УДК 37. 017: 316. 61
Кароян Ирма Вартановна
ассистент, соискатель кафедры Юриспруденции Южно-Российского государственного технологического университета irma-7707@yandex. ru
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Рассматривается основная цель гражданского воспитания российской молодежи - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Намечены перспективы российского общества в плане формирования истинной гражданственности у молодого поколения.
Ключевые слова: молодежь, гражданское воспитание, гражданственность, социокультурная модернизация, российское общество.
Одной из основных целей реформирования нашего государства является построение гражданского общества, которое подразумевает высокую степень развития как государственных, так и общественных институтов саморегуляции и саморазвития социума.
Россия переживает сегодня сложное время изменений в направленности общественного развития и радикальных преобразований, стремясь выйти на дорогу общемировой цивилизации, достичь параметров модернизированного общества. Процесс идет многоуровневый и имеет специфические особенности по сравнению с классической модернизацией. В российской действительности он сопряжен с обширным кризисом практически всех жизненно важных сфер общества - экономической, политической, социальной, правовой, семейной, нравственной, социализа-ционной и т. д. Проявления и последствия кризиса общества затрагивают все социальные группы, но в наибольшей мере они сказываются на подрастающем поколении россиян.
Социокультурные изменения, социально-ценностные сдвиги, формирование новых социальных институтов при разрушении традиционных в совокупности вызывают неоднозначные последствия в социальных настроениях, поведенческих практиках и ценностных ориентациях молодого поколения. С одной стороны, можно сказать, что молодежь является поколением социального оптимизма, достаточно успешно вписавшимся в новые социальные и экономические реалии, с другой - возрастает социальная индифферентность,
Karoyan Irma Vartanovna
Assistant, Postgraduate Student of the Department of Law of South-Russian State Technical University irma-7707@yandex.ru
PROSPECTS OF YOUTH CIVIL EDUCATION IN THE CONTEXT OF SOCIOCULTURAL MODERNIZATION OF RUSSIAN SOCIETY
The article considers upbringing society moral ideals, love for the native country, aspiration for peace, necessity of work for society’s sake as the main aim of the civil education of the Russian youth. The prospects in the Russian society in the process of true patriotism formation of the young generation have been outlined.
Key words: youth, civil education, civic consciousness, sociocultural modernization, Russian society.
аполитизм, постоянное сужение поля социального интереса, что стимулирует межпоко-ленческие разрывы, осложняет процессы социализации и интеграции молодежи.
Масштабная трансформация российского общества, вызвавшая существенные изменения в производстве и в быту, радикальные перемены в социальной структуре общества, в системе социальной мобильности, стали источниками кризиса в системе воспитания, разрушении традиций и ценностных норм. Сейчас как никогда остро встает вопрос о воссоздании эффективного пространства воспитания как фундамента формирования здоровой личности и сознательного гражданина -активного и ответственного субъекта социальных отношений, патриота.
Очевидно, что прежние ценностные основания гражданского воспитания, базирующиеся на коллективистских практиках и классических механизмах передачи традиций и знаний предшествующих поколений для достижения социальной зрелости и вступления во взрослую жизнь, в условиях перехода к ценностям индивидуализма и свободы, конфликтности социальных интересов, утратили универсальный смысл. Однако новые основы системы гражданского воспитания и формирования гражданских качеств еще не созданы.
Соответственно, возникает вопрос: как сделать так, чтобы, несмотря на сложный период в истории общества и государства, молодой россиянин обладал определенным набором качеств, который характеризовал бы его как гражданина, проявляющего в своей
жизнедеятельности социальную зрелость, самостоятельность, ответственность, способность сочетать личные и общественные интересы? Решение накопившихся проблем во всех важнейших сферах жизнедеятельности российского общества и его молодого поколения, во многом, определяется решением этой важной проблемы - воссоздания, с учетом изменившихся социокультурных, экономических и политических условий, системы гражданского воспитания молодежи.
Этим определяется социальная значимость данной проблемы, в то время как необходимость, а главное, отсутствие социальнофилософской рефлексии процессов, происходящих в пространстве гражданского воспитания российской молодежи, обуславливают научную актуальность проблемы исследования и правомерность научного поиска в выбранном направлении.
В российском обществе возникло множество проблем, которые носят исключительно воспитательный характер, которые не разрешить через книжное знание; тестирование на компьютере и т.п., а только через влияние на эмоции, чувства и мораль человека, научение его определенным правилам поведения согласно определенным ценностям и нормам на примере и с помощью воспитателя - отца, матери, учителя и педагога, если они ставят перед собой такую цель и способны выполнять эту функцию.
Таким образом, среди основных причин, резко актуализирующих проблему воспитания в нынешнем российском обществе, выделим: возникновение в России новой и опасно деструктивной для становящейся личности катастрофической социально-педагогической ситуации;
разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
возникновение новой системы требований общества к личности;
активное навязывание российскому обществу западных ценностей;
переоценку роли обучения и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений россиян.
