Научная статья на тему 'Перспективы развития двусторонних отношений России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества'

Перспективы развития двусторонних отношений России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
971
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / КИТАЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ПОЛИТИКА / ПРОГНОЗ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ШОС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мнацаканян Д. Г.

Целью данной статьи является определение существующих проблем в российско-китайских отношениях в условиях текущей напряженной обстановки в Центрально-Азиатском регионе, а также анализ перспектив развития двустороннего взаимодействия России и Китая в рамках деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Автор, изучив степень влияния двух стран в Центральной Азии и рассмотрев основные геополитические проекты, реализуемые в рамках работы Организации, определяет ключевые обстоятельства, которые посредством установления партнерских отношений между Россией и Китаем способны трансформировать ШОС в более могущественную международную организацию, способную эффективно разрешать имеющиеся региональные конфликты и влиять на мировую политику в целом. Проведенное научное исследование представляется особенно актуальным в условиях смены современного мироустройства и сближения России и Китая, которое сегодня вызывает все большие опасения США и стран Запада. Автор приходит к выводу, что на данный момент существует два возможных сценария будущего российско-китайского взаимодействия в рамках работы Организации. Вне зависимости от того, какой из них будет реализован в будущем, важно понимать, что необходимо как можно скорее обеспечить взаимовыгодное сотрудничество двух государств, при котором возможным станет осуществление политики, направленной на сдерживание империалистических устремлений США и их союзников по НАТО и решение насущных проблем Центрально-Азиатского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития двусторонних отношений России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества»

АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Мнацаканян Д.Г. студент 2-го курса магистратуры ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

ёт.рвШ@уапёвх. ги

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация: Целью данной статьи является определение существующих проблем в российско-китайских отношениях в условиях текущей напряженной обстановки в Центрально-Азиатском регионе, а также анализ перспектив развития двустороннего взаимодействия России и Китая в рамках деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Автор, изучив степень влияния двух стран в Центральной Азии и рассмотрев основные геополитические проекты, реализуемые в рамках работы Организации, определяет ключевые обстоятельства, которые посредством установления партнерских отношений между Россией и Китаем способны трансформировать ШОС в более могущественную международную организацию, способную эффективно разрешать имеющиеся региональные конфликты и влиять на мировую политику в целом.

Проведенное научное исследование представляется особенно актуальным в условиях смены современного мироустройства и сближения России и Китая, которое сегодня вызывает все большие опасения США и стран Запада. Автор приходит к выводу, что на данный момент существует два возможных сценария будущего российско-китайского взаимодействия в рамках работы Организации. Вне зависимости от того, какой из них будет реализован в будущем, важно понимать, что необходимо как можно скорее обеспечить взаимовыгодное сотрудничество двух государств, при котором возможным станет осуществление политики, направленной на сдерживание империалистических устремлений США и их союзников по НАТО и решение насущных проблем Центрально-Азиатского региона.

Ключевые слова: геополитика, Китай, международные отношения, перспективы развития, политика, прогноз, российско-китайское сотрудничество, Россия, Центральная Азия, ШОС

Новые геополитические реалии, сложившиеся в Центральной Азии после распада СССР и приведшие к значительному обострению региональных вызовов и угроз на рубеже ХХ-ХХ1 вв., предопределили необходимость создания крупной региональной межправительственной организации, целью которой стало бы обеспечение мира и безопасности на данной территории. Такой организацией стала Шанхайская организация сотрудничества, официальная дата создания которой - 15 июня 2001 г.

За 17 лет своего существования ШОС сумела объединить под своей эгидой крупнейшие ядерные державы Центрально-Азиатского региона, среди которых Россия, КНР, Республика Индия. В настоящее время деятельность Организации привлекает все большее внимание со стороны мирового сообщества, но, как правило, оценивается достаточно негативно, что связано в первую очередь с рядом следующих обстоятельств.

• В странах Запада и в особенности США сегодня усиливаются опасения

относительно возможности превращения ШОС в «восточный анти-НАТО»1, в связи с

1 Айрис С. Шанхайская организация сотрудничества: по материалам

британских и американских исследователей. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=330 (дата обращения 23.12.18).

чем британские и американские СМИ часто стремятся представить ШОС как малозначимую и неэффективную организацию.

• Уровень международного признания ШОС с каждым годом повышается. Как следствие, все большее число стран изъявляют желание вступить в Организацию на правах полноправных членов. Это, однако, противоречит стратегическим интересам Запада в Центрально-Азиатском регионе и вызывает закономерное негодование западных политиков.

