УДК 711
DOI 10.52684/2312-3702-2024-47-1-92-95
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ МЕТОДОМ СОЦИАЛЬНОГО ОПРОСА
Х. Дахиль
Дахиль Хеба, аспирант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, тел.: + 7 (950) 229-41-16; e-mail: [email protected]
Данная статья разработана по результатам социального исследования для оценки качества набережной города Джабла в Сирии. В ходе исследования было опрошено 200 человек. Цель - предоставление жителям возможности сформулировать новые точки зрения, которые могут быть полезны в будущем для изученбия. Основной вывод заключается в том, что набережная нуждается в специальном развитии, которое стимулировало бы социальное взаимодействие. По итогам проведенного исследования были разработаны рекомендации и описание предложенного автором проектного решения по развитию набережной зоны. Полученные результаты позволят сделать набережные комфортными, доступными и интересными для посетителей и в дальнейшем могут быть использованы при оформлении набережных в других сирийских городах с некоторыми изменениями в зависимости от города.
Ключевые слова: метод анкетирования, социальный опрос, общественное участие, социально-городские исследования, набережная, деятельность набережной, развитие набережной, благоустройство территории.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CITY WATERFRONT USING THE SOCIAL SURVEY METHOD
H. Dakheel
Dakheel Heba, postgraduate studentSt. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russian Federation, phone: + 7 (950) 229-41-16; e-mail: [email protected]
The article was developed based on the results of a social study to assess the quality of the waterfront of the city of Jablah in Syria. The study interviewed 200 people in a survey. The purpose of the study is to provide residents with the opportunity to formulate new perspectives that may be useful for future research. The main conclusion is that the waterfront needs dedicated development that encourages social interaction. Based on the study results obtained, recommendations and a description of the design solution have been worked for the development of the city's coastal zone. The results obtained will make it possible to make the waterfronts comfortable, accessible and interesting for visitors and can later be used in the development of waterfronts for other Syrian coastal cities with some changes depending on the city.
Keywords: questionnaire method, social survey, public participation, socio-urban research, waterfront, waterfront activities, waterfront development, territory development.
В последние годы ХХ века и в начале XXI века в градостроительном управлении стали использовать новые методы. В основном это гуманистические принципы, которые основаны на том, что человек должен служить мерой всех общественных перемен. Именно он является своеобразным центром. Человек создает город как среду обитания, определяет направления улучшения условий обитания. Все это привело к осознанию того факта, что процесс развития городов невозможен без привлечения общественности к определению приоритетов социально-экономического развития, поскольку участие граждан повышает интеллектуальный потенциал принятия решений, и, следовательно, уменьшает вероятность ошибок [1]. Новый сценарий глобализации - все более развивающийся -привел к тому, что традиционного планирования, основанного на физическом и пространственном планировании городов, недостаточно для продвижения политики городского развития [2]. По этой причине возникло академическое движение, специализирующееся на совместном проектировании, которое представляет собой создание среды для людей и управление ею. Его корни лежат в идеалах демократии, где коллективное принятие решений сильно децентрализовано во всех секторах общества. В результате все люди приобретают навыки участия и могут повлиять на принятие решений [3].
Д. Джекобс, У. Х. Уайт, Я. Гейл и другие урбанисты пришли к выводу, что пользователи общественных пространств знают о городе больше, чем планировщики и архитекторы. Следовательно, для создания «города для людей» необходимо учитывать их
мнения, пожелания, привычки и образ жизни [4-6]. Главными пользователями общественных пространств являются жители и гости города. С помощью социального опроса можно выявить их восприятие действительности и модель поведения при посещении общественных мест. Полученные данные могут быть применены для улучшения существующих городских пространств, а также для эффективного проектирования будущих [7].
Социальный опрос - распространенный метод исследования, который заключается в сборе и получении первичных эмпирических сведений путем устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и опрашиваемых (респондентов) [8]. На основе этого метода можно получить разнообразные данные за короткий период времени и, как правило, на это не требуется больших затрат. Главным инструментом опроса является анкета - структурированный набор корректно заданных вопросов, соответствующих задачам исследования. Формулировка вопросов, относящихся к изучению мнения и установок людей, чрезвычайно важна, поэтому по конструкции анкетные опросы можно подразделить на три основных типа [9-12]:
1) открытые - у респондента есть возможность выразить свое мнение со всеми подробностями. Они применяются в тех случаях, когда необходима полная информация о представлениях опрашиваемого по изучаемой проблеме;
2) закрытые - приводится несколько возможных вариантов ответов или альтернатив;
3) полузакрытые - возможные варианты ответов невозмоджно предусмотреть. В конце списка
следует написать: «Что еще?» или «Другое...», оставив для записи ответов место, две или три строки.
