Денежно-кредитная политика
Удк 336.711
перспективы развития денежно-кредитной политики в россии: формирование механизмов и инструментов*
А. Н. КОНДРАТЬЕВ, кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой экономической теории, регионалистики и правового регулирования экономики Е-mail: konlexx@nm. т Курская академия государственной и муниципальной службы
В статье отмечается, что создание механизма финансовой стабилизации требует формирования соответствующего фонда финансовой стабилизации (ФФС), который будет «рожден» совместными усилиями Банка России, Правительства РФ, коммерческих банков и предприятий. В периоды финансовых кризисов коммерческие структуры получат из ФФС трехкратной объем своего вложения. Для создания фонда инвестиций и инноваций (ФИИ) необходимо использовать государственные резервы для кредитования инновационных проектов, что позволит существенно уменьшить частную внешнюю задолженность России и стимулировать экономический рост в стране.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, фонд финансовой стабилизации, фонд инвестиций и инноваций, частная внешняя задолженность, золотовалютные резервы Банка России, Резервный фонд РФ, Фонд национального благосостояния России.
Механизм формирования системы финансовой помощи, фонда финансовой стабилизации.
Формирование системы финансовой стабилизации (СФС) в рамках концепции финансовой взаимопомощи требует необходимых ресурсов. Поэтому ос-
* Окончание. Начало см. в журнале «Финансы и кредит» № 14 (542) - 2013.
новным элементом СФС является соответствующий фонд финансовой стабилизации. Для его формирования можно рассмотреть следующие варианты.
1. Резервирование средств коммерческими банками, участвующими в системе финансовой стабилизации, на счетах Банка России. Резервирование будет осуществляться в размере определенного процента при выдаче кредитов.
2. Использование средств золотовалютных резервов Банка России для формирования ФФС.
3. Совместное использование средств коммерческих банков, средств Банка России, а также государственных резервов на условиях софинан-сирования ФФС.
Третий вариант выглядит более логичным, так как для ФФС необходимы как гарантии и координация государства и Банка России, так и участие самого бизнеса, и его заинтересованность в финансовой стабильности и формировании соответствующих механизмов.
Именно при многостороннем участии ФФС станет действительно фондом взаимопомощи и в нем меньше будет банков-иждивенцев и различных мошеннических схем.
Участие бизнеса позволит аккумулировать значительные финансовые резервы не только с
1. Запрос кредита
рис. 1. Схема формирования фонда финансовой стабилизации
участием государства и Банка России. В результате государственные резервы могут быть использованы для нужд экономики в периоды благополучной лиц. экономической конъюнктуры.
Коммерческие банки, принявшие решение о вхождении в систему финансовой стабилизации (СФС), принимают его условия. Фонд формируется в период благоприятной экономической конъюнктуры путем отчислений 1-5 % от объема выданных банком кредитов, прочего размещения средств на счетах Банка России. На каждый вложенный 1 руб. банков государство и (или) Банк России и Правительство РФ софинансируют 2 руб. В условиях финансового кризиса кредитные учреждения смогут получить свои средства и дополнительно 200 % объема собственных вложений в ФФС (рис. 1).
Исходя из существующих объемов банковского кредитования, ФФС при 5 % отчислений от суммы размещенных денежных средств и ссудной задолженности в год может составить, по данным на 01.04.2012, 3,19 трлн руб., или 15 % от суммы выданных кредитов и размещенных средств всей банковской системы РФ (табл. 1) [5].
Таблица 1
Объем ФФс при нормативах отчисления 1 и 5 %, млрд руб.
Показатель данные на 01.04.2012
Сумма выданных кредитов и размещенных средств банковской системы РФ 21 241
Объем отчислений банков в ФФС при отчислении 1 % 212,4
Объем отчислений банков в ФФС при ставке 5 % 1 062,1
Объем ФФС (при ставке 3 %) и двукратном софинансировании из Банка России и Резервного фонда России 3 186,2
Если оценивать объем ФФС в соответствии с размером существующих резервов, то он составит 18 % от совокупного объема государственных резервов.
При этом банкам можно дать возможность самим определять процент отчислений в ФФС. Можно установить минимальную - 1 % и максимальную - 5 % ставку отчисления коммерческого банка.
Также возможно участие в системе финансовой стабилизации (СФС) не только коммерческих банков, но и крупных юридических
Отметим, что выдача суммы софинансирования должна происходить на условиях срочности, платности и возвратности по ставке рефинансирования Банка России.
Участие коммерческого банка в системе финансовой стабилизации и формировании ФФС:
- будет дополнительным фактором его стабильности;
- поможет улучшить имиджа бренда. Рассмотрим механизм использования ФФС
(рис. 2).
