18. Shitkina I.S. Holdings: legal regulation and corporate governance: scientific-practical. edition. - M., 2008.
Е.И. Бабенко - преподаватель кафедры физическая культура, Южный федеральный университет, ([email protected]),
E. I. Babenko - teacher of the Department of physical culture;
М.А. Старлычанова - старший преподаватель кафедры физическое воспитание Южно-российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ ([email protected]),
M.A. Starlychanova - high teacher of the Department physical education South-russian institute of management the Russian presidental academa of national economy and public administration.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN SPORT INDUSTRY
Аннотация. Спортивная индустрия, являющаяся сложной социально-экономической системой, включающей организации различных форм собственности и целевых векторов, требует поддержания собственного развития как на государственном уровне, так и с помощью инвестиционной составляющей бизнес-сообществ. В условиях разрешения масштабных стратегических задач национального характера представляется перспективным использование потенциала ГЧП в спортивной индустрии как общественно-значимого сектора, обеспечивающего воспроизводство человеческого капитала и поддержание его трудоспособности на должном уровне. Неоднозначная интерпретация контекста ГЧП в отношении спортивной индустрии требует научного уточнения и рассмотрения перспектив его использования, что определило цель и задачи данного исследования. В статье мы последовательно рассматриваем сущность и значение спортивной индустрии с позиции управленческого контекста, выявляя проблематику развития данного института. Далее, нами исследована практика использования ГЧП при реализации социально-значимых проектов спортивной направленности и определены перспективные тренды его использования.
Annotation. The sports industry, which is a complex socio-economic system that includes the organization of various forms of ownership and target vectors, requires the maintenance of its own development both at the state level and with the help of the investment component of the business community. In terms of resolving large-scale strategic tasks of a national nature, it seems promising to use the potential of public-private partnership in the sports industry as a socially significant sector that ensures the reproduction of human capital and the maintenance of its working capacity at the appropriate level. Ambiguous interpretation of the public-private partnership context in relation to the sports industry requires scientific clarification and consideration of the prospects of its use, which determined the purpose and objectives of this study. In the article we consistently consider the essence and importance of the sports industry from the position of the management context, identifying the problems of development of this institution. Further, we investigated the practice of using PPP in the implementation of socially significant projects of sports orientation and identified promising trends in its use.
Ключевые слова: спортивная индустрия; государственно-частное партнерство; развитие спортивной
индустрии
Key words: sports industry; public-private partnership; development of sports industry
Спортивная индустрия в настоящее время представляет собой социально-экономическую систему. Именно она может выступать провайдером социально-экономического развития общества, обеспечивающего его устойчивость и перспективность реализации процессов, происходящих в нем. Являясь частью культуры современного человека, она включает в себя не только развлекательную среду, но и является элементом поддержания здоровья поколения. Следовательно, поддержания на должном уровне качества трудовых ресурсов, их воспроизводства. Коммерциализация данного сектора не всегда представляется возможной, да и не должна быть таковой. Вместе с тем её развитие, как и развитие любой другой системы экономического характера, требует существенных капиталовложений. Не в последнюю очередь со стороны государства. Государство же, являясь провайдером и драйвером развития общества и институтом, отвечающим за развитие множества сфер трансформации общества, не всегда способно к финансированию данного сектора на самостоятельной основе. В этой связи одним из важнейших и перспективных инструментов развития спортивной индустрии может выступать институт государственно-частного партнерства, зарекомендовавший себя в иных сферах социально-экономического развития общества.
Вышесказанное определило постановку цели данной статьи: проанализировать сущностное и содержательно-практическое наполнение спортивной индустрии как объекта управления и определить перспективы его развития в контексте применения инструментария государственно-частного партнерства как способа развития указанной объектной области.
Сущность и значение спортивной индустрии как объект управления
Будучи социально-экономической системой, спортивная индустрия включает в свой состав самые различные виды деятельности. Элементами данной социально-экономической системы выступают субъекты различной отраслевой принадлежности. В этой связи она проявляется самыми разнообразными видами деятельности, а именно:
— во-первых, как совокупность профессиональных спортсменов, тренеров и спортивных управленцев, это особый вид деятельности;
— во-вторых, это возможность реализации бизнес-идей посредством организации различного рода профессиональных клубов, агентств, дирекций, спортивно-оздоровительных и фитнес-клубов;
— в-третьих, спортивная индустрия - эффективный канал продвижения продукции и услуг. При этом продвижение может осуществляться как напрямую при развитии бренда, имиджа и репутации компании, так и посредством разнообразных спортивных мероприятий;
— в-четвертых, выступает важнейшим экономическим ресурсом, влияющим на здоровье нации и тем самым на трудоспособность населения, возможность раскрытия его потенциала.
