Научная статья на тему 'Оценка организации ветеринарного обслуживания в Иркутской области'

Оценка организации ветеринарного обслуживания в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCEPT / FORMS OF VETERINARY SERVICING / CARRYING OUT METHODS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Юшкова Л.Я., Немцев Б.Д., Донченко Н.А., Балыбердин Б.Н., Мельцов И.В.

Дана оценка организации ветеринарного обслуживания в Иркутской области. Показана эффективность ветеринарного обслуживания, в Иркутской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Юшкова Л.Я., Немцев Б.Д., Донченко Н.А., Балыбердин Б.Н., Мельцов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ORGANIZATION OF VETERINARY SERVICE IN THE IRKUTSK REGION

An assessment of the organization of veterinary service in the Irkutsk region is given. The efficiency of veterinary service, in the Irkutsk region is shown

Текст научной работы на тему «Оценка организации ветеринарного обслуживания в Иркутской области»

Lambs of the second group were given pumpkin ground of different varieties of pumpkin seeds (fam.

seeds 30 g each twice. The third experimental group Cucurbitaceae Cucurbitaceae) as anthelmintics were

was given Nichlosamide in a dose of one tablet per meshenki therapeutic agent. To do this, the dose of

head. Lambs of the fourth group did not receive the seeds should be selected depending on the age of the

drug and served as a control. lambs. In our experiments, for 4-month-old lambs, a

Worms were removed within 10-15 hours. Within dose of 30 to 40 g, a dose of 4 to 12 months from 40 to

7 days in the first group was allocated 108, in the sec- 50 g, was established. ond 67 cestid, in the third 128 copies of the moness.

After this individually, each lamb of each group was REFERENCES: given Arequolin. In the first and second group, after

that, 5 were isolated, in the third only 1 cystid from one 1. Abuladze K.I. Parasitology and invasive dis-

lamb. During the experience after giving drugs, no clin- eases of agricultural animals. Moscow: Agropromizdat,

ical changes in the condition of the lambs were ob- 1990. -463 S.

served. The efficacy of the drugs was taken into ac- 2. Ataev AM, Gazimagomedov MG, Zubairova

count 12 hours after deworming according to the results MM, Karsakov NT, Tanzirov KA, Televova NR,

of helminthoscopic studies of the feces of all groups of Khizrii M. Kh. The concept of combating helminthiasis

lambs counting the number of Monotheism. of ruminants in Dagestan // Materials of scien-

After giving drugs from pumpkin seeds and tific. Conf. VOG. M., 2011. Issue. 12, -C. 35-40. Nichlosamide, it was revealed that the pumpkin seeds 3. Karmaliev RS Helminth resistance to antigel-had no toxic effect on the lambs organism. But, the mentics and methods for their testing // Veterinary chemical drug Nichlosamide was not toxic. This sug- Medicine - 1992.-№ 9-12. - from. 31-34. gests that natural natural products are more acceptable 4. Karmaliev RS Resistance of animal nema-than chemical anthelmintics. todes to anthelmintics in Western Kazakhstan // ProAs a result of the data obtained, we came to the ceedings of the All-Russian Institute of Helminthology conclusion that pumpkin seeds are a highly effective named after KI. Scriabin, - 2005. - Vol. 41. - p. 181-remedy for lento-helminth monkey lambs. The 187.

УДК К:619.338.24.021.8(470) ASSESSMENT OF THE ORGANIZATION OF VETERINARY SERVICE IN THE IRKUTSK REGION

Yushkova L.

Doctor of Veterinary Sciences, Professor, Senior Research Fellow, Head of the Laboratory of History and

Organization of Veterinary Affairs, IEVSiDV SB RAS)

Germans B.

Senior Research Scientist, Laboratory of History and Organization of Veterinary Affairs, IEVSiDV SB RAS)

Donchenko N. Doctor of Veterinary Sciences Balyberdin Б. candidate of veterinary sciences Meltsov И. candidate of veterinary sciences Donchenko А.

doctor of veterinary sciences, academician of RAS

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТЕРИНАРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ИРКУТСКОЙ

ОБЛАСТИ

Юшкова Л.Я.

д.в.н., профессор, г.н.с., заведующая лабораторией истории и организации ветеринарного дела,

ИЭВСиДВ СФНЦА РАН) Немцев Б.Д.

с.н.с.лаборатории истории и организации ветеринарного дела ,ИЭВСиДВ СФНЦА РАН)

Донченко Н.А. доктор ветеринарных наук Балыбердин Б.Н. кандидат ветеринарных наук Мельцов И.В. кандидат ветеринарных наук

Донченко А.С. доктор ветеринарных наук, академик РАН

Abstract

An assessment of the organization of veterinary service in the Irkutsk region is given. The efficiency of veterinary service, in the Irkutsk region is shown. Аннотация

Дана оценка организации ветеринарного обслуживания в Иркутской области. Показана эффективность ветеринарного обслуживания, в Иркутской области

Keywords: concept, forms of veterinary servicing, carrying out methods.

Ключевые слова: концепция, формы ветеринарного обслуживания, методы проведения

В соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеринарии», Положением «О службе ветеринарии Иркутской области», утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 395/174-пп, основной задачей государственной ветеринарной службы Иркутской области является предупреждение и ликвидация болезней животных, их лечение, в том числе ликвидация очагов особо опасных болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о ветеринарии [1,с.1].На территории Иркутской области по данным областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии Иркутской области зарегистрировано 24588 объектов, подконтрольных государственной ветеринарной службе и 110326 дворов граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. В течение 2017 года ветеринарными специалистами областных государственных учреждений ветеринарии Иркутской области было проведено на предприятиях производителях сельскохозяйственной продукции, предприятиях хранения, торговли и общественного питания Иркутской области 119733 осмотра [1,с.3].

