Научная статья на тему 'Перспективы развития детско-юношеского туризма'

Перспективы развития детско-юношеского туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
173
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лебедева О.Е.

В статье осуществлен анализ туристско-краеведческой деятельности как важной и социально значимой составляющей рекреационной деятельности, позволяющий утверждать о том, что детско-юношеский туризм является специфической территориальной рекреационной системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития детско-юношеского туризма»

Проблемы и перспективы развития регионального туризма

141

дельных составляющих туристической сферы и этапов их развития, не учитывают комплексный характер влияния туризма на общество.

Отсутствие отработанных методических подходов, основанных на всестороннем применении существующих механизмов государственного регулирования, приводит к торможению развития туристической сферы в целом и реализации государственной туристической политики в частности.

Все это обуславливает формирование новых требований, относящихся к организационно-экономическим механизмам государственного регулирования, в частности: обеспечение высокой степени восприятия нововведений, создание конкурентоспособной туристической продукции, достижение высокого для туризма уровня рентабельности, соответствие туристической сферы системе организации экономики с учетом особенностей трансформационного периода.

Список литературы:

1. Лебедев К.А., Носова Ю.О. Стимулирование инновационной активности в сельскохозяйственных предприятиях // Научные труды Южного филиала Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». Серия: Экономические науки. - 2013. - № 158. - С. 43-48.

2. Максимова Л.М. Использование инструментов интернет-мониторинга для активизации процесса развития въездного туризма в РФ // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2011. - № 3. - С. 43-48.

3. Мосалёв А.И. Формирование системы развития инновационной составляющей в экономике России // Современная экономика: проблемы тенденции, перспективы. - 2010. - № 3. - С. 19-44.

4. Сахарчук Е.С. Возможности использования международного опыта электронных продаж в туризме в контексте развития региональных программ продвижения и реализации турпродукта // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - № 4. - С. 174-183.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

© Лебедева О.Е.*

Крымский институт бизнеса, г. Симферополь

В статье осуществлен анализ туристско-краеведческой деятельности как важной и социально значимой составляющей рекреационной дея-

* Доцент кафедры Международной экономики, кандидат экономических наук.

142

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

тельности, позволяющий утверждать о том, что детско-юношеский туризм является специфической территориальной рекреационной системой.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, система, физическое развитие, потенциал, территория.

Детско-юношеский туризм представляет собой вид рекреационной деятельности, направленный на удовлетворение оздоровительных, спортивных и познавательных потребностей детей и юношества вне места их постоянного проживания и обучения.

Анализ туристско-краеведческой деятельности как важной и социально значимой составляющей рекреационной деятельности позволяет утверждать, что детско-юношеский туризм является специфической территориальной рекреационной системой.

Территориальная система детско-юношеского туризма является социальной географической системой, которая состоит из двух взаимосвязанных подсистем: 1) субъекта туристско-краеведческой деятельности - основного звена системы - детей и юношества, которые избрали туристско-краеведческую деятельность для удовлетворения своих потребностей в воспитании, оздоровлении, познании окружающего мира, физическом развитии; 2) объекта туристско-краеведческой деятельности, которая включает ресурснотуристский потенциал территории страны, кадровый потенциал системы детско-юношеского туризма, материально-техническую базу, органы управления системой детско-юношеского туризма.

Экономический эффект от функционирования системы детско-юношеского туризма определяется с учетом важной профилактической роли туризма в предупреждении или снижении уровня заболеваемости учащейся молодежи. К другим составляющим такого эффекта следует отнести расширение сферы приложения работы в этой сфере, развитие инфраструктуры рекреационных территорий, доходы от реализации туристско-экскурсионных услуг.

Территориальная система детско-юношеского туризма характеризуется функциональной и территориальной целостностью. Она является субъектно-центрированной подсистемой. Подсистема «субъект туристско-краеведческой деятельности» стоит в центре системы и определяет требования к подсистеме «объект туристско-краеведческой деятельности». Эти требования обусловлены специфическими рекреационными нуждами детей и юношества, которые формируются под влиянием таких факторов как возраст ребенка, пол, образовательный уровень, социальная принадлежность, вкус, физические возможности, состояние здоровья и т.п.

