Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКРАНОПЛАНОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКРАНОПЛАНОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водный транспорт / экранопланы / Арктика.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суворов С.А., Кузьмин З.А.

В статье рассмотрены перспективное направление развития транспорта – экранопланы. Их история, современные разработки, эксплуатационные характеристики, достоинства и недостатки, даны предложения их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Суворов С.А., Кузьмин З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКРАНОПЛАНОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ»

Суворов С.А. студент АВТ РУТ(МИИТ) Кузьмин З.А. студент АВТ РУТ(МИИТ) Научный руководитель: Алфёров В.В., старший преподаватель

АВТ РУТ(МИИТ)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКРАНОПЛАНОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

В статье рассмотрены перспективное направление развития транспорта - экранопланы. Их история, современные разработки, эксплуатационные характеристики, достоинства и недостатки, даны предложения их использования.

Ключевые слова: водный транспорт, экранопланы, Арктика.

Suvorov S.A. student AVT RUT(MIIT) Kuzmin Z.A. student AVT RUT(MIIT) Scientific adviser: Alferov V. V.

senior lecturer AVT RUT(MIIT)

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT AND POSSIBILITIES OF

USING EKRANOPLANS IN THE ARCTIC

The article discusses a promising direction in the development of transport - ekranoplanes. Their history, modern developments, operational characteristics, advantages and disadvantages, suggestions for their use are given.

Key words: water transport, ekranoplanes, Arctic.

Введение

Экраноплан передвигается, благодаря «экранному эффекту», экраноплан находится в близости от поверхности и создается подъемный эффект и, в связи с этим, он может развивать колоссальную скорость для морского судна. Его скорость достигает до 250 узлов (460 километров в час), чем он сильно выигрывает в сравнении с обычными судами. В сравнении же

с авиацией, экраноплан более крепок, и имеет большую грузоподъемность, а также, в связи с полетом на низкой высоте, существенно экономится топливо.

Экраноплан - это перспективный вид транспорта, развитие которого было приостановлено в связи с развалом СССР, и последующими проблемами. В данный момент, не единожды говорится о необходимости возрождения экранопланостроения. Для нашей же страны, как правопреемника Советского Союза - это выгодное направления развития, так как наработки по данному направлению уже есть.

Для воздушного транспорта имеются ограничения в погодных условиях и необходимо инфраструктуре, автодороги -недоступны для крайнего Севера, как и ЖД пути. А водный транспорт - это медленная доставка грузов. А экранопланы позволят существенно сэкономить деньги, время, при большой эффективности.

Цель статьи заключается в проведении анализа экранопланов, их достоинств и недостатков, для оценки их потенциального использования в условиях Арктики.

Для этого в статье решаются следующие задачи:

1.Рассмотреть историю экранопланов.

2.Выполнить анализ современных моделей экранопланов.

3.Дать оценку возможности использования экранопланов в условиях Арктики.

Основная часть

Экранопланы берут свое начало еще в далеких 20-ых годах прошлого века. Сам по себе «экранный эффект» был вреден для авиации, но, увидев перспективы, то, в чем видели вред авиастроители, судостроители нашли существенную выгоду. Так, в 1932 году, в Финляндии создали первый экраноплан, на буксире аэросаней. Дальше данную идею подхватили в США, Швеции. Но успеха дальнейшие разработки не имели, и все наработки закрыли, в связи с началом войны. В период с 50-ых годов по 80-ые, было построено множество опытных экранопланов, в разных частях света, с самыми разными характеристиками и схемами устройства.

В 1966 году, ЦКБ «Алексеева» создало и испытало экраноплан «КМ» - Корабль макет. В связи с географией испытаний, позже прозванный «Каспийский Монстр» западом [2]. Это был первый в мире полет экраноплана.

Его характеристики были следующие [2]:

Таблица 1 - Технические характеристики экраноплана «КМ»

Скорость 500 км/ч

Мореходность 1500 км

Дальность 3 балла (Слабое волнение, Высота волн до 1,5м)

Лидером в разработках был СССР. В 80-ые годы, у него уже было 25 опытных образцов, и на их основе началось серийное производство.

После этого, в 1973 году был создан экраноплан «Орленок», в том же конструкторском бюро «Алексеева». Это была, в первую очередь, военная техника.

Основу она получила от «КМ». Благодаря чему у нее схожие характеристики [2]:

Таблица 2 - Технические характеристики экраноплана «Орлёнок»

Скорость 500 км/ч

Мореходность 1500 км

Дальность 5 баллов (Бурное волнение, Высота волн 4м)

Высота полёта До 3000 м

Так же, она получила возможность посадку не только на воду, но и на сушу. Из-за чего это была незаменимая десантная машина.