Объекты и методы исследований

Объекты исследований: административные с.-х. районы, районы города -29, рынки- 159, мясокомбинаты, молкомбинаты -26, сырьевые базы, оптовые рынки-31,колбасные заводы, цеха-203, хладо-комбинаты-1, сельхозпредприятия-187, крестьянских хозяйств-2853, мясо и мясопродукты тыс. тонн 41,3, молоко тыс.тонн- 219,5, яйцо, млн.шт.-1380,2, к.р.с., гол.- 133,1, свиньи, тыс.гол-98,7, овцы, тыс.гол.-6,6 [1,с.3].

Организация ветеринарного дела в своих научных исследованиях использует оригинальные научные методики : исследования в сфере правового регулирования ветеринарного дела проводятся общепринятыми методами статистико-экономического, эпизоотологического анализа, монографического, экспериментального, абстрактно-логического, ис-торико-описательного изучения фактов и явлений ветеринарного дела.

С помощью статистико-экономического метода изучают массовые явления, связанные с правовым регулированием методов борьбы с болезнями животных, способов лечения животных, организационных форм ветеринарной деятельности. Этот метод включает в себя статистическое наблюдение, группировки, анализ взаимосвязей и теоретические

обобщения. Для длинных статистических списков показателей вводится понятие «временной ряд» (или ряд динамики) — собранный в разные моменты времени статистический материал о значении каких-либо параметров (в простейшем случае одного) исследуемого процесса. Критериями оценки моделирования временного ряда выступают отдельные статистические показатели, а именно: графическое изображение, оценка статистики, коэффициенты автокорреляции и т.д.

Монографический метод применяют для изучения опыта правового регулирования ветеринарного обслуживания конкретных животноводческих предприятий, деятельность отдельных государственных, кооперативных ветеринарных учреждений.

Расчетно-конструктивным методом находят наилучшие формы правового регулирования ветеринарной деятельности, дают технологическую и экономическую оценку использования разработанных правовых норм, регулирующих ветеринарную деятельность.

Экспериментальным методом определяют эффективность различных форм правового регулирования ветеринарной деятельности путем сопоставления экспериментальных данных с наилучшими результатами, полученными при действующих правовых нормах регулирования ветеринарной деятельности.

Абстрактно-логическим методом (индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, сопоставлением, моделированием) пользуются для изучения факторов, определяющих эффективность правового регулирования ветеринарного дела.

Историко-описательный метод используется для сравнительного изучения действующих и новых правовых норм для регулирования ветеринарной деятельности, установления достоинств и недостатков разных правовых форм [2,с.4].

Результаты исследований

В ведении службы Иркутской области находится 15 подведомственных государственных бюджетных учреждений. Финансирование Управления ветеринарии Иркутской области и подведомственных учреждений осуществляется в рамках государственной программы Иркутской области за счёт всех источников на 2015-2020 годы: 2015 год-230000,0 тыс.руб.; 2016 год-246127,9 тыс.руб.; 2017 год-280628,6 тыс. руб. Штатная численность- 1170 чел., доля 100%, ветеринарные врачи всех категорий, 505 чел, 45% доля. Дополнительный источник финансирования позволил увеличить зарплату в 2017 г. почти в двое ( табл. 1).

Таблица 1.

О размере среднемесячной зарплате работников государственных бюджетных учреждений, подве-

Года Среднесписочная численность, чел. Среднемесячная зарплата работников государственных бюджетных учреждений, руб.

за счет всех источников финансирования за счет средств бюджета области за счет средств от приносящей доход деятельности

2012 1109 16211 9761 6450

2013 1124 18367 11841 6526

2014 1110 18940 11901 7039

2015 1092 20342 11689 8653

2016 1122 21118 12257 8861

2017 (план) 1117 28299 14495 13804

Так например заработано: в 2016г./ 2017г. лабораториями: Усольская - 1772595,0/ 1818498,0. Братская- 1729161,48/2831159,03. Итого: 3501756,48/ 4649657,03., что пошло дополнительным источником финансирования на зарплату и др. затраты [3,с.5].

В стране в т.ч. и в ветеринарной медицине произошли и происходят глубокие организационно -структурные и социально- экономические преобразования. В прошедшие годы лабораторией были

проведены исследования по оценке эффективности работы ветеринарных структур, разработаны законы, нормативные документы, которые были рассмотрены и утверждены Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России и рекомендованы для широкого использования в ветеринарной практике. При анализе показателей по Иркутской области поголовье к.р.с. в крестьянских и индивидуальных хозяйствах в 1996-2003 и в 2016 г. мы видим такие изменения (табл.2).

Таблица 2

Поголовье к.р.с. в хозяйствах всех категорий

1996, 2009г. 2001, 2010 г. 2002, 2015 г. 2003, 2016 г.

