11. Цвылев Р.И. Метаморфозы индустриальной экономики: проблема экономических измерений // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2.
12. Эшби У.Р. Введение в кибернетику / пер. с англ. М., 1959.
13. Гончаров В.Н. Социально-философский аспект информации в науке: дис. ... канд. фи-лос. наук. Ставрополь, 1999.
Поступила в редакцию 9.02.2009 г.
Nazmutdinova A.R. Appearing and developing of information as an economical category. The article presents alternative approaches to the information as an economical category.
Key words: information, informational resource.
УДК 383.384
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
© И.В. Сафронов
В статье предлагается авторский подход к определению информационно-технологических (технических) инноваций. Выделены перспективные направления развития предприятий почтовой связи
на базе активизации инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновация, инновационная (технические) инновации, почтовая связь.
Для сферы почтовых услуг, являющейся одной из важнейших составляющих экономики любого государства и имеющей своим основным назначением наиболее полное и высококачественное удовлетворение потребностей в услугах связи населения, экономики и обороны страны с учетом постоянно растущих материальных и культурных потребностей общества, проблема успешного применения информационно-технических инноваций приобрела особую актуальность уже с середины ХХ в., когда пристальное внимание стало уделяться автоматизации и механизации производственных процессов на почте.
В современных условиях, характеризующихся бурным развитием электроники, средств скоростной передачи информации важной научно-практической задачей выступает, с нашей точки зрения, выявление специфики информационно-технических (технологических) инноваций в деятельности предприятий почтовой связи.
Информационно-технологические (технические) инновации - это материализованные, вследствие инновационной деятельности, и востребованные обществом новые знания и умения человека в области улучшения организации информационных потоков в научной, коммерческой и других сферах,
деятельность, информационно-технологические
дающие социально-экономический эффект. Они присутствуют в каждом звене цепочки ценностей предприятия, изменяя способы выполнения ценных видов деятельности и характер связей между ними, инициируя ряд других важных инновационных процессов и являясь основой как социально-экономического развития современных организаций, так и повышения конкурентоспособности экономики страны в целом. При этом закономерной представляется обусловленность эффективности внедрения и дальнейшего использования информационно-технических инноваций спецификой конкретной производственной сферы.
Почтовой связи свойственны основные характеристики промышленного производства: процессы по оказанию услуг в данной сфере организуются с использованием труда работников, орудий труда (материальнотехнической базы) и предметов труда (писем, посылок, денежных средств и т. д.). При этом она обладает рядом отличительных свойств, являющихся производными ее специфических особенностей, места и роли в укладе общества. Из них детерминантами развития информационно-технических инноваций в этой сфере выступают следующие [1-3].
- повышенная информатизация производственных процессов, которая обусловливает требования к скорости перемещения почтовых отправлений и сохранению их неизменности: информация, переданная с опозданием или в неполной форме, теряет свои потребительские свойства, а иногда наносит ущерб пользователям услугами почтовой связи;
- традиционная малая рентабельность предприятий почтовой связи, обусловленная, в т. ч. и принципом доступности услуг почтовой связи, т. е. предоставления населению возможности пользования данными услугами по доступным тарифам при высоком их качестве;
- незавершенность производственного
процесса по оказанию отдельной услуги почтовой связи в рамках одного объекта связи: как правило, принимает почтовое отправление один объект, доставляет другой, а между ними возможен еще ряд объектов, выполняющих промежуточные операции, что требует единства применяемых правил, норм, стандартов, методов работы и развитой системы информационно -коммуникативных
технологий.
Кроме этих особенностей, характерных для предприятий почтовой связи вообще, инновационная деятельность ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие) «Почта России» во многом определяется факторами, типичными для постпере-строечной действительности нашего общества. Российская почта, представляя собой на сегодняшний день уникальную единую производственную сеть, насчитывающую свыше 1860 узлов почтовой связи, около 100 почтамтов и 40 тыс. местных отделений, связанных между собой мощной транспортной инфраструктурой, имеет своим слабым звеном телекоммуникации. Информационный обмен между большинством структурных подразделений осуществляется либо по электронным каналам (в режиме off-line), либо на магнитных носителях. Кроме того, немало российских почтовых отделений не имеет даже обычной телефонной связи. В этом аспекте прежняя разрозненная организационная структура оставила «Почте России» тяжелое наследство - парк дезинтегрированных ИТ-решений (информационно-технических) и устаревшие аппаратно-програм-
мные средства автоматизации. И это при скудном финансировании почтовой службы, развивавшейся в постперестроечный период преимущественно за счет бюджетных ассигнований, и при условии, что именно эта служба призвана стать основой в решении проблемы «информационного неравенства» среди жителей городских и сельских населенных пунктов, проблемы, приобретающей первостепенное значение, поскольку технологическая и коммуникативная грамотность и активность населения стали основными детерминантами развития экономики страны.
