Научная статья на тему 'Перспективы развития государственной ветеринарной службы России'

Перспективы развития государственной ветеринарной службы России Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
203
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ветеринарная служба / структура / компартментализация / нагрузка / льготы / Veterinary service / structure / compartmentalization / load / benefits

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Юшкова Л. Я.

В статье доказана необходимость совершенствования организационно – структурного построения ветеринарной службы, разработана научно обоснованная система по совершенствованию и повышению эффективности профилактики болезней и лечению больных животных в условиях рыночной экономики. Теоретически обоснована и практически доказана хозяйственная полезность и экономическая эффективность новых форм организации ветеринарного обслуживания животноводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proves the necessity of improving the organizational structure of the veterinary service, develops a scientifically justified system to improve and increase the effectiveness of disease prevention and treatment of sick animals in a market economy. The economic usefulness and economic efficiency of new forms of organization of veterinary service of animal husbandry was theoretically substantiated and practically proved.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития государственной ветеринарной службы России»

74

Ветеринария

www.agroyug.ru

DOI 10.24412^-33489-2023-3-74-77 УДК К:619.338.24.021.8 (470)

Юшкова Л.Я., доктор ветеринарных наук, профессор, зав. лаб. истории и организации ветеринарного дела ИЭВСиДВ, E-mail:iushkowa.l@yandex.ru

Сибирский федеральный научный центр Агробиотехнологий РАН (СФНЦА РАН)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

Аннотация. В статье доказана необходимость совершенствования организационно - структурного построения ветеринарной службы, разработана научно обоснованная система по совершенствованию и повышению эффективности профилактики болезней и лечению больных животных в условиях рыночной экономики. Теоретически обоснована и практически доказана хозяйственная полезность и экономическая эффективность новых форм организации ветеринарного обслуживания животноводства.

Ключевые слова: ветеринарная служба, структура, компартментализация, нагрузка, льготы.

Abstract. The article proves the necessity of improving the organizational structure of the veterinary service, develops a scientifically justified system to improve and increase the effectiveness of disease prevention and treatment of sick animals in a market economy. The economic usefulness and economic efficiency of new forms of organization of veterinary service of animal husbandry was theoretically substantiated and practically proved.

Keywords: Veterinary service, structure, compart-mentalization, load, benefits.

Цель работы: разработать основные элементы организации ветеринарного дела в Российской Федерации, совершенствовать систему профилактических противоэпизоотических мероприятий в условиях реформирования сельскохозяйственных предприятий и перехода к рыночной экономике, обеспечивающих переход ветеринарных специалистов на принципы свободного труда, повышения их благополучия и социальной защиты

Практическая ценность. Разработаны и предложены основные принципы государственной национальной программы - научно - обоснованной системы ветеринарного обеспечения в РФ, приемлемой для новых экономических условий.

Показаны научная и практическая ценность исследовательского прогнозирования организационно - структурных и социальных явлений в ветеринарной службе и перспективность научного поиска в этой области знаний. Государственная ветеринарная служба России была создана в 1868 г. в связи с широким распространением инфекционных болезней и массовой гибелью животных, для разработки и осуществления единых мер предупреждения и ликвидации болезней на территории страны [3].

В 1993 г. в России был принят закон «О ветеринарии», согласно которому в составе центрального аппарата Министерства сельского хозяйства был создан единый орган управления ветслужбы -Департамент ветеринарии, а в субъектах - органы управления в составе правительств и администраций, т.е. на этом уровне ветслужба была выведена

из подчинения сельскохозяйственных органов. Это было связано с ликвидацией колхозов, совхозов, приватизацией предприятий по убою, переработке и хранению животноводческой продукции, организацией личных и фермерских хозяйств, юридически не подчиненных с/х органам. Для их эффективного ветеринарного обслуживания необходимо было повысить административный статус государственной ветеринарной службы, т.е. быть представителями власти. Руководитель Департамента ветеринарии одновременно являлся Главным государственным ветеринарным инспектором России, а руководители ветслужб в субъектах - главными государственными ветеринарными инспекторами соответствующих территорий. Руководитель Департамента ветеринарии назначался и освобождался от должности Правительством РФ по представлению министра сельского хозяйства. Созданная структура управления обеспечила все административные территории ответственным обслуживанием представителями государственной ветеринарной службы страны [3]. Именно в эти годы еще больше закрепился международный авторитет ветеринарной службы России. На федеральном уровне было создано два органа управления ветеринарной службой, не подчинённых друг другу и во многом дублирующих деятельность - Департамент ветеринарии и Российский сельскохозяйственный надзор. На уровне субъектов федерации государственная ветслужба была представлена ветслужбами, содержащимися из бюджетов субъектов.

ЭФФЕКТИВНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО

Ф 75

Таким образом, в ходе реформы 2002 - 2004 гг. существовавшая структура государственной ветеринарной службы была полностью ликвидирована, вместо нее был создан конгломерат различных служб и ветеринарных учреждений, не имеющих единого органа управления.

На Федеральном портале проектов нормативных актов появилось семь новых документов, которые касаются ветеринарного надзора - компартмента-лизации и статуса предприятий. Компартмент - это зоосанитарный статус предприятия. Документ будет оцениваться для крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота и свиней, их молоко, генетический материал, а также предприятий хранения, убоя, переработки и производства мяса и молока. Всего будет 4 вида компартментов.

Анализируя новые документы по компартмен-тализации, мы определили чёткую последовательность для хозяйств, которые будут оцениваться по категориям для отнесения по уровням компартмен-тализации с I по IV уровня защиты. На Федеральном портале проектов нормативных актов появилось семь новых документов, которые касаются ветеринарного надзора - компартментализации и статуса предприятий [5].

Утвержденными Правилами предусмотрено 4 уровня:

- компартмент 1 - незащищенное от угроз хозяйство;

- компартмент 2 - хозяйство низкого уровня защиты;

- компартмент 3 - хозяйство среднего уровня защиты;

- компартмент 4 - хозяйство высокого уровня защиты.

Кратко приводим требования для хозяйств. Компартмент I - это незащищённые от угроз производства. До прохождения обследования или в случае отказа от него, все хозяйства относятся к этому компартменту.

Компартмент II - хозяйства низкого уровня защиты. К нему относятся производства, огороженные, которые относятся к компартменту I и запрещён въезд посторонним. Также на корм не должны использоваться пищевые отходы, а для выгула использоваться специальные пастбища. Выгул свиней не допускается. В такие хозяйства не завозится и в течение 3 месяцев до инспекции не завозился из компартмента I КРС, мелкий рогатый скот и свиньи, их молоко,генетический материал.

Компартмент III - это предприятия среднего уровня. Все предыдущие правила относятся к этому компартменту, плюс технологически производство не должно быть связано с предыдущими двумя ком-партментами в течение минимум 3 месяцев и такие хозяйства находятся минимум в 500 метрах от них.

Работники не контактируют с такими предприятиями и дикими животными. Такое производство надёжно защищено от проникновения диких животных и имеет штат ветеринарных специалистов. Все животные не менее одного раз в год подвергаются тестированию на туберкулёз, бруцеллёз, энзоотический лейкоз и не было следующих заразных болезней животных: ящура, энзоотического лейкоза

- в течение 12 месяцев; губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота в течение последних 7 лет; контагиозной плевропневмонии, везикулярного стоматита, блютанга- в течение последних 24 месяцев; заразного узелкового дерматита - в течение последних 3 лет; бруцеллёза, туберкулёза

- в течение последних 6 месяцев;

Компартмент IV - это хозяйства высокого уровня защиты. Все описанные выше требования соблюдаются, плюс работники принимают душ перед работой и ходят по производству в спецодежде, рабочая одежда подвергается ежедневной обработке. Предприятия с другими компартментами находятся на расстоянии не менее 2 км. Выгул животных запрещается, все корма проходят строгий учёт. Корма поставляются транспортом который не работает с предыдущими компартментами. В пояснительной записке указано, что компартмен-тализация необходима для обеспечения благополучной эпизоотической обстановки и предупреждения заболеваний животных.

Отнесение хозяйства к компартментам И-1У осуществляется по результатам посещения хозяйства, проводимого по заявлению хозяйства, оформленному по прилагаемому образцу. Хозяйства, не подавшие заявление, и до проведения их посещения относятся к компартменту - I. [4]. Это верно, что присвоение хозяйствам 1,2,3-го уровней защиты дают руководителям этих хозяйств юридическое право не выполнять охранные меры в полном объёме и безнаказанно осуществлять хозяйственную деятельность.

