Азимут научных исследований: экономика и управление.
2023. Т. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762
ВАСИЛЕНКО Сергей Александрович и другие ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ...
V7TK" 179 l/^i (Т\ IJS2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
у A14 J •1 /z |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license
DOJ. | (j 57145/27128482 2023 12 02 17 lfcae^K^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ «ЕВРОПА РЕГИОНОВ» В 21 ВЕКЕ © Автор(ы) 2023
ВАСИЛЕНКО Сергей Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы 117198, Россия, Москва, [email protected]
SPIN: 4319-4466 AuthorlD: 840865 ORCID: 0000-0003-0926-9092
ЛИТВИНЧУК Анастасия Дмитриевна, магистрант 2-го курса
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы 117198, Россия, Москва, [email protected]
ORCID: 0009-0004-0585-6649
Аннотация. Цель статьи состоит в изучении роли и влияния регионов в европейском политическом процессе, а также оценке перспектив развития концепции «Европа регионов» в XXI веке. Актуальность данной темы обоснована возобновившимся интересом к роли регионов в европейском пространстве и усилению влияния региональной политики. Современный кризис Евросоюза и его дезинтеграция, рост националистических и региональных настроений открывают новые возможности для альтернативных моделей объединенной Европы, а именно для концепции «Европа регионов». В Европе лозунг «Европа регионов», первоначально означавший федеративную Европу с уменьшенной ролью национальных государств, теперь выражает возросшую роль европейской региональной политики, а также новую роль субнациональных региональных и местных властей. Признание значимости регионов в Европе получило институциональное выражение в виде создания Комитета регионов с участием представителей региональных и местных властей в качестве консультативного органа. Общая региональная повестка у субнациональных властей отсутствует, как и единое отношение к самой концепции. Для одних это угроза, централизующая власть и увеличивающая периферийность. Для других - это возможность обойти национальные правительства и заявить о своих амбициях. Однако анализ регионального вопроса по-прежнему затруднен отсутствием ясности в используемых понятиях и концепций, в первую очередь в использовании самого термина «регион».
Ключевые слова: концепция «Европа регионов», Дени де Ружмон, европейский регионализм, неорегионализм, еврорегионы, еврорегиональные организации, парадипломатия, принцип субсидиарности, региональная политика, региональные объединения, политика Евросоюза.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF "EUROPE OF REGIONS"
IN THE 21ST CENTURY
© The Author(s) 2023
VASILENKO Sergey Aleksandrovich, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Theory and Practice Department of Foreign Languages The Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia 117198, Russia, Moscow, [email protected] LITVINCHUK Anastasia Dmitrievna, graduate student The Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia 117198, Russia, Moscow, [email protected] Abstract. The purpose of the article is to study the role and influence of regions in the European political process, as well as to assess the prospects for the development of the concept of "Europe of Regions" in the xXl century. The relevance of this topic is justified by the renewed interest in the role of regions in the European space and the strengthening of the influence of regional policy. The current crisis of the European Union and its disintegration, the growth of nationalist and regional sentiments open up new opportunities for alternative models of a united Europe, namely for the concept of "Europe of Regions". In Europe, the slogan "Europe of Regions", which originally meant a federal Europe with a reduced role of national states, now expresses the increased role of European regional policy, as well as the new role of subnational regional and local authorities. Recognition of the importance of regions in Europe has received institutional expression in the form of the creation of a Committee of Regions with the participation of representatives of regional and local authorities as an advisory body. The subnational authorities do not have a common regional agenda, as well as a unified attitude to the concept itself. For some, it is a threat that centralizes power and increases peripherally. For others, it is an opportunity to bypass national governments and declare their ambitions. However, the analysis of the regional issue is still hampered by the lack of clarity in the concepts and concepts used, primarily in the use of the term "region" itself.