• Не выступая открыто против политики государств Запада, ШОС одновременно с этим достаточно четко декларирует свое неприятие стремления США к созданию однополярного мира и достижению глобального доминирования. Таким образом, модель взаимоотношений ШОС - США складывается по принципу «действовать не против Америки, но без нее»1, что не может способствовать налаживанию двусторонних контактов.

• Наконец, особые опасения Запада вызывает сближение позиций двух наиболее могущественных государств региона - России и Китая - на фоне их сотрудничества в рамках ШОС. Западные аналитики расценивают это как реальную угрозу влиянию Запада на территории Центральной Азии.

Важно при этом выделить последнее указанное обстоятельство, поскольку одним из ключевых факторов, обеспечивающих дальнейшую активизацию и интенсификацию деятельности ШОС, является развитие взаимовыгодного сотрудничества России и Китая. Именно возможность стратегического российско-китайского партнерства вызывает наибольшие опасения Запада, поскольку усиление двух столь влиятельных держав представляет потенциальную угрозу западному влиянию в Центрально-Азиатском регионе и может в конечном итоге привести к трансформации ШОС в антизападный военно-политический союз.

В условиях осложнения отношений России с Западом и текущего роста политического и экономического влияния Китая на региональном и мировом уровне наблюдается смена геополитического вектора внешней политики обеих стран в сторону усиления их присутствия в Центральной Азии и утверждения их претензий на региональное лидерство, что также обуславливается цивилизационными тенденциями в мировой политике2. Однако эти устремления препятствуют успешному налаживанию российско-китайского сотрудничества, поскольку, демонстрируя относительное сближение позиций, обе страны тем не менее преследуют в Центрально-Азиатском регионе собственные цели, продиктованные в большей степени необходимостью обеспечивать сугубо национальные интересы, зачастую в ущерб коллективным целям всех участников ШОС.

Очевидно, что для обеих стран Центральная Азия представляет собой регион, имеющий принципиально важное геополитическое значение, поэтому для обеих стран на начальных этапах существования ШОС было важно, во-первых, обеспечить эффективную борьбу с «тремя силами зла» - экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом3 и, во-вторых, не допустить усиления позиций США в данном регионе.

Дальнейшее развитие и усиление ШОС повлекло за собой расширение функций организации. Углубляя свое влияние в области безопасности, государства-члены ШОС все большее внимание стали уделять экономическому сотрудничеству в регионе, что позволило ШОС превратиться к настоящему времени в полномасштабную международную

1 Сафранчук И. Конкуренция за безопасность Центральной Азии// Россия в глобальной политике. URL: https://globalaffairs.ru/number/n_9964 (дата обращения 23.12.18).

2 Емельянов А.И. Геополитическая роль России в современном мире: цивилизационная составляющая// Образование и право, 2017. № 11. С. 17.

3 Победить «три силы зла». ШОС переходит к практическому сотрудничеству. URL: http://infoshos.ru/ru/?idn=17432 (дата обращения 23.12.18).

организацию. При этом Россия по-прежнему предпочитает сохранять приоритетность укрепления связей в области безопасности, а Китай отстаивает необходимость переориентации в сторону экономического сотрудничества. Таким образом, удалось установить своеобразный консенсус в отношении «распределения ролей» внутри ШОС между двумя сверхдержавами: ответственность за обеспечение безопасности в Центрально-Азиатском регионе возлагается на Россию, которая имеет достаточно ресурсов для самореализации в данной сфере (в том числе за счет привлечения структур ОБСЕ), в то время как контроль над экономической составляющей передан Китаю1.

В рамках исполнения указанных ролей Россия и Китай выдвигают различные приоритетные направления сотрудничества. Для России большую выгоду имеет развитие энергетического комплекса, строительство более современной инфраструктуры, стимулирование научно-технического прогресса в Центрально-Азиатском регионе. Это объясняется заинтересованностью России в восстановлении статуса ведущей мировой державы, что в условиях текущей международной напряженности невозможно без усиления военной мощи, укрепления обороноспособности и безопасности страны. Китай, в свою очередь, видя, что центральное место в мировой политике сводится сегодня к усилению позиций в экономической сфере, предпринимает попытки содействовать экономическому сотрудничеству государств-членов ШОС путем реализации таких проектов, как «Экономический пояс Шелкового пути», установление зоны свободной торговли и создание Банка развития ШОС2. По мнению китайского правительства, в перспективе именно реализация экономической стратегии станет во главу угла деятельности ШОС.

