УДК 347
Ситников Максим Сергеевич Волгоградский институт управления Юридический факультет Россия, Волгоград c_i_c_e_r_o@mail .ru Sitnikov Maxim Volgograd Institute of Management, branch Russian Academy of National Economy and Public Administration
under the President of the Russian Federation
Faculty of Law Russia, Volgograd
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В
Аннотация: метавселенная - это следующий шаг в развитии сети «Интернет» и, соответственно, следующий шаг в развитии частноправовых отношений. На сегодняшний день уже существуют и успешно функционируют некоторые прототипы метавселенной, однако правовое регулирование экономического метавселенческого оборота цифровых благ отсутствует. В данной работе автор предлагает некоторые наиболее важные направления для развития частного права в метавселенной.
Ключевые слова: метавселенная, №Г, цифровое (виртуальное) имущество, смарт-контракт, сделки в метавселенной, предпринимательская деятельность в условиях метавселенной.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PRIVATE LAW RELATIONS
МЕТАВСЕЛЕННОЙ
IN THE METAVERSE
Annotation: the metaverse is the next step in the development of the Internet and, accordingly, the next step in the development of private law relations. To date, some prototypes of the metaverse already exist and are successfully functioning, but there is no legal regulation of the economic metaverse turnover of digital goods. In this paper, the author suggests some of the most important directions for the development of private law in the metaverse.
Key words: metaverse, NFT, digital (virtual) property, smart contract, transactions in the metaverse, entrepreneurial activity in the metaverse.
Первое, на что стоит обратить внимание в рамках данной работы, касается понимания того, что представляет собой метавселенная. Метавселенная в самом общем виде это особое онлайн-пространство (подобие онлайн-игры в режиме реального времени), где пользователи взаимодействуют друг с другом или цифровой инфраструктурой для удовлетворения разнообразных потребностей. Например, встреча с друзьями и близкими, просмотр новинок киноиндустрии, получение прибыли и др. Касаемо последнего, нельзя не отметить, что в современных реалиях это возможно - это позволяет выполнить, в частности, известный прототип метавселенной «Decentraland».
Процесс получения прибыли следующий. Лицо, имея реальную валюту (рубль, юань, доллар и др.), преобразует её в криптовалюту эфириум через криптобиржу, а затем в валюту метавселенной посредством сервиса Metamask (в метавселенной «Decentraland» валюта именуется как «mana»). В дальнейшем пользователь имеет возможность преумножить «mana» и конвертировать её обратно в реальные денежные средства. Преумножение валюты в метавселенной осуществляется по большей степени через заключение сделки в отношении разнообразных цифровых благ (недвижимость, продукты NFT, осуществление цифровых услуг и др.). В целом можно сказать, что в
ближайшие 5-10 лет многие виды предпринимательской деятельности будут дислоцироваться в метевселенной.
Для целей обеспечения развития экономического оборота цифровых благ в метавселенной требуется надежная правовая база. По мнению автора настоящей работы, наиболее важными направлениями развития в данной области будут являться следующие.
1. Правовое регулирование сделок. Заключение сделки - это одно из оснований возникновения договорных обязательств. На протяжении всей истории договорным обязательствам отводилась большая роль в частноправовом регулировании. В древнеримском государстве была выработана концепция, по которой предполагалось, что регулирование договорного права должно строиться на началах свободы [1, с. 18-22]. Именно в тот период времени зародилась идея о важности принципа свободы договора, что имеет не только правовое, но и экономическое значение. Эта мысль актуальна и в настоящее время в российской [2, с. 50-53] и зарубежной [3, с. 318-320] науке.
Интересный парадокс. Отсутствие правового регулирования сделок в метавселенной не является препятствием для заключения таких сделок. На сегодняшний день эти сделки заключаются с помощью смарт-контракта. В доктрине отмечается, что смарт-контракт - это стандартный договор, главная особенность которого выражается в форме его представления (цифровой форме) [4, с. 102-103]. Несмотря на все положительные аспекты смарт-контракта нельзя сказать, что эта концепция полностью вписывается в метавселенную. Это связано, в частности, с предпринимательскими договорами, а также вопросами выражения воли через цифровую форму [5].
Следовательно, требуется обеспечить достойное правовое регулирование сделок в условиях метавселенной. Основа такого регулирования будет строиться на принципах свободы договора и добросовестности. В качестве ориентиров предлагаются следующие акты: Принципы УНИДРУА, Германское
275
гражданское уложение, а также Гражданский кодекс КНР, которые с недавнего времени следует считать еще одним эталоном цивилистики [6, с. 257-258].