Определяя порядок вопросов, необходимо соблюдать ряд общих требований:
• порядок вопросов должен облегчать процесс общения, способствовать активному участию респондента в опросе;
• вопросы, относящиеся к одной теме, следует объединять в отдельные смысловые блоки;
• простые вопросы задаются респонденту в начале анкеты. Кроме своей прямой познавательной задачи они обеспечивают «завязку» беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Их косвенная задача - заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Сложные вопросы, требующие размышлений, размещаются в середине анкеты. Если же их они будут стоять в начале, то это может отпугнуть опрашиваемых и привести к отказу от участия.
Регион исследования
Сирия расположена на северо-восточном побережье Средиземного моря. Прибрежный регион составляет всего 2 % от общей площади страны [13]. Он распределен по двум областям: Латакия и Тар-тус, где проживает более 11 % всего населения страны [14]. Город Джабла находится на скалистом склоне, в 29 км к югу от Латакии, и поднимается на 20 м над уровнем моря. Площадь города составляет 6,02 км2, а население на 2022 год - 75 505 чел. [1]. Джабле был заселен со второго тысячелетия до нашей эры. В нем есть много древних зданий, которые восходят к Османскому периоду и французскому мандату (1850-1950), а также финикийский порт, высеченный в природной скале [15]. Набережная Джабла - одно из основных ландшафтно-рекреационных пространств города. Она простирается на 7,38 км вдоль побережья Средиземного моря (рис. 1).
Рис. 1. Набережная Джабла (источник: Google Планета Земля)
Методология
Исследование применения метода анкетирования включает следующие этапы.
Первый этап - подготовка к проведению исследования:
• определение целей, задач;
• выбор региона;
• разработка структуры анкеты, состоящей из трех частей:
1) вводной части - обращения, статуса исследователей (к какому учебному заведению они принадлежат), цели и задач исследования, значимости роли респондента для решения поставленных задач, примерного времени заполнения анкеты, указания о технике заполнения, а также гарантии анонимности;
2) паспортички - вопросов, отражающих социально демографические характеристики респондента: пол, возраст, образование и профессию;
3) основной части - вопросов, направленных на исследование проблемы в количестве 20 штук. Они разделены на четыре блока: первый - содержит информацию о доступности, второй - сведения об использовании, третий - освещает виды деятельности на набережной, а в четвертом - установлены ощущения горожан от нахождения в данном месте (положительные или отрицательные).
Второй этап - проведение анкетирования. Оно производилось с марта по июнь 2023 года в местах скопления людей на набережной. При этом опрашивались граждане, относящиеся к различным категориям по ряду факторов - возрасту, проживанию в городской или сельской местности и др.
Третий этап - обработка, анализ полученной информации, рекомендации и предложения по развитию.
Характеристика выборки
В исследовании приняли участие 200 человек, из них 48 % мужчин и 52 % женщин. Все респонденты были местными. Для достижения наибольшей объективности охватили разные возрастные категории: 18-30 лет (64 %), 31-40 лет (22 %), 41-50 лет (11 %) и старше 50 лет (3 %). Такое разнообразие возрастных групп посетителей может объясняться уровнем социальной активности на набережной. Опрос проводился по выходным с 9:00 до 21:00, так как в эти дни набережные наиболее многолюдны.
Результаты опроса
Важной задачей, стоявшей перед исследователем, было выяснение потребностей посетителей набережной. Эта информация необходима для оценки качества места по следующим показателям:
1) доступ и связи. Среди множества способов, как добраться до набережной (пешком, на личном автомобиле, велосипеде или мотоцикле) у респондентов предпочтительным оказался «пешком», «на велосипеде» - наименее популярный. Некоторые говорили о том, что из-за движения транспорта и отсутствия достаточного количества парковочных мест набережная отрезана от прилегающей застройки. На вопрос о связи между существующими дорожками и водой все опрашиваемые ответили, что спуск к воде отсутствует;
2) использование и занятия. На набережной можно выделить следующие основные группы деятельности: дифференцированная, активная, особенная, жизненно важная и развлекательная. Все участвующие группы согласились с отсутствием взаимодействия с како-либо деятельностью. Кроме того, несмотря на богатую историю этого района, нет никакой связи между прошлым и настоящим. Нет места для деятельности разных возрастных групп и полов, а также для общественной деятельности (например, концертов, музеев под открытым небом и т. д.). Отсутствуют водные виды спорта. Жители отрезаны от моря;
3) комфорт и имидж. На вопросы о «безопасном, чистом, привлекательном, очаровательном районе» и «зеленом и пешеходном» все участники отметили, что долго не могут находиться в этом районе, особенно в вечернее и ночное время. Никакого благоустройства территории не проводилось, за
исключением деревьев, оставшихся с давних времен. Пешеходные дорожки имеют неправильную форму и не ведут ни к какому объекту. В этом районе недостаточно мест для сидения, а существующие используются не во все времена года, поскольку расположены в некорректных местах.
