамика изменения объемов мирового производства автомобильных транспортных средств за период с 1989 по 1995 г.

В дальнейшем (в 1994 г.) объем производства превысил уровень «сопротивления» и продолжил рост. Расхождение между точками «поддержки» в 1991 и 1993 г. составило 0,3% (см. пунктирную линию на рис. 5).

Такое поведение объемов производства автомобильных транспортных средств сходно с моделями поведения цен на финансовые инструменты фондового и товарного рынков. Следовательно, при прогнозировании темпов изменения объемов производства автомобильных транспортных средств возможно использование терминов и инструментария технического анализа, которые используются при прогнозировании изменения цен на финансовые инструменты фондового и товарного рынков.

Обобщая вышесказанное, можно сделать заключение о том, что на протяжении всего периода 1950-2009 гг. происходил рост объемов производства, обусловленный рядом фундаментальных факторов - повышением уровня автомобилизации общества, ростом доходов населения в мире и пр. Снижения объемов производства автомобильных транспортных средств, происходившие в этот же период, были краткосрочными коррекциями существующей повышательной тенденции и не превышали четырех лет.

Используя полученные на основе экстраполяции полиномиального тренда второй степени прогнозные значения объемов мирового производства автомобильных

транспортных средств до 2026 г. (см. рис.2), а также данные о ранее существовавших коррекциях этих объемов (см. таблицу), можно сформировать три варианта завершения начавшейся в 2008 г. коррекции объемов указанного производства: оптимистический, умеренно-пессимистический и пессимистический.

Оптимистический вариант. Снижение продаж и объемов производства автомобильных транспортных средств в мире, произошедшее в 2008 и 2009 гг., не является свидетельством изменения тенденции. Фактически имела место краткосрочная коррекция, вызванная изменением факторов, влияющих на функционирование мировой автомобильной промышленности.

Подобная ситуация имела место в 1993, 1998, 2001 гг. (см. таблица). Предположим, что подобный сценарий может повториться и имевшее место в 2009 г. снижение объемов производства сменится последующим его ростом, соответствующим среднегодовым темпам роста объемов производства до 2008 г. Тогда прогноз динамики объемов производства с 2010 по 2026 г. будет выглядеть следующим образом (рис. 6).

Тыс. шт.

180000 160000 140000 120000 -100000 80000 60000 -40000 20000 -0

Год

Рис. 6. Прогноз (—О—) мирового производства автомобильных транспортных средств на период с 2010 по 2026 г., полученный на основе предположения о краткосрочной коррекции объемов производства до 2008 г. (—♦—)

Таким образом, согласно этому варианту прогноза, к 2026 г. мировой объем производства автомобильных транспортных средств существенно возрастет и составит 163467 тыс. шт.

Умеренно-пессимистический вариант. Ч. Доу в своих исследованиях поведения цен на финансовых рынках описывает три вида тенденций: повышательная, при которой цены на активы финансового рынка и объемы торговли этими активами растут; понижательная, при которой цены на активы финансового рынка и объемы торговли активами падают; боковой тренд — тенденция, при которой цены на финансовые активы и объемы их торговли значительно не изменяются [6].

Подобное поведение свойственно и динамике изменения объемов мирового производства автомобильных транспортных средств. Исходя из временных изменений динамики объемов производства указанных транспортных средств за прошедшие периоды (см. рис. 1) и тезиса «история повторяется», а также предположения о том, что объем их производства может изменяться в соответствии с моделями поведения финансового рынка, снижение объемов производства (и соответственно продаж), которое началось в 2008 г., будет происходить по нижеследующему сценарию.

Срок коррекции, учитывая данные о темпах изменения объемов производства транспортных средств за период с 1974 по 2009 г. (см. таблицу), не будет превышать четырех лет.

Рост объемов производства и продаж автомобильных транспортных средств, начавшийся в 2010 г., продолжится во всем мире до 2011 г., затем начнет снижаться в связи с ухудшением макроэкономической ситуации и падением спроса на транспортные средства. После 2012 г. рост объемов продаж и производства транспортных средств во всем мире возобновится (рис. 7). Темп роста объемов производства будет соответствовать среднегодовым темпам за период 1950-2010 гг. и составит 5,99 %.

%

Рис. 7. Предполагаемая динамика изменения темпов мирового производства автомобильных транспортных средств за период с 2008 по 2014 г.