Данные характеристики позволяют определить индустрию спорта как межотраслевой сектор экономики, определяющий устойчивые социально-экономические отношения его субъектов, связанных с продвижением и потреблением спортивного события как главного продукта.
Индустрию спорта можно охарактеризовать совокупностью ключевых особенностей развития, к которым мы относим:
— наличие экономических взаимоотношений субъектов индустрии спорта. При этом последние имеют собственные экономические интересы;
— разнообразие субъектов индустрии спорта, в том числе наличие предпринимательских и коммерческих структур;
— стремление к балансу экономического и спортивного интереса у субъектов индустрии спорта;
— спортивный продукт выступает отражением достижения баланса экономического и спортивного
интереса и результата субъектов экономической деятельности.
СПОРТИВНЫМ ПРОДУКТ КАК БАЛАНС ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО ИНТЕРЕСОВ И РЕЗУЛЬТАТА СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Рисунок 1 - Графическая интерпретация взаимосвязи ключевых особенностей развития индустрии спорта
Говоря о результатах и тенденциях развития индустрии спорта в Российской Федерации, то в настоящее время можно отметить следующее:
— системный подход решения вопросов её развития позволил увеличить внимание к данному институту. Не последнюю очередь в этой связи играют инвестиционные процессы, а также процессы разработки материально-технической базы для подготовки профессиональных спортсменов мирового уровня;
— был выработан и реализовался план Федеральной целевой программы и ряда федеральных целевых и государственных программ;
— получило развитие подготовки специалистов в области спортивного менеджмента и управления спортивными достижениями на государственном уровне.
При этом ежегодные ассигнования на развитие физической культуры и спорта колеблются в пределах от 8,3 до 23 млн. рублей в год [5]. Вместе с тем, одной из базовых задач развития данного сектора является привлечение в развитии физической культуры и спорта российских предпринимателей и бизнесменов. Поддержка от данных субъектов индустрии спорта может осуществляться не только в секторе спорта высших достижений, но и содействовать развитию массового спорта. В свете решения задач воспроизводства трудовых ресурсов и человеческого капитала данная проблематика актуализируется для подрастающего поколения, а также для социально-незащищенных групп населения. По прогнозам аналитиков, тренд увеличения занимающихся в различных спортивных секциях к 2024 году увеличится до 55% [4]. При таком положительном тренде, развитие индустрии спорта исключительно за счет федеральных средств не представляется возможным.
Адекватным механизмом подобного участия может выступать механизм государственно-частного партнерства.
Практика и перспективы использования ГЧП в спортивной индустрии
В пределах проектов ГЧП достигаются различные результаты: государственные структуры реализуют различного рода общественные цели, организации бизнеса - собственные предпринимательские. При этом система построения подобных отношений строиться на принципах равноправия и взаимовыгодных для обеих сторон условиях.
Таким образом, как механизм привлечения частных инвестиций для реализации проектов в общественно-значимом секторе, государственно-частное партнерство (далее по тексту ГЧП) является эффективным инструментом. Связано это с тем, что при ближайшем рассмотрении коммерческом сектору не представляет интереса инвестирование в объекты социальной инфраструктуры в связи с длительным сроком окупаемости. В худшем же варианте, ни вообще не предполагают операционной окупаемости. В этой связи развитие общественно-значимых секторов, к коим относится и спортивная индустрия, возможно в случае предоставления льгот различного характера, либо преференций для субъектов предпринимательства как участника ГЧП.
Безусловно, реализация проектов ГЧП для каждой сферы будет иметь свою специфику. Не является исключением и спортивная индустрия. В частности, наиболее адекватной моделью ГЧП для спортивной индустрии может является модель «контракт жизненного цикла». Данная модель предполагает реализацию ГЯП путем заключения долгосрочных договорных отношений между государственными и частными контрагентами с привлечением заемного финансирования [2]. Также, проекты ГЧП в области спортивной индустрии априори как правило являются уникальными и масштабными. При этом естественной является длительная перспектива реализации при большом объеме капиталовложений и эксплуатационных затрат. При этом институт ГЧП не является спонсорством, поскольку, как было указано, его использование предполагает обеспечение взаимовыгодных условий для всех участников.