Противоположность выдвигаемых целей может привести в среднесрочной и долгосрочной перспективе к столкновению интересов двух сверхдержав, угрожая подорвать существующие между ними на данном этапе добрососедские отношения, достижение которых потребовало значительных усилий со стороны обеих стран. На протяжении истории российско-китайские отношения переживали различные периоды развития, включая как периоды крепкой «братской дружбы», так и ожесточенные противостояния, доходившие даже до вооруженных конфликтов.

Подвести определенную черту под отношениями прошлого и открыть путь дальнейшему развитию российско-китайского диалога позволило подписание 16 июня 2001 г. «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР». Благодаря ему странам удалось урегулировать давние пограничные споры и выстроить вектор их будущего более тесного сотрудничества. Какую роль на этом фоне играет ШОС и каковы тенденции развития двусторонних отношений России и Китая?

Для поиска ответов на данные вопросы представляется обоснованным рассмотреть следующие возможные сценарии перспективы китайско-российского взаимодействия в рамках работы ШОС.

Сценарий 1. Разрыв росийско-китайского сотрудничества и распад ШОС. Несмотря на то, что сегодня ШОС является жизнеспособной международной организацией, чья деятельность привлекает все большее внимание со стороны мирового сообщества, ее успех и выживаемость во многом зависят от состояния российско-китайских отношений.

В российском обществе XXI в. по-прежнему широко распространены мнения о том, что Китай является в большей степени геополитическим противником России на территории бывшего СССР, нежели потенциальным союзником. Беспрецедентный рост военного

1 Петрова Г.В. Стратегическое партнерство Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества 2016-2025 гг.// Международное сотрудничество Евразийских государств: политика, экономика, право, 2016. № 4(9). С. 62.

2 Информационное сообщение по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества// Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/supplement/5208 (дата обращения 23.12.18).

могущества Китая, укрепление позиций страны в глобальной экономике и возможность демографической экспансии Китая1 в направлении России в будущем с высокой долей вероятности могут затронуть национальные интересы России, поставив под угрозу суверенитет государства. На этом фоне уже сейчас имеется повод для активной конкуренции в Центральной Азии - регионе, обладающем значительным экономическим и политическим потенциалом, необходимым для защиты интересов обеих стран.

По мнению ряда аналитиков, достигнутое сотрудничество России и Китая в рамках ШОС носит временный характер и вызвано необходимостью совместной борьбы против притязаний США установить гегемонию в Центрально-Азиатском регионе. Особенности внешнеполитического курса США толкают Россию и Китай на стратегически продуманное сближение, цель которого - обеспечение национальной безопасности и недопущение вмешательства США в деятельность ШОС2. С исчезновением американского фактора фундамент, обеспечивающий сотрудничество, пропадет и недавние партнеры окажутся вовлечены в борьбу за власть над бывшей советской территорией.

Обострение взаимоотношений станет также следствием текущей экономической стратегии Китая. Как было отмечено выше, в настоящее время Китай, активно расширяя экономическое присутствие в Центральной Азии, обеспечил себе статус наиболее влиятельного экономического инвестора в регионе. Одновременно с этим действия Китая подавляют намерения России стать главным экономическим партнером азиатских стран, вызывая уже сейчас недовольство российского правительства.

Нарастание напряженности в отношениях двух основных государств-членов ШОС и переход к конфронтационной политике в теории может стать причиной ликвидации Организации. Однако вероятность такого исхода событий мала, несмотря на то что подобный сценарий широко поддерживается на Западе. ШОС сегодня представляет собой эффективный механизм урегулирования конфликтов и решения проблем в Центрально-Азиатском регионе, не имеющий аналогов. Важное значение Организации как для России, так и для Китая не вызывает сомнений, поскольку именно в рамках ШОС становится возможной реализация двусторонних программ сотрудничества, направленных на создание независимого от Запада международного блока, выражающего интересы России и Китая и основанного на принципах, присущих менталитету народов, проживающих на территории Центральной Азии.

Сценарий 2. Укрепление российско-китайского сотрудничества в рамках ШОС. Очевидно, что между странами существуют определенные разногласия и проблемы, способные препятствовать установлению прочных дружественных связей. Одновременно с этим, нельзя с уверенностью утверждать, что текущее положение дел неизбежно приведет к открытой конфронтации.