613, 1 339,5 419,4 321,8 418,6 274,6 421,1 274,9

в т.ч. коровы

276,5 150,4 201,4 143,6 204,4 129,6 204,5 129,1

cвиней

384,1 239,2 296,0 235,4 276,6 198,1 272,8 189,7

овец и коз

146,1 103,6 78,5 100,2 78,7 100,4 80,9 101,4

в крестьянских хозяйствах и индивидуальных

поголовье к.р.с

22,1 22,0 38,6 44,1

в т.ч. коровы

78,2 8,1 16,9 20,2

cвиней

36,6 35,4 23,7 19,2

овец и коз

14,2 14,9 22,8 23,1

Сохранность крупного рогатого скота является одним из факторов, влияющих на экономику предприятий, занятых содержанием сельскохозяйственных животных и производством молока, мяса и других продуктов животного происхождения. Основной причиной падежа в большинстве хозяйств при подержании их относительно эпизоотического благополучия являются внутренние незаразные болезни животных. Причинами таких незаразных болезней являются в первую очередь: недостаточное, недоброкачественные и несбалансированное кормление; нарушение микроклимата в животноводческих помещениях - загазованность, повышенная влажность, низкая освещенность, нарушение тем-

пературного режима; нарушение технологии выращивания молодняка, скученность, содержание животных разных возрастов в одном животноводческом помещении; недостаточная кадровая обеспеченность и низкая трудовая дисциплина в ряде хозяйств; отсутствие свободно -выгульного содержания нетелей и коров в запуске; не соблюдение при содержании телят принципа «пусто - занято»; совместное содержание телят зимнего и летнего отелов и разных периодов выращивания; не регулярное проведение дезинфекции помещений и дератизации, в том числе родильного отделения и профилактория.

На крупных животноводческих комплексах основными причинами падежа являются наличие одного родильного помещение, что не позволяет проводить соблюдать принцип «пусто - занято», а соответственно невозможность проведения мойки и дезинфекции. Также на многих крупных животноводческих комплексах отсутствует возможность моциона животных на открытых площадках. Причиной возникновения этих факторных инфекций, также является снижение иммунного статуса из-за нарушения технологии содержания и кормления животных. Следствием данных нарушений являются внутренние не заразные болезни, которые приводят к гибели животных, и усилению потенциальных эпизоотических угроз в биологических системах региона. С целью минимизации гибели сельскохозяйственных животных от инфекционной патологии в субъектах Российской Федерации ежегодно составляются планы противоэпизоотиче-ских мероприятий, что дает возможность значительно снизить падеж сельскохозяйственных животных от инфекционных болезней. Во всех случаях выявления опасных инфекционных болезней животных должны быть приняты оперативные меры по их локализации и ликвидации, наложены ограничительные мероприятия (карантин). Органами исполнительной власти субъектов Российской в области ветеринарии совместно с региональными министерствами сельского хозяйства необходимо ежегодно проводить анализ данных по сохранности за отчетный год и направляют рекомендации по улучшению сохранности в административно-территориальные образования субъектов Российской Федерации, а в каждом административно-территориальном образовании субъекта Российской Федерации ежегодно разрабатывать план мероприятий по улучшению сохранности сельскохозяйственных животных.

Рекомендуемыми мерами по улучшению сохранности сельскохозяйственных животных должны являться: принятие своевременных мер по подготовке летних лагерей, для содержания телят в летне-пастбищный период и животноводческих помещений при переходе на зимне-стойловое содержание;

принятие мер по обеспечению хозяйств кадрами животноводства (доярки, скотники, телятницы), а также ветеринарных специалистов; соблюдение технологии кормления, поения и содержания животных; регулярное исследование кормов на качество с целью обеспечения кормления животных,

прежде всего коров-матерей и молодняка биологическими полноценными и безопасными кормами; создание оптимальных условий содержания и кормления молодняка крупного рогатого скота и сухостойных коров; включение в рационы кормления премиксов, белково-витаминных добавок, патоки, хвойной муки (лапки); строгое соблюдение схемы вакцинации животных; комплексное и своевременное проведение лечебно-профилактических мероприятий (применение антибактериальных препаратов после определения чувствительности к ним выделенного патогенна); применение системы «пусто-занято», изолированное содержание слабых и больных телят, улучшение их кормления и обеспечение лечебной помощи; исключение совместного содержание телят зимнего и летнего отелов; своевременное проведение профилактической дезинфекции. Таким образом, для поддержания высокого уровня сохранности сельскохозяйственных животных в хозяйствах требуется обязательное проведение противоэпизоотических и ветеринарно-сани-тарных мероприятий, проводимых ежегодно государственной ветеринарной службой субъекта Российской Федерации, а также выполнение хозяйствующими субъектами всех вышеуказанных реко-мендаций[7,с.10.8,с.4].

Эпизоотическая обстановка и проведение противоэпизоотических мероприятий на территории Иркутской области:

Если в 2014 году проведено 1 504 804 000 диагностических исследований, в целях профилактики различных инфекционных заболеваний - 2 631 182 000 головообработок, с профилактической целью против паразитарных заболеваний - 2 276 263 000 головообработок, то в 2017 году проведено диагностических исследований 1 млн. 497,035 тыс., в целях профилактики различных инфекционных заболеваний - 1 млн. 782,649 тыс. головообработок, с профилактической целью против паразитарных заболеваний - 1 млн. 819,707 тысяч головообработок.

В марте 2017 года на территории Иркутского района действовал режим чрезвычайной ситуации, связанный со вспышкой африканской чумы свиней в личном подсобном хозяйстве, который при оперативном руководстве и координации действий сил и средств в зоне возникшей чрезвычайной ситуации, очаг быстро был полностью ликвидирован. Из таблицы видно, что увеличились объёмы ветеринарно-санитарные мероприятия (табл.3).

Таблица 3

Ветеринарно-санитарные мероприятия выполнены в следующем объёме:

Наименование мероприятий:2014,2017 Площадь, тыс. кв. метров2014,2017 гг.