Keywords: the concept of "Europe of Regions", Denis de Rougemont, European regionalism, neo-regionalism, euroregions, euroregional organizations, paradiplomacy, the principle of subsidiarity, regional policy, regional associations, EU policy.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время возобновился интерес к территории как к ключевому фактору социально-экономического развития. Активизация политики регионализации содействовала росту числа трансграничных соглашений между различными субнациональными акторами. Однако вопрос о том, можно ли считать регионы эффективными единицами для изменения трансграничного пространства или для создания новых многоуровневых моделей управления, по-прежнему остается открытым. В региональном масштабе мы уже сейчас можем наблюдать административно-территориальное изменение организации национальных государств. Например, предоставление Корсике особого статуса территориальной
автономии в 2018 году. Если регионы сумеют успешно преодолеть административные и институциональные барьеры, может произойти диверсификация политико-социальных отношений за пределами понятия традиционного национального государства.
Видные деятели прошлого столетия разрабатывали собственные модели объединенной Европы. Наиболее всеобъемлющей можно считать концепцию швейцарского писателя и философа Дени де Ружмона (1906-1985) «Европа регионов». Суть его концепции заключалась в замене национального государства малыми автономными коммунами. Согласно его идеям, подобной территориальной конструкции гарантировался культурный партикуляризм и ничем не скованное экономическое
VASILENKO Sergey Aleksandrovich and others
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT ..
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2023. T. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762
взаимодействие. Таким образом, «Европа регионов», будучи альтернативой национальным государствам, представляла бы собой совещание региональных агентств, занимающихся ведением вопросов в различных областях в отдалённом подобии министерств. Несмотря на внешнюю утопичность, его идеи казались довольно жизнеспособными и нашли своих сторонников.
Ключевая проблема становления концепции Дени де Ружмона заключается в полисемичности понятия «регион» [1]. Специалисты в области экономики, политологии и географии дают различные дефиниции данному понятию. В контексте изучаемой концепции под регионами понимаются политические объединения, основанные на языковом, культурном и этническом сходстве. При этом Д. де Ружмон опускает географический фактор.
Европейский союз разработал номенклатуру территориальных единиц для целей статистики - NUTS, которая является стандартом территориального деления стран на три региональных уровня. Текущая классификация NUTS действует с 1 января 2021 года и включает 92 региона на уровне NUTS-1, 242 региона на уровне NUTS-2 и 1 166 регионов на уровне NUTS-3. На втором уровне находятся регионы, подходящие для применения региональной политики. Однако NUTS - это географическая система, не учитывающая этнорелигиозных особенностей населения.
Вместе с тем консультативный орган Европейского союза - Европейский Комитет Регионов (CoR), насчитывает 329 членов, представляющих субнациональные власти из всех 27 государств - членов ЕС. Важный нюанс состоит в том, что в некоторых государствах исторически отсутствуют тенденции к регионализму, например в Швеции и Эстонии [2]. Их представительство в Комитете Регионов свидетельствует о широкой поддержке европейского регионализма.
Из-за обилия конкурирующих взглядов на определение региона наблюдается политизация регионального вопроса и рост регионального правительства в европейских странах. Реакция далеко не единообразна, и некоторые государства неохотно создают региональное правительство, которое могло бы претендовать на политическую самостоятельность (например, унитарная Франция) [3]. Но и это не является препятствием для транснационального сотрудничества. Приграничные территории могут создавать еврорегионы. Еврорегион - это приграничное сообщество международного трансграничного сотрудничества европейских стран, не обладающее прямой политической властью. Согласно официальным данным, Еврокомиссия насчитывает 158 ев-рорегионов, активно участвующих в той или иной форме трансграничных инициатив [4]. Испанские профессора из Автономного университета Барселоны считают, что еврорегионы - это символ современных интеграционных процессов, так как они создают новое пространство вне государственных границ [там же].
В любом случае, по мере усложнения структуры управления в Европе и в мире в целом у субнациональных единиц появились новые возможности расширить свои полномочия [5]. Например, во многом это стало возможно благодаря возникновению парадиплома-тии (внешнеполитической деятельности регионов) и принципа субсидиарности (делегирование полномочий сверху-вниз), которые упростили процесс завоевания регионами авторитета и влияния в международном сообществе. Согласно О. Н. Богатыревой, в Брюсселе на данный момент находится 243 правительства территориальных образований (регионов, городов и т. д.) [6], что позволяет им лоббировать свои субнациональные интересы в обход национального правительства.
Значит ли все вышесказанное, что регионы постепенно претворяют в жизнь концепцию Дени де Ружмона?
