74
Ветеринария
www.agroyug.ru
DOI 10.24412^-33489-2023-3-74-77 УДК К:619.338.24.021.8 (470)
Юшкова Л.Я., доктор ветеринарных наук, профессор, зав. лаб. истории и организации ветеринарного дела ИЭВСиДВ, E-mail:iushkowa.l@yandex.ru
Сибирский федеральный научный центр Агробиотехнологий РАН (СФНЦА РАН)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
Аннотация. В статье доказана необходимость совершенствования организационно - структурного построения ветеринарной службы, разработана научно обоснованная система по совершенствованию и повышению эффективности профилактики болезней и лечению больных животных в условиях рыночной экономики. Теоретически обоснована и практически доказана хозяйственная полезность и экономическая эффективность новых форм организации ветеринарного обслуживания животноводства.
Ключевые слова: ветеринарная служба, структура, компартментализация, нагрузка, льготы.
Abstract. The article proves the necessity of improving the organizational structure of the veterinary service, develops a scientifically justified system to improve and increase the effectiveness of disease prevention and treatment of sick animals in a market economy. The economic usefulness and economic efficiency of new forms of organization of veterinary service of animal husbandry was theoretically substantiated and practically proved.
Keywords: Veterinary service, structure, compart-mentalization, load, benefits.
Цель работы: разработать основные элементы организации ветеринарного дела в Российской Федерации, совершенствовать систему профилактических противоэпизоотических мероприятий в условиях реформирования сельскохозяйственных предприятий и перехода к рыночной экономике, обеспечивающих переход ветеринарных специалистов на принципы свободного труда, повышения их благополучия и социальной защиты
Практическая ценность. Разработаны и предложены основные принципы государственной национальной программы - научно - обоснованной системы ветеринарного обеспечения в РФ, приемлемой для новых экономических условий.
Показаны научная и практическая ценность исследовательского прогнозирования организационно - структурных и социальных явлений в ветеринарной службе и перспективность научного поиска в этой области знаний. Государственная ветеринарная служба России была создана в 1868 г. в связи с широким распространением инфекционных болезней и массовой гибелью животных, для разработки и осуществления единых мер предупреждения и ликвидации болезней на территории страны [3].
В 1993 г. в России был принят закон «О ветеринарии», согласно которому в составе центрального аппарата Министерства сельского хозяйства был создан единый орган управления ветслужбы -Департамент ветеринарии, а в субъектах - органы управления в составе правительств и администраций, т.е. на этом уровне ветслужба была выведена
из подчинения сельскохозяйственных органов. Это было связано с ликвидацией колхозов, совхозов, приватизацией предприятий по убою, переработке и хранению животноводческой продукции, организацией личных и фермерских хозяйств, юридически не подчиненных с/х органам. Для их эффективного ветеринарного обслуживания необходимо было повысить административный статус государственной ветеринарной службы, т.е. быть представителями власти. Руководитель Департамента ветеринарии одновременно являлся Главным государственным ветеринарным инспектором России, а руководители ветслужб в субъектах - главными государственными ветеринарными инспекторами соответствующих территорий. Руководитель Департамента ветеринарии назначался и освобождался от должности Правительством РФ по представлению министра сельского хозяйства. Созданная структура управления обеспечила все административные территории ответственным обслуживанием представителями государственной ветеринарной службы страны [3]. Именно в эти годы еще больше закрепился международный авторитет ветеринарной службы России. На федеральном уровне было создано два органа управления ветеринарной службой, не подчинённых друг другу и во многом дублирующих деятельность - Департамент ветеринарии и Российский сельскохозяйственный надзор. На уровне субъектов федерации государственная ветслужба была представлена ветслужбами, содержащимися из бюджетов субъектов.
ЭФФЕКТИВНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО
Ф 75
Таким образом, в ходе реформы 2002 - 2004 гг. существовавшая структура государственной ветеринарной службы была полностью ликвидирована, вместо нее был создан конгломерат различных служб и ветеринарных учреждений, не имеющих единого органа управления.
На Федеральном портале проектов нормативных актов появилось семь новых документов, которые касаются ветеринарного надзора - компартмента-лизации и статуса предприятий. Компартмент - это зоосанитарный статус предприятия. Документ будет оцениваться для крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота и свиней, их молоко, генетический материал, а также предприятий хранения, убоя, переработки и производства мяса и молока. Всего будет 4 вида компартментов.