Дезинфекция, тыс. м. кв. 7301,265 8751,023

Дератизация , тыс. м. кв. 5327,830 9782,295

Дезинсекция, тыс. м. кв. 8075,040 8632,160

В настоящее время на территории Иркутской к.р.с.- лейкоз 19 неблагополучных пунктов, ло-области действуют следующие неблагополучные шади- случная болезнь-17 неблагополучных пунк-по инфекционным болезням животных пункты: тов. Повысилась обеспеченность биопрепаратами в

2010г- 3,982 и в 2016 г.-6,620,9, увеличилось количество применение их и цена (рис. 1).

Рис.1.Обеспечение биопрепаратами.

В течение 2014 года в хозяйствах всех форм собственности было зарегистрировано заболевших болезнями незаразной этиологии крупного рогатого скота - 34 826 голов ( в 2013 году - 36 080 ), свиней - 129 140 голов ( в 2013 году - 111 691) и 1 220 голов мелкого рогатого скота (в 2013 году - 1 429).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2014 году по Иркутской области пало от болезней незаразной этиологии всего 12 501 голов сельскохозяйственных животных (в 2013 году - 11 314), в т.ч. крупного рогатого скота - 1 157 голов (в 2013 году - 1 734), из них 1 026 голов составляет падеж молодняка (в 2013 году - 1 560); свиней - 11 296 голов (в 2013 году - 9 559), из них 7 831 голов составляет падеж молодняка (в 2013 году - 6 432), и 48 голов мелкого рогатого скота (в 2013 году - 21 голова), из которых 47 голов приходится на молодняк (в 2013 году - 13 голов).

Основной падеж крупного рогатого скота произошел от болезней органов пищеварения - 626 голов, (в 2013 году - 841 голова), снижение составляет 25,56%, от болезней органов дыхания - 366 голов (в 2013г. - 627 голов) - снижение на 41,63%, от авитаминозов и болезней обмена веществ - 136 голов (в 2013 году - 158 голов), падеж сократился на 13,92%.

Основной падеж свиней произошел от болезней органов пищеварения - 5 534 голов (в 2013 году - 4 239), от авитаминозов и болезней обмена ве-

ществ - 2 211 голов (в 2013 году - 2 228), от болезней органов дыхания - 1 900 голов (в 2013 году - 1 886).

В 2014 году вынужденно убито - 534 головы крупного рогатого скота и 21 533 головы свиней (в

2013 году соответственно 619 голов крупного рогатого скота и 22 943 головы свиней).

В целях профилактики болезней незаразной этиологии было витаминизировано 370 835 голов сельскохозяйственных животных, в том числе 91 981 голова крупного рогатого скота, 272 321 голова свиней и 6 326 голов мелкого рогатого скота, обеспечено микроэлементами - 488 128 голов препаратами селенита натрия 255 769 голов, препаратами железа 263 769 голов. Заготовлено 17,045 тонн лекарственных трав, подвергнуто диспансеризации 147 840 голов, проведено исследований с целью профилактики мастита у дойного стада крупного рогатого скота у 196 393 голов.

В течение 2016 года в Иркутской области в хозяйствах всех форм собственности было зарегистрировано заболевших болезнями незаразной этиологии крупного рогатого скота - 30,112 тыс. голов (в 2014 г. - 34,826 тыс. голов, в 2015 г. -29,687 тыс. голов), свиней - 99,945 тыс. голов (в

2014 г. - 129,14 тыс. голов, в 2015 г. - 133,505 тыс. голов) и 1,587 тыс. голов мелкого рогатого скота (в 2014 г. - 1,22 тыс. голов, в 2015 г. - 1,22 тыс. голов) (табл.4,5) [1,с.6.3,с.24. 4, с.17.5,с.3].

Таблица 4

Пало от незаразной этиологии_

Всего тыс.гол.2016 г. 2014 г. 2015 г.

14414 с.-х.

в т.ч. к.р.с

0,946 1,157 0,977

из них падёж молодняка

0,832 1,026 0,91

Свиней

13,456 11,296 18,203

из них падёж молодняка

11,287 7,831 14,225

м.р.с

0,012 0,048 0,027

из которых на молодняк

0,011 0,047 0,024

Таблиц 5 Основной падёж к.р.с. тыс.голов

от органов пищеварения

2016 г 2014г. 2015г

0,489 0,626 0,530

от болезней органов дыхания

0,109 0,366 0,299

от авитаминозов и болезней обмена веществ

0,095 0,136 0,11

основной падёж свиней от органов пищеварения

6,489 5,534 9,852

от авитаминозов и болезней обмена веществ

1,416 2,211 2,07

от болезней органов дыхания

3,382 1,9 4,108

вынуждено убито к.р.с.

0,295 0,534 0,215

вынуждено убито свиней

16,636 21,533 20,653

В течение 2017 года в хозяйствах всех форм собственности было зарегистрировано заболевших болезнями незаразной этиологии крупного рогатого скота - 31,475 тыс. голов (в 2016 г. - 30,112 тыс. голов, в 2015 г. - 29,687 тыс. голов), свиней -94,998 тыс. голов (в 2016 г. - 99,945 тыс. голов, в 2015 г. - 133,505 тыс. голов) и 2,164 тыс. голов мелкого рогатого скота (в 2016 г. - 1,587 тыс. голов, в

2015 г. - 1,22 тыс. голов).