Пессимистические прогнозы, касающиеся развития российско-китайских отношений, существовали на протяжении многих лет. Однако, несмотря на это, Россия и Китай продолжают сохранять достаточно стабильное многостороннее партнерство. Так, например, регулярные российско-китайские учения «Мирная миссия» свидетельствуют о том, что обе страны стремятся к военному сотрудничеству по всем направлениям и ищут новые пути для противодействия современным вызовам и угрозам международной и региональной безопасности.

Что касается безопасности на российско-китайских приграничных территориях и сохранения национального единства, в этой сфере страны не представляют друг для друга угрозы. Во-первых, все пограничные претензии стран были удовлетворены подписанием

1 Храмчихин А.А. Дракон проснулся? Внутренние проблемы Китая как источник китайской угрозы для России. -М.: Издательство «Ключ-С», 2015. с. 43-52, 85.

2 Кабасакалова М.Г. Внешняя политика США как фактор сближения России и Китая// Вестник Российского университета дружбы народов, 2015. № 1. С. 70-78.

«Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР». Во-вторых, именно вопросы региональной и мировой безопасности лежат в основе стратегического плана развития ШОС и являются связующим звеном во взаимоотношениях всех государств-членов Организации. Нарушение принципов безопасности не соответствует интересам ни одной из сторон и будет иметь негативные последствия как для каждой отдельной страны, так и для всего региона в целом, чего ни Россия, ни Китай допустить не могут.

Серьезным стимулом к усилению российско-китайского сотрудничества стал украинский кризис 2014 г., являющийся самым серьезным конфликтом между Россией и Западом после официального завершения Холодной войны и повлекший за собой антироссийские санкции, чувствительные для российской экономики. Для того, чтобы в определенной степени облегчить возникшие трудности, дипломатические приоритеты России были смещены в сторону Азии. В 2017 г. на встрече лидеров АТЭС Президент России В.В. Путин отметил, что «стратегическое всеобъемлющее взаимодействие между Россией и Китаем остаётся для нас [России] приоритетом во внешней политике»1. Такое сотрудничество рассматривается как взаимовыгодное и способное усилить политическую и экономическую мощь стран.

Наконец, важно подчеркнуть, что хотя Россия и Китай выдвигают различные приоритетные цели деятельности ШОС, обе страны сегодня стремятся к достижению консенсуса в вопросах экономики и гармоничного сосуществования без ущемления чьих-либо интересов. Обе страны заинтересованы в разработке более гибкого политического курса, цель которого - реализация политики «маятника» между Западом и странами Центральной Азии2. Между Россией и Китаем сегодня проводятся многочисленные встречи и консультации по вопросам экономического и культурного сотрудничества. Лидерами стран было подписано множество договоров и соглашений, определяющих будущее двустороннее партнерство в различных сферах. Предполагается также, что между странами продолжится стабильный рост товарооборота, увеличится инвестиционное сотрудничество и возрастет объём совместных проектов, направленных на развитие инфраструктуры Центрально-Азиатского региона.

Таким образом, в условиях трансформации современного мирового порядка и нацеленности все большего числа стран на создание многополярного мира, возрастает роль ШОС как влиятельного актора в мировой политике. Вследствие этого усиливается значение стратегического взаимодействия между Россией и Китаем - двух наиболее могущественных государств-членов Организации, состояние отношений которых служит определяющим фактором в поддержании безопасности и благополучия в Центрально-Азиатском регионе и во всем мире. От того, насколько успешно будут реализовываться совместные российско-китайские проекты в значительной степени будет зависеть текущий статус ШОС и уровень его привлекательности для всего мирового сообщества. В этой связи немаловажным представляется тот факт, что уже сегодня Россия и Китай большое внимание уделяют не только налаживанию двустороннего взаимодействия, но экономическому сотрудничеству со странами Центральной Азии, развивая и поддерживая их экономику и нейтрализуя на начальном этапе предпосылки для роста радикализма, экстремизма и терроризма, что является основополагающей целью существования ШОС.

1 Встреча с Президентом Китая Си Цзиньпином// Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56046 (дата обращения 23.12.18).

2 Емельянов А.И. Геополитическая роль России в современном мире: цивилизационная составляющая// Образование и право, 2017. № 11. С. 17-20.

Литература:

1. Айрис С. Шанхайская организация сотрудничества: по материалам британских и американских исследователей. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=330 (дата обращения 23.12.18).

2. Емельянов А.И. Геополитическая роль России в современном мире: цивилизационная составляющая// Образование и право, 2017. M 11. С. 17-20.

3. Кабасакалова М.Г. Внешняя политика США как фактор сближения России и Китая// Вестник Российского университета дружбы народов, 2015. M 1. С. 70-7S.