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель работы состоит в изучении роли и влияния регионов в европейском политическом процессе, а также
оценке перспектив развития концепции «Европа регионов» в XXI веке.
Исследование основывалось на идеях Дени де Ружмона относительно концепции «Европа регионов». Опираясь на научные труды, посвященные проблеме европейского регионализма, анализируется конкурентоспособность и акторность европейских регионов, исходя из принимаемых ими инициатив. Европейские регионы обладают рядом уникальных качеств, такие как расширенный уровень автономии и собственные представительства в органах ЕС. Таким образом, укрепление региональной власти в результате их нового политического и экономического значения признается ее европейскими институтами и делегирование полномочий внутри государств ознаменовало переход из классического представления государственного устройства в теории меж-правительственности и неорегионализма.
Основополагающими для данного исследования являются теоретические методы - анализ и построение гипотез. Посредством метода индукции и дедукции рассмотрены периоды интенсификации регионального участия в трансграничном сотрудничестве. В свете социально-политических трансформаций в мире не раз поднимался вопрос о кризисе национального государства. Исследование основывается на тезисе о том, что регионы могут выйти за рамки классического государственного устройства и предложить новую модель объединенной Европы с элементом идентичности в набирающей обороты глобализации.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Характерными тенденциями для современных политических процессов в Европе являются возрастание роли региона и процессов регионализма. Стремление регионов к расширению полномочий коррелируется с концепцией «Европа регионов» [7]. Приоритет еврорегио-нов - создание целостного пространства «без границ» с целью устранения препятствий для эффективного трансграничного сотрудничества [8].
Согласно коллективному исследованию испа-ноязычных профессоров географии Х. Оливераса и М. Перкмана [9], можно выделить 4 стадии расширения влияния и полномочий европейского региона:
1. 1950 - 1979: период межгосударственных соглашений; первая надгосударственная поддержка (рекомендация о дальнейшем регулировании Советом Европы в 1966 году, первые инициативы Северного совета); региональные связи де-факто и первые евро-региональные инициативы (в 1958 создание первого еврорегиона «Гронау» - EUREGЮ, между Германией и Нидерландами, для обеспечения более тесного трансграничного сотрудничества);
2. 1980 - 1990: усиление европейской политической и юридической поддержки; Мадридская конвенция (1980); Европейская хартия местного самоуправления (1985); инициативы CoR - европейский комитет регионов; рекомендации, предоставленные AEBR (Ассоциация европейских приграничных регионов, 1981);
3. 1990 - 2006: политическая и экономическая поддержка обеспечивается европейскими программами, такими как ИНТЕРРЕГ (INTERREG), в свете европейских соглашений о дальнейшей интеграции и последующих процессов расширения в направлении Восточной и Северной Европы. Данная инициатива сообщества, по сути, является финансовым инструментом для улучшения периферийных областей, стимулирующая активизацию территориального сотрудничества.
4. 2007 - по настоящее время: этап консолидации; определение главных целей ЕС в области европейского территориального сотрудничества (экономический рост, повышение конкурентоспособности и уровня занятости); внедрение специальных правовых инструментов, таких как европейская группа территориального сотрудничества (EGTC), для продвижения новых трансграничных институтов и консолидации существующих
Азимут научных исследований: экономика и управление.
2023. Т. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762
ВАСИЛЕНКО Сергей Александрович и другие ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ...
еврорегионов.
Спектр деятельности, охватывающий субгосударственные международные связи, несомненно, широк. Это варьируется от довольно повседневного функционального участия в формировании наднациональной политики (например, образовательная программа "IACOBUS" 2014 - 2020 в еврорегионе Галисия - Северная Португалия [1]), до весьма спорных дипломатических решений (представительства Каталонии за рубежом, функционирующие как региональные посольства), которые могут напрямую бросить вызов авторитету и легитимности национальных правительств.
Именно феномен появления международных связей у субнациональных властей наиболее полезен для понимания политической деятельности регионов. Данное явление получило название парадипломатия и стало неотъемлемой частью политического ландшафта в Европе.
