Научная статья на тему 'Перспективы развития экономики региона и роль инновационных предприятий в решении социально-экономических проблем'

Перспективы развития экономики региона и роль инновационных предприятий в решении социально-экономических проблем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития экономики региона и роль инновационных предприятий в решении социально-экономических проблем»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА И РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

М.Г. Амира лиев, к.э.н., декан, Дагестанский государственный технический университет

Система программных мероприятий предусматривает преодоление сложившихся диспропорций в экономике республики, создание высокотехнологичного, конкурентоспособного производства, расширение ассортимента и увеличение потребления товаров и услуг населением, повышение качества продукции, развитие социальной инфраструктуры, удовлетворение государственных и муниципальных потребностей в товарах и услугах.

Мероприятия в «Программе экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года» сгруппированы с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанности. Программа состоит из четырех разделов. Первый - «Законодательное и организационное обеспечение мероприятий Программы», второй - «Развитие базовых отраслей экономики», третий - «Развитие социальной сферы и платных услуг», четвертый - «Развитие муниципальных образований».

С точки зрения нашего исследования наибольший интерес представляет второй и третий разделы, в которых сгруппированы мероприятия, направленные на дальнейшее развитие основных отраслей и сфер народного хозяйства республики: агропромышленного комплекса, промышленности и энергетики, транспортного комплекса, малого предпринимательства, а также мероприятия, направленные на развитие телекоммуникаций и связи, образования, охрану экологии и биоресурсов.

Главной задачей в области инвестиционной политики является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному притоку инвестиционных капиталов в экономику.

Решение данной задачи предполагается осуществлять за счет:

• минимизации вмешательства органов власти в хозяйственную деятельность инвесторов в законодательно очерченных рамках;

• осуществления защищенного и предсказуемого правового режима хозяйственной деятельности инвесторов, обеспечения стабильности хозяйственных условий для инвестирования;

• прозрачности проводимой инвестиционной политики, открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

• взаимной ответственности и безоговорочного выполнения обязательств со стороны как республиканских органов исполнительной власти, так и других участников инвестиционного процесса.

Другой задачей в данной области является обеспечение максимальной эффективности от инвестирования бюджетных средств, приоритетность, прозрачность, тщательная оценка инвестиционных проектов.

Государственное инвестирование планируется осуществлять на основе программно-целевых механизмов, обеспечивающих наибольшую эффективность предоставления бюджетных кредитов и субсидирования части процентной ставки по кредитам коммерческих банков.

В числе мер государственной поддержки законодательством Республики Дагестан предусмотрены также налоговые льготы (в рамках прав субъектов РФ) для привлечения внешних инвестиций и реализации инвестиционных проектов на территории республики.

Ожидаемым конечным результатом в АПК является увеличение валовой продукции сельского хозяйства в 2,5 раза, пищевой промышленности в 2,7 раза. Для достижения поставленных задач необходимо обеспечить повышение уровня доходов сельхозтоваропроизводителей, рост объемов производства АПК за счет увеличения посадочных площадей, в том числе за счет развития горнотеррасного земледелия, внедрения современных технологий, реконструкции действующих и создания новых предприятий.

Для динамичного развития АПК наряду с мероприятиями, связанными с расширением посадочных площадей, предусматривается провести модернизацию существующих производств.

Так, в виноградарстве речь идет о применении современных технологий выращивания винограда и производства виноматери-

алов, а также о создании условия для привлечения негосударственных инвестиций.

Для увеличения производства зерновых предусматривается применение новых высокоурожайных устойчивых сортов семян, адаптированных к местным условиям, улучшение материально-технической базы на основе финансового лизинга (аренды) техники для сельхозтоваропроизводителей; использование новых технологий выращивания риса и ввод новых мощностей по его переработке.

Повышения плодородия почв и мелиорации также основывается на применении новых технологий орошения

Развитие животноводства связывается с улучшением технологий содержания, ухода и кормления животных, использование прогрессивных технологий их заготовки и хранения, с техническим перевооружением и реконструкцией действующих птицефабрик.

Для динамичного развития пищевой промышленности необходима модернизация производственного процесса предприятий и обновление производственных фондов, повышение технологического уровня производства и внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, переход на тароупаковку международного стандарта.