Согласны, что особую тревогу вызывает установленный приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 порядок оформления ветеринарных свидетельств на продукцию животного происхождения. Ветеринарное свидетельство - гарант безопасности при перемещении продуктов по территории страны и потреблении в пищу населением. В цивилизованных странах его оформление возложено на ветеринарных врачей государственной ветеринарной службы. В России в соответствии с указанным приказом эта функция возложена на три категории лиц: - уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы; аттестованные специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы; уполномоченные лица организаций и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров. Таким образом, в России, в отличие от мировой и ранее существовавшей отечественной практики, установлен порядок, при котором оформление ветеринарных свидетельств разрешено также частнопрактикующим ветеринарным специалистам и лицам, не имеющим ветеринарного образования, что не гарантирует безопасность животноводческой продукции и может привести к непредсказуемым последствиям для животноводства и населения страны. Отсутствие качественных законодательных и нормативных правовых документов на фоне замены федеральной государственной службы надзорным ветеринарным органом в составе Россельхознадзора создало условия для кризисного состояния государственной ветеринарной службы. Так же способствует кризису и разрушение единой лабораторной сети ветслужбы страны. До реформы диагностическая сеть была представлена районными и межрайонными лабораториями, подчиненными ветлабораториям субъектов федерации, которые, в свою очередь, подчинялись Республиканской ветлаборатории, осуществлявшей методическое руководство и контроль за их работой. При формировании Россельхознадзора в его состав необоснованно были включены Республиканская ветлаборатория, более 20 лучших ветлабораторий субъектов федерации, Институт защиты животных,

76 А Ветеринария

шшш. agroyug.ru

осуществляющий диагностику вирусных болезней животных и разрабатывающий меры по ликвидации этих болезней. В результате лабораторная сеть страны разделилась на федеральные и субъекто-вые лаборатории, при этом последние остались без методического руководства, а за качество их работы никто не несет ответственности. Общим для которых является только одно - оказание платных услуг. В конечном итоге это привело к дальнейшему ослаблению состояния ветеринарной диагностической сети на фоне информации о проведении на территориях сопредельных государств работ с опасными возбудителями болезней для создания бактериологического оружия. За последние три десятилетия в России наблюдается тенденция к снижению качества подготовки ветеринарных кадров, что в определённой мере сказалось на эффективности ветеринарного обслуживания отрасли, особенно в части предупреждения и ликвидации опасных болезней, наносящих миллиардные убытки животноводству (африканская чума свиней, грипп птиц и др.). Во Франции, Италии, Германии, Канаде - в этих странах профессия ветврача является престижной и высокооплачиваемой [2, 3].

После отмены обязательной отработки для молодых специалистов в течение трёх лет по месту распределения на ветеринарные факультеты хлынул поток девушек, проживающих в городах и районных центрах, мечтающих лечить кошек и собак. В настоящее время такой контингент в большинстве вузов составляет 80 - 85 %. По окончании обучения часть их устраивается на работу по месту жительства в частные клиники. Если не изменить этот порядок, то в ближайшее время с обеспечением ветеринарным обслуживанием в сельской местности создастся катастрофическое положение с непредсказуемыми последствиями. Годы, прошедшие с момента создания новой структуры Государственной ветеринарной службы, свидетельствуют о явном снижении эффективности мер по предупреждению и ликвидации массовых болезней животных. На территорию страны занесены болезни, ранее не регистрировавшиеся в России (нодулярный дерматит крупного рогатого скота (бугорчатка кожи крупного рогатого скота), блютанг (катаральная лихорадка овец), африканская чума свиней и др.). Ежегодно выявляется значительное количество неблагополучных хозяйств по бруцеллезу крупного рогатого скота - только в 2020 г. зарегистрировано около 450 очагов. Стабильно сохраняется заболевание лейкозом крупного рогатого скота, бешенством и рядом паразитарных болезней. Мы согласны с автором д. в. н., член. корр. РАН В.М. Авиловым, что в сложившейся обстановке для преодоления кризисных явлений в Государственной ветеринарной службе страны целесообразно: 1 Восстановить ее структуру, взяв за основу Закон «О ветеринарии» 1993 г. Это верно, что восстановление единой государственной ветеринарной службы можно осуществить в кратчайшие сроки без создания новых дополнительных учреждений и без увеличения штатной численности существующих. 2 Восстановить единую государственную диагностическую систему в области ветеринарии, Центральную научно-методическую ветеринарную лабораторию как самостоятельное учреждение, подчинив ее Департаменту ветеринарии Минсельхоза России,

- возвратить в структуру ветеринарных служб субъектов Российской Федерации областные ветеринарные лаборатории, подчинив их руководителям этих служб, а в научно-методическом плане -

Центральной научно-методической ветеринарной лаборатории. 3 В целях совершенствования системы подготовки ветеринарных кадров необходимо - в установленном порядке решить вопрос об обязательном распределении и отработке в течение трех лет по месту направления выпускников, обучающихся на бюджетной основе; - внести в Правительство Российской Федерации предложение включить ветеринарных специалистов, работающих в сельской местности, в разряд социальных служащих, наравне с медицинскими работниками и учителями; - молодым специалистам, направленным на работу в сельскую местность, выплачивать подъёмные, обеспечивать бесплатным жильём и другими социальными льготами [6]. На международном Форуме «Ветеринарная медицина и продовольственная безопасность» в Ульяновске у нас была статья «Нужны льготы и стимулирование труда ветеринарных работников?». Работа посвящена обоснованности тяжёлого труда ветеринарных специалистов [7].