Исследование норвежского профессора и редактора журнала "Regional & Federal Studies" М. Татема [10], акцентирует внимание на разнородности парадиплома-тических целей регионов, от простого институционального признания до попыток прямого воздействия на принимаемые решения в ЕС. Автор отмечает постоянно растущее количество региональных представительств и их перегруженность персоналом в Брюсселе, а также резюмирует проблему нарастающей настойчивости и масштабов регионального вовлечения в политические процессы [10, с. 258].
Регионализм - это явление, порождающее новые формы сотрудничества, которые проявляются в создании объединенных и интегрированных сообществ, а также специфических организационных структур (организаций). Любой еврорегион имеет право участвовать в еврорегиональных организациях. Однако вместо того чтобы создавать новые уровни административного управления, еврорегионы предпочитают наличие множества структур и различных правовых инструментов для реализации трансграничных инициатив. Согласно испанским профессорам [11, с. 8], на 2019 год существует 267 еврорегиональных организаций и 158 активных еврорегионов. Получается, что организаций гораздо больше, чем самих еврорегионов, чем это обусловлено? Во-первых, это позволяет регионам одновременно участвовать в нескольких группах территориального сотрудничества (особенно это касается трансграничных регионов, таких как Саар в Германии).
Во-вторых, из-за ограниченных финансовых и административных ресурсов Европейский союз использует регулирующие инструменты для выполнения повседневных задач, оставляя реализацию европейской политики на усмотрение государств-членов. На практике это означает привлечение региональных администраций и ресурсов, то есть делегирование полномочий «сверху вниз». Что делает субнациональные образования важными игроками в европейской политике.
Причем ЕС финансирует и поощряет развитие внешних и внутренних региональных инициатив. В своем исследовании британские политологи Р. Скалли и Р. Джонс [2] уделяют особое внимание формам регионального участия, спонсируемым из европейского бюджета:
1. Европейский комитет регионов (Committee of the Regions или CoR) - это голос субнациональных органов власти в Европейском союзе. Основание такого совещательного органа является институциональным показателем важности субнациональных регионов. Комитет представляет местные и региональные власти по всему Европейскому союзу и консультирует по вопросам европейского законодательства.
2. Ассамблея регионов Европы (The Assembly of European Regions или AER) - крупнейшая форум межрегионального сотрудничества. Активно продвигают риторику регионализма на европейском уровне;
3. Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund или ERDF) - фонд фи-
нансовой поддержки региональной политики. Основная цель - минимизировать экономические различия среди регионов;
4. Интеррег (Interreg) - это серия программ, направленных на стимулирование сотрудничества между регионами в Европейском союзе и за его пределами.
5. Европейская Группа Территориального Сотрудничества (European grouping of territorial cooperation или EGTC). По состоянию на май 2023 года существует 78 EGTC.
Хотелось бы также отдельно затронуть EGTC как уникальный и важный инструмент европейской политики в рамках регионального развития, для демонстрации роли субнациональных властей. EGTC обладает рядом особенных черт, которые выделяют его из ряда других организаций трансграничного сотрудничества [12]. Во-первых, EGTC является единственным правовым инструментом ЕС, обладающим юридической силой, направленным, в частности, на содействие территориальному сотрудничеству. Для сравнения, еврорегион - это нечеткий тип сотрудничества, поскольку он не имеет единый статус, установленный Союзом или же другими международными организациями. Когда регион институционализируется и обретает правовой статус, этот статус остается подконтрольным национальному законодательству, что препятствует трансграничной деятельности региона. Обладая юридической независимостью, EGTC может заключать контракты, контролировать свой собственный бюджет, нанимать персонал и реализовывать проекты. Во-вторых, в отличие от правовых рамок, разработанных под эгидой Совета Европы, членами EGTC могут быть как субнациональные органы власти, так и национальные государства. Эта возможность имеет решающее значение для трансграничного сотрудничества, в которых участвуют небольшие (микро) государства (например, Люксембург), так как у них отсутствует региональная повестка. В-третьих, конечной целью EGTC является поддержка территориального сотрудничества, касательно реализации проектов и программ ЕС. К тому же EGTC можно рассмотреть через призму парадигмы многоуровневого управления как уже действующий правовой инструмент, который позволяет трансграничным регионам обходить национальный уровень посредством процесса трансграничного регионального сотрудничества.