Динамика изменения объемов данного производства показана на рис. 8.

Тыс. шт.

80000

69400

70289

66317

61715

Год

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

68312

62570

Рис. 8. Предполагаемая динамика изменения объемов мирового производства автомобильных транспортных средств за период с 2008 по 2014 г.

Таким образом, согласно умеренно-пессимистическому прогнозу, снижение мирового производства автомобильных транспортных средств закончится, затем рост производства возобновится и количество автомобильных транспортных средств в 2026 г. составит 141265 тыс. шт. (рис. 9).

Необходимо отметить, что в отсутствие значительных положительных изменений в мировой экономике, тенденция к волатильности показателя «объем мирового производства автомобильных транспортных средств», т.е. «боковой тренд», может просуществовать более длительное время, в связи с чем значение прогнозного показателя, возможно, окажется существенно ниже.

Тыс. шт.

Рис. 9. Прогноз (—О—) мирового производства автомобильных транспортных средств на период с 2010 по 2026 г. при условии развития «бокового тренда»;

—♦— производство транспортных средств

Пессимистический вариант. Этот вариант предполагает смену основной тенденции - роста объема мирового производства транспортных средств - на противоположную, т.е. снижение объема производства. Из анализа графика на рис. 1 следует, что за период 1950-2009 гг. подобных изменений не происходило. Однако такое развитие ситуации возможно при существенном изменении макроэкономических факторов, влияющих на производство (и продажи) автомобилей во всем мире: например, сокращение численности населения или снижение темпов его роста, резкое падение доходов большинства населения или появление нового вида продукции (услуг), способных выполнять функции транспортных средств в мировой экономике.

Фактические данные о численности населения в мире показывают его рост (рис. 10). Что касается доходов населения, то они могут существенно снизиться вследствие негативного влияния мирового финансового кризиса 2007-2008 гг., переросшего в структурный экономический. Примером подобного резкого снижения доходов может, например, служить глобальный экономический кризис 30-х годов прошлого века, импульсом к которому явился коллапс финансовых рынков в 1929 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Млрд. чел.

7,5 -

6,0 -

4,5 -

3,0 -

1,5

0 -

Год

Рис. 10. Численность населения в мире за период с 1971 по 2007 г.

Появление нового вида продукции или услуг, способных создать альтернативу существующим транспортным средствам, невозможно без новых источников энергии. Углеводородное сырье как источник энергии практически исчерпало себя в силу высокой стоимости, высокого уровня загрязнения окружающей среды и дру-

гих существенных недостатков. Разработка и производство автомобильных транспортных средств, использующих альтернативные источники энергии, вызовет изменение структуры производства и передел рынка продаж транспортных средств в пользу производителей и стран, обладающих новыми технологиями.

В настоящее время перспективы использования новых источников энергии (сжиженного водорода или энергии управляемой термоядерной реакции), требующие значительных затрат на НИОКР и инвестиций, неопределенны. Наиболее вероятным сроком появления конкурентоспособных образцов продукции, использующих новые источники энергии, ориентировочно является период завершения сверхбольшого цикла отрасли по производству транспортных средств: 2059-2069 гг. В завершающей стадии сверхбольшого цикла произойдет усиление конкуренции, связанное с насыщением рынка транспортными средствами, исчерпанием возможностей экстенсивного роста отрасли и падением продаж транспортных средств. Это может стать сильнейшим стимулом к скорейшей разработке и внедрению программ по использованию новых источников энергии и новых моделей транспортных средств [8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время не произойдет перелома существующей тенденции роста продаж и производства автомобильных транспортных средств и появления противоположной - долговременного их снижения. Кратковременное снижение объемов производства будет носить корректирующий характер по отношению к основной тенденции. Размер снижения объемов производства можно определить с помощью теории Ч. Доу [6], согласно которой размер промежуточной коррекции определяется в размере 1/3, 1/2 и 2/3 максимального значения показателя объема, достигнутого в период действия предшествующей тенденции. Принимая во внимание низкую вероятность значительного снижения объема производства автомобильных транспортных средств, коррекция объемов производства составит треть (33,3%) от уровня, достигнутого в 2007 г., а ее длительность будет превышать четыре года. В процессе коррекции объем производства автомобильных транспортных средств снизится на 24021 тыс. шт. и составит к моменту ее окончания (ориентировочно в 2013-2014 гг.) 48042 тыс. шт. Возможно дополнительное уточнение полученного прогноза по данным об уровнях «поддержки» и «сопротивления», достигнутых ранее за период 1950-2009 гг. (рис. 11).

