Научная статья на тему 'Перспективы развития международного туризма в республике Казахстан'

Перспективы развития международного туризма в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1907
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Турсынова Т. Т.

В статье рассматривается перспектива развития туризма в Казахстане. Исследуются условия, способствующие росту туризма. Определены основные направления развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития международного туризма в республике Казахстан»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

© Турсынова Т.Т.*

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана

В статье рассматривается перспектива развития туризма в Казахстане. Исследуются условия, способствующие росту туризма. Определены основные направления развития туризма.

Ключевые слова: международный туризм, экологический туризм, индустрия туризма.

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. В Манильской декларации по мировому туризму 1980 года, туризм определяется как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений [3]. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.

Казахстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках. Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Казахстану гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику. Индустрия туризма в Казахстане на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Ана-

* Доцент кафедры Физической и экономической географии, кандидат педагогических наук.

лиз статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к Казахстанскому туристическому продукту и благоприятных тенденциях роста количества туристов и расширения рынков сбыта.

Республика становится более привлекательной для бизнесменов, спортсменов, ученых, любителей экстремального отдыха, а также для людей, интересующихся историей и сегодняшним днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути. Поскольку большую часть территории Казахстана занимают горы, то именно они являются наиболее привлекательным ресурсом для туристов дальнего зарубежья. Приключенческий туризм пользуется высоким спросом на мировом туристическом рынке.

Кроме природных достопримечательностей, Казахстан богат историко-культурными памятниками, расположенными на Великом Шелковом пути, имеющими всемирное значение. Организация транзитных туров на Великом Шелковом пути особенно актуальна, так как это даст Казахстану возможность вхождения в зону интереса таких стран, как Япония, Малайзия, КНР, Корея, а также европейских государств. В целях формирования и укрепления туристского имиджа за рубежом Казахстан принимает участие в крупнейших мировых туристских выставках в г. Берлине (Международная туристская биржа ITB) [1], в г. Лондоне (Всемирная туристская биржа World Travel Market) [8], в г. Москве (Международная выставка «Туризм и Путешествия») [7], в г. Ташкенте (Международная Туристическая Ярмарка) [4].

Одной из основных задач развития экономики страны является стимулирование среднего и малого предпринимательства, в том числе в сфере туризма. Сегодня на туристском рынке Казахстана работают 893 туристских организаций [6]. Местным органам власти поручено оказывать поддержку предпринимателям осуществляющим туристскую деятельность по приему и обслуживанию иностранных туристов, путем передачи в долгосрочную аренду неиспользуемых домов отдыха, пансионатов, детских лагерей и других объектов. Следует отметить, что услуги туристских организаций работающих на прием туристов из-за рубежа не облагаются налогом на добавленную стоимость. Казахстан обладает всеми возможностями для создания конкурентоспособной и рентабельной индустрии туризма: выгодное геополитическое положение страны, политическая стабильность, уникальность зороастрийских, буддийских, христианских, мусульманских памятников, наличие исторических архитектурно-градостроительных комплексов и дорог, наличие сети музейных, культурно-зрелищных развлекательных учреждений, а также фольклорно-этнографических, народных и самодеятельных ансамблей, отражающих многонациональную культуру Казахстана, многообразие туристско-рекреационных зон, природных ландшафтов, флоры и фауны. Грамотное использование этих ресурсов способствует развитию в республике практически всех видов туризма. Туристский потенциал Казахстана может удовлетворить спрос любого туриста, тем более, что основным

туристским продуктом является гостеприимство и доброжелательность казахского народ. Доходы от туризма устойчиво занимают третье место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей [2].

Для развития туризма в стане необходимо наличие политических, правовых, экономических и социальных мер. В республике действует Концепция развития туризма в Республике Казахстан, в которой отмечено, что туризма способен оказать три положительных эффекта на экономику страны: во-первых, обеспечить приток иностранной валюты и оказывать положительное влияние на такие экономические показатели как платежный баланс и совокупный экспорт; во-вторых, помогает увеличить занятость населения; в третьих, способствует развитию инфраструктуры страны [8]. Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных мероприятиях. Это, прежде всего, города Алматы, Астана, Атырау. Инфраструктура вышеуказанных центров в основном соответствует международным стандартам. Город Алматы является стратегическими (воздушными, автомобильными, железнодорожными) воротами для республики и основная миграция происходит именно через этот город. Помимо удобных для проведения различных форумов зданий и гостиниц город имеет все необходимое для отдыха и развлечений, кроме того на территории близлежащей городу в радиусе 500 км расположены замечательные рекреационные зоны. Город Астана становится такой же стратегической зоной. Всевозрастающий интерес к городу, как к молодой столице нашего государства, имеющей современный облик и инфраструктуру, послужит стремительному развитию в городе международного и внутреннего туризма.