Очевидно, в российском обществе назрел вопрос о создании системы воспитания, возрождении его традиций. Начинается интенсивный поиск новых подходов. Работы в области поиска новой философии и создания новой концепции воспитания, на наш взгляд, имеют первостепенное значение для формирования гражданственности молодого поколения.
А.С. Гаязов выделяет следующие блоки приоритетов в образовательно-
воспитательной сфере, которые способствуют
повышению актуальности проблемы формирования гражданских качеств личности в современной России:
1. Изменения в видении конечных целей
образовательно-воспитательного процесса,
когда результатом его становится воспитание гражданина, обладающего гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженного идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающего национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданина, для которого приоритетом деятельности становится уважение к законам государства; гражданина, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности.
2. Изменение подходов к образовательной и воспитательной сфере с позиции гуманизации и демократизации, когда школьник выводится из системы подчинения, подавления и противопоставления в систему сотрудничества.
3. Изменения в отношениях на уровне государство-гражданин в сторону отхода от регламентов и штампов, что было характерно для государственного образования и воспитания прежнего типа.
4. Ориентация на мировые образцы и стандарты политико-правовых отношений гражданина и государства, изначально предусматривающие уважительное отношение к правам и проявлениям личности, которая оказывает особое влияние на становление нового видения проблемы воспитания гражданина.
5. Необходимость разработки новых стандартов в самой системе гражданского воспитания, разработки ее теоретических основ и прикладных аспектов [1, с. 8-9].
За последние годы содержание гражданского воспитания растворилось в других направлениях системы воспитания, оно не рассматривалось как полноправная и специфическая сторона этой системы.
Идея гражданственности, социальной значимости гражданских качеств остается одной из основополагающих. Идею гражданственности следует воспринимать как вненациональное образование, ибо правовой опыт показывает, что в мире практически нет государств со стопроцентным мононациональным населением. Это уже говорит о том, что понятие «гражданин» в этом случае выступает своего рода цементирующей силой, гарантом единства и силы государства, показателем защищенности самой личности от нежелательных влияний извне.
Гражданское воспитание зависит от возможностей общества и от условий, в кото-
рых оно протекает. Под возможностями следует понимать, прежде всего, материальное, учебно-методическое обеспечение процесса воспитания. Для повышения эффективности гражданского воспитания необходимо, чтобы оно стало приоритетным, т.е. нужна иерархичность в декларируемых целях и задачах воспитания.
Закономерностью гражданского воспитания является определяющая роль деятельности в его содержании. Помимо общепринятых видов мы выделяем специфическую гражданскую деятельность детей и подростков, включающую общественно-политическую,
разнообразную лично-семейную и другие формы деятельности. Именно в них личность осознает себя субъектом гражданских действий, входит в различные отношения с обществом и государством.
Закономерностью гражданского воспитания является то, что активность гражданской деятельности находится в зависимости от наличного уровня у подростков соответствующих мотивов, потребностей и от используемой системы их стимулирования.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что гражданское воспитание - это целенаправленный, специально организуемый процесс формирования устойчивых гражданских качеств личности через вовлечение ее в специфическую гражданскую деятельность.
Основные характеристики сущности гражданского воспитания исходят из специфики морали гражданина Отечества, которая раскрывается во взаимодействии ее основных функций - регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной и др. В гражданском освоении человеком действительности органически сливаются оценка и поведение. Гражданское воспитание регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной и личной жизни - в труде, быту, политике, науке, семейных, личных отношениях.
Сущность характеризует жизнедеятельность человека как процесс удовлетворения потребностей, а гражданское воспитание - как процесс формирования человека в качестве носителя потребностей и деятельности. Сущность характеризует жизнедеятельность человека как материальный труд, а в гражданское воспитание - как деятельность, формирующую человека в качестве субъекта труда, его потребности и способности к труду, в результате чего человек научается овладевать функциями вещей и технологическими способами использования и производства вещей. Сущность раскрывает особенности жизнедея-
тельности человека в системе социальных связей, общественных отношений. Соответственно, гражданское воспитание характеризуется как деятельность, формирующая человека в качестве носителя и субъекта общественных отношений. В связи с тем, что сознание формируется под воздействием и в процессе труда и общения, сущность раскрывает жизнедеятельность человека как сознательную, направленную деятельность, а гражданское воспитание - как деятельность, реализующую определенные идеалы человека и формирующую индивида как субъекта духовного труда, практически-научного овладения миром. Сущность раскрывает особенности жизнедеятельности человека в системе семейных и личных отношений. Соответственно гражданское воспитание характеризуется как деятельность, формирующая человека в качестве носителя и субъекта семейных и личных отношений.