Анализируя новые документы по компартмен-тализации, мы определили чёткую последовательность для хозяйств, которые будут оцениваться по категориям для отнесения по уровням компартмен-тализации с I по IV уровня защиты. На Федеральном портале проектов нормативных актов появилось семь новых документов, которые касаются ветеринарного надзора - компартментализации и статуса предприятий [5].
Утвержденными Правилами предусмотрено 4 уровня:
- компартмент 1 - незащищенное от угроз хозяйство;
- компартмент 2 - хозяйство низкого уровня защиты;
- компартмент 3 - хозяйство среднего уровня защиты;
- компартмент 4 - хозяйство высокого уровня защиты.
Кратко приводим требования для хозяйств. Компартмент I - это незащищённые от угроз производства. До прохождения обследования или в случае отказа от него, все хозяйства относятся к этому компартменту.
Компартмент II - хозяйства низкого уровня защиты. К нему относятся производства, огороженные, которые относятся к компартменту I и запрещён въезд посторонним. Также на корм не должны использоваться пищевые отходы, а для выгула использоваться специальные пастбища. Выгул свиней не допускается. В такие хозяйства не завозится и в течение 3 месяцев до инспекции не завозился из компартмента I КРС, мелкий рогатый скот и свиньи, их молоко,генетический материал.
Компартмент III - это предприятия среднего уровня. Все предыдущие правила относятся к этому компартменту, плюс технологически производство не должно быть связано с предыдущими двумя ком-партментами в течение минимум 3 месяцев и такие хозяйства находятся минимум в 500 метрах от них.
Работники не контактируют с такими предприятиями и дикими животными. Такое производство надёжно защищено от проникновения диких животных и имеет штат ветеринарных специалистов. Все животные не менее одного раз в год подвергаются тестированию на туберкулёз, бруцеллёз, энзоотический лейкоз и не было следующих заразных болезней животных: ящура, энзоотического лейкоза
- в течение 12 месяцев; губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота в течение последних 7 лет; контагиозной плевропневмонии, везикулярного стоматита, блютанга- в течение последних 24 месяцев; заразного узелкового дерматита - в течение последних 3 лет; бруцеллёза, туберкулёза
- в течение последних 6 месяцев;
Компартмент IV - это хозяйства высокого уровня защиты. Все описанные выше требования соблюдаются, плюс работники принимают душ перед работой и ходят по производству в спецодежде, рабочая одежда подвергается ежедневной обработке. Предприятия с другими компартментами находятся на расстоянии не менее 2 км. Выгул животных запрещается, все корма проходят строгий учёт. Корма поставляются транспортом который не работает с предыдущими компартментами. В пояснительной записке указано, что компартмен-тализация необходима для обеспечения благополучной эпизоотической обстановки и предупреждения заболеваний животных.
Отнесение хозяйства к компартментам И-1У осуществляется по результатам посещения хозяйства, проводимого по заявлению хозяйства, оформленному по прилагаемому образцу. Хозяйства, не подавшие заявление, и до проведения их посещения относятся к компартменту - I. [4]. Это верно, что присвоение хозяйствам 1,2,3-го уровней защиты дают руководителям этих хозяйств юридическое право не выполнять охранные меры в полном объёме и безнаказанно осуществлять хозяйственную деятельность.