В 2017 году по Иркутской области пало от болезней незаразной этиологии всего 13,989 тыс. голов сельскохозяйственных животных (2016 г. -14,414 тыс. голов, в 2015 г. - 19,207 тыс. голов), в т.ч. крупного рогатого скота - 0,634 тыс. гол. (в 2016 г. - 0,946 тыс. голов, в 2015 г. - 0,977 тыс. голов), из них 0,518 тыс. голов составляет падеж молодняка (в

2016 г. - 0,832 тыс. голов, в 2015 г. - 0,91 тыс. голов); свиней - 13,314 тыс. голов (в 2015 г. - 13,456 тыс. голов, в 2015 г. - 18,203 тыс. голов), из них 10,191 тыс. голов составляет падеж молодняка (в 2016 г. -11,287 тыс. голов, в 2015 г. - 14,225 тыс. голов), и 0,041 тыс. голов мелкого рогатого скота (в 2016 г. -0,012 тысяч голов, в 2015 г. - 0,027 тыс. голов,), из которых 0,040 тыс. голов приходится на молодняк

(в 2016 г. - 0,011 тыс. голов, в 2015 г. - 0,024 тыс. голов).

Основной падеж крупного рогатого скота в 2017 г. произошел от болезней органов пищеварения - 0,362 тыс. голов, (в 2016 г. - 0,489 тыс. голов, в 2015 г. - 0,530 тыс. голов), от болезней органов дыхания - 0,176 тыс. голов (в 2016 г. - 0,109 тыс. голов, в 2015 г. - 0,299 тыс. голов), от авитаминозов и болезней обмена веществ - 0,074 тыс. голов (в 2016 г. - 0,095 тыс. голов, в 2015 г. - 0,11 тыс. голов).

Основной падеж свиней в 2017 г. произошел от болезней органов пищеварения - 6,795 тыс. голов (в 2016 г. - 6,489 тыс. голов, в 2015 г. - 9,852 тыс. голов), от авитаминозов и болезней обмена веществ - 1,287 тыс. голов (в 2016 г. - 1,416 тыс. голов, в 2015 г. - 2,07 тыс. голов), от болезней органов дыхания - 3,272 тыс. гол. (в 2016 г. - 3,382 тыс. голов, в 2015 г. - 4,108 тыс. голов).

Основной падеж мелкого рогатого скота в 2017 г. произошел от болезней органов пищеварения -0,01 тыс. голов, от авитаминозов и болезней обмена веществ - 0,04 тыс. голов.

В 2017 год вынужденно убито - 0,29 тыс. голов крупного рогатого скота (в 2016 г. - 0,295 тыс. голов, в 2015 г. - 0,215 тыс. голов).

В 2017 год вынужденно убито - 14,818 тыс. голов свиней (в 2016 г. - 16,637 тыс. голов, в 2015 г. -20,653 тыс. голов).

В 2017 год вынужденно убито - 0,008 тыс. голов мелкого рогатого скота.

Основными этиологическими факторами возникновения заболеваний животных незаразного характера являются нарушения в технологии кормления и содержания животных, не соблюдение ветеринарных и зоогигиенических правил. При оценке ветеринарного обслуживания области свидетельствуют эти обьёмы работ: в целях профилактики болезней незаразной этиологии было витаминизировано 352,189 тыс. сельскохозяйственных животных (в 2016 г. - 346,576 тыс. голов, в 2015 г. -478,055 тыс. голов), в том числе 98,044 тыс. голов крупного рогатого скота (2016 г. - 97,601 тыс. голов, в 2015 г. - 11,904 тыс. голов), 241,113 тыс. голов (в 2016 г. - 243,119 тыс. голов, в 2015 г. - 360,122 тыс. голов) свиней и 13,032 тыс. голов (в 2016 г. -5,855 тыс. голов, в 2015 г. - 6,029 тыс. голов) мелкого рогатого скота, микроэлементы - 480,323 тыс. голов (в 2016 г. - 470,22 тыс. голов, в 2015 г. -603,084 тыс. голов), дано препаратов селенита

натрия 284,181 тыс. голов (в 2016 г. - 278,532 тыс. голов, в 2015 г. - 252,584 тыс. голов), препараты железа 265,055 тыс. голов (в 2016 г. - 213,595 тыс. голов, в 2015 г. - 391,435 тыс. голов). Заготовлено 7,54 тонн (в 2016 г. - 7,272 тонн, в 2015 г. - 40,142 тонн,) лекарственных трав,подвергнуто диспансеризации 183,491 тыс. голов (в 2016 г. - 61,653 тыс. голов в 2015 г. - 220,285 тыс. голов), проведено исследований с целью профилактики мастита у дойного стада крупного рогатого скота 209,032 тыс. голов (в 2016 г. - 204,535 тыс. голов, в 2015 г. - 210,111 тыс. голов) [1].

В течение 2014 года в областных государственных бюджетных учреждениях ветеринарии Иркутской области был осуществлен прием 117 069 голов различных домашних, декоративных животных и птиц, в т.ч.:

- собак - 71 114;кошек - 42 865; других (хорьков, хомяков, крыс, мышей и др.) 2 227; птицы -863. В 2017г.-172,919 тыс.гол.:- продуктивных с.-х. животных (тыс.гол.) 60, 992, лошадей- 1,652, к.р.с.-47,048, м.р.с.- 2,864, свиней-9,093, животных других видов-0,331 (табл.6), (рис.2).

Таблица 6

Количество поступивших животных

Год Поступило всего: тыс. гол. в том числе:

Собак тыс. гол. Кошек тыс. гол. Других тыс. гол. Птицы тыс. гол.