Общая статистика реализации проектов ГЧП в спортивной индустрии следующая [1]:
— на территории Российской Федерации на стадии создания (реконструкции) объектов инфраструктуры находится порядка 870 проектов ГЧП (всего на различных стадиях реализации находятся более 1300 проектов), суммарным объемом частных инвестиций около 640 млрд руб.;
— наибольшую долю составляют проекты строительства и эксплуатация объектов инфраструктуры физической культуры и спорта;
— в разбивке по видам спорта наибольший интерес представляют водные виды спорта и виды спорта на льду.
Говоря о тенденциях развития ГЧП в спортивной индустрии на территории РФ, то можно отметить рост государственных финансовых вливаний с одновременным изменением соотношения государственных и частных инвестиций.
По форме реализации проектов ГЧП в спортивной индустрии в настоящее время наибольшую долю составляет такая форма, как концессионное соглашение. На втором месте идет «региональное законодательство о ГЧП» и наименьшая доля у «аренды с инвестиционными условиями». Большинство регионов РФ в настоящее время реализуют различные общественно-ориентированные проекты с использованием инструмента ГЧП. Так, на территории Ростовской области в настоящее время посредством ГЧП осуществляется реконструкция водноспортивного оздоровительного комплекса «Бассейны Дона» в п. Каменоломни Октябрьского района. Форма реализации данного проекта концессионное соглашение (115-ФЗ).
ИТОГИ
ПЕРСПЕКТИВА
2010-2018
12,5 млрд. рублей
90% - государственные инвестиции 10 % - частные Соотношение I осудара нсммою и
час1 мою финансирогания: 5050%; 45-50%
Рисунок 2 - Тенденции развития ГЧП в спортивной индустрии на территории РФ
Также, на территории Южного федерального округа, реализуются следующие проекты в рамках взаимодействия государства и бизнеса, содействующие развитию спортивной индустрии.
1. В г. Волгограде планируется реализация проекта «Создание объектов физкультурно-спортивной и образовательной инфраструктуры - Спортивного комплекса и Центра дополнительного образования». Проект находится на конкурсной стадии и подписания соглашения. Форма реализации проекта - частная инициатива (упорядоченный порядок, преференции для инициатора). Публичным партнером выступила Администрация г. Волгограда, частным партером - ЧОУ СОШ «Поколение». Общий объем инвестирования составляет 40.000 тыс. руб.
2. На территории Краснодарского края планируется сразу три проекта. Это:
— Бассейн в пос. Знаменском. Проект находится на стадии структурирования. Форма реализации проекта - концессионное соглашение (115-ФЗ). Публичный партнер - Муниципальное образование г. Краснодар. Частный партнер - по результатам конкурса. Общий объем инвестиций в реализацию проекта - 30.000 тыс. руб.
— Физкультурно-оздоровительный комплекс «СПОРТ». Проект находится на стадии структурирования. Форма реализации проекта - концессионное соглашение (115-ФЗ). Публичный партнер - Муниципальное образование г. Краснодар. Частный партнер - по результатам конкурса. Общий объем инвестиций в реализацию проекта - 100.000 тыс. руб.
— Физкультурно-оздоровительный комплекс в ст. Старокорсунской. Проект находится на стадии структурирования. Форма реализации проекта - концессионное соглашение (115-ФЗ). Публичный партнер - Муниципальное образование г. Краснодар. Частный партнер - по результатам конкурса. Общий объем инвестиций в реализацию проекта - 300.000 тыс. руб.
Как видим, в основе своей проекты носят направленность обновления объектов инфраструктуры, относящихся к спортивной индустрии. Однако, реализация проектов ГЧП для индустрии спорта в настоящее время сопряжено с рядом проблем институционального характера, в том числе:
— недоверие со стороны бизнеса к инструменту ГЧП, в том числе связанная с неопределенностью государственных форм собственности;
— существующие правила бюджетного учета и установление тарифов. Следствием этого является отсутствие достаточных гарантий для частного инвестора, ожидающего денежные поступления от конкретного проекта. Также, это является определенным препятствием к гарантиям собственно окупаемости проекта;
— отсутствие единых строительных стандартов и наличие существенных региональных отличий в реализации проектов строительства объектов спортивной индустрии;
— не достаточное нормативно-правовое обеспечение реализации процессов проектного финансирования со стороны банков.
Разрешение данных проблем представляется перспективным направлением обеспечения развития института ГЧП в спортивной индустрии.