А. Ноферини, М. Берци и Ф. Каминита [11] справедливо подчеркивают тот факт, что регионы несут ответственность за реализацию европейской политики. У них действительно получается лоббировать собственные интересы. С одной стороны, голос регионов на европейском уровне довольно слаб. С другой стороны, благодаря принципу субсидиарности, ответственность за внутреннюю реализацию политики ложится на делегированную администрацию. Принцип субсидиарности получил нормативное закрепление в Маастрихтском договоре 1992 года, с целью регулирования отношений только между государствами-членами и центральными органами ЕС. Однако сторонники федерализма, децентрализации и прав регионов утверждают, что данный принцип должен применяться на всех уровнях управления. Принцип субсидиарности регулирует полномочия в рамках политического порядка, он является одним из основных принципов европейского права и состоит в том, что полномочия или задачи должны осуществляться на подразделениях более низкого уровня (делегирование «сверху-вниз»).
После изучения роли регионов на политической арене ЕС, можно отметить общие черты между современной региональной повесткой и концепцией «Европа Регионов»:
1. Стремление к автономизации регионов;
2. Защита и признание региональных языков и традиций;
3. Финансирование региональных инициатив;
VASILENKO Sergey Aleksandrovich and others
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT ..
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2023. T. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-S4S2; p-ISSN: 2309-1762
4. Образование пространства без границ;
5. Вовлеченность регионов в процесс принятия решений в ЕС.
Британские политологии [2] считают, что европейский регионализм не означает кризис национального государства. Напротив, этот процесс может укрепить позиции государства, став еще одной прочной опорой, на которой базируется Европейский союз. При этом авторы интерпретировали лозунг «Европа регионов», как «Европа с регионами».
В противовес положительным оценкам региональных тенденций, норвежский политолог М. Татем приводит три основных сложности на пути становления концепции [10]:
1. Разный правовой статус регионов в национальных государствах. Федеративные государства наделяют свои регионы большими компетенциями, в отличие от унитарных государств.
2. Отсутствие четкой программы и перечня конкретных задач для реализации концепции.
3. Рост региональной идентичности ведет к конфликтам на национальном уровне.
ВЫВОДЫ
В работе изучена роль и влияние регионов в Евросоюзе через призму концепции «Европа регионов». Трудно поспорить с тем, что регионы являются символом новых стратегий и интеграций. Они представляют собой арену для решения важных политических вопросов, таких как баланс между экономической конкуренцией и социальными аспектами. Однако нынешний европейский регионализм - это не односторонний проект, ведущий к «Европе регионов». Государства по-прежнему остаются важными участниками формирования пространства. Но государства больше не единственные субъекты разграничения территории [13].
Кроме того, правовые полномочия и усиление влияния регионов на европейском пространстве позволяет сказать, что концепция «Европа регионов» находится в процессе становления [14]. На сегодняшний день это наиболее эффективный подход к решению региональных проблем, а современные реалии европейского регионализма подчеркивают роль и влияние регионов как во внутриполитической, так и во внешнеполитической деятельности [15; 16]. Вместе с тем регионы имеют различное влияние и амбиции как во внутренней, так и во внешней политике [17]. У них полностью отсутствует общая повестка. «Европа регионов» до сих пор не имеет четкой программы, в том числе и перечня конкретных целей и задач [18].
Хотя регионы все еще далеки от внедрения эффективной многоуровневой системы управления, которая может изменить традиционные институты и реорганизовать государственную территориальность, нельзя не замечать положительный потенциал. Регионы приумножают свое значение в европейских организациях, демонстрируя гарантию субсидиарности и автономии против централизующих тенденций государственной политики, при этом сохраняя элемент идентичности в растущей глобализации [19]. Все вышесказанное характеризует их как релевантные организации для изучения, которые могут стимулировать институционализацию нового процесса мягких форм ретерриториализации и переосмысления форм государственного устройства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аброськина Е. В. Понятие регионализма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-regionalizma (дата обращения 06.03.2023)
2. Scully R., Jones R. W. Europe, regions and European regionalism // Springer. 2010. pp. 277. DOI: 10.1111/j.1468-5965.2012.02247_6.x
3. Hooghe L., Marks, G., & Schakel, A. The Rise of Regional Authority: A Comparative Study of 42 Democracies (1st ed.) //Routledge. 2010. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203852170
4. Dura A., Camonita F., Berzi M. and Noferini A. Euroregions, Excellence and Innovation across EU borders // A Catalogue of Good Practices. Barcelona, Department of Geography, UAB, 2018. 254 p. - URL:
https://ec.europa.eu/futurium/en/system/files/ged/recot_crii_catalogue_0. pdf (дата обращения 06.03.2023)
5. Aldecoa F., & Keating, D.M. (Eds.). Paradiplomacy in Action: The Foreign Relations of Subnational Governments (1st ed.)//Routledge. 2000. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315039497
6. Богатырева О. Н. Европейские модели регионализма: учеб. пособие //М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. Ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2018. 171 с.