Основной функцией ФФС является не инвестирование проектов развития (о них в условиях кризиса говорить сложно), а кредитование юридических лиц, предпринимателей для поддержки их функционирования, закупки оборотных средств для выполнения заказов. Поэтому размеры финансовой помощи несопоставимы с объемами средств для инвестиций: они значительно меньше.
При этом ФФС внесет следующие положительные моменты в работу финансовой системы страны:
1) снижение вероятности лавинообразного обрушения банковской системы;
2) в период кризиса будет гораздо меньшее падение роста экономики;
3) ведение бизнеса банками и в условиях финансовой нестабильности за счет получения дополнительной ликвидности из ФФС;
4) повышение гарантий вкладчикам для банков -участников данной антикризисной системы. Это приведет:
- к росту доверия банковской системе;
- увеличению объемов вкладов в период благоприятной экономической конъюнктуры;
1. Средства из Резервного фонда, золотовалютных резервов Банка России в виде софинансирования
Рис. 2. Механизм использования фонда финансовой стабилизации
более высокие темпы экономического роста, чем в Европе, США и Азии. Доходность при кредитовании российского бизнеса уже в настоящее время выше, чем во многих экономически развитых и развивающихся странах (ЮАР, Бразилия). При этом российская экономика нуждается в средствах. В условиях существующей финансовой нестабильности в мире привлечь иностранные инвестиции в России нереально. Более того, 2012 г. показал, что существует тенденция «бегства» иностранного капитала из РФ.
Последнее время в финансовом секторе наблюдается следующая ситуация.
1. Россия как государство практически не имеет внешних долгов.
2. Начиная с 2000 г. сни-
5)
- отсутствию серьезного оттока в периоды
кризисных явлений. Все банки - участники СФС и фонда финансовой стабилизации могут воспользоваться дополнительной банковской ликвидностью в период кризиса.
использование государственных резервных фондов в экономике страны. Предлагаемая стратегия предполагает не только создание системы финансовой стабилизации и ФФС, но и использования высвободившихся государственных резервов для развития и кредитования российской экономики в условиях стабильной финансовой конъюнктуры. В концепции финансовой взаимопомощи этот элемент является вторым по важности. Это необходимо для снижения зависимости российских банков и компаний от иностранных займов, а также для инвестирования модернизации российской экономики.
Если ФФС - фонд «на черный день» и он не требует столь значительных объемов, как проекты по модернизации предприятий, бизнеса, то инвестиционные проекты предполагают вложение гораздо больших финансовых средств.
Даже при не очень высокотехнологичном производстве российская экономика может показывать
жение государственного долга сопровождалось ростом корпоративного долга страны (табл. 2) [5].
Происходил рост задолженности в связи с высокой потребностью экономики в средствах и ограниченности внутренних источников финансирования (депозиты, вклады, остатки на счетах). Поэтому юридические лица (до 2008 г. преимущественно российские коммерческие банки, после 2008 г. -коммерческие предприятия) заимствуют средства за рубежом в евро и в долларах.
Анализ европейского финансового кризиса показывает, что при изучении риска долгового кризиса необходимо рассматривать не столько государственный внешний долг, сколько совокупный внешний долг государства (он складывается из долга государства и корпоративного внешнего долга). Именно такой подход дает более точную оценку долговой ситуации в стране.
3. Банк России и Правительство РФ имеют в своем распоряжении значительные финансовые резервы:
- золотовалютные резервы Банка России (ЗВР)
[5];
- Фонд национального благосостояния России
[3];
- Резервный фонд РФ (табл. 3) [4].
Таблица 2
Динамика совокупного внешнего долга России в 2000-2012 гг.
Наименование 01.01.2000 01.01.2003 01.01.2005 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 Темп роста, 2012 к 2000, %
Органы государственного управления 133,2 96,8 97,2 37,4 29,5 31,3 34,5 33,2 24,9
Органы денежно-кредитного регулирования 15,7 7,5 8,2 1,9 2,8 14,6 12,0 11,2 71,4
Коммерческие банки 7,7 14,2 32,3 163,7 166,3 127,2 144,2 162,9 В 21,1 раза
Российские компании 22,4 33,8 75,7 261,0 282,0 294,1 298,2 337,9 В 15 раз
Совокупный внешний долг России 179 152,3 213,5 463,9 480,5 467,2 488,9 545,2 304,6
Таблица 3
Объем золотовалютных резервов Банка России, Фонда национального благосостояния России и Резервного фонда РФ
Вид резервов Значение показателя
Объем золотовалютных резервов Банка России на 01.06.2012, млрд долл. 510,432
Курс USD/RUR на 10.06.2012, руб. 32,58
Оценочный показатель золотовалютных резервов Банка России в рублях (по курсу на 10.06.2012), млрд руб. 16 629,87456
Фонд национального благосостояния России, млрд руб. 3,86
Резервный фонд РФ на 30.01.2012, млрд руб. 1 090,37
Сумма государственных резервов всего, млрд руб. 17 724,10456
ВВП России в 2011 г., млрд руб. 47 108,138
Доля государственных резервов в ВВП, % 37,6
Доходы бюджетной системы РФ в 2011 г, млрд руб. 20 335
Доля государственных резервов в доходах бюджета РФ, %о 87,2
600 500 400 300 200 100 0
1)
2)
2000
2008
2010
Рис. 3. Динамика и структура совокупного внешнего долга России в 2000-2012 гг., млрд руб.: 1 - российские компании; 2 - коммерческие банки; 3 - органы денежно-кредитного регулирования; 4 - органы государственного управления
Общая сумма данных резервов составляет порядка 37-40 % от ВВП России, или 87,2 % доходов государственного бюджета.