В то же время отмечается, что основными причинами, негативно влияющими на деятельность предприятий пищевой промышленности, помимо высокой степени износа производственных фондов и отсутствия современных технологических систем, являются неэффективный собственник, слабый менеджмент и недостаточная работа маркетинговых служб предприятий.

Динамичное развитие рыбной отрасли связывается как с технологическими факторами, так и с принятие действенных мер по легализации неучтенного и скрываемого оборота в отрасли с использованием экономических и фискальных рычагов.

Ожидаемым конечным результатом в промышленности является увеличение объемов производства продукции в 2,7 раза при выпуске качественной и конкурентоспособной продукции, в том числе за счет оказания поддержки структурообразующим предприятиям отрасли.

Важным направлением является повышение доли наукоемкой продукции, создание системы поддержки инновационной деятельности предприятий, реализация инновационных проектов, использование потенциала дагестанской науки в развитии промышленности республики.

Для этого декларируется необходимость наращивания выпуска наукоемкой конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, использования прогрессивных технологий в производстве, модернизации и технического перевооружение действующих предприятий, подготовки современных специалистов для отрасли, объемов государственного оборонного заказа.

Констатируя, что, несмотря на положительные сдвиги в отрасли в последние годы, производственный потенциал химического комплекса республики используется всего на 18-21%, разработчики программы считают, что для динамичного развития отрасли необходимы модернизация производственного процесса и обновление производственных фондов, а также привлечение негосударственных инвестиций. Говорится также о необходимости повышения эффективности маркетинга и менеджмента на предприятиях. Но если имеющееся используется так неэффективно, то вряд ли можно надеяться на привлечение значительных инвестиций в отрасль.

В энергетике к инновационным направлениям можно отнести развитие нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

В нефтегазодобывающей отрасли основной упор сделан на освоение новых нефтегазовых площадей и месторождений, в том числе на дагестанском секторе шельфа Каспийского моря, с применением современных технологий добычи.

Легкая промышленность всегда была одной из ведущих отраслей экономики республики, однако в настоящее время загруженность производственных мощностей не превышает 10-20%. Одна-

ко улучшение этого показателя невозможно без модернизация производственного процесса предприятий и обновление производственных фондов, что предполагает привлечение негосударственных инвестиций. Однако расширение рынков сбыта связано не только с технологическим уровнем производства. Значительную роль играет повышение эффективности маркетинга и менеджмента на предприятиях.

В народных художественных промыслах в начале 1990-х гг. было занято 15 тыс. человек, в т.ч. 12 тыс. в надомных условиях. Как видно, эта отрасль способна внести значительный вклад в повышение уровня занятости населения. Однако в настоящее время занятость на ковровых предприятиях не превышает 8-10% от уровня прошлых лет. Аналогичная ситуация сложилась с производством ювелирных изделий и других товаров народных художественных промыслов.

Для динамичного развития отрасли необходимо развитие инфраструктуры народных художественных промыслов, техническое перевооружение существующих предприятий, возрождение забытых и утрачиваемых промыслов, подготовка кадров (художников, дизайнеров) в средних и высших учебных заведениях республики по заявкам предприятий народных художественных промыслов. Таким образом при всей традиционности эта отрасль нуждается в комплексном инновационном подходе, включающем решение технологической составляющей и развитие кадровой базы.

Транспортный комплекс - важнейшая составляющая производственной инфраструктуры республики. Махачкалинский транспортный узел является одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа, перекрестком дорог между севером и югом, западом и востоком. Поэтому планируется комплекс работ по реконструкции нефтеналивной портовой базы и строительству причалов, строительство железнодорожного паромного комплекса, реконструкции объектов авиа и железнодорожного транспортного, развитие трубопроводного транспорта, создание современной опорной сети автомобильных дорог в республике и сохранение существующей сети, обеспечение связи с горными и высокогорными районами по бесперевальным дорогам.

По основным показателям развития услуг связи республика занимает одно из последних мест среди регионов России.1 Более половины населенных пунктов республики нетелефонизированы, до 50% существующего оборудования электрической связи морально и физически устарело и не обеспечивает качественного предоставления услуг.

Существующая система информационного обеспечения различных сфер жизнедеятельности республики не соответствует новым социально-экономическим условиям. Не решена проблема доступа к удаленным информационным ресурсам, в том числе посредством Интернета.