Наиболее перспективными регионами культурно-познавательного туризма являются город Алматы и Алматинская область, развитие туризма по Шелковому пути (международный туристский поезд «Жемчужина Шелкового пути» по маршруту Алматы - Туркестан - Ташкент - Самарканд - Бухара - Ургенч - Мары - Ашгабат-Алматы). Огромные возможности для развития внутреннего культурно-познавательного туризма в республике открывает участие Казахстана в туристском трансконтинентальном маршруте «Шелковый Путь», осуществляемый под эгидой UNWTO в сотрудничестве с UNESCO. Одним из перспективных направлений развития туристской отрасли в Казахстане становится экологический туризм. Количество туристов, проявляющих интерес к заповедным зонам Казахстана, растет, получают развитие новые формы организованного туризма: велосипедный, конный, водный.

Необходимость развития экологического туризма в Республике Казахстан обусловлена не только экономическими факторами - созданием новых рабочих мест, развитием местных сообществ в отдаленных регионах, но и социальным заказом-потребностями населения в более целостном, систем-

ном подходе к проблемам охраны здоровья и использования свободного времени. В настоящее время в Казахстане наблюдается развитие экологического туризма. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, национальными особо охраняемыми природными территориями со статусом юридического лица в 2005 году обслужены 391,6 тыс. туристов, доход от посещения туристских групп в 2005 году составил 9,1 млн. тенге [2].

Однако, несмотря на то, что экологический туризм отличается от других видов туризма незначительным воздействием на природную среду и не нуждается в особо развитой инфраструктуре, деятельность в этом направлении сталкивается с серьезными трудностями в связи с тем, что большей частью рекреационно-туристская инфраструктура находится все еще на этапе становления. Экономический потенциал экологического туризма в Казахстане практически неограничен - Щучинско-Боровская зона, «Сары-Агаш», «Арасан - Капал», «Моялды», «Баянаул», «Жанакорган», «Каспий» - далеко не полный перечень «жемчужин» Казахстана. Однако для его становления и развития потребуются значительные капиталовложения и затраты. Создание необходимой инфраструктуры для экологического туризма позволит обеспечить доступность уникальных уголков природы для туристов. Необходимо создать условия для привлечения инвестиций и частного капитала с целью реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма, таких, как строительство туристского комплекса на Рахмановских ключах в районе горы Белухи в Восточно-Казахстанской области, создание сети горнолыжных курортов в Алматинской области, и других.

Другим приоритетным направлением туристской отрасли является развлекательный туризм. Развлекательный туризм представлен пляжным и кру-изным туризмом на Каспийском море. Еще одним интересным проектом в области развития туризма является организация так называемого «космического туризма». Космический туризм планируется развивать в городе Бай-коныр в рамках проекта «Казахстан-первая космическая гавань планеты». Большой экономический потенциал представляет развитие социального туризма, субсидируемого из источников внебюджетного финансирования, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку, как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. При этом люди с инвалидностью и престарелые, составляя все более многочисленную группу потребителей услуг индустрии путешествий и других видов отдыха в мире, а также семьи с детьми, которые также становятся частью этого расширяющегося рынка индустрии туризма, не имеют физического доступа к большинству гостиниц, транспортных средств и туристских достопримечательностей.

Таким образом, доступность туристских ресурсов становится все более важным фактором в развитии туризма. Несмотря на увеличение числа туристов, к которому привело бы расширение доступа к туристским ресурсам и услугам, многие туроператоры пока еще не осознали значения принятия мер в этом отношении. Поэтому необходимо выработать четкую политику и стратегию содействия обеспечению доступности туристских ресурсов, поднять уровень специальной подготовки персонала в индустрии туризма, повысить информированность общественности о потребностях туристов с инвалидностью и о значимости туризма в социально-экономическом-развитии.