2017 111,927 64,855 44,894 1,601 0,487

2014 117,069 71,114 42,865 2,227 0,863

2013 99,642 61,645 35,821 1,547 0,629

2012 83,860 52,561 29,077 1,835 0,387

2011 76,358 47,713 26,259 2,008 0,378

2010 54,311 32,710 17,846 3,275 0,480

2009 43,546 27,597 15,366 0,416 0,167

Диагностическая и лечебно-профилактическая работа с продуктивными сельскохозяйственными и с мелкими домашними и декоративными животными 2009-2016 гг.

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис.2. Исследования

В Российской Федерации эпизоотическая обстановка всегда была сложной. Вместе с тем, в последнее время произошло значительное ухудшение по ряду опасных болезней животных, таких как африканская чума свиней, заразный узелковый дерматит, а также остается сложная эпизоотическая ситуация по бешенству, гриппу птиц, бруцеллезу, лейкозу крупного рогатого скота, лептоспирозу и ряду других инфекционных и паразитарных болезней (альвеококкоз, эхинококкоз, трихинеллез и др.) [8].

Обострение ситуации во многом связано с тем, что с установлением рыночных отношений в Российскую Федерацию начал осуществляться ввоз живых животных, продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, которые зачастую несут риск биологической опасности ввиду возможного заноса с ними возбудителей болезней животных.

В связи с этим необходимо определить дополнительные эффективные меры по предупреждению возникновения и распространения очагов заразных болезней животных, в том числе опасных для человека.

Увеличилось исследований на инфекционные заболевания. В 2010 г. с 11,643 и 2016 г.-87,157.(табл. 7),(рис.2). Специалистами государственной ветеринарной службы проведена работа по профилактике и лечению акушерских и гинекологических заболеваний.

Выявлено 3 572 гинекологических больных животных (в 2013г. - 3 366), подвергнуты лечению - 3 557 голов, (в 2013г. - 3 289), после проведенного лечения оздоровлено 3 233 голов ( в 2013г. - 2 993). Таким образом, эффективность лечения больных животных составила 90,8% (в 2013г. - 91%).

Таблица 7

Проведено исследований

Наименование иссле дований: Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Проведено всего иссле дова-ний(тыс.исследований.) 40,892 64,891 79,596 81,525 110,433 126,976 139,687

в т.ч.

На инфекционные заболевания 11,643 11,802 13,465 13,701 19,406 32,143 87,157

Проведено оперативных вмешательств , если в 2010 г-7,304, то в течение 2016 года в клиниках ОГБУ СББЖ области у мелких домашних животных и на дому у владельцев сельскохозяйственных продуктивных животных проведено всего 26,41

тыс. различных хирургических операции, в 2017 г. увеличилось оказание услуг по родовспоможению животных. На 0, 291 по сравнению с 2016 годом. (табл.8).

Таблица 8

Наименование мероприятий: Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016/2017

Проведено всего оперативных вмешательств (тыс.) 7,304 8,754 9,424 10,482 11,262 13,366 26,41/ 26,9

родовспоможений 0,43 0,753 0, 781 0,342 0,293 0,376 1,783/ 2,074

кастраций животных 2,286 2,025 2,399 2,572 2,55 3,045 11,568/11,102

За 2016 г. в 14 лабораторий области поступило 1 181 224 различных объектов, в 2015 - 1 640 417, с которыми проведено 3 497 935 исследований, в 2015 - 3 651 221 и получено 54 049 положительных результата, в 2015 г. - 49 026 (рис.3). В 2017 году в 12 диагностических лабораториях и 1 диагностическом отделении учреждений, подведомственных

службе ветеринарии Иркутской области поступило 819004 различных объектов, с которыми проведено 1350359 исследований и получено 25232 положительных результата (рис.3).

Рис.3.Лабораторные исследования

за 2017 год было направлено на проведение дополнительных лабораторных исследований в целях мониторинга, и в связи с выявлением нарушений ветеринарного законодательства - 2690 проб, по результатам которых принималось решение о возможности использования исследуемой продукции, определялись условия переработки, либо утилизации или уничтожения. Всего проведено 119733 осмотра сертифицированной продукции в 2017 г. Подвергнуто переработке- 366,46 т., утилизации 228,58 т., уничтожению продукции 218,8 тон. Ветеринарная лабораторная деятельность осуществляется в соответствии с «Правилами организации ветеринарных лабораторий», утвержденными приказом Минсельхоза России от 16.06.2008 №262.

Действующие нормативные правовые акты в большей мере сводят деятельность ветеринарных лабораторий к оказанию платных услуг и получению прибыли, а не к выявлению всевозможных биологических, химических, токсикологических и других рисков. Поэтому, необходимо в большей мере переводить работу государственных ветеринарных лабораторий на бюджетное финансирование и определить их статус для работы при возникновении чрезвычайных ситуаций и работы в военное время. Для повышения эффективности ветеринарной лабораторной деятельности в существующие ветеринарные правила по профилактике и борьбе с инфекционными болезнями необходимо внести дополнения по использованию современных методов диагностики.

Например, в правила по борьбе с лейкозом крупного рогатого скота требуется дополнительно внести возможность использования для диагностики такие методы лабораторных исследований,

как ИФА и ПЦР. Отсутствие этой нормы значительно сдерживает работу и достоверность проводимых лабораторных исследований. Очень востребованной для специалистов ветеринарной службы является экспресс-диагностика по выявлению паразитарных болезней, таких как альвеококкоз, эхино-коккоз, параганизимоз, трихинеллез, финноз, опи-сторхоз и других инвазий по методам иммунно-ферментного анализа. Это поможет защитить многих потребителей продукции животного происхождения от паразитарных заболеваний. Существенным недостатком является отсутствие целевой аккредитации ветеринарных лабораторий, осуществляющих деятельность в сфере применения ветеринарно-санитарных мер. Существующие виды общепринятой аккредитации сдерживают эффективную работу по проведению лабораторной ветеринарной деятельности. По данным Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору только 8,5% региональных ветеринарных лабораторий России имеют должную аккредитацию.