Согласны, что особую тревогу вызывает установленный приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 порядок оформления ветеринарных свидетельств на продукцию животного происхождения. Ветеринарное свидетельство - гарант безопасности при перемещении продуктов по территории страны и потреблении в пищу населением. В цивилизованных странах его оформление возложено на ветеринарных врачей государственной ветеринарной службы. В России в соответствии с указанным приказом эта функция возложена на три категории лиц: - уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы; аттестованные специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы; уполномоченные лица организаций и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров. Таким образом, в России, в отличие от мировой и ранее существовавшей отечественной практики, установлен порядок, при котором оформление ветеринарных свидетельств разрешено также частнопрактикующим ветеринарным специалистам и лицам, не имеющим ветеринарного образования, что не гарантирует безопасность животноводческой продукции и может привести к непредсказуемым последствиям для животноводства и населения страны. Отсутствие качественных законодательных и нормативных правовых документов на фоне замены федеральной государственной службы надзорным ветеринарным органом в составе Россельхознадзора создало условия для кризисного состояния государственной ветеринарной службы. Так же способствует кризису и разрушение единой лабораторной сети ветслужбы страны. До реформы диагностическая сеть была представлена районными и межрайонными лабораториями, подчиненными ветлабораториям субъектов федерации, которые, в свою очередь, подчинялись Республиканской ветлаборатории, осуществлявшей методическое руководство и контроль за их работой. При формировании Россельхознадзора в его состав необоснованно были включены Республиканская ветлаборатория, более 20 лучших ветлабораторий субъектов федерации, Институт защиты животных,
76 А Ветеринария
шшш. agroyug.ru
осуществляющий диагностику вирусных болезней животных и разрабатывающий меры по ликвидации этих болезней. В результате лабораторная сеть страны разделилась на федеральные и субъекто-вые лаборатории, при этом последние остались без методического руководства, а за качество их работы никто не несет ответственности. Общим для которых является только одно - оказание платных услуг. В конечном итоге это привело к дальнейшему ослаблению состояния ветеринарной диагностической сети на фоне информации о проведении на территориях сопредельных государств работ с опасными возбудителями болезней для создания бактериологического оружия. За последние три десятилетия в России наблюдается тенденция к снижению качества подготовки ветеринарных кадров, что в определённой мере сказалось на эффективности ветеринарного обслуживания отрасли, особенно в части предупреждения и ликвидации опасных болезней, наносящих миллиардные убытки животноводству (африканская чума свиней, грипп птиц и др.). Во Франции, Италии, Германии, Канаде - в этих странах профессия ветврача является престижной и высокооплачиваемой [2, 3].
После отмены обязательной отработки для молодых специалистов в течение трёх лет по месту распределения на ветеринарные факультеты хлынул поток девушек, проживающих в городах и районных центрах, мечтающих лечить кошек и собак. В настоящее время такой контингент в большинстве вузов составляет 80 - 85 %. По окончании обучения часть их устраивается на работу по месту жительства в частные клиники. Если не изменить этот порядок, то в ближайшее время с обеспечением ветеринарным обслуживанием в сельской местности создастся катастрофическое положение с непредсказуемыми последствиями. Годы, прошедшие с момента создания новой структуры Государственной ветеринарной службы, свидетельствуют о явном снижении эффективности мер по предупреждению и ликвидации массовых болезней животных. На территорию страны занесены болезни, ранее не регистрировавшиеся в России (нодулярный дерматит крупного рогатого скота (бугорчатка кожи крупного рогатого скота), блютанг (катаральная лихорадка овец), африканская чума свиней и др.). Ежегодно выявляется значительное количество неблагополучных хозяйств по бруцеллезу крупного рогатого скота - только в 2020 г. зарегистрировано около 450 очагов. Стабильно сохраняется заболевание лейкозом крупного рогатого скота, бешенством и рядом паразитарных болезней. Мы согласны с автором д. в. н., член. корр. РАН В.М. Авиловым, что в сложившейся обстановке для преодоления кризисных явлений в Государственной ветеринарной службе страны целесообразно: 1 Восстановить ее структуру, взяв за основу Закон «О ветеринарии» 1993 г. Это верно, что восстановление единой государственной ветеринарной службы можно осуществить в кратчайшие сроки без создания новых дополнительных учреждений и без увеличения штатной численности существующих. 2 Восстановить единую государственную диагностическую систему в области ветеринарии, Центральную научно-методическую ветеринарную лабораторию как самостоятельное учреждение, подчинив ее Департаменту ветеринарии Минсельхоза России,
- возвратить в структуру ветеринарных служб субъектов Российской Федерации областные ветеринарные лаборатории, подчинив их руководителям этих служб, а в научно-методическом плане -
Центральной научно-методической ветеринарной лаборатории. 3 В целях совершенствования системы подготовки ветеринарных кадров необходимо - в установленном порядке решить вопрос об обязательном распределении и отработке в течение трех лет по месту направления выпускников, обучающихся на бюджетной основе; - внести в Правительство Российской Федерации предложение включить ветеринарных специалистов, работающих в сельской местности, в разряд социальных служащих, наравне с медицинскими работниками и учителями; - молодым специалистам, направленным на работу в сельскую местность, выплачивать подъёмные, обеспечивать бесплатным жильём и другими социальными льготами [6]. На международном Форуме «Ветеринарная медицина и продовольственная безопасность» в Ульяновске у нас была статья «Нужны льготы и стимулирование труда ветеринарных работников?». Работа посвящена обоснованности тяжёлого труда ветеринарных специалистов [7].