Таким образом, опрос показал негативную оценку посетителей набережной.
Обсуждение результатов
Анализ ответов свидетельствует об отрицательной реакции посетителей набережной. Данные говорят о том, что муниципалитетам не удалось создать и поддерживать привлекательную территорию, которая обеспечила бы широкий спектр преимуществ для пользователей и сообществ. Набережная не является пространством, предоставляющим возможности для отдыха и позволяющим пользователям наслаждаться природой. Однако имеются значительные пердпоссылки того, чтобы набережная стала местом для развлечений.
Результаты показали, что большинство респондентов заинтересованы в том, чтобы проводить часть или все свои выходные на набережной. Само место оказалось главной достопримечательностью для местных жителей, а также важной для отдыхающих. Кроме того, объединяющая сообщества людей набережная, по-видимому, важна для отдыхающих, что может свидетельствовать о том, что связанная набережная является большей достопримечательностью для туристов, чем несвязанная.
В этом опросе были выявлены интересные экономические взаимосвязи, а некоторые результаты требуют дальнейшего исследований. Данные показали, что модели использования набережной влияют на то, сколько денег тратят люди. Туристы, путешествующие на большие расстояния, расходуют больше денег на напитки на набережной, чем люди, путешествующие на короткие расстояния. Это говорит о том, что более длинная и более связанная набережная может быть экономически выгодной.
Опрос изучил потенциал для разработки дополнительных мероприятий и программ. Респонденты указали, что они, скорее всего, будут часто посещать концерты и фестивали, проводимые на набережной.
Результаты данного опроса свидетельствуют о том, что у набережной есть потенциал для роста и развития в будущем. Это может обеспечить высокую отдачу от инвестиций в недвижимость, социальное и экономическое возрождение сообществ, развитие новых рынков для посетителей, создание рабочих мест, улучшение окружающей среды, сохранение исторического наследия, продвижение города и региона, улучшение инфраструктуры и брендинг дестинации.
Рекомендации
В Джабле мнения большинства жителей совпадают, хотя каждый из них видит территорию по-своему. Им важно находиться рядом с водой и природой. В предоставленном анкетировании чаще всего встречались слова «доступ к воде», «наслаждаться природой», «ориентация на пешеходов», «ориентация на велосипедистов» и «разнообразие функций». В итоге в концепцию благоустройства набережной были заложены три принципа: открытость, разнообразие
функций и имидж города. В качестве основных направлений развития предлагаются:
1. Организация транспортной инфраструктуры:
• автомобили должны проходить за пределами зоны набережной, чтобы не разъединять разные стороны улицы, создавая комфорт и взаимодействие. Кроме того, необходимо обустроить спуск к морю. Добавить велосипедную и беговую дорожки. Места парковки для посетителей организовать на свободных территориях;
• доступ к рекреационным объектам прибрежной должен осуществляться по служебным дорогам, в обход ценных природных ландшафтов побережья;
• пешеходный маршрут должен начинаться из центра культурной жизни города к набережной, необходимо наполнить прогулочную зону арт-объектами, магазинами, кафе и фотозонами (рис. 2);
• провести визуальную ось в сторону воды и акцентировать внимание на исторических комплексах.
2. Оживление территории
В зоне порта расположить здания разного назначения - с открытой планировкой для общественного и коммерческого использования, спортивный деятельности и обеспечить досуг: причал для речных трамвайчиков, центр проката водного транспорта, рыбный рынок, СПА-центр (рис. 2).
Рис. 2. Предложения по развитию прибрежной территории в зоне порта
В малых городах появление популярных мест укрепляет рыночную инфраструктуру и создает точки роста с опорой на малый бизнес. При этом укрепляется экономика не только города, но и всей страны.
Создание общественных пространств в рамках благоустройства малых городов, наполненные культурной жизнью и разнообразным функционалом, способствует повышению туристического трафика.
3. Формирование комфортной городской среды: создание рекреационных зон, представляющих собой парк, в котором присутствуют природные ресурсы (река и свободная земля). Парк должен состоять из трех линий (рис. 3):
• точки притяжения - различные павильоны, кафе, пункты проката, площадки для мероприятий;
• спорт - беговые и веломаршруты по всей длине набережной, спортивные и игровые площадки;
• отдых - прогулочная аллея длиной 2 км, с ландшафтными композициями вдоль нее.