4. Петрова Г.В. Стратегическое партнерство Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества 2016-2025 гг.// Международное сотрудничество Евразийских государств: политика, экономика, право, 2016. M 4(9). С. 61-70.

5. Сафранчук И. Конкуренция за безопасность Центральной Азии// Россия в глобальной политике. URL: https://globalaffairs.ru/number/n_9964 (дата обращения 23.12.1S).

6. Храмчихин А.А. Дракон проснулся? Внутренние проблемы Китая как источник китайской угрозы для России. - М.: Издательство «Ключ-С», 2015. -192 с.

7. Встреча с Президентом Китая Си Цзиньпином// Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56046 (дата обращения 23.12.18).

S. Информационное сообщение по итогам заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества// Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/supplement/5208 (дата обращения 23.12.1S).

9. Победить «три силы зла». ШОС переходит к практическому сотрудничеству. URL: http://infoshos.ru/ru/?idn=17432 (дата обращения 23.12.18).

References:

1. Ajris S. SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva: po materialam britanskih i amerikanskih issledovatelej. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=330 (data obrashcheniya 23.12.1S).

2. Emel'yanov A.I. Geopoliticheskaya rol' Rossii v sovremennom mire: civilizacionnaya sostavlyayushchaya// Obrazovanie i pravo, 2017. M 11. S. 17-20.

3. Kabasakalova M.G. Vneshnyaya politika SSHA kak faktor sblizheniya Rossii i Kitaya// Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov, 2015. M 1. S. 70-7S.

4. Petrova G.V. Strategicheskoe partnerstvo Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza i SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva 201б-2025 gg.// Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Evrazijskih gosudarstv: politika, ehkonomika, pravo, 201б.

M 4(9). S. б1-70.

5. Safranchuk I. Konkurenciya za bezopasnost' Central'noj Azii// Rossiya v global'noj politike. URL: https://globalaffairs.ru/number/n_9964 (data obrashcheniya 23.12.1S).

6. Hramchihin A.A. Drakon prosnulsya? Vnutrennie problemy Kitaya kak istochnik kitajskoj ugrozy dlya Rossii. - M.: Izdatel'stvo «Klyuch-S», 2015. -192 s.

7. Vstrecha s Prezidentom Kitaya Si Czin'pinom// Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56046 (data obrashcheniya 23.12.1S).

S. Informacionnoe soobshchenie po itogam zasedaniya Soveta glav gosudarstv - chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva// Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. URL: http://kremlin.ru/supplement/520S (data obrashcheniya 23.12.1S).

9. Pobedit' «tri sily zla». SHOS perekhodit k prakticheskomu sotrudnichestvu. URL: http://infoshos.ru/ru/?idn=17432 (data obrashcheniya 23.12.18).

THE DEVELOPMENT PERSPECTIVE OF BILATERAL RUSSIAN-CHINESE RELATIONS WITHIN THE ACTIVITIES OF THE SHANGHAI COOPERATION

ORGANIZATION

Mnatsakanian D.G.

Master of Political Science Lomonosov Moscow State University dm.polit@yandex.ru

Abstract: This article is devoted to the identification of the problems that were caused in Russian-Chinese relations by the current tense situation in the Central Asian region. It also analyzes the potential perspectives for bilateral cooperation between these two superpowers within the activities of the Shanghai Cooperation Organization (SCO).

In the challenges of the new world order of globalization and in the conditions of the rapprochement between Russia and China, its relations have a high value for both countries. Over the past few years, an unprecedented intensification of bilateral dialogue has been observed within the political, economic, cultural formats. Thus, the author strives to determine the key circumstances under which the establishment of partnership between Russia and China would be capable to translate the SCO into a more powerful mechanism for effective resolution of regional conflicts ofprimary importance that has an ability to influence world politics. Based on the scientific analysis, the author concludes that there are two possible scenarios for the future of Russian-Chinese interaction within the framework of the Organization's work. Regardless of which of them will be implemented in the future, it is important to ensure mutually beneficial cooperation between Russia and Chine on all areas of human activity. This will make it possible to pursue policies aimed at the containment of the imperialistic aspirations of the United States and its NATO allies and solving urgent problems in the territory of Central Asian region.

Keywords: geopolitics, China, international affairs, development perspective, politics, forecast, Russian-Chinese cooperation, Russia, Central Asia, SCO

Для цитирования: Мнацаканян Д.Г. Перспективы развития двусторонних отношений России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества// Архонт, 2018. № 6 (9). С. 27-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.