Для динамичного развития отрасли необходимы значительные инвестиции. И если инновационные аспект совершенствования технологической составляющей отрасли бесспорен, то организационные проблемы могут серьезно затруднить техническое совершенствование отрасли. Необходима демонополизация отрасли, развитие реальной конкуренции, допуск на рынок услуг связи альтернативных операторов, развитие мобильной связи.

Для динамичного развития строительной отрасли и эффективного осуществления жилищной политики необходимо решение не столько технических проблем, сколько организационных проблем, в том числе связанных с функциями региональных органов управления. Так, например, необходимо создать условия для развития производства строительных материалов из местного сырья, загрузить мощности предприятий крупнопанельного домостроения (в том числе за счет выпуска пользующихся спросом изделий для малоэтажного строительства), развивать лизинг в строительстве и промышленности строительных материалов, развивать ипотечное жилищное кредитование, создать доступный механизм участия молодых семей в жилищном строительстве, активизировать усилия органов местного самоуправления по увеличению ввода жилья, предоставлению индивидуальным застройщикам земельных участков.

Мероприятия по развитию малого предпринимательства основаны на финансировании инвестиционных проектов в приори-

тетных отраслях (АПК, малое промышленное производство, малая строительная индустрия, информационный сервис, народные художественные промыслы, индустрия туризма и т.д.), ускоренном освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, развитии эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, устранении административных барьеров, совершенствовании информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения предпринимательства.

Кроме того, речь идет об оказании имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, создании институтов и механизмов страхования деятельности малого предпринимательства, размещении государственных и муниципальных заказов среди субъектов малого предпринимательства, развитии финансового лизинга, франчайзинга, создания условий для производственно-технологической кооперации с крупным производством.

Отдельно выделены вопросы развития малого инновационного предпринимательства, создания условий для функционирования и развития высокотехнологичных организаций, создания республиканского технопарка, бизнес-инкубаторов.

Потенциальные возможности туристско-рекреационного комплекса республики весьма значительны, но формирование современного уровня сервиса, учитывая существующее положение дел, требует значительных инвестиций. Но, учитывая положение дел на Северном Кавказе, вряд ли можно надеяться как на существенный приток желающих отдохнуть или лечиться в Дагестане, так и на возможности по привлечению инвестиций. В то же время это не снимает с повестки дня проблемы разработка генеральной схемы развития туристского комплекса республики, строительства новых и реконструкция существующих объектов, развития инфраструктуры и материальной базы отрасли. Необходимо и серьезное улучшение рекламно-информационного обеспечения развития туризма, продвижения дагестанского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Большое значение играет кадровое научное обеспечение туризма.

Качество образования в республике сегодня не удовлетворяет современным требованиям, школы региона работают с перегрузкой, отсутствует тесная взаимосвязь образования с практикой и научными исследованиями. Предоставляемое в республике образование и проводимые научные исследования пока не востребованы должным образом современной рыночной экономикой. Дальнейшего развития отрасли невозможно без укрепления материально-технической базы образовательных и научных учреждений, строительства и реконструкция учреждений образования с учетом требований государственных нормативов, внедрения современных информационных технологий, форм и методов обучения на всех уровнях образования, в том числе дистанционных форм образования.

Необходима оптимизация перечня профессий и специальностей, по которым в республике осуществляется подготовка специалистов, интеграция образования, науки и производства для повышения качества подготовки кадров, усиление прикладных научнотехнических исследований, направленных на повышение конкурентоспособности производственной инфраструктуры.

Высокая степень безработицы в республике предопределяет необходимость меры, направленных на создание условий для развития эффективного рынка труда, трудоустройство граждан, переобучение, поддержка безработных, совершенствование технологии работы органов службы занятости населения.

В конечном счете, все отраслевые программы должны решать эти задачи. Но, как видно из приведенных выше отраслевых проблем, практически все отрасли сталкиваются с недостатком квалифицированной рабочей силы. И это - один из главных факторов, сдерживающих инновационное развитие экономики республики.

Во многом проблемы занятости и качества трудовых ресурсов связаны с исторически сложившейся неоднородностью социальноэкономического пространства республики, которое оказывает значительное влияние на структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и осуществление социально-экономической политики.

1 В республике телефонная плотность составляет 7,1 Т А/100 чел. (в РФ почти 30 ТА/100 чел.) и остается на этом уровне последние 10 лет из-за низких темпов строительства новых объектов связи, сохраняющегося монополизма на рынке услуг электрической связи, отсутствия реальной конкуренции.