7. Nicolosi S. F., Mustert L. The European Committee of the Regions as a watchdog of the principle of subsidiarity //Maastricht Journal of European and Comparative Law. 2020. Т. 27. №3. С. 284-301. DOI: https://doi.org/10.1177/1023263X20906737
8. Удовиченко А. И., Леппик О.С. Проблемы региональной идентичности в современной Европе — тенденции и проблемы. // РСЭУ. 2018. №2 (41). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-regionalnoy-identichnosti-v-sovremennoy-evrope-tendentsii-i-problemy (дата обращения 10.03.2023)
9. Oliveras X., Dura A., & Perkmann M. Las regiones transfronterizas: Balance de la regionalización de la cooperación transfronteriza en Europa (1958-2007) // Documents D'Analisi Geografica, 2010. 56(56), 21-40. DOI: 10.1080/03066150.2013.876996
10. Tatham M., Thau M. The more the merrier: Accounting for regional paradiplomats in Brussels //European Union Politics. 2014. Vol. 15. №. 2. pp. 255-276. DOI: 10.1177/1465116513512539
11. Andrea Noferini, Matteo Berzi, Francesco Camonita & Antoni Dura: Cross-border cooperation in the EU: Euroregions amid multilevel governance and reterritorialization // European Planning Studies. 2019. 28(1). pp.23. DOI: 10.1080/09654313.2019.1623973
12. Томаш С., Гуменюк И. С. Появление и развитие инструмента европейского территориального сотрудничества //Псковский регио-нологический журнал. 2019. №. 1 (37). С. 3-18. - URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/poyavlenie-i-razvitie-instrumenta-evropeyskogo-territori-alnogo-sotrudnichestva (дата обращения 23.03.2023)
13. Keating M. A Quarter Century of the Europe of the Regions // Regional & Federal Studies. 2008. Vol. 18. №. 5. pp. 629-635. DOI: 10.1080/13597560802351630
14. Верещагина Е.Л. Место регионов в политической системе современной Европы // АПЕ. 2006. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/mesto-regionov-v-politicheskoy-sisteme-sovremennoy-evropy (дата обращения 23.03.2023)
15. Keating M., Hooghe L., Tatham M. Bypassing the nation-state? Regions and the EU policy process // European Union. Routledge, 2015. pp. 445-466. DOI: 10.4324/9781315735399-19
16. Keating, M., & Wilson, A. Regions with regionalism? The rescaling of interest groups in six European States // European Journal of Political Research. 2014. 53(4). pp. 840-857DOI: 10.1111/1475-6765.12053
17. Александров О. Б. Взаимодействие европейских регионов и национальных государств в сфере международных отношений: неудачный пример для России? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2020. Т. 20. №. 3. с. 375-381. DOI: 10.18500/1819-4907-2020-20-3-375-381
18. БутенкоВ. А., МохаммадиШ. Регионализация и «новый»регионализм //Право и политика. 2020. №. 7. С. 105-113. DOI: 10.7256/24540706.2020.7.33203
19. Виолин С.И. Развитие межрегионального взаимодействия в Европейском Союзе //РЭиУ. 2022. №2 (70). - URL: https://cyberlenin-ka. ru/article/n/razvitie-mezhregionalnogo-vzaimodeystviya-v-evropeys-kom-soyuze (дата обращения 24.03.2023)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
The authors declare no conflicts of interests
Received date: 27.04.2023 Revised date: 25.05.2023 Accepted date: 27.06.2023