Сегодня тяжёлый труд ветеринарного работника не совсем оценён. Это ненормированный рабочий день, без выходных и праздников, иногда с тяжёлыми и не комфортными условиями оказания помощи животным. Поэтому большое значение в улучшении работы ветеринарных врачей имело установление льготной пенсии за выслугу лет. Выдавалась она в размере 50% получаемого оклада по достижении 50-летнего возраста и при наличии 25-летнего непрерывного стажа работы в животноводстве. При этом в случае продолжения работы сохранялся полный оклад [7, с. 163]. Была утверждена Инструкция о порядке оплаты ветеринарным работникам системы Министерства сельского хозяйства СССР, командируемым для проведения работ по борьбе с особо опасными болезнями животных (МСХ СССР,16 апреля 1949 г.). Она упорядочила оплату труда ветеринарных специалистов в период таких командировок и дала им значительные преимущества перед обычными командировками (суточные в размере 6% месячной ставки и второй оклад основной заработной платы. Распоряжением Министерства сельского хозяйства СССР (1950 г.) предусматривалось предоставление бесплатных коммунальных услуг ветеринарным работникам центральных зооветеринарных участков с районными ветеринарными лечебницами. Это обеспечивало повышение трудовой активности ветеринарных врачей и фельдшеров, способствовало значительному улучшению работы всей ветеринарной службы страны. Подбор кадров осложнен отсутствием жилья и низкой заработной платой ветеринарных специалистов, отсутствием механизмов поддержки молодых специалистов. Средняя заработная плата молодого дипломированного ветеринарного специалиста - выпускника ВУЗа составляла 13-15 тысяч рублей. Провели анализ материалов анкетирования ветеринарных специалистов в Новосибирской и Кемеровской областях. Всего использованы данные по 58 респондентам. По материалам результатов исследования видно, что из общего количества респондентов (ветеринарных специалистов уволившихся до или во время анкетирования) 20,7% уволились по причине повышения в должности в одном учреждении; 12,1% - оставили должность в связи с переходом на работу в вышестоящие организации. В 8,6% случаев увольнения ветеринарных специалистов проведено по принуждению к увольнению по собственному желанию. В 3,4% случаев увольнение по инициативе работающего из-за чрезмерного объёма работы, в 5,2% случаев - из-за
ЭФФЕКТИВНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО
ф 77
сложной эпизоотической ситуации в хозяйстве, в 12,1% случаев - из-за конфликтов с руководством, а в 8,6% случаев - из-за частых незаслуженных моральных и материальных наказаний; в 19% случаев - увольнение состоялось из-за плохих условий труда и только в 10,3% случаев увольнение состоялось по семейным обстоятельствам. Полученные результаты исследований дают основание заключить, что только в 43,1% случаев увольнение ветеринарных специалистов проведено по согласованию с работником - по семейным обстоятельствам, согласие на переход на другую работу (продвижение по службе и общественной деятельности) в остальных 56,9% случаев обусловлено или ухудшением условий работы, преднамеренными воздействиями со стороны администрации, в т. ч. и принуждение к увольнению по собственному желанию. В 28,2 случаев увольнение сопровождалось воздействием ряда причин, что подтверждает сложные условия труда ветеринарных специалистов и особенно в животноводческих хозяйствах с промышленной технологией ведения животноводства, в экологически напряжённых условий [3, с. 10]. В целях подтверждения объективности отдельных причин повышенного оттока кадров ветеринарной службы провели исследования по определению нагрузки на одного специалиста при организации и проведении мероприятий по ветеринарному обслуживанию животноводства. С этой целью провели общую оценку объёмов ветеринарного обслуживания животноводства, исходя из поголовья животных. Из представленных результатов выяснили, что нагрузка на одного специалиста ветеринарной службы в Новосибирской области составляла 1894 животных, из них 1389 (73,3%) составляли животные коллективных хозяйств (колхозов и совхозов). В Алтайском крае эти показатели соответственно составляли 2009 и 1581 (78,7%) животных, а в Красноярском крае- 2614 и 2092 (80,0%) животных всех видов. Полученные данные подтверждают широкий диапазон нагрузки ветеринарных специалистов по специальному обслуживанию животноводства. В условиях Красноярского края она на 43,3% выше, чем в Новосибирской обл. Кроме того, специалисты Карымского района Читинской области (80% ветврачей, 60% ст. ветврачей, 50% гл. ветврачей хозяйств (по окончанию рабочего времени часто имели вызовы на экстренные работы, связанные с болезнями животных, а также в выходные дни (табл.1), [3, с. 21].