С этой точки зрения необходимо отметить, что экономическая база функционирования местного самоуправления существенно дифференцирована по административным территориям и требует кардинальных мер как со стороны местных, так и республиканских органов власти, направленных на развитие экономического потенциала самоуправляемых территорий.

Существующая дифференциация неизбежно отражается на расширении ареалов депрессивности и бедности, дотационности местных бюджетов, что значительно затрудняет проведение эффективной социально-экономической политики.

Большинство муниципалитетов не имеет на своих территориях достаточно развитого производства, которое обеспечило бы им самостоятельное выживание в условиях рынка, особенно это относится к горной и предгорной зонам. Слаборазвитая инфраструктура также крайне неблагоприятно сказывается на становлении рыночных форм хозяйствования, что является главной причиной высокого уровня безработицы и, как следствие, оттока населения из горных районов, особенно молодежи.

Такая ситуация обуславливает необходимость согласованного формирования и осуществления единой экономической политики в республике, развития экономических основ местного самоуправления, поддержки местных «точек роста», стимулирования местного экономического развития, разработки рекомендаций, методик и технологий, способствующих эффективному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством в целом, комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований, устойчивому взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышению качества подготовки муниципальных служащих.

Без развития местного самоуправления в республике невозможно повысить эффективность реализации проводимой социальноэкономической политики на самом важном ее уровне - уровне взаимодействия власти с населением и бизнесом, ведь органы местного самоуправления непосредственно отвечают за инфраструктуру жизнедеятельности и формируют качество жизни населения.

Особенно важны мероприятия, направленные на стабилизацию экономики территорий, способствующие увеличению занятости, в том числе за счет развития самозанятости и оказания поддержки малому предпринимательству, созданию налоговой системы, стимулирующей развитие предприятий, совершенствованию нормативной базы, предоставлению более свободного доступа к капитальным ресурсам. Действия, предпринимаемые в этих целях, в конечном итоге должны обеспечить постепенный выход предприятий из «тени», что, в свою очередь, будет способствовать улучшению собираемости налогов и увеличению доходов местных бюджетов.

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы оценивается в размере 117843,8 млн. рублей. Она определена на основе данных проектно-сметной документации, технико-экономических обоснований и бизнес-планов проектов, расчетов затрат на проведение прочих мероприятий.

Участие федерального бюджета в инвестировании программных мероприятий предполагается в объеме 22773,7 млн. рублей, или 19,3% ее общей стоимости. Финансирование будет осуществляться из Фонда регионального развития в рамках федеральной целевой программы «Юг России», а также действующих федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы и других статей федерального бюджета. Эти средства предназначаются в основном для реализации проектов федеральной и межрегиональной значимости.

Негосударственные средства составляют 74961,4 млн. рублей, или 63,6 %. К данной категории относятся собственные средств предприятий, средства естественных монополий, заемный капитал, средства населения и другие.

Механизм финансирования Программы предусматривает государственную поддержку «точек роста» - предприятий, развитие которых обеспечивает мультипликативный эффект в сопряженных отраслях в виде бюджетных кредитов и субсидирования из республиканского бюджета части банковской ставки по кредитам, выданным на выполнение мероприятий Программы.

Главным условием реализации Программы является последующая разработка и принятие на основе макроэкономических показателей отраслевых и муниципальных программ.

Для реализации программных мероприятий предусматривается использование рычагов государственной экономической, финан-

совой и бюджетной политики.

Государственную поддержку реализации программных мероприятий предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

• предоставление в рамках республиканского бюджета государственных гарантий по привлекаемым для финансирования инвестиционных проектов капиталам;

• финансирование проектов из федерального и республиканского бюджетов;

• предоставление бюджетных и инвестиционных кредитов за счет средств Бюджета развития РД;

• субсидирование части банковских процентных ставок из средств республиканского бюджета по кредитам, выданным коммерческими банками предприятиям и организациям на реализацию высокоэффективных проектов.

Реализация программных мероприятий осуществляется с применением системы государственных контрактов на закупку и поставку заключаемых государственными заказчиками с соответствующими исполнителями программных мероприятий. Заказы на строительство объектов для государственных нужд размещаются государственными заказчиками на конкурсной основе с проведением в установленном порядке подрядных торгов.