Развитие социального туризма, в том числе краеведческого, спортивного, самодеятельного, лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического туризма, семейных путешествий, туризма пожилых лиц и инвалидов, молодежного и детско-юношеского туризма имеет большое воспитательное и патриотическое значение. В решении всех этих вопросов первостепенную роль приобретают институциональные элементы формирования турпродукта. Казахстан имеет конкурентные преимущества, которые заключаются в уникальной культуре, богатой и разнообразной природе, возросшей деловой активности, что дает возможность развивать культурно-познавательный, экологический, деловой туризм, заниматься активными видами отдыха, такими, как спортивный, приключенческий туризм.

В целях выработки конкретных подходов и общесистемных мер по развитию индустрии туризма Министерством туризма и спорта РК разработана и утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2006 года № 231, Государственная Программа развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы [8]. Целью данной Программы является создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения занятости населения, стабильного роста доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма.

Сегодня как на европейском, так и на азиатском туристских рынках проявляется большой интерес к Казахстану, как новому туристскому направлению, что свидетельствует о реальных перспективах увеличения потока иностранных туристов. Согласно данным Агентства по статистике Республики Казахстан по итогам января-сентября 2008 года в целом, по республике количество посетителей по всем типам туризма по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличилось на 0,5 % и составило 10898,9 тысяч человек [8]. В стране имеется около 100 водных лечебниц, более 9000 археологических и исторических памятников. Пользуется популярностью среди туристов охота и рыбалка, в том числе национальные виды охоты. Планируется реализовать стратегию продвижения Казахстана как нового и привлекательного туристского направления в Центральной Азии и Евразии. Важное значение придается для реализации проектов:

- в городе Алматы и Алматинской области (создание условий для развития инфраструктуры туризма, строительство индустрии ту-

ризма и развлечений в городе Капшагай, создание инфраструктуры туризма и условий для его дальнейшего развития при АО «Международный Центр приграничного сотрудничества «Хоргос» в целях формирования сферы сопутствующих услуг);

- в городе Астане и Акмолинской области (создание условий для развития сферы сопутствующих услуг, включая индустрии туризма и развлечений в Щучинско-Боровской курортной зоне, инфраструктуры экологического туризма в Национальном природном парке «Бурабай», строительство этнографического комплекса «Шебер ауылы» с выставочным центром «Дворец мастеров»);

- культурно-познавательного туризма по Шелковому пути в ЮжноКазахстанской области (создание туристских центров в городе Туркестан и Отрарском районе);

- пляжного и круизного туризма на Каспийском море (разработка проекта и создание условий для подготовки и организации международного круиза по Каспийскому морю с посещением портов России, Дагестана, Азербайджана, Ирана, Туркменистана, обустройство зоны отдыха на мысе Кендерли в целях развития пляжного туризма).

Создание условий для развития познавательного туризма на космодроме Байконур в рамках проекта «Казахстан - первая космическая гавань планеты». Нашим министерством разработаны и изданы буклеты, каталог с картой туристских маршрутов, которые помогут туристам сориентироваться и спланировать свое путешествие по оптимальному варианту, в том числе по Великому Шелковому пути. Совместно с местными исполнительными органами, ведающими вопросами туризма постоянно ведется работа по формированию позитивного туристского имиджа страны, создаются рекламно-информационные материалы, пропагандирующие развитие туризма в Казахстане. Кроме того, большое значение придается проведению международных, республиканских и массовых туристских мероприятий для пропаганды и привлечения населения к активным видам туризма.

Особое внимание нами уделяется формированию туристского имиджа страны и продвижению национального турпродукта на мировой рынок туристских услуг. В настоящее время обеспечивается ежегодное участие Казахстана на крупнейших международных выставках и ярмарках, проводимых в городах Берлине (ФРГ), Лондоне (Великобритания), Мадриде (Испания), Москве (РФ), Пекине (Китай), Токио (Япония), Сеуле (Корея). С каждым годом увеличиваются выставочные площади, расширяется представительство туристских организаций республики, повышается качество рекламно-информационной продукции. В городе Лондоне - столице Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии действует туристское представительство Казахстана.