2. Второе направление для правового развития связано с интеллектуальной собственностью. Речь идёт о возможности признать имущественные виды №Г в качестве результатов интеллектуальной деятельности. В доктрине высказывается мнение, что №Г нельзя относить к праву интеллектуальной собственности, поскольку по своей сущности №Г -это не более чем утилитарное цифровое право [7, с. 74.]. По мнению автора настоящей работы, данная точка зрения является не совсем правильной. Если обозначить №Г исключительно как утилитарный токен, то возникает закономерный вопрос - как с точки зрения права следует классифицировать виртуальное имущество, доступ к которому осуществляется с помощью №Г?
Как представляется, было бы правильнее указать на двойственную природу №Г. С одной стороны, №Г - это цифровой код (утилитарный токен), хранящийся в блокчейне, подтверждающий факт владения. С другой стороны, №Г, в то же время, - это конкретное виртуальное имущество (№Г-автомобиль, №Г-обувь и др.). В отношении №Г как цифрового кода вопросов не возникает, поскольку блокчейн функционирует автономно. Значительно интереснее выглядит вопрос об №Г как виртуальном имуществе. Ни в коем случае нельзя отрицать, №Г как имущество создаётся посредством творческого труда тот или иного субъекта.
Исходя из вышеописанного, надо полагать, что №Г следовало бы включить в регулирование вопросов права интеллектуальной собственности. Вопрос заключается в том, к какой области права интеллектуальной собственности относиться №Г. Говоря об №Г-картинах, то целесообразно этот вид включить в авторское право. В данном случае проблем не возникает. Значительно сложнее дело обстоит с другими видами №Г (например, №Г-автомобиль). Как представляется, главный вопрос, на который стоит ответить -это какие именно виды имущественного №Г есть? Можно ли допустить,
276
например, существование №Г-недвижимости? Будет ли оно защищаться правом интеллектуальной собственности или нет? Ответы на эти и некоторые другие вопросы дадут ясность в отношении развития нового цифрового права интеллектуальной собственности.
3. Третье направление связано не с материальным, а с процессуальным правом. Речь идёт о порядке разрешения споров. По мнению автора настоящей работы, это направление для частноправового развития метавселенной является наиболее важным, так как стабильное функционирование материального права невозможно представить без процессуального права. Выше говорилось о том, что основу регулирования сделок в метавселенной будут составлять добросовестность и свобода договора. Поскольку данные категории являются абстрактными, то их оценка - это задача процессуального права. Таже процессуальное право в метавселенной позволит добиться соблюдение прав авторов и иных лиц на №Г.
Таким образом, требуется создать особый порядок разрешения частноправовых споров в метавселенной. В данном случае следует руководствоваться тем обстоятельством, что для пользователей было бы удобно, если процесс разрешения споров отвечал бы требованиям качества и непродолжительности. В качестве ориентира для разработки этих процессуальных положений предлагается усовершенствовать порядок разрешения споров, осуществляемого на известной криптобирже «Втапсе».
По мнению автора данной работы, для реализации указанных выше направлений (можно выделить и другие) требуется разработка единого общемирового правового акта, который упорядочил бы регулирование частноправовых отношений в метавселенной. Наиболее подходящим выражением этого акта является пользовательское соглашение.
Список литературы:
вопросы российской юстиции выпуск № 20
1. Черниловский З.М.. Римское частное право. - М.: Проспект, 2001. - 224
с.
2. Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420-453 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 2.0] / Отв. ред. А. Г. Карапетов. - Москва : М-Логос, 2020. - 1425 с.
3. Halberda J. The principle of good faith and fair dealing in English contract law // Правоведение. 2020. Т. 64, № 3. С. 312-325.
4. Белых В. С., Болобонова М. О. Проблемы правового регулирования смарт-контрактов в России // Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: коллектив моногр. / отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. С. 97116.
5. Ситников М.С. К вопросу о перспективах использования смарт-контракта в условиях метавселенной [Электронный ресурс] // URL: https://conf.siblu.ru/k-voprosu-o-perspektivah-ispolzovaniya-smart-kontrakta-v-usloviyah-metavselennoy (дата обращения: 10.07.2022 года).
6. Ситников М.С. Принцип добросовестности в договорном праве России, Китая и Японии // Актуальные проблемы частного права в Российской Федерации : Сборник статей V ежегодной Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Симферополь, 08 апреля 2022 года. -Симферополь: Институт "Таврическая Академия" федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского", 2022. - 356 с. с. 255-260.
7. Емельянов Д.С., Емельянов И.С. Невзаимозаменяемые токены (NFT) как самостоятельный объект правового регулирования // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2021. N 10. С. 71 - 76.