В итоге, после государственных испытаний машины, в 1979 году она была принята на вооружение. По итогу, 1 машина потерпела серьезную аварию в 1975 году, в ходе которого затонул корма с килем.

Так же, что примечательно, на основе именно «Орленка» были попытки строительства пассажирских судов, подобного типа. К сожалению, на фоне аварии 1975 года, направление пассажирского экранопланостроения было свернуто, хотя в ходе аварии не было ни одной жертвы, и машина в глиссирующем режиме успешно дошла до берега, и, таким образом, показала удивительную живучесть, несмотря на затопление кормы. И, в связи с этим, корпус машины дополнительно укрепили.

В 1986 году был спущен на воду ударный экраноплан - ракетоносец «Лунь», по классификации НАТО «Утка» (Приложение 5 и 6). Он был построен в единичном экземпляре, на верфи, специально построенной для него.

Его характеристики, следующие [2]:

Таблица 3 - Технические характеристики экраноплана «Лунь»

Скорость 500 км/ч

Мореходность 6 баллов (Очень бурное волнение, Высота волн до 6 м)

Дальность 2000 м

Тем не менее, из-за близившегося развала СССР, и ярких финансовых проблем, на этом фоне, проблем, из 8, изначально планирующихся машин, построили лишь 2. Что примечательно, второе судно позже было переоборудовано под специализированный поисково-спасательный вариант «Спаситель» [2]. Он должен был иметь специальные спасательные средства, а также, даже госпиталь на 150 пострадавших. В критической ситуации, он принимал до 500 человек. Но в связи с недостатком финансирования, в 90-ых годах, его постройка была остановлена на 75% готовности судна.

В 2019 году, председатель совета директоров АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» Георгий Анцев заявлял, что «работы над «Спасателем» активно ведутся и это будет машина массой около 500—700 тонн, одной из основных задач которой станет тушение лесных пожаров. Грузоподъёмность воды должна составить 200 тонн. Местом базирования нового экраноплана предполагают сделать крупные реки Сибири и Байкал» [6]. Но на данный момент ничего об этом неизвестно.

Перспективным направлением развития экранопланов в современное время можно считать Арктику.

26 октября 2020 года Президент РФ Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. В ней четко описана необходимость в развитии наземной и воздушной техники в условиях Арктики.На данный момент Арктика - это зона, где работают морской, воздушный и сухопутный транспорт, но это крайне малоэффективно, в природно-климатических условиях Арктики. Основная проблема кроется в том, что корабли, несомненно, могут перевезти большое количество груза, но их оперативность оставляет желать лучшего. В ожидании подготовки, загрузки, отправки, это занимает не малое количество времени. Авиация решает проблемы времени, но появляются проблемы грузоподъемности. Даже тяжелые транспортные самолеты, по типу АН-124 «Руслан», не поднимут больше 120 тонн. И это лишь часть проблемы авиации, в условиях Арктики. Их, так же, очень дорого содержать, и она сильно зависит от метеоусловий, которые быстро меняются в данном регионе. На постройку одного лишь аэродрома, на том же острове Темп, ушло 5 млрд рублей [8]. И это при условии, что строили аэродром на протяжении 6 лет и было множество других проблем, помимо финансовых затрат и срыва всех сроков.

И не нужно забывать про то, что в условиях крайнего Севера построить автомобильную или железную дорогу, это практически невозможно, из-за вечной мерзлоты. Теоретически проект возможен, при строительстве свай, защиты, в виде камня и прочего, но их содержание будет обходиться в колоссальные траты, при рисках вреда окружающей среде [9].

Ледоколы, в свою же очередь, в Арктике дорогой в постройке транспорт, стоимость одного ледокола «Лидер» составляет 111,5 млрд рублей [10]. В связи с этим, кардинально новый вид транспорта -экранопланы, были бы эффективным, выгодным и перспективным направлением развития транспорта в Арктике. О их возможном применении в Арктике всё чаще можно услышать. Как например, отметил бывший заместитель губернатора Красноярского Края:

«Вложение в создание больших и среднетоннажных грузовых, а потом и пассажирских экранопланов помогло бы решить, как многие из проблем с перемещением по СМП традиционных судов, так и развило бы саму отрасль экранопланов, которым, по сути, нет замены в ближайшей перспективе на транспортных путях со сложными условиями» - отмечает бывший заместитель губернатора Красноярского края, экономист Константин Утолин [9]

Летом 2020 года в Совете Федерации прошло заседание на тему «Состояние и перспективы развития арктической (полярной) авиации», на которой замглавы Минвостокразвития России Александр Крутиков сообщил, что его ведомство уже ведет разработку экраноплана, для работы в северных широтах [11].