По достижении этих уровней изменение объемов в сторону роста или снижения прекращается, уступая место движению в обратном направлении. Например, спад в точках 3 (1991 г.) и 4 (1993 г.) остановился примерно на одном уровне производства автомобильных транспортных средств в диапазоне от 46785 до 46928 тыс. шт. Снижение объемов производства в 2008 и 2009 г. (точка 7), которое в 2010 г. сменилось ростом производства, остановилось на уровне «сопротивления» 2000 г. - 58946 тыс. шт. (отклонение от достигнутого в 2000 г. уровня составило +2769 тыс. шт.).

Причина формирования уровней «сопротивления» и «поддержки» заключается в инерции автомобилестроительной отрасли и товаропроводящих сетей автопроизводителей, вследствие которой фактическое производство периодически отстает от реального спроса, генерируемого рынком. Иными словами, инерция системы производства и сбыта - основная причина периодических кризисных явлений отрасли и банкротства автопроизводителей.

Исходя из предположения о существовании в динамике мирового производства автомобильных транспортных средств уровней «сопротивления» и «поддержки», можно сформировать уточненный прогноз. Анализируя данные об уровнях «поддержки» и «сопротивления» в 1997 и 1998 г. (точка 12 и точка 5 на рис. 11), можно

сделать вывод о том, что объем продаж в процессе коррекции объемов производства в период с 2010 по 2013 г. не опустится ниже установленного уровня «сопротивления» в точке 5 с объемом 52987 тыс. шт.

Тыс. шт.

Рис. 11. Уровни «поддержки» и «сопротивления» в динамике объемов мирового производства автомобильных транспортных средств за период 1950-2009 гг.

Прогноз изменения мировых объемов продаж автомобильных транспортных средств до 2026 г. при условии, что после коррекции рост объемов производства возобновится среднегодовым темпом роста 5,99%, показан на рис. 12.

Тыс. шт.

Рис. 12. Прогноз (—О—) мирового производства автомобильных транспортных средств на период с 2010 по 2026 г. на основе предположения о коррекции объемов производства в размере 1/3 (33,3%) от достигнутых значений в 2007 г.;

—♦— производство транспортных средств

К 2026 г. объем мирового производства транспортных средств достигнет 104705 тыс. шт. Полученные прогнозы развития мировой автомобильной промышленности делают возможным формирование на их основе аналогичных прогнозов для России.

По оптимистическому варианту развития мировой автомобильной промышленности объем производства после 2009 г. будет увеличиваться, а темпы роста будут соответствовать средним темпам роста за прошлые периоды. Принимая во внимание модель развития мировой автомобильной промышленности, объем производ-

ства автомобильных транспортных средств в России составит к 2014 г. 1772,7 тыс. шт., а к 2026 г. - 3328,7 тыс. шт. (рис. 13).

Тыс. шт.

Рис. 13. Прогноз производства транспортных средств в РФ, полученный на основе предположения о краткосрочной коррекции;

-♦- факт ; -О- прогноз

Исходя из полученных результатов, сформируем прогноз продаж легковых автомобилей в России на основе имеющихся данных о продаже легковых автомобилей в России за период с 2005 по 2009 г. [9] (рис.14). Как следует из рис. 14, продажи легковых автомобилей в России приблизятся к докризисному уровню в 2015 г., а к 2026 г. они составят 6249 тыс. шт.

Тыс. шт.

Рис. 14. Прогноз продаж легковых автомобилей в РФ, полученный на основе предположения о краткосрочной коррекции:

-♦- факт ; -О- прогноз

Умеренно-пессимистический прогноз развития мировой автомобильной промышленности сформирован, исходя из предположения о «боковом тренде», т.е. колебаний объемов производства и продаж около достигнутых значений. С учетом этого предположения составлен прогноз производства автомобильных транспортных средств в РФ (рис. 15).