Поэтому мы понимаем гражданское воспитание как сочетание нравственного, правового и политического образования. В условиях разрушения традиционных ценностей и идеалов у российской молодежи необходимо воспитывать умение жить в демократическом правовом государстве, быть «цивилизованными индивидуалистами».
Формирование гражданственности как интегративного качества личности позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.
Анализируя вышесказанное, мы даем следующее определение понятию «гражданские качества» - это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-
ориентируемую деятельность. Воспитание гражданственности включает в себя обучение основным жизненным навыкам, которые дадут возможность школьникам принять ответст-
венное участие в жизни демократического общества.
В последнее время мы все больше убеждаемся, что отказ от официально декларируемых норм поведения, допустимых способов их осуществления в условиях отсутствия социального контроля приводит формирующуюся личность к подчинению стихийно сложившимся законам окружающей среды, лишает личность иммунитета к социальным порокам и располагает ее к пассивному восприятию происходящего.
Процессом формирования личности необходимо управлять, ибо будущее Отечества зависит не столько от инвестиций и внедрения новых технологий, сколько от духовнонравственного потенциала общества, от того, как будет воспитано подрастающее поколение, от его доброты, честности, справедливости, трудолюбия, бескорыстной любви к своему народу и Отечеству. В связи с этим необходимо создать систему воспитания, имеющую институциональный и неинституциональный уровни, где с помощью различных институтов воспитания, форм и методов будут осуществляться воспитательные воздействия.
Важную роль в этом процессе должны играть семья, учреждения дошкольного, школьного, дополнительного образования -институциональный уровень, а также детские общественные объединения и организации -неинституциональный уровень. Важным фактором влияния на формирование гражданских качеств российской молодежи и становление ее активной гражданственности выступает кризисное состояние социализационного пространства российского общества и отсутствие согласованности в целях и нормах воспитательной деятельности базовых агентов социализации - семьи, школы, СМИ. В свою очередь, справедливым является мнение Е.И. Прониной о том, что пока не сформированы цели общества, не может быть четкого социального заказа социализирующим институтам [2, с. 103].
Среди агентов социализации молодежи в конце ХХ в. все более заметную роль начинают играть средства массовой коммуникации. Именно они, в особенности телевидение, располагают самыми широкими возможностями не только в информировании молодого поколения, но и в формировании основных политических предпочтений, мнений и определенных пристрастий. Государственные средства массовой информации (как печатные, так и электронные) довольно односторонне освещали события в стране, завышая результаты реформ, в соответствии с социальным заказом правящей политикоэкономической элиты.
Независимые средства массовой коммуникации, для того, чтобы выжить в условиях рынка и конкурентной борьбы, более всего были заинтересованы не столько в предоставлении объективной и беспристрастной информации, сколько погоней за способными увеличить их аудиторию сенсационными материалами, в частности, скандалами, неудачами политических лидеров и пр. Значительно меньше внимания уделялось гражданским инициативам, событиям, свидетельствующим о социальной активности молодежи, о том, что могло бы служить примером появления элементов гражданского общества в России.
Значимость СМИ в последнее десятилетие подтверждается постоянной борьбой влиятельных политических и экономических группировок за контроль над ними, постоянным желанием власти быть единственным институтом, контролирующим их, и столь же постоянным стремлением средств массовой коммуникации к независимому освещению событий. Однако полная независимость СМИ невозможна в силу объективной необходимости иметь поддержку, влиятельных структур, а также из-за субъективных политических пристрастий отдельных их представителей (журналистов, редакторов газет и журналов). Это, в свою очередь, накладывает определенный отпечаток на мировоззрение сегодняшнего поколения молодых людей.
В жизни российского общества всегда значительную роль играла армия. Вооруженные силы во всех странах, наряду с системой образования, являются тем институтом, через который государство осуществляет свою воспитательную функцию. В бывшем Советском Союзе армия достаточно эффективно воспитывала молодежь в соответствии с целевыми установками партии. Существовал институт политработников, специально подготовленных для выполнения воспитательных функций среди личного состава армейских подразделений. В настоящее время воспитательная работа проводится на весьма низком уровне.
Армия как институт воспитания призвана формировать личностные и гражданские качества первого уровня, необходимо присущие всей молодежи России, такие, как патриотизм, гражданское мужество, инициативность, социальная активность, умение действовать в нестандартной обстановке и т.п. В мировоззренческом плане здесь наиболее эффективно можно формировать гуманистические установки и проводить в жизнь идею национального возрождения России [3, с. 34]. Однако без возрождения патриотических установок в сознании россиян идея национального возрождения России так и останется идеей, поскольку только патриот, живя и дей-
ствуя для себя, соотносит при этом свои действия с интересами Родины [4, с. 130], что и выступает, на наш взгляд, основой национального возрождения и процветания.