Большая финансовая нагрузка на проведение процедуры аккредитации, в том числе необходимость оплаты проезда, проживания и работы экспертов Росаккредитации (300-600 тыс. руб.), с последующим проведением инспекционного контроля является неприемлемой для большинства ветеринарных лабораторий. При этом, деятельность ветеринарных лабораторий в финансовом отношении является нерентабельной, так как их основная цель - это не получение прибыли, а проведение лабораторных исследований для обеспечения биологической и пищевой безопасности. В соответствии со статьей 3 закона Российской Федерации «О ветеринарии» обеспечение лекарственными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средствами для проведения противоэпизоотиче-ских мероприятий против заразных и иных болезней животных, в том числе диагностикумами, является полномочием Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Важной мерой по повышению эффективности диагностических мероприятий будет являться разработка и принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, регламентирующего вопросы постановки диагноза болезни животных. В данном нормативном правовом акте должно быть определено кто имеет право на постановку диагноза, какие документы и какой формы необходимы для проведения этой процедуры, порядок передачи должностным лицом органу исполнительной власти заключения и сопроводительных документов для установления ограничительных мероприятий (карантина).

Такая мера позволит внести ясность в определении должностных лиц, которые имеют право и обязаны проводить процедуру по постановке диагноза болезни животных. Поэтому при разработке ветеринарного законодательства необходимо предусмотреть такие технологии профилактики и лечения болезней животных, которые не будут загрязнять пищевые продукты животного происхождения. Среди таких методов профилактики как заразных, так и массовых незаразных болезней животных, наиболее перспективным является внедрение умеренно холодного метода выращивания молодняка КРС

( Фельдман И.И.,1980,1985гг., отчёт НИР ИЭЭВСиДВ) и использование в рационах кормления сельскохозяйственных животных и птиц про-биотиков, бактериофагов, фитобиотиков, микроводорослей (спирулина, сценодесмус, хлорелла, ге-матококкус и др.), фульвовых и гуминовых кислот,

гомеопатических препаратов и других экологичных средств.

Также перспективной технологией в данном направлении является внедрение методов корректировки и нормализации микробиомы - сообщества микроорганизмов, которые являются основой иммунитета и здоровья всех животных. Такие технологии позволяют без применения антибиотиков, нитрофуранов, сульфаниламидных препаратов поддерживать здоровье животных, положительно влиять на интенсивность роста, снижать затраты кормов на единицу произведенной продукции, и что очень важно - обеспечивать экологичность получаемых от животных пищевых продуктов.

В случае широкого внедрения этой практики появится возможность получения на территории Российской Федерации значительного количества пищевых продуктов животного происхождения повышенной экологической безопасности, которая будет востребована потребителями, но и будет являться одной из важных составляющих в обеспечении здоровья населения.

В связи с этим требуется такая система механизмов экономической организации и экономических отношений, которая способна повлиять на качество деятельности субъектов ветеринарного обслуживания и уровня ветеринарного сервиса в отношении стандартов мировой экономики. За сухими цифрами наша безопасность. Проблемам организации экономических отношений в системе отраслей посвящены труды Алиева В.Г., Лафты Дж.К., Мильнера Б.З., Пригожина А. И., Щербина В.В. ,ЬеБтп и др. исследователей [1,с.19.2,с. 19.3,с. 15.4,с. 5.5,с. 19.6, с. 7].

Главной задачей является и остается профилактика болезней - разработка системы мероприятий, препятствующих их возникновению. Следует помнить об особенностях инфекционных болезней (таб.9).

Таблица 9

Основные показатели работы областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии

Показатели 2016 год 2017 год

Проведено лаб. исследований на микробиологическую чистоту подконтрольных объектов 1184 883

Проведено дезинфекций животноводческих и пищевых объектов 1583 1467

Проведено лабораторных исследований контроля качества дезинфекции 1217 1421

Проведено дезинфекций единиц автотранспорта 9686 9988

Контроль качества дезинфекции автотранспорта 1941 2207

Проведено исследований продукции в целях мониторинга (исследовано проб) 99 157

Из них не соответствует показателям качества (партий) 0 3

Проведено исследований продукции по показаниям (проб) 2874 2533

Из них не соответствует показателям качества (партий) 49 15

Снято с реализации подконтрольной продукции (тонн) 903,5 813,24

Направлено на промышленную переработку (тонн) 446,76 348,43

Проведение мероприятий по идентификации (мечению) животных в личных подсобных хозяй-

ствах граждан по населенным пунктам муниципальных образований Иркутской области продолжается ( рекомендации ИЭВСиДВ, отчёт 2015 г.).

На территории Иркутской области за 2017 год в областных государственных бюджетных учреждениях в области ветеринарии зарегистрировано 76,127 тыс. подворий, проведено мечение животных: лошадей - 3,452 тыс. голов; крупного рогатого скота - 67,963 тыс. голов; мелкого рогатого скота -14,658 тыс. голов; свиней - 4,692 тыс. голов; кошек - 0,111 тыс. гол; собак - 0,878 тыс. голов. Отмечено среднее увеличение показателей на 4%. [1,с.45].