При этом учитывалась следующая модель поведения объемов производства. До 2011 г. объемы производства автомобильных транспортных средств в РФ будут расти, после 2011 г. наступит «застой», т.е. колебания объемов производства автомобильных транспортных средств не будут существенно превышать достигнутого

в 2011 г. значения производства данных транспортных средств (величина колебаний была определена в размере средневзвешенного значения величины снижения, см. таблицу). «Застой» продлится до 2015 г., затем рост объемов производства возобновится, и к 2026 г. его значение составит 2647 тыс. шт. в год.

Тыс. шт.

Рис. 15. Прогноз производства автомобильных транспортных средств в РФ, полученный на основе предположения о «боковом тренде»:

-♦- факт ; -О- прогноз

Прогноз продаж легковых автомобилей в РФ с учетом предположения о формировании «бокового тренда» показан на рис. 16.

Тыс. шт.

5000 -

4000 -

3000 -

2000 -

1000 -

0 -

Год

Рис. 16. Прогноз продаж легковых автомобилей в РФ, полученный на основе предположения о «боковом тренде»: -♦- факт ; -О- прогноз

Пессимистический сценарий развития мировой автомобильной промышленности предусматривает падение объемов производства на 30% по сравнению с уровнем, достигнутым в 2008 г. При этом мировой объем производства снизится до уровня 1997-1998 гг.

Падение объемов автомобильных продаж и производства в России при реализации этого сценария в мировой автомобильной промышленности будет превышать значения мировой коррекции, но ограничится значениями, достигнутыми в 2009 г. Прогноз объемов производства и продаж транспортных средств показан на рис. 17 и 18.

По нашему мнению, наиболее реальными для развития автомобильной промышленности в мире и в России являются прогнозы, подготовленные на основе умеренно-пессимистического сценария.

Тыс. шт.

Рис. 17. Прогноз производства транспортных средств в РФ, сформированный на основе пессимистического варианта развития мировой автомобильной промышленности: -♦- факт ; -О- прогноз

Тыс. шт.

Рис. 18. Прогноз продаж транспортных средств в РФ, сформированный на основе пессимистического варианта развития мировой автомобильной промышленности: факт ; -О- прогноз

Таким образом, оценка динамики изменения объемов производства автомобильных транспортных средств с помощью технического анализа позволила дополнительно получить три варианта прогноза динамики развития мировой автомобильной промышленности и автомобильной промышленности России: оптимистический, умеренно-пессимистический и пессимистический.

Оценка позволила также выявить наличие в динамике изменения объемов производства уровней «сопротивления», «поддержки» и случаи колебания объемов производства около достигнутых значений, когда изменение объемов производства не имеет четко выраженной тенденции к росту или снижению. Данные об изменении объемов производства и продаж автомобильных транспортных средств показали существование долгосрочной тенденции повышения объемов производства, длительностью более 57 лет, а также кратко- и среднесрочных коррекций объемов производства длительностью от года до трех лет. Предположение о возможности коррекции объемов производства в соответствии с закономерностями, определенными техническим анализом финансовых рынков (1/3, 1/2 и 2/3 от ранее достигнутых значений), расширяют существующие рамки прогнозирования, в том числе

при формировании прогнозов объемов продаж на национальных рынках и на рынке отдельных производителей автомобильных транспортных средств.

Литература

1. Мировая автомобильная промышленность. Основные показатели //Международная организация производителей автомобилей: [сайт]. иЯЬ: http://oica.net/category/economic-contriЪutions/facts-and-figures/ (дата обращения: 24.03.2011).

2. ЖамбюМ. Иерархический кластер — анализ и соответствия. М.: Финансы и статистика, 1980.

3. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Формирование прогноза продаж транспортных средств до 2025 года // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 5.

4. Андерсон Т. Статистический анализ временных рядов. М.: МИР, 1976.

5. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. М., 1977.

6. Мэрфи Д. Технический анализ фьючерсных рынков: Теория и практика. М.: Сокол, 1996.

7. Мировые макроэкономические показатели: [сайт]: иЯЬ Электронный ресурс режим доступа: http://weЪ.worldЪank.org/WBSITE/EXTERNAL/DATASTATISTICS/0,,contentMDK:20535285~menuPK:119269 4~pagePK:64133150~piPK:64133175~theSitePK:239419,00.html (дата обращения: 24.03.2011).

8. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Цикличность развития мировой автопромышленности // Экономический анализ. 2010. № 35 (200).

9. Автомобильный рынок России и СНГ. Обзор отрасли [сайт]. иЯЬ: http://www.ey.com/ (дата обращения: 24.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.