Сегодня тяжёлый труд ветеринарного работника не совсем оценён. Это ненормированный рабочий день, без выходных и праздников, иногда с тяжёлыми и не комфортными условиями оказания помощи животным. Поэтому большое значение в улучшении работы ветеринарных врачей имело установление льготной пенсии за выслугу лет. Выдавалась она в размере 50% получаемого оклада по достижении 50-летнего возраста и при наличии 25-летнего непрерывного стажа работы в животноводстве. При этом в случае продолжения работы сохранялся полный оклад [7, с. 163]. Была утверждена Инструкция о порядке оплаты ветеринарным работникам системы Министерства сельского хозяйства СССР, командируемым для проведения работ по борьбе с особо опасными болезнями животных (МСХ СССР,16 апреля 1949 г.). Она упорядочила оплату труда ветеринарных специалистов в период таких командировок и дала им значительные преимущества перед обычными командировками (суточные в размере 6% месячной ставки и второй оклад основной заработной платы. Распоряжением Министерства сельского хозяйства СССР (1950 г.) предусматривалось предоставление бесплатных коммунальных услуг ветеринарным работникам центральных зооветеринарных участков с районными ветеринарными лечебницами. Это обеспечивало повышение трудовой активности ветеринарных врачей и фельдшеров, способствовало значительному улучшению работы всей ветеринарной службы страны. Подбор кадров осложнен отсутствием жилья и низкой заработной платой ветеринарных специалистов, отсутствием механизмов поддержки молодых специалистов. Средняя заработная плата молодого дипломированного ветеринарного специалиста - выпускника ВУЗа составляла 13-15 тысяч рублей. Провели анализ материалов анкетирования ветеринарных специалистов в Новосибирской и Кемеровской областях. Всего использованы данные по 58 респондентам. По материалам результатов исследования видно, что из общего количества респондентов (ветеринарных специалистов уволившихся до или во время анкетирования) 20,7% уволились по причине повышения в должности в одном учреждении; 12,1% - оставили должность в связи с переходом на работу в вышестоящие организации. В 8,6% случаев увольнения ветеринарных специалистов проведено по принуждению к увольнению по собственному желанию. В 3,4% случаев увольнение по инициативе работающего из-за чрезмерного объёма работы, в 5,2% случаев - из-за

ЭФФЕКТИВНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО

ф 77

сложной эпизоотической ситуации в хозяйстве, в 12,1% случаев - из-за конфликтов с руководством, а в 8,6% случаев - из-за частых незаслуженных моральных и материальных наказаний; в 19% случаев - увольнение состоялось из-за плохих условий труда и только в 10,3% случаев увольнение состоялось по семейным обстоятельствам. Полученные результаты исследований дают основание заключить, что только в 43,1% случаев увольнение ветеринарных специалистов проведено по согласованию с работником - по семейным обстоятельствам, согласие на переход на другую работу (продвижение по службе и общественной деятельности) в остальных 56,9% случаев обусловлено или ухудшением условий работы, преднамеренными воздействиями со стороны администрации, в т. ч. и принуждение к увольнению по собственному желанию. В 28,2 случаев увольнение сопровождалось воздействием ряда причин, что подтверждает сложные условия труда ветеринарных специалистов и особенно в животноводческих хозяйствах с промышленной технологией ведения животноводства, в экологически напряжённых условий [3, с. 10]. В целях подтверждения объективности отдельных причин повышенного оттока кадров ветеринарной службы провели исследования по определению нагрузки на одного специалиста при организации и проведении мероприятий по ветеринарному обслуживанию животноводства. С этой целью провели общую оценку объёмов ветеринарного обслуживания животноводства, исходя из поголовья животных. Из представленных результатов выяснили, что нагрузка на одного специалиста ветеринарной службы в Новосибирской области составляла 1894 животных, из них 1389 (73,3%) составляли животные коллективных хозяйств (колхозов и совхозов). В Алтайском крае эти показатели соответственно составляли 2009 и 1581 (78,7%) животных, а в Красноярском крае- 2614 и 2092 (80,0%) животных всех видов. Полученные данные подтверждают широкий диапазон нагрузки ветеринарных специалистов по специальному обслуживанию животноводства. В условиях Красноярского края она на 43,3% выше, чем в Новосибирской обл. Кроме того, специалисты Карымского района Читинской области (80% ветврачей, 60% ст. ветврачей, 50% гл. ветврачей хозяйств (по окончанию рабочего времени часто имели вызовы на экстренные работы, связанные с болезнями животных, а также в выходные дни (табл.1), [3, с. 21].