Требуется внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наделение органов местного самоуправления полномочиями в сфере организации и применения ветеринарно-санитар-ных мер: создание при органе местного самоуправления и обеспечение работы постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций биологического характера; самостоятельное финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций биологического характера;

участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций при установлении ограничительных мероприятий (карантина) в случаях возникновения заразных болезней животных; - организацию контрольно-пропускных постов при установлении ограничительных мероприятий (карантина) в случаях возникновения заразных болезней животных, в том числе опасных для человека; участие в изъятии животных и (или) продукции животного происхождения при ликвидации очагов заразных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части выделения специальной техники, транспортных средств, определения и оборудования мест временного содержания изъятых животных, привлечения вспомогательного персонала для проведения работ по изъятию и содержанию таких животных; организацию рейдов с участием правоохранительных органов и контролирующих служб по пресечению торговли животными и пищевыми продуктами в неустановленных местах; определение, содержание и консервация (ликвидация, рекультивирование) мест захоронения, утилизации останков животных и других биологических отходов; перевод бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в муниципальную собственность; организация сбора, временного хранения и утилизации биологических отходов, образуемых на территории муниципального образования при содержании гражданами сельскохозяйственных и домашних животных; организация сбора, временного хранения и утилизации биологических отходов, обнаруженных на территории муниципального образования, владельцы которых не установлены (в том числе трупов диких животных); принятие правовых актов, регулирующих отношения в сфере содержания, в том числе выпаса сельскохозяйственных и выгула домашних животных на территории муниципального образования;

ведение учета сельскохозяйственных животных, собак и кошек; отведение сенокосных и пастбищных угодий с учетом ветеринарно-санитарных, экологических и других требований; оборудование площадок для выгула собак; отведение земельных участков, мест для продовольственных, сельскохозяйственных рынков и торговли животными, предприятий по содержанию и убою сельскохозяйственных животных, переработке и хранению пищевых продуктов, приютов для безнадзорных животных; доведение до сведения владельцев животных информации о правилах их содержания, о проведении вакцинации и иных ветеринарных мероприятий, в том числе информации об установлении на территории муниципального образования ограничительных (карантинных) мероприятий; осуществление иных полномочий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций биологического характера на территории муниципального образования в соответствии с законодательством в сфере применения ветеринарно-санитарных мер [7,8]. В 2017 году в муниципальных образованиях Иркутской области было отловлено 8 897 безнадзорных собак и кошек.

Основные причины нарушений ветеринарного законодательства:

Нарушение правил перевозки животноводческих грузов. Реализация животноводческой продукции, не прошедшей ветеринарно- санитарную экспертизу. Несоответствие ветеринарных сопроводительных документов или их отсутствие. Нарушение ветеринарных требований при хранении, производстве, переработке и реализации животноводческой продукции. Нарушение правил каранти-нирования и других ветеринарно-санитарных правил содержания, транспортировки и реализации животных. Нарушение требований технических регламентов Таможенного союза [1].

Выводы

1.Значительный объём ветеринарно - санитарных и противоэпизоотических мероприятий ( масштабы работ приведены в статье) позволили поддерживать ветеринарное и эпизоотическое благополучие животноводства области на высоком уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Служба ветеринарии Иркутской области о проделанной работе: Отчёт за 2014,2016,2017гг.43-44./ Балыбердин Б.Н.[и др.]., Иркутск,2017.45, 43, 49 с.

2. Управлять-значит предвидеть/ В.М.Авилов ,Л.Я. Юшкова,В.В.Сочнев и др.: Под ред. В .М.Авилова. -Новосибирск, 1996. -280 с.

3. Организация ветеринарного дела в Российской Федерации ( в развитие закона РФ " О ветери-арии»: [ монография ] / М-во сел.хо-ва и продовольствия Рос.Федерации, Департамент ветеринарии, Рос.акад.с.-х. наук. Сиб. Отд-ние, Ин-т эксперим. ветеринарии Сибири и дальнего Востока.-3-и изд.-Новосибирск,2001. -428 с.

4. Особенности организации ветеринарного дела в условиях рыночной ориентации / [и др.] Е.А.Непоклонов [и др.]; М-во сел.хо-ва и продовольствия Рос.Федерации, Департамент ветеринарии, Рос. акад.с.-х. наук. Сиб. Отд-ние, Ин-т экспе-рим. ветеринарии Сибири и дальнего Востока.-3-и изд. - Новосибирск,2004.-644 с.

5. Юшкова Л.Я. Совершенствование форм организации ветеринарного дела в Российской Федерации: методические рекомендации/ [соавт.] М.А. Амироков [и др.]; Рос.акад. с.х. наук. Сиб. отд-ние, Ин-т эксперим. ветеринарии Сибири и Дальнего Востока.-Новосибирск, 2010.-128 с.

6. Юшкова Л.Я. Разработка проекта прейскуранта цен на платные ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Новосибирской области: методическое

пособие /[соавт.] Б.Н. Балыбердин [и др ] ; Рос. Акад.с.-х. наук. Сиб. отд-ние, Ин-т эксперим. ветеринарии Сибири и Дальнего Востока, Новосибирск, 2014.- 256с.

7. Концепция повышения эффективности организации ветеринарно-санитарных мер для обеспечения биологической и пищевой безопасностив Российской Федерации на период 2018 - 2025гг. Повышение сохранности сельскохозяйственных животных. 98 с.

8. Дорожная карта по реализации «Концепции повышения эффективности организации вете-ринарно-санитарных мер для обеспечения биологической и пищевой безопасности в Российской Федерации на период 2018 - 2025 гг.»19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.