Бюджетные и инвестиционные кредиты за счет средств республиканского бюджета предоставляются исполнителям программ на конкурсной основе в соответствии с установленным порядком.

Реализация предлагаемых программных мероприятий должна обеспечить к 2010 году сокращение общего уровня безработицы с 22,5% в 2003 г. до 14,0% (по методологии МОТ) и снижение уровня бедности с 52,7% в 2003 г. до 21,0%.

Рост доходов предусматривается за счет поэтапного увеличения заработной платы во всех сферах экономики, а также прочих доходов граждан, поэтапного трансформирования системы социальных пособий и льгот в единое пособие по нуждаемости и развития адресной помощи, повышения минимального размера пенсий (по старости), доплат к государственным пенсиям. Существенное влияние на рост доходов граждан окажет развитие малого предпринимательства в республике, вовлечение все большего числа граждан в эту сферу экономики.

Снижение административных барьеров и создание благоприятных условий обеспечат дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса, доля которых в объеме ВРП возрастет до 45%.

Кроме того, показатели интегральной оценки эффективности Программы охватывают также улучшение экологической обстановки в республике, увеличение уровня обеспеченности жильем и основными объектами социальной сферы, повышение качества предоставляемых населению социальных услуг, что, в свою очередь, будет способствовать снижению социальной напряженности в республике.

Таким образом, речь идет о том, что изменения должны охватывать практически все отрасли народного хозяйства. Эти изменения, безусловно, необходимы. Однако следует отметить, что они только частично базируются на инновационном фундаменте, как в части совершенствования технологической составляющей, так и в части совершенствования организационных основ бизнеса.

Именно инновационная составляющая не доминирует в республиканской программе. А ведь специфика развития республики такова, что серьезного улучшения дел можно добиться только при новых подходах к реформированию и структуры народного хозяйства, и системы управления регионом.

Если рассмотреть конкурентные преимущества Дагестана, то нетрудно выделить топливно-энергетический, сельскохозяйственный и рекреационные комплексы, улов и переработку морепродуктов, являющиеся естественными преимуществами республики (в отношении первого речь идет не только о природных преимуществах - выход к морю, наличие разведенных запасов нефти - но и о сложившейся инфраструктуре, в том числе сформированной и в дорыночные времена). В какой-то мере к конкурентным преимуществам можно отнести и сохраненные традиции народных художественных промыслов. И в каждом из этих секторов свои инновационные проблемы. Причем есть общие проблемы, а есть специфические, связанные не столько с масштабами и темпами внедрения инноваций, сколько с инертностью системы управления.

К общей проблеме, с нашей точки зрения, относится воздействие политики на экономику. Специфика в данном случае такова: территория республики используется как плацдарм для поддержа-

ния напряженности на Северном Кавказе, что сдерживает развитие целых отраслей экономики (например, курортно-туристического комплекса). И речь идет о целенаправленной деятельности по распространению идей радикального ислама.2

Не углубляясь в семантические проблемы салафизма3 следует отметить только тот факт, что широкое распространение идей исламского радикализма опирается на недовольство масс своим положением. И изменение этого положения требует борьбы с теми институтами, которые «виноваты» в существующей действительности. При этом формирование «образа врага» и обоснование выхода на основе исключительно религиозных догм тем проще, чем ниже уровень развития населения.

Поэтому радикальный исламизм заинтересован не в повышении уровня квалификации занятых в экономике, а в сохранении или усугублении существующего положения дел в этой области.

Если же учесть, что коррупция и клановые предпочтения также в основе своей имеют те же социально-экономические предпосылки, то можно понять, какая взрывчатая смесь заложена под инновационные процессы, которые a priori предполагают развитие человеческого капитала.

Помимо этих обстоятельств, сложность задачи инновационного развития состоит в том, что, с одной стороны, современные инновации, основываясь на технологическом прогрессе, сокращают затраты живого труда, а с другой - необходимо не только прекратить процесс флагелланизации населения, но и существенно увеличить занятость.

Поэтому региональные инновационные механизмы предпринимательской деятельности должно решить две, на первый взгляд, противоположные задачи.

2 Некоторые аспекты современного исламского радикализма позволяют понять специфику его формирования на территории России и перспективы развития этого опасного явления в стране.