Все эти факторы определили постановку следующих стратегических задач в области развития информационно-технических инноваций в деятельности ФГУП «Почта России» [2, 4]:
- информационно-коммуникационная интеграция предприятия и создание единого информационного пространства «Почты России», предполагающие развитие телекоммуникационной сети ФПС (федеральной почтовой связи), с увеличением ее разветвленно-сти, повышением пропускной способности каналов, подключением отделений связи, формированием отраслевых стандартов в области информатизации, созданием единой электронной адресной базы (документооборот, ERP1, IP-телефония2, телеконференции);
- техническое перевооружение отрасли, совершенствование программно-аппаратных комплексов информационных систем федеральной почты; организация пунктов коллективного доступа (ПКД); разработка унифицированного программного обеспечения элементов системы обслуживания, внедрение и продвижение новых информационных серверов и корпоративных систем;
- коммерциализацию деятельности, прежде всего, по таким направлениям, как продажа сетевых, финансовых, почтовых, рекламных услуг.
В целях решения этих задач «Почтой России» разработаны и реализуются следующие инновационные проекты.
1. «Кибер-Почт@» - данный проект направлен на предоставление гражданам дос-
1 ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System - Система планирования ресурсов предприятия) -корпоративная информационная система (КИС), предназначенная для автоматизации учета и управления.
2 IP-телефония - система связи, при которой аналоговый звуковой сигнал кодируется в цифровой вид.
тупа к сети Интернет на всей территории страны, а также получение навыков работы на персональном компьютере. В 2005 г. по всей стране было создано 10 тыс. таких пунктов, к концу 2006 г. их число удвоилось. На сегодняшний день в пунктах коллективного доступа предоставляется около 20 видов услуг. Через ПКД россияне имеют возможность воспользоваться справочно-правовыми системами, интернет-ресурсами органов государственной власти и др. Конечная цель проекта - преобразовать отделения почтовой связи страны в центры, технически оснащенные всем необходимым для работы, обучения и общения, обеспечить каждому россиянину возможность получения дистанционного образования. Правда, в связи с ограниченностью телекоммуникационной инфраструктуры почтовой службы ПКД подключаются к Интернету по каналам местных провайдеров. Из-за этого характеристики подключения и скорость доступа могут существенно различаться от региона к региону.
2. «Кибер-Пресса» - суть проекта в обеспечении мгновенной доставки материалов центральных и зарубежных газет в регионы России (прежде всего, удаленные) по Интернету;
3. «Кибер-Деньги» - система электронных денежных переводов. Почтовые переводы сегодня остаются самым распространенным способом перевода денежных средств по территории РФ. Услуга «Кибер-Деньги» -одна из важнейших с точки зрения доходности, и дальнейшее развитие этого направления является одним из главных приоритетов «Почты России».
4. «Гибридная почта» - целью данного проекта является создание сети центров предпочтовой подготовки, основными функциями которых выступают обработка адресных баз данных, печать, конвертирование и подготовка почтовых отправлений, передача отправлений для доставки, организация гибридной почты. Последняя представляет собой некоторый симбиоз электронной и традиционной почты. Отправление электронной почты по желанию пользователя может быть преобразовано в письменное сообщение или скопировано на машинный носитель и доставлено по почтовому адресу клиента в открытом или закрытом виде.
5. Проект создания единого информационного пространства получил отправную точку для своего развития с окончательным объединением ФГУП «Почта России», позволившим создать единую систему централизованного управления сетью, единую информационную систему управленческого учета и отчетности за счет консолидации финансово-экономических показателей деятельности всех региональных подразделений предприятия, а также внедрить единую систему мониторинга эффективности деятельности по оказанию услуг почтовой связи.
6. Портал «Почты России» - целью данного проекта выступает продвижение услуг портала, организация маркетинговых исследований с целью наиболее плотного охвата целевой аудитории данными услугами. Он выступает составной частью рекламных и маркетинговых коммуникаций, которые ФГУП «Почта России» целенаправленно развивает для информирования населения о новых видах услуг, повышения лояльности потребителей к последним, а также привлечения новых клиентов.