Таблица 1.
Работа ветеринарных специалистов, выполняемая во внеслужебное время и выходные дни.
В % к числу опрошенных
Регион 5 и более от 3 до 5 1-2
вызовов вызовов вызова
в неделю в неделю в неделю
Карымский район 53,8 30,8 15,4
Читинская область 47,8 37,3 16,9
Объём обработок противоэпизоотических мероприятий на 1 ветеринарного специалиста в Новосибирской области составлял: В Черепановском районе - 9575, Куйбышевском - 9665,1, Венгеровском - 43 750,Тогучинском - 31 924, Сузунском -22 715, Краснозёрском районе - 28 653; в Иркутской области: в Зиминской СББЖ - 1492,2, Усть-Ордынском районе - 11390, Тулунском районе - 4327, Братской СББЖ - 6703,14 [3, с.19]. Сегодня также
увеличилось поголовье скота в частном секторе как в количественном так и видовом разнообразии животных [3, с.71]. Ветеринарным специалистам нужно предоставлять такие же льготы, как врачам и учителям.
В соответствии со ст. 6. Закона РФ №4979-1 от 14 мая 1993 года «О ветеринарии» (послед. ред. от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ), специалисты государственной ветеринарной службы, РФ, проживающие и работающие в сельской местности не менее 10 лет, посёлках г/т, городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с Законодательством РФ. Наше мнение согласно с автором, что создание единого органа управления государственной ветеринарной службы на всех уровнях административного деления, с персональной ответственностью руководителей за состояние ветеринарного обслуживания, создание единой государственной лабораторной сети и совершенствование структуры ветеринарного образования во многом повысит оперативность и эффективность ветеринарных мероприятий [2, 3, 6].
В статье С.И Джупины «О роли ветеринарии в современном животноводстве» показано, что развитие промышленного животноводства требует постоянного профессионального надзора специалистов, владеющих фундаментальными знаниями о функционировании организма продуктивных животных и имеющих право требовать от их владельцев согласовывать технологии содержания животных с этими знаниями. Такие специалисты могут работать в государственных ветеринарных учреждениях, в трестах и других структурах, объединяющих животноводческие хозяйства и в крупных животноводческих хозяйствах. Готовить таких специалистов должны ветеринарные институты по программе профессионалов - ветеринарных врачей, в отличие от врачей ветеринарной медицины, ориентированных, преимущественно, на лечение больных животных [8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Авилов В.М. Современное состояние государственной ветеринарной службы России и перспективы ее развития./ В.М. Авилов// журнал «Инновации и продовольственная безопасность».- 2023..-№ 1. С.147-157.
2. Юшкова Л.Я., Донченко Н.А., Донченко А.С., Рожков О.А. История разработки документов по переводу ветеринарной службы на платные ветеринарные услуги// История разработки документов по переводу ветеринарной службы на платные ветеринарные услуги // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2023.Т.53.№ 1.С.111-120.
3. Юшкова Л.Я. Совершенствование ветеринарного дела в Российской Федерации в условиях экономической реформы: дис. ... д.в.н. / Л.Я. Юшкова.- Новосибирск- Нижний Новгород, - 1993 .- 315.
4. Анализ документов: компартментализация /Донченко Н.А., Донченко А.С., Шихалева Н.Л. // Теоретический и научно-практический журнал «Инновации и продовольственная безопасность» № 1, 2018 г. Новосибирск, С.16-18.
5. Источник : http://chickeninfo.ru.
6. Нужны льготы и стимулирование труда ветеринарных работников? /[соавт.] Б.Н. Балыбердин, О.А. Рожков // Международный форум «Ветеринарная медицина и продовольственная безопасность» 9-11 июня 2015 г., г.Ульяновск. С. 263-266.
7. Справочник по организации ветеринарной службы / А.Г. Гинзбург, В.С. Лодянов, В.П. Пословский, В.Г.Федотов.-М.,« Колос»,1974.- 302
8. Джупина С.И. кафедра ветеринарной патологии, РУДН г. Москва/ С.И. Джупина// О роли ветеринарии в современном животноводстве.- Москва.- (статья)[Электронный ресурс]. - 11 с.