Предполагается, что в парке будут находиться объекты, доступные ежедневно, а также рекреации выходного дня. Будет обеспечен доступ к воде благодаря наличию пирсов и фотозон с видом на море.
Особое внимание следует уделить озеленению. При подборе зеленых насаждений (деревьев и кустарников) необходимо учитывать тот факт, что летом дни длинее и жарче, поэтому нужны растения,
кторые будут создавать тень. Следует обращать внимание на форму, окраску листвы и изменение ее цвета, время цветения, чтобы деревья и кустарники были вечнозелеными. Ландшафтное освещение также должно стать своеобразным фасадом города.
Рис. 3. Предложения по развитию прибрежной территории в зоне парка
Создание такого парка способствует раскрытию туристического потенциала. Он предоставит не только местным жителям комфортное место для прогулок, отдыха и развлечений, но и сможет привлечь гостей из других городов.
4. Привлечение аудитории
Ключевая идея благоустройства набережной г. Джабла заключается в создании пешеходного каркаса города, который будет представлять собой
непрерывный маршрут из его историческог центра в парк. В этом маршруте прогука по набережной станет главным звеном и основной рекреационной зоной для всех категорий горожан. Это приведет к тому, что город станет привлекательным и комфортным. Местные жители не захотят покидать его, а гости из других городов будут приезжать чаще.
Выводы
Открытость к изменяющимся социальным и пространственным потребностям общества следует рассматривать как основную цель создания гибких, безопасных, эстетичных и экономичных проектов. Таким образом, важной задачей в современных условиях является не только развитие города, но и улучшение качества жизни.
С помощью анкетирования люди могут принять участие в развитии города. Необходимо использовать все доступные способы взаимодействия власти и общества, включая совершенствование действующего законодательства, создание условий для развития государственно-общественных объединений, выстраивание площадки для диалога активных жителей и власти, в том числе предполагающие использование современных информационных технологий.
Список литературы
1. Шедько Ю. и др. Управление крупнейшими городами. Учебник и практикум для вузов. - Litres, 2020.
2. Дахиль Хеба. Выявление стратегии развития набережной малых городов Сирии с применением SWOT -анализа / / Вестник гражданских инженеров. 2023. № 5 (100). С. 5-12.
3. Sanoff, H. Democratic Design: Participation Case Studies in Urban and Small T own Environments // VDM Verlag. 2010.
4. Jacobs, J. The Death and Life of Great American Cities // New York: Random House. 1961.
5. Whyte, W.H. The Social Life of Small Urban Spaces // New York: Project for Public Spaces.1980.
6. Gehl, J. Cities for People // Washington DC: Island Press. 2010.
7. Кайсарова В.П. и др. Методика изучения и оценки реализации проектов открытых городских общественных пространств. -СПб: «Свое издательство», 2023.-56с
8. Волкова Л. В. Рецензент: кандидат социологических наук, доцент ИА Вершинина. - 2014.
9. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: РУДН, 2008.
10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования: Учебник. - М., 2009.
11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Изд-во Добросвет,2000.
12. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. 2008.
13. Faour G., Fayad A., Mhawej M. GIS-based approach to the assessment of coastal vulnerability to sea level rise: Case study on the eastern mediterranean //Journal of Surveying and Mapping Engineering. 2013, Т. 1, №. 3, С. 41-48.
14. MOLA. Records of the Ministry of Local Administration and Environment, Damascus-Syria, 2007.
15. UNESCO. Small Historical Coastal Cities: evaluation meeting, phase I, 2003.
© Х Дахиль
Ссылка для цитирования:
Дахиль Х. Перспективы развития городской набережной методом социального опроса // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГБОУ АО ВО «АГАСУ», 2024. № 1 (47). С. 92-95.
УДК 699.842; 625.42; 625.46
DOI 10.52684/2312-3702-2024-47-1-95-100
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ КОМПЛЕКСНОСТИ ВИБРОВОЗДЕЙСТВИЙ НАЗЕМНОГО И ПОДЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА НА ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
В. С. Фёдоров, Н. В. Купчикова, Ю. В. Лазуткин
Фёдоров Виктор Сергеевич, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии архитектуры и строительных наук; заведующий кафедрой «Строительные конструкции, здания и сооружения», Российский университет транспорта (РУТ МИИТ), г. Москва, Российская Федерация;
Купчикова Наталья Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Строительные конструкции, здания и сооружения», Российский университет транспорт» (РУТ МИИТ); старший научный сотрудник, Транспортный научно-исследовательский институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект», г. Москва, Российская Федерация; e-mail: [email protected];