7. Проект по оптимизации отделений почтовой связи, основными направлениями которого выступают внедрение стандартного набора услуг, стандартов технической оснащенности и новых технологий, призван в результате реализации обеспечить рост спроса на традиционные и новые услуги, увеличение оборотов по их реализации населению на 15-20%.
8. Совместно с Пенсионным фондом РФ «Почта России» запустила пилотный проект по внедрению технологии электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи. Следует отметить, что такое нововведение весьма актуально сегодня в развитых странах.
9. Также отвечает передовым направлениям развития информационно-технических инноваций и разрабатываемый проект по созданию ИТ-инфраструктуры и связанных с ней услуг на основе свободного программного обеспечения Ьтих1. Нужно сказать, что доверие различных образовательных и госу-
1 Linux (полное название GNUILinux) - общее название UNIX-подобных операционных систем на основе одноименного ядра и собранных для него библиотек и системных программ, разработанных в рамках проекта GNU.
дарственных учреждений Европы к этой бесплатной операционной системе окупилось сполна. Ьтих доказала не только свою надежность, но и широкие возможности настройки под клиента, что позволило полностью приспособить данную операционную систему к почтовому бизнесу.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что тенденции развития информационно-технических инноваций в деятельности ФГУП «Почта России» соответствуют мировым и одновременно ориентированы на специфику российской действительности, что позволяет говорить о положительной перспективе роста в дальнейшем всей организации как в экономическом, так и в социальном аспектах. Однако на сегодняшний день отделениями «Почты России» практически на 80 % рассмотренные выше проекты еще не освоены, и, как следствие, данное предприятие в целом убыточно (убыток за 2007 г. составил порядка шести миллиардов рублей) [4-6].
При этом существует целый ряд неиспользуемых возможностей для расширения почтовой службой спектра предоставляемых информационно-коммуникационных услуг, требующих к себе самого пристального внимания со стороны руководства компании. Так, например, участие ФГУП «Почта России» в региональных целевых программах по поддержке и развитию малого предпринимательства, прежде всего выполнение почтовыми отделениями части функций региональных бизнес-инкубаторов, позволит снизить бюджетные затраты на реализацию данных программ, а также повысит доходы самого ФГУП от реализации проекта «КиберПочт@».
Также видится целесообразным расширение спектра информационно-коммуникационных услуг почты за счет активизации работы по внедрению на предприятиях, организациях региона электронного документооборота и практики использования в экономической деятельности электронной цифровой подписи.
Инфраструктурный потенциал «Почты России», ее разветвленная сеть почтовых отделений и пунктов коллективного доступа в Интернет позволяет организовать конкурентоспособный Удостоверяющий центр по обслуживанию сертификатов электронной цифровой подписи, объединяющий владельцев ЭЦП со всех регионов России. К тому же доступ в Интернет необходимо осуществлять на базе спутниковых каналов связи, а переход на свободное программное обеспечение должен проводиться более активно и без оглядки на Microsoft, поскольку от этого зависит значительное повышение эффективности большинства внедряемых информационно-технических инноваций и скорость их освоения.
1. Борисенко В.А. Обеспечение электронного документооборота между организациями и органами государственной власти // Федеральный справочник связь и информатизация в РФ. М., 2003.
2. Бренд «Почта России». иКЬ: Шр://№^^ Би-per-rands.ru/content/sbrand_11481.shtml. Загл. с экрана.
3. Шелихов В.В., Шнырева Н.Н., Гавердов-ская Г.П. Оператор связи. М., 2006.
4. Есауленко А. «Почта России» станет электронной. иКЬ: http://www.osp.ru/nets/2003/04-05/150012. Загл. с экрана.
5. Новые информационные технологии в почтовой связи / Котов Г.И. [и др.] // Федеральный справочник связь и информатизация в РФ. М., 2003.
6. Почта Чехии: курс на инновации // «Почта России». 2007. № 7.
Поступила в редакцию 28.01.2009 г.
Safronov I.V. Prospects of development of information-technological innovations in the activity of the enterprises of a mail service. In article the author's approach to definition «information-technological (technical) innovations» is offered. Perspective directions of development of the enterprises of a mail service on the basis of activation of innovative activity are defined.
Key words: innovation, innovative activity, information-technical innovations, mail service.