Как известно, истоки современного радикального ислама исторически были заложены еще в Средние века, в частности известным богословом XIV века Таки ад-Дином Таймийя. Согласно его учению, исламское государство должно базироваться на двух вещах: в мусульманской стране править должен глава государства - мусульманин, а основополагающим законом должен быть шариат. При несоблюдении этих двух условий государство не может считаться мусульманским, и следует бороться за реализацию этих двух основных принципов.

Современный исламский радикализм был воссоздан в Египте в 1940-х гг. сельским учителем аль-Банной, однако серьезный толчок к его развитию был дан созданием Государства Израиль и последующими арабо-израильскими войнами. Длительное время основной удар радикальных групп ислама был направлен против Израиля и США, а также тех арабских правителей, которые, по мнению радикалов, в недостаточной степени прилагали свои усилия на борьбу с этими странами.

После ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. определенный вектор усилий радикалов был направлен против Советского Союза. Значительная часть нынешних лидеров радикального ислама сформировалась именно в ходе борьбы с советскими войсками в Афганистане.

На момент вывода советских войск из Афганистана, по некоторым данным, на его территории находилось около 10 тысяч выходцев из исламских (в первую очередь арабских) стран, которые воевали против советских войск.

Война в Чечне послужила благодатной почвой для развития подобных групп, значительная часть усилий которых направлена на территорию России, и, прежде всего на Северный Кавказ.

3 Салафизм (один из вариантов селективной актуализации исламского нормативного наследия) стал к концу XX в. самой распространенной, господствующей формой исламского радикализма. Всюду, где происходило возрождение и/или внедрение салафизма, воспроизводился механизм радикализации ислама, возникал экстремизм, применялось насилие, выливавшееся либо в вооруженные действия, либо в террористические акции, либо в то и другое одновременно. Сам факт распространения салафизма там, где его не было, может служить свидетельством того, что мы имеем дело с регулируемым процессом. Селективная актуализация исламского наследия не происходит спонтанно, она всегда институционализирована, т.е. она предполагает наличие определенных социальных групп, организаций, проектов, планов реализации этих проектов и т.п. (А.А.Игнатенко. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2(8)).

Что касается ваххабизма, то ряд авторов полагает, что этот термин вообще не является научным, а представляет собой своего рода «страшилку» (см., например, М.Эткин. Ваххабизм и фундаментализм - термины - «страшилки». Лексикологические изыски противников ислама // Центральная Азия и Кавказ, 2000, № 1).

Но выражение ваххабизм является в настоящее время устоявшимся среди исследователей, политиков и журналистов.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

М.Г. Амира, лиев. к.э.н., декан, Дагестанский государственный технический университет

Основными проблемами социально-экономического развития республики Дагестан по-прежнему являются высокий уровень безработицы и бедности населения (52,7% живут на доходы ниже прожиточного минимума). Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку в регионе.

В результате по объему ВРП и промышленного производства на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дагестан находится в последней десятке, а уровень обеспеченности расходов консолидированного бюджета собственными доходами составляет 20,7%.

Для преодоления сложившегося несоответствия необходимо максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого потенциала. Достижение этой цели возможно при решении ряда накопившихся проблем в приоритетных отраслях хозяйства республики.

Агропромышленный комплекс является основным звеном экономики республики. Несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции за последние годы и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение сельхозтоваропроизводителей остается достаточно сложным.

Среди основных проблем развития агропромышленного комплекса республики можно назвать также: высокие ставки налогообложения и процентные ставки по кредитам, неразвитость рыночной инфраструктуры - рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, снижение природного потенциала отрасли - плодородия почвы, площадей сельхозугодий, поголовья племенного скота, низкая эффективность использования пахотной земли.

Сдерживающими факторами развития отрасли являются: низкий уровень механизации, значительный износ (до 70%) действующего парка сельскохозяйственных машин, высокие цены на новую технику, недостаточное развитие лизинга оборудования и техники в агропромышленном комплексе, отсталые технологии сельскохозяйственного производства и другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками. Большинство хозяйств не имеет собственных оборотных средств.

При наличии собственной сырьевой базы в республику импортируются и ввозятся из других регионов России продовольственные товары. Уровень развития сельскохозяйственной инфраструктуры (склады, хранилища, холодильники) не обеспечивает сохран-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.