Организационную основу детско-юношеского туризма могут составлять первичные туристско-краеведческие объединения учащейся молодежи. Основные среди них являются: кружок, секция, общество, клуб, туристская группа, туристско-спортивная команда. Из учреждений отдыха и оздоровле-

Проблемы и перспективы развития регионального туризма

143

ния можно выделить детско-юношеские туристские базы, лагеря и профильные лагеря.

Организационными ячейками туристско-краеведческой деятельности учащейся молодежи являются специализированные центры туризма и краеведения разного уровня (станции юных туристов). Центр детско-юношеского туризма и краеведения (станция юных туристов) может быть представлено внешкольным учебным заведением, которое организовывает туристскокраеведческую деятельность учащейся молодежи в своем регионе (области, городе, районе).

Детско-юношеский туризм может предъявлять своеобразные требования к рекреационно-туристским ресурсам. Вопреки всей важности объектов истории и культуры в рекреационно-туристском потенциале определенной территории его составляющая занимает ведущее место. Естественными предпосылками рекреации выступают, прежде всего, природно-территориальные комплексы разных рангов, их компоненты и отдельные качества, в том числе такие как возможность преодоления естественных препятствий, географическая специфика, уникальность природных объектов и их географическое положение.

Россия имеет целиком достаточные для развития детско-юношеского туризма природные рекреационно-туристские ресурсы: климатические, которые можно оценить как чрезвычайно благоприятные; орографические, среди которых ведущее место занимают горные ландшафты; спелеологические ресурсы, которые можно считать уникальными; водные, среди которых очень важными являются ресурсы морских побережий, речные ресурсы и прочие.

Тем не менее, климатические ресурсы России в контексте требований детско-юношеского туризма имеют и ряд ограничительных факторов. Это связано с каникулярными периодами отдыха и оздоровления учащейся молодежи. И, если летные каникулы преимущественно имеют благоприятные и комфортные условия, то другие каникулярные периоды (зимние, весенние и осенние) не всегда характеризуются благоприятной погодой для организации отдыха, туристско-спортивных та краеведческих мероприятий.

Орографические и спелеологические ресурсы также имеют ряд лимитирующих факторов при использовании их для потребностей детско-юношеского туризма - ограниченный доступ на определенные горные массивы (пещеры), которые имеют значительную техническую сложность и являются доступными лишь для специально подготовленных туристских групп.

Организационно-управленческую структуру системы детско-юношеского туризма в России можно считать в основном сформированной. Главными направлениями туристско-краеведческой деятельности учащейся молодежи в нашей стране является кружковая работа, отдых и оздоровление детей и юношества, туристско-краеведческие путешествия, экскурсионная деятельность [3].

144

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

На особое внимание заслуживает организация отдыха и оздоровления детей и юношества. Охват учащейся молодежи отдыхом и оздоровлением средствами туристско-краеведческой деятельности составляет лишь 1,4 % от общего количества учеников, что является чрезвычайно низким показателем, который абсолютно не отвечает социальной и рекреационной значимости этого вида деятельности.

Именно это рекреационно-оздоровительное направление должно стать приоритетным в деятельности внешкольных туристско-краеведческих учреждений в ближайшие годы. И если открытие новых турбаз в нынешней экономической ситуации является делом достаточно сложным, то налаживание работы туристских лагерей (в первую очередь палаточных) является приемлемым даже для туристско-краеведческих учреждений городского и районного уровня.

Летные палаточные лагеря являются наиболее дешевым, а итак, доступным в современных экономических условиях отдыхом на берегу моря или в других экологически чистых регионах, что, с одной стороны, дает возможность уменьшить себестоимость оздоровления отдельного ребенка и, с другой стороны, позволяет охватить оздоровлением большее количество детей.

Список литературы:

1. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256 с.

2. Морозова Л.С., Ананьев А.Н., Данилова В.А., Литвинова Е.В. Оценка работников как основа построения системы управления персоналом на предприятиях сервиса // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 3, Т. 8. -С. 121-131.

3. Садкова И.Е. Проблемы детско-юношеского туризма в современной России // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2. - С. 431-432.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ЗОВ ТИГРА»

© Наумов Ю.А.* *, Соловьева Е.Н.*

Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Находка

Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для

* Профессор кафедры Дизайна и сервиса, доктор географических наук.

* Студент кафедры Дизайна и сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.