Казахстан впервые в истории Всемирной туристской организации избран в Исполнительный совет ЮНВТО (Всемирная туристская организа-

ция). Генеральная ассамблея ВТО является крупнейшей в мире встречей высокопоставленных должностных лиц, ответственных за туризм в 150 государствах-членах, входящих в состав ВТО. В ней принимают участие ведущие представители частного сектора от более чем трехсот присоединившихся членов ВТО, а также делегаты, направленные международными организациями. Проведение такого форума международного масштаба, как Генеральная Ассамблея ЮНВТО способствует формированию и укреплению туристского имиджа страны, перенять передовой опыт в формировании политики, стратегии и эффективных механизмов устойчивого развития туризма в стране. Ежегодно в городе Алматы проводится Казахстанская международная туристская ярмарка - КИТ, которая включена в Календарь мероприятий Всемирной туристской организации (ВТО), ежегодная Международная казахстанская туристская выставка «Астана-отдых», основной задачей которой является привлечение туристского потока в центральные и северные регионы страны, формирование имиджа столицы - Астаны, как города Ш-го тысячелетия. Республика Казахстан обладает объективными предпосылками для более активного выхода на мировые туристические рынки. Основным туристическим продуктом Казахстана являются разнообразные природные ресурсы, историческое и культурное наследие. Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к туристическим продуктам Казахстана и позитивных тенденциях развития туризма.

Однако при всем этом развитие туризма, как одной из важнейших отраслей экономики страны, которая смогла приносить существенный доход в бюджет страны, предоставлять новые рабочие места и усиливать экономику, еще говорить рано. До сих пор не развиты перспективные направления туризма, до сих пор туризм ориентирован на внешний рынок. Для решения этих проблем нужен комплексный подход, долгосрочные финансовые вложения и постоянный контроль за расходованием средств. Поэтому, во-первых, необходимо коренным образом пересмотреть расходную часть республиканского бюджета и начать выделять средства на развитие транспортных коммуникаций. Развитые транспортные коммуникации являются основным в развитии туризма. Во-вторых, создать государственное строительное предприятие, основной и единственной целью которого будет возведение основных объектов, способствующих развитию туризма. В-третьих, усилить контроль за расходование выделенных средств. Для этого, необходимо все бюджетные средства предоставить данному предприятию, которое будет отвечать за расходование средств. Так, как существующая система тендеров не вполне отвечает предъявляемым требованиям. Будет один «хозяин», который будет нести персональную ответственность. В-четвертых, приемка объектов, способствующих развитию туризма должна осуществляться специальной государственной комиссией, которая будет нести персональную ответ-

ственность за качество принимаемых объектов. Все эти меры позволят успешно осуществить реализации действующих программ развития туризма.

Главной целью развития туризма в Казахстане является формирование экологически и социально ориентированной, высокорентабельной и конкурентоспособной туристской индустрии, способной обеспечивать потребности туристов в разнообразных туристических услугах, приносящие доходы стране и новые рабочие места, в том числе и в смежных с туризмом отраслях экономики. Роль международного туризма в экономике РК определяется степенью достижения этой цели.

Список литературы:

1. Nomadic Travel Kazakhstan на выставке ITB Berlin-2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nomadic.kz/index.php?option= com_content&view=article&id=166 %3Aitb-berlin-expo&catid=8 %3A4-4-ac-tivity&Itemid=28&lang=ru.

2. Агентство Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.government.kz/struc-ture/org/m18.

3. Манильской декларации по мировому туризму 1980 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id= 30840437.

4. Международная Туристская Выставка в Ташкенте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sarxostour.uz/news/190.

5. Международные доходы от туризма бьют новый рекорд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tourprom.ru/news/16936/.

6. Реестр лиц, осуществляющих туристкой деятельность с 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kit.gov.kz/index.php/ru/litsen-zirovanie.

7. Туристические выставки в Москве: Туристические выставки 2013/ 2014 - календарь выставок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ridjey.ru/index.php?pagem=turist.

8. Участие Казахстана в Международной туристской выставке WTM, г. Лондон (Великобритания) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.kitf.kz/index.php/ru/press-tsentr/novosti/35-15-11-2012-tengri.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.