Для успешного функционирования армии как института воспитания молодежи в ее структуре необходимо создать институт специалистов по воспитательной работе с личным составом. Специалисты должны иметь соответствующую подготовку именно по работе с армейской молодежью, которая имеет свою специфику. Эту работу нельзя подменять другими формами работы с личным составом, например, социальной работой или деятельностью религиозных организаций, которые настоятельно предлагают свои услуги в настоящее время. Именно воспитательная работа с армейской молодежью благотворно скажется как на укреплении боевого духа армии, так и на становлении личности молодых воинов, а также на проведении демократических преобразований российского общества.
Весьма многогранной и в целом плодотворной была деятельность различных военно-спортивных и военно-патриотических организаций, в которую в той или иной степени были вовлечены миллионы людей. Армия обязана играть определенную роль в воспитании чувства гражданственности, патриотизма, преданности своей Родине.
Сегодня ряд политиков заявляют о необходимости возрождения системы военнопатриотического воспитания. Реформирование армии, отказ от использования ее при разрешении внутренних конфликтов, обращение к героическому прошлому страны, образам выдающихся отечественных полководцев, многочисленным примерам беспредельного мужества защитников Отечества - все это должно сыграть положительную роль. С начала 2000-х при активном участии воинских частей в стране вновь начинают возрождаться военно-исторические и военно-спортивные клубы, проводятся военно-спортивные игры, типа «Зарница» и «Защитник».
Таким образом, процесс гражданского воспитания индивида носит сложный характер и продолжается в течение всей его сознательной жизни. Результатом социализации является определенная структура личности, в которой ценности и цели становятся устойчивыми элементами. При этом определяющую роль играет жизненный и политический опыт гражданина, который позволяет ему сопоставлять предлагаемые различными идеологиями ценности с реальностью.
В условиях проводимых в нашей стране рыночных реформ, с демократизацией российского общества ситуация изменилась; про-
изошло перераспределение функций социализации от государства в пользу элементов общества, осуществляющих стихийную социализацию.
Сегодня государство через свои учреждения и организации должно обеспечивать стратегический (фундаментальный, базовый) уровень воспитания всей молодежи, безотносительно ее принадлежности к социальным группам, поскольку ставит целью формирование соответствующего типа гражданина этого государства. Система государственного воспитания была и остается основой воспитания, когда последнее осуществляется в соответствии с групповыми интересами самой личности, интересами социальных групп и их требований к личности. И это естественно, ибо система государственного воспитания призвана обеспечивать эффективность воспитания молодого поколения в целом [5, с. 125127].
Процессом формирования личности необходимо управлять, ибо будущее Отечества зависит не столько от инвестиций и внедрения новых технологий, сколько от духовнонравственного потенциала общества, от того, как будет воспитано подрастающее поколение, от его доброты, честности, справедливости, трудолюбия, бескорыстной любви к своему народу и Отечеству. В связи с этим необходимо создать систему воспитания, имеющую институциональный и неинституциональный уровни, где с помощью различных институтов воспитания, форм и методов будут осуществляться воспитательные воздействия.
Основная цель гражданского воспитания российской молодежи - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества.
Таким образом, можно выявить следующие моменты в оценке перспектив гражданского воспитания российской молодежи в условиях социокультурной модернизации общества.
Во-первых, цели социокультурной модернизации, как формирование общества креативного, социально-творческого типа, предполагают необходимость их сопряжения с переключением социальной энергии молодежи на инновационные формы деятельности.
Во-вторых, социокультурная модернизация российского общества, как процесс, должна основываться на реальном знании о состоянии молодежной среды как основной социальной силы и креативного потенциала общества, стремящегося перейти на принципиально иные механизмы социального функционирования, выбравшись из цепей кризиса и встав на путь собственного социокультурного развития с опорой на собственные социальные ресурсы и социальный капитал.
В-третьих, перспективы развития системы гражданского воспитания просматриваются в контексте возрождения деятельности традиционных институтов (семья, школа, ар-
мия), которые должны быть наполнены новым социальным содержанием и обеспечивать молодежи поддержку в развитии личностных ресурсов.
В-четвертых, российская молодежь, в целом, если оценивать позиции ее социальной активной части, стремится к возрастанию своего влияния и участия в общественногражданской жизни, выражает активную гражданскую позицию на уровне социальных инициатив в правовой, социально-экологической, социально-коммуникативной сферах, но эта инициативная и граждански активная группа молодежи еще слишком мала, чтобы определять гражданское лицо молодежи России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе. Челябинск. 1995.
2. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. 2011. № 5.
3. Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт // Педагогика. 2003. № 8.
4. Евлапова Т.В. Неизменность идеи патриотизма // Власть. 2011. № 6.
5. Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания... Бирск. 2001.