Таблица 1.

Работа ветеринарных специалистов, выполняемая во внеслужебное время и выходные дни.

В % к числу опрошенных

Регион 5 и более от 3 до 5 1-2

вызовов вызовов вызова

в неделю в неделю в неделю

Карымский район 53,8 30,8 15,4

Читинская область 47,8 37,3 16,9

Объём обработок противоэпизоотических мероприятий на 1 ветеринарного специалиста в Новосибирской области составлял: В Черепановском районе - 9575, Куйбышевском - 9665,1, Венгеровском - 43 750,Тогучинском - 31 924, Сузунском -22 715, Краснозёрском районе - 28 653; в Иркутской области: в Зиминской СББЖ - 1492,2, Усть-Ордынском районе - 11390, Тулунском районе - 4327, Братской СББЖ - 6703,14 [3, с.19]. Сегодня также

увеличилось поголовье скота в частном секторе как в количественном так и видовом разнообразии животных [3, с.71]. Ветеринарным специалистам нужно предоставлять такие же льготы, как врачам и учителям.

В соответствии со ст. 6. Закона РФ №4979-1 от 14 мая 1993 года «О ветеринарии» (послед. ред. от 12 июня 2008 года № 88-ФЗ), специалисты государственной ветеринарной службы, РФ, проживающие и работающие в сельской местности не менее 10 лет, посёлках г/т, городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с Законодательством РФ. Наше мнение согласно с автором, что создание единого органа управления государственной ветеринарной службы на всех уровнях административного деления, с персональной ответственностью руководителей за состояние ветеринарного обслуживания, создание единой государственной лабораторной сети и совершенствование структуры ветеринарного образования во многом повысит оперативность и эффективность ветеринарных мероприятий [2, 3, 6].

В статье С.И Джупины «О роли ветеринарии в современном животноводстве» показано, что развитие промышленного животноводства требует постоянного профессионального надзора специалистов, владеющих фундаментальными знаниями о функционировании организма продуктивных животных и имеющих право требовать от их владельцев согласовывать технологии содержания животных с этими знаниями. Такие специалисты могут работать в государственных ветеринарных учреждениях, в трестах и других структурах, объединяющих животноводческие хозяйства и в крупных животноводческих хозяйствах. Готовить таких специалистов должны ветеринарные институты по программе профессионалов - ветеринарных врачей, в отличие от врачей ветеринарной медицины, ориентированных, преимущественно, на лечение больных животных [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Авилов В.М. Современное состояние государственной ветеринарной службы России и перспективы ее развития./ В.М. Авилов// журнал «Инновации и продовольственная безопасность».- 2023..-№ 1. С.147-157.

2. Юшкова Л.Я., Донченко Н.А., Донченко А.С., Рожков О.А. История разработки документов по переводу ветеринарной службы на платные ветеринарные услуги// История разработки документов по переводу ветеринарной службы на платные ветеринарные услуги // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2023.Т.53.№ 1.С.111-120.

3. Юшкова Л.Я. Совершенствование ветеринарного дела в Российской Федерации в условиях экономической реформы: дис. ... д.в.н. / Л.Я. Юшкова.- Новосибирск- Нижний Новгород, - 1993 .- 315.

4. Анализ документов: компартментализация /Донченко Н.А., Донченко А.С., Шихалева Н.Л. // Теоретический и научно-практический журнал «Инновации и продовольственная безопасность» № 1, 2018 г. Новосибирск, С.16-18.

5. Источник : http://chickeninfo.ru.

6. Нужны льготы и стимулирование труда ветеринарных работников? /[соавт.] Б.Н. Балыбердин, О.А. Рожков // Международный форум «Ветеринарная медицина и продовольственная безопасность» 9-11 июня 2015 г., г.Ульяновск. С. 263-266.

7. Справочник по организации ветеринарной службы / А.Г. Гинзбург, В.С. Лодянов, В.П. Пословский, В.Г.Федотов.-М.,« Колос»,1974.- 302

8. Джупина С.И. кафедра ветеринарной патологии, РУДН г. Москва/ С.И. Джупина// О роли ветеринарии в современном животноводстве.- Москва.- (статья)[Электронный ресурс]. - 11 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.