«Хочу вас проинформировать о том, что по поручению правительства министерство <...> сегодня ведёт работу по созданию головного образца экраноплана для использования как раз в северных широтах. Буквально на следующей неделе регистрируем компанию в Комсомольске-на-Амуре, которая будет заниматься производством. Выделили необходимые деньги на производство, по сути, нового типа техники. Мы считаем его весьма перспективным» - сказал Александр Крутиков на заседании.

ВМФ России, в свою же очередь, планирует создать 600-тонный экраноплан для поисково-спасательных работ в Арктике, и снабжения отдельных гарнизонов. Его разработку начнет ЦКБ Алексеева, ранее известной по «Каспийскому Монстру», в связи с чем, машину уже заранее прозвали «Арктический Монстр» [12]

Заключение / Выводы Таким образом, можно сказать, что в условиях Арктики, где традиционные виды транспорта, в виде: автомобилей, поездов, авиации, кораблей, малоэффективны, альтернатива, в лице экранопланов, несет в себе большие возможности и перспективы.

Автомобили, наряду с поездами, нерациональны, в виду климатоэкологических условий Крайнего Севера, и вреда почве. Связано это с тем, что при проезде происходит нагрузка и нагрев вечной мерзлоты, крайне нестабильного грунта. Авиация и флот, временно решают проблемы с обеспечением Арктики на данный момент, но их недостатки, в виде скорости и оперативности, у флота и грузоподъемности, стоимости, метеозависимости у авиации, слишком критичны на долгосрочный период, и, при дальнейшем развитии регионов Крайнего Севера, что гражданской, что военной тенденции, в будущем, приведет к значительным проблемам.

Именно в Арктике, в сложных условиях, экранопланы могут себе найти вторую жизнь, после застоя, в связи с развалом СССР. И это перспективная отрасль, в связи с тем, что мы, как правопреемники СССР, имеем огромные наработки в области их развития, обгоняя в свое время все другие страны.

Использованные источники:

1. Журнал "Наука и техника", №7 (38), 2009 июль. 68 стр, авторы статьи Ефимов Я., Скулин А

2. Г.Ф. Петров «Гидросамолёты и экранопланы России. 1910-1999» // Русское авиационное акционерное общество (РУСАВИА), 2000 г.

3. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645

4. МППСС-72

5. «Временное руководство по безопасности экранопланов». Российский речной регистр, 2008 г.

6. В России создается тяжелый аварийно-спасательный экраноплан // Информационное агентство ТАСС 2021. Ссылка: https://tass.ru/ekonomika/6743741 Дата обращения: 21.01.2023

7. Единственный в мире ракетный экраноплан "Лунь" доставлен в парк "Патриот" в Дербенте // Информационное агентство ТАСС 2021. Ссылка: https://tass.ru/v-strane/9093745 Дата обращения: 21.01.2023

8. Проблемы со строительством аэродрома «Темп» оставили Минобороны РФ без 2 миллиардов // ПравдаУРФО. Ссылка: http://pravdaurfo.ru/articles/179940-problemy-so-stroitelstvom-aerodroma-temp-ostavili Дата обращения: 21.01.2023

9. Амфибия и экраноплан заменят корабль и самолет в Арктике // Go Arctic. Ссылка: https://goarctic.ru/work/amfibiya-i-ekranoplan-zamenyat-korabl-i-samolyet-v-arktike/

10. Сметная стоимость строительства головного ледокола «Лидер» составляет 111,5 млрд рублей // Информационное агентство ТАСС 2021. Ссылка: https://tass.ru/ekonomika/9593249 Дата обращения: 21.01.2023

11. Минвостокразвития занимается разработкой экраноплана для северных широт // Информационное агентство ТАСС 2021. Ссылка: https://tass.ru/v-strane/8992663 Дата обращения: 21.01.2023

12. Россия построит «Арктического Монстра» // Информационное агентство Известия. Ссылка: https://iz.ru/659793/sergei-valchenko-nikolai-surkov-aleksei-ramm/rossiia-postroit-arkticheskogo-monstra Дата обращения: 21.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.