Наглядно динамика и структура совокупного внешнего долга России в 2000-2012 гг. представлена на рис. 3.
Итак, наблюдается следующая ситуация: российские резервы вложены в иностранные активы (в иностранную валюту, наиболее надежные зарубежные ценные бумаги), причем с доходностью зачастую ниже той, которая может быть достигнута в РФ;
российский бизнес заимствует средства в зарубежных банках.
Поэтому в настоящее время на одной чаше весов золотовалютные резервы Банка России, Фонд национального благосостояния России, Резервный фонд РФ, на другой - потребность российской экономики в деньгах. Причем не в государственных субсидиях, а в кредитных ресурсах, за которые бизнес готов платить.
1 Условно поло-
жение можно представить следующим образом (рис. 4).
Если темпы роста российских резервов продолжатся, то через 2-4 года они могут достигнуть 100 % ВВП страны. Это уже избыточное резервирование.
Рассмотрим, в чем заключается опасность избыточного резервирования.
2012
Правительство РФ
Банк России
Фонд национального Резервный фонд
благосостояния РФ:
России: >1 трлн руб.
> 3,8 млрд руб.
Золотовалютные резервы Банка России: >500 млрд долл.
а
Коммерческие банки
Юридические лица
500 млрд долл.
Рис. 4. Потоки направления финансовых резервов РФ и займов российских банков и компаний
Резервы РФ: > 16 трлн руб.
Иностранные банковская система, зарубежные активы, валюты
1. Это крупный финансовый ресурс, который вызовет определенные опасения у США - исторического конкурента России. Соединенные Штаты явно не заинтересованы в усилении своих геополитических соперников. Они могут предпринять все возможные меры для уменьшения этого явления. А когда российские резервы находятся в их национальной валюте - все ключи у них. Похожая ситуация произошла с Китаем в 2011 г.: США за счет своей денежно-кредитной и валютной политики (путем ограничения эмиссии и др.) импортировали инфляцию в Китай, что привело к падению темпов экономического роста в КНР и к увеличению инфляции.
2. Избыточный резерв - это неиспользованные возможности страны. Данные средства, вложенные в экономику даже в виде кредитов, могут создать и более высокую доходность, чем приобретение иностранной валюты или иностранных ценных бумаг, активов, способны стимулировать появление новых рабочих мест, производственных мощностей, осуществить модернизацию экономики.
Основная функция государственных резервов России - финансовая стабилизация в условиях кризиса и падения цен на нефть. Поэтому оптимальный объем резервов должен быть рассчитан исходя из самой негативной ситуации для российской экономики в период кризиса. Например, сумма выпадающих доходов при снижении цен на нефть до 20 долл. за баррель нефти в течение 6 мес. Для дополнительной гарантии достаточности ресурсов полученную сумму резервов можно удвоить. Расчет следует произвести, опираясь на уже имеющуюся статистику: во сколько обошелся российской экономике кризис 2008-2009 гг., какие потребовались ресурсы.
Проведем оценку стоимости кризиса 20082009 гг. для России (табл. 4). Это можно сделать, рассчитав возможный недополученный ВВП страны. При условии, что даже при нулевом экономическом росте ВВП в 2009 г. мог достичь уровня 2008 г. [7]. Аналогично проведем оценку недополученных доходов консолидированного бюджета РФ в 2009 г. при условии нулевого роста доходов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. [6].
Оценка кризиса 2008-2009 гг. показывает, что недополученный ВВП составил 2,6 трлн руб. Аналогичная оценка, проведенная по доходам консолидированного бюджета РФ, показывает объем 2,4 трлн руб.
В соответствии с оценкой Всемирного банка бюджетные антикризисные меры составили:
- в 2008 г. - 1 089 млрд руб.;
- в 2009 г. - 1 834,77 млрд руб.
В результате, за два года расходы на преодоление кризиса достигли 2 923 млрд руб. [1].