Итоги реализации проектов в спортивной индустрии, основанных на концепции ГЧП помимо очевидных, следующие:
— реализация в рамках целевых программ развития физической культуры и спорта развития соответствующей инфраструктуры;
— обеспечение шаговой доступности для населения соответствующих инфраструктурных объектов спортивной индустрии;
реализация программ развития массового спорта;
— обеспечение в последующим налоговых поступлений в государственный бюджет;
— обеспечение положительной тенденции увеличения доли населения, привлеченного к систематическим занятиям спорта;
— обеспечение рынка труда рабочими местами.
Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
— спортивная индустрия как объект управления, инвестиционных вложений и государственно-общественного развития, является явлением многоаспектным, в основе которого лежит обеспечение баланса экономического и спортивного интереса субъектов экономических отношений, выступающий в виде соответствующего спортивного продукта. Развитие его не возможно в современных условиях не только без поддержки со стороны государства, но и без поддержки со стороны бизнес-сообщества. Эффективным инструментом взаимодействия государства и частных инвесторов с целью развития спортивной индустрии выступает общепризнанный и доказавший свою перспективность механизм ГЧП;
— использование механизма ГЧП в спортивной индустрии предполагает его разительное отличие от спонсорской системы, при этом проекты как правило являются уникальными и масштабными. Так, на территории Южного федерального округа в настоящее время находятся на стадии реализации либо согласования ряд проектов спортивной инфраструктуры, которые предполагают участие частных инвесторов на основе ГЧП. Основной формой реализации является концессионное соглашение согласно 115-ФЗ.
— реализация проектов на основе ГЧП в РФ в настоящее время сопряжена с рядом проблем институционального характера, и не в последнюю очередь законотворческого. Однако их разрешение и последующая реализация поддержки развития спортивной индустрии при участии бизнес-сообщества, дает целый ряд эффектов положительного характера, не последнее место среди которых занимает обеспечение налоговых поступлений в государственный бюджет и обеспечение рынка труда рабочими местами.
Источники:
1. Методические материалы для органов власти субъектов Российской Федерации о реализации проектов на основе государственно-частного партнерства и развитию спортивной индустрии. Министерство спорта Российской Федерации // https://www.minsport.gov.ru/. Дата обращения: 17.03.2019
2. Петрикова Е.М., Слободянюк Н.В. Финансовые особенности государственно-частного партнерства в спортивной индустрии // Государственно частное партнерство. - 2013. - С. 29-41
3. Платформа поддержки инфраструктурных проектов // http://www.pppi.ru/. Дата обращения: 17.03.2019
4. Сандакова Е. Об итогах и перспективах государственно-частного партнёрства в спортивной индустрии. Электронный ресурс «Sportengineering.ru». Режим доступа: http://sportengineering.ru/article/elena-sandakova-ob-itogah-i-perspektivah-razvitija-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sportivnoj-industrii-. Дата обращения: 17.03.2019
5. Федеральная служба государственной статистики. Официальные издания «Россия в цифрах» // http://www.gks.ru
Sources:
Methodological materials for the authorities of the Russian Federation on the implementation of projects on the basis of public-private partnership and the development of the sports industry. The Ministry of sport of the Russian Federation // https://www.minsport.gov.ru/. Date of access: 17.03.2019
2. Petrikova E. M., Slobodyanyuk N. In. Financial features of public-private partnership in the sports industry // Public-private partnership. - 2013. - P. 29-41
3. Platform support for infrastructure projects // http://www.pppi.ru/. Date of access: 17.03.2019
4. Sandakova E. On the results and prospects of public-private partnership in the sports industry. Electronic resource "Sportengineer-ing.ru". Mode of access: http://sportengineering.ru/article/elena-sandakova-ob-itogah-i-perspektivah-razvitija-gosudarstvenno-chast-nogo-partnerstva-v
З.Р. Бакаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», [email protected];
Z.R. Bakayeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Economics Department at the Kabardino-Balkarian State Agrarian University. V.M. Kokova;
М.А. Эскиев - старший преподаватель кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected];
M.A. Eskiev - Senior Lecturer, Department of Regional Economy Management, Chechen State University.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АПК FORMING COMPETITIVE ADVANTAGES OF ECONOMIC SUBJECTS
Аннотация. Развитие регионального АПК по инновационному типу с целью формирования конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов отрасли требует принципиального обновления механизмов управления инновациями, совершенствования методов и инструментария в инновационной деятельности.