Таким образом, проведенная аналитическая оценка стоимости кризиса 2008-2009 гг. соответс-
Таблица 4
Расчет расходов на преодоление кризиса 2008 г., млрд руб.
Показатель Значение
Номинальный ВВП России в 2008 г 41 428,6
Номинальный ВВП России в 2009 г 38 808,7
Потенциальный недополученный ВВП в 2009 г при нулевом росте ВВП в 2009 г. 2 619,9
Доходы консолидированного бюджета России в 2008 г 16 003,9
Доходы консолидированного бюджета России в 2009 г 13 599,7
Возможные недополученные доходы консолидированного бюджета РФ при нулевом росте доходов 2 404,2
твует фактическим данным. Поэтому аналогичный кризис может стоить для России порядка 3 трлн руб., или 100 млрд долл. Двукратный объем резервов составит 200 млрд долл. Это подтверждает выводы об избыточном объеме современных государственных резервов США.
Отметим, что создание СФС и ФФС изменит систему резервирования на случай кризиса. В ее формировании будут принимать участие и коммерческие банки. В этом случае такие объемы государственных резервов представляются чрезмерными.
Итак, политику излишнего резервирования продолжать постоянно нельзя по следующим причинам:
1) возрастает риск обесценения резервов;
2) резервы становятся менее доходными и требуют значительных средств уже для управления ими;
3) повышение зависимости и Банка России, и государства от экономической политики зарубежных стран и экономической ситуации в них;
4) российская экономика становится дважды зависимой от зарубежных стран:
а) резервы вложены в иностранные активы;
б) кредиты, взятые коммерческими банками и компаниями за рубежом в евро и долларах, при девальвации обходятся дороже.
Более эффективным является прямое кредитование российской экономики за счет российских государственных резервов.
Рассмотрим, каким образом это осуществить.
1. Необходимо определить оптимальный размер золотовалютных резервов Банка России, Резервного фонда РФ, Фонда национального благосостояния России.
2. Оставшуюся часть государственных резервов направить в Фонд инвестиций и инноваций РФ (ФИИ).
3. Осуществлять кредитование как банковского сектора, так и напрямую юридических лиц (главным образом - крупного и среднего бизнеса) из средств ФИИ. Ставка кредитования предполагается на уровне инфляции - уровне ставки рефинансирования, т. е. 6,1-8 % годовых [5].
Идея создания государственной финансовой корпорации уже предлагалась в 2007 г. Тогда ставка кредитования планировалась на уровне 6 % [2]. В 2008 г. был создан такой фонд. Его средства пользовались высоким спросом. И ставка кредитования за несколько дней выросла до 10 %. Однако из-за кризиса 2008 г. эту программу пришлось свернуть. Подобный механизм уже показал свою эффективность, поэтому данную концепцию можно реализовывать и далее.
В результате, потоки финансовых резервов РФ будут выглядеть следующим образом (рис. 5).
В условиях финансовых кризисов обычно рубль девальвируется. Платежи по кредитам в евро и долларах становятся дороже. Ситуация 2008-2009 гг. показывала, как из этого положения выходят предприятия:
-сокращают заработную плату работникам;
- увольняют сотрудников;
- уменьшают оборотные средства и т. д.
И все это для погашения кредитов. Но подобные меры приводят к социальной нестабильности.
Чтобы в периоды благоприятной экономической конъюнктуры снизить зависимость от зарубежных банков и ситуации в иностранных государствах, уже сейчас экономически целесообразно использовать накопленные резервы для работы именно в российской экономике.
Таким образом, перспективы денежно-кредитной политики России заключаются в создании системы финансовой стабилизации с Фондом финансовой стабилизации РФ. Данный фонд необходимо формировать с участием резервов Банка России,
Коммерческие банки
Юридические лица
500 млрд долл.
Рис. 5. Механизм использования Фонда инвестиций и инноваций РФ
Правительства РФ и коммерческих банков. Фонд финансовой стабилизации РФ может составить порядка 3 трлн руб.
Оценки показывают, что достаточными объемами государственных резервов являются 100-200 млрд долл. И даже сформированный ФФС может обеспечить достаточный объем стабилизационных резервов. Поэтому избыточные государственные резервы следует направить в Фонд инвестиций и инноваций РФ для стимулирования развития экономики России. Это позволит снизить зависимость российских коммерческих структур от зарубежных кредитов.
Список литературы
1. Доклад об экономике России N° 18. Всемирный банк. URL: http://worldbank. org.
2. Кондратьев А. Н. Современная финансово-кредитная ситуация в России // Финансы и кредит. 2007. № 46.
3. URL: http://www1.minfin.ru/ru/national-wealthfund.
4. URL: http://www.minfin.ru/ru/reservefund/.
5. URL: http://www.cbr.ru/statistics/.
6. URL: http://www.nalog.ru.
